The history of the Kuril problem

The disputes over the four South Kuril Islands, which currently belong to the Russian Federation, have been going on for quite some time. As a result of agreements and wars signed at different times, this land passed from hand to hand several times. Currently, these islands are the cause of the unresolved territorial dispute between Russia and Japan.

Discovery of islands


The question of opening the Kuril Islands is controversial. According to the Japanese side, the Japanese were the first to set foot on island land in 1644. The map of that time with the notation “Kunashiri”, “Etorofu” and others printed on it was carefully preserved in the National Museum of Japan stories. But the Japanese pioneers, the Japanese believe, first came to the Kuril chain only in the time of Tsar Peter I, in 1711, and on the Russian map of 1721, these islands are called the “Japanese Islands”.

But in reality the situation is different: first, the first information about the Kuriles (from the Ainu language - “kuru” means “a person who came out of nowhere”) was received by the Japanese from the local people of the Ainu (the oldest non-Japanese population of the Kuriles and the Japanese islands) Hokkaido in 1635 year. And the Japanese themselves did not make it to the Kuril lands themselves due to constant conflicts with the local population.

It should be noted that the Ainu were hostile to the Japanese, and the Russians were initially treated well, considering them to be their “brothers”, because of the similarity in the appearance and methods of communication between Russians and small nations.

Secondly, the Kuril Islands was discovered by the Dutch expedition of Maarten Gerritsen de Vries (Vries) in 1643, the Dutch were looking for so-called. "Golden Lands". The Dutch did not like the land, and they sold a detailed description of them, a map to the Japanese. It was on the basis of Dutch data that the Japanese made their maps.

Thirdly, the Japanese at that time did not own not only the Kuriles, but even Hokkaido, only on its southern part was their stronghold. The Japanese began the conquest of the island at the beginning of the 17 century, and the struggle against the Ainu went on for two centuries. That is, if the Russians were interested in expansion, then Hokkaido could become a Russian island. This was facilitated by the good attitude of the Ainu towards the Russians and their hostility towards the Japanese. There are records about this fact. The Japanese state of that time did not officially consider itself a sovereign not only of Sakhalin and the Kuril lands, but also of Hokkaido (Matsumae), as the head of the Japanese government Matsudaira confirmed in his circular letter during the Russian-Japanese border and trade talks in 1772.

Fourth, Russian explorers visited the islands before the Japanese. In the Russian state, the first mention of the Kuril lands refers to 1646, when Nekhoroshko Ivanovich Kolobov gave an account to Tsar Alexei Mikhailovich about the campaigns of Ivan Yuryevich Moskvitin and told about bearded Ainas inhabiting the Kurils. In addition, the first Russian settlements in the Kuriles of the time are reported in the Dutch, Scandinavian and Germanic medieval chronicles and maps. The first reports of the Kuril lands and their inhabitants reached the Russians in the middle of the XVII century.

In 1697, during the expedition of Vladimir Atlasov to Kamchatka, new information about the islands appeared, the Russians explored the islands to Simushir (an island of the middle group of the Great Kuril Islands).

XVIII century

Peter I knew about the Kuril Islands, in 1719, the king sent a secret expedition to Kamchatka under the leadership of Ivan Mikhailovich Evreinov and Fyodor Fedorovich Luzhin. The marine surveyor Evreinov and the surveyor-cartographer Luzhin had to determine whether there is a strait between Asia and America. The expedition reached Simushir Island in the south and swore the locals and rulers to the Russian state.

In 1738-1739, the explorer Martyn Petrovich Shpanberg (Dane by origin) walked along the entire Kuril ridge, plotted all the islands encountered, including the entire Malaya Kuril ridge (these are 6 of large islands and a number of small islands that are separated from the Great Kuril South ridge -Kuril Strait). He explored the land up to Hokkaido (Matsumai), swearing in local Ainu rulers to the Russian state.

Later, the Russians avoided sailing to the southern islands, settling in the northern territories. Unfortunately, at this time there were abuses against the Ainu, not only by the Japanese, but also by the Russians.

In 1771, the Small Kuril Ridge was withdrawn from Russia and passed under the protectorate of Japan. To correct the situation, the Russian authorities sent a nobleman Antipin with a translator Shabalin. They were able to persuade the Ainu to restore Russian citizenship. In the 1778-1779 years, the Russian envoys brought more than 1,5 thousand people from Iturup, Kunashir, and even Hokkaido into citizenship. In 1779, Catherine II freed those who accepted Russian citizenship from all taxes.


In 1787, in the “Spacious Land Painting of the Russian State ...” a list of the Kuril Islands up to Hokkaido-Matsumai was given, whose status has not yet been determined. Although the Russians did not control the lands south of the island of Urup, the Japanese were active there.

In 1799, by decree of seyi-taysegun Tokugawa Ienari, he headed the Shogunat Tokugawa, two outposts were built on Kunashir and Iturup, and permanent garrisons were stationed there. Thus, the Japanese military method secured the status of these territories as part of Japan.

The history of the Kuril problem

Space image of the Small Kuril Ridge

Contracts

In 1845, the Japanese Empire unilaterally announced its authority over all Sakhalin and the Kuril ridge. This naturally caused a violent negative reaction from the Russian emperor Nicholas I. But, the Russian Empire did not have time to take measures, prevented by the events of the Crimean War. Therefore, it was decided to make concessions and not bring the matter to war.

7 February The first diplomatic agreement between Russia and Japan was concluded on 1855 - Shimoda agreement. He was signed by Vice-Admiral E. V. Putiatin and Tosiakira Kawaji. According to the 9 article of the treatise, "a permanent peace and sincere friendship between Russia and Japan" was established. Japan moved the islands away from Iturup and to the south, Sakhalin was declared a joint, indivisible possession. Russian in Japan received consular jurisdiction, Russian ships received the right to enter the ports of Shimoda, Hakodate, and Nagasaki. The Russian empire received the most favored treatment in trade with Japan and received the right to open consulates in the open ports of Russia. That is, on the whole, especially considering the difficult international position of Russia, the treaty can be assessed positively. Since 1981, the Japanese have been celebrating the day of the signing of the Simoda Treaty as the “Day of the Northern Territories”.

It should be noted that in fact the Japanese got the right to the “Northern Territories” only for “permanent peace and sincere friendship between Japan and Russia”, the most favored mode in trade relations. Their further actions de facto annulled this agreement.

Initially, the Shimoda agreement on joint ownership of Sakhalin Island was more beneficial for the Russian Empire, which was actively colonizing the territory. The Japanese empire did not have a good fleet, so at that time it did not have such an opportunity. But later the Japanese began to intensively settle the territory of Sakhalin, and the question of its ownership began to become more and more controversial and acute. The contradictions between Russia and Japan were resolved by the signing of the St. Petersburg Treaty.

St. Petersburg Treaty. It was signed in the capital of the Russian Empire on April 25 (May 7) 1875. Under this agreement, the Japanese Empire transferred Sakhalin to Russia in full ownership, and in exchange received all the islands of the Kuril Ridge.


St. Petersburg Treaty of 1875 (Archive of the Ministry of Foreign Affairs of Japan).

As a result of the Russo-Japanese War of 1904-1905 and Portsmouth Peace Treaty 23 August (5 September) 1905, the Russian Empire, according to the 9 article of the agreement, ceded the south of Sakhalin to Japan, south of 50 degrees north latitude. The 12 article was an agreement to conclude a Japanese fishing convention along the Russian shores of the Sea of ​​Japan, the Sea of ​​Okhotsk and the Bering Sea.

After the death of the Russian Empire and the beginning of foreign intervention, the Japanese occupied North Sakhalin, participated in the occupation of the Far East. When the Bolshevik Party won the Civil War, Japan did not want to recognize the USSR for a long time. Only after the Soviet authorities in 1924 annulled the status of the Japanese consulate in Vladivostok and in the same year the USSR recognized the United Kingdom, France and China, did the Japanese authorities decide to normalize relations with Moscow.

Beijing Treaty. 3 February The official negotiations of the USSR and Japan began in Beijing in 1924. Only 20 January 1925 was signed the Soviet-Japanese Convention on the basic principles of relations between countries. The Japanese pledged to 15 May 1925, to withdraw their forces from the territory of Northern Sakhalin. The declaration of the USSR government, which was attached to the convention, emphasized that the Soviet government did not share with the former government of the Russian Empire political responsibility for signing the Portsmouth Peace Treaty of 1905. In addition, the convention enshrined the agreement of the parties that all agreements concluded between Russia and Japan before 7 November 1917 of the year, treaties and conventions, except for the Portsmouth Peace Treaty, should be revised.

In general, the USSR made big concessions: in particular, Japanese nationals, companies and associations were granted the rights to exploit natural raw materials throughout the entire Soviet Union. 22 July 1925 of the year a contract was signed for the coal concession to the Japanese Empire, and 14 of December 1925 of the year the oil concession on North Sakhalin was signed. Moscow agreed to this agreement in order to stabilize the situation in the Russian Far East in this way, since the Japanese supported the White Guards outside the USSR. But in the end, the Japanese began to systematically violate the convention, create conflict situations.

In the course of the Soviet-Japanese negotiations, which took place in the spring of 1941 on the occasion of the conclusion of a neutrality agreement, the Soviet side raised the question of liquidating Japan’s concessions on northern Sakhalin. The Japanese gave their written consent to this, but they delayed the implementation of the agreement during 3 years. Only when the USSR began to prevail over the Third Reich, did the Japanese government fulfill the agreement given earlier. Thus, 30 in March 1944 in Moscow signed a Protocol on the destruction of Japanese oil and coal concessions on North Sakhalin and the transfer to the Soviet Union of all Japanese concession property.

11 February 1945 year at the Yalta Conference the three great powers — the Soviet Union, the United States, and the United Kingdom — reached an oral agreement on the entry of the USSR into the war with the Japanese empire on the terms of its return to Southern Sakhalin and the Kuril Ridge after World War II.

In the Potsdam Declaration from 26 on July 1945, it was said that Japanese sovereignty would be limited only to the islands of Honshu, Hokkaido, Kyushu, Shikoku and other smaller islands, which would indicate the winning countries. The Kuril Islands were not mentioned.

After the defeat of Japan, January 29, 1946, by Memorandum No. 677, Commander-in-Chief of the Allied Powers, American General Douglas MacArthur excluded the Chisima Islands (the Kuril Islands), the Khabomadze Islands (Habomai), and Sikotan (Shikotan) Islands from Japanese territory.

According to San Francisco Peace Treaty from 8 September 1951, the Japanese side waived all rights to South Sakhalin and the Kurile Islands. But the Japanese claim that Iturup, Shikotan, Kunashir and Habomai (the islands of the Small Kuril Ridge) were not part of the Chisima Islands (the Kuril Islands) and they did not refuse them.


Negotiations in Portsmouth (1905) - from left to right: from the Russian side (the furthest part of the table) - Plunson, Nabokov, Witte, Rosen, Korostovets.

Further agreements

Joint declaration. October 19 1956, the Soviet Union and Japan adopted a Joint Declaration. The document stopped the state of war between the countries and restored diplomatic relations, and also spoke of Moscow’s consent to the transfer of the Japanese side to the islands of Habomai and Shikotan. But they should have been transferred only after the signing of a peace treaty. However, Japan was later forced to refuse to sign a peace treaty with the USSR. The United States threatened the Japanese not to give up Okinawa and the entire Ryukyu archipelago if they abandoned their claims to the other islands of the Lesser Kuril Ridge.

After Tokyo signed an Agreement on Interaction and Security with Washington in January 1960, extending the American military presence on the Japanese islands, Moscow said it was refusing to consider transferring the islands to the Japanese side. The statement was justified by the issue of security of the USSR and China.

In 1993, the year was signed Tokyo Declaration about the Russian-Japanese relations. It said that the Russian Federation is the assignee of the USSR and recognizes the 1956 agreement of the year. Moscow has expressed willingness to begin negotiations on the territorial claims of Japan. In Tokyo, it was rated as a sign of the coming victory.

In 2004, the head of the Russian Ministry of Foreign Affairs, Sergei Lavrov, made a statement that Moscow recognizes the 1956 Declaration of the Year and is ready to negotiate a peace treaty based on it. In the 2004-2005 years, this position was confirmed by Russian President Vladimir Putin.

But the Japanese insisted on the transfer of 4 islands, so the issue was not resolved. Moreover, the Japanese gradually increased their pressure, so, in 2009, the head of the Japanese government at a government meeting called the Little Kuril chain "illegally occupied territories". In 2010-the beginning of 2011, the Japanese were so “enraged” that some military experts began to talk about the possibility of a new Russian-Japanese war. Only the spring natural disaster - the consequences of a tsunami and a terrible earthquake, the accident at the Fukushima nuclear power plant - cooled Japan’s ardor.

As a result, loud statements by the Japanese led to the fact that Moscow declared that the islands are the territory of the Russian Federation legally following the Second World War, this is enshrined in the UN Charter. And Russian sovereignty over the Kuriles, which has the relevant international legal confirmation, is beyond doubt. Plans were also announced for developing the economy of the islands and strengthening Russia's military presence there.



Strategic importance of the islands

- The economic factor. The islands are economically underdeveloped, but there are deposits of valuable and rare-earth metals on them - gold, silver, rhenium, titanium. The waters are rich in bioresources, the seas that wash the shores of Sakhalin and the Kuril Islands are among the most productive areas of the World Ocean. Of great importance are the shelves where hydrocarbon deposits are found.

- The political factor. The concession of the islands will sharply lower the status of Russia in the world, there will be a legal opportunity to reconsider other results of the Second World War. For example, they may demand to give the Kaliningrad region of Germany or part of Karelia in Finland.

- The military factor. The transfer of the islands of the South Kuril ridge will provide the Navy of Japan and the USA free access to the Sea of ​​Okhotsk. It will allow our potential adversaries to exercise control over strategically important pouring zones, which will sharply worsen the capabilities of the deployment of the forces of the Pacific Fleet of the Russian Federation, including nuclear submarines with intercontinental ballistic missiles. This will be a strong blow to the military security of the Russian Federation.

Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

22 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

История курильской проблемы

Споры о четырех Южно-Курильских островах, принадлежащих в настоящее время Российской Федерации, ведутся уже довольно давно. Эта земля в результате подписанных в разное время соглашений и войн переходила из рук в руки несколько раз. В настоящее время эти острова являются причиной нерешённого территориального спора между Россией и Японией.

Открытие островов


Вопрос об открытии Курильских островов является спорным. По утверждению японской стороны, японцы первыми ступили на землю островов в 1644 году. Карта того времени с нанесенными на нее обозначениями - «Кунасири», «Эторофу» и др. бережно сохранена в Национальном музее японской истории. А русские первопроходцы, считают японцы, впервые пришли на Курильскую гряду только во времена царя Петра I, в 1711 году, и на русской карте 1721 года эти острова названы «Острова японские».

Но в реальности дело обстоит иначе: во-первых, первую информацию о Курилах (с языка айнов - «куру» означает «человек, пришедший ниоткуда») японцы получили от местных жителей айнов (древнейшее неяпонские население Курил и Японских островов) в ходе экспедиции на Хоккайдо в 1635 году. Причём до самих Курильских земель японцы из-за в постоянных конфликтов с местным населением не добрались.

Надо отметить, что айны были враждебны японцам, а к русским первоначально относились хорошо, считая их своими «братьями», из-за сходства во внешнем облике и методов общения русских с малыми народами.

Во-вторых, Курильские острова открыла голландская экспедиция Маартена Герритсена де Фриса (Фриза) в 1643 году, голландцы искали т. н. «Золотые земли». Голландцам земли не приглянулись, и они продали подробное их описание, карту японцам. Именно на основе голландских данных японцы и составили свои карты.

В-третьих, японцы в то время не владели не только Курилами, но и даже Хоккайдо, только на его южной части был их опорный пункт. Японцы начали завоевание острова в начале 17 столетия, и борьба с айнами шла два столетия. То есть, если бы русские были заинтересованы в экспансии, то Хоккайдо мог стать русским островом. Это облегчалось хорошим отношением айнов к русским и их враждой к японцам. Об этом факте есть и записи. Японское государство того времени официально не считало себя сувереном не только Сахалина и Курильских земель, но и Хоккайдо (Мацумаэ) - это подтвердил в своем циркуляре глава правительства Японии Мацудайра в ходе русско-японских переговорах о границе и торговле в 1772 году.

В-четвертых, русские исследователи побывали на островах раньше японцев. В Российском государстве первое упоминание о Курильских землях относится к 1646 году, когда Нехорошко Иванович Колобов дал отчёт царю Алексею Михайловичу о походах Ивана Юрьевича Москвитина и рассказал о населяющих Курилы бородатых айнах. Кроме того, о первых русских поселениях на Курилах того времени сообщают голландские, скандинавские и германские средневековые хроники и карты. Первые сообщения о Курильских землях и об их жителях дошли до русских ещё в середине XVII века.

В 1697 году в ходе экспедиции Владимира Атласова на Камчатку появились новые сведения об островах, русские исследовали острова до Симушира (остров средней группы Большой гряды Курильских островов).

XVIII век

Пётр I знал о Курильских островах, в 1719 году царь отправил на Камчатку секретную экспедицию под руководством Ивана Михайловича Евреинова и Фёдора Фёдоровича Лужина. Морской геодезист Евреинов и геодезист- картограф Лужин должны были определить, есть ли между Азией и Америкой пролив. Экспедиция дошла на юге до острова Симушир и привела местных жителей и правителей к присяге Российскому государству.

В 1738-1739 годах мореплаватель Мартын Петрович Шпанберг (по происхождению датчанин) прошёл вдоль всей Курильской гряды, нанёс все встреченные острова на карту, в том числе всю Малую Курильскую гряду (это 6 больших и ряд мелких островов, которые отделены от Большой Курильской гряды Южно-Курильским проливом). Он исследовал земли вплоть до Хоккайдо (Мацумая), приводя местных айнских правителей к присяге Российскому государству.

В дальнейшем русские избегали плаваний к южным островам, осваивали северные территории. К сожалению, в это время отмечены злоупотребления в отношении айнов не только со стороны японцев, но и со стороны русских.

В 1771 году Малая Курильская гряда была выведена из состава России и перешла под протекторат Японии. Российскими властями, чтобы исправить положение, были посланы дворянин Антипин с переводчиком Шабалиным. Они смогли склонить айнов к восстановлению российского подданства. В 1778-1779 годы русские посланники привели в подданство более 1,5 тыс. человек с Итурупа, Кунашира и даже Хоккайдо. В 1779 году Екатерина II освободила принявших российское подданство от всех податей.

В 1787 году в «Пространном землеописании Российского государства…» был приведён список Курильских островов вплоть до Хоккайдо-Мацумая, статус которого ещё не был определён. Хотя земли южнее острова Уруп русские не контролировали, там действовали японцы.

В 1799 году по указу сэйи-тайсёгуна Токугава Иэнари, он возглавлял Сёгунат Токугава, на Кунашире и Итурупе были построены два форпоста, там разместили постоянные гарнизоны. Таким образом, японцы военным методом закрепили статус этих территорий в составе Японии.

История курильской проблемы

Космический снимок Малой Курильской гряды

Договора

В 1845 году Японская империя в одностороннем порядке сообщила о своей власти над всем Сахалином и Курильской грядой. Это естественно вызвало бурную негативную реакцию со стороны российского императора Николая I. Но, принять меры Российская империя не успела, помешали события Крымской войны. Поэтому, было принято решение пойти на уступки и не доводить дело до войны.

7 февраля 1855 года было заключено первое дипломатическое соглашение между Россией и Японией - Симодский договор. Его подписали вице-адмирал Е. В. Путятин и Тосиакира Кавадзи. Согласно 9-й статье трактата устанавливался «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». Японии отошли острова от Итурупа и южнее, Сахалин объявили совместным, нераздельным владением. Русские в Японии получили консульскую юрисдикцию, русские корабли получили право заходить в порты Симода, Хакодатэ, Нагасаки. Российская империя получала режим наибольшего благоприятствования в торговле с Японией и получила право открыть консульства в открытых для русских портах. То есть, в целом, особенно учитывая тяжёлое международное положение России, договор можно оценить положительно. С 1981 года японцы именно день подписания Симодского договора отмечают как «День северных территорий».

Надо отметить, что фактически японцы получили право на «Северные территории» только за «постоянный мир и искреннюю дружбу между Японией и Россией», режим наибольшего благоприятствования в торговых отношениях. Их дальнейшие действия де-факто аннулировали это соглашение.

Первоначально положение Симодского договора о совместном владении островом Сахалин было более выгодно для Российской империи, которая вела активную колонизацию этой территории. Японская империя не имела хорошего флота, поэтому в то время не имела такой возможности. Но позже японцы начали усиленно заселять территорию Сахалина, и вопрос о его принадлежности стал приобретать все более спорный и острый характер. Противоречия России и Японии были решены подписанием Санкт-Петербургского договора.

Санкт-Петербургский договор. Его подписали в столице Российской империи 25 апреля (7 мая) 1875 года. По этому соглашению Японская империя передавала Сахалин России в полную собственность, а в обмен получала все острова Курильской гряды.


Санкт-Петербургский договор 1875 года (Архив МИД Японии).

В результате русско-японской войны 1904-1905 годов и Портсмутскому мирному договору 23 августа (5 сентября) 1905 года Российская империя, согласно 9-й статье соглашения, уступила Японии юг Сахалина, южнее 50 градуса северной широты. В 12 статье было соглашение о заключении конвенции по рыбной ловле японцами вдоль русских берегов Японского, Охотского и Берингова морей.

После гибели Российской империи и начала иностранной интервенции японцы оккупировали Северный Сахалин, участвовали в оккупации Дальнего Востока. Когда партия большевиков одержала победу в Гражданской войне, Япония долго не хотела признавать СССР. Только после того как советские власти в 1924 году аннулировали статус японского консульства во Владивостоке и в этом же году СССР признали Великобритания, Франция и Китай, японские власти решили нормализовать отношения с Москвой.

Пекинский договор. 3 февраля 1924 года в Пекине начались официальные переговоры СССР и Японии. Только 20 января 1925 года была подписана советско-японская конвенция об основных принципах взаимоотношений между странами. Японцы обязались к 15 мая 1925 года вывести свои силы с территории Северного Сахалина. В декларации правительства СССР, которая была приложена к конвенции, подчеркивалось, что советское правительство не разделяет с бывшим правительством Российской империи политическую ответственность за подписание Портсмутского мирного договора 1905 года. Кроме того, в конвенции было закреплено соглашение сторон, что все заключённые между Россией и Японией до 7 ноября 1917 года соглашения, договоры и конвенции, кроме Портсмутского мирного договора, должны быть пересмотрены.

В целом, СССР пошёл на большие уступки: в частности, японским подданным, компаниям и ассоциациям были предоставлены права на эксплуатацию сырьевых естественных богатств на всей территории Советского Союза. 22 июля 1925 года был подписан контракт о предоставлении Японской империи угольной концессии, а 14 декабря 1925 года — нефтяной концессии на Северном Сахалине. Москва пошла на это соглашение, чтобы стабилизировать таким образом ситуацию на российском Дальнем Востоке, т. к. японцы поддерживали белогвардейцев за пределами СССР. Но в итоге японцы стали систематически нарушать конвенцию, создавать конфликтные ситуации.

В ходе советско-японских переговоров, которые прошли весной 1941 года по поводу заключения договора о нейтралитете, советской стороной был поставлен вопрос о ликвидации концессий Японии на Северном Сахалине. Японцы дали на это своё письменное согласие, но оттягивали выполнение соглашения в течение 3 лет. Только когда СССР стал одерживать верх над Третьим рейхом, японское правительство пошло на выполнение данного раньше соглашения. Так, 30 марта 1944 года в Москве подписали Протокол об уничтожении японской нефтяной и угольной концессий на Северном Сахалине и передаче Советскому Союзу всего концессионного имущества японцев.

11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции три великие державы - Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания - достигли устной договорённости о вступлении СССР в войну с Японской империей на условиях возвращения ему после окончания Второй мировой войны Южного Сахалина и Курильской гряды.

В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года говорилось, что японский суверенитет будет ограничен только островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и другими более мелкими островами, которые укажут страны победители. Курильские острова не упоминались.

После разгрома Японии, 29 января 1946 года Меморандумом № 677 Главнокомандующего Союзных Держав американским генералом Дугласом Макартуром из японской территории были исключены острова Тисима (Курильские острова), группа островов Хабомадзе (Хабомаи) и остров Сикотан (Шикотан).

Согласно Сан-Францисскому мирному договору от 8 сентября 1951 года, японская сторона отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Но японцы утверждают, что Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (острова Малой Курильской гряды) в состав островов Тисима (Курильских островов) не входили и от них они не отказывалась.


Переговоры в Портсмуте (1905) — слева направо: с русской стороны (дальняя часть стола) — Плансон, Набоков, Витте, Розен, Коростовец.

Дальнейшие соглашения

Совместная декларация. 19 октября 1956 года Советский Союз и Япония приняли Совместную декларацию. Документ прекращал состояние войны между странами и восстанавливал дипломатические отношения, а также говорил о согласии Москвы на передачу японской стороне островов Хабомаи и Шикотан. Но их должны были передать только после подписания мирного договора. Однако позже Япония была вынуждена отказаться от подписания мирного договора с СССР. Соединенные Штаты пригрозили японцам не отдать Окинаву и весь архипелаг Рюкю, если они откажутся от претензий на другие острова Малой Курильской гряды.

После того как в январе 1960 года Токио подписал с Вашингтоном Договор о взаимодействии и безопасности, продлив военное присутствие американцев на Японских островах, Москва заявила, что отказывается рассматривать вопрос о передаче островов японской стороне. Заявление было обосновано вопросом безопасности СССР и Китая.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях. В ней говорилось, что РФ – это правопреемник СССР и признаёт соглашение 1956 года. Москва выразила готовность начать переговоры по поводу территориальных претензий Японии. В Токио это оценили как признак грядущей победы.

В 2004 году глава Министерства иностранных дел РФ России Сергей Лавров сделал заявление о том, что Москва признаёт Декларацию 1956 года и готова вести переговоры о заключении мирного договора на её основе. В 2004-2005 годах эту позицию подтвердил президент России Владимир Путин.

Но японцы настаивали на передаче 4 островов, поэтому вопрос не был решён. Причём постепенно японцы усиливали своё давление, так, в 2009 году глава правительства Японии на заседании правительства назвал Малую Курильскую гряду «незаконно оккупированными территориями». В 2010-начале 2011 года японцы настолько «раздухарились», что некоторые военные эксперты стали говорить о возможности новой русско-японской войны. Только весенняя природная катастрофа - последствия цунами и страшного землетрясения, авария на АЭС Фукусима - охладили пыл Японии.

В итоге громкие заявления японцев привели к тому, что Москва объявила, что острова являются территорией Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны, это закреплено в Уставе ООН. И российский суверенитет над Курилами, имеющий соответствующее международно-правовое подтверждение, сомнению не подлежит. Также были объявлены планы развития экономики островов и усиления там военного присутствия России.



Стратегическая важность островов

- Экономический фактор. Острова экономически малоразвиты, но на них есть залежи ценных и редкоземельных металлов – золота, серебра, рения, титана. Воды богаты биоресурсами, моря, которые омывают берега Сахалина и Курильских островов, являются одними из наиболее продуктивных областей Мирового океана. Большое значение имеют и шельфы, где найдены месторождения углеводородов.

- Политический фактор. Уступка островов резко понизит статус России в мире, возникнет юридическая возможность пересмотреть и другие итоги Второй мировой войны. К примеру, могут потребовать отдать Калининградскую область Германии или часть Карелии Финляндии.

- Военный фактор. Передача островов Южно-Курильской гряды обеспечит Военно-морским силам Японии и США свободный выход в Охотское море. Позволит нашим потенциальным противникам осуществлять контроль над стратегически важными проливными зонами, что резко ухудшит возможности развертывания сил Тихоокеанского флота РФ, включая АПЛ с межконтинентальными баллистическими ракетами. Это будут сильным ударом по военной безопасности РФ.

Автор:
Самсонов Александр
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

22 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти