Недосказанная история великой войны
В статье было довольно интересно рассказана история создания советских радиомин конструктором Владимиром Ивановичем Бекаури в «Остехбюро» в 20-х — 30-х годах 20-го века.
Кроме харьковской операции, кратко описывались несколько других, и заканчивалась она следующим образом: «Подобного оружия не было в немецкой армии ни перед войной, ни во время войны. Лишь осенью 1942 года немецким саперам удалось обнаружить одну такую мину. Ее отвезли в Германию и потратили больше года, чтобы скопировать советский образец. Несмотря на грозные приказы самого Гитлера, наладить производство радиофугасов фашистам не удалось.
При взятии Берлина нашим частям сдался в плен комендант города генерал Вейдлинг. Его допросили. Советских саперов интересовало, где в Берлине установлены мины замедленного действия и есть ли среди них радиоуправляемые. Гитлеровский генерал только развел руками:
— Кроме обычных противотанковых и противопехотных мин, мы в городе ничего не устанавливали. Времени не было, да и соответствующей техники не имели. Что касается радиофугасов, то тут русские инженеры далеко опередили наших».
Что тут скажешь, согласно этому повествованию, вот он, повод для гордости и ярчайший пример превосходства нашей промышленности и инженерной мысли над «сумрачным германским гением».
Ну, как говорится, прочел и прочел, погордился и отправил эту информацию в отдаленные участки памяти, так, про запас. Но в период службы удалось познакомиться с человеком, офицером инженерных войск, который как раз был спецом в области применения управляемых МВЗ, и во время нашей беседы, когда я стал по памяти цитировать вывод статьи, что СССР на голову превзошел Германию в области конструирования радиомин, то он остановил мой рассказ и разрушил всю ранее построенную систему вопросами: «Неужели ты считаешь, что СССР превосходил Германию в области радиотехники? Ты даже сейчас взгляни: чья радиотехника лучше? Поверь, не все так было просто, и наша страна победила умного, очень сильного противника, имевшего всё для победы».
И когда стали появляться различные статьи, посвященные этой теме, то стала вырисовываться картина, действительно очень отличная от той, что создавала советская пропагандистская машина, но НАМНОГО ТРАГИЧНЕЕ и ДИНАМИЧНЕЕ, а значит, ИНТЕРЕСНЕЕ.
Начнем с того, что Харьков не был первым пунктом, где были применены радиомины «Ф-10». 17 июля 1941 года три радиозаряда по 250 кг каждый с расстояния в 150 км были применены в посёлке Струги Красные Псковской области. 4 августа был подорван автомобильный мост в районе белорусского города Орша на трассе Минск — Москва. В городах же впервые их применили против финских войск в Выборге в августе-сентябре 1941 года, против немцев в Киеве в сентябре 1941 года, и в октябре 1941 года против румынских и немецких войск в Одессе. Что касается первых двух, то тут в полной мере применима русская поговорка «первые блины комом».
Операции были как разработаны, так и проведены очень спорно. Так, по их итогам противнику был нанесен некий вред. Но в Выборге, после успешного подрыва пары мостов и взрывов на ж.д. узле и в порту финские саперы не только нашли и обезвредили несколько мин, но и обнаружили брошенным один из комплектов такой мины. Первые радиомины удалось раскопать 28 августа у северной опоры моста на Каменногорск, и в гавани Выборга нашли неустановленную радиомину с целым взрывателем.
Блок управления объектной мины Ф-10 (слева) и дешифратор (выложен перед ним). Справа — аккумулятор, соединённый кабелем питания. Был брошен советскими минёрами и обнаружен в порту Выборга в августе 1941 года. Национальный музей связи Финляндии в Рийхимяки. Источник — pyro-csol.cz
Всего в Выборге было установлено 25 радиомин Ф-10 , содержавших от 120 до 4500 кг тротила. Из них 17 взорвались, а 8 удалось нейтрализовать и обезвредить, когда стало ясно, что мины приводятся в действие радиосигналом.
Финские офицеры и иностранные военные осматривают последствия разрушения от радиомины в захваченном Выборге. Справа японцы, в центре — шведы, крайний слева — подполковник итальянских ВВС. Сентябрь 1941 года. Источник — waralbum.ru
Руководил работами капитан Лаури Сутела (Lauri Sutela). Найденные устройства были отправлены в Хельсинки, проанализированы специалистами, и уже к 2 сентября 1941 года были изданы соответствующие инструкции по правилам обращения и нейтрализации советских радиомин.
Так, было выявлено, что в качестве радиосигналов используются довоенные паузовые музыкальные мелодии Харьковской и Минской широковещательных радиостанций (мелодии, которыми заполняется эфир между двумя радиопередачами). Финские специалисты подобрали мелодию, которая звучала в том же диапазоне звуковых частот. Ею оказалась мелодия карельского народного танца "Saekkijarven polkka". В течение двух месяцев (предельное время с полуторным запасом годности батарей радиомин) в Выборге на радиочастотах советских радиомин непрерывно звучала эта мелодия, передаваемая с армейских радиопередатчиков, которая искажала возможные радиосигналы советских радиопередатчиков, так как для срабатывания мины требовалось, чтобы взрыватель получил в течение 15 секунд 4 качественных сигнала в низких тонах. Кроме того, те же финны нашли еще два характерных недостатка мин «Ф-10», позволявших их обнаруживать. Это довольно громкий звук работы часового механизма, был в конструкции такой, позволявший через равные промежутки времени включать радиоприемник, для экономии электроэнергии и наличии 30-метровой антенны, которую закапывали на глубину не более 80 сантиметров, чтобы обеспечить нормальные условия приема. В результате стали использоваться команды «слухачей», которые с использованием несложной аппаратуры прослушивали подвальные помещения домов и окапывание исследуемых объектов траншеей глубиной около метра. К слову, чтобы не рисковать жизнями своих саперов, процесс окапывания «доверялся» нашим военнопленным, что является нарушением Женевской конвенции, но кто ж из «освободителей» обращал внимание на такие «мелочи»?
В Киеве же был разрушен исторический центр.
Сгоревший Крещатик. Киев, сентябрь 1941 года. Источник — thumbs.weltum.de
Погибло много местного населения, и немцам удалось обезвредить как минимум одну радиомину в полном комплекте.
Блок управления объектной мины Ф-10 без корпуса. Кадр из немецкого еженедельника Die Deutsche Wochenschau. Источник — waralbum.ru
Штабель ящиков со взрывчаткой и три мины Ф-10, вынесенные немецкими сапёрами в результате разминирования музея Ленина в Киеве. Сентябрь 1941 года. Источник — waralbum.ru
Захваченная мина позволила найти способ борьбы с ними как самостоятельно, так и благодаря информации, полученной от союзной финской армии.
Немецкие саперы выносят из подвала музея Ленина (сейчас Дом учителя, ул. Владимирская, 57) ящики аппаратуры управления радиомины "Ф-10"
Мало того, массовое применение мин «Ф-10» в сентябре 1941 показало немцам, что это может повториться в любом большом захваченном городе СССР. Что тут же было подтверждено взрывом в Одессе 22 октября, когда в 17 часов 35 минут от мощного взрыва взлетели на воздух правое крыло и центральная часть здания бывшего Одесского областного управления НКВД Украины на улице Энгельса (напротив парка Шевченко), где с 20 октября разместилась комендатура румынского военного гарнизона в Одессе. Под обломками оказалось 66 человек, включая 16 румынских и 4 немецких офицеров морского флота. Из-под развалин был извлечен, в частности, труп командира 10-й румынской дивизии генерала Глогожану (Ion Glogojanu), на которого была возложена функция коменданта одесского гарнизона.
Срочно были организованы команды противодействия. После несложного анализа стало понятно, что следующей точкой борьбы будет Харьков.
К сожалению, нет сведений, знало ли наше командование о том, что немцам уже известна тайна мин «Ф-10», скорее всего, да, так как в Харькове подготовка проводилась более тщательно. Тут, видимо, все же сыграл фактор времени. Известно, что к примеру, Киев фактически до последнего момента планировалось отстаивать более по политическим, чем по военным причинам, поэтому и времени оказалось слишком мало как на планирование, так и на осуществление плана минирования. В результате чего минирование происходило поспешно и иногда с нарушением режима секретности, да и как его было соблюсти при острой нехватке времени и сил.
В Выборге тоже времени было мало из-за быстроты продвижения финских войск. В Харькове же было время для подготовки, в период с 1 по 24 октября 1941 года, когда стало понятно, что удержать его нет возможности, был создан харьковский узел заграждений (УЗ). Фактически это был первый такой опыт по массовому минированию миллионного города с применением различных видов минно-взрывных и иных заграждений. Затем этот опыт был применен при создании похожих УЗ в Москве и Ленинграде. Были использованы различные типы мин, и не только с радиовзрывателем, что и способствовало более успешному ведению минной войны. Не стоит забывать, что в военном отношении борьба за Харьков имела больший смысл, чем за тот же Киев. Так, как фактически он был вторым по значимости после Москвы транспортным узлом, связывающим остальную часть СССР с Донбассом, Кавказом, портами Черного моря и центральной Украиной.
Общие итоги результатов Харьковского УЗ были подведены в ноябре 1943 года. По оценкам комиссии Главного инженерного управления РККА в пределах узла заграждений произошло 106 крушений воинских эшелонов, разрушено вторично 9 мостов, уничтожено 75 автомобилей, 3 танка, 20 конных повозок, разрушено 9 ангаров, убито и ранено 2300 солдат и офицеров, включая одного генерала. Кажется, не впечатляет, затрачено столько сил и средств, а результат… Но давайте посмотрим дальше.
Напомню, что Харьков долгое время был важнейшим транспортным узлом, и не только железнодорожным, но и автомобильным, и авиационным, а значит, имел сильно развитую инфраструктуру для обслуживания. И конечно, не стоит забывать о наличии сильной промышленности, в том числе и обороной в городе и в области.
Вот, например, харьковская нефтебаза, одна из крупнейших в СССР. Там было установлено 3 объектные мины по 45 кг у фундаментов трех наиболее крупных емкостей для горючего и 12 объектных мин с зарядами по 2 кг возле стенок менее крупных емкостей. Крупные мины были установлены на одинаковое время срабатывания, поскольку предполагалось, что возникший от взрывов этих цистерн пожар уничтожит и все остальные емкости.
Небольшие по заряду мины были установлены как дублирующие системы на тот случай, если от взрывов больших емкостей пожара не произойдет.
Для затруднения контрминных работ на территории базы было установлено 8 мин-ловушек и около 30 противопехотных мин.
На момент отхода советских войск все емкости нефтебазы были пусты. При обследовании нефтебазы в октябре 1943 года выявлены следы 12 взрывов и 3 отказавшие объектные мины (утечка электролита из взрывателей ЭХВ). При разминировании нефтебазы удалось разыскать 3 мины-ловушки из 8 и 10 противопехотных мин. Но главное, немцы нефтебазой НЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ, а значит, были вынуждены тратить силы и средства на создание более мелких перевалочных нефтебаз.
Далее, ко времени начала войны Харьков располагал четырьмя аэродромами:
— военный аэродром на северной окраине Харькова;
— аэродром Гражданского Воздушного Флота у ст. Основа;
— военный аэродром у п. Рогань;
— аэродром в г. Чугуеве.
Четыре больших аэродрома в момент наступления немецких войск, далеко не лишние. И до этого немцы использовали захваченные советские аэродромы чуть ли не с первых часов их захвата, что они и попытались осуществить и в Харькове, но…
Самым крупным аэродромом гражданского флота на южной окраине Харькова у ст. Основа, имеющим две перекрещивающиеся широкие бетонные взлетно-посадочные полосы, позволявшие посадку самолетов любых типов в любую погоду, обвалованные якорные стоянки для самолетов, несколько ангаров, многочисленные подсобные технические здания и помещения для личного состава, немцы не смогли воспользоваться до мая 1942 года.
Военный аэродром, на северной окраине Харькова, имеющий грунтовую полосу, немцы стали полноценно использовать только с января 1942 года.
Аэродром у п. Рогань. Аналогичен военному аэродрому, но имевший более развитую инфраструктуру, с авиаремонтными мастерскими и жилым городком для летно-технического состава. На нем в первые часы захвата были развернуты тыловые части Люфтвафе, но сразу после первых подрывов был ими покинут и не использовался до апреля 1942 года.
Чугуевский аэродром не использовался немцами до лета 1942 г. Обследованием в октябре 1943 установлены взрывы 30 объектных мин и 1 противотранспортной. 9 объектных мин разыскать не удалось. 19 противотранспортных мин, которые к этому времени уже были безопасны, были сняты советскими саперами в октябре-ноябре 1943 г.
Кроме того, удалось на время парализовать движение немецких колонн на участках автодорог Харьков-Красноград, Харьков-Богодухов, Харьков-Валки, Харьков-Полтава и Харьков-Чугуев, мало того, на наиболее важном все время оккупации движение было затрудненно. Несложно посмотреть на карту и понять, что на какое-то время Харьков для немцев был отрезан и не мог осуществлять функции автомобильного транспортного узла.
Менее эффективно оказалась борьба на железнодорожных магистралях, но и там удалось добиться остановки движения до нескольких недель, что негативно сказалось на темпах наступления немецких войск. Да и крушение 160 эшелонов никак нашим поражением не назвать.
То есть главную свою задачу — не дать полноценно использовать немецким войскам харьковский транспортный узел — удалось решить в полной мере.
Теперь о радиоминах, примененных в Харькове.
Удалось достоверно установить, что радиомины были установлены на следующим объектах:
1. Холодногорский виадук (объект № 1).
2. Усовский виадук (объект №2).
3. Железнодорожный мост (объект №9).
4. Отдельно стоящий дом по адресу ул. Дзержинского №17 (объект №5).
5. Здание штаба Харьковского военного округа (объект №12).
6. Диспетчерская с узлом связи аэродрома гражданского флота (объект №7).
В дальнейшем аэрофоторазведкой в ноябре 1941 и осмотром в феврале-марте 1943 было установлено, что 14 ноября взорвалась промежуточная опора (500 кг аммонита) Холодногорского виадука, заряд ВВ которой был соединен с устройством Ф-10. По неясным причинам не взорвались два заряда общей массой 700 кг аммонита, заложенные в береговые опоры и также соединенные с радиовзрывным устройством. Эти два заряда были изъяты советскими саперами в ноябре 1943 г. Очевидно, причиной отказа явился обрыв электровзрывной цепи.
В этот же день взорвался дом по ул. Дзержинского №17, где была установлена мина с зарядом 350 кг с тремя устройствами Ф-10.
Мину в Усовском виадуке немцы обнаружили и обезвредили еще 28 октября.
Также на следующий день (29 октября) они обнаружили и обезвредили мину в железнодорожном мосту.
Мина в штабе округа (600 кг) была нейтрализована службой радиоперехвата немцев. При окапывании здания штаба округа канавой немцами была обнаружена антенна радиомины, по которой они отыскали место ее установки. При попытке обезвреживания произошел взрыв мины-ловушки (погиб один немецкий сапер). Однако заряд мины немцам удалось извлечь. Факт срабатывания мины на харьковском аэродроме подтвердить не удалось, поскольку здание оказалось разрушенным при авианалетах.
Из немецких документов следует, что службе радиоперехвата удалось засечь и нейтрализовать следующие посылки радиосигналов:
Дата --- Частота сигнала (килогерц) --- Длительность сигнала (минут)
25.10.41 ------------- 530 ------------- 10
25.10.41 ------------- 585 ------------- 29
25.10.41 ------------- 585 ------------- 10
25.10.41 ------------- 585 ------------- 20
25.10.41 ------------- 611 ------------- 55
25.10.41 ------------- 647 ------------- 59
25.10.41 ------------- 647 ------------- 38
25.10.41 ------------- 647 ------------- 16
25.10.41 ------------- 647 ------------- 18
25.10.41 ------------- 647 ------------- 6
28.10.41 ------------- 528 ------------- 29
28.10.41 ------------- 528 ------------- 10
28.10.41 ------------- 528 ------------- 58
29.10.41 ------------- 538 ------------- 9
29.10.41 ------------- 538 ------------- 25
29.10.41 ------------- 730 ------------- 55
29.10.41 ------------- 392 ------------- 12
29.10.41 ------------- 392 ------------- 10
30.10.41 ------------- 374 ------------- 6
30.10.41 ------------- 583 ------------- 8
30.10.41 ------------- 583 ------------- 28
30.10.41 ------------- 585 ------------- 6
31.10.41 ------------- 585 ------------- 7
31.10.41 ------------- 523 ------------- 11
31.10.41 ------------- 523 ------------- 15
31.10.41 ------------- 523 ------------- 150
31.10.41 ------------- 635 ------------- 5
06.11.41 ------------- 416 ------------- 12
07.11.41 ------------- 533 ------------- 16
10.11.41 ------------- 528 ------------- 295
14.11.41 ------------- 407 ------------- 8
14.11.41 ------------- 407 ------------- 18
14.11.41------------- 533 ------------- 61
14.11.41------------- 535 ------------- 85
14.11.41 ------------- 583 ------------- 3
14.11.41 ------------- 583 ------------- 4
14.11.41------------- 647 ------------- 19
14.11.41------------- 407 ------------- 5
21.11.41------------- 532 ------------- 35
22.11.41------------- 407 ------------- 13
22.11.41------------- 407 ------------- 27
22.11.41 ------------- 532 ------------- 46
22.11.41 ------------- 532 ------------- 21
В немецких документах также указано, что 14 ноября 1941 станции перехвата принимали необычно мощные сигналы в частотах между 462 и 750 килогерц. Это совпадает с данными, приводимыми Стариновым и другими советскими участниками этих событий. 14 ноября сигналы на подрыв подавались с радиовещательной стационарной радиостанции в Воронеже.
Как видно из этого документа, наши спецы периодически меняли заранее установленные частоты, время подачи сигнала и его мощность, уже отлично понимая, что немцы проводят мероприятия по противоборству. И в результате 14 ноября были уничтожены и комендатура, и генерал Браун, но также стало понятно, что тактику применения радиомин надо менять, тем более что стали поступать непроверенные данные о возможном захвате немцами документов по устройству и боевому применению радиомин. Как же это произошло? Просто.
К 1941 году во всех стрелковых дивизиях в составе саперного батальона согласно штату №4/400-416 от 5 апреля 1941 г. имелся отдельный взвод прибора "Блок" в составе 1 командира (по-нынешнему офицера), 5 младших командиров (сержантов) и 28 красноармейцев. Не стоит, видимо, напоминать, что очень много советских дивизий сгорело в первые месяцы войны в различных «котлах». К слову, уже после войны эти данные подтвердились. В 1941 году сначала финнам удалось завладеть, частью документации, при разгроме в августе нашей 43 СД, а затем и немцы захватили полный комплект — во время разгрома Юго-Западного фронта. Так что спецы были вынуждены перейти к очаговому радиоминированию, отлично понимая, что всю линию фронта немецкие войска «заглушить» не смогут. Кроме того, было признано, что одним из главных условий успешного применения таких и иных взрывных ловушек является скрытность. Так, в Харькове работы по установке радиомин проводились силами отдельной роты РГК, куда были собраны лучшие спецы. В дальнейшем ряд успешных операций по применению радиомин было осуществлено под Москвой во время наступления немецких войск, когда под мостом через Истру взорвались два радиофугаса по 600 килограммов каждый. То же происходило в районе Туапсе, у Ржева, под Ростовом, Сталинградом. Из наиболее неуспешных стоит вспомнить провал в Керчи, когда все три установленные радиомины сначала были немцами блокированы, а затем найдены и извлечены.
Какие выводы можно сделать? Первое, конечно же, идеалистические взгляды на массовое применение радиоуправляемого оружия, которые существовали у нас в 20 и 30-е годы. Столкнувшись с реалиями жизни, они быстро сошли на нет. Не появилось в небе сотен радиоуправляемых самолетов, ни в поле тысячи танков, а в море кораблей. И дело не в том, что идеи были неправильными, просто, в то время они были слишком оптимистичны, не подкреплены силой развития промышленности.
Второе. Конечно же, любое оружие сильно только тогда, когда его применяют умело. Что очень наглядно показало применение «Ф-10». Первоначальные планы массового минирования радиоминами оказались не осуществимы из-за малого их количества, низкой надежности и сложности в применении, так как их установка требовала серьезных и трудоемких работ по размещению не только взрывчатой составляющей, но и аппаратной. Кроме того, сама аппаратура управления оказалась далека от совершенства. К слову, имеющийся в конструкции часовой механизм, осуществлявший периодическое включение и выключение приемника, было слышно в радиусе 6 метров. И наши противники очень быстро нашли способы блокирования. В результате использование радиофугасов стало единичным, из стрелковых дивизий они были изъяты и переданы в отдельные инженерные роты РГК. Благодаря чему удалось повысить и режим секретности при проведении работ по установке «Ф-10». Что не могло не сказаться на успешности.
Иногда степень секретности превышала мыслимые пределы, так как осуществлялась без ведения документации, что в послевоенное время приводило к казусам обнаружения закладок радиомин «Ф-10» в различных местах, начиная от опор мостов и тел плотин. Но вот в 1981 году, перед XXVI съездом КПСС, в ходе проверок зданий Москвы на предмет диверсий в здании тогдашнего Госплана в Охотном Ряду (нынешняя Госдума) под штукатуркой был обнаружен детонирующий провод немецкого производства образца 1930-40-х годов. Прибывших на место сапёров он привёл к ящикам с несколькими сотнями килограммов взрывчатки, которые были заложены под фундамент здания ещё в 1941 году. Разминирование заняло около 10-12 дней. В июле 2005 года была снесена гостиница «Москва» довоенной постройки. 10 июля в 14:30 из потайных замурованных ниш в подвале гостиницы были извлечены ящики времён войны с 1160 килограммами тротила. Подрыв этих фугасов должен был инициировать «радиомина» Ф-10.
И напоследок о немецких разработках в этой области. Еще в 1927 году немецкими спецами был изобретен радиовзрыватель, но из-за финансовых трудностей он был отвергнут командованием рейхсвера. В дальнейшем скрытно (как командно-штабное учение) организуется программа развития Рейхсвера (Reichwehr) от августа 1929 г. с задачами создания, в частности, радиовзрывателя мин (drahtlose Fernzündung für Minen) и специального миноукладчика (Minenleger). Но дальше опытных образцов ничего сделано не было. Во время же Второй мировой, оценив опыт применения наших радиомин, немцы сосредоточились на совершенствовании мин замедленного действия.
Использованы материалы:
Стаценко А. «Радиоприветы» от страны Советов (http://warspot.ru/1009-radioprivety-ot-strany-sovetov).
Лященко В. Радиомины, взорвавшие Крещатик (http://interesniy-kiev.livejournal.com/3531587.html).
Взорвать оккупанта в Харькове (http://defendingrussia.ru/army/umnye_miny_v_harkove).
Тайна радиофугаса (http://suflet.ucoz.ru/publ/antalogija_tainstvennykh_sluchaev/tajna_radiofugasa/8-1-0-117).
Веремеев Ю. Минирование Харькова в 1941 году (http://army.armor.kiev.ua/engenear/xarkov.shtml)
Объектная мина Ф-10 (http://www.saper.etel.ru/mines-4/radiomina-f-10-pr.html).
Мелодия, которая спасла город (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=11153).
Одесса. 22 октября 1941 года. Взрыв на Маразлиевской (http://zalizyaka.livejournal.com/137472.html).
Информация