Необычные танки Росcии и СССР. БТ-ИС 1936 год

2
Танки серии БТ, строившиеся серийно в 30-х годах прошлого века, как известно, были спроектированы на основе машины «Christie 1930» американского инженера Уолтера Кристи, приобретенной СССР, так как собственное производство танков в нашей стране в эти годы находилось на довольно низком уровне по сравнению с мировыми производителями, такими как Англия, Франция и Соединённые Штаты Америки. Имея высокие скоростные характеристики, этот танк удачно вписывался в военную доктрину глубокого прорыва, преобладавшую в то время в высшем военном руководстве страны.

Как пелось в одной из песен того времени:
«И на вражьей земле мы врага разгромим
Малой кровью, могучим ударом…»


Надо Надо отдать должное инженеру Уолтеру Кристи, его танк получился действительно быстроходным, но высокую скорость он мог развивать лишь по дорогам и твердому грунту, однако боевые действия, как правило, ведутся не на дорогах. При прорыве глубоко эшелонированной неприятельской обороны, с прочно и грамотно укрепившимся противником, перед атакой основных частей обычно проводится артподготовка, которая превращает местность в подобие «лунной поверхности», и по такому «ландшафтному дизайну» танковые соединения при поддержке пехоты должны были идти в прорыв. Вот тут преимущество танков БТ, которое, казалось бы, давала им высокая скорость и маневренность, сводилось к минимуму. Как лёгкий танк поддержки пехоты, он никак не мог выполнять такие задачи. Это не устраивало многих военных инженеров и конструкторов. Нужно было разработать и создать не только быстроходный и маневренный танк, но и обладающий высокой проходимостью. Одним из таких танков по замыслу талантливого инженера-самоучки, воентехника 2-го ранга Н.Ф. Цыганова должен был стать танк БТ-ИС (ИС-Иосиф Сталин).

Работы по созданию этого танка начались в конце 1935 года группой инженеров под руководством Н.Ф. Цыганова, по поручению командующего УВО И.Э. Якира. В результате кропотливого и напряженного труда в апреле 1935 года были разработаны чертежи новой машины, БТ-2 ИС, а также её модель в масштабе 1:5. По расчетам Н.Ф. Цыганова танк должен был развивать скорость более 100 км/ч., это было невероятным для того времени, иметь небольшой (не более 6 метров) радиус поворота и плавный ход. Основные изменения коснулись ходовой части машины и бронирования корпуса, вооружение планировалось оставить прежним. Главной особенностью машины было оснащение тремя парами ведущих катков, новыми ведущими колёсами гусеничного движителя и полностью изменёнными элементами подвески. Также стоит упомянуть об установке на танк дополнительных топливных баков, что существенно увеличивало запас хода. Летом 1936 года начались испытания новой машины, где она показала отличные результаты и превзошла по проходимости серийные образцы в пять(!) раз. Нарком обороны К.Е. Ворошилов отдал приказ о продолжении работ по проекту БТ-2 ИС. Однако руководство Харьковского паровозостроительного завода, на котором осуществлялся проект, всячески саботировало его продвижение, и вскоре все работы по нему были прекращены.

Необычные танки Росcии и СССР. БТ-ИС 1936 год

Н.Ф. Цыганов крайний слева, во время работ над проектом



БТ-2 ИС во время испытаний


Но вскоре Н.Ф. Цыганов вернулся к идее увеличения проходимости танков серии БТ, и в начале 1936 года начались работы над новым проектом БТ-5 ИС. В рамках этого проекта планировалось изменить ходовую часть поступившего на вооружение нового танка БТ-5, так же, как и БТ-2 ИС, оснастить его тремя парами ведущих колес для повышения проходимости, увеличить запас хода путём установки дополнительного топливного бака в кормовой части машины и увеличить бронирование корпуса. Что и было сделано уже к осени 1936 года всё на том же ХПЗ. На испытаниях машина развивала скорость 80 км в час на колёсах по твердому грунту, с лёгкостью преодолевала подъём более 23°, расчетный запас хода, благодаря дополнительным бакам объёмом более 600 литров, составил 260 и 450 км при гусеничном и колесном движении соответственно.


Схема трансмиссии БТ-5 ИС

Но опять-таки внутренние интриги и нежелание руководства ХПЗ заниматься усовершенствованием серийных танков привели к тому, что дальнейшего развития проект БТ-5 ИС не получил. Н.Ф. Цыгановым было написано письмо, в котором он описывал ситуацию, сложившуюся вокруг его проекта, вот несколько строк из него: «Вредителя Фирсова, бывшего начальника КБ на заводе ХПЗ, куда оно было передано вредителем Нейманом, бывшим начальником Спецмаштреста, на заводе № 48 (Харьков), где тех. директором был вредитель-фашист Симский, который перетащил на завод № 48 фашиста Гаккеля и поставил его во главе производства БТ-ИС. …Фарманьянц - Замначальника 8-го Гл. Упр. НКОП пытался сорвать выпуск БТ-ИС». После этого письма работы над проектом были продолжены, и к концу 1936 года было изготовлено 10 машин БТ-ИС на базе лёгкого танка БТ. В марте 1937 года машины вышли на войсковые испытания, в ходе которых было пройдено более 1500 км, и здесь танк БТ-5 ИС показал неплохие результаты. Машина сохраняла подвижность даже при повреждении одной из гусениц и потере двух катков.


БТ-5 ИС во время испытаний


По мнению комиссии, следившей за ходом испытаний, танк БТ-5 ИС должен быть принят на вооружение. Г.Г. Бокисом, в то время начальником АБТУ РККА, было отдано распоряжение: «… приказываю, Харьковскому паравозостроительному заводу изготовить пять машин в течение 1937 года, устранить выявленные в ходе войсковых испытаний недостатки для дальнейшей возможности запуска в серийное производство». Также проводились работы по установке усовершенствованной ходовой части на новый танк БТ-7, но в начале 1938 года Н.Ф. Цыганов был арестован, и все работы в над проектом были свёрнуты.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    13 октября 2011 10:40
    Через статью красной нитью проходит тема саботажа руководства завода , но сгинул похоже именно Цыганков

    внутренние интриги и нежелание руководства ХПЗ заниматься совершенствованием серийных танков

    Н.Ф. Цыгановым было написано письмо и не кому нибудь как не указывается в стаье а лично Ворошилову и называлось оно «О вредителях при изготовлении БТ-ИС», отправлено 28 октября 1937

    «Вредителя Фирсова, бывшего начальника КБ на заводе ХПЗ, куда оно было передано вредителем Нейманом, бывшим начальником Спецмаштреста, на заводе № 48 (Харьков), где тех. директором был вредитель-фашист Симский, который перетащил на завод № 48 фашиста Гаккеля и поставил его во главе производства БТ-ИС. …Фарманьянц - Замначальника 8-го Гл. Упр. НКОП пытался сорвать выпуск БТ-ИС»

    тут не хватает оконцовки письма- Зам. начальника 8-го Гл.Упр.НКОП — пытался сорвать выпуск БТ-ИС. Необходимо ваше вмешательство»

    Однако руководство Харьковского паровозостроительного завода, на котором осуществлялся проект, всячески саботировало его продвижение, и вскоре все работы по нему были прекращены.

    О машине как таковой можно добавить,
    При потере гусеницы одного из бортов машина могла продолжать движение на другой — со скоростью до 17 км/ч и на расстояние до 190 км.
    Испытания машины обстрелом и подрывом на мине показали, что при частичном разрушении ходовой части танк БТ-5-ИС сохраняет подвижность, для защиты узлов ходовой части и дополнительной трансмиссии от поражения бронебойными пулями пулеметов ДТ и ДК, а также от поражения снарядами пушек малого калибра необходимо на ступицы всех колес ввести броневые колпаки, а на наружные диски управляемых и ведущих колес — броневые накладки.Удачное решение повышения защищенности танка за счет рационального наклона броневых листов легло в основу не только следующего созданного на базе танка БТ-7 Цыгановым опытного танка (БТ-СВ), но и тактико-технических требований на разработку по заданию УММ нового легкого танка БТ-20, явившегося прообразом легендарной «тридцатьчетверки"
    1. Netto
      +1
      13 октября 2011 16:10
      Это кстати к вопросу о количестве вредителей в то время. Как так, если нарком обороны Климент Ворошилов дает прямой приказ, а руководство ХПЗ его явным образом саботирует. И садят после этого - конструктора машины.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»