На российских боевых кораблях будет внедряться система электродвижения

93
На кораблях ВМФ появится система электродвижения отечественного производства, сообщает FlotProm со ссылкой на главу ОСК Алексея Рахманова. В настоящее время она используется преимущественно на ледоколах и судах вспомогательного флота.

На российских боевых кораблях будет внедряться система электродвижения
Винто-рулевая колонка с электродвижением

«Теперь электродвижение будет и на боевых кораблях», – сказал Рахманов на закладке ледокола типа ЛК-60 «Сибирь» и добавил, что «вопрос с импортозамещением в системе электродвижения строящихся ледоколов проекта 22220 уже решён».

«В настоящий момент на большинстве боевых кораблей передача мощности с двигателя на вал гребного винта осуществляется через редуктор. В случае если на кораблях появится система электродвижения, электроэнергию будет вырабатывать главная силовая установка, а вращать винты будут электродвигатели», – поясняет издание.

По мнению специалистов, преимущества данной системы для боевых кораблей очевидны и «заключаются в возможности быстрой смены скорости вращения винта и его направления, что соответственно повысит приёмистость корабля, его маневренность, а также облегчит управление».

Кроме того, «реализация принципа электродвижения допускает более свободную компоновку корабля в смысле расположения главной силовой установки», отмечает портал.

Сейчас эта система используется на судах, которые в силу своего предназначения должны обладать повышенной манёвренностью, например буксиры, подводные аппараты, паромы, ледоколы и др.

В частности сообщалось об использовании системы электродвижения на морском транспортнике вооружений «Академик Ковалёв» (проект 20180). А в 2013 г. главком ВМФ Чирков заявлял о «реализации принципа частичного электродвижения наряду с использованием главных двигательных установок» на перспективном эсминце.
93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    29 мая 2015 16:24
    Всё познается эксплуатацией. Сможет эта установка обеспечить надежность хода, а так же даст нужную дальность плаванья, максимальную скорость и маневренность,не задерет цену проекта до немыслимых высот, то почему бы и нет
    1. -16
      29 мая 2015 16:54
      А вообще по канону на корабле не должно быть никаких двигателей внутреннего сгорания, топлива и винтов. Я признаю только атомную силовую установку, только электродвигатели и только водомёты. Всё остальное - пережитки Первой Мировой.
      1. +20
        29 мая 2015 17:05
        Интересно, что за "канон" такой, просвятите, если возможно. Вообщето корабли с атомной силовой установкой полюбому имеют дизель-генераторы как вспомогательные, так и аварийные, соответствено и полагающееся топливо.
      2. Комментарий был удален.
      3. +28
        29 мая 2015 17:05
        Не знаю, кто и что признает, но атомный реактор не выдает электричество он, как правило, дает пар для его генерации...
      4. +46
        29 мая 2015 17:05
        Цитата: Басарев
        и только водомёты.

        Шепотом - там тоже есть винт .
        А гусеницы у танков можно оставить ?
        1. +8
          29 мая 2015 17:41
          Нет! Только водомёты и только корабельные винты вместо пушек! laughing
      5. +14
        29 мая 2015 17:07
        Цитата: Басарев
        А вообще по канону на корабле не должно быть никаких двигателей внутреннего сгорания, топлива и винтов. Я признаю только атомную силовую установку, только электродвигатели и только водомёты. Всё остальное - пережитки Первой Мировой.

        Спорное утверждение. Атомная установка еще далека от совершенства и занимает слишком много места и сильно удорожает проект. Так, что к ней то же очень много вопросов. Особенно в плане безопасности. А мне нравились наши "поющие фрегаты", вот почему бы и линейку ГТД сейчас не развить, раз у нас сейчас имеется такая возможность, для электроустановок ГТД даже очень ничего...
        1. +3
          29 мая 2015 21:46
          Да перестаньте.. сколько внештатных ситуаций на том же атомном ледокольном флоте нашем случалось, о которых вы слышали? АПЛ не в счёт -там несколько другая специфика и другие механизмы.. Насчёт бОльшего объёма под машинное отделение.. - ну да, реактор может и занимает место больше, чем паровой котёл, но расход топлива, экспуатация... - дальность плавания... - просто несоизмерима.. И кроме того -под мазуту тоже объёмы нужны - топливные танки... Вообще по теме - уже лет 70 по морям и океанам ходят дизель-электроходы.. как дети в школу.. Как правило, электродвигатель гораздо выгоднее ДВС... И в ремонте и в эксплуатации дизель-электроход гораздо неприхотливей , чем ГТД...
      6. +4
        29 мая 2015 17:11
        Цитата: Басарев
        Я признаю только атомную силовую установку,


        ващето в ядерных силовых установках привод паровый.Электропривод эквивалентных ТТХ получается очень большим.
        Так что ,такие установки можно ..пока..поставить на суда большого размера.
      7. 0
        29 мая 2015 17:14
        А плавать такой корабль будет тоже по канону - под парусами. Ибо топливные сборки для атомной силовой установки Ваши "каноны" не предусматривают...
        1. +3
          29 мая 2015 19:27
          Корабли обычно ходят.
          1. 0
            29 мая 2015 22:15
            Обычно? Почему тогда говорят "Счастливого плавания"? Еще моряки говорят рапОрт, а не рАпорт.
      8. 0
        29 мая 2015 17:25
        А вы таки ходили на подлодках Деница:)))
        1. 0
          29 мая 2015 21:47
          Ну у немцев ведь был проект на тяжёлой воде..
      9. 0
        29 мая 2015 17:44
        А я думал, что паруса предлагаешь. Там ни топлива, ни электроэнергии, ни атомной энергии не надо, будем плавать как в средние века - великая автономность.
        1. 0
          30 мая 2015 12:38
          Цитата: Симон
          А я думал, что паруса предлагаешь.

          нет типа галеры семирядной.
      10. +3
        29 мая 2015 18:04
        Цитата: Басарев
        Я признаю только атомную силовую установку, только электродвигатели и только водомёты.

        А что гонит воду в водомете? smile
        Рабочее колесо водометного движителя в принципе работает как гребной винт.
        1. +7
          29 мая 2015 19:06
          Предположу, что речь шла о водомете по принципу головоногих моллюсков.

      11. +4
        29 мая 2015 20:07
        Цитата: Басарев
        А вообще по канону на корабле не должно быть никаких двигателей внутреннего сгорания, топлива и винтов. Я признаю только атомную силовую установку, только электродвигатели и только водомёты. Всё остальное - пережитки Первой Мировой.

        Нет хвосты и плавники или ласты лучше. Весь подводный Мир ими пользуется.
      12. +1
        29 мая 2015 21:33
        Цитата: Басарев
        ... на корабле... Я признаю только атомную силовую установку, только электродвигатели и только водомёты. Всё остальное - пережитки Первой Мировой.

        Мдя.. преставляю себе атомную силовую установку на речном трамвайчике.. например good
      13. +2
        29 мая 2015 22:11
        По секрету: дизельная ПЛ тише АПЛ,а соответственно незаметнее.
        1. +1
          30 мая 2015 14:31
          Цитата: kenig1
          По секрету: дизельная ПЛ тише

          Когда дизеля не работают и идет под электромоторами.
      14. 0
        31 мая 2015 19:57
        есть смысл, если только понимать вас в очень широком контексте. функция-движение-результат. при 100% эффективности. смело.
      15. Barolgin
        0
        1 июня 2015 16:20
        Если уж двигатель внутреннего сгорания, топливо и винты "пережитки Первой Мировой", то вам с вашей атомной силовой установкой прямиком дорога в 1801 год. Именно тогда технические умы человечества решили превращать воду в пар для приведения в движение всевозможных повозок по рельсам. В современном высокотехнологичном 21 веке по сути ничего не поменялось, воду только греют не дровами и углём, а Ураном и Плутонием. :)
    2. +8
      29 мая 2015 17:19
      Цитата: svp67
      Всё познается эксплуатацией. Сможет эта установка обеспечить надежность хода, а так же даст нужную дальность плаванья, максимальную скорость и маневренность,не задерет цену проекта до немыслимых высот, то почему бы и нет


      Я работаю на электроходе и всегда задавался вопросом, - "Почему ВМФ не использует электроходы?" Опыт накоплен колоссальный, как в России, так и за рубежом. Единственное новое, о чем собственно не пишет автор, но фотографию всадил - это азиподы. Они собственно не всем типам судов и нужны.
      О цене можно спорить, я честно говоря не имею понятия о цене турбины, но низкооборотный дизель, размером выше сельсовета, по цене и стоимости эксплуатации, будет гораздо дешевле тройки дизельгенераторов в купе с ТАКИМ мотором, а может и не одним...
      1. +4
        29 мая 2015 18:08
        Цитата: 17085
        Я работаю на электроходе и всегда задавался вопросом, - "Почему ВМФ не использует электроходы?" Опыт накоплен колоссальный, как в России, так и за рубежом.

        13 сентября 1838 г. провели первые натурные испытания тягового электродвигателя Якоби. Сохранился текст донесения Крузенштерна графу Уварову. Вот выдержки из него: «13 сентября 1838 г. на Неве был произведен опыт плавания судна, приводимого в движение электромагнитной силой - опыт впоследствии многократно повторенный… Время не позволило устроить для этих опытов особое судно и пришлось довольствоваться обыкновенным восьмивесельным катером… На нем была устроена двигательная машина с гальваническим прибором. Сама машина занимает на катере пространство 1,4 м в ширину и 0,8 м в длину. Батареи, состоявшие из 320 пластинок, удобно устроены вдоль боковых стенок так, что на судне разместилось без стеснения до 12 человек. В одном опыте лодка проплыла 7 верст кряду по Неве и каналам, совершив свой путь в течение 3 часов». Одновременно комиссия отметила некоторые недостатки тяговой установки и вынесла решение продолжать опыты, а в случае их успешного результата - приступить к сооружению большого судна с электрической тягой 10 л.с.

        После года напряженной работы 8 августа 1839 г. было проведено испытание электрохода с усовершенствованной конструкцией электродвигателя и батареи. Электроход развивал мощность порядка 0,5 л.с. и скорость около 4 верст в час с 11 пассажирами. Объем батареи уменьшился более чем в 6 раз. Опыты продолжались до 1842 г., за это время электроход проплыл по Неве около 40 верст, имея временами на борту до 14 пассажиров.
        ЯКОБИ Борис Семенович (1801-1874) von JACOBI Moritz Hermann (1801-1874). Русский физик и электротехник .
      2. +1
        29 мая 2015 18:18
        КПД передачи на электроходе не слишком высок. Может когда появятся сверхпроводники работающие при нормальной температуре они будут иметь сопоставимую с механической передачей эффективность. Пока нет.
        1. +6
          29 мая 2015 20:51
          КПД паровой машины составляет 8–12%, паровой или газовой турбины 20–40%, ДВС 20–25% (у карбюраторных) и 30–36% (у дизелей).
          Ещё один недостаток прямого преобразования пары "турбина - гребной вал" - наличие турбозубчатых передач с соответствующими мех. потерями. Кроме того, кпд ВСЕХ двигателей сильно ограничен нелинейностью характеристик вырабатываемой мощности в зависимости от числа оборотов двигла.
          В авиации до сих пор применяются и строятся турбовинтовые двигатели, в которых число оборотов вала постоянно (у Ан-12 1100 об\мин.), а скорость (тяга) регулируется шагом винта.
          Электроходы построены на этих же принципах, при КПД преобразования мех. энергии в электрическую 0,92-0,98 (с повышением мощности генератора), зато какое удобство управления передаваемой на винт мощностью и всё это без каких-либо признаков кавитации, вибраций от дисбаланса валов и текущих сальников дейдвуда!
          1. 0
            30 мая 2015 07:52
            "В авиации до сих пор применяются и строятся турбовинтовые двигатели, в которых число оборотов вала постоянно (у Ан-12 1100 об\мин.), а скорость (тяга) регулируется шагом винта" ??? чего то загнули.....
    3. -1
      29 мая 2015 17:37
      Парни не стоит рвать волосы, доказывая преимущества и минусы тех или иных движителей. Во первых, у нас пока нет ни каких, во вторых - пока сравнивать не с чем, в третьих - те электродвижки что есть имеют значительно малую мощность. Посмотрим уже на результат после испытаний, тогда будет хоть о чём то говорить,а пока это гадание "пальцем в небо".
      1. +3
        29 мая 2015 21:53
        Малую мощность??! Вы посмотрите ради интереса, характеристики нашего дизель-электроходного ледокольного флота, работающего в Арктике.. типа "Адмирал Макаров", типа "капитан Сорокин".. У прошлого поколения наших атомоходов - ледокол "Арктика", - первое в мире судно достигшее географического Северного полюса - мощность установки -75 000 л/с.. этого мало?
    4. +4
      29 мая 2015 17:39
      Сможет эта установка обеспечить надежность хода, а так же даст нужную дальность плаванья, максимальную скорость и маневренность,не задерет цену проекта до немыслимых высот,

      Ужо...
      1. +1
        29 мая 2015 18:09
        Цитата: Дед медвед
        Во первых, у нас пока нет ни каких,

        Цитата: Дед медвед
        Ужо...

        ну, насколько я знаю, то и на ДЭПЛ пр. 877 и на ДЭПЛ пр. 677 (Лада) и на ДЭПЛ пр. 636.3 как раз такое именно дилель-электродвижение. Сложно сейчас рассуждать какие приемущества такой вид двигателя даёт боевым НК, для ДЭПЛ это огромный плюс! good
        Во-первых, при класической схеме ещё довоенных вермён, когда на поверхности шли на дизеле а под водой шли на э/м, э/м как правило подключался к соновному валопроводу черз редуктор. А это очень большой и лишний шум (шестени).
        Во-вторых, т.к. валопровод шёл от редуктора от дизелей, то он как правило был длинный, значит много подшипников, возможно биение, что тоже шум! crying
        А при эелктродвижении да ещё и при одном валу можно задвинуть основной э/д в самую корму лодки, соответсвенно вал будет коротким, подшипников очень мало на нём, редуктора нет! fellow Красота! И тишина (если ещё главный э/м сделать очень тихим) bully
        hi
        1. +4
          29 мая 2015 20:59
          А тяговый эл.\двиг. можно объединить с рулевой колонкой и вынести за пределы корпуса - вот тогда это будет действительно ТИШИНА (не будет резонирующих вибрации объёмов)
    5. Комментарий был удален.
    6. 0
      29 мая 2015 18:13
      Выше цена, ниже экономичность. Плюс только один упрощается компоновка.
      1. +5
        29 мая 2015 18:27
        Цитата: Алексей
        Выше цена, ниже экономичность. Плюс только один упрощается компоновка.

        на тепловозах такое давно используется, и ни кто не жалуется на дороговизну, геморроя гораздо меньше. hi
        кстати, двигатель на магистральных тепловозах скопирован с немецких подводных лодок времён второй мировой, модернизированный конечно. bully
    7. +5
      29 мая 2015 18:43
      Электродвигатели в разы надежнее классической схемы, к примеру сколько узлов на обычной схеме? Десятки! И все это механизмы. Соответственно масла, износ и прочее... А связка двигатель- генератор-электромотор намного проще, а чем проще тем надежнее.
      1. 0
        30 мая 2015 00:00
        Цитата: Alex_Rarog
        Электродвигатели в разы надежнее классической схемы, к примеру сколько узлов на обычной схеме? Десятки! И все это механизмы. Соответственно масла, износ и прочее... А связка двигатель- генератор-электромотор намного проще, а чем проще тем надежнее.

        Полностью с вами согласен! А связка ДГЭ вообще будущее всего транспорта, разве что добавится аккумуляторная батарея для выравнивания нагрузок и спецефичных режимов работы, и это касается как флота так и наземной техники , щас не найду ссылку гдемто в буржуйском универе сделали эл.двигатель на 90 кВт весом в 30 кг..и генератор сходной мощности и размеров, у нас почему то думают что вся электротехника не изменилась со времен второй мировой хотя это категорически не так, а наоборот тут то как раз и есть реальные подвижки и изменения , технологии шагнули очень далеко вперед..
    8. +2
      29 мая 2015 21:01
      "Кадры решают всё!", это изречение имеет решающее значение во все времена. Если люди, участвующие в создании и эксплуатации этих кораблей не подведут, будьте уверены - техника будет на высоте. И ещё, если этим людям не будут мешать...)
  2. avt
    +6
    29 мая 2015 16:25
    Последствия работы с ,,Вяртсиля" на гражданских судах и с франками на ,,Мистралях".
    1. 0
      29 мая 2015 16:27
      Собственно для них и будет внедрятся , для эсминцев с фрегатами она бессмылсенна .
      1. +3
        29 мая 2015 16:37
        Собственно для них и будет внедрятся , для эсминцев с фрегатами она бессмылсенна .

        С чего бы вдруг? Очень даже перспективна. Пока с такой установкой один тип военных кораблей - это эсминцы типа «Дэринг».
        1. 0
          29 мая 2015 16:59
          Цитата: adept666
          Пока с такой установкой один тип военных кораблей - это эсминцы типа «Дэринг».

          "Мистраль" забыли, или он уже не военный корабль?lol
          1. +1
            29 мая 2015 17:17
            А это у оланда спросить надо. Толи еще не корабль, толи уже не корабль. муууутная история, пора забывать.
            1. 0
              29 мая 2015 23:04
              Цитата: Kos_kalinki9
              А это у оланда спросить надо. Толи еще не корабль, толи уже не корабль. муууутная история, пора забывать.

              Ну в общем-то у Франции их 3 штуки в строю, даже не считая "Владивосток" и "Севастополь".
          2. 0
            29 мая 2015 17:51
            "Мистраль" забыли, или он уже не военный корабль?

            Да, забыл smile Спасибо, что напомнили.
        2. +1
          29 мая 2015 17:23
          Цитата: adept666
          С чего бы вдруг? Очень даже перспективна. Пока с такой установкой один тип военных кораблей - это эсминцы типа «Дэринг».

          Принимается - вношу поправку - такого типа как на фото .
          У Дэринга классическая схема .
          1. -1
            29 мая 2015 17:46
            Принимается - вношу поправку - такого типа как на фото .

            А... вы про азиподы. С этим согласен боевым кораблям кроме десантных они бессмысленны.
      2. +1
        29 мая 2015 17:55
        Цитата: леликас
        Собственно для них и будет внедрятся , для эсминцев с фрегатами она бессмылсенна .

        Дизель-генератор позволяет изменить компоновку судна,на судне может теперь и не быть машинного отделения в классическом стиле.
        Хотя честно ,про такие машины я прочитал еще лет 30 назад и если только сейчас это новшество стало внедряться ,то ребята что-то долго запрягают?
        1. +3
          29 мая 2015 20:20
          Цитата: APASUS
          Хотя честно ,про такие машины я прочитал еще лет 30 назад и если только сейчас это новшество стало внедряться ,то ребята что-то долго запрягают?

          Если речь идёт о дизель-электроходах, то Советский Союз их строил в 50-ых годах, и они бороздили мировые океаны. Что тут нового, я не знаю.
    2. +1
      29 мая 2015 21:57
      "Вяртсиля" построила нам ВЕСЬ наш ледокольный флот (кроме атомоходов), и немало судов торгового флота, многие годы с успехом эксплуатируемые на всех океанах, в Арктике и Антарктике..
  3. +5
    29 мая 2015 16:30
    Делаем же подводные лодки с электродвижителями - сможем сделать и надводные корабли.
  4. +6
    29 мая 2015 16:40
    Работают мужики и это радует..Я честно не особо понимаю в этом деле..Но в Ледоколах атомных думаю эту схему уже давно применяют..А сейчас что то новое придумали и военных кораблях устанавливать будут!Если бы не Украина, то сайт ВО было бы очень приятно и познавательно читать..Но Увы.. hi
  5. +7
    29 мая 2015 16:42
    Цитата: Shuttle
    Делаем же подводные лодки с электродвижителями - сможем сделать и надводные корабли.

    Это не совсем одно и то же. На подлодке вал винта фиксирован в корпусе лодки и направлен всегда строго взад..

    А вот - про все тот же Мистраль :

    В техническом плане Mistral представляет собой квинтэссенцию современных технологий, воплощенную в реальный продукт современного кораблестроения. Это первый в мире военный корабль на электродвигателях. Винторулевые колонки вынесены за пределы корпуса корабля и способны вращаться на 360 градусов, обеспечивая высокую маневренность.

    То есть винт вместе с движком находится снаружи корпуса, и можно его направлять хоть вбок, хоть вперед, совсем как настольный вентилятор.. это ж круто!


    Вот примерно, как на картинке.
    1. +3
      29 мая 2015 16:54
      это оно ?
      http://topwar.ru/uploads/images/2015/715/lalq980.jpg
      1. +4
        29 мая 2015 16:58
        Цитата: reservist
        это оно ?
        http://topwar.ru/uploads/images/2015/715/lalq980.jpg

        Судя по отсутствию гребного вала между винтом и кормой корабля - похоже, оно.

        На Мистрале таких два, они к бортам разнесены (моряки, не бейте - говорю, как умею.. сухопутные мы, да)
        1. +4
          29 мая 2015 17:17
          на картинке выше (с синей рулевой колонкой) похоже не совсем то, о чем в статье написано
          колонка с редуктором, а не с мотором
          http://topwar.ru/uploads/images/2015/958/mqmd146.jpg
          1. +4
            29 мая 2015 18:23
            Цитата: reservist
            похоже не совсем то, о чем в статье написано
            колонка с редуктором, а не с мотором

            А вот здесь с мотором. Для строительства нового ледокола финская технологическая компания ABB поставит в Россию энергоэффективные винтовые двигатели. ABB заключила соглашение с российской государственной судоходной компанией ФГУП «Росморпорт» о поставке энергоэффективных винтовых электродвигателей, необходимых для строительства нового ледокола.
    2. +2
      29 мая 2015 18:24
      Цитата: Cat Man Null
      То есть винт вместе с движком находится снаружи корпуса, и можно его направлять хоть вбок, хоть вперед, совсем как настольный вентилятор.. это ж круто!

      Видел, как в Монреале пожарный буксир на независимых подах "вальсировал" - невообразимая манёвренность!
      Кораблю - любому, и большому и маленькому - выносные независимые поды дают манёвренные преимущества... ну, как изменяемый вектор тяги истребителю.
      Гражданские катеролюбы эти движители тоже полюбили, паркуются с сантиметровой точностью.
  6. 0
    29 мая 2015 16:48
    Интересно, а этот вентилятор в походе на запасной поменять можно? И если можно то ремонтоспособность увеличивается....в разы.
  7. Dudu
    0
    29 мая 2015 16:49
    Не понимаю: была одна силовая установка на 1 корабль, а теперь две установки, а корабль 1 остался. Где экономия? Подлодка понятно - там борьба с шумностью и элдвижок нужен. А вот зачем пятое колесо нужно (ну кроме борьбы за бюджет)?
    1. +10
      29 мая 2015 16:55
      Цитата: Dudu
      Не понимаю: была одна силовая установка на 1 корабль, а теперь две установки, а корабль 1 остался. Где экономия?
      - КПД выше. Схема ДВС-Генератор-Электродвигатель лучше, чем ДВС-Редуктор-Винт. hi
    2. +2
      29 мая 2015 16:58
      а почему две силовых установки ?
      если я правильно понял, то силовая установка может быть одна, а винторулевых колонок может быть сколько конструктору захочется ...
    3. +5
      29 мая 2015 17:02
      Цитата: Dudu
      Не понимаю: была одна силовая установка на 1 корабль, а теперь две установки, а корабль 1 остался. Где экономия? Подлодка понятно - там борьба с шумностью и элдвижок нужен. А вот зачем пятое колесо нужно (ну кроме борьбы за бюджет)?

      Не так.

      - Установка силовая (читай - электророзетка) - одна.
      - Колонок этих - да хоть 10.. хоть весь обвешайся winked
      - Провода от них ведут к розетке. Провода, а не гребные валы.

      Преимущества :

      - колонку можно крутить во все стороны горизонта и тем самым рулить. Если есть вал, то там уж никак не покрутишь, только рулями рулить
      - мне кто-то говорил, что погнутый гребной вал - это дикий геморрой и доковый ремонт, как следствие. Провод, ведущий к колонке - да хоть обогнись.. надежность, однако..

      Ну, и так далее, видимо
      1. +1
        29 мая 2015 17:34
        Мой отец до 1960 года на флоте служил водолазом, рассказывал что погнутые винты взрывом снимали и ставили запасные...
        1. +2
          29 мая 2015 22:00
          На больших кораблях меняют не целиком винты, а гребные лопасти... ну не на всех конечно... - от конструкции зависит..
  8. +3
    29 мая 2015 16:54
    Цитата: svp67
    Всё познается эксплуатацией. Сможет эта установка обеспечить надежность хода, а так же даст нужную дальность плаванья, максимальную скорость и маневренность,не задерет цену проекта до немыслимых высот, то почему бы и нет

    Сможет конечно. Вопрос в другом.... На пальцах могу рассказать как это работает:
    Двигатель внутреннего сгорания вращает на постоянных оборотах генератор переменного тока. Переменного, потому что нет геморроя с токосъёмными щётками, которые достаточно быстро стираются. Затем, переменный ток должен поступать на выпрямитель и трансформироваться в постоянный.
    Вопрос первый: элементная база вся отечественная для выпрямителя?
    После этого, выпрямленный ток поступает на частотный преобразователь (frequency converter). Где на выходе получается переменный ток с возможностью менять его частоту.
    Вопрос второй: частотный преобразователь тоже полностью у нас производят (диодные мостики и т.д.)?
    А затем, переменный ток с заданной частотой идёт на асинхронный электродвигатель в винторулевой колонке. По-средствам смены частоты тока меняются обороты электродвигателя и соответственно винта.
    Есть у этой системы плюсы и минусы. Про плюсы в статье написано (распологай элементы где хочешь и соединяй их проводами, нет необходимости устанавливать баллер руля, так как винторулевая колонка поворотная и судно становится более манёвренное). А минусы такой системы: ненадёжность уплотнений (вращающиеся детали под водой). Понятно, что вся колонка залита маслом, так как там расположен редуктор. Давление масла немного выше давления забортной воды снаружи, что бы обеспечить хорошее прижатие манжет (уплотнений) к валам, и исключить попадание забортной воды в систему. При повреждении уплотнения только ремонт в сухом доке.
    1. +4
      29 мая 2015 17:09
      Цитата: Sharky
      ... переменный ток должен поступать на выпрямитель и трансформироваться в постоянный.
      Вопрос первый: элементная база вся отечественная для выпрямителя?
      После этого, выпрямленный ток поступает на частотный преобразователь (frequency converter). Где на выходе получается переменный ток с возможностью менять его частоту.
      Вопрос второй: частотный преобразователь тоже полностью у нас производят (диодные мостики и т.д.)?

      Кто то явно сведующий говорил (когда очередной раз про Мистрали терли тут), что всего этого сейчас у нас нет. Хотя я лично в сомнении - тепловозы делаем же ж? А мощности там, ИМХО.. сопоставимые, при, КМК, той же принципиальной схеме, нет?
      1. +2
        29 мая 2015 17:20
        Я не могу сказать ничего про тепловозы, так как не мой профиль, а вот с элементной базой скорее всего у наш швах :(.
        1. +3
          29 мая 2015 17:31
          Цитата: Sharky
          Я не могу сказать ничего про тепловозы, так как не мой профиль, а вот с элементной базой скорее всего у наш швах :(.

          И не мой. Не лень было - посмотрел.

          Там схема другая, там, как минимум, тяговые движки - постоянного тока. Генератор бывает или переменного, или постоянного. Частотный преобразователь отсутствует, как класс..

          А жаль, прикольная была аналогия winked
        2. 0
          30 мая 2015 05:12
          На электровозы с токосьёмника поступает постоянный ток, преобразуется в переменный понижается напряжение и на трёхфазные тяговые движки.
          1. 0
            2 июня 2015 06:09
            В России два типа контактной сети. Постоянного тока 3.3 кВ и переменного тока 27.5 кВ и 2х25 кВ
      2. +1
        29 мая 2015 18:11
        Цитата: Cat Man Null
        Cat Man Null (1) Сегодня, 17:09 ↑ Новый
        Цитата: Sharky
        ... переменный ток должен поступать на выпрямитель и трансформироваться в постоянный.
        Вопрос первый: элементная база вся отечественная для выпрямителя?
        После этого, выпрямленный ток поступает на частотный преобразователь (frequency converter). Где на выходе получается переменный ток с возможностью менять его частоту.
        Вопрос второй: частотный преобразователь тоже полностью у нас производят (диодные мостики и т.д.)?
        Кто то явно сведующий говорил (когда очередной раз про Мистрали терли тут), что всего этого сейчас у нас нет. Хотя я лично в сомнении - тепловозы делаем же ж? А мощности там, ИМХО.. сопоставимые, при, КМК, той же принципиальной схеме, нет?


        всё у нас производится
    2. +4
      29 мая 2015 17:31
      А вы полагаете будто гидроагрегаты ГЭС работают в менее жестких условиях,а мы ГЭС по всему миру строим много лет!
      1. 0
        29 мая 2015 17:42
        На агрегаты ГЭС как минимум не действует: бортовая/килевая качка, качество воды (нет изменений в солёности и т.д.), переменные нагрузки, и различные организмы, которые могут способствовать разрушению материалов и коррозии. hi
    3. +3
      29 мая 2015 17:34
      Пи.Си. Про редуктор я немного переврал, судя по картинке к статье его там нет, а электромотор находится внутри подводной части винторулевой колонки. Но это сути с уплотнениями не меняет. Как тут выше написали, если хотя бы одну лопась винта повредить, то незамедлительно произойдёт дисбаланс и как следствие: вибрация. А вибрация очень и очень быстро погубит уплотнения. Такие дела. Как вариант: колонка с электродвигателем и электодвигадель могут быть залиты маслом полностью и с избыточмым давлением. Для электромотора это нормально (масло ток не проводит). А попадание солёной воды в электродвигатель будет исключено при небольших повреждениях уплотнений, так как масло начнёт вытекать заборт, а не вода в колонку. Только масло пополняй в расширительный бачёк и всё нормуль, до дока протянуть можно. А МАРПОЛ на военные суда не распространяется! laughing
  9. +1
    29 мая 2015 16:58
    Наверное специалисты взвесили все за и против прежде чем принимать такое решение. Поэтому воздержусь от оценок.
    1. 0
      29 мая 2015 18:29
      Цитата: konvalval
      Наверное специалисты взвесили все за и против прежде чем принимать такое решение.

      Первый в мире теплоход «Вандал», построенный в России в 1903 году, использовал именно дизель-электрическую схему, но дизель-электроходы не получили большого распространения. Потери при двойном превращении энергии (механической в электрическую, а затем электрической вновь в механическую) были велики и составляли 15 %. Но для некоторых типов судов дизель-электрическая схема стала приемлемой. Это суда с частой сменой режимов нагрузки гребной установки, корабли, требующие повышенных маневровых качеств, длительное время работающие с пониженной мощностью. Такими судами являются ледоколы, буксиры, паромы, китобойные суда, драгеры.
  10. +1
    29 мая 2015 17:11
    Молодцы. Это правильное решение позволит увеличить маневренность.
  11. +4
    29 мая 2015 17:29
    разумно самый большой грузовик БелАЗ имеет электропривод
    1. +1
      29 мая 2015 19:27
      Строповка грузов выполнена с нарушением.
  12. +1
    29 мая 2015 17:32
    разумное решение
  13. 0
    29 мая 2015 17:43
    Все гениальное - просто!
    1. 0
      29 мая 2015 17:57
      Цитата: Димо№1
      Все гениальное - просто!

      Ну-да-на-да laughing

      Это пока до деталей реализации не доберешься.. а в них-то, деталях - весь дьявол и сидит.. Вот так, например :

      Цитата: Sharky
      Пи.Си. Про редуктор я немного переврал, судя по картинке к статье его там нет, а электромотор находится внутри подводной части винторулевой колонки. Но это сути с уплотнениями не меняет. Как тут выше написали, если хотя бы одну лопась винта повредить, то незамедлительно произойдёт дисбаланс и как следствие: вибрация. А вибрация очень и очень быстро погубит уплотнения. Такие дела. Как вариант: колонка с электродвигателем и электодвигадель могут быть залиты маслом полностью и с избыточмым давлением. Для электромотора это нормально (масло ток не проводит). А попадание солёной воды в электродвигатель будет исключено при небольших повреждениях уплотнений, так как масло начнёт вытекать заборт, а не вода в колонку. Только масло пополняй в расширительный бачёк и всё нормуль, до дока протянуть можно. А МАРПОЛ на военные суда не распространяется! laughing
  14. 0
    29 мая 2015 17:45
    Хорошо что СВОЕ.И рабочие места дополнительные.А там глядишь и на экспорт можно будет ставить со временем. hi
  15. +1
    29 мая 2015 17:53
    А мне нравились наши "поющие фрегаты", вот почему бы и линейку ГТД сейчас не развить, раз у нас сейчас имеется такая возможность, для электроустановок ГТД даже очень ничего...[/quote]
    К сожалению, "поющие фрегаты" и "ревущие коровы" называются так именно из-за своего большого и характерного аккустического портрета. Это не есть хорошо. При этом полностью с вами согласен по поводу "дальнейшего развития". Ибо даже при сохранении классической схемы (а не того винторулевого комплекса который на фото к статье) даже современные ГДТ будут в электроварианте вращать не многоступенчарый редуктор со всеми своими многочисленными зазорами, а возможно прецезионный генератор на магнитных подшипниках, далее кабель который вообще не шумит, и далее тот самый электромотор о возможности производства которых и идёт речь.
  16. 0
    29 мая 2015 18:08
    Ну специалисты знают, что конструируют, будем надеяться.
  17. +1
    29 мая 2015 18:09
    Выгоды такого решения очевидны. Чем меньше движущихся частей, тем надёжнее конструкция. Отказ от редуктора кроме всего прочего повышает КПД всей системы за счёт отсутствия потерь на трение в редукторе. Отсуствие редуктора также снижает и шумность корабля. А ещё такая схема - удешевляет конструкцию и позволяет совместить электродвигатель, вал и гребной винт в один узел. Причём такой узел достаточно легко унифицировать, что позволит использовать его в любых будущих проектах судов.

    Ну а про остальные выгоды такого решения уже написано в статье. Их можно описать одним термином: "Улучшеная реактивность управления".

    В целом одни плюсы, с моей точки зрения.
  18. -2
    29 мая 2015 19:08
    По поводу атомных ССУ - это не самый удобный тип движителя, т.к. слишком высоки требования к безопасности (требуется обеспечивать чистую зону и требования к свинцовым покрытиям стен реакторного отсека), при поражении корабля шансов у экипажа нет, не мало важным фактором является увеличение веса и стоимости. Дизельные ССУ отличаются низким КПД и стоимостью эксплуатации, проблема в редукторах ( как правило они все были не очень эффективны как и дизеля стоявшие на наших кораблях), наши ССУ не могли работать в режимах полного хода более 3-4 х часов (просто перегревались редуктора и ССУ изнашивались слишком сильно. Кроме этого были проблемы с размещением на судне в плане компоновки, не секрет,что ССУ размещаются как правило в корме,тем самым создают крен на корму и требуют размещение в носовой части наиболее тяжелых вооружений для стабилизации крена, проблемы с размещением надстроек и прочее. ССУ для электропривода позволят отвязать расположение от кормы, судовые дизеля как правило меньшие размерами чем основные дизеля и следовательно их можно размещать в корпусе корабля более сбалансировано, помимо этого поворотные насадки ( на морских судах вряд ли будут использовать насадки у них минус плохая переносимость волнения на море) могут обеспечить повышенную манёвренность и большую скорость, с меньшим периодом реагирования на команду. В крайнем случае энергию ДГ можно направлять в конденсаторы для накопления, а в боевой обстановке использовать для увеличения выдачи энергии на обронительный контур корабля (РЭЛС, РЭБ, приводы ЗУ, орудия, конвейеры снарядов и ракет). Помимо всего прочего у ЭСУ (электросиловая судовая установка) есть преимущество по топливной экономии и универсальности применяемых дизельгенераторов, можно просто увеличивать количество ДГ на разных типах судов не разрабатывая новые под каждый проект (экономия).
    1. +1
      30 мая 2015 01:44
      Разрешите несколько слов.
      Цитата: Maxom75
      По поводу атомных ССУ - это не самый удобный тип движителя
      Вы ГЭУ путаете с движителем (винтом, импеллером, саблями рабочего колеса водомета).
      Цитата: Maxom75
      требования к свинцовым покрытиям стен реакторного отсека
      Pb не входит в состав ЖВЗ реакторного отсека.Есть бак с водой, стальной набор, свинца -- нет.
      Цитата: Maxom75
      Дизельные ССУ отличаются низким КПД и стоимостью эксплуатации, проблема в редукторах
      Отчего же? А чем плох низкооборотный "зульцер"?
      Ведь дизельные энергетические установки с малооборотными (100—150 об/мин.) — непосредственно приводят в движение судовой движитель (винт).
      ССУ размещаются как правило в корме,тем самым создают крен на корму и требуют размещение в носовой части наиболее тяжелых вооружений для стабилизации крена
      . Они не могут создавать КРЕН на корму, т.к. "крен"-- бортовая характеристика посадки корабля. Правильную посадку корабля на КОРМУ/НОС -- характеризует "дифферент". По размещению ГЭУ - на 671 пр (7 отсеков) "котелок" размещался в 3-ем отсеке...
      энергию ДГ можно направлять в конденсаторы для накопления, а в боевой обстановке использовать для увеличения выдачи энергии на обронительный контур корабля (РЭЛС, РЭБ, приводы ЗУ, орудия, конвейеры снарядов и ракет)
      . Конденсаторы наверняка будут, когда на вооружении появятся э/м пушки. А пока -- АБ! (аккумуляторные батареи). РЭЛС = РЛС+ РЭС? ЗУ -запоминающие устройства? или все-таки ЗРК? т.к. просто "зенитных установок" на НК нет: есть МЗА,артиллерия универсального калибра и ГК.
      у ЭСУ (электросиловая судовая установка) есть преимущество по топливной экономии
      Откуда?
      Как работал дизель, так и продолжает работать. В первом случае на винт (даже если и через понижающий редуктор), во втором -- на генератор - винт.Количество часов -- одно и то же, расход топлива -- тоже.
      Есть преимущество в возможности автоматизации управления, габаритах и КПД установки.
      В общем как-то так. hi
      1. -1
        30 мая 2015 09:53
        По поводу отсутствия свинца на стенах отсека расскажите тем кто использует атомные реакторы на наших кораблях,он там есть и вес на много больше (мой друг служил на Петре 1). По поводу низкооборотистых ДВС Россия делает низкооборотистый "зульцер"? Конденсаторы на порядок надёжнее аккумуляторных батарей и мы придём к ним нравится нам или нет. Или вы хотите строить корабль на пять лет? Мы говорим о кораблях которые будут служить ещё 30-50 лет. Если наши оборонщики уверяют,что корабли будут модульного типа. ЗУ (ЗРК) а пушечный вариант Панциря для кораблей тоже ракетами по 2000шт. отстреливается? Между прочим именно о модификации "Панциря" для кораблей твердит наш ВМФ. По поводу дизеля, нужно Вам выдать полный ход будут работать четыре или восемь ДГ, не нужно два - это касаемо экономии. Если накроется один из них корабль не потеряет ход и не превратится в калошу для тренировки иностранных военных. По поводу дифферента согласен (давно не ходил на судах уже подзабыл). Но дифферент есть на всех наших судах, а если у вас ДГ расположены по всему кораблю, они служат как для питания систем вооружения, так и для движения или РЛС, РЭБ сами электроэнергию вырабатывают. При включении только пожарных насосов по всему крейсеру "Москва" ощущается секундная просадка в мощности по электропитанию.Вы ГЭУ путаете с движителем (винтом, импеллером, саблями рабочего колеса водомета). Сколько водомётов стоит на: крейсере, эсминце?
        1. +1
          31 мая 2015 21:35
          Цитата: Maxom75
          По поводу отсутствия свинца на стенах отсека
          Сударь, я обычно с дилетантами не спорю.
          Посмотрите что есть такое весо-габаритные и прочностные характеристики корпуса корабля, ректора. На флоте нет идиотов, чтобы вместо высоколигированной стали прочной как броня, применять Pb, тяжелый но эластичный. Да и электохимическую пару создавать нет смысла. Поэтому биологическая защита является железо-водной.
          Реакторный отсек пр1143 закован в 100мм кокон из стали АК-27, если память не изменяет.
          Конденсаторы на порядок надёжнее аккумуляторных батарей и мы придём к ним нравится нам или нет
          Ну, когда придем, тогда и поговорим. А заодно и о скорости разряда и длительности хранения заряда.
          ЗУ (ЗРК) а пушечный вариант Панциря для кораблей тоже ракетами по 2000шт. отстреливается?

          Да нет никакого "пушечного" варианта, есть ЗРПК 96К6 Панцирь С1...Хоть изредка смотри в ВИКИ, раз не служил.
          Цитата: Maxom75
          По поводу дизеля, нужно Вам выдать полный ход будут работать четыре или восемь ДГ
          Для будущего "Нельсона": бой корабль ведет по БГ-1, когда все тех. средства работают в штатном режиме. После отбоя БТ, в действии остаются назначенные ТС. (для ПВО, ПЛО -- дежурные, по графику).
          Цитата: Maxom75
          Но дифферент есть на всех наших судах
          На ваших судах -- может быть. На кораблях флота с этим борются. И дело чести Меха спрямить и посадить корабль на ровный киль.
          . При включении только пожарных насосов по всему крейсеру "Москва" ощущается секундная просадка в мощности по электропитанию.
          Молодой человек, да будет вам известно, что пожарная система на кораблях 1 ранга закольцована и постоянно находится под р=9,0 атм. При раздаче воды на пожаротушение и снижении давления в системе автоматически включаются повышающие насосы, которые находятся под питанием. Использовать "пожарники" не по прямому предназначению категорически запрещено. За это мех руки оборвет и уши пооткручивает каждому, кто посягнет на ПСН.
          Сколько водомётов стоит на: крейсере, эсминце?
          И здесь я вас разочарую: крейсеры бывают не только надводные, но есть и рпкСН-ы. Так вот у Бори стоит водомет! Так что -- учите матчасть и не лезте в зал.пу со старшими, хоть и давно, но стоявшими на железной палубе,с теми, кто пролетал в межотсечные двери, а когда часто мигала красная лампочка, перекрестившись, клал болт на зубчатку кремальеры.
          Так что, "всяко бывает, бывает и лом всплывает!"(с).
          PS минус поставил за опломб и "фантазии" на темы флота.
  19. 3vs
    +1
    29 мая 2015 19:39
    Считаю, что учёным, инженерам и конструкторам таких вещей, как и группе российских учёных,
    которые начали разработку ядерного реактора на быстрых нейтронах, способного регенерировать и использовать отработанное ядерное топливо (Проект «Прорыв») нужно не только молоко за
    вредность бесплатно давать, но и чёрную икру!
  20. +1
    29 мая 2015 20:37
    Азипод, очень специфичный вид движителя для специфичного корабля/судна. Профит при маневрировании в стесненных условиях несомненен, но к примеру экономический показатель на ППХ, реально удручает.
  21. +3
    29 мая 2015 20:44
    Электродвижение- это замечательно.
    В конце концов никто же не заставляет со стволом у виска обязательно строить винто-рулевую колонку. Можно и просто стационарную, вынесенную за пределы корпуса. Обеспечит эффективное и постоянное охлаждение устройства без особых хлопот. А рулевое устройство сделать классическим.
    При такой компоновке облегчается герметизация вынесенного тягового ЭД (так как оно достаточно большой массы), ну а рулевое устройство как обычно.
  22. -1
    30 мая 2015 00:41
    Наконец-то перестанет греметь железом ГТЗА (главный турбозубчатый агрегат, кто не знает), не будет "стометровых" линий валов и вечно текущих дейдвудных сальников. Хоть начнут избавляться от пережитков позапрошлого века!
  23. 0
    30 мая 2015 08:43
    а если будет использовано ЭМИ оружие?
    1. 0
      30 мая 2015 09:57
      А к этому всё и идёт. Нравится не нравится нам а за ЭМИ будущее. И тогда начнётся новое нытьё, нам нужны новые корабли. Мы не можем получить необходимую мощность с генераторов, у нас их мало на кораблях. Проходили уже это. Сейчас тоже строим старьё, никто не разрабатывал новые корабли, советские проекты адаптируют. Лет через пять начнут ныть, нужны новые всё устарело.
  24. kig
    0
    31 мая 2015 07:32
    Тут кто-то говорил что электродвигатель гораздо выгоднее ДВС. Если взять отдельно ДВС и ЭД, то да, а если создавать систему элекродвижения - то нет. Существуют такие понятия, как двигатель (ДВС, турбина) и движитель (гребной винт, парус, весло). Двигатели на кораблях, для уменьшения габаритов и массы, применяют высокооборотные, будь то турбина или ДВС, но обороты винта в таком случае всегда уменьшают, потому что кпд винта зависит также и от его оборотов. Значит, неминуемо должен быть редуктор. Теперь считаем кпд всей системы, который состоит из произведений кпд всех промежуточных звеньев. Если взять традиционную систему ДВС-редуктор-винт и принять кпд движителя за единицу, то мжеду двигателем и винтом будет только редуктор, кпд которого довольно высок. Пусть это будет 0.98 и тогда получаем Рв=1х0.98=0.98. По пути затерялось только 2% мощности, снимаемой с двигателя, какой бы он ни был. Потери в подшипниках линии вала и прочие не рассматриваем.

    Теперь электродвижение. Системы на постоянном токе даже не вспоминаем, ибо это позавчерашний день. Цепочка в этом случае выглядит так: Д (любой двигатель)- генератор - преобразователь частоты - ЭД и общий кпд будет 1х0.95х0.99х0.95=0.89. Причем я взял очень хорошие значения кпд для генераторов и ЭД, у конкретного экземпляра они могут быть меньше, да еще часть мощности потеряется в кабелях. Поэтому в экономическом плане электродвижение само по себе выгодно быть не может, как ни старайся.
    Однако есть нюанс. В ТТХ всех кораблей указывается скорость экономического хода и хода полного, соответственно полная мощность СУ нам нужна только для полного хода - догонять или убегать. Электродвижение для этого очень подходит: обычно работают, допустим, два дизель-генератора, а для полного хода запускаем еще два или три. Причем они могут быть разной мощности, что придает дополнительную гибкость.
    А вот то, что показано в заголовке статьи, вызывает большие сомнения. Это так называемый "азипод" (слово придумано фирмой АВВ, которая их создала, и стало нарицательным). Что это такое, любой может найти в интернете. Наша промышленность таких устройств не выпускала и не выпускает, а если начнет - значит, нам обеспечены все детские болезни новой техники.
    Отсюда все тот же вопрос: неужели мысль о том, что военная техника не должна зависеть от иностранных комплектующих, не могла прийти в голову еще 20 лет назад?