О-ёрои — классические доспехи самураев (часть 1)

Среди защитного снаряжения разных народов японские доспехи занимают особое место. Причем не столько в силу своей безусловной оригинальности, (хотя она в данном случае также присутствует), сколько в связи с тем количеством всевозможных домыслов и фантазий, связанных с ними как в силу объективных причин, например, недостатка информации, так и субъективных, к которым относится желание «поразить» людей «тайнами Востока». К тому же японские доспехи в отличие от западноевропейских и тех же российских не так-то легко изучать. Те доспехи, что есть у нас в России, например, в Кунсткамере и в некоторых музеях, чаще всего представляют новоделы, к древним доспехам не имеющие никакого отношения, либо это доспехи «новой эпохи», то есть созданные после того, как в Японии уже появилось огнестрельное оружие. Ну, а в Японию их изучать ездить накладно. Это могут себе позволить такие британские ученые как Стивен Тёрнбулл и Энтони Брайант, к тому же в коллекциях британских музеев, и в частности, в Королевском Арсенале в городе Лидс, японские доспехи представлены очень широко, включая и подарочные доспехи, отправленные в подарок английскому королю Якову I cёгуном Хидетада в начале XVI века. Многие из работ этих авторов в настоящее время у нас опубликованы, то есть российские исследователи имеют возможность с ними ознакомиться, пусть даже в большинстве своем они носят излишне популярный характер [1]. Еще в большем количестве работы этих авторов присутствуют на рынке соответствующей литературы на английском языке [2].

О-ёрои — классические доспехи самураев (часть 1)

Японская миниатюра XVIвека изображающая воинов в доспехах разных типов. На всаднике доспех о-ёрой и хорошо видно, как передняя секция его кусадзури упирается ему в седло

Появились и переводные работы уже собственно японских историков [3], хотя по-прежнему изданных у нас в переводе с английского, а не с японского языка, что значительно снижает их научную ценность. Хотя, что поделать, если переводчиков с японского такого уровня у нас нет. Очень интересную работу, хотя и представленную в объеме всего одной главы, посвященной сравнительному изучению доспехов Китая, Кореи и Японии, представил в своем капитальном исследовании [4] Дэвид Николь, причем он базировался как на работах своих предшественников и японских историков, так и на собственно японских артефактах [5]. Очень интересными являются и небольшие по объему, но прекрасно иллюстрированные фотографиями работы Йена Боттомли, а их содержательная часть основана на изучении японских доспехов из Королевского Арсенала [6].


В принципе всего этого вполне достаточно, чтобы сделать обобщающие выводы, и представить историю ранних японских доспехов с надлежащей полнотой. К тому же на помощь кабинетным исследованиям сегодня приходят и данные археологии. Например, не так давно японские археологи раскопали недалеко от вулкана Харуна в префектуре Гумма останки воина VI века, в редких для того времени пластинчатых доспехах [7].

О-ёрои — классические доспехи самураев (часть 1)

Доспех о-ерой XVIII в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Как считают археологи, воин был накрыт облаком горячего пепла, когда он сидел на коленях, и смотрел на вулкан, поэтому его доспехи и сам скелет хорошо сохранились. Самое интересно, однако, что они были изготовлены из заходящих друг на друга пластин и по конструкции относились к редким и дорогим доспехам кодзанэ-ёрой. Причем, такие доспехи, удалось найти впервые. Раньше их находили лишь в местах захоронений знати, куда и клали в качестве ритуальных предметов. Теперь можно доказательно говорить, что в Японии уже в это время существовали первые доспехи из связанных между собой металлических пластинок санэ (общее название пластинок из кожи или металла, у доспехов — кодзанэ-до, и, как правило, они покрывались лаком), хотя до этого считалось, что они появились значительно позднее!

Поскольку самураи использовали тюрко-монгольскую практику стрельбы из лука с коня, то есть, говоря языком современности, представляли собой «части быстрого реагирования» отличавшиеся высокой мобильностью, их доспехи должны были соответствовать этому предназначению. Поэтому, как отмечает Д. Николь, более ранние доспехи танко и кейко уже в конце VIII в., начали постепенно заменяться на новые, максимально приспособленные именно для такого боя. Хотя по-настоящему массовыми они стали только в XI — XII вв. то есть в эпоху Хэйан. Причем именно тогда пластинчатые доспехи на заклепках в Японии были заменены доспехами из пластинок связанных шелковыми шнурами [8]. Внешне новые доспехи были немного угловаты и больше всего своей формой походили на ящик. Изготовление их было даже более трудоемким, нежели изготовление доспехов танко и кейко, но они хорошо защищали всадника, который стрелял из лука, сидя верхом на лошади. Выделывались они из металлических пластинок, соединявшихся кожаными шнурами в полосы примерно 30 см длиной, и назывались о-ёрой («большие доспехи») [9]. Сначала делали наборы полос из отдельных пластин, затем они связывались между собой шнурами кэбики-одоси, причем эти шнуры (одоси) были цветными и могли создавать на поверхности доспеха красивый узор. При этом важной особенностью этих доспехов, несмотря на гибкость соединения, была большая жесткость. То есть, хотя они и выделывались из пластин, гибкостью они отнюдь не обладали! Кроме того, коробчатая форма доспеха делала его не слишком удобным для ношения. Одетый в них человек становился… своего рода продолжением седла. В них ему было удобно в нем сидеть и стрелять из лука, причем как вперед, так и назад, но и ничего более!

О-ёрои — классические доспехи самураев (часть 1)

О-содэ (наплечник) XIV в. к доспеху о-ерой. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Пластинки для доспехов японских воинов могли быть сделаны как из кожи, так и из металла, однако их непременно покрывали знаменитым японским лаком уруси, чтобы уберечь от сырости. Ведь климат в Японии очень влажный, и понятно, что металлические пластинки без такого защитного покрытия быстро бы ржавели и приходили в негодность. Также принято было покрывать их снаружи прокопчённой кожей намэсигава. Причем размер пластинок с течением времени уменьшался. К середине периода Хэйан (ок. X в.) размеры пластинок составляли 7,5 х 3,0 см; а к середине периода Камакура (ок. XIII в.) — уже 7,0 х 2,4 см. Чтобы соединить пластинки между собой, на них проделывали отверстия в два или три ряда, через которые продевали шнуры — только таким образом осуществлялся этот процесс.

О-ёрои — классические доспехи самураев (часть 1)

Пластины японских доспехов — очень важная и сложная их часть, несмотря на кажущуюся простоту. Во-первых, в каждой пластине просверливалось определенное количество отверстий, которые должны были на всех пластинах совпадать. Во-вторых, пластины требовалось несколько раз покрыть японским лаком уруси, чтобы предохранить их от ржавчины. Часто на пластины наклеивалась буйволовая кожа, а их поверхность помимо лака декорировалась рубленой соломой, глиной, кусочками раковин и кораллов, золотым и серебряным порошком, что превращало каждую из них в настоящее произведение искусства. С другой стороны, как только лак на краях отверстий от употребления стирался, пластинка в этих местах начинала стремительно ржаветь! (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Выгода от такой конструкции заключалась прежде всего в том, что доспехи легко можно было подогнать по фигуре: добавил пару лишних пластинок или же напротив — убавил — вот они и сидят на тебе как влитые. В некоторых случаях металлические и кожаные пластинки чередовали, иногда из металла делали более крупные пластины, прикрывающие особо уязвимые места, а кожаные использовали на боках и на спине. Пластинки всегда соединялись внахлест, так, что доспехи были многослойными и давали хорошую защиту. Если пластинки перекрывали друг друга в три слоя, то такое соединение называли татэна-си — «щит не нужен» — настолько прочную защиту они давали облаченному в них воину [10].

Если посмотреть на о-ёрой до того, как его надели, то можно увидеть, что он состоит всего из двух деталей, причем передняя, левая и задняя его части соединены между собой в одно целое. Первой следовало надевать отдельную правую часть — вакидатэ, которая должна была держаться на шнуре, который перекидывали через левое плечо и завязывали под мышкой, а еще один шнур удерживал ее на поясе. Затем надевалась остальная часть доспеха, которая закрывала ему грудь, спину и левый бок, и которая зашнуровывалась справа поверх вакидатэ, после чего завязывался пояс ува-оби, удерживающий доспехи на бедрах. Большие и тяжелые наплечники о-содэ, состоявшие из 6-7 рядов пластинок, играли роль гибких щитов, и закреплялись на плечах ремням с помощью шнуров или ремешков. На спине носили тяжелый бант агэмаки ина который шел толстый шелковый шнур, и который с наплечниками соединялся специальными более тонкими шнурами. Цвета шнуровки доспехов могли быть любыми, но этот бант, и идущие от него шнуры к содэ всегда были красными.

Кирасу доспеха о-ёрой — то есть собственно нагрудную и наспинную части панциря, называвшегося до (или ко — так как и то и другое слово при желании можно перевести как панцирь!), обычно делали из четырех рядов пластин, которые назывались накагава. Причем эти пластины были одинаковыми и на груди, и на спине. Плечевые ремни, удерживавшие доспех на плечах, пристегивались к пластине муна-ита (самой верхней и цельнометаллической пластине кирасы) при помощи застежек такахимо. Это были двойные шелковые шнуры, у которых одна пара имела на конце петлю, а другая — сделанную из дерева или кости пуговицу овальной формы. Места прикрепления этих застежек закрывали двумя пластинами. Правая, большая пластина носила название сэндан-но ита. Чтобы она не мешала двигать правой рукой, ее делали из трех рядов мелких пластинок санэ, а сверху укрепляли небольшую железную пластинку, обтянутую кожей. Подвижность левой руки была важна в меньшей степени, поэтому левая пластина была узкой, вытянутой, и делалась целиком из металла, а на доспехе закреплялась неподвижно. Называлась она — кюби-но-ита. Отметим, что пластины японских доспехов часто обтягивались кожей или тканью и украшались позолоченными медными декоративными элементами различной формы.

Нижнюю часть теля защищали кусадзури — набедренники, состоявшие из пяти рядов пластин. К кирасе крепились три таких кусадзури: одна сзади, одна спереди и еще одна на левом боку. Что касается четвертой, то она являлась продолжением пластины вакидатэ.

Пластинки, из которых была сделана кираса, на груди обычно были не видны, так как их закрывал большой кусок выделанной кожи — цурубасири-до гава. Нужно это было, чтобы тетива лука (цуру) могла бы свободно скользить по коже, и не цеплялась бы за пластинки. В качестве рисунка использовались круги красного и синего цвета на палевом фоне. В них вписывались стилизованные изображения китайских геральдических львов (сися) голубого цвета, а сами круги были вписывались в решетку состоявшую из ромбов красного или красно-синего цветов. Стороны ромбов образовывал стилизованный растительный орнамент, то есть украшавший кожу узор был достаточно прихотливым и трудоемким. Иногда кожу красили еще до копчения; при этом краски от воздействия температуры при копчении меняли свой цвет, отчего получались куски кожи с коричневым рисунком на желтом фоне различных оттенков. Описанные выше геометрические узоры были популярны в эпоху Хэйан. В эпохи Камакура (1185—1333) и Намбокутё (1336—1392) появились и другие мотивы, например, в них стали изображать драконов и буддийских святых. Строгой геометрии придерживаться перестали, отчего те же самые львы и растения на поверхности цурубасири-до гава располагались теперь в кажущемся беспорядке.

Очевидно, что в японских доспехах широко использовалась выделанная кожа, начиная с отделки тех же пластинок и изготовления для них шнуров, и заканчивая отделкой нагрудника и прочих деталей доспеха. Обычно для этого брали оленью замшу или кожу буйвола. Когда в VII — VIII вв., японцы переняли у китайцев буддизм, убийство животных, особенно полезных для человека, стало считаться большим грехом. Поэтому контакты с трупами людей и животных (похороны, свежевание туш, обработка шкур и выделыванием кожаных частей доспеха), стали уделом касты париев буракумин или эта, считавшихся «недочеловеками». Однако и самураи, и буддийские монахи не отказывались от доспехов из кожи, как, впрочем, и от убийства себе подобных.

В эпоху Хэйан, особенно в ее начале, шнуры, с помощью которых пластины доспеха соединялись друг с другом, были в основном из кожи, когда крашеной или покрытой тисненым на ней орнаментом. Затем их начали делать из крашенной шелковой пряжи. При этом сам процесс шнуровки постепенно превратился в настоящее искусство, в котором и эстетическая и практическая стороны тесно переплелись: ведь по цвету шнуров и их узорам самураи теперь могли легко отличать своих от чужих. Существует точка зрения, что обычай различать кланы по цветам доспехов возник еще в годы правления императора Сэйва (856 — 876). Тогда семья Фудзивара своим цветом выбрала светло-зеленый, Тайра — пурпурный, Минамото — черный, Татибана — желтый и т. д. У доспехов легендарной императрицы Дзингу была темно-малиновая шнуровка, поэтому они так и назывались — «доспехи красного шитья». С другой стороны изучение батальных полотен говорит нам, что у воинов противоборствующих сторон доспехи могли быть одного и того же цвета. Самым предпочитаемым были красный черный цвета. Но доспехи известных воинов могли иметь самую разную окраску. Причем она никакого отношения к вышеназванным кланам не имела. Кто что достал, тот в этом и сражался! Но, конечно, как выглядели доспехи самых известных и прославленных воинов все знали. К тому же знать, кто и во что одет, самураю было просто необходимо: ведь в Японии X — XV вв. тот, кто отрубал голову знатному противнику, обычно получал от своего господина богатую награду. Что же касается белого цвета (в Японии это был цвет траура) то его обычно носили воины, демонстрировавшие свое стремление либо умереть в бою, либо бившиеся за заведомо проигрышное дело.

Но доспехи различали не только по цвету шнуров, но также и по плотности их плетения. И если цвет говорил о том, к какому клану воин принадлежал, то по характеру плетения судили о его ранге и положении в клане. Так, тугая и искусная шнуровка, полностью закрывавшая поверхность пластинок, указывала на его высокий ранг и применялась в доспехах всадников, а у пехотинцев-асигару («легконогих») — правда и появившихся значительно позднее, она была очень редкой, а шнуров, соединявших пластины доспеха, было очень немного. Популярными цветами для шнуров были aка (красный), хи (оранжевый, «огненный»), курэнай (малиновый), куро (черный), мидори (зеленый), кон (синий), ки (желтый), тя (коричневый, «чайный»), сиро (белый) и мурасаки (фиолетовый). Синий цвет, получаемый из краски индиго, применяли чаще других, потому, что она защищала шелк от выцветания, а вот марена и соя (красный и фиолетовый цвета) его разрушали. Поэтому красно-фиолетовую шнуровку требовалось восстанавливать чаще, чем все остальные. То есть носившему такие вот красные доспехи воину требовалось чаще других отдавать их мастеру в починку, что было совсем недешево! Элегантно смотрелись и соединявшие пластинки кожаные ремешки одосигэ (что дословно означает «устрашающий волос»), сделанные из белой кожи с нанесенными на них изображениями цветов вишни красного цвета. Особым шнуром (мимиито), цвет которого был отличен от цвета основной шнуровки, оплетали края деталей доспеха, и он был толще и прочнее, чем остальные шнуры.

О-ёрои — классические доспехи самураев (часть 1)

Доспех о-ерой XIX в. В это время таки е доспехи потеряли уже всякий смысл и заказывались исключительно ради паблисити и капитализации средств. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

О-ёрои — классические доспехи самураев (часть 1)[/center]
Дзимбаори самурайская знать носила поверх доспехов, когда мода на огромные наплечники о-содэ уже прошла, и всегда шили либо из очень дорогих и нарядных тканей, либо напротив — выделялся своей суровостью и простотой. В любом случае этот наряд работал на имидж того или иного полководца. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Пластинки также окрашивали в различные цвета, для чего применялись органические пигменты. Так, черный цвет наводили обыкновенной сажей; в качестве ярко-красный краски использовали киноварь, которую получали, смешивая серу и ртуть; коричневый цвет получали пропорциональным смешением красного цвета с черным. Популярность лакированных пластинок темно-коричневого цвета была вызвана обычаем пить чай и модой на старинные предметы, по традиции предпочитавшиеся новым. Красно-коричневый лак позволял создавать впечатление металлической поверхности изъеденной ржавчиной. Некоторые мастера добавляли в лак рубленую солому, и даже такие необычные материалы, как толченый коралл и порошковую глину. В богатых доспехах применяли еще и «золотой лак», то есть добавляли в него золотую пыль или тонкое листовое золото. Красный цвет, как и везде, считался цветом крови и войны. На красных доспехах вблизи кровь была не так заметна, зато издали, они смотрелись устрашающе, так как одетые в них люди казались покрытыми кровью с головы до ног. Следует отметить, что доспехи, раскрашенные в разные цвета, были очень красивы и в полной мере отражали утонченные вкусы эпохи Хэйан, поэтому неудивительно, что они так полюбились самураям, что с VIII по XV век те считали их единственно подходящим снаряжением для великих воинов.

Примечания
1. См. например: ТЁРНБУЛЛ С. Самураи. Военная история / Пер. с англ. А.Б. Никитина. — СПб.: Евразия, 1999.; ТЕРНБУЛЛ С. Самураи. Военная история Японии. М.: Эксмо, 2013.; БРАЙАНТ Э. Самураи /Пер. с англ. В.Г. Яковлева. — М.:АСТ: Астрель, 2005.
2. TURNBULL S. R. Samurai armies 1550—1615. L.: Osprey (Men-at-arms series №86), 1979.; TURNBULL S. R. Samurai Armies 1550-1615. L.: Osprey (Men-at-arms series № 151), 1984.; TURNBULL S. Secrets of Samurai Warfare//Military illustrated. 1997. №110. РР. 33-39.; TURNBULL S. R. Samurai Heraldry. Oxford: Osprey (Elite № 82), 2002.; ROBINSON H.R.. A Short History of Japanese Armour. London, 1965. РР. 5-9.; DANN J.L. Kendo in Japanese Martial Culture: Swordsmanship in Self-Cultivation (Ph.D. thesis, University of Washington, 1978). РР. 39-40.; ROBINSON H.R. A Short History of Japanese Armour. London, 1965. PP. 5-9.
3. КУРЭ М. Самураи. Иллюстрированная история / Пер. с англ. У. Сапциной. — М.: АСТ: Астрель, 2007.
4. NIKOLLE D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050—1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1, Vol.2.
5. NIKOLLE D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050—1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.2. РР. 305—321, 492, 493.
6. BOTTOMLEY I. An Introduction to Japanese Armour. Leeds. Royal armories Museum. The Тrusteers of the armouries, 2002.; BOTTOMLEY I. A remarkable armour//Royal armouries yearbook. Vol.2. L. Royal Armouries Pub. Co., 1997. РР. 147.
7. http://lenta.ru/news/2012/12/18/facetheash/.
8. NIKOLLE D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050—1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol. 2. РР. 311.
9. КУРЭ М. Ук. соч., с. 28.
10. КУРЭ М. Ук. соч., с. 29.
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 22
  1. Moskit 2 июня 2015 07:11
    Клоуны крашеные!
    1. Лось 2 июня 2015 09:41
      Клоуны крашеные!

      Угу. Клоуны. Может быть даже и крашеные. Вот только в войне 1904-1905 Япония разгромила Российскую Империю, в 1914 вынесла Второй Рейх из Китая. В 1941 урыла напрочь флот САСШ...
      Лось
      1. RPG_ 2 июня 2015 11:31
        Думайте о чем говорите. Вынесла первых из за их же разгильдяйства и вторых по отсутствию оных в сколь нибудь значительном количестве. Ну а третье сами знаете чем кончилось.
        Что бы о чем то утверждать надо сначала разобраться в вопросе.
        1. Лось 2 июня 2015 18:34
          Думайте о чем говорите. Вынесла первых из за их же разгильдяйства и вторых по отсутствию оных в сколь нибудь значительном количестве. Ну а третье сами знаете чем кончилось.

          И каким образом ваше заявление опровергает мой тезис?
          Лось
      2. PROXOR 2 июня 2015 12:15
        Цитата: Лось
        Угу. Клоуны. Может быть даже и крашеные. Вот только в войне 1904-1905 Япония разгромила Российскую Империю, в 1914 вынесла Второй Рейх из Китая. В 1941 урыла напрочь флот САСШ...

        По моему мнению, Ваш ответ - это набивание статистики. Рассмотрим причинно следственные связи:
        1) Нападение на Пёрл Харбор 1941 года. Объёдененный Японский флот испаряется на просторах Тихого океана. Аналитики Матрасии сразу засекли отсутствия основного ядра Императорского флота на базах базирования в Японии. Флот хранил молчание. Уже эти факты должны были поставить всю разведку Матрасии на уши. Обладая авианосным флотом Матрасники могли начать поиски Императорского флота. Этого сделано не было. 7 декабря в гавани базы Пёрл Харбор находились в основном устаревшие корабли ВМФ США. И НИ ОДНОГО АВИАНОСЦА!!!! Это совпадение? Идём дальше. Тот факт что показали в фильме, а именно потопление малой подводной лодки Матрасниками при прорыве на базу. Опять, никакой боеготовности обхъявленно не было.
        Все эти факты приводят нас к выводу, что нападение ждали, его провоцировали, но целенаправленно не мешали. Простые смертные не знали об этом, и моряки гибли, уходя на дно вместе линкором Аризона.
        Шерлок Хомс говорил, ищите мотивы. Всегда, во все времена, самый лучший двигатель прогресса и экономики была ВОЙНА. Война с Германией далеко и простого обывателя будет трудно убедить в необходимости мобилизовать усилия для победы в войне. Нужна война у порога. База Пёрл Харбор была идеальным поводом для её начала. Субсидирование военной промышленности увеличилось многократно. Производительность труда так же взвинтили. Страна работала на нужды обороны не только своей армии и флота, но и на Лэнд-лиз. Врядли будешь отдавать огнетушитель, когда у самого задний двор полыхает. Вспомним что нам отдавалась по Ленд-Лизу. P-39 Аэрокобра и Бомбер Бостон - они оба проиграли тендер для авиации США. Шерманы, со старой 76 мм пушкой и бензиновым мотором - так же отвергнутые армией США.
        Ну и как финал. На 1941 год Матрасники имели огромный дефецит бюджета, на 1945 год Матрасники имеют профицитный бюджет (в условиях войны практически невозможное) и главный кредитор в мире.
        1. Alexey RA 2 июня 2015 13:12
          Цитата: PROXOR
          1) Нападение на Пёрл Харбор 1941 года. Объёдененный Японский флот испаряется на просторах Тихого океана. Аналитики Матрасии сразу засекли отсутствия основного ядра Императорского флота на базах базирования в Японии.

          ЕМНИП, радиообмен в базах IJN поддерживался ложными радиостанциями. К тому же, японцы сменили шифр.
          Цитата: PROXOR
          Обладая авианосным флотом Матрасники могли начать поиски Императорского флота. Этого сделано не было.

          Двумя АВ против 6? Вы уж совсем какими-то самоубийцами янки выставляете.
          Тем более, что оба американских АВ занимались экстренной переброской авиации на передовые базы флота.
          Цитата: PROXOR
          7 декабря в гавани базы Пёрл Харбор находились в основном устаревшие корабли ВМФ США. И НИ ОДНОГО АВИАНОСЦА!!!! Это совпадение?

          Совпадение. Big E был практически рядом с базой. Ещё 3-4 часа - и японцы застали бы АВ со спущенными штанами, поскольку его авиакрыло перелетало на береговую базу.
          Цитата: PROXOR
          Тот факт что показали в фильме, а именно потопление малой подводной лодки Матрасниками при прорыве на базу. Опять, никакой боеготовности обхъявленно не было.

          Это прокол командира ЭМ. Об обнаружениях ПЛ и атаках глубинными бомбами сообщения шли постоянно - и к этому времени все они считались ложными. Командир неправильно составил доклад, упустив фразу "артиллерийским огнём атаковал визуально наблюдаемую ПЛ".
          Цитата: PROXOR
          P-39 Аэрокобра и Бомбер Бостон - они оба проиграли тендер для авиации США.

          Да что Вы говорите. То есть, 3, 312 и 417 Bombardment Groups на ТО летали на призраках? И 409, 410 и 416 в Европе - тоже? Или всё-таки у них были А-20G?
          Цитата: PROXOR
          Шерманы, со старой 76 мм пушкой и бензиновым мотором - так же отвергнутые армией США.

          76-мм - это как раз новейшая пушка. Старая была 75-мм.
          Кстати, сами янки воевали на бензиновых "Шерманах". А для СССР поставлялись дизельные.
          1. Комментарий был удален.
          2. Shick 2 июня 2015 13:59
            японцы прекрасные бойцы, крайне духовитые
  2. inkass_98 2 июня 2015 07:33
    Всегда хорошие доспехи были признаком богатого воина. В Японии это еще более усугубилось тем, что использовалось много кожи и тканей, по определению непрочных материалов для доспеха, отчего требовалось постоянно ухаживать за ними. Зато красиво.
    Цитата: Moskit
    Клоуны крашеные!

    Неплохо бы научиться уважать чужую культуру, иначе и свою уважать не будете. В японской культуре, при всей ее неоднозначности, есть что почерпнуть.
    1. RPG_ 2 июня 2015 11:37
      Все эти красивости имели и практический смысл предохраняя металл от окисления. Вся прелесть в том что они всю эту красоту и ритуалы совместили с практической необходимостью и обоснованностью.
  3. abrakadabre 2 июня 2015 09:52
    Весьма интересная тема
  4. PROSTEEL 2 июня 2015 10:54
    Не знаю как с самураями, но видел где-то материал, что Дзиньити Каваками – японский ниндзя, которого называют последним настоящим ниндзей в мире, чей титул подтвержден официально.
  5. Игарр 2 июня 2015 13:09
    Интресный материал.
    НО, сходу вопрос - технологическая культура, что ли, не позволяла создать цельнометаллические кирасы, наручи, оплечье?
    Как видно, поножи, вполне себе как из цельного, гнутого листа.
    Так для чего устраивали эту мороку со шнурками и пластинками? Для самоудовлетворения? И удовлетворения изысканных запросов самураев?
    Для меня, воспитанного в европейской культуре, все эти Ё-рои выглядят, как детский сад, какой-то. Типо национальных узоров мордвы, черемисов, отдельных областей России - затейливо, кучеряво. Офигительно трудоемко - и абсолютно непрактично.
    Куда как эффективнее видится та же кольчуга, байдана, куяк, бриганда. Не говоря уж про рыцарские турнирные доспехи.
    По уровню сложности, русские доспехи - бахтерец, юшман, колонтарь - на мой взгляд, были гораздо мудренее всех прочих - так у них и преимущества были перед всеми. И сделаны были на металле полностью. А не крашеных нитках.
    А всяких шнурочков да бантиков навешать и на наших воинов не проблема была - только вот не особенно практиковалось.
    ...
    Так почему, все-таки, японцы пошли таким сложным путем?
    1. kalibr 2 июня 2015 16:12
      Древняя традиция основанная на технологии это пластинки. Их совершенствовали, уменьшали либо увеличивали. Это стало традицией! То есть самой страшной вещью на свете! Цельнокованные доспехи появились только после знакомства с европейцами. Увидели - "так можно", подумали - "а чем мы хуже?" И сделали? Об этом тоже будет... Потом у японцев появились и чисто кольчужные доспехи и настоящие рыцарские латы. Но поздно, когда у нас от этого уже отказались.
      Кстати, я спрашивал Стивена Тернбулла, свидетельствует ли разнообразие видов оружия о технологическим отставании - был тут такой вопрос.И он ответил - "найтионал традишн". Вот так, как хотите, так и понимайте. Но, да, и японцы и индийцы очень традиционные люди. Все необычное (для них) выбивает их из колеи.
      1. mirag2 2 июня 2015 18:39
        Очень верно.
      2. abrakadabre 3 июня 2015 10:56
        Цельнокованные доспехи появились только после знакомства с европейцами. Увидели - "так можно", подумали - "а чем мы хуже?"
        С параноидальной традиционностью согласен полностью. А вот когда увидели, что европейский цельный доспех гораздо лучше держит пулю из примитивных аркебуз, что стараниями европейских же купцов вошли в обиход в Японии, вот тогда забили на традиционность и стали заниматься делом - ковать кирасы из крупных склепанных пластин (а не на шнурках) или даже цельные. И тут же открыли что, о чудо!, так еще и дешевле выходит. даже с гравировками и прочими рюшечками.

        Если бы не такой вот необычный технологический пендель со стороны, японцы бы до сих пор варились в собственном соку и ничего бы не продвинулось у них там. А так, эволюция сдвинулась с мертвой точки.
    2. abrakadabre 3 июня 2015 11:11
      Так почему, все-таки, японцы пошли таким сложным путем?
      Чтобы ответить на ваш вопрос, надо смотреть все в комплексе.
      Тот же Ближний Восток на момент победного шествия османских армий был ни капли не менее технологичен чем Европа. Если не более. И религия на тот момент не была таким уж тормозом для восприятия всего нового. Но Восток так и не родил массовых крупнопластинчатых лат на манер европейских. Самый кроупнопластинчатый - зерцальный. Тем не менее он не дотягивает до такого полного бронирования крупными монолитными деталями на шарнирах всего человека как у европейских рыцарей. То же самое можно сказать и о барде - доспехе для коня.

      Наибольшее влияние на этот момент имела Европейская тактика - копейный удар. Никакая стрела, алебарда, метательное копье или меч не сравнятся по мощи с несущейся в галопе лошадью сконцентрированной на острие лэнса. Именно тут требуются крупные массивные металлические детали. И обязательно гладкие, чтобы копью не за что было зацепиться, и обязательно с криволинейными поверхностями для максимального шанса, чтобы удар соскользнул, а не ушел в тушку рыцаря.
      Вот эта тактика изначально и задала главное направление развития европейского доспеха. А еще тот момент, что Европа была сильно раздроблена. То есть, каждый рыцарь регулярно шел в бой лично, в многочисленных местечковых междоусобицах, а не только крупных конфликтах. Соответственно самый платежеспособный заказчик и задавал тон в развитии доспеха и подстегивал самое это развитие.

      Восточные армии тоже имели относительно немногочисленные контингенты тяжелой кавалерии с таранной тактикой, но в силу того, что сами восточные государства были крупнее (а значит и армии), сиятельные господа восточные аналоги рыцарей в первом ряду оказывались значительно реже. Предпочитая, чтобы многочисленные подданные с луками делали всю грязную работу. А уж в решающий момент тяжелая кавалерия атаковала противника когда он наиболее измотан. К тому же даже имеющаяся тяжелая кавалерия не имела такой строгой групповой тактики - атаки именно копьем строем. Атаковали и тяжелым клинковым оружием. Ведь противник уже измотан, дезорганизован долгим обстрелом, в его рядах бреши.
      Европейские рыцари же наоборот - зачастую старались сразу же решительной атакой на еще относительно свежего и организованного противника переломить ход битвы. Для такой атаки клинок не подходит. Нужно именно копье. Чем длиннее, тем лучше. Чтобы дотянуться до врага раньше, чем он до тебя.
      Кирасирская же атака клинками появилась поздно. Да и то, перед тем как врубиться в ряды пехоты, кирасиры на полном скаку с короткой дистанции давали залп из пистолетов. Именно чтобы в рядах пикинеров появились бреши. В которые тут же, пока пехота не привела ряды в порядок, врывались с мечами-шпагами.

      Вернемся к Японии. Тактика - конный лучник, говорит сама за себя. Тут ламелярный доспех достаточен, хорош и даже полезен. Потому что имеет хорошую подвижность.
      1. Игарр 4 июня 2015 21:35
        Валерий, я в полном восторге.
        Отдельные моменты просто заклинило в памяти - мелкопоместный рыцарь обязан САМ воевать.
        Если его доспех оказался удачливее - то значит и добычливее - то значит и технологичнее. Моднее.
        Это прорыв.
        Я такое выстроение ни разу не формулировал.
        ...
        Да и сама тактика и цель войны: или воевать результативно, или красоваться понтово.
        Поместье в Ниппон вряд ли дадут, самим не хватает - зато можно прилюдно пузо себе распороть, слава, как-никак. В зачет детям пойдет.
        1. abrakadabre 9 июня 2015 07:44
          Если его доспех оказался удачливее - то значит и добычливее - то значит и технологичнее. Моднее.
          Это прорыв.
          Я такое выстроение ни разу не формулировал.
          Это где вы усмотрели в моих словах такую формулировку?
  6. вася 2 июня 2015 13:12
    Не было в Японии нормальных металлов, вот и извращались как могли. И свои "боевые" искусства к этому приспособили
    1. abrakadabre 3 июня 2015 11:14
      Самое главное - не приходилось им так часто воевать с другими народами. А то бы быстро стали бы перенимать все новое в военном деле. И никакая традиционность бы тут не помешала.
      1. Лось 3 июня 2015 12:53
        Самое главное - не приходилось им так часто воевать с другими народами.

        Абсолютно согласен. Экспедиции в Корею не в счёт, ибо служили по большей части предохранительным клапаном, через который стравливалось излишняя агрессивность излишнего же самурайского населения.
        С одной стороны вроде бы и не плохо, но с другой при такой ситуации всегда наступает момент, когда на горизонте появляются дымы эскадры коммодора Пери.
        Лось
  7. brn521 2 июня 2015 13:45
    Церемониальные доспехи какие-то. Слишком много возни со всякими украшениями. Настолько много, что даже места под упоминание про массу доспеха не удалось выделить.
    1. kalibr 2 июня 2015 16:17
      Про массу будет. Это первая часть. И потом... церемониальные. Да, конечно, но это чиненое, перечиненое, реставрированное, новоделы 19 века. А реально самураи столько на себе не носили! Что добыл, то и твое, абы как,кое-что. В этом плане очень показателен фильм Куросавы "Семь самураев". Там и доспехи-то носит один крестьянский сын (не наносился!) и молодой парень-самурай, по той же причине. А старый и опытный - довольствуется одной налобной повязкой. В чем-то это образцы - "вот так надо", к этому стремимся, это идеал для воина.
      1. abrakadabre 3 июня 2015 11:19
        В этом плане очень показателен фильм Куросавы "Семь самураев".
        В этом плане фильм не показатель.
        Пока по Японии бегали массовые армии эпохи гражданских войн, все, кто хотел выжить на поле боя, старались одоспешиться по максимуму. Никакая налобная повязка не спасет, если ты стоишь в толпе и по тебе лучниками ведется концентрированный навесной обстрел. Чтобы показать свою самурайскую доблесть и удаль. надо еще успеть добежать до врага. И по возможности не в виде кактуса, утыканного стрелами.
    2. Лось 3 июня 2015 12:27
      Церемониальные доспехи какие-то. Слишком много возни со всякими украшениями.

      Ну не всё так просто. Воин должен внушать врагам ужас, а своим войскам придавать силу одним своим видом. Доспехи профессиональных воинов всех времён и народов так или иначе украшались, в том числе и из чисто психологических соображений.
      Лось
  8. DP5A 2 июня 2015 15:11
    Конечно, церемониальные. Как шпага, украшенная бриллиантами. Как и рогатый шлем - очень красивый, увеличивает рост носившего, но с такими рогами в реальном сражении драться не возможно.
    1. Alexey RA 2 июня 2015 16:30
      Цитата: DP5A
      Конечно, церемониальные. Как шпага, украшенная бриллиантами. Как и рогатый шлем - очень красивый, увеличивает рост носившего, но с такими рогами в реальном сражении драться не возможно.

      С ужасом представляю себе выводы историков будущего о полевой форме одежды российской армии, если им в руки попадёт, скажем, эта фотография:
  9. upsarin 2 июня 2015 16:35
    Ну вроде бы катана их достаточно эффективное оружие было.
    Собственно и доспех так же.

    По крайней мере на сколько я понимаю он гарантировал защиту от стрел по основным местам тела?
    1. clesaryy 2 июня 2015 18:07
      Доспех соответствовал по своей прочности оружию, ибо как сказано в кодексе о поединках:
      -если меч сломался или согнулся(!), поединок следует остановить. Сломанный меч отдается в кухню, а согнутый конюха
      Источник не помню, потому не бейте
      clesaryy
    2. Лось 2 июня 2015 18:46
      Ну вроде бы катана их достаточно эффективное оружие было.

      Миф, порождённый голливудом. Катана это облегчённый церемониальный клинок, который носился самураями в "гражданке". Вроде европейской шпаги начиная с конца 18 века. Основным именно боевым мечом был тати.

      Сей меч имел более длинный и массивный клинок, как правило с большим изгибом.
      Лось
      1. abrakadabre 3 июня 2015 11:28
        Основным именно боевым мечом был тати.
        Именно. Тут полная аналогия с европейским "длинным мечом" или "мечом для войны". Таскать на балы или в кабак полутораручное или двуручное тяжелое и громоздкое ковырялово неудобно самому. Да и окружающие подумают что таскаешь с собой столь крупную железяку неспроста - чай задумал чего нехорошее.
        Так и с тати.

        С распространением огнестрела на полях сражений (в Японии тоже) наблюдается постепенное облегчение клинкового оружия. Если в Европе эта тенденция стала набирать обороты только после выхода лат из употребления. То в Японии сразу. Японские аркебузы были достаточно эффективны против Ё-роев. Так что большой тати уже как бы не нужен. Вот катана и стала выдвигаться на первые роли уже в боевых действиях и стала популярна не как запасной меч после тати, а как основной.
        1. Лось 3 июня 2015 12:18
          Таскать на балы или в кабак полутораручное или двуручное тяжелое и громоздкое ковырялово неудобно самому.

          Вот вот. Помню, как я сильно удивился, впервые взяв натуральную катану в руки. Уж очень лёгкой она была. Мне показалось, что даже полегче нашей шашки.
          Если в Европе эта тенденция стала набирать обороты только после выхода лат из употребления.

          В Европе тенденция вывода лат из обращения (по крайней мере полного доспеха) стала наблюдаться с появлением аркебузы и, в особенности, после развития её в мушкет к началу 16 века.
          Лось
  10. brn521 3 июня 2015 12:45
    Цитата: Лось
    Помню, как я сильно удивился, впервые взяв натуральную катану в руки. Уж очень лёгкой она была.

    Если ей выправить баланс под одну руку, рукоятку поудобнее, да гарду поприличнее поставить, перестанет легкой быть.
    1. abrakadabre 9 июня 2015 07:56
      Если ей выправить баланс под одну руку, рукоятку поудобнее, да гарду поприличнее поставить, перестанет легкой быть.
      Это как?
      Веса историчных именно боевых катан практически не отличаются от настолько же боевых европейских мечей соответствующей эпохи.
      И там, и там вес одно-полутораручного боевого оружия лежит в пределах от 1200 до 1700 грамм. И крайне редко отклоняется от данного диапазона как в легкую. так и в тяжелую сторону. И заточку имеет стойкую к удару по доспехам - непосредственно режущая кромка (а не спуски клинка) затачиваются под 40-60 градусов. Иначе каждый удар будет слишком выкрашивать режущую кромку.
      Знамениные киношные трюки с разрезанием падающего платочка или волоса невозможны с клинками, предназначенными для боя с одоспешенным противником. Заточить-то можно, но проживет такой клинок в бою очень недолго.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня