Несчастливый «Буффало»

38


Японские самолеты появились над Филиппинами 7 декабря 1941 года, через 9 часов после разгрома Перл-Харбора. Свыше 80 истребителей и бомбардировщиков взяли курс на Манилу. Но в этот раз американцы не дали застать себя врасплох. С аэродрома Кэсон-Сити взлетели на перехват 24 истребителя «Буффало» из корпуса морской пехоты. В небе на подступах к столице архипелага завязалась яростная «собачья схватка», в англоязычных странах так называют высокоманевренный воздушный бой на близких дистанциях. Результат боя оказался для американцев плачевным. Только шесть самолетов, изрядно побитых, возвратились на свой аэродром. А остальные остались догорать среди джунглей острова Лусон. Молодые американские летчики совершенно не имели боевого опыта, а их машины уступали японским в скорости, маневренности и огневой мощи.

Начало этой истории относится к 1936 году, когда инженеры фирмы «Брюстер Эйркрафт Компани» Д. Браун и Р. Мак-Кэст создали проект первого в США цельнометаллического истребителя-моноплана с убирающимся шасси и закрытой кабиной, предназначенного для авианосного базирования. В июне 1937 года прототип ХF2A-1 был построен и представлен на конкурс перспективных разработок палубного истребителя, объявленный министерством авиации. Самолет показал лучшие данные, чем его конкуренты — переделанный из сухопутного истребителя Северский ХР.1 и многообещающий, но еще очень «сырой» Грумман ХF4Р-2 (будущий «Уайлдкэт»). Итогом победы на конкурсе стал заказ на постройку 54 экземпляров машины для оснащения авианосцев ВМС США.

Несчастливый «Буффало»


Палубный истребитель F2A-1 «Буффало» представлял собой свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с гладкой дюралевой обшивкой. Он был снабжен двигателем Райт К-1820-34 «Циклон» воздушного охлаждения, девятицилиндровым, однорядным, звездообразным, мощностью 950 л.с. Винт трехлопастный, изменяемого шага фирмы «Хэмилтон Стандарт». Между двигателем и кабиной, за противопожарной перегородкой размещался топливный бак.

Просторная кабина с большой площадью остекления, обеспечивающей круговой обзор, не имела пола. Непосредственно под ногами летчика сквозь фюзеляж проходил главный лонжерон крыла, а под ним, в обшивке нижней части фюзеляжа, был устроен застекленный люк, обеспечивающий обзор вниз. Однако это удобство на истребителе оказалось ненужным, и люк часто закрашивали. За спинкой сиденья у палубных «Буффало» находился цилиндрический контейнер с резиновым надувным плотом и средствами жизнеобеспечения на случай вынужденной посадки в море. Иногда спасательный плот, на жаре самопроизвольно срабатывал, разрушая плексиглас. У экспортных машин, предназначенных для действий с сухопутных аэродромов, вместо него стоял противокапотажный «козел».

Одним из крупных отличий от других палубных самолетов «Буффало» было отсутствие складных консолей, что осложняло его размещение на авианосцах, позволяя брать на борт относительно небольшое число машин. Основные стойки шасси своеобразной изогнутой формы были выполнены в соединении со щитками и убирались в крыло, а колеса — в фюзеляж.



Вооружение состояло из 4 пулеметов: одного — синхронного, калибра 7,62 мм, размещенного над мотором, и трех крупнокалиберных. Причем два из них помещались в консолях крыла, вне круга вращения винта, а один, синхронизированный, — в фюзеляже, над двигателем. Прицел был упрощенный рамочного типа с отдельно стоящей мушкой. На финских «Буффало» он заменялся коллиматором «Реви». Последующие модификации истребителя оборудовали оптическим прицелом «Альдис».

Из-за слабости производственной базы фирмы — выполнение заказа затянулось до конца 1939 года, когда авианосец «Саратога» принял на борт первые 10 истребителей, получивших индекс F2A-1 и название «Буффало». На судьбе остальных самолетов сказалось обострение обстановки в Европе.

30 ноября Красная Армия перешла советско-финскую границу. Началась «Зимняя война». Правительство Соединенных Штатов, признав Финляндию жертвой агрессии, приняло решение о срочной военной помощи этому государству. В числе прочего туда были отправлены 44 истребителя «Буффало». До подписания перемирия 13 марта 1940 года в страну успели прибыть только 6 машин. Остальные поступили в течение следующих месяцев.

Финские пилоты, которым ранее приходилось летать на куда более древних бипланах «Бульдог» и «Гладиатор», очень высоко оценили машину. В новом самолете их привлекали хорошие пилотажные характеристики в сочетании со сравнительно высокой скоростью и стабильностью при ведении огня. Кроме того, самолет отличался надежностью и способностью выдерживать серьезные повреждения. Об отношении финнов к этому толстому, похожему на майского жука, истребителю говорит данное ему сентиментальное название «Таиваан хельми» — «Небесная жемчужина».



Со вступлением 25 июня 1941 года Финляндии в войну с СССР на стороне Гитлера, США прекратили поставку запчастей. Уже в следующем году финны почувствовали их нехватку. Пришлось идти на всяческие ухищрения, например, ставить на «Буффало» вместо изношенных «Райт-Циклонов» сходные по характеристикам советские двигатели М-63, снятые с трофейных И-16.

За первый период войны финские летчики одержали на «Буффало» немало побед над старыми самолетами И-153, И-16 и СБ. Однако с ростом качественного уровня советской авиации на Карельском фронте ситуация стала постепенно меняться. В 1943 году отставание «жемчужин» от требований времени уже не вызывало сомнений. Но недостаток более современных машин вынуждал финнов держать их в строю вплоть до окончания военных действий. Даже в 1945 году, когда финским войскам пришлось с боями очищать север страны от своих вчерашних союзников, истребители-ветераны продолжали вылетать на задания и сбили несколько Юнкерсов Ju-87. Последний «Буффало» был «демобилизован» только в 1948 году и помещен в музей, где и стоит до сих пор.

На «Буффало» воевали не только финны и американцы. Самолет вызвал заметный интерес со стороны военных ведомств разных стран, и уже в 1939 году на фирму «Брюстер» посыпались запросы о поставках. Бельгия заказала 40 машин, Голландия — 72, Англия — 170 и Австралия — 243. Примечательно, что ни одно из этих государств не планировало использовать самолет по прямому назначению — в качестве палубного истребителя. С начала 1940 года большинство выпускаемых фирмой машин шло на экспорт под индексом В-239. Однако по различным причинам не все заказы были выполнены в полном объеме.

В ходе боевой службы проявились недостатки конструкции истребителя. Основными были два, которые фирма так и не сумела устранить до самого конца службы «Буффало». Во-первых, повышенный износ подшипников мотора, требовавший регулярного осмотра и ремонта. Во-вторых, выявился конструктивный дефект в механизме шасси. При выпуске стойки задевали за головки заклепок внутри ниш. Через некоторое время головки стачивались, это ослабляло крепление и зачастую вело к тяжелым авариям. Доставляли проблемы и частые выходы из строя гидравлических цилиндров, которые не могли выдержать нагрузки при частых взлетах и посадках. Конструкторы и технологи «Брюстер» пытались усовершенствовать шасси, но полностью исправить конструктивные недостатки им не удалось.

В октябре 1940 года на первый прототип истребителя установили новый двигатель, положив начало модификации F2A-2. Этот вариант самолета отличался форсированным двигателем Райт К-1820-40 мощностью 1200 л.с. и новым винтом «Кэртисс-Электрик» диаметром 3,12 метра. Винт имел оригинальные усиления — «манжеты» в основании лопастей и большой яйцевидный кок. Вся винтомоторная группа получилась тяжелее прежней на 160 килограммов. Чтобы сохранить центровку самолета, его носовую часть от обреза капота до центроплана укоротили на 13 см. Синхронный пристрелочный пулемет калибра 7,7 мм заменили крупнокалиберным. Экспортная версия истребителя получила индекс В-339. Усовершенствованными самолетами оснастили авианосцы «Саратога» и «Лексингтон».



В 1941 году появилась последняя модификация F2A-3 с новой радиостанцией и рядом изменений в конструкции планера. К тому времени уже был принят на вооружение после доработок истребитель «Уайлдкэт», обладавший заметным превосходством над «Буффало» в летных и эксплуатационных данных.



Единственной эскадрильей ВМС США на Тихом океане в начале войны, оснащенной истребителями F2A, была VF-2, находящаяся на борту «Лексингтона». Деятельность этой эскадрильи заключалась в дальнем патрулировании в районе действия авианосца. Холя летчики эскадрильи поклялись не брить бороду, пока не будет одержана первая победа, каких либо боевых заслуг, за исключением обстрела японской подводной лодки у них так и не было.

Делая ставку на более совершенную технику, руководство американских ВМС летом 1941 года отдало приказ о перевооружении авианосцев на новый тип истребителя. Таким образом «палубная» служба «Буффало» закончилась, едва успев начаться. Самолеты с «Лексингтона» и «Саратоги» передали в морскую пехоту. Именно эти машины приняли бой, описанный в начале статьи.

«Буффало» составляли основу воздушной обороны корпуса морской пехоты на Тихом океане перед началом японской агрессии. Почти все они были сбиты в воздушных боях или уничтожены при отступлении из-за отсутствия запчастей и горючего.

В начале войны истребители модификации F2A-3 состояли на вооружении двух эскадрилий. Первая базировалась на острове Пальмира, что в 1580 км южнее Гавайев, а вторая на атолле Мидуэй. Именно ей довелось одержать первую победу на истребителе фирмы «Брюстер». 10 марта 1942 года звено капитана Джеймса Л. Нифаса сумело перехватить японский четырехмоторный гидросамолет «Каваниси» Н8К1 «Эмили». В ходе начавшегося преследования с ожесточенной перестрелкой, один «Буффало» получил тяжелые повреждения. Однако это не помогло японской летающей лодке, которая в итоге все-таки была сбита.

Затем последовала, первая и последняя для истребителя, крупная боевая операция — битва за атолл Мидуэй, произошедшая 4 июня 1942 года. Эскадрилья под руководством майора Флойда Б. Паркса вступила в бой, имея 19 «Буффало» и 6 «Уайлдкэт». Потери американской эскадрильи в том бою составили 13 «Буффало» и 2 «Уайлдкета», практически 60% машин. Погиб и сам майор Паркс.



Тяжелые итоги первых дней войны основательно подорвали доверие к истребителю. С января 1942 года американцы, во избежание чрезмерных потерь среди летного состава, стали выводить подразделения «Буффало» в глубокий тыл, на учебные аэродромы. Последними эвакуировали в июне 1942 года самолеты, защищавшие атолл Мидуэй от налетов японской авиации.



Общее количество выпущенных машин составило 507 экземпляров. Из них только 172 носили американские звезды на крыльях.



Источники:
Иванов С. Брюстер Буффало // Война в воздухе. №84. С. 5-6, 9-12, 20-24.
Кондратьев В. Потерявшие доверие "Буффало" // Крылья Родины. 1992. № 4. С. 8-12.
Кудишин И. Прогрессивный для своего времени // Авиация и космонавтика. 1997. №1. С.11-16.
Котельников В. Морские самолеты палубного и морского базирования 1939-1945 // Авиаколлекция. 2004. №1.С.46-47.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +30
    2 июня 2015 06:50
    Вот те на - молодые не подготовленные американские летчики??? А как же блокбастер Перл-Харбор с Беном Афлеком? Там все такие крутые, супер подготовленные отважные летчики, просто под огнем не могут добраться до своих самолетиков. А вот Афлек добрался и начал сбивать их пачками, эх... а я то наивно поверил голивудской версии событий ))
    1. +8
      2 июня 2015 10:18
      Цитата: lubesky
      А как же блокбастер Перл-Харбор с Беном Афлеком?

      Вы, мил человек, наверное не смотрели другую голливудскую перлу, тоже основанную "на реальных событиях".
      Речь о фильме "Красные хвосты".
      В главных ролях Терренс Ховард и Кьюба Гудинг.

      Описание фильма на сайте Кинопоиск:
      История молодого чернокожего пилота, который превозмогая расизм и неприязнь, сумел сплотить братьев по крови и создал первый в истории воздушный батальон, состоящий исключительно из афроамериканцев.
    2. +4
      2 июня 2015 12:24
      Не надо верить голливудским сказкам, особенно на военную тему.
      1. Комментарий был удален.
      2. +7
        2 июня 2015 13:42
        Гибель линкоров показана вполне реалистично, когда у меня плохое настроение смотрю "Пёрл-Хабор" и оно улучшается.
        1. +2
          2 июня 2015 14:44
          Цитата: lis-ik
          когда у меня плохое настроение смотрю "Пёрл-Хабор" и оно улучшается

          Посмотрите лучше "Тора-тора-тора". Еще более реалистичнее и главное правдоподобнее...
          1. 0
            3 июня 2015 01:14
            Насчёт "Тора! Тора! Тора!" сгласен на все 100 !
    3. +3
      2 июня 2015 17:10
      Цитата: lubesky
      А вот Афлек добрался и начал сбивать их пачками,

      Причем самое интересное то, что американские летчики-истребители, все-таки взлетев, вместо того, чтобы уничтожать японские торпедоносы и пикировщики, начали драку с истребителями, причем не наступательную, а сажать японца себе на хвост, чтобы его сбили с земли.
      Неудивительно, что таких горе-истребителей японцы дрючили два года до появления Хеллкэта и Корсара.
    4. 0
      2 июня 2015 20:14
      Правильно верил!Ведь викисливия врать не будет - почитай!СУПЕР!Особенно про гарячых хфинскых асов.
    5. 0
      3 июня 2015 01:12
      А вот в более раннем блокбастере "Мидуэй" (лет на 15 старее "Пёрл Харбора"),когда американцы ещё не успели потерять память, о "Буфало" они сами высказыватся соответственно. Стариё, мол.
  2. +11
    2 июня 2015 07:02
    Вот те на - молодые не подготовленные американские летчики??? А как же блокбастер Перл-Харбор с Беном Афлеком? Там все такие крутые, супер подготовленные отважные летчики, просто под огнем не могут добраться до своих самолетиков. А вот Афлек добрался и начал сбивать их пачками, эх... а я то наивно поверил голивудской версии событий ))
    Вы плохо смотрели фильм как раз в том всё и дело, что опытным лётчиком там был только герой Бена Афлека. Персонаж же Хорнета имел лишь хороший налёт и никакого боевого опыта. Остальные лётчики как и их начальство в виду полной расслабленности не смогли даже взлететь. Как то так.
    1. 0
      2 июня 2015 08:42
      Остальные лётчики как и их начальство в виду полной расслабленности не смогли даже взлететь.
      Они не смогли взлететь из-за расслабленности? hi Думаю, дело было в "рейзенах" на ВПП. Вообще, потери американских летчиков в 1941-1942 годах были тяжелейшими. Поражение японских ВМС определило техническое отставание и несовершенство подготовки кадров, что привело к дефициту летчиков-истребителей, а затем и к огромному разрыву в ТТХ машин противоборствующих сторон в течение 1942-1944 годов.
    2. 0
      2 июня 2015 14:34
      И спорить не о чем, вы правы. Это с одной стороны... А с другой стороны, помимо героя фильма, что вы понимаете под оценкой - неопытность летчиков (не воевавших) и чем отличался опыт и подготовка японских пилотов, не учитывая превосходство вооружения, летных ТТХ и внезапности?
      В фильме подробно показано, что тот же Хорнет - был прекрасным пилотом, вы же не станете утверждать, что у него с героем Афлека было в разы больше налета часов в сравнении с другими курсантами... И опять же про боевой опыт, помимо супер-героя Афлека, какое преимущество у Зеро против американских в боевом опыте?
      1. -1
        2 июня 2015 17:06
        чем отличался опыт и подготовка японских пилотов, не учитывая превосходство вооружения, летных ТТХ и внезапности?
        Они имели боевой опыт на момент начала войны против Америки.
  3. +1
    2 июня 2015 07:31
    Где-то проскальзывало, что именно финские летчики на "Брюстере"одержали наибольшее число побед в воздушных боях с РККА. Больше, чем Хартманн и Баркхорн (352 и около 300 побед соответственно), если подсчет вести по соотношению воздушный бой (вылет) - победа.
    1. +6
      2 июня 2015 10:53
      Цитата: Семенов
      Где-то проскальзывало, что именно финские летчики на "Брюстере"одержали наибольшее число побед в воздушных боях с РККА. Больше, чем Хартманн и Баркхорн (352 и около 300 побед соответственно), если подсчет вести по соотношению воздушный бой (вылет) - победа.

      Знаем мы этих счетоводов-любителей. Что характерно такие дикие цифры появились даже не в немецкой и финской прессе и книгах, а в американских. Это всё часть информационной войны.
      1. +7
        2 июня 2015 19:55
        Вот что например американские журналисты написали о лучшем асе ВВС Финляндии во Второй мировой войне:
        "ЮУТИЛАЙНЕН ЭЙНО ИЛМАРИ
        До декабря 1939 года вряд ли можно было предположить, что маленькая Финляндия даст миру летчика, боевая результативность которого поставит его на наивысшее (после немецких летчиков), место. (ни много, ни мало - belay !!!)
        Эйно Илмари Юутилайнен, или "Иллю", как его прозвали боевые товарищи, родился 21 февраля 1914 года в небольшом городке Лиекса в восточной Финляндии. В марте 1939 года двадцатипятилетний Эйно прибыл в истребительную группу HLelv 24 "Линкс" ("Рысь"). Группа была вооружена самыми боеспособными в то время в финских ВВС истребителями Фоккер D-XXI. На этом самолете Э. Юутилайнен в боях с советской авиацией в так называемой "Зимней войне" одержал две личные победы и одну в группе, не слишком выделяясь среди остальных летчиков HLelv 24.
        Войну с СССР Э. Юутилайнен продолжил в кабине американского истребителя Брюстер В-239. Уже в июле 1941 года он открыл счет воздушным победам в войне, получившей в Финляндии название "континентальной", сбив 9 июля два И-153. Число сбитых самолетов росло, и до февраля 1943 года он одержал 35 воздушных побед. Среди сбитых были И-16, И-153, МиГ-3, Пе-2, Кертисс Р-40, Харрикейн и даже Не 111 с красными звездами(еще один перл belay и что "потерял" "Хейнкель-111" в советских ВВС?), заявленный "Иллю" 20 октября 1942 года.
        В конце января 1943 года финские военные стали готовиться к получению Мессершмиттов Bf 109G-2. Для этого многие опытные пилоты были переведены в "Ме-rsu Laivul" ("Мессершмитт группа") Lelv 34. Не избежал этой участи и самый результативный летчик Финляндии Э. Юутилайнен. В феврале он был переведен в эту группу. Управляя грозным "мессершмитом", он менее чем за год довет (до марта 1944 года) счет своих побед до 57.
        В апреле 1944 года в преддверии летнего советского наступления в Карелии, Lelv34 получила истребители B5109G-6. Летая на этом типе самолета, финский ас сбил 35 советских самолетов. Свою последнюю победу (транспортный самолет Ли-2) он одержал 3 сентября 1944 года, за 16 дней до конца континентальной войны. Участвуя в боевых действиях, кавалер двух Крестов Маннергейма*, Эйно Юутилайнен совершил 437 боевых вылета, заявив об уничтожении 94 самолетов лично и одного в группе.
        Лучшим для финского летчика стал день 30 июня 1944 года, когда он одержал 6 побед (2 Р-39, 2 Як-9, Ла-5, Ил-2). (вы в это поверите - я таки нет!)
        Поражает не только число побед, но и поразительная удачливость летчика, который в течение всей боевой карьеры ни разу не был сбит противником."
        Вот такой вот чудо-летчик был у финнов. Наверное надо полагать, что сбил советских самолетов меньше чем Хартманн (еще один "эксперт" и супер-ass, но уже из дойче Люфтваффе), только потому что у Красной Армии самолетов над Суоми было меньше и они (самолеты советских ВВС) быстро закончились.
        Кстати Юутилайнен летал на Brewster B-239 BW-364 с 25.06.41 по 06.02.43 и сбил 35 самолетов ВВС Красной Армии.
        Эти сказки американских журналистов дружно поддержали в российской либеральной прессе в 90-е годы и многие верят этим выдумкам и сейчас.
        Честь имею
  4. Комментарий был удален.
  5. +4
    2 июня 2015 07:52
    Цитата: ImperialKolorad
    Вот те на - молодые не подготовленные американские летчики??? А как же блокбастер Перл-Харбор с Беном Афлеком? Там все такие крутые, супер подготовленные отважные летчики, просто под огнем не могут добраться до своих самолетиков. А вот Афлек добрался и начал сбивать их пачками, эх... а я то наивно поверил голивудской версии событий ))
    Вы плохо смотрели фильм как раз в том всё и дело, что опытным лётчиком там был только герой Бена Афлека. Персонаж же Хорнета имел лишь хороший налёт и никакого боевого опыта. Остальные лётчики как и их начальство в виду полной расслабленности не смогли даже взлететь. Как то так.


    И в фильме P-40, более современная машина.
    1. +1
      2 июня 2015 14:26
      Простите, память видно подвела меня, но мне помнится, что P-40 к началу войны с Японией почти полностью укомплектовал авиацию корпуса морской пехоты. В основных ВВС, как вы и говорите P-40 был редкостью. Давно читал, но конкретно в П-Х были именно P-40 модификаций B и C.
  6. +6
    2 июня 2015 07:55
    Молодые американские летчики совершенно не имели боевого опыта..Но Рузвельта они в этом не винят... smile
    1. -1
      2 июня 2015 12:45
      Цитата: parusnik
      Но Рузвельта они в этом не винят...

      Но им и не капали пропагандой на мозги каждый день, Рузвельт -то, Рузвельт - се.
  7. +2
    2 июня 2015 08:18
    С Перл-Харбором тема отдельная.Во первых огромный пофигизм и неграмотность офицерского состава.С солдатами и матросами еще хуже.Отвратительное несение вахты,не знание силуэтов самолетов потенциального противника,отсутствие нормальной авиоразведки ,пренебрежение новейшими средствами(радаром ПВО).Ну и одной из причин разгрома авиации ее бездумное группирование(боялись нападения диверсантов)на одном аэродроме.
    1. +7
      2 июня 2015 12:42
      Цитата: zadorin1974
      С солдатами и матросами еще хуже.Отвратительное несение вахты,не знание силуэтов самолетов потенциального противника,отсутствие нормальной авиоразведки ,пренебрежение новейшими средствами(радаром ПВО).

      По пунктам.
      Вахта на кораблях неслась согласно разрешённому из Вашингтона уровню боеготовности. Показательно, что расчёты ЗПУ открыли огонь в среднем через 2-4 минуты после первых разрывов бомб на острове Форд. Причём ЗПУ были укомплектованы расчётами даже на ЛК, стоявшем в сухом доке. Увы, но без введённых котлов трёхдюймовки, МЗА и ЗПУ на ручном управлении были единственными средствами ПВО.
      Незнание силуэтов - тут рядовой состав не при чём. Японские флотские самолёты были терра инкогнита даже для разведки.
      Отсутствие авиаразведки - политики, политики и ещё раз политики ("***, *** - ***" - привычно откликнулось эхо). Для перехода на усиленную схему разведки нужно повысить боеготовность. Шорт и Киммель 2 месяца просили Вашингтон об этом. А в ответ - "мы ведём переговоры с Японией, любое повышение боеготовности может спровоцировать их срыв, сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь на провокации".
      Пренебрежение новейшими средствами... ох, Вы бы знали - что такое мобильная РЛС в то время. Ложное обнаружение и отсутствие отметок от реальных целей были нормой жизни. Не зря первой мыслью расчёта той самой РЛС при получении отметки от японцев была "опять глюк". По тем же корабельным РЛС даже в конце 1942 командир "Энтерпрайза" жаловался, что регулярно повторяется ситуация: визуально сопровождаемая цель на экране РЛС не видна.

      Если на что и жаловаться в П-Х, так это на преступное раздолбайство штабов, которые перенесли график работы РЛС на наиболее опасные утренние часы, но не согласовали с ними график работы КП ПВО острова. В результате - сигнал на РЛС есть, даже есть сопровождение - а в центре управления скучает один человек. Ни планшетистов, ни связистов. Будь там хотя бы дежурная смена - тогда КП дал бы приказ на круговой поиск. И стало бы понятно, что к острову с севера идут отнюдь не В-17 (потому как пошли бы гораздо более слабые отметки от идущих с востока "крепостей"). А полчаса выигранного времени - это запитанные директоры СЗА, ходовые ЭМ и взлёт эскадрилий армейской ИА (тревоги ПВО были нормой жизни на Острове).
      Цитата: zadorin1974
      Ну и одной из причин разгрома авиации ее бездумное группирование(боялись нападения диверсантов)на одном аэродроме.

      Дело не в том, что Шорт боялся диверсантов. Дело в том, что в армии было официально утверждено 3 степени боеготовности. И, несмотря на все запросы Шорта, ему разрешили ввести только самую низшую из них. А она предусматривала основной упор на защите от диверсий.
      Так что дело не в том, что в П-Х боялись диверсантов. Дело в том, что армейцы были вынуждены выполнять все требования введённой степени готовности.

      Насчёт одного аэродрома - это Вас кто-то обманул. Армейцы сидели на базах Хикэм и Уилер (часть сила также была на аэродромах Беллоуз и Халеива). Морпехи - на базе Эва. Флот - на острове Форд.
      1. +1
        16 декабря 2015 13:40
        Вообще то Рузьвельт знал о нападении на Перл Харбор раньше самих японцев!!! когда подписывал эмбарго на нефть для Японии, поэтому новые корабли увел из П-Х, а 2000 погибших американцев цена вступления США в войну.
    2. +4
      2 июня 2015 17:23
      Цитата: zadorin1974
      С Перл-Харбором тема отдельная

      Вот именно. Результат П-Х - Япония стала агрессором на всю катушку. Никто в США уже не мог агитировать против войны, даже считая военные расходы в долларах или футбольных полях. ЮС вступили в "справедливую" войну, чтобы отомстить наглым агрессорам. Потери не многим отличаются от взорванных близнецов, а выигрыш в морально-психологическом плане гигантский. Между прочим, авианосцы куда-то сплыли из П-Х, а линкоры... Тоже доп. заказы промышленности, опять какой-никакой профит. Очень полезная для истеблишмента ЮС операция.
      1. +1
        2 июня 2015 18:06
        Цитата: 97110
        Между прочим, авианосцы куда-то сплыли из П-Х

        Что значит куда-то?
        "Big E" доставлял истребители на Уэйк. И на момент японского удара находился рядом с Пёрл-Харбором (его разведчики, высланные вперёд, угодили в самую мясорубку над островом). Задержись джапы на 3-4 часа - и он мог попасть под раздачу.
        "Лекс" точно так же доставлял самолёты на Мидуэй.
        А "Сара"... "Сара", как всегда, перед важными и опасными событиями на ТО угодила в ремонт. smile
        "Уосп" с "Рейнджером" работали в Атлантике. А "Хорнет" был ещё небоеготов.
  8. +4
    2 июня 2015 09:51
    Цитата: zadorin1974
    С Перл-Харбором тема отдельная.Во первых огромный пофигизм и неграмотность офицерского состава.С солдатами и матросами еще хуже.Отвратительное несение вахты,не знание силуэтов самолетов потенциального противника,отсутствие нормальной авиоразведки ,пренебрежение новейшими средствами(радаром ПВО).Ну и одной из причин разгрома авиации ее бездумное группирование(боялись нападения диверсантов)на одном аэродроме.


    Согласен. Вот вся боевая сводка за тот день:

    8 момент японского удара самолеты находились в "четырехчасовой готовности" - без горючего и боеприпасов. Летчики отдыхали в казармах и на квартирах. Самолеты стояли плотными рядами с целью защиты от возможных действий диверсантов. Первый же японский налет на авиабазу Уилер вывел из строя 62 Р-40В. Три Р-40С поднялись с небольшого вспомогательного аэродрома Беллоуз, но были сбиты. Лишь четырем истребителям Р-40В из 47-й эскадрильи с базы Халеива удалось совершить по два вылета и сбить пять японских самолетов. К концу дня в боеспособном состоянии осталось только 27 истребителей Р-40В и Р-40С.
    1. +1
      2 июня 2015 12:46
      Цитата: Spitfire
      Три Р-40С поднялись с небольшого вспомогательного аэродрома Беллоуз, но были сбиты. Лишь четырем истребителям Р-40В из 47-й эскадрильи с базы Халеива удалось совершить по два вылета и сбить пять японских самолетов.

      Про Р-36 забыли.
      В 8:50 пятеро пилотов из 46-го ис­требительного дивизиона 16-й истребительной группы на истребителях Р-36 «Hawk» поднялись с базы Уилер. На взлете машины попали под огонь соб­ственной зенитной артиллерии. Все же сумев подняться, пятерка направилась в сторону Перл-Харбора. Но над ба­зой был поставлен плотный огневой заслон, поэтому истребители поверну­ли к аэродрому Беллоуз. В районе мыса Даймонд-Хед американцы заметили группу из 9 истребителей «Зеро». Не обращая внимание на численное пре­восходство противника, американские истребители атаковали 1-е звено 3-й эскадрильи с «Сорю». 1-й лейтенант Льюис М. Сандерс атаковал команди­ра группы капитана Фусату Ииду и сбил его. Иида попытался дотянуть до авианосцев, но пробитые топливные баки и пуля в плече не позволили ему выполнить задуманное. Его «Зеро» рухнул на землю в районе офицерской казармы Беллоуз. Другой американец - 1-й лейтенант Филипп М. Расмуссен - сбил «Зеро» энсина Ацуми. Этот са­молет упал в залив Каилуа. 2-й лейте­нант Гордон Стерлинг также атаковал японский истребитель. Маневрируя в воздухе он пытался поймать противни­ка в прицел. Это ему удалось и само­лет энсина Иси также был сбит. Тем временем другой японец - энсин Дзиро Танака - сел Стерлингу на хвост и сбил его. Американский пилот погиб. 1-й лейтенант Джон М. Таккер вел бой с еще одним М6А2. Но у Таккера от­казали пулеметы, чем воспользовался японский пилот. Таккер ушел в крутое пике и без проблем вернулся на базу. Пятый из американцев, 1-й лейтенант Малькольм А. Мур, атаковал М6А2 с «Хирю», но японец скрылся в облаках.

      Когда американцы вернулись на базу, они снова попали под огонь сво­ей зенитной артиллерии. Машины Сандерса, Таккера и Расмуссена полу­чили в общей сложности 52 попадания.

      С базы Уилер вылетели несколько самолетов 45-го истребительного ди­визиона на Р-36 и Р-40. Машины пи­лотировали 2-й лейтенант Б. Шиффлет, 1-й лейтенант Вудроу Б. Уилмот, а также 2-е лейтенанты Аарон У. Тайер, Фрэнсис С. «Гэбби» Габрески, Ген­ри У. Лоренс и Уильям Ф. Хейни. Глав­ная задача пилотов на взлете было не попасть под огонь своей зенитной ар­тиллерии, что не до конца им удалось. Самолет Шиффлета получил повреж­дения в районе Хикем-Филда и призем­лился на базе Уилер на пробитых ко­лесах. Машина Хейни получила по­вреждения в районе Перл-Харбора и на бреющем полете вернулась на базу.
  9. -1
    2 июня 2015 10:57
    Истребитель «Буффало», созданный в США в 1937 году, представлял для советских конструкторов определенный интерес. Сражавшиеся в Испании на стороне республиканцев американские летчики-добровольцы, освоив И-16 6 и 10 серии, говорили о необходимости приобретения для этих машин двигателя «Райт- Циклон» К-1820-34 мощностью 950 л.с, который был мощнее и надежнее советского М-25.
    Несколько таких моторов в инициативном порядке были приобретены испанским правительством и установлены на И-16,что существенно улучшило тактико-технические характеристики самолета.
    Конструктивно «Буффало» был в то время современнее И-16. Наличие гладкой дюралевой обшивки, однорядного девятицилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения «Райт- Циклон» К-1820-34 » мощностью 950 л.с., трехлопастного винта изменяемого шага, рационального размещения систем и агрегатов, достаточно простая гидравлическая схема уборки шасси, вооружение, состоящее из 4 пулеметов, три из которых были крупнокалиберными, ставило его в один ряд с лучшими истребителями европейских стран. Всего этого не было в 1937 году у нашего деревянно-перкалевого «ишачка». Превосходство американского самолета над истребителями Поликарпова проявилось в период Зимней войны 1939 года и в начальный период Великой Отечественной войны. Финские «Буффало» с мотором повышенной мощности в 1200 л.с. в воздушных боях успешно противостояли не только «чайкам» и «ишачкам», но и «харрикейнам», Як-7,ЛаГГ-3,Ла-5.
    К сожалению, до начала Второй Мировой войны ни один экземпляр этого самолета в СССР не попал и мне кажется, если бы это случилось, к 1940 году И-16 был бы совершенно иным и, возможно, вопрос о его замене не был бы таким острым. Американская конструкция обладала большим потенциалом модернизации по сравнению с И-16 18,24,28 и 29 серий.
    1. +2
      2 июня 2015 13:33
      Надо сказать,что хотя финны и не имели собственной авиапромышленности,толковые авиаинженеры у них имелись,что позволяло не только потдерживать в летном состоянии весьма"разношерстный"парк самолетов ВВС,но и проводить достаточно объемные модернизации.В этом отношении весьма показательны именно В-239 и"Фоккер Д-21"по сути "Брюстер"(после финских доработок)стал машиной вышедшей на качественно иной более высокий уровень общий вес самолета сократился более чем на 220кг была переработанна конструкция фюзеляжа,оптимизированна работа ВМГ путем оптимизации работы нагнетателя,более рациональным стало бронирование.Постоянные метаморфозы претерпевало стрелковое вооружение,в конечном этоге к 43г практически все"Брюстеры"имели 4х12,7ммБС некоторые машины могли оборудоваться подвесными МГ\ФФ с магазинным питанием ,однако на практике подобный вариант использовался относительно редко.В общем финский В-239 это совсем не американский"Буффало".Эффективность же применения относительно"возростных"машин определяется самой структурой финских ВВС.Одной из важнейших составляющих которых были наземные наблюдатели и ландшавтные особенности театра БД.Позволявшие распологать посты ВНОС на значительных расстояниях,а нередко и неподалеку от наших аэродромов.Не помню у кого прочитал но запомнилось-"Финны,с финнами драться сложно появляются всегда в самый неподходящий момент и всегда сверху".
  10. +1
    2 июня 2015 12:44
    По различным фактам ,собранных из разных источников к сожалению выясняется следующее-
    Как и в случае со взрывом своего броненосца и последующего объявления войны Мексике США просто организовали кровавую провокацию против своих же граждан,спровоцировав Японию напасть на Пёрл-Харбор.
    Именно поэтому было такое потрясающее разгильдяйство, пренебрежение своими обязанностями и пр.несоответствия военной службе. За подобные вещи (если они случаются) обычно идёт военное следствие и трибунал против тех кто это допустил.
    Но фишка в том,что совершенно в этом уверен, нападение на Пёрл-Харбор было спланировано.Это была "подстава" в терминах 90-ых. И организатор этой подставы думаю был... Франклин Делано Рузвельт, президент США. Поэтому трагическая сцена из "Пёрл-Харбора" где он роняет телеграмму о нападении на пол меня не трогает а смешит.
    Почему он это сделал? Кратко -дело касается чего? как вы думаете? Правильно-денег.
    А длинно рассказывать долго.
    1. +1
      2 июня 2015 12:50
      Цитата: Oladushkin
      Как и в случае со взрывом своего броненосца и последующего объявления войны Мексике США просто организовали кровавую провокацию против своих же граждан,спровоцировав Японию напасть на Пёрл-Харбор.

      На Филиппины. Жертвой на заклание должен был стать МакАртур.

      Атака на П-Х в планы США абсолютно не вписывалась. Более того, у японцев были шансы поймать возвращающийся в П-Х Big E.
      1. iv_v виртуал 2
        0
        2 июня 2015 20:36
        Цитата: Oladushkin
        организовали кровавую провокацию против своих же граждан,спровоцировав Японию напасть на Пёрл-Харбор


        Надо же, как интересно. Уж как ни старались японцы сдержатся, а все равно негодяй ФДР заставил. И это не смотря на Конгресс, Верховный суд и прессу. Рисковый был дедуля, боевой.
        Кстати, Гитлер говорил что-то похожее в июне 41-го. Ну там, был вынужден, все такое.


        Цитата: Alexey RA
        По различным фактам ,собранных из разных источников к сожалению выясняется следующее


        Толкового источниковеда видно с первого взгляда.
        1. +1
          3 июня 2015 10:12
          Цитата: iv_v виртуал 2
          Надо же, как интересно. Уж как ни старались японцы сдержатся, а все равно негодяй ФДР заставил. И это не смотря на Конгресс, Верховный суд и прессу. Рисковый был дедуля, боевой.

          На самом деле - таки да, практически заставил. Постоянно расширяющееся эмбарго вплоть до запрета на поставку нефти и стального лома и арест счетов аккуратно подвели Японию к войне. В цугцванг Япония попала летом 1941.
          Впрочем, это был не цугцванг, а будущий кооперативный мат. Потому как надо отдать должное - сама Япония тоже делала всё возможное, чтобы вляпаться в войну.

          Впрочем, в Европе ФДР действовал ещё более нахраписто. Нейтральные США реоккупировали занятую лайми Исландию, открыто поставляли вооружение (причём даже не за деньги, а по ленд-лизу), строили для Британии корабли вплоть до эскортных АВ, ремонтировали и перевооружали корабли Royal Navy, эскортировали конвои с вооружением, расширяли зону "свободной охоты за ПЛ" ("Нейтральный патруль") практически до Европы, а весной 1941 начали инспектировать Острова на предмет размещения там своего воинского контингента.
          1. iv_v виртуал 2
            0
            3 июня 2015 12:39
            Цитата: Alexey RA
            Постоянно расширяющееся эмбарго вплоть до запрета на поставку нефти и стального лома и арест счетов аккуратно подвели Японию к войн

            Бедные зайки. Именно так выглядят кровавые провокации американского правительства против собственного народа. И описанные Вами меры совсем никак не были связаны с японо-китайской войной, в ходе которой погибло порядка 20 млн. человек. Не могли же американцы всерьёз воспринимать такую ерунду и закрывать поставки в воюющую страну, которая с 36-го года (отказ подписать ограничение морских вооружений) числилась наиболее вероятным противником, правда?
            Цитата: Alexey RA
            реоккупировали занятую лайми Исландию

            Простите, Датское королевство предъявляло претензии? Независимая Исландия? Почему претензии у Вас? У кого вообще могут быть претензии в этой ситуации?

            Цитата: Alexey RA
            даже не за деньги, а по ленд-лизу

            Это великолепно. Всякое разное слышал по ленд-лизу, но что это была "кровавая провокация Рузвельта против американского народа" - первый раз.
          2. iv_v виртуал 2
            0
            3 июня 2015 13:27
            Благодаря Вам заинтересовался темой оккупации Исландии.
            Из вики
            "В гавани некоторые местные жители протестовали против прибытия англичан. Один из исландцев выхватил у британского пехотинца винтовку и засунул туда сигарету. После этого он кинул солдату винтовку и сказал ему, что с ней надо быть осторожной. Тут же подошёл офицер и принялся ругать морского пехотинца."
            Очаровательная история. Спасибо за наводку.
  11. +2
    2 июня 2015 12:57
    Вообще же, "Баффало" - это отличный пример того, как можно последовательными улучшениями испортить неплохой истребитель.
    По мнению Гор­дона Файрбо, летчика из VF-2, позднее ставшего командором ВМФ США, ис­требитель F2A-2 был очень прост в пи­лотировании и имел хорошую маневрен­ность. По общему мнению пилотов, в этих двух параметрах «Баффало» превос­ходил основной палубный истребитель ВМФ США F4F-3 «Уайлдкэт».

    Американцы начали войну на истре­бителях F2A-3 - слишком тяжелых и ос­нащенных недостаточно мощным двига­телем. Пилоты, летавшие на F2A-2 и F2A-3, утверждали, что это совершенно разные самолеты.

    По этой же кривой дорожке, кстати, пошёл и "Грумман" с "шеститочечным" "Уайлдкэтом". Но к счастью для "Груммана", у него уже был "Хэллкет".
  12. +1
    2 июня 2015 17:23
    Смешной самолётик, только его следовало бы назвать не Buffalo, а Piggy, т.е. свинка. Оно больше ему подходит.
    1. +3
      2 июня 2015 18:12
      Цитата: ё-моё
      Смешной самолётик, только его следовало бы назвать не Buffalo, а Piggy, т.е. свинка. Оно больше ему подходит.

      А у флота все истребители были такими - толстые бочонки. Ну... кроме "корсара".

      "Имея двигатели такой мощности, об аэродинамике можно не задумываться".

      Движки янки позволяли поставить на первое место технологичность производства, даже в ущерб аэродинамике. На том же "Хэллкэте"
      Хвостовая балка обшивалась листами 2,6-мм толщины внахлест, в угоду технологичности.
  13. +2
    2 июня 2015 18:25
    Цитата: rubin6286
    Истребитель «Буффало», созданный в США в 1937 году, представлял для советских конструкторов определенный интерес. Сражавшиеся в Испании на стороне республиканцев американские летчики-добровольцы, освоив И-16 6 и 10 серии, говорили о необходимости приобретения для этих машин двигателя «Райт- Циклон» К-1820-34 мощностью 950 л.с, который был мощнее и надежнее советского М-25.
    Несколько таких моторов в инициативном порядке были приобретены испанским правительством и установлены на И-16,что существенно улучшило тактико-технические характеристики самолета.
    Конструктивно «Буффало» был в то время современнее И-16. Наличие гладкой дюралевой обшивки, однорядного девятицилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения «Райт- Циклон» К-1820-34 » мощностью 950 л.с., трехлопастного винта изменяемого шага, рационального размещения систем и агрегатов, достаточно простая гидравлическая схема уборки шасси, вооружение, состоящее из 4 пулеметов, три из которых были крупнокалиберными, ставило его в один ряд с лучшими истребителями европейских стран. Всего этого не было в 1937 году у нашего деревянно-перкалевого «ишачка». Превосходство американского самолета над истребителями Поликарпова проявилось в период Зимней войны 1939 года и в начальный период Великой Отечественной войны. Финские «Буффало» с мотором повышенной мощности в 1200 л.с. в воздушных боях успешно противостояли не только «чайкам» и «ишачкам», но и «харрикейнам», Як-7,ЛаГГ-3,Ла-5.
    К сожалению, до начала Второй Мировой войны ни один экземпляр этого самолета в СССР не попал и мне кажется, если бы это случилось, к 1940 году И-16 был бы совершенно иным и, возможно, вопрос о его замене не был бы таким острым. Американская конструкция обладала большим потенциалом модернизации по сравнению с И-16 18,24,28 и 29 серий.

    Ну да, ну да, только американцы так и не смогли довести "долбанутое шасси", впрочем как и "хваленый" мотор - Вы статью хорошо читали? Только американцы поставили в свои войска четвертую часть выпущенных "Буффало", а после первых боевых стычек предпочли отправить самолет в учебные подразделения. Какой "замечательный" самолет!!! Какой задел для модернизации!Сами американцы его не смогли довести самолет до ума.
    Н.Н.Поликарпов в гробу перевернулся от Ваших слов...
    1. +5
      2 июня 2015 22:33
      Дорогой друг!

      Судя по Вашему комментарию, Вы очень молоды, совсем ничего не понимаете в авиации и судить о той или иной машине можете исключительно по книжкам и статьям, не всегда умным и серьезным, либо по авиасимуляторам, которые весьма примитивно имитируют реальный полет и воздушный бой. Возможно, что американский «Брюстер» имел трудности с шасси, но они не идут ни в какое сравнение с уродливой системой уборки шасси на И-16 образца 1937 года, где для этого, после взлета требовалось сделать вручную 25 оборотов специальной рукояткой. Вы пишете о плохом американском моторе, а ведь, в конечном итоге, советские конструкторы «содрали» именно его. Так появился М-62, который устанавливался в годы войны не только на И-16, но и на Ли-2, а так же до настоящего времени стоит на Ан-2. Если бы «Брюстер» попал в СССР в 1937 году, все лучшее и прогрессивное в его конструкции было бы использовано при модернизации И-16, который мог стать значительно лучше. По отзывам американских и финских летчиков, «Брюстер» был прост в управлении и доступен летчику средней квалификации, в отличие от И-16, который был строг в пилотировании и не прощал малейших ошибок.
      Мало читать статьи, нужно еще вникать в суть, как говорят в авиации, «включать мозги».
  14. +1
    2 июня 2015 21:59
    Финские пилоты, которым ранее приходилось летать на куда более древних бипланах «Бульдог» и «Гладиатор», очень высоко оценили машину.....уважаемый автор все таки на тот момент основным истребителем финских ввс был фоккер д21.вот с ним и надо сравнивать.бульдоги -учебные эскадрильи.гладиаторов было очень немного всего 30 машин..понимаю что статья о буффало-но точность важна.
  15. +1
    3 июня 2015 13:03
    rubin6286 + аргументировано, взвешено."Мало читать статьи, нужно еще вникать в суть, как говорят в авиации, «включать мозги»." Да и вообще их включать надо не только в авиации. what

    "Хотя летчики эскадрильи поклялись не брить бороду, пока не будет одержана первая победа, каких либо боевых заслуг, за исключением обстрела японской подводной лодки у них так и не было."
    Эскадрилья бороздило небо над Тихим океаном с картиной злобного "душмана" на фюзеляже вместо голой красотки. laughing
  16. +1
    7 июня 2015 19:04
    Финны были рады и "Буффало".
    Вынужден признать, что "соколы маннергейма" оказались опытнее и удачливие, чем "сталинские соколы" в 1940-41 годах. И только кровью наработался лётный опыт наших дедов.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»