И тот, кто будет ею сражён...

И тот, кто будет ею сражён...


О пропаганде можно говорить часами, можно приводить огромное количество примеров воздействия на солдат противника. Идеологическое оружие в том или ином виде является одним из самых опасных видов потому, что степень его воздействия исчисляется не годами, а тысячелетиями. И тот, кто будет им сражён, погибнет, даже не начав своего боя. И любовь его, и ненависть будут произрастать после этого уже в совершенно в другом направлении. События на Украине — лучшее тому подтверждение. Несколько исторических пропагандистских штрихов — в этой статье.

Главенствующую роль пропаганды теоретики признали лишь после первой мировой войны. А само слово «пропаганда» родилось ещё в 1622 году, благодаря католической организации Congregatio de Propaganda Fide, которую организовал папа римский Григорий XV, хотя задолго до него разные народы активно использовали пропагандистские методы (взять хотя бы тех же шаманов). Но Первая мировая перевернула все существующие до этого представления о пропаганде. Она стала массовым явлением.


И тот, кто будет ею сражён...


Кто придумал выпустить первую военную листовку

Особо массовое распространение военных листовок получило в годы Первой мировой войны, когда англичане, используя специальные воздушные шары (они могли поднять около двух килограммов листовок) активно разбрасывали свои прокламации над окопами немецких солдат. Англичане уже тогда поняли, насколько важно иметь чётко налаженную агитационную машину, которая объединяла практически все рода войск, генералитет и общественно-политические организации.

Уже тогда стало понятно, что оголтелая критика действий противника не имеет результата. Прорывом в психологической войне стали письма пленённых немцев, изготовленных с помощью офсетной печати, которые они написали своим родственникам, где рассказывали о своём быте в лагерях, как их кормят и поят, о хорошем к ним отношении, просили совета, как поступить дальше. Были изготовлены многочисленные копии таких писем. И многие немецкие солдаты поверили в это и отослали их родственникам. Это — всего лишь один пример из тысячи.

Самое главное заключалось в том, что по окончании войны военные теоретики поставили пропаганду в первом ряду с другими частями военного искусства.

«В нынешние времена основной задачей в войне является не уничтожение вооруженных сил противника, как это было раньше, а подрыв морального состояния населения вражеской страны до такого уровня, чтобы оно заставило свое правительство пойти на мир. Вооруженное столкновение армий — это лишь одно из средств достижения той же цели», — говорил англичанин П.Г. Уорбертон.

И тот, кто будет ею сражён...


Тактика разбора "по косточкам"

Оголтелую критику своих врагов большевики тоже не применяли. Основная их тактика — тщательный, подробнейший анализ действий противника, разбор "по косточкам", не замалчивание трудностей и сложностей, решение социальных вопросов, предложения о строительстве дальнейшей мирной жизни и т.д. На агитацию не жалели денег, финансирование этого процесса было поставлено во главу угла.

Такая пропагандистская тактика привела к укреплению позиции большевиков внутри страны. А войска противника, в частности, Германии, призвали к остановке идей большевизма, и при заключении Брестского мира представители германского командования потребовали прекратить издание газет для австро-венгерских войск.

И тот, кто будет ею сражён...


Сердце пропагандистской машины — типографии

Мог ли себе начальник горного правления австрийский инженер Бенедикт Франц Иоганн, основавший в Екатеринбурге первую типографию в 1803 году, представить, что плоды его трудов будут использовать его противники? В 1924 году здесь заработала типография под названием "Уральский рабочий". Объемы выпускаемой продукции были такими большими, что в 1935 году было построено новое здание, где в огромных помещениях работали одновременно печатный и наборные цеха.

После завершения гражданской войны иметь свои типографии было предписано практически везде. Даже в небольшой Бурят-Монгольской автономной республики уже в 1924 году была организована первая государственная типография, стоимость которой оценивалась в 12 500 рублей.

А с 30-х годов типографии появились практически в каждом крупном районном центре страны, печатающие помимо районных газет и другие виды продукции. "В августе 1931 года решили разместить редакцию газеты, необходимое для ее выпуска шрифтовое хозяйство и старую печатную машину тигельного типа с ручным приводом в бывшем постоялом дворе", — вспоминают сотрудники.

Самой большой типографией в стране (45000 кв. м) была "Правда", построенная в конце 1933 года в районе заболоченного пустыря Ямской Слободы. Этот рекорд затмил достижения американских полиграфистов: чикагская типография "Холл", самая крупная в мире, перестала быть таковой. В новой советской типографии было установлено самое передовое по тем временам оборудование, включающее, помимо редакционно-издательского корпуса и печатного оборудования газетного агрегата, оборудования для литья стереотипов и даже свою отдельную железнодорожную ветку.

В года Великой Отечественной войны многие типографии и газеты перешли работать на особый военный лад. Количество центральных газет было сокращено, основные силы были брошены на организацию печати листовок и военных газет.

Типографии в годы войны тщательно берегли. Когда в 1941 году немцы вплотную подошли к Москве, в Казани за 28 дней, а в Куйбышеве за 42 дня были запущены две типографии, дублирующие "Правду".

Типографии в буквальном смысле спасали от войны, люди на своих руках переносили тяжелое оборудование, а когда отключалось электричество, крутили вручную печатное колесо.

Даже в блокадном Ленинграде большинство типографий не приостановило свою работу. По данным портала "Ленинград. Победа", "это — Лениздат, Воениздат, Госполитиздат, Гослитиздат, Ленинградское отделение «Советский писатель», издательства Главсевморпути, ПУ ЛВО (Политуправление Ленинградского военного округа), ПУ ЛФ (Политуправление Ленинградского фронта) и ПУ КБФ (Политуправление Краснознаменного Балтийского флота), Стройиздат, Медгиз, Музгиз и «Искусство», типография № 3 им. Ивана Федорова 1-ая типография издательства «Наука»; типография № 2 Управления издательств и полиграфии Исполкома Ленгорсовета, типографии ЛТ УН-2, ЛТ УН-6; типография № 4 (ЛТ УН-4); типография № 5 (ул. Красная, 1); типография им. Евгении Соколовой; типография «На страже Родины»; типография им. В. Володарского".

Правда, две из списка типографий были на время законсервированы, но потом возобновляли свою работу. И это поразительно.

И тот, кто будет ею сражён...


Раритетно-пыльные отзвуки

После Великой Отечественной многие типографии постепенно свернули свою основную, военную, тематику и перешли на выпуск литературы, посвященной мирной жизни.

Журнал «Шрифт» характеризует эпоху сталинского ампира так: «слепое» конгревное тиснение растительного орнамента, тиснение золотом заголовка. Композиция также следует привычному ордеру: выключка по центру, монументальные прописные буквы с разрядкой торжественно маршируют по плоскости".

Удивительные книги издавались в далёком 1949 году: с тиснёной обложкой, с приятным для глазу шрифтами.

А тогда выпускали всё же "живые" книги. И прощаться сейчас с этой "жизнью" очень тяжело. Например, на обложке одного из первых изданий Шолохова "Тихий Дон" была изображена рябь: её можно было ощутить вслепую, руками.

Издания о Сталине и Ленина обычно издавались с изображением профиля вождей. Обычно — благородного тёмно-бордового цвета, с коричневатым оттенком. Как правило, такие заказы поступили на особые типографии, например, как Первая образцовая типография имени А.А. Жданова Главполиграфиздата при Совете Министров СССР, расположенная по адресу город Москва, ул. Валовая, 28.

Сегодня редко кто хранит старые книги: для больших коллекций нужны большие квартиры, специальные шкафы. некоторые люди умельцы сами мастерили книжные полки вдоль стен в своих небольших "хрущёвках" и годами собирали все самые ценные, на их взгляд, книги. Но шло время и книги постепенно покрывала пыль, а пыли было много и никакие современные пылесосы не могли вытащить микроскопичные частицы, которые, по мнению педиатров, отрицательно сказываются на здоровье молодого поколения. Молодые родители в срочном порядке пытаются систематизировать библиотеку, выбрать самое нужное, раздать друзьям, коллегам, знакомым интересные издания, а какие-то книги попросту выбрасывают на свалку. Правда, их бросают не в мусорные баки, а кладут рядом с жбанами в надежде, что, может быть, какой-нибудь пьяница-библиофил выберет для себя книгу (потому что у пьяниц много свободного времени и они не прочь пофилософствовать за рюмкой на разные темы).

Но особо ценные издания всё же остаются в семье. Как можно расстаться, например, со сборником "Иосиф Виссарионович Сталин", изданным в 1949 году и составленным сотрудниками Института Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП (Б). Вслушайтесь, вчитайтесь, как раньше писали высококлассные агитаторы: "Для организации отпора белым Центральный Комитет послал Сталина. На фронт двинулись коммунисты. Сталин быстро ликвидировал растерянность, беспощадно уничтожил врагов и изменников. Комбинированным ударом с суши и кораблей с моря были заняты мятежные форты, отброшены белогвардейские войска. Планы Антанты — захватить Петроград — были разбиты. Армия Юденича была разгромлена, её остатки бежали в Эстонию" (цитата по сборнику, стр. 75).

Сейчас ампирные шрифты используют крайне редко. Да и расстояние между буквами сегодня сжато, как пружина: видно, экономят бумагу.

Кстати, по версии журнала "Шрифты", в 2014 году самыми лучшими были признаны следующие виды: шрифт "20 копеек" (разработан Юрием Гордоном), Bouquet (автор — Денис Серебряков), Formular (авторы — Гаянэ Багдасарян и Вячеслав Кириленко), шрифт Gerbera — тоже их разработка и, наконец на пятом месте — шрифт Glober (авторы — Светослав Симов и Иван Петров).

Кому сейчас верим мы

Сейчас в пропаганде — "его величество Интернет" и все ресурсы, связанные с этим мощным оружием воздействия. Главной целью является духовное поражение противника.

Телевидение уже давно стоит в пропагандистском ряду. "Левада-Центр" привёл данные, что 93 процента россиян узнают о событиях на Украине из "ящика".

Кто выиграет, а кто проиграет, покажет время. Программе "Время", кстати, тоже ведь верили.
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. лох провинцальный 3 июня 2015 07:34
    А Россия "стесняется" заниматься пропагандой,только ПРАВДА.Мы же святее папы римского.,"демократы" мы.,более чем "апостолы" демократии США и ЕС.
    лох провинцальный
  2. parusnik 3 июня 2015 07:55
    Смотришь на плакаты Великой Отечественной...актуальны и сейчас..
  3. Boris55 3 июня 2015 08:30
    Телевидение уже давно стоит в пропагандистском ряду. "Левада-Центр" привёл данные, что 93 процента россиян узнают о событиях на Украине из "ящика".

    "Левада-Центр" фиксирует эффективность воздействия СМИ на умы людей. На основании их данных корректируется деятельность СМИ для достижения большего поражающего воздействия.

  4. Владимир1960 3 июня 2015 08:33
    Враг недремлет.
    "...Судя по запланированному на следующий год бюджету американского национального вещательного центра Broadcasting Board of Governors (BBG), США на базе офиса Radio Free Europe/ Radio Liberty в Чешской Республике готовятся создать новый цифровой медиадепартамент. Благодаря этому Америка, желающая вещать для русскоговорящих стран и регионов, планирует ослабить российское влияние в социальных СМИ. В то же время Америка, которая, как ожидалось, сосредоточит свое внимание на Азии, после украинского кризиса сделала резкий поворот в сторону Европы. И, чтобы укоренить свою позицию в этой войне, Америка наращивает сотрудничество с региональными государствами. Как и в годы холодной войны, она пытается повысить свою силу и влияние не напрямую через радиостанцию «Голос Америки» (Voice of America), а работая с медиагруппами в тех или иных странах. Чтобы представить свою точку зрения на происходящее на Донбассе после аннексии Крыма, она пошла на сотрудничество с Donbass TV и Kanal 24, который осуществляет трансляцию на Украине для того, чтобы развенчать версии и события, происходящие в регионе (или навязать взгляд через розовые очки). США продолжают свои контакты с медиагруппами, функционирующими как внутри России, так и за ее пределами (Grani.ru, Dojd TV...).
    Читать далее: http://inosmi.ru/world/20150529/228279325.html#ixzz3bVZ7jVb3
    Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook
  5. kalibr 3 июня 2015 08:56
    Очень хороший и профессиональный материал! Автор журналист или пиарщик?
    1. efimovaPE 3 июня 2015 17:56
      Спасибо, я - журналист.
      1. subbtin.725 4 июня 2015 19:20

        Особо рекомендуется посмотреть каждому и сделать соответствующие выводы.
  6. мыслитель 3 июня 2015 15:57
    Программе "Время", кстати, тоже ведь верили.

    "Вражеские голоса" тоже собирали свою аудиторию. Не зря пели - «Есть обычай на Руси — ночью слушать Би-Би-Си».
    1. Оствальд 3 июня 2015 16:37
      После ввода войск в афганистан, "Вражеские голоса" стали глушится. Послушать теже новости без треска и мотанием себе нервов наверно ни чего и нельзя было. Кой какие передачи не глушились например по воскресеньям после вечерних 9 часовых новостей на Голосе Америки спокойно можно было послушать какую то музыкальную передачу (жанр Растроповича) которая для меня ни какого интереса не представляла. Голос Израиля, Пекина, Тираны из моего круга ни кого не интерисовал потому что они были какими то скушными. Лучше всех была "Радио свобода" но она больше всех и глушилась, потом БиБиСи, ну и Голос Америки.
      Оствальд
  7. Елена2013 5 июня 2015 00:55
    Кстати, вот отличная наглядная картинка глобального управления целыми странами и народами. Называется 6 приоритетов управления. Обратите внимание на информационное и материальное воздействие, рассчитанное на годы и даже столетия...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня