«Воздух-1»: система наведения перехватчиков на цель

4 января 1960 года в СССР начались войсковые испытаний первой в стране системы наведения истребителей-перехватчиков на цель. Система получила название «Воздух-1». Изначально данная система применялась на реактивном истребителе Су-9, но впоследствии использовалась и с другими машинами. Данная система позволила на тот момент времени значительно повысить эффективность советской системы ПВО.

Со второй половины 1950-х годов создание в СССР современного истребителя-перехватчика и совершенствование систем перехвата стало стратегическим вопросом. На тот момент времени противники Советского Союза в развернувшейся «холодной войне» обладали надежными средствами авиационного поражения, предназначавшимися для доставки ядерного оружия. В том числе речь шла о реактивных бомбардировщиках, оснащенных термоядерными бомбами, а также перспективных управляемых крылатых ракетах большой дальности.

При этом только за счет зенитно-ракетных комплексов, которые начали поступать на вооружение советской системы ПВО, нельзя было обеспечить безопасность огромной территории страны. Но угрозу можно было существенно уменьшить. В те годы в Советском Союзе действовала концепция создания авиационно-ракетных комплексов ПВО, составной частью которых (и важной частью) были истребители-перехватчики. Система включала в себя различные самолеты-носители ракет класса «воздух-воздух» и радиотехнических средств (наземных и бортовых) наведения на цель. Существовавшие на тот момент истребители МиГ-17, МиГ-19, а также Су-9 могли обеспечить перехват цели и ее уничтожении на удалении в несколько сотен километров от объектов.


«Воздух-1»: система наведения перехватчиков на цель


Помимо этого, в середине 1950-х годов существовала реальная опасность, исходившая от самолетов-разведчиков противника. Угроза шпионажа приобретала особенно большое значение, так как в эти годы СССР создавал свой ракетно-ядерный щит. А в 1956 году было закончено строительство космодрома «Байконур». В эти же годы в США был создан знаменитый самолет-разведчик U-2, обладавший такими высокими на тот момент характеристиками, что с ним не могли бороться существовавшие тогда средства ПВО. Самолет мог спокойно парить в небе на протяжении 6,5 часов, находясь на высоте 21 500 метров. При этом у пилота была возможность периодически отключать двигатели, так как самолет отличался уникальной аэродинамикой планера. Этот самолет легко мог раскрыть многие секреты, которые хранила наша страна.

Изначально для борьбы с новой разведывательной угрозой был задуман самолет-перехватчик Т-3 — прототип будущего Су-9, создаваемого ОКБ Сухого. Когда до изготовления прототипа оставалось совсем немного времени, от конструкторов потребовали в очень сжатые сроки увеличить потолок данной машины до 21 000 метров. Конструкторам ОКБ Сухого удалось добиться выполнения этого набора характеристик за счет отказа от различных второстепенных систем, что позволило уменьшить массу самолета. При этом с Су-9 сняли даже пушку. Несмотря на тот факт, что в ЛТХ машины фигурировала цифра 20 000 метров, самолет неоднократно поднимался выше 26 километров, а на высоте 23 километра он мог даже совершать длительный горизонтальный полет. Основным вооружением истребителя-перехватчика стали 6 ракет класса «воздух-воздух» К-5МС, созданных специалистами КБ-455 (сегодня корпорация «Тактическое ракетное вооружение»). В 1958 году постановлением Совмина СССР было предписано создать на базе самолета Су-9 полноценный комплекс перехвата, в состав которого вошла бы и наземная система наведения и управления «Воздух-1», которая была связана с перехватчиками. Помимо этого велись изыскательные работы по проекту «128», который официально назывался Ту-28-80 и состоял из истребителя-перехватчика Ту-28, ракеты К-80 и системы наведения перехватчика на цель «Воздух-1».

«Воздух-1» стала первой комплексной автоматизированной системой, которая была внедрена в войсках противовоздушной обороны. Система была выполнена в стационарном «Воздух-1с» и подвижном вариантах «Воздух-1п». Система была предназначена для полуавтоматического съема, а также автоматической передачи, отображения и обобщения данных воздушной обстановки на индикаторные устройства данной системы; приборного наведения самолетов-перехватчиков на обнаруженные воздушные цели; управления и оповещения войск и соединений ПВО.

«Воздух-1»: система наведения перехватчиков на цель


Данная система должна был существенно расширить боевые возможности истребителей. Система «Воздух-1» представляла собой сеть наземных РЛС (назывались «Паутиной»), данные от которых шли в центр наведения. Аналоговая ЭВМ «Каскад» осуществляла вычисление координат целей и соотносила их с положением истребителя-перехватчика, передавая данные на борт при помощи радиолинии управления «Лазурь-М». По этой линии шла вся необходимая информация для успешного перехвата цели: заданный курс, включения форсажа, включения РЛС, команды целеуказания, пуска ракет, отворота от цели и т.д. Истребитель-перехватчик Су-9, приблизившись к объекту-нарушителю на расстояние до 8 километров, должен был захватить его собственной РЛС, после чего поразить цель ракетами, наведение которых шло по радиолучу. Атака цели производилась в заднюю полусферу на высоте, которая была равна высоте самолета-перехватчика. Поэтому максимальной высотой перехвата был практический потолок истребителя.

Система наведения ракеты на цель действовала следующим образом. После того, как воздушный объект был обнаружен РЛС самолета, летчику необходимо было, управляя машиной, вывести ее отметку в центр экрана радара, то есть добиться совмещения продольной оси самолета с направлением на цель. После этого бортовая РЛС переводилась в режим захвата цели. При сближении на дистанцию от 8 км и меньше выполнялся пуск ракеты. До момента поражения воздушного объекта нужно было сохранять направление на цель, постоянно удерживая ее в зоне облучения. Используемая на истребителе-перехватчике ракета К-5МС была выполнена по аэродинамической схеме «утка». При этом сопла двигателей смотрели в стороны, так как в хвостовой части ракеты была расположена аппаратура системы наведения на цель. Каждая ракета оснащалась осколочно-фугасной БЧ, масса которой составляла 13 кг и неконтактным радиовзрывателем. Для подвески и запуска ракет под крылом перехватчика монтировались 4 несъемных пилона с пусковыми устройствами.

В то же время работа истребителя-перехватчика по разным целям имела собственные особенности. Несложно было добиться поражения целей, которые двигались на средних высотах с околозвуковой скоростью. Перехватить такой объект мог даже летчик средней квалификации. Не представляла особых проблем и встреча цели со сверхзвуковыми самолетами. В этом случае летчик-истребитель при наведении своего Су-9 пользовался методом стрельбы на отставание. При этом самолет выводился в упрежденную точку по курсу движения цели немного впереди и ниже ее. После того как цель обгоняла самолет, производился пуск ракет.

«Воздух-1»: система наведения перехватчиков на цель


Существенно сложнее было бороться с высотными целями, которые двигались с низкой скоростью. При существенном расхождении скорости перехватчика и объекта перехвата у летчика оставалось мало времени для того, чтобы произвести все необходимые действия, Су-9 просто почти мгновенно настигал цель и уходил вперед. Сильно «затормозить» перехватчик на высоте в 20 тысяч метров не представлялось возможным, так как самолет тут же проваливался вниз. На такой высоте, не обладая такими высокими аэродинамическими качествами, которые были у тихоходного американского самолета разведчика U-2, Су-9 мог держаться лишь на скорости 1,7М.

В то же время система «Воздух-1» существенно повышала эффективность перехвата за счет того, что летчик мог получить от КП точные данные относительно режима полета цели, учитывающие упреждение, маневры цели и другие летные обстоятельства. При этом радиусы съема, отображения и передачи воздушной обстановки составляли для маловысотной радиолокационной роты 150 (300 километров), для радиотехнического батальона — 300 километров, для КП соединения ПВО — 600 (1200 километров). Высоты целей передавались в диапазоне от 0 до 31 750 метров, при этом дискретность составляла не более 250 метров. Плоскостные координаты снимались в полуавтоматическом режиме (при участии оператора) с индикатора кругового обзора типа «Звезда», который был подключен к РЛС. Передача и последующее отображение полученной радиолокационной информации осуществлялось в автоматическом режиме. Для определения высоты обычно применялись радиовысотомеры ПРВ-10 (ПРВ-11) или РЛС П-30, данные по высоте вводились оператором в аппаратуру для автоматического или разового сопровождения ими плоскостных координат. При этом со временем в войсках появилась мобильная или подвижная система «Воздух-1п», а через некоторое время и воздушные командные пункты, которые развертывались на самолетах ДРЛО.

Войсковые испытания новой системы наведения истребителей-перехватчиков на цель стартовали 4 января 1960 года. Испытания закончились успешно, по их результатам систему начали массово внедрять в части советской системы ПВО. До этого успехом закончились и государственные испытания. Принявший в них участие летчик-испытатель Степан Анастасович Микоян (племянник авиаконструктора Микояна, сын наркома торговли) отзывался о них как об очень грандиозном мероприятии. По его воспоминаниям, в бригаду испытателей было включено более ста инженеров и техников, в том числе из подразделений НИИ ВВС. При этом руководитель бригады испытателей руководил фактически и работой принимающих участие в испытаниях представителей промышленности. При этом и представителей КБ, занятых в создании системы, участвовало не менее сотни человек. Был среди испытателей и будущий советский космонавт Георгий Тимофеевич Береговой.

«Воздух-1»: система наведения перехватчиков на цель


В качестве мишеней для проведения условных пусков ракет применялись два самолета Як-25РВ и Ту-16. При этом туполевская машина могла подниматься только до высоты 12 500 метров. А вот яковлевский самолет добирался до нужной высоты в 20 000 метров за счет того, что на базовой модели Як-25 стреловидное крыло было заменено на прямое крыло большей площади, а также с самолета сняли почти всю аппаратуру.

После завершения условных пусков ракет было решено приступить к реальным стрельбам. Для этих целей использовались только воздушные шары, которые поднимались до нужной высоты. Эту не только самую сложную, но и опасную работу выполнял Береговой. Все дело в том, что в СССР подобные испытания на скорости самолета более 2 000 км/ч проводились впервые. В этих условиях с двигателем, работающим на предельной скорости и высоте полета, несколько раз случался помпаж, когда до его разрушения оставались буквально секунды. Только мгновенная реакция пилота и его хладнокровие спасли и его, и перехватчик. А в одном из полетов просто заклинило ручку управления. В таких условиях Береговой должен был покинуть машину, но он, по воспоминаниям С. А. Микояна, с нечеловеческой силой тянул ручку на себя и в итоге смог выбить застрявший болт. Тогда за спасение летательного аппарата Берегового наградили кинокамерой.

Источники информации:
http://svpressa.ru/post/article/109137/?rintr=1
http://www.rg.ru/2014/03/18/perehvatchik-site.html
http://avvakul.ru/?id=9&p=1&pid=6
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. vladimir_krm 2 июня 2015 08:50
    Атака цели производилась в заднюю полусферу на высоте, которая была равна высоте самолета-перехватчика. Поэтому максимальной высотой перехвата был практический потолок истребителя.


    Вряд ли это так. Нигде в документах такого ограничения не встречал. Антенна РЛС может смотреть под каким-то углом вверх, ракета лететь вверх тоже может - какие проблемы?
    Наоборот, проблемы были на малых высотах при цели ниже, чем перехватчик, то есть - на фоне земли. Бортовая РЛС ЦД-30 не имела селекции целей по скорости или иных мер по защите, и поверхность земли давала мощную засветку на экране, сквозь которую увидеть цель было практически невозможно. Было даже лётное упражнение: перехват на минимальной высоте...
    ЗЫ. Радиовысотомер малых высот РВ-УМ с Су-9 тоже сняли, хотя на Су-7 он есть :)
  2. gregor6549 2 июня 2015 15:35
    Автор явно не совсем в теме. Система Воздух 1 создавалась с целью автоматизации сбора, обработки и передали радиолокасионной информации на разных уровнях . управления радиотехнических войск ПВО и ВВС а также автоматизации просцессов управления подразделениями этих войск. Система могла также передавать координаты сопровождаемых ею воздушных целей на пунты наведения истребителей ВП11 оснащенные электромеханическими счетно решающими устройствами и аппаратурой передачи команд наведения на самолеты оснащенные спец табло где эти команды отображались К числу важных, но не еминственных элементов системы относилась аппаратура Паутина которая обеспечивала сопряжение КП системы с РЛСКругового обзора и подвижными радиовысотомерами (ПРВ) по каналам видеосигналов, сигналов синхронизации и синхронно следящего привода (ССП) Кроме данной аппаратуры в состав ситемы Воздух 1 вхдили счетно решающие устройствв, аппаратура передачи телекодовой информации на внешние системы, и много чего еще. В качестве элементной базы использовались элетронные лампы и реле. Я это к чему ? А к тому что истребители были поьзователями данных системы но в ее состав не входили. Система была весьма прмитивной и где то в конце 60х на смену ей была разработана гораздо более совершенная АСУ Воздух 1М. в которой наряду с электронными лампами использовались феррит транзисторные ячейки. Можно добавить что АСУ Воздух 1М рбыла разработана в СКБ Минского элетромеханичского завода под руководством Главного Конструктора, лауреата гос премии Владимира Лепихова

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня