За сто лет до майдаунов

16
Образцы информационного оружия были испытаны в Первую мировую

Значение информационно-психологического противоборства в период ведения боевых действий сегодня ни у кого не вызывает сомнений. А как обстояло дело с пропагандой сто лет назад, когда шла Первая мировая?

Документальных свидетельств, дошедших до нашего времени артефактов, раритетов идеологического фронта той войны сохранилось не так много. Пропаганда почти во всех воюющих странах считалась делом второстепенным, вспомогательным, призванным лишь сопровождать боевые действия, не являлась самостоятельным направлением. И все же, как подчеркивают специалисты, «массовая пропаганда как оружие войны, получившее позже определение психологического, впервые появилась в ходе Первой мировой…» (А. Окороков).

Британия: учителя Геббельса


Лидерами такой войны определенно были англичане. Они первыми поставили пропаганду себе на службу, что совсем не удивительно. Опыт проведения различных информационных диверсий и пропагандистских мероприятий у «владычицы морей» был к тому времени уже накоплен: опиумные войны в Китае, англо-бурская, колонизация Вест-Индии, Африки, Индостана и… Россия, против которой тайная подрывная война англичанами велась с небольшими перерывами со времен, пожалуй, Ивана Грозного.

За сто лет до майдауновВ Первую мировую на немецкие окопы и тыловые районы Германии с самолетов и воздушных шаров англичане обрушили тщательно подготовленный информационно-пропагандистский вал в виде почти миллиона экземпляров профессионально подготовленных листовок, брошюр, газет, плакатов, открыток, специальной литературы, чего до них в таких масштабах никто не делал. В результате массированной бомбардировке сознания подвергались не только солдаты кайзера, но и мирные бюргеры. Им убедительно показывали бесполезность ведения войны со странами Антанты, обреченность всех усилий Германии, высмеивались кайзер Вильгельм, его кабинет министров, проводимая ими политика, расписывались творимые немцами ужасы на оккупированных территориях, а их реальные достижения на фронте занижались в пику даже минимальным успехам армий Стран сердечного согласия, которые преподносились триумфами.

Фактический начальник разведки германской армии Вальтер Николаи с возмущением писал: «Ложные газеты поддерживали честь своего названия. Во время величайших побед германского оружия в них сообщалось о тяжелых поражениях немцев. О русских, давно уже отброшенных за границу, все еще сообщалось, что они движутся на Берлин. С населения пропаганда эта переносилась на пленных, которые распространяли ее в свою очередь по лагерям для военнопленных в Германии».

Николаи был прав, верно определив направление британской информационной политики в отношении немцев. Одним из главных инструментов пропагандистской войны, примененных англичанами, стала откровенная ложь. Британцы, пожалуй, первыми в мире вознесли ее на столь высокий уровень в массовых масштабах, возведя в ранг оружия и поставив на службу своим интересам. Так, например, англичане запустили слух, будто немцы перерабатывают трупы солдат противника и даже своих на корм для свиней или в стеарин, что вызвало бурю возмущения во всем мире и сильно подорвало международные позиции Германии. Это была абсолютная обезоруживающая ложь, против которой немцы так и не смогли найти контраргументов – опыта борьбы тогда не было, чем и пользовались предприимчивые англосаксы. Премьер-министр Британии Ллойд Джордж после заключения Версальского мира с удовлетворением писал одному из организаторов этой оголтелой пропагандистской кампании лорду Нортклиффу: «Я бесконечно благодарен Вам за те большие услуги, которые Вы во время Вашей службы оказали нашему общему делу. У меня есть много прямых доказательств успеха Вашей неоценимой работы, немало способствовавшей поражению противника». Немцы были попросту деморализованы столь наглыми действиями англичан.

Германия: слабость – в совести


Признавая это, Николаи писал: «У нас почти полностью отсутствовала хоть какая-нибудь просветительная работа. Это прямо бросалось в глаза каждому солдату. Для меня это был только лишний повод глубже задуматься над вопросами пропаганды». Задумался герр Вальтер поздновато. Но это была не его вина, а скорее беда.

Причина проигрыша немцами пропагандистской войны лежала в косности мышления верховного военного командования рейхсвера, чрезмерной его привязанности идеалам старой прусской военной школы. А она не предусматривала учет психофизического состояния солдат, которые со времен Фридриха Великого были лишь ранжированными винтиками, которые достаточно вовремя обслуживать (кормить, экипировать, муштровать). Самостоятельно думать им не полагалось, мыслительный процесс считался прерогативой офицеров.

С другой стороны, среди гражданских представителей власти царили благодушные настроения: мол, как могут благородные лорды заниматься таким неблагородным делом. Отсюда и вся пропаганда, направленная на противника, считалась делом несерьезным, моветоном, едва ли не глупостью… Николаи в своих мемуарах приводит характерный случай: «Генерал Людендорф приказал показать этот материал (пропагандистские трофеи. – Р.И.) группе членов парламента, посетившей Верховную ставку. Коллекция эта возбудила в них недоверчивые сомнения. Невозможно было убедить их в ненависти к нам неприятеля и в его стремлении к нашему уничтожению».

Однако это не значит, что у немцев пропаганда как один из способов ведения войны отсутствовала напрочь. Она была, но отставала от уровня противника и по масштабам, и по качеству. Немцы работали слишком шаблонно. Противник в выпускавшихся листовках и плакатах выставлялся исключительно в комичном виде, что с определенной поры не вызывало у кайзеровских солдат, столкнувшихся, например, с танками, ничего, кроме раздражения. Другим недостатком германской пропаганды была ее ограниченная субъективность – немцам по-хорошему не хватало английской наглости, они пытались вести войну «честно», не позволяя себе передергивать или подтасовывать факты, считая, что этим они нарушают некий неписаный закон. Третья причина – у англичан пропагандой занимались профессионалы, заказчиком выступало военное министерство и в их продукте было заинтересовано правительство. У немцев же это был удел любителей, часто начинающих поэтов или художников-самоучек.

Россия: сама себе деморализатор


Что касается России, то ее пропагандистская машина тоже была небезупречна. Одной из причин стало отсутствие конкретных лиц, отвечающих за пропаганду в масштабе необъятной страны, действующей армии и флота. Если в начальный период войны, когда патриотические чувства зашкаливали, особой нужды в единой координации этой работы не было, то в дальнейшем отсутствие должного органа стало очень заметно. Об этом прямо говорят донесения жандармских генералов К. Глобачева и А. Спиридовича. Русским почему-то всегда казалось, что их правда настолько очевидна, что не требует никаких обоснований и доказательств. Это роковая ошибка стоила очень дорого.

Военным ведомством России издавались, помимо газет, в достаточном количестве плакаты, книги, буклеты, открытки, ориентированные на армию и население России, пропагандирующие успехи на фронте и подвиги, совершенные солдатами и казаками. Немало выпускалось сатирической политической литературы, фельетонов, карикатур, шаржей, пользовавшихся большим спросом у читателей. Популярными были темы, показывавшие и подчеркивавшие мощь, величие, несокрушимость России. Художники старались изобразить преемственность современной русской армии от Ильи Муромца, воинов Александра Невского, солдат Петра I, чудо-богатырей Суворова, ратников Кутузова. С другой стороны, упор делался на традиционную религиозность, что выражалось в распространении в войсках духовной литературы, икон. Известно об издании и отправке на фронт для поднятия боевого духа литографий с изображением чудесного явления Божией Матери русским войскам под городом Августовым в сентябре 1914 года.

Помимо набиравшей все больший вес печати (в России к началу войны издавалось почти 3000 периодических изданий) к средствам пропаганды можно отнести входивший в моду синематограф и эстраду. С помощью корреспондентов, фото- и кинооператоров, отряженных в действующую армию, ведущие газеты и синематографичекие салоны страны регулярно освещали события на фронте. Это тоже была пропаганда, но не та, которая принципиально работает на победу, ведь когда дела на передовой пошли неудачно для нашей армии, то многие газеты и журналы («Летопись», «Дело», «Луч», «Утро России», «Речь», «Русская воля» и другие), хозяевами которых очень часто были отнюдь не патриоты России, стали скорее сеять панику и множить слухи, чем оказывать поддержку правительству и фронту.

С учетом набитых шишек


То, что отечественная пропагандистская машина не соответствовала своим задачам, стало окончательно ясно к началу 1917 года, когда в медиапространстве России не без участия газетных королей и владельцев синематографических компаний произошел переворот.

В этом огромная «заслуга» антиправительственных сил, которые вели разнузданную антивоенную, антигосударственную пропаганду, а государство так и не смогло ее пресечь. Снимали нужные ролики с соответствующими комментариями, печатали свои газеты, включая «искры» и «правды», отнюдь не на партийные взносы или народные пожертвования, а на деньги Германии и международного капитала.

Россия, стоявшая на пороге победы, и ее противник, потерпевший в этой войне поражение, в итоге оказались в одной компании. Вывод напрашивается сам собой: их неудачи и потери обусловлены проигрышем в пропагандистском противостоянии. Эту ошибку и английский опыт учли пришедшие к власти в России и Германии Сталин и Гитлер. Но это тема другой статьи.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    13 июня 2015 07:15
    Любой вывод или мнение, даже хорошо образованного человека, легко поменять и сделать его нужным государству. Что для этого нужно? Да все просто, сначала ты увидишь новость или репортаж по телевизору, потом случайно наткнешся на это в газете или журнале,а в след за этим коллега по работе подтвердит тебе эти же факты. Все! А если тебе этого не достаточно, ты как минимум задумался и начал искать подтверждения полученной из разных источников информации. Ну и самое главное, человек существо социальное, если 100 человек скажут, что черное это белое, ты тоже будешь так говорить. Есть замечательный советский фильм, который показывает как мы приходим к выводам

    он же 2010 года
  2. +7
    13 июня 2015 08:50
    Россия, стоявшая на пороге победы,..Эта фраза, тож как пропаганда..Пока не свергли царя..можно согласиться о том , что Россия стояла на пороге победы..Но нельзя согласиться с тем ,что после февральской революции ,при Временном правительстве,Россия осталась стоять на том же месте..
    1. 0
      16 июня 2015 03:30
      Цитата: parusnik
      Пока не свергли царя..можно согласиться о том , что Россия стояла на пороге победы..Но нельзя согласиться с тем ,что после февральской революции ,при Временном правительстве,Россия осталась стоять на том же месте..

      К октябрю 1917 года Германия стояла на пороге поражения, следовательно, страны Антанты стояли на пороге победы. В том числе и Россия. Все ресурсы Германии на продолжение войны (и людские, и материалные) были исчерпаны. Зимой там неминуемо начался бы голод. Даже если бы русские войска продолжали просто сидеть в окопах, оттягивая на себя десятки немецких дивизий, наступление союзников на Западном фронте неизбежно привело бы немцев к поражению уже осенью-зимой, в крайнем случае весной 1917-1918 гг..
  3. +4
    13 июня 2015 10:53
    Одна из причин победы Красной армии над белыми - успехи в информационной войне. У белых были лозунги "умрём за Отечество", у красных "смерть помещикам, буржуям и эксплуататорам, земля крестьянам, фабрики рабочим". Лозунги красных народу больше понравились.
    Но потом СССР плохо вели информационную войну. От лозунгов "Мир труд май", "за партию, за Ленина" всех тошнило. В результате закончилось перестройкой, развалившей страну, не помогли армия, МВД и КГБ.
    1. +5
      13 июня 2015 14:08
      Цитата: 0255
      Лозунги красных народу больше понравились.
      Но потом СССР плохо вели информационную войну. От лозунгов "Мир труд май", "за партию, за Ленина" всех тошнило. В результате закончилось перестройкой, развалившей страну, не помогли армия, МВД и КГБ.

      К сожалению умер (или погиб) главный идеолог - ИВС.
      После него никто не написал ни одной статьи, не говорю о книгах, в которых были бы показаны пути развития общества.
      После его смерти утвердился гос. капитализм
      1. 0
        16 июня 2015 03:45
        Цитата: вася
        К сожалению умер (или погиб) главный идеолог - ИВС. После него никто не написал ни одной статьи, не говорю о книгах, в которых были бы показаны пути развития общества.

        Почему же не написал? И Брежнев, и Горбачёв, да и другие послесталинские лидеры СССР оставили после себя и статьи и книги, причём в том же ленинском и сталинском духе. Но, непомогло. Иначе и не могло быть. Реализация коммунистической мечты - дело тупиковое. Рано или поздно всему населению СССР (в том числе и самим лидерам) стало ясно, что коммунизм - это химера. В результате был потерян смысл существования социалистической системы и общество стало разлагаться, что и привело закономерно к горбачёвской перестройке.
    2. -1
      15 июня 2015 01:00
      Цитата: 0255
      у красных "смерть помещикам, буржуям и эксплуататорам, земля крестьянам, фабрики рабочим". Лозунги красных народу больше понравились.

      Конечно больше - грабь награбленное, экспроприация экспроприаторов....Всех убить а награбленное поделить...
      Цитата: 0255
      Но потом СССР плохо вели информационную войну. От лозунгов "Мир труд май", "за партию, за Ленина" всех тошнило.

      А потом всех ограбили, и грабить стало некого, пришлось работать. А работать безплатно(т.е. за идею) кому понравится)))
  4. -3
    13 июня 2015 12:50
    Автор явно читал майн кампф.
    1. +3
      13 июня 2015 14:07
      Цитата: двг79
      Автор явно читал майн кампф.

      И что в этом плохого?
      Надо знать своих противников
  5. +3
    13 июня 2015 17:47
    Однобокий и очень упрощенный подход. В воровстве поставщиков и отсталости промышленности пропаганда не виновата. Очереди за хлебом на фоне открытых ресторанов тоже не от пропаганды случились.
    1. 0
      16 июня 2015 03:56
      Пропаганда способна затушевать любые внутренние проблемы при условии, что одновременно будет пресекаться противоречащая ей информация. Конечно, это легче осуществить в тоталитарных обществах (типа фашистской Германии или сталинского СССР), но и англосаксы с французами во время войны тоже заботились об эффективности своей пропаганды (также, впрочем, как и сейчас, в ходе информационной войны Запада против России).
  6. +1
    13 июня 2015 20:03
    Цитата: вася
    Цитата: двг79
    Автор явно читал майн кампф.

    И что в этом плохого?
    Надо знать своих противников


    Эту книгу читают не для того, чтобы узнать своих противников. Для этого достаточно базовых знаний. Готов поспорить.
    1. 0
      15 июня 2015 01:08
      Что плохого в попытке понять идеологию врага? Знание своего врага один из ключевых элементов победы.

      PS майн кампф читал. Нациков не терплю smile
  7. +2
    13 июня 2015 20:36
    0255 (2)
    Цитата: 0255
    От лозунгов "Мир труд май", "за партию, за Ленина" всех тошнило.

    А я уверен, что никого не тошнило. Народ привык к ним и просто не акцентировал на лозунгах внимание. Мы также мало обращали внимание на всё-то, что было хорошего в нашей жизни, а было много чего. Всё принималось как само-самой разумеющееся. Опомнились потом, но поезд ушел....... request
  8. +3
    14 июня 2015 08:31
    Во время русско-японской уже развивалась патриотическая наглядная агитация.
  9. +1
    15 июня 2015 01:45
    Да ну, со времен Наполеона агитация и пропоганда была широко развита, а вспомните времена Крымской войны, на западе какие только плакаты и рисунки в журналах не рисовали про Россию, журнал Крокодил обзавидовался вместе с Кукрыниксами !