Nuclear rocket engine for Russian spacecraft

Nuclear rocket engine for Russian spacecraft


One could begin this article with a traditional passage on how science-fiction writers put forth bold ideas, and scientists later put them into practice. You can, but do not want to write stamps. It is better to remember that modern rocket engines, solid propellant and liquid, have more than unsatisfactory performance for flights over relatively long distances. They allow cargo to be put into Earth orbit, delivering something to the moon — too, although such a flight costs more. But to fly to Mars with such engines is not easy. Give them the fuel and oxidizer in the right amounts. And these volumes are directly proportional to the distance that must be overcome.


An alternative to traditional chemical rocket engines is electric, plasma and nuclear engines. Of all the alternative engines, only one system reached the development stage of the engine - the nuclear one (YARD). In the Soviet Union and in the United States, work was begun on the creation of nuclear rocket engines back in the 50s of the last century. The Americans were working on both versions of such a power plant: reactive and pulsed. The first concept involves the heating of the working fluid using a nuclear reactor with subsequent release through nozzles. The pulsed NRE, in turn, is driven by a spacecraft due to successive explosions of a small amount of nuclear fuel.

Also in the United States, the Orion project was invented, combining both versions of the NRE. This was done in the following way: small nuclear charges of about 100 tons of TNT were ejected from the tail of the ship. Following them were shot metal discs. At a distance from the ship, the charge was exploded, the disk evaporated, and the substance flew apart. Part of it fell into the reinforced tail of the ship and moved it forward. A slight increase in the load should have been caused by the evaporation of the slab, which takes up the blows. The specific cost of such a flight should have been just 150 of the then dollars per kilogram of payload.

It even reached the test: experience has shown that movement using successive impulses is possible, as is the creation of a feed plate of sufficient strength. But the Orion project was closed in the 1965 year as unpromising. Nevertheless, this is still the only existing concept that can allow expeditions to take place, at least through the Solar System.

Before the construction of the prototype, it was only possible to reach the jet NRE. These were the Soviet RD-0410 and the American NERVA. They worked on the same principle: in a “normal” nuclear reactor, the working fluid is heated, which, when ejected from the nozzles, creates cravings. The working fluid of both engines was liquid hydrogen, but on the Soviet heptane was used as an auxiliary substance.

RD-0410 3,5 tons, NERVA gave almost 34, but had large dimensions: 43,7 meters of length and 10,5 in diameter against 3,5 and 1,6 meters, respectively, of the Soviet engine. At the same time, the American engine lost three times to the Soviet engine in terms of the resource - the RD-0410 could work for an hour.

However, both engines, despite the prospects, also remained on Earth and did not fly anywhere. The main reason for the closure of both projects (NERVA in the middle of 70's, РД-0410 in 1985 year) is money. Characteristics of chemical engines are worse than nuclear ones, but the price of a single launch of a ship with YARDs with the same payload can be 8-12 times the launch of the same Union from the LRE. And this is without taking into account all the costs necessary to bring the nuclear engines to suitability for practical use.

The decommissioning of “cheap” Shuttles and the recent lack of revolutionary breakthroughs in space technology require new solutions. In April of this year, the then head of Roscosmos A. Perminov announced his intention to develop and put into operation a completely new NRE. This, in the opinion of Roscosmos, should drastically improve the “situation” in the entire world space program. Now it turned out who should become the next revolutionaries of cosmonautics: the Federal State Unitary Enterprise “Keldysh Center” will be engaged in developing the NRE. General Director of the enterprise A. Koroteev has already delighted the public news that the draft design of a spacecraft for the new YARD will be ready next year. The engine design must be ready for 2019, and tests are scheduled for 2025 year.

The complex was named TEM - transport and energy module. It will carry a gas-cooled nuclear reactor. With the direct propeller have not yet decided: either it will be a jet engine like the RD-0410, or an electric rocket engine (ERE). However, the latter type has not been massively used anywhere else in the world: only three spacecraft were equipped with them. But in favor of electric propulsion is the fact that not only the engine can be powered from the reactor, but also many other units or to use the entire TEM as a space power plant.
Author:
Kirill Ryabov
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Ядерный ракетный двигатель для российских космических кораблей

Ядерный ракетный двигатель для российских космических кораблей


Можно было бы начать эту статью традиционным пассажем про то, как писатели-фантасты выдвигают смелые идеи, а ученые потом воплощают их в жизнь. Можно, но писать штампами не хочется. Лучше вспомнить, что современные ракетные двигатели, твердотопливные и жидкостные, имеют более чем неудовлетворительные характеристики для полетов на относительно дальние дистанции. Вывести груз на орбиту Земли они позволяют, доставить что-то на Луну – тоже, хотя и обходится такой полет дороже. А вот полететь на Марс с такими двигателями уже нелегко. Им подавай горючее и окислитель в нужных объемах. И объемы эти прямо пропорциональны расстоянию, которое надо преодолеть.

Альтернатива традиционным химическим ракетным двигателям – двигатели электрические, плазменные и ядерные. Из всех альтернативных двигателей до стадии разработки двигателя дошла только одна система – ядерная (ЯРД). В Советском Союзе и в США еще в 50-х годах прошлого века были начаты работы по созданию ядерных ракетных двигателей. Американцы прорабатывали оба варианта такой силовой установки: реактивный и импульсный. Первая концепция подразумевает нагрев рабочего тела при помощи ядерного реактора с последующим выбросом через сопла. Имульсный ЯРД, в свою очередь, движет космический аппарат за счет последовательных взрывов небольшого количества ядерного топлива.


Также в США был придуман проект «Орион», соединявший в себе оба варианта ЯРД. Сделано это было следующим образом: из хвостовой части корабля выбрасывались небольшие ядерные заряды мощностью около 100 тонн в тротиловом эквиваленте. Вслед за ними отстреливались металлические диски. На расстоянии от корабля производился подрыв заряда, диск испарялся, и вещество разлеталось в разные стороны. Часть его попадала в усиленную хвостовую часть корабля и двигала его вперед. Небольшую прибавку к тяге должно было давать испарение плиты, принимающей на себя удары. Удельная стоимость такого полета должна была быть всего 150 тогдашних долларов на килограмм полезной нагрузки.

Дошло даже до испытаний: опыт показал, что движение при помощи последовательных импульсов возможно, как и создание кормовой плиты достаточной прочности. Но проект «Орион» был закрыт в 1965 году как неперспективный. Тем не менее, это пока единственная существующая концепция, которая может позволить осуществлять экспедиции хотя бы по Солнечной системе.

До строительства опытного экземпляра удалось дойти только реактивным ЯРД. Это были советский РД-0410 и американский NERVA. Они работали по одинаковому принципу: в «обычном» ядерном реакторе нагревается рабочее тело, которое при выбросе из сопел и создает тягу. Рабочим телом обоих двигателей был жидкий водород, но на советском в качестве вспомогательного вещества использовался гептан.

Ядерный ракетный двигатель для российских космических кораблейТяга РД-0410 составляла 3,5 тонны, NERVA давал почти 34, однако имел и большие габариты: 43,7 метров длины и 10,5 в диаметре против 3,5 и 1,6 метров соответственно у советского двигателя. При этом американский двигатель в три раза проигрывал советскому по ресурсу – РД-0410 мог работать целый час.

Однако оба двигателя, несмотря на перспективность, тоже остались на Земле и никуда не летали. Главная причина закрытия обоих проектов (NERVA в середине 70-х, РД-0410 в 1985 году) – деньги. Характеристики химических двигателей хуже, чем у ядерных, но цена одного запуска корабля с ЯРД при одинаковой полезной нагрузке может быть в 8-12 раз больше пуска того же «Союза» с ЖРД. И это еще без учета всех расходов, необходимых для доведения ядерных двигателей до пригодности к практическому применению.

Вывод из эксплуатации «дешевых» Шаттлов и отсутствие в последнее время революционных прорывов в космической технике требует новых решений. В апреле этого года тогдашний глава Роскосмоса А. Перминов заявил о намерении разработать и ввести в эксплуатацию совершенно новый ЯРД. Именно это, по мнению Роскосмоса, должно кардинально улучшить «обстановку» во всей мировой космонавтике. Теперь же выяснилось, кто должен стать очередными революционерами космонавтики: разработкой ЯРД займется ФГУП «Центр Келдыша». Генеральный директор предприятия А. Коротеев уже обрадовал общественность новостью о том, что эскизный проект космического корабля под новый ЯРД будет готов уже в следующем году. Проект двигателя должен быть готов к 2019, а испытания запланированы на 2025 год.

Комплекс получил название ТЭМ – транспортно-энергетический модуль. Он будет нести ядерный реактор с газовым охлаждением. С непосредственным движителем пока не определились: либо это будет реактивный двигатель наподобие РД-0410, либо электрический ракетный двигатель (ЭРД). Однако последний тип пока нигде в мире массово не применялся: ими оснащались всего три космических аппарата. Но в пользу ЭРД говорит тот факт, что от реактора можно запитывать не только двигатель, но и множество других агрегатов или вообще использовать весь ТЭМ как космическую электростанцию.
Автор: Кирилл Рябов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 8
  1. Денис 14 октября 2011 14:01
    а что космос загадят или об этом не думают?
    всё же не СО,да и деревьев его поглощающих в космосе нет
    1. Glenn Witcher 14 октября 2011 17:40
      Там в космосе и без наших движков радиации хватает, одно Солнце чего стоит.
      Хотя выбрасывать водород из "первого контура"... Как-то стремно, что ли.
  2. Sergh 14 октября 2011 16:44
    В космосе только зелёные, а они в скафандрах, им по барабану, они зелёные!
    Sergh
  3. L. Konstantin 14 октября 2011 19:07
    страшнее будет если на старте чп будет или как протон упадет. а еще страшней если на какую нибудь деревню а не в океан.
    L. Konstantin
  4. JustMe 14 октября 2011 19:21
    Такое ощущение от всего этого - идет обычное "заливание"
    Этими ядерными движками НИИТП занималось немеренную кучу лет и достаточно регулярно делали стендовые запуски под Семипалатинском и очевидно достаточно все отработали (..и при этом отсекли наиболее бредовые варианты)
    Там основная проблема была и есть - в чем заключается достаточная мотивация для вывода всего этого в космос. Если брать задачу послать наших на Марс - надо понимать что это всего лишь навсего - межгалактический распил.
    Пора бы уже сказать - хватит, друзья, вы уже обожрались (я сам работаю в этом аэроспейсе, и могу сказать на этих офигенных денежных дрожжах руководящие му**** плодяться как тараканы, в технике они тотально - ни в зуб ногой, ключевые результаты у нас сейчас - хуже чем мы делали в 80-е годы, но зато стоянка забита крутыми "тачками" и в НИИ - казарменная дисциплина)
    Что же касается применения комбинации ядерного реактора и электро-реактивного двигателя - друзья, а чем занимается ОКБ Факел?
    Вы не в курсе сколько там производилось комплектов таких движков в год в 80-ые? До сих пор эта цифра имеет большой заряд склочности, поскольку для работы одного модуля М100 или пары М75 обязательно требуется ядерный реактор на борту спутника ( солнечные батареи не "тянут"по мощности или создают проблемы из за парусности на морских разведчиках)
  5. Волхов 15 октября 2011 01:53
    мистер Коротеев близок к Роскосмосу и глобальным структурам, член разных комиссий
    Центр Келдыша знаменит заведением СССР в "Бурановый тупик", который поглотил кучу средств и реальных проектов
    не стоит волноваться за реактор и экологию - это просто деньги для "своих"
    Волхов
  6. koosss 17 октября 2011 19:35
    Проект двигателя должен быть готов к 2019, а испытания запланированы на 2025 год
    мдас..
  7. novik 1 декабря 2011 19:37
    Пока российской науке ,в области освоения межпланетных пространств, лучше всего удаются имитации fellow
    novik
  8. Gonoriy 3 мая 2013 10:34
    Сомнительная перспектива.Зная любовь наших чиновников к легким деньгам.
  9. prawdawsegda 30 октября 2016 19:34
    Всё идет правильно, через тернии к звёздам! Побольше уверенности к своей науке друзья!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня