Канун научной революции в области историографии

30
В историческом разделе, безусловно, интересно знакомиться с описаниями каких-то событий или находок. Но не менее важно понимать: а куда мы движемся, какую историю воссоздаём?

Предлагаемая статья „Канун научной революции в области историографии” может, на первый взгляд, показаться сугубо технической и как бы ни о чём.

На самом деле здесь поднимается важнейшая проблема: как пишется история. В том числе и наша, русская история. А от того, как она пишется, зависит очень многое. Не только самосознание народа и гордость за прошлое, но и... настоящее и будущее народа.

И если большинство из нас не является историками, то мы должны хотя бы отчётливо себе представлять, каково положение дел в исторической, с позволения сказать, науке. И как недружественные нам страны пользуются нашим незнанием сути вещей в этой области.

Мы же знаем, что под лежачий камень вода не течёт! И наше понимание положения дел автоматически корректирует наше поведение, наши действия. Именно коллективный разум большого числа людей заставляет политиков подлаживаться под настрой общества.

Предлагаемая статья объёмная, но, на наш взгляд, честная и интересная. И крайне важная как раз для понимания, для выбора верного направления.

***

Историография переживает сейчас весьма серьёзный системный кризис, выходом из которого является научная революция. Она будет связана, как с новой методологией, так и с новой приборной базой, после чего возникнет новая историография.

Канун научной революции в области историографии


Понятие историографии

Историография является описанием реальной истории.

Существенным компонентом является то, что она не действует на малых отрезках исторического времени, когда ещё живы участники исторических событий, поскольку не может учесть всего спектра мнений и отношений; а любая их выборка кажется участникам фальшью, поскольку может не передавать именно их аспект проблемы.

Однако, по мере удаления от исторических событий, вступает в действие именно историография, как сознательное выделение или, напротив, сознательное замалчивание тех или иных исторических событий.

Таким образом, под историографией можно понимать не просто описание истории (чего-то вроде фотоаппарата для неё пока не изобретено), но сознательное выстраивание цепи исторических событий (и лакун между ними) в некоторое законченное историографическое сочинение, приуроченное к определённому историческому региону.

На весьма большом удалении от точки современности, она вступает в область «правдоподобных рассуждений» (противник данной концепции называет их домыслами) или неких укоренившихся в народе мнений (противник данной концепции называет их «мифами»).

Проблема объективности историографии

Историография во все века являлась особой социальной наукой, вход в которую сознательно ограничивался и позволялся только особенно надёжным людям.

Ибо разобраться в современности было весьма сложно, а любая точка зрения на неё может быть опровергнута контрпримерами; что же касается прошлого, то оно должно было стать той базой, на которой воздвигается разумное и совершенно закономерно вытекающее из него будущее, вопреки многоликому и противоречивому настоящему.

Прошлое становится маяком для разумного будущего, строить которое должен любой член данного общества.

Именно эта идеологическая составляющая — дать достойную данного народа картину его прошлого, и противоречит объективности данной науки.

Всегда в богатом прошлом могут найтись факты, противоречащие «генеральной линии» настоящего.

К сожалению, историк подчас вынужден вставать на одну из крайних точек зрения.

Если он состоит на службе у государства, он должен отражать государственную точку зрения и проводить в жизнь лозунги, направленные на повышение производительности труда; если же он является независимым экспертом, у него возникает соблазн впасть в другую крайность, и показывать постоянное отставание реальных достижений от запланированных.



Проблема начала русской истории

Как бы ни толковался предшествующий период с позиций последующего, но проблема начала истории всегда одна. И тут у любых народов обычно давались не исторические сведения.

Либо это была библейская история о том, что господь Бог создал сначала Адама, затем Еву, а потом, после изгнания из рая, у них пошли дети, либо смутные предания о том, какой народ откуда пришёл.

В XVIII веке в Европе складывается некий эталон создания историографии, который предписывает начинать её с неких племён (желательно знать их названия), которые проживали на данной территории, ведя весьма примитивный образ жизни. Это — как бы предыстория.

А собственно история начинается с создания государства, обретения письменности и с упоминания первых князей в более поздних летописях.

Если же у какого-то народа собственных летописей не велось, тогда искали упоминания о них в летописях других народов. Отсюда летописи и другие нарративные источники были возведены в особый класс исторических документов, на основе которых стала строиться вся историография.

Разумеется, это было важным историческим нововведением, поскольку раньше подобные сведения о начале истории того или другого народа приходилось черпать из устного народного творчества, а этот источник историками вскоре был признан за ненадёжный.

Письменные сведения дают преимущества во многих отношениях: они компактны, транспортабельны, их можно переписывать в нужном числе экземпляров, а главное — их можно хранить.

С этой поры источник становится предпочтительнее любого исследования, ибо он даёт юридическое право на признание древним какого-либо исторического события или факта. Особенно это важно было для историографии того или другого народа.

Вместе с тем, поскольку письменный источник обретает некоторые юридические функции, из которых могут быть признаны или, напротив, отняты известные привилегии, весьма важным становится вопрос об открытии, интерпретации и хранении источников.

Источник изымается из общественного пользования, появляется возможность тайного внесения в него какие-то корректив, его можно через какое-то время переинтерпретировать или даже заменить, при современной техники такие вещи в принципе возможны; и всё это в таком случае пройдёт без свидетелей.

Наконец, ненужный источник можно просто потерять или утратить по небрежности, и тогда сторонники противоположных исторических взглядов теряют свои доказательства. Так что, отбор нужных и изъятие ненужных источников является необходимой черновой работой составителя историографии.

Как и в других областях отечественной науки, отбор необходимых источников, отсеивание или опорочивание ненужных были проведены нашей историографией уже к началу XIX века.

Согласованность исторической картины мира

Естественно, весьма желательно, чтобы основные вехи развития человечества были согласованы между разными национальными историографиями.

Собственно говоря, такой проблемы для периода истории Нового времени и не было. Однако, чем дальше от него вглубь веков, тем сложнее понять, какое событие в какой стране случилось раньше, а какое позже.

Это согласование закончилось в XVII веке созданием весьма рациональной системы, согласно которой, первой цивилизованной страной на карте мира стала древняя Греция, затем — древний Рим.

В XIX веке перед ними поставили историю Египта и Месопотамии, в ХХ веке добавили ещё Крито-микенскую (ровесницу Египта, но на территории более поздней Греции), и в таком виде возникла классическая парадигма мировой историографии.

Все остальные народы, входившие в ареал обитания Греко-римской античной культуры, якобы появились позже и в разной степени унаследовали их культуру.

А Русь, якобы, возникает очень поздно, и потому не успела почерпнуть из этой сокровищницы ничего. Якобы славяне появляются в V-VI веках н.э., а Русь и того позже, в IX веке, и пришли эти племена (именно племена, тогда, как в Европе уже жили цивилизованные народы) откуда-то из Азии.

До объединения в государства, эти племена жили частично в полях, частично в лесах, частично в болотах (поляне, древляне, дреговичи).

Классической картине мира это ничуть не мешает, поскольку античность к этому моменту уже закончилась, круг европейских держав очерчен, а добавление степняков скифов или русов её никоим образом не затрагивает.



Проблема парадигмы

Понятие парадигмы ввёл историк и методолог науки Томас Кун.

Согласно его представлениям, парадигма — это совокупность научных положений, разделяемых данным научным сообществом, вне зависимости от того, насколько оно согласуется с реальным положением вещей, то есть, насколько оно истинно.

Само понятие заимствовано из лингвистики, где оно обозначало весь репертуар изменений того или иного слова, например, все падежи склонений существительного, или все лица, числа и времена спряжений глагола.

Как видим, понятие парадигмы выражает не объективную, а субъективную и социальную сторону научной истины. При этом, парадигма первична, а научное сообщество вторично.

Иными словами, всякий, кто разделяет данную парадигму, может лишь надеяться, что его примут в научное сообщество, зато всякий, кто не разделяет, без какой-либо жалости из него изгоняется. Сообщество подстраивается под парадигму, а не парадигма под сообщество.

Применительно к истории это означает, что та сбалансированная по всем национальным аппетитам история Европы, согласно которой не германцы или кельты, не романские, и тем более не славянские народы, а несколько абстрактные для Европы копты и шумеры (впрочем, не давшие Европе культурного наследия), а позже латины и эллины стали основой и знаменем европейской цивилизации, и явилась первой международной парадигмой древней истории.

Ясно, что если бы не это, то германцы и до сих пор доказывали бы, что они древнее кельтов, а французы — обратное. Лучше уж пусть некие либо исчезнувшие, либо не претендующие ни на что современные народы типа греков будут во главе исторического процесса, чем предки какой-то из ныне сильных европейских держав.

Данная историческая парадигма открыта в том смысле, что к ней можно присоединить любые другие народы на вторых ролях, которые, однако, не заденут саму система или, как говорят сторонники Т. Куна, её эвристику, её ядро. Добавления лишь пополнят пояс защитных гипотез.

Например, выясняется, что культурное влияние на римлян оказали этруски. Прекрасно! Но из этого совершенно не следует, что начало европейской истории следует переносить на этрусков.

Просто надо действовать в духе данной парадигмы: объявить, что они пришли откуда-то из Азии примерно тогда же, когда пришли и латины (если Рим основан в VIII веке до н.э., то и этруски, следовательно, пришли в Европу не ранее этого времени), затем к периоду расцвета Рима по не совсем ясным причинам исчезли, оставив только яркий след, но ничего более.

Открыли в ХХ веке Крито-Микенскую культуру? Тоже прекрасно! И её можно включить в историю Европы, и даже ранее греков, коль скоро она ровесница Египта. Но явного воздействия на греков она не оказала, и потому её можно рассматривать, как некую интересную инкрустацию, но не более.

Следовательно, и её народы пришли откуда-то из Азии, а потом, перед классической Грецией, как цивилизация, исчезли, например, в результате взрыва вулкана на острове Санторин, породившего цунами и уничтожившего культуру острова Крит.

Так что, в любом случае Греция и Рим остаются колыбелью европейской цивилизации, никакие включения других народов не изменят сложившейся картины.

А что касается славян или русских, то они включены в эту картину на третьих ролях: появляются, подобно прибалтам, очень поздно на исторической арене, даже не в раннем средневековье, и тоже откуда-то из Азии, дикие и необразованные, и затем очень долго впитывают в себя азы цивилизации.

Часть славян оказывается в составе Оттоманской империи, часть — в составе Австро-Венгрии, тоже империи.

Единственная чисто славянская империя — это Россия, но она возникает очень поздно, а в смысле культуры выходит на мировую арену только в XIX веке. И к ней применимы термины «немытая» и «лапотная».

Карл Маркс считал её наиболее типичной страной феодализма, отставшей на целую эпоху от типичной страны капитализма — Великобритании.

Таковы главные черты существующей по сей день парадигмы историографии Европы.

Повторяю, что складывалась она в течение нескольких веков. Её поддерживают все историки Старого и Нового света, в том числе и Российская АН.

Согласно ей, не может быть письменности старше египетской или шумерской (а какая из них старше, особой роли не играет), и не может быть влиятельной европейской цивилизации, старше Греко-римской.

Всё остальное быть может, если это, соответственно, опирается на мощную систему доказательств. Например, могут быть обнаружены символы, похожие на буквы, но не в качестве письма — пожалуйста, это допустимо и до эпохи бронзы.

Могут быть обнаружены и древние народы индоевропейской группы, например, тохары Малой Азии, — но без какого-либо влияния на образование европейской культуры. Так что, данная парадигма не препятствует уточнению истории по второстепенным и третьестепенным вопросам.

Подобно любому сакральному знанию, данная парадигма не афишируется, то есть, её не найти в готовом виде. Но зато действуют мощные системы запретов. Скажем, в попытке прочитать этрусскую письменность, можно обращаться к итальянским коллегам за помощью в нахождении материалов.

Но, как только итальянские коллеги поймут, что этрусскую письменность вы пытаетесь прочитать на основе славянских языков, их интерес к контактам с вами тут же иссякнет.

Точно так же, как если вы захотите исследовать какую-либо систему письма старше эпохи бронзы. Вы тут же уподобляетесь волку, зашедшему в зону обстрела — и вас отстрелят.

Проблема научной революции

Тот же Томас Кун ввёл понятие научной революции. Согласно этому положению, все факты, которые противоречат господствующей парадигме, до поры до времени объявляются «курьёзными» и складываются в «копилку курьёзов».

На первый взгляд, это странно, поскольку факт — это достоверно подтверждённое наблюдение. Но, как шутят физики, «если факт не вписывается в теорию, то тем хуже … для факта!».

И это понятно: теория является общественным достоянием, в её рамках работает несколько сотен или тысяч исследователей, которые получают заработную плату, гонорары за статьи, средства на оборудование и эксплуатацию зданий, иными словами, общество несёт определённые издержки по поддержанию данной теории.

Что же касается какого-то факта, то он оказывается известен, как правило, узкому кругу людей, его открывших, или историкам науки, так что, его забвение, как кажется на первый взгляд, не становится существенной потерей для науки. Так парадигма защищает себя.

Но вот таких «курьёзов» накапливается всё больше, и господствующая парадигма уже вынуждена как-то объяснить их существование.

На первых порах это удаётся; в одних случаях их считают «ошибкой наблюдения», в других — неточной интерпретацией, в третьих — необъяснимыми парадоксами, которые, однако, не мешают жить науке. Даже на этой стадии никакой революции не происходит, хотя можно назвать этот этап эпохой кризиса.

Кризис заканчивается тем, что какая-то группа признанных учёных проникается благородной идеей устранить все мешающие науке курьёзы и (о ужас!) показывает неспособность парадигмы их понять: чем точнее и обстоятельнее пытаются объяснить данную аномалию учёные, тем более явной становится несостоятельность парадигмы.



Эпиграфическая картина мира

Изучением надписей на вещевых находках занимается специальная дисциплина, эпиграфика. К сожалению, её роль в археологии не просто мала, а, можно сказать, ничтожна.

Чаще всего эпиграфист может прочитать какую-нибудь длинную цитату из Библии, написанную на подаренном какому-нибудь монарху золотом сосуде, которая плохо читается обычным человеком из-за незнания многих особенностей древнего письма.

Это почти ничего не добавляет к характеристике сосуда. Поэтому на целый НИИ вполне достаточно иметь одного штатного эпиграфиста.

Гораздо важнее роль эпиграфики в тех случаях, когда надпись сделана шрифтом другого народа. Тогда эпиграфист вполне надёжно может произвести атрибуцию найденного археологического памятника по языку надписи.

Если невозможно определить язык, то можно определить хотя бы тип письма, что, конечно же, гораздо хуже.

Так, латиницей пишут не только народы Западной Европы, но и славяне, арабским письмом — тюрки, персы, а также народы Афганистана и Пакистана, германскими рунами — как германцы, так финны и балты.

Поэтому важно не просто определить тип письма, но и прочитать надпись. Этим решается не только задача определения языка надписи, но и даётся понимание назначению предмета.

И вот тут возникает удивительная вещь. Если отвлечься от латиницы и кириллицы, то надписи, например, германскими или тюркскими рунами в своём большинстве не читаются. Так же не читаются и многие арабские надписи Руси.

Перейдя теперь к эпиграфической картине мира, можно сказать следующее: вполне сносно читаются латинские, греческие и кирилловские надписи. Однако, к сожалению, они малосодержательны.

Несколько хуже дело обстоит с семитским письмом — еврейскими, арабскими, аккадскими, египетскими надписями. Тут читается далеко не всё. Надписи германскими рунами (старшими, младшими, норвежскими, англосаксонскими) тоже имеют ряд совершенно нечитаемых текстов.

Среди примерно шести типов тюркских рун читается только один — орхоно-енисейский. Этрусские надписи вроде бы читаются, но понять содержание практически невозможно. В отношении чтения венетских, ретских, фракийских, иллирийских и других надписей Европы делаются только первые шаги.

Так ли трудна дешифровка? Когда Жан Франсуа Шампольон в первой половине XIX века дешифровал египетские иероглифы, его научный подвиг казался чудом.

В наши дни существует специальная наука о шифровании и дешифровке — криптография. Имеются и десятки военных НИИ во всём мире, занимающиеся проблемами шифрования и дешифровки.

Казалось бы, если их подключить к проблемам нечитаемости или недешифруемости некоторых текстов, то проблемы будут решены за пару десятков лет. Этого, однако, не произошло, хотя я подозреваю, что такого рода работа в ряде стран была проделана.

Более того, за XIX век, когда никаких НИИ криптографии ещё не существовало, было дешифровано гораздо больше письменностей, чем в ХХ веке.

Очень трудно отделаться от мысли, что существование весьма малого коллектива профессиональных эпиграфистов в мире, отсутствие кафедр по их подготовке, публикация результатов их деятельности во второстепенных научных работах, а также отсутствие у них интереса к сотрудничеству с военными дешифровщиками, — всё это звенья одной цепи: боязни найти единую письменность и единый язык Европы.

Иными словами, эпиграфисты — это не столько аналитики, сколько часовые, не допускающие энтузиастов к кладовым мировой истории.

Но чем страшит подобное открытие? Да только одним: оно тут же разрушит всю историографию Европы (а, следовательно, и всего мира), столь упорно и медленно сложенную на основе специально подобранных и отредактированных нарративных источников.

Это будет смерч, сметающий на своём пути все воздвигнутые препоны.


Начало научной революции в историографии

Научная революция в историографии уже началась, хотя первые её фазы прошли незаметно для общества.

Математика начинается там, где можно что-то подсчитать, а в историографии это — хронология.

Первым заподозрил нечто ужасное в хронологии сэр Исаак Ньютон. Однако в его время подобные работы сочли причудами гения и не придали им значения.

В России работами по хронологии занимался народоволец Николай Морозов, который, анализируя многие источники, пришёл к выводу, что Иисус Христос родился и жил много позже общепринятого срока, примерно лет на 400.

И, хотя его многотомное издание увидело свет после революции, историческая наука его не приняла; она его даже не заметила.

Гораздо сильнее оказалось воздействие доктора физико-математических наук, академика РАН, заведующего кафедрой статистической математики МГУ Анатолия Тимофеевича Фоменко.

Как известно, теория вероятностей и статистический подход в наши дни пронизывают не только физику, они проникли во все естественные науки и очень неплохо обосновались и в экономике, и в психологии, и в лингвистике.

Но вот с историографией ничего хорошего не получилось — попытки применить там статистические методы привели к странному результату: события, рассчитанные этими методами, должны были произойти совсем в другое время, чем утверждает историография.

Может ли в науке оказаться так, что применение какого-то метода везде приводит к надлежащему результату, а в какой-то одной области — нет? Полагаю, что может, если у этой области действительно есть какие-то большие особенности.

Скажем, на автомобиле можно хорошо катить по гладкой дороге, но если встретятся большие ямы — или, напротив, высокие препятствия, автомобиль через них не пройдёт.

В своё время философы-неокантианцы пытались доказать, что в то время, как все остальные науки изучают нечто повторяющееся, историография, напротив, изучает нечто единичное, изолированное во времени.

У них, однако, нормального доказательства такого странного предположения не получилось. А если так, к историографии вполне возможно приложить и теорию вероятности, и математическую статистику.

А.Т. Фоменко и приложил. И получил любопытный вывод: последние примерно 300 лет и хронологии, и описанию событий в истории в целом доверять можно. А вот в более ранние периоды — уже нельзя. Там очень многое перепутано и в пространстве, и во времени.

Одна из его книг так и называется: «Античность — это средневековье». Иными словами, то, что мы сейчас называем античностью, было создано в позднем Средневековье, или в эпоху Возрождения.

Но если бы эта путаница возникла от трудностей создания хронологии, или от незнания некоторых эпизодов всемирной истории, она была бы понятна, и её легко было бы преодолеть, расставив всё по своим местам.

Но, как оказалось, путаница возникла совсем не из-за того, а из-за желания Западной Европы скрыть существование в относительно недавние времена всемирного государства с русским языком и культурой, которое этот исследователь назвал «Империей».

Так что, всякая попытка распутать хитросплетения историографии неизбежно выталкивают на поверхность существование русской цивилизации.

Далее он отошёл от чисто математического подхода, понятного только небольшой группе специалистов.

Он показал, что имеется масса несоответствий между данными историографии и наличием церквей, их убранства, персонажей в них, содержанием икон, картин, литературных произведений и т.д., которые показывают, что данные произведения искусств были созданы совсем в другое время.

Так, например, он публикует фотографию картины, на которой древнеримский поэт Вергилий изображён в очках, хотя очки были изобретены только в средние века и неизвестны в античности.

Слепой Гомер подробнейшим образом описывает щит Ахиллеса, как будто видит его, хотя он слеп, а их разделяет не менее трёх веков. И это притом, что воинов античности мало интересовали детали убранства щита — для них гораздо важнее была его прочность. И таких несуразностей обнаружено великое множество.



Начало научной революции в эпиграфике

Обнаружение нестыковок и исторических лакун — это серьёзный удар по современной историографии, но не смертельный.

Гораздо опаснее обнаружение древнейшей славянской письменности — руницы. И опять-таки, не само её обнаружение, а полученный с её помощью материал. Ведь значение письменности можно уподобить значению наиболее мощного средства передачи информации.

Как мы видели, археологи могут десятилетиями и даже веками решать проблему этнической принадлежности той или иной культуры.

Наличие письменных ремарок на археологических находках позволяет не только произвести атрибуцию этнической принадлежности находки, но и понять содержимое вещи, а часто — и её назначение. А оно оказывается совсем не тем, что нам предлагали историки.

Возьмём, например, частный вопрос — проблему Русского каганата. Одно дело вести веками полемику по вопросу, какие русские находились в этом каганате: славяне или какие-то другие, например, аланы или хазары.

Каганат, по современным данным, на пару веков был старше Киевской Руси. Он даже чеканил свои монеты с арабской вязью.

И совсем другое, — читать на монете, стилизованной под арабскую вязь, надпись на русском языке, выполненную руницей: «алтын — золотая русская монета. Русский каганат Москва».

Одной этой надписью снимаются все вопросы: русские из каганата говорили по-русски, а столицей у них был город Москва, даже если этот город и помещался в другом месте, чем Москва нынешняя. Но Русь в виде Русского каганата существовала и до Киевской Руси.

Ещё более сильный удар наносит возможность читать этрусские надписи, как в их этрусской, так и в их русской частях.

Из этих надписей следует, что Москва существовала не только до Рима, но именно по её приказу этруски воздвигли этот город, назвав его в духе русских традиций (например, Владимир — «владей миром») Миром.

Другое дело, что слово Мир, написанное в русской традиции, согласно этрусским правилам следовало читать в обратном направлении, и он стал вычитываться, как Рим.

В Риме, созданном этрусками, для которых родным был русский язык, а неким солдатским жаргоном — язык этрусский, — следовательно, довольно долго звучала русская речь. И лишь много позже, когда в Рим стали переселяться латины, они, говоря по-русски, исказили его, приспособив под свою фонетику и грамматику.

Но этот факт никак не отменяет вытекающую отсюда совершенно иную историографическую парадигму: основное большинство европейских народов приходило на Русь, которая занимала всю Северную Евразию, и училась у неё и русской культуре, и русскому языку.

Так что, начинать и историю Европы, и историю Северной Евразии, и историю мира следует с истории русского народа, с его языка и культуры. Это потом к нам пришли семиты, а далее — эллины, кельты, латины, германцы, балты и т.д.

Такой станет парадигма мирового развития после того, как свершится научная революция в области эпиграфики и историографии.

Но может ли научная революция остановится?

Нет, не может.

Уже сейчас мы имеем возможность читать и понимать надписи палеолита, мезолита, неолита, эпохи бронзы, которые сообщают нам такие подробности, которые не сохранились ни в одном античном источнике.

Следовательно, уже в наши дни дешифрованная русская письменность руница и особым образом вписанная в рисунки протокириллица, дают новой парадигме такие факты, которых не знает классическая парадигма.

Но главное состоит не в частностях, а в ином понимании общего хода исторического процесса. Теперь мы понимаем назначение и отдельных священных камней, и колоссальных мегалитических сооружений типа Стоунхенджа.

Древние камни и древние святилища начинают открывать повсеместно — а классическая археология так и не поняла цели их постройки.

С позиций новой парадигмы достаточно много информации можно получить и при анализе обычного ремесленного изделия — его название (на русском языке), фамилию (а иногда и имя-отчество) мастера, город и сакральное название местности. Отсюда можно понять, местное данное изделие, или привозное.

Короче говоря, письменная информация теперь может быть снята с любой древней вещи, а не с крайне редких изделий, как полагает классическая эпиграфика.

Естественно, что теперь очень многие археологические культуры раскроют нам имена своих этносов; в других же случаях окажется, что новая культура означает просто новую моду или приоритет новых ценностей у старого этноса. И доселе «немая» археологическая культура вдруг заговорит с людьми весьма понятными нам русскими словами.



Признает ли результаты научной революции Запад?

Разумеется, признает.

Когда-то США в космической гонке с СССР старались превзойти нашу страну по любому показателю. Однако теперь мы сочли, что режим сотрудничества намного более выгоден обеим странам. То же самое и с историографией.

Если США истребляли в своё время индейцев и завозили рабов из Африки, так ведь это приходится признать, хотя это и не очень приятно. Однако, без этих неприятных фактов история данной страны оказывается непонятной.

Точно так же, если Европа начнёт обнаруживать у себя следы русской цивилизации и научится читать русские тексты на археологических памятниках, то узнает многие подробности собственной истории — с русским происхождением её культуры тоже ничего не поделаешь, что было, то было.

При современных методах коммуникации ни опорочить, ни замолчать факт русского приоритета при всём желании нельзя.

В своё время США признали факт своего поражения во вьетнамской войне, некоторое время их руководство привыкало к данному неприятному факту, и, осознав его, двинулось дальше.

Европа, поняв абсурдность неприятия всех следов пребывания русской культуры на своей теперешней территории, поймёт, что она тоже на определённый процент — русская, и, пережив этот факт, сможет развивать свою историографию до новых высот.

Горькая правда лучше многовековой лжи — особенно теперь, когда результаты археологических раскопок и надписей на них утаить никак нельзя. Период фальсификаций исторических документов и запрятывания подлинников по монастырским спецхранам кончился.

Уже найденный и опубликованный археологический материал в своей совокупности содержит столько исторической информации, что перекрывает лакуны, вызванные изъятием из общественного употребления подлинных памятников.

И эту открытую информацию может в наши дни получить любой пользователь Интернета, умеющий читать русскую руницу и протокириллицу. Тем самым необходимость в засекречивании оригиналов отпадает.

По предсказаниям многих прорицателей, Россия в конце XXI века должна выйти на первое место в мире по основным показателям. Можно надеяться, что и по переходу к новой парадигме мирового исторического процесса.

Если речь идёт о движении в сторону глобализации, то Россия как раз и представляет собой живой и здравствующий остаток всемирной культуры, когда, по крайне мере, в Северной Евразии от Британии до Аляски, люди говорили по-русски, писали рунами Макоши и Рода и поклонялись русским богам.

И на этом признании научная революция в области историографии, археологии и эпиграфике завершится, дав начало совершенно иному пониманию процесса развития мировой цивилизации.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    4 июня 2015 14:06
    Все люди произошли от американцев! winked
    Обама утвердил этот документ-доклад, представленныи госдепом на основе заключения мировых учёных, исследователеи, специалистов, экспертов, историков, политологов, экономологов, палеонтологов, спилиологов, археологов, офтальмологов, неирофизиологов, и др. уважаемых г...ов!
    1. sent-onere
      +1
      4 июня 2015 14:11
      История, историография... вот примут закон об осквернении памяти отечественной войны - и кончится вся ваша "историография", назовут вас ревизионистами - сначала по теме истории отечественной войны, а дальше - больше.
      И всё: копай - не копай, а все равно напишешь, что скажут, никуда не денешься - посадють.
      1. +1
        4 июня 2015 17:23
        Давно пора выводить России собственный народ из невежества и умышленных заблуждений, коими являются многие исторические факты описываемые в официальной истории! Не дело, когда даже президент говорит о несоответствии реальности некоторых исторических событий, а в школьных учебниках продолжают "наматывать" детишкам на уши! Если уж нет одного мнения, пускай предлагают альтернативные варианты, наиболее соответствующие истине!
        1. +1
          4 июня 2015 23:08
          выводить народ
          Цитата: krot
          из невежества и умышленных заблуждений

          - опасно для власти, поэтому власть старается держать народ в "невежестве и умышленных заблуждениях".
  2. +2
    4 июня 2015 14:06
    К чему тут Военнное Обозрение?
    1. -2
      4 июня 2015 14:28
      Ну чего же тут непонятного, прочтите предпоследний абзац. "Мы самые умные и продвинутые, за что нас все должны уважать и нам поклоняться". Очень жаль, что автор, написав в целом познавательную статью, в ее конце уподобился чеченскому профессору, утверждающему, что от его предков произошли спартанцы, англичане и армяне. Это как раз то. что превращает национальное самоуважение в национальное чванство. Ему кстати неплохо было бы знать, что русские как нация возникли только после образования единого централизованного государства.
      1. +4
        4 июня 2015 16:02
        Цитата: дмб
        Ему кстати неплохо было бы знать, что русские как нация возникли только после образования единого централизованного государства.

        Т.е. Киевская Русь, Новгородская Русь, Сребрянная Русь и.т.д. эти страны населяли не этнические Русы, а непонятно кто? Так по вашему выходит? Утверждение о том "что русские как нация возникли только после образования единого централизованного государства" относится к эпохе Петра 1, когда петровские историки-немцы(часть которых и Русского языка не знала) написали для нас "правильную" историю.
        1. +1
          4 июня 2015 16:28
          Вы между Русами, русскими и русским языком, на котором по утверждению автора говорили от Британии до Чукотки, разницу ощущаете? Это все равно. что утверждать, что норманны, завоевавшие Британию говорили на английском.
          1. асилий 50
            +2
            5 июня 2015 10:25
            Это англичане говорят на норманском, так пришипётывать и картавить можно только с разбитым лицом.
      2. +1
        4 июня 2015 17:54
        Цитата: дмб
        Ему кстати неплохо было бы знать, что русские как нация возникли только после образования единого централизованного государства.
        Как единый народ.
        Понятие "нация" появилось позднее - в период буржуазных революций.
        1. +1
          4 июня 2015 20:05
          Поправку принимаю, но сути дела это не меняет.
      3. +1
        5 июня 2015 13:42
        Приколько...Только к науке это отношения не имеет.
        Попытка наукообразить фолк-хистори.
        Игры идиотов, типа толкиенистов.
        Ну только с националистическим русским, а не валлийском-скандинавским оттенком.
    2. 0
      4 июня 2015 14:59
      Ну так информационная война же....
    3. Комментарий был удален.
  3. sent-onere
    0
    4 июня 2015 14:09
    >Историография является описанием реальной истории.
    Ваше определение никак не сочетается с общепринятым.
    См. БСЭ
    Историография (от История и ...графия)
    1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе (например, И. Великой Октябрьской социалистической революции), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом или национальном отношении (например, марксистская И., французская И.). 2) Научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.
    И. как история исторической науки.

    М.б революция уже произошла, но ее смогли заметить не только лишь все
  4. +6
    4 июня 2015 14:13
    К сожалению, историк подчас вынужден вставать на одну из крайних точек зрения.


    Во во так и есть...любой посторонний человек в этой области пытающийся изложить другую версию подвергается обструкции и остракизму .
    Фоменко и Носовский вызывают острую аллергию у современных историков и это понятно почему.

    А я вот задумался о том что они могут в чем то оказаться правы...
    когда англосаксы стали переписывать НАШУ ПОБЕДУ в Великой Отечественной Войне....

    Слава Богу остались еще наши ветераны войны которые наперекор лже...ам наподобии Гозмана пытавшегося облить грязью наших смершевцев говорят то что пережили сами.
  5. +3
    4 июня 2015 14:26
    Я уж подумал , что Задорнов статью написал, ан нет. Автор смешивает самые разные вещи и пытается их зацепить одно с другим. Есть ли в истории подтасовки и договорняки, когда историки просто договорились считать именно так ? Наверняка. Много ли мы знаем о нашем прошлом? Естественно мало . Несколько списков летописей , которые не идентичны и могут трактоваться по разному , не говоря уж что они могут просто лгать в интересах тогдашней политики, не дают нам сколько-нибудь полной информации о нашем прошлом. Даст ли наука больше информации - наверняка . Обработка археологических находок , их анализ научными методами дадут определенное кол-во информации . Но без машины времени вряд ли мы узнаем достоверную инфу - мы можем только предполагать и пытаться анализировать. Ну а все эти вбросы автора про этрусков и великую русскую империю задолго до римской оставим для поклонников фэнтези . Мы не знаем даже что происходило до Рюрика - что уж говорить об античности. Была ли какая-то цивилизация? Ну не зря же скандинавы называли наши земли Гардарикой - наверняка была. Кто там правил?ХЗ. Какие гос-ва существовали? ХЗ. Есть большое искушения вместо попыток найти нашу историю ее просто придумать - гиперборею , великую русскую империю и тд, но это неуважение к нашим предкам . Это как стесняться родителей и того что отец был водителем, а говорить всем что он был космонавтом. Нам нужны исторические изыскания и археологические раскопки , а не высосанные из пальца придумки.
    1. +2
      4 июня 2015 23:16
      И раскопки показывают, например, что пакистанский мохенджадаро был уничтожен несколько тысяч лет ядерным взрывом, а до этого имел развитую городскую инфраструктуру (водопровод, канализация, вент.системы) на порядок круче Римских ... Сплошное РенТВ, короче.
    2. +1
      9 июня 2015 20:41
      Статья хорошая, правильная.
      Все наши знания хранятся у потомственных волхвов.
      И знания и доказательства. Всё есть.
      На текущий период Мир не готов их понимать и воспринимать.
      Возможно, в скорости часть знаний обнародуют...
      Насчёт Задорнова - юмор не уместен. Человек за Державу радеет.
      Что делать с сотнями тысяч "историков", которые сделали карьеру на псевдоистории?
  6. +5
    4 июня 2015 14:31
    Прочел на два раза. Все-таки я тупой-ничего не понял. Читал Костомарова, Соловьева, Карамзина. История, лично для меня, такая какой я хочу её видеть. Простите за ортодоксальные мысли. Хотя поясню. Мои родители уже давно в ином мире. Я помню их только с лучшей стороны и так рассказываю своим. Поэтому в их представлении, мои родители идеальные. Может я и не прав, но мои дети никогда не дают мне повода расстраиваться. У них стержень предков, заложенный не без моей помощи.
  7. 0
    4 июня 2015 14:31
    Автор хотел донести, что история переписывается....но это далеко не новость.А вся альтернативная история и все "историки" только и ждут подложить собственную версию, но настоящая история -ушла в прошлое и если изначально ее не фиксировали и не составляли единый исторический пласт государства из обрывочных сведений тех или иных событий, то уже и не соберут в единую историю государства. Да раньше и не стремились создавать историю, ограничивались лишь описанием тех, или иных событий....все это сложно очень
  8. +2
    4 июня 2015 14:35
    У автора очень своеобразное представление об истории вообще и об историографии в частности.
    Цитата: sent-onere
    Ваше определение никак не сочетается с общепринятым.

    Совершенно согласен с коллегой. Посему:
  9. +3
    4 июня 2015 15:17
    Прочитал. Убедился: "Россия - родина слонов!" wink
    А если серьезно, то много фактов и артефактов в современное толкование истории не вписываются. И дело здесь не ограничивается Европой или Россией. Статья - это попытка изложить серьезнейшую проблему что называется "на пальцах". И вывод однозначный - не получилось, хотя автор старался.
    По моему мнению, основная проблемма развития современной науки, и в том числе исторической, в отсутствии полноценного философского осмысления ситуации. И разрозненные факты не удается свести в единую стройную систему. Кстати, читстых философов не готовит ни один ВУЗ в Росии. Они не требуются. Все и так умные. Да плюс к тому (или минус) на все накладываются политические, сиюминутные интересы. Америкосия считает, что они - родина слонов, причем слоны у них крупнее и толще... laughing
  10. +2
    4 июня 2015 15:26
    Прочитал.
    Помимо откровенно неверной трактовки понятия "историография" и подмены им понятия "хронология", автор так и не раскрыл, а где, собственно, революция? Отсутствия достоверно информации о древней истории никто и не отрицал никогда. "Россия -- родина слонов" как теория имеет право на существование наряду с теорией, что все мы произошли от одной обезьяны.
    Для революции в истории нужна методология, повышающая общий уровень достоверности, а не позволяющие по-русски прочитать греческие надписи...
  11. +1
    4 июня 2015 15:26
    Автор АБСОЛЮТНО прав. Добавлю, что все восточное побережье США усеяно обломками зданий, с изображениями идолов, удивительно похожих не на индейцев, а именно на нас русских.Посмотрите на ютубе.Какие там поразительные камни просто валяются на берегу океана. Их снял наш какой-то соотечественник. Никакого причем обмана. Там люди ходят. А из этих камней выложены волнорезы. Видны даже древние причалы. И об всем этом молчок. Ни кто ни гуг гу. Политика. А то как же объяснишь людям, что Америка на протяжении последних 1000 лет была русская.И большой вопрос против кого была война в США в 1861-65 годах. Уж не против ли русских?
  12. 0
    4 июня 2015 15:27
    В чем-то Фоменко с Носовским наверняка правы , осталось впечатление об их исследованиях и расчетах , что они сами всю хронологию пытаются подогнать под желаемый ими ответ. Лекции Чудинова интересно иногда посмотреть . Как и Жириновский он интересен ,только в меру .
  13. 0
    4 июня 2015 15:30
    Автор скрытый фоменковец. В материале много несоответсвий и голословных выводов.

    если Европа начнёт обнаруживать у себя следы русской цивилизации и научится читать русские тексты на археологических памятниках, то узнает многие подробности собственной истории — с русским происхождением её культуры тоже ничего не поделаешь, что было, то было.


    Какие к черту следы? Какие нафик тексты? На каких памятниках? Бред какой-то.

    Уже сейчас мы имеем возможность читать и понимать надписи палеолита, мезолита, неолита, эпохи бронзы, которые сообщают нам такие подробности, которые не сохранились ни в одном античном источнике.


    Але, гараж,....вы о чем?
  14. +5
    4 июня 2015 15:46
    "Военное обозрение" серьезный, уважаемый ресурс, поэтому удивлен публикацией ее здесь. Статья же, на мой взгляд, к тематике сайта относится весьма отдаленно. К публикациям Чудинова отношусь с большим недоверием, так как достоверность многих его исследований сомнительна: едва ли можно было найти некие "славянские руны" в Египте или Мезоамерике.
  15. +1
    4 июня 2015 16:44
    Шо за бред тут на ВО опять пошел?
    Статьи про ветеранов не печатают, а всякий Задорновско-Фоменковский бред - пожалуйста...
  16. 0
    4 июня 2015 16:54
    Давно ждал таких статей от специалистов. А что Чудинов является специалистом в области языкознания - без сомнения. Посмотрите его видео в инете, почитайте статьи. Его нужно несомненно поддержать, потому что в этой статье правда. Если кому-то что-то непонятно, чтож - расширяйте свой кругозор. Если б можно было, поставил бы 10+.
  17. +1
    4 июня 2015 17:07
    Вопрос интересный. Посмотрим. Может он и раскроет причины "нелюбви" западноевропейцев ко всему русскому. Только боязнью больших пространств и надуманной "дикости" восточных народов это не объяснить. А по громкости воплей противников всего альтернативного можно будет оценивать близость к раскрытию истины. Надо не вопить, а представлять свои научно обоснованные доводы.
  18. +1
    4 июня 2015 21:54
    Для тех кто не ведает: наберите в яндексе или гугле ВСЕЯСВЕТНАЯ ГРАМОТА ФОТО и может тогда поверите, а пока вам академика Чудинова не понять. Еще советую посмотреть серию фильмов (24 серии) "История - наука или вымысел", об исследованиях Фоменко и Носовского.Может еще вы тогда поймете от какой грамоты произошли все греческие латинские и др. буквы.
  19. +1
    4 июня 2015 22:01
    А календарь, который отменил Петруша первый - от С.М.З.Х. - от сотворения Мира в звездном храме (обсерватории)? Сейчас, между прочим, 7523 лето - это вам не календарь Майя (5000 лет) и не шумерский календарь (6000 лет), а на 1500-2500 лет старше, обратите внимание на черты и резы (черточки) колонка равна 8 битам => 1 байт (и это писали 7500 лет назад):
    1. 0
      4 июня 2015 23:28
      Цитата: leon17
      А календарь, который отменил Петруша первый - от С.М.З.Х. - от сотворения Мира в звездном храме (обсерватории)? Сейчас, между прочим, 7523 лето
      Сайт Никольского храма п. Добринка Липецкой области Липецкой епархии Добринского благочиния Русской Православной Церкви Московского Патриархата

      Возраст планеты Земля 7524 лет. В 2015 г 20 марта исполнится 7525 лет.
      http://pravera.ru/index/vozrast_planety_zemle_let/0-2824

      Именно этот календарь Петруша и отменил - календарь ведущий летоисчисление от сотворения мира (от сотворения Адама).
      1. 0
        4 июня 2015 23:58
        Цитата: Uncle Joe
        Именно этот календарь Петруша и отменил - календарь ведущий летоисчисление от сотворения мира (от сотворения Адама).

        Календарь Петруша действительно этот отменил, но с летоисчислением от Адама непонятки. Так, как Ветхий Завет это урезанная копия еврейской Торы, то не состыковка) Евреи четко и ровно со всеми доказательствами показали что от сотворения мира на 2000 год идет 5761 год. Правоверные христиане решили сменить древнеславянское летоисчисление 7523(от сотворения мира в звездном храме (заключения мира с Аримами в лето Звездного храма)) и заменили от сотворения мира(яко-бы ветхозаветным Богом) но торопились и с расчетами косяк вышел.
        1. 0
          5 июня 2015 01:19
          Цитата: Rivares
          Так, как Ветхий Завет это урезанная копия еврейской Торы
          Танаха.

          Евреи четко и ровно со всеми доказательствами показали что от сотворения мира на 2000 год идет 5761 год
          От потопа.

          Правоверные христиане решили сменить древнеславянское летоисчисление 7523(от сотворения мира в звездном храме (заключения мира с Аримами в лето Звездного храма)) и заменили от сотворения мира(яко-бы ветхозаветным Богом) но торопились и с расчетами косяк вышел.
          У меня к Вам очень простой вопрос - Вы можете назвать первоисточник, в котором фигурирует этот звездный храм?
  20. 0
    4 июня 2015 22:15
    ... в 1 лете было 9 сороковников (5 сороковников по 41 день и 4 сороковника по 40 дней); дни недели: НЕДЕЛЯ (ничего не делать), понедельник (день после НЕДЕЛИ), вторник (второй - от буквы ВЕДИ), третейник, четверг, пятница, шестица, осьмица (ось Мiра). В сутках - 16 часов, час — 144 части, часть — 1296 долей, доля —72 мгновения, мгновение — 760 мигов (отсюда слово - МИГНУТЬ), миг — 160 сигов (отсюда слово - СИГАНУТЬ), сиг — 14000 сантигов. Так что, изучайте наше правдивое прошлое, а не иудейскую иЗторию (история = из Торы я).
  21. +1
    4 июня 2015 22:52
    Статья не без изъянов , но мысль есть . Почему на этом сайте, понятно ,здесь думающие люди, а мысли надо двигать там где их думают.А вообще то я за ИСТОРИЮ, аргументированную, подкрепленную фактами, приближающуюся к истине.
  22. 0
    5 июня 2015 05:26
    Разобраться с древностью - дело полезное.
    Но разобраться бы с последними с историей России за последние сто пятьдесят-двести лет и много станет ясно.
    А вопросы простые:
    - Кто были те ученые, что сочинили нашу историю?
    - Кто финансировал революционный организации?
    - Кто устроил революцию?
    - С кем боролся Сталин?
    - Кто устроил перестройку и реформы?
    1. 0
      5 июня 2015 18:19
      Цитата: SarS
      - Кто были те ученые, что сочинили нашу историю?


      Немчура, однако. с которыми нещадно бился М.В.Ломоносов

      Цитата: SarS
      Кто финансировал революционный организации


      Иностранный капитал (немецкий, австрийский, американский, даже японский чёрт-возьми) и отечественный тоже, и "экспроприации" (попросту грабёж инкассации) типа "имени Камо" забывать не будем

      Цитата: SarS
      Кто устроил революцию?


      Вопрос некорректный, революции происходят там и тогда, когда и где объединяются объективные и субъективные факторы - революционная ситуация + движущие силы в виде заинтересованных классов и политических сил, их интересы проводящих

      Цитата: SarS
      С кем боролся Сталин?


      с мировым империализмом (как большевик-ленинец) и его агентурой внутри страны (диверсанты-вредители + их политические пособники в лице оппозиционеров "генеральной линии партии")

      Цитата: SarS
      Кто устроил перестройку и реформы?


      Перерожденцы и ревизионисты, для конвертации административного должностного ресурса в личное состояние и капитал.
  23. асилий 50
    0
    5 июня 2015 10:46
    Как то странно выглядят некоторые комментарии. Почему все церковные резоны без всякого сомнения принимаются, ни тени сомнения. Доромановская РОССИЯ многоконфессиональная, все религии равны. Только при романовых христианство зверски расправилось с конкурентами, вся последующая история письменно описывает именно обожествление царей из рода романовых, именно церковь и её нахлебники уничтожали и сейчас уничтожают письменную историю РОССИИ. Ничем нельзя оправдать уничтожение ГОСУДАРСТВЕННЫХ архивов, а ведь это первое что романовы сделали при *воцаствлении*. Иноземные историки нужны были для последующего обожествления романовых, лакейство и рабство к царю внедрялось не только через кнут но и через образование. До сих пор некритическое восприятие *откровений* разного рода *образованных* поражает, отвергается всё не укладывающееся в директиву, и сомнения вызывают агрессию.
  24. 0
    14 мая 2017 17:53
    Кто вообще пустил Фоменко на ВО?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»