10 лучших советских асов Великой Отечественной войны (часть 2)

Вторая пятерка советских асов представлена летчиками, которые лично сбили более 40 самолетов противника в воздушных боях. Несмотря на столь высокие достижения, их имена известны гораздо меньшему кругу людей, но от этого они не становятся менее легендарными. Все эти летчики — гордость отечественной истребительной авиации. Они делали все возможное, чтобы приблизить день победы в Великой Отечественной войне.

Арсений Васильевич Ворожейкин

Арсений Васильевич Ворожейкин — дважды Герой Советского Союза, участник боев на Халхин-Голе, Советско-финской и Великой Отечественной войны. Всего за период своей боевой деятельности совершил более 400 боевых вылетов, провел 90 воздушных боев, в которых лично сбил 51 самолет противника и еще 14 в группе. При этом на 30 воздушных боев в небе над Халхин-Голом пришлось 6 его личных побед и 13 самолетов сбитых в группе. Летал на истребителях И-16, Як-7, Як-3 и Як-9.


Арсений Ворожейкин родился 28 октября 1912 года в обычной крестьянской семье из Нижегородской области. С 1931 года находился в рядах Красной Армии, до войны окончил Харьковское военное лётное училище. Боевое крещение Ворожейкина пришлось на предвоенные годы. Летом 1939 года он успел отличиться в небе над Халхин-Голом. В том конфликте с японцами Арсений Ворожейкин, будучи комиссаром эскадрильи 22-го истребительного авиаполка совершил более 160 боевых вылетов, провел 30 воздушных боев и лично сбил 6 самолетов противника и еще 13 машин в группе. За бои на Халхин-Голе был представлен к ордену Красного Знамени. Характеризует его и то, что в одном из боев он был серьезно ранен, но, досрочно выбравшись из госпиталя «потерял» справку о своем списании с летной работы и браво отрапортовал о своем возвращении в часть.

До начала Великой Отечественной войны Арсений Ворожейкин успел принять участие в зимней войне с Финляндией. Начало войны будущий летчик-ас встретил на посту командира эскадрильи истребительного авиаполка, находящегося под Ереваном. Но на этом посту он продержался недолго. В конце июня 1941 года произошел неприятный эпизод, который «избавил» летчика от боев начального периода войны.

10 лучших советских асов Великой Отечественной войны (часть 2)


Истребители И-153 «Чайка» из эскадрильи Ворожейкина были подняты по тревоге и перехватили девятку советских бомбардировщиков ДБ-3. Темный камуфляж этих двухмоторных бомбардировщиков запутал все дело, а груз бомб не позволил тяжелым машинам произвести посадку по требованию Арсения Ворожейкина. Предупредительные очереди, выпущенные ведущей «Чайкой», один из пилотов воспринял за атаку и изрешетил замыкающий строй бомбардировщик, убив его хвостового стрелка. В итоге этот неприятный эпизод был замят, но командиров истребительной и бомбардировочной эскадрилий, которые приняли в нем участие, отправили, на всякий случай, на учебу в академию.

В итоге вернуться в действующую армию Арсений Ворожейкин смог только в сентябре 1942 года. Он был назначен с понижением, якобы по причине отсутствия фронтового опыта, старшим политруком 728-го истребительного авиаполка. С этого дня и до конца войны летчик продолжал совершать боевые полеты, сражаясь на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском фронтах.

Вплоть до марта 1943 года летчик-ас выполнял полеты на истребителе И-16. В своем первом же боевом вылете на сопровождение штурмовиков, у самолета Ворожейкина не убралось шасси. Несмотря на это, летчик продолжал выполнение своей боевой задачи, а когда разгорелся воздушный бой, сумел в одиночку продержаться против шести Ме-109 противника, пока к нему не подоспела помощь. Во время боев на Курской дуге летал уже на истребителе Як-7Б. С октября 1944 года Арсений Ворожейкин занимал должность старшего инструктора-летчика Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации РККА, но одновременно с этим продолжал совершать боевые вылеты до самого конца войны.

10 лучших советских асов Великой Отечественной войны (часть 2)


Является одним из выдающихся советских летчиков военного периода, один из немногих, кто сумел отличиться еще до Великой Отечественной войны. Летчик-ас обладал своей неподражаемой манерой ведения воздушного боя. К примеру, для улучшения обзора, почти до конца 1943 года он летал с открытым фонарем кабины. Осторожный в безрассудстве Арсений Ворожейкин не являлся сторонником лобовых атак, которые шаблонно приписывались советским летчикам-истребителям, и всегда стремился выйти из них в самый последний момент. Являясь настоящим мастером пилотажа, он не боялся совершать резкие маневры, от которых у него часто темнело в глазах. При этом он любил использовать любые уловки, которые могли ввести противника в заблуждение. Помимо всего прочего Ворожейкин прославился отличной точностью стрельбы, что не раз помогало ему в бою.

После войны продолжил службу в составе советских ВВС. Дослужился до звания генерал-майора, в 1957 году подал в отставку по состоянию здоровья. Жил в Москве, где занимался литературной деятельностью. Написал книги «Под нами Берлин», «Солдаты неба», «Сильнее смерти» и многие другие. Умер 23 мая 2001 года в возрасте 88 лет, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Дмитрий Борисович Глинка

Дмитрий Борисович Глинка — дважды Герой Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны совершил около 300 боевых вылетов, провел примерно 100 воздушных боев, в которых лично сбил 50 самолетов противника. Летал на истребителях Як-1 (9 сбитых) и P-39 «Аэрокобра» (41 сбитый самолет).

10 лучших советских асов Великой Отечественной войны (часть 2)


Дмитрий Борисович Глинка происходил из обычной шахтерской семьи. Родился на Украине 10 декабря 1917 года. С 1937 года на службе в Красной Армии, в 1939 году окончил лётную школу. В отличие от многих советских летчиков-асов из первой десятки Дмитрий Глинка не прошел школы инструкторов, но до января 1942 года, когда он наконец-то попал на фронт, он нес службу в строевой части и совершил несколько сотен вылетов на истребителе И-16.

Боевое крещение Дмитрия Глинки произошло в Крыму в составе 45-го истребительного авиаполка, который летал на самолетах Як-1. Именно в Крыму он открыл счет своим воздушным победам, сбив бомбардировщик Ju-88. В тяжелых воздушных боях на четырех фронтах (Крымский, Южный, Северо-Кавказский, Закавказский) с 9 января по 19 сентября 1942 года его полк потерял 30 самолетов и 12 летчиков, уничтожив при этом 95 машин противника. Сам Дмитрий за это время успел сбить 6 вражеских самолетов. В мае 1942 года он был подбит и ранен. Очнулся пилот уже на руках у своих пехотинцев, не помня, как он спускался с парашютом. Контузия летчика оказалась такой серьезной, что он провел в различных госпиталях примерно два месяца.

В январе 1943 года полк, в котором служил Дмитрий, перевооружили на «Аэрокобры». 10 марта часть снова была брошена в бой, на этот в раз в сражение на Кубани. Именно здесь полк получил звание гвардейского, став 100-м ГвИАП. В так называемой «Кубанской мясорубке» Дмитрий Глинка проявил себя выдающимся мастером вертикального маневра. Летая на своей «Аэрокобре» с номером 21, он вселял ужас в пилотов противника. В течение нескольких недель к маю 1943 года он сбил уже 21 немецкий самолет, став одним из самых результативных пилотов той битвы. В дальнейшем летчик-ас совершал боевые вылеты до самых последний дней войны. Свою последнюю воздушную победу одержал 18 апреля 1945 года над Берлином, сбив истребитель Fw-190.

10 лучших советских асов Великой Отечественной войны (часть 2)


Дмитрий Борисович Глинка был незаурядным воздушным бойцом и в то же время терпеливым и доброжелательным наставником для молодых пилотов. Его отличала выдумка и педагогический такт. Ученик летчика Герой Советского Союза Григорий Устинович Дольников после войны вспоминал: «Дмитрий своей иронией заменял окрики и внушения, и действовала эта ирония лучше всяких выговоров». Манера ведения летчиком воздушного боя при любых обстоятельствах была атакующей, открытой, без какой-либо маскировки. Воздушные бои проходили с предельными нагрузками для летчика и самолета.
После завершения Великой Отечественной войны Дмитрий Глинка окончил военно-воздушную академию (1951), командовал полком, вышел в запас в 1960 году в звании гвардии полковника. Ушел из жизни 1 марта 1979 года в возрасте 61 года, был похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Александр Иванович Колдунов

Александр Иванович Колдунов — дважды Герой Советского Союза, самый результативный ас из числа воевавших на истребителях «Як». В годы войны совершил 412 боевых вылетов, провел 96 воздушных боев, в которых лично сбил 46 самолетов и 1 в группе. Всю войну летал на истребителях конструкции Яковлева — Як-1, Як-9, Як-3.

Родился 20 сентября 1923 года в небольшой деревне в Смоленской области. В советской авиации сумел пройти большой путь, дослужившись до звания Главного маршала авиации. В армии оказался в 1941 году. В 1943 году успешно окончил Качинскую авиационную школу. Первоначально был распределен в запасной полк, но своей настойчивостью сумел добиться перевода в действующую армию. Хотя на фронт молодой летчик попал только в 1943 году, это не помешало ему стать одним из самых известных советских летчиков-асов.

10 лучших советских асов Великой Отечественной войны (часть 2)


Свою первую победу летчик-истребитель одержал в своем третьем по счету боевом вылете. Произошло это 21 июля 1943 года. Над Северским Донцом Колдунов сбил пикирующий бомбардировщик Ju-87. Эта первая победа стоила его «Яку» 16 пробоин. А еще через несколько дней самолет Колдунова был подбит на взлете «упавшей» из облаков парой «охотников», а сам летчик легко ранен. В этой по-настоящему «нештатной» ситуации 19-летний пилот не растерялся: он выключил двигатель, спланировал и аккуратно посадил свой самолет недалеко от аэродрома. Уже через 2 дня он выписался из госпиталя и снова поднял отремонтированный «Як» в небо.

С осени 1943 года и до конца войны молодой летчик командовал эскадрильей. Наиболее отличился в битве за Днепр, освобождении Правобережной Украины, Ясско-Кишинёвской и Будапештских операциях. Наиболее ярко его талан летчика-истребителя раскрылся в боях 1944 года. Донесения о его победах можно смело класть в основу голливудских триллеров или героических романов, когда не знающий поражений герой идет от одной победы к другой. При этом в данном случае сюжет имел бы под собой твердое историческое основание. Александр Колдунов, уничтоживший практически полсотни немецких самолетов, не потерял при этом ни одной своей машины. Летчик был дважды ранен, возвращался на аэродром на поврежденном самолете, но сбит не был.

Осенью 1944 года Александру Колдунову представилась возможность совершать полеты на новом Як-3. Данный истребитель вышел по-настоящему превосходным. Летчики в него буквально влюблялись. Яковлеву удалось при создании этой боевой машины сохранить все хорошие качества Як-1, добавив новые. Новый истребитель существенно сбавил в весе. Вместо тяжелых деревянных лонжероны крыла стали дюралевыми, что положительно сказалось на прочности и легкости самолета. Улучшились и аэродинамические качества самолета, в частности хвостовое колесо было сделано убирающимися, что позволило снизить лобовое сопротивление и увеличить скорость.

10 лучших советских асов Великой Отечественной войны (часть 2)


Свой последний бой прославленный летчик провел западнее австрийской столицы, недалеко от Санкт-Пальтена. Там он встретился с пятеркой Fw-190, вооруженных бомбами. Самолеты противника шли спокойно, по всей видимости, не ожидая появления советских машин. Колдунов воспользовался этим и внезапно атаковал противника, один из «Фоккеров», не успевший избавиться от бомб, взорвался в воздухе. Расстреляв один самолет противника, советский ас зашел в хвост второму и объятый пламенем вражеский самолет устремился к земле.

После войны Колдунов продолжил службу в ВВС и довольно успешно. В 1951 году он закончил Военно-воздушную академию в Монино. Так началось его поступательное движение по армейской карьерной лестнице. В 1977 году он стал маршалом авиации и возглавил Войска ПВО страны, а в 1984 году Александру Колдунову было присвоено звание Главного маршала авиации. К сожалению, карьера его закончилась на минорной ноте. В 1987 году он был снят с должности из-за полета немецкого пилота Матиасса Руста. Вот так прославленный советский летчик-ас, которого в военные годы не смог сбить ни один немецкий летчик-истребитель, лишился своего поста из-за немецкого летчика-любителя. Скончался в Москве 7 июня 1992 года в возрасте 68 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Николай Михайлович Скоморохов

Николай Михайлович Скоморохов — дважды Герой Советского Союза. В годы войны совершил более 600 боевых вылетов, провел 143 воздушных боя с противником, в которых лично сбил 46 и в составе группы 8 самолетов. Помимо этого, уничтожил 3 бомбардировщика противника на земле. Летал на истребителях ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7.

10 лучших советских асов Великой Отечественной войны (часть 2)


Николай Скоморохов родился в 1920 году в селе Лапоть Саратовской губернии в обычной крестьянской семье. В декабре 1940 года добровольно ушел в Красную Армию, а в марте 1942 года окончил Балтийскую военную авиационную школу пилотов. Начал воевать в декабре 1942 года, а свой личный счет побед открыл в январе 1943 года. В одном из вылетов над горами севернее Лазаревской он обнаружил над линией фронта самолет-разведчик Fw-189, который атаковал сверху. Казалось, что длинная очередь буквально изрешетила «Раму», но когда Николай развернулся, чтобы проследить падение вражеского самолета, то с удивлением заметил, что тот держится в воздухе и даже маневрирует, пытаясь уклониться от очередной атаки. В итоге поединок продлился несколько минут, пока Скоморохову не удалось нацелить свой ЛаГГ-3 в лоб немцу и расстрелять его. Как он тогда подумал, он нашел ключ к будущим победам.

Однако дни шли, количество боевых вылетов росло, а эта «рама» оставалась единственным сбитым самолетом. Поэтому будущий летчик-ас серьезно засел за учебу — начал вникать в физические расчеты и схемы, решил глубже познать теорию стрельбы, что принесло свой успех. Количество воздушных побед стало расти. В боях на Курской дуге Скоморохов в одном бою сбивает два вражеских Ме-109. При этом один из них удалось сбить в критической, смертельно опасной ситуации, когда летчик смог запустить заглохший двигатель и расправился с уже предвкушавшим легкую добычу немцем. В конце августа 1943 года забытому в сержантах Скоморохову наконец-то присвоили офицерское звание — младший лейтенант.

Стоит отметить, что Скоморохову нередко удавалось сбивать несколько самолетов противника в одном бою. Но самый известный свой воздушный бой, аналогов которому не было в истории, капитан Николай Скоморохов провел 16 января 1945 года в Венгрии. В паре со своим ведомым он вылетел на свободную охоту и в районе Таряй северо-западнее Будапешта, летчики встретили сразу три группы транспортных самолетов Ju-52 (16 машин), которые шли в сопровождении 38 истребителей прикрытия Ме-109. Советские летчики в такой ситуации решили атаковать противника — вдвоем против 54 самолетов. В результате этой дерзкой атаки Скоморохов лично сбил 2 истребителя Ме-109 и один транспортный Ju-52, а его ведомый уничтожил еще две машины.

10 лучших советских асов Великой Отечественной войны (часть 2)


Последнюю свою победу советский летчик-ас одержал 25 апреля 1945 года в районе Вены, сбив истребитель Fw-190. Сам же Скоморохов за время войны ни разу не был ранен, его самолет не горел и не был сбит. Характеризуя Николая Скоморохова, командир 31-го истребительного авиационного полка подполковник Г. Д. Онуфриенко писал: «В воздушных боях Скоморохов нетороплив, однако решителен, хладнокровен и расчетлив. Летчик требователен к себе и своим подчиненным. Пользуется исключительным авторитетом среди всего личного состава истребительного полка. В боевой обстановке не знает усталости». Стоит отметить, что знаменитое правило: «истребитель обороняется только нападением» — было законом в его боевых вылетах.

После войны Николай Скоморохов остался на службе в ВВС. Окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, командовал различными частями и соединениями. В 39 лет стал генералом, а в 1981 году ему было присвоено звание маршала авиации, являлся Заслуженным военным летчиком СССР. Его жизненный путь трагически оборвался в автокатастрофе, которая произошла 16 октября 1994 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Виталий Иванович Попков

Виталий Иванович Попков — дважды Герой Советского Союза. В годы войны совершил 475 боевых вылетов, провел 117 воздушных боев, в которых лично сбил 41 самолет противника и еще один в группе. Летал на истребителях ЛаГГ-3 и Ла-5. Факты из биографии этого летчика-аса легли в основу знаменитого фильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики».

10 лучших советских асов Великой Отечественной войны (часть 2)


Виталий Попков стал одним из немногих людей, кому суждено было увидеть памятник себе еще при жизни. Памятник советскому асу был установлен в Москве на Самотеке. Рассказывают, что однажды, когда ветераны войны собрались в сквере у памятника по какому-то юбилейному поводу и разлили по фронтовому 100 грамм, к ним нагрянул постовой. Каково же было его изумление, когда в одном из нарушителей общественного порядка он узнал увековеченного в бронзе известного летчика-аса.

Виталий Попков был коренным москвичом, он родился в Москве 1 мая 1922 года в семье рабочего. В Красную Армию попал в 1940 году. В 1941 году окончил Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов. Стоит отметить, что он прошел все возможные ступеньки летной подготовки: начиная кружком авиамоделистов, потом планерной школой, аэроклубом и, наконец, Чугуевым. Он заканчивал училище в фантастическом выпуске 1941 года, в котором оказалось 59 будущих Героев Советского Союза, среди его однокашников был, к примеру, и советский ас номер один — Иван Кожедуб.

С началом Великой Отечественной войны любимая служба стала для Попкова в тягость и после шестого написанного рапорта, весной 1942 года, когда положение на фронтах стало стремительно ухудшаться, сержанта Попкова отправили на фронт. Он попал в славный 5-й Гвардейский истребительный авиаполк из состава 207-й истребительной авиадивизии на Юго-Западном фронте.

10 лучших советских асов Великой Отечественной войны (часть 2)


Первый свой самолет будущий летчик-ас сбил в июне 1942 года. Запомнив тот бой навсегда. Бой произошел в районе города Холм, Попков поднялся в небо на ЛаГГ-3 и сбил немецкий бомбардировщик Do-217. Началось же все с того, что рвавшегося в бой летчика обвинили в нарушении летной дисциплины. Во время одной из тренировок он с перехлестом поупражнялся на малой высоте. За это Попкова назначили вечным дежурным по кухне. Ему говорили, что бой лихачей не терпит. Однажды, ранним июньским утром над их аэродромом появилась пара «Дорнье-217» и два Ме-109 прикрытия. Они начали утюжить аэродром, и тогда Попков решил взлететь им навстречу. В самолет он заскочил прямо в фартуке, в котором чистил картошку. Один бомбардировщик ему удалось сбить с первого же захода, немцам это, видимо, не сильно понравилось и они ушли. После этого боя Попкову открыли дорогу в небо.

Всю войну он прошел с тем же азартом и решимостью. В среде фронтовых летчиков его называли «асом высшего класса», «рыцарем воздуха», «неуловимым», подчеркивая его боевой азарт, бесстрашие, мастерство пилота, которые отличали этого бойцы. Он всегда стремился находиться на острие атаки. В полку именно на счету Попкова было наибольшее количество сбитых самолетов врага. При этом он старался не возвращаться из полета «с пустыми руками». Если воздушных встреч с противником не случалось, снаряды посылались по наземным целям.

Послей окончания войны он продолжил службу в ВВС. В 1951 году Виталий Попков окончил Военно-воздушную академию, а в 1964 году — Военную академию Генштаба. В 1968 году прославленному летчику было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации. С 1980 года он занимался преподавательской работой в Военно-воздушной инженерной академии. Виталий Иванович Попков ушел из жизни 6 февраля 2010 года в возрасте 87 лет. Был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

По материалам из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. V.P. 5 июня 2015 06:23
    Так "Кузнечика" Быков списал с Попкова, значит ?
    1. Сахалинец 5 июня 2015 07:15
      Абсолютно верно, гвардии Кузнечик это именно Попков.
      1. mroy 5 июня 2015 15:21
        И гвардии капитан Титаренко, Маэстро, это тоже Виталий Попков. Вот такая богатая биография у человека - аж два киногероя получилось.
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
    4. Firstvanguard 5 июня 2015 07:35
      Так "Кузнечика" Быков списал с Попкова, значит ?

      Это собирательный образ, но Попков один из главных прототипов.
      1. enot73 5 июня 2015 08:36
        Немного об одном из " оппонетов " Попкова и других наших лётчиков , пилоте из JG 52 ( а Виталий Иванович отмечал , что его полк сталкивался в боях с этим " ягдгшвадером " ) , " лучшем асе Германии " такой вот перепост
        :Хартман был еще тем трусом.Воздушных боев он практически не вел.
        Когда его отправили на перехват Б-17 он труханул нападать на бомбардировщики с турелями и атаковал мустанги.
        Когда он в следующий раз встретился с мустангами, предпочел выпрыгнуть из исправного самолета с парашютом.
        А на допросе в суде потом признавался, что когда в небе был Покрышкин, предпочитал всячески избегать встречи с ним.
        На ме-262 опять же отказался летать, а то мало ли - помрет, пока будет летать на ненадежном реактиве или атаковать американские бомбардировщики.
        В общем, воин и охотник - это разные вещи. И если Хартман хорошо охотился, это не значит, что он хорошо воевал.

        Подозреваю , возможно , в том , что " белокурый рыцарь " был неоднократно сбит , есть заслуга Попкова и его однополчан .
      2. Иван_Зорькин 5 июня 2015 15:50
        Не собирательный.
        Большинство эпизодов взято с книги Сергея Даниловича Луганского "Небо остается чистым".
        http://airaces.narod.ru/winter/lugansky.htm
        Оставшиеся - с Покрышкина и Кожедуба.

        При всем уважении к В И Попкову, как летчику-истребителю (дважды Героя Советского Союза за просто так не дают),он не является прототипом героев фильма.
      3. Комментарий был удален.
      4. Комментарий был удален.
    5. Комментарий был удален.
  2. V.ic 5 июня 2015 07:56
    Замечательные люди! Жалко, что нет больше фильмов калибра "Хроника пикирующего бомбардировщика" и "В бой идут одни старики"... Да наверное и не будет... Олигархам ГЕРОИ не нужны.
  3. Майнер 5 июня 2015 07:57
    Ворожейкин - первый и самый запоминающийся советский лётчик, с творчеством и боевым путем которого я познакомился. Собственно моя любовь к авиации и как следствие, к военной службе на благо Отчизне, началась с прочтения его мемуаров.

    Отсюда, думаю понятно, почему своего сына я решил назвать Арсением...


    "До начала Великой Отечественной войны Арсений Ворожейкин успел принять участие в зимней войне с Финляндией. Начало войны будущий летчик-ас"

    К тому времени Ворожейкин уже был асом. В том смысле, что имел соответствующее количество побед.

    Понятное дело, что статья по понятным причинам ограничена объёмом, но с Арсением Васильичем (Арсеном) как звали его однополчане, всякое бывало. Скажем сойдясь в степях Монголии со сбитым японским лётчиком, Ворожейкин убил самурая в рукопашной схватке голыми руками, по ходу боя оторвав тому своими зубами палец на руке.

    Да и отношения с начальством у Ворожейкина были что называется "те ещё". Сколько люлей за это получил...

    Если об исключении из Партии и практически отдаче под трибунал Покрышкина было сказано в прошлой статье, то о практически аналогичных, очень серьёзных проблемах с "законом" Ворожейкина ничего сказано не было, как ничего не сказано об истории готовящейся расправы с Попковым инициированной лично маршалом Жуковым...

    Я сам слышал видел интервью Попкова о том, как после войны он напомнил Жукову тот эпизод, на что маршал вздохнув сказал: "Ну а что ты хотел? время было такое, фронт надо было остановить ЛЮБОЙ ценой..."


    Такие были времена.

    Грань между героем и подследственным военного трибунала со всеми вытекающими из этого последствиями была отнюдь не широкой...


    Но как бы то ни было - вечная память нашим Героям!
  4. lwxx 5 июня 2015 08:39
    Дмитрий Борисович Глинка — дважды Герой Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны совершил около 300 боевых вылетов, провел примерно 100 воздушных боев, в которых лично сбил 50 самолетов противника. С такими показателями это один из самых результативных летчиков, если не лучший. Да были люди, спасибо им.
    1. Александр72 5 июня 2015 19:37
      Дмитрий Борисович Глинка родился 12 декабря 1917 года в семье рабочего, в селе Александров Дар, ныне поселок Рахмановка Днепропетровской области. Окончил начальную среднюю школу. В Красной Армии с 1937 года. Окончил Качинскую военную школу пилотов в 1939 году.
      На фронтах Великой Отечественной войны с января 1942 года. Боевое крещение получил в Крыму. В первом же вылете сбил 3 вражеских бомбардировщика, но и сам был подбит. Очнулся Дмитрий на руках пехотинцев, не помня, как спускался с парашютом. Контузия оказалась настолько серьезной, что врачи наотрез запретили ему летать. Но Дмитрий вернулся в полк, и бывали дни, когда он совершал по 4-5 боевых вылетов. Вскоре он стал первым асом в полку, ему поручили водить в бой большие группы истребителей.
      Особенно отличился в боях на Кубани, где проявил себя выдающимся мастером вертикального маневра. Помошник командира воздушно-стрелковой службы 45-го ИАП (216-я СМПД, 4-я ВА, Северо-Кавказский фронт), Старший лейтенант Дмитрий Глинка к Апрелю 1943 года совершил 146 боевых вылетов и сбил 15 самолетов противника. 24 апреля ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Продолжая вести успешные бои, уже к маю 1943 года он имел на счету 21 личную победу.
      Помошник командира по воздушно-стрелковой службе 100-го ГвИАП (9-я ГвИАД, 4-я ВА), капитан Дмитрий Глинка к августу 1943 года совершил 183 боевых вылета, провел 62 воздушных боя и лично сбил 29 самолетов противника. 24 августа он был награжден второй медалью "Золотая Звезда".
      Дмитрий Глинка продолжал много летать и одерживать победы. Так, в конце мая 1944 года, в одном из боев группы Ивана Бабака с пятью девятками Ju.87 и прикрывающими их истребителями, Дмитрий сбил сразу три самолета. Всего же, за неделю напряженных боев под Яссами, он одержал 6 побед.
      В июле 1944 года вылетев на транспортном Ли-2 в составе пяти летчиков 100-го ИАП за отремонтированными самолетами, Дмитрий едва не погиб в авиакатастрофе. Прибыв на аэродром за несколько минут до вылета, Глинка и его спутники расположились на самолетных чехлах в хвосте Ли-2 (все места в салоне были уже заняты). Во время полета самолет зацепил за вершину Кремецкой горы, закрытой облаками. Погибли все члены экипажа с пассажирами. Осталась в живых лишь пятерка Глинки, которых спасло то, что они расположились в хвосте машины. Все получили тяжелые ушибы и ранения. Особенно пострадал Дмитрий. Он несколько дней находился без сознания и лечился почти 2 месяца.
      После выздоровления Дмитрий Глинка продолжил боевую деятельность и одержал еще много побед. К концу войны он совершил около 300 боевых вылетов, провел более 90 воздушных боев в которых лично сбил 50 самолетов противника (в некоторых источниках указывается еще 6 групповых побед, но точных данных пока нет).
      После окончания войны командовал полком. В 1951 году окончил Военно-Воздушную Академию. Был заместителем командира истребительной авиадивизии. С 1960 года полковник Глинка - в запасе. Жил в Москве, работал в гражданской авиации. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Награжден Орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й Степени, Красной Звезды (дважды). Умер 1 Марта 1979 года. Бронзовый бюст установлен в Кривом Роге. Его имя присвоено улице в городе Брянка Ворошиловградской области.
      Честь имею
  5. РусланНН 5 июня 2015 09:24
    Наши, советские люди. Горжусь ими.
  6. Chukcha 5 июня 2015 12:39
    Первая моя книга "про летчиков", как раз была книга Ворожейкина "Две звезды". Хорошая статья. Но у нас были не только истребители, а и штурмовики и "бомберы". У них тоже были героические пилоты. При них что-нибудь будет?
    1. Sergelis 5 июня 2015 19:46
      Есть очень неплохие мемуары Мусы Гареева - это ИЛ-2.
      Да и о генерал-майоре И.С.Полбине не мало написано. (Это Пе-2).
  7. bocsman 5 июня 2015 15:25
    Ребята читайте сайт "Я помню"
  8. Комментарий был удален.
  9. Sergelis 5 июня 2015 19:30
    А что за орден у Ворожейкина? Почетного легиона?
    А комэск титаренко и поющая эскадрилья - это Луганский.
    По братьям Глинка неоднозначно. Покрышкина в своих мемуарах, не персонифицируя, писал - летчик отличный, командир никакой. Ради лишнего сбитого терял управление боем.
    1. Александр72 5 июня 2015 19:50
      Дважды Герой Советского Союза Ворожейкин Арсений Васильевич помимо этого был награжден Орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (четыре), Суворова 3-й Степени, Александра Невского, Отечественной Войны 1-й Степени, Красной Звезды (дважды) и американским "Крестом за боевые заслуги".
      1. Sergelis 5 июня 2015 19:54
        То есть на фото американский "крест за боевые заслуги"?
        Любая боевая награда вызывает уважение, даже если это награда нашего "партнера"
  10. akm8226 5 июня 2015 19:37
    Какие красивые МУЖЧИНЫ!
  11. CokeJI 5 июня 2015 21:57
    как минимум в первой тройке должен быть Нельсон Степанян. Пацчиму только истребители в списке? ведь основную работу делали как раз штурмовики, и кстати самую опасную
  12. ABM 5 июня 2015 23:43
    Цитата: CokeJI
    как минимум в первой тройке должен быть Нельсон Степанян. Пацчиму только истребители в списке? ведь основную работу делали как раз штурмовики, и кстати самую опасную


    так список не 10 лучших летчиков, а 10 лучших асов...
    ABM
    1. CokeJI 6 июня 2015 09:47
      тоесть штурмовик не может быть асом?
  13. JääKorppi 18 июня 2015 12:01
    Вот про таких героев надо вдалбливать молодому поколению! А не Солженицина с Рыбаковым читать!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня