«Будем расхлебывать годами»

10
«Будем расхлебывать годами»

Президент ОАО «ОСК» Роман Троценко рассказал, чем обернется затягивание подписания контрактов Министерством обороны.
«В ОСК мы справимся с этой проблемой и перепрофилируем наши предприятия, в том числе и на гражданскую продукцию», – рассказал газете ВЗГЛЯД президент ОАО «ОСК» Роман Троценко, отвечая на вопрос о том, как повлияет на военное судостроение срыв контрактов Министерством обороны.

Министерство обороны подтвердило, что часть контрактов в рамках гособоронзаказа на 2011 год до сих пор не подписана. Под ударом оказались контракты «Объединенной судостроительной корпорации». В частности, речь идет о заказах на строительство атомных подводных лодок типа «Борей» (проект 955) и «Ясень» (проект 885). Причем большая часть денег на производство была уже потрачена. Неподписанными остаются контракты на десятки миллиардов рублей.

Однако под угрозой находятся не только поставки в срок новейших вооружений российской армии, но и будущее военного судостроения. Компании, работающие над военными заказами, уже находятся на грани банкротства. Сложившаяся ситуация может сыграть злую шутку со всем оборонно-промышленным комплексом.

О том, что предпримет ОСК в случае, если Минобороны не подпишет контракты, газете ВЗГЛЯД рассказал президент ОАО «ОСК» Роман Троценко.

ВЗГЛЯД: Минобороны до сих пор не подписало ряд контрактов на 2011 год с ОСК. Как идет процесс обсуждения вопроса цены? Насколько тупиковая ситуация?

Роман Троценко: Большинство контрактов с Министерством обороны мы подписали. Неподписанными остаются самые сложные и самые объемные по деньгам контракты на строительство атомных подводных лодок.
Суть проблемы состоит в том, что мы не можем менять поставщиков, поскольку контракт уже включает требование Минобороны по составу системы вооружения. Другими словами, мы имеем облик корабля с уже законтрактованными поставщиками. Сами поставщики устанавливают цены на свою продукцию. Когда мы получаем пожелания субподрядчиков первого и второго уровней, то понимаем, что объем судостроительных работ в стоимости заказов составляет всего лишь 30–35%. Причем наша рентабельность составляет 6–7% от общей стоимости контракта.
Минобороны просит нас снизить цену контракта на 30%, но мы физически не можем пойти на это, поскольку это означает, что мы обязаны выполнить заказ с рентабельностью минус 24% от стоимости контракта.

ВЗГЛЯД: Какие вы видите выходы из этой ситуации?

Р.Т.: Решение данного вопроса может быть только в двух плоскостях. Во-первых, если Минобороны выбрало субподрядчиков, то пусть оно самостоятельно их и воспитывает, снижает цены в два раза, либо соглашается на ту цену, которую указали субподрядчики. Есть второе решение – Минобороны может поручить нам, как профессионалам, построить корабль с заданными тактико-техническими характеристиками и с нашим правом поменять любого субподрядчика. В этом случае мы сами будем формировать цену и облик корабля. У нас появилась бы возможность менять подрядчиков в случае завышения цен.

ВЗГЛЯД: На сегодняшний день о какой сумме идет речь? На какую стоимость не подписаны контракты?

Р.Т.: Речь идет о большой сумме.

ВЗГЛЯД: Как вообще срыв контрактов повлияет на отрасль военного судостроения?

Р.Т.: Если говорить об экономической ситуации в ОПК, то это рождает колоссальные проблемы внутри судостроительного комплекса. Посмотрите, сейчас у нас середина октября. Контракты уже 9,5 месяцев не подписываются. Это приводит к тому, что масса субподрядчиков второго уровня уходят из отрасли, они переключатся на другую продукцию. Когда мы начнем в будущем обращаться к подрядчикам за какой-нибудь запорной арматурой, выяснится, что они ее уже не производят. То есть это приводит к существенным последствиям для устойчивости отрасли, часть из которых мы будем потом расхлебывать годами.

ВЗГЛЯД: Ранее говорилось о том, что некоторые заводы ОСК могут закрыться из-за срывов контрактов Министерством обороны. Насколько критична ситуация?

Р.Т.: У меня есть такое ощущение, что будет перепрофилировано около 50–60 предприятий субподрядчиков первого и второго уровней. В ОСК мы справимся с этой проблемой и перепрофилируем наши предприятия, в том числе и на гражданскую продукцию. Но мы видим, что для многих средних машиностроительных предприятий это будет катастрофа.

ВЗГЛЯД: Обсуждаются ли контракты на 2012 год?

Р.Т.: Эту тему мы даже не трогали. Пока даже не приступали к обсуждению с Минобороны.

ВЗГЛЯД: Для ОСК сейчас одним из успешных направлений в сфере гражданского судостроения является строительство нефтедобывающих платформ для Арктического шельфа. Недавно была пущена в эксплуатацию платформа «Приразломная». Во сколько обошлось строительство этой платформы заказчику?

Р.Т.: Платформа «Приразломная» обошлась заказчику в общей сложности в 62 млрд рублей. Но это не все деньги судостроителей. Она включает и затраты на оборудование, транспортировку, подготовку площадки месторождения на месте. Платформа входит в десятку самых крупных платформ мира и является одной из самых северных установленных платформ в мире. То есть установка этой платформы считается знаковым событием в мире.

ВЗГЛЯД: Ожидаются ли подобные заказы в будущем?

Р.Т.: Мы ожидаем самое крупное событие в шельфовых проектах в России – это принятие инвестиционного решения по Штокману. Штокман предусматривает строительство четырех крупных добычных судов. Для нас это будет самый серьезный проект в области шельфовой техники.

ВЗГЛЯД: «Приразломная» строилась 16 лет, а сколько тогда будут строиться подобные суда?

Р.Т.: Есть такая шутка: «Вы делаете вид, что вы нам платите, а мы делаем вид, что мы строим». Если платить по 2% в год, то даже школьник может подсчитать, что потребуется 50 лет на строительство судна. Газпром активно финансировал строительство платформы последние три года. Активно работы велись последние 2,5 года. Над платформой постоянно работали до 4 тысяч человек. Вообще такие платформы строятся 4 года по контракту.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Sergh
    +2
    14 октября 2011 12:13
    Сразу видно, умный, деловой мужик, коротко и ясно.
    Где-то с пол-года назад, может чуть больше, слышал такую байку, не знаю, правда-нет. Ну, типа Макарову подают на подпись с установленными ценами по ГОЗ N-ые позиции военной техники, так он карандашом вычёркивая установленные цены, пишет сверху свои, совершенно ни у кого не спрашивая, ни с кем ни советуясь, от балды, короче и приказывает: переписать всё по новой с новыми ценами...
    1. +17
      14 октября 2011 12:21
      Ещё байка, уже про министра нашего Докладывют ему некий документ, он читает, читает и вдруг спрашивает: - а причём здесь Би-Би-Си? Ему отвечают: - это не Би-Би-Си, товарищ министр, это Военно-Воздушные Силы.
      1. Alex63
        +3
        14 октября 2011 16:02
        Неужели Медведев и Путин не видят,что Сердюков разваливает армию?Или каждодневное развешивание им на уши лапши многочисленными советниками и помощниками вконец оторвало их от реальности.
        1. -2
          14 октября 2011 16:32
          в конце концов Сердюков норм. пацан пусть делает что хочет-дешевле потом будет прокормить чужую армию(налогоплательщики ничего непочувствуют,им будет не до этого)
          1. +2
            14 октября 2011 17:02
            экую вы батенька ересь написали.
          2. kesa1111
            +6
            14 октября 2011 17:27
            сердюк дешевый фраер, до пацана ему как до луны раком.
            1. +3
              14 октября 2011 17:57
              До луны ему не далеко.После нового года собрал нас курирующий батюшка и провел беседу.Так вот,для информации, слово пацан произошло от древнееврейского поц ,так называли маленьких свежих обрезанцев,бегающих с голыми ,заживающими писюнами.Для меня было откровением.Так что,уважаемые, "пацан" употребляйте осмотрительно.
  2. ироня
    -5
    14 октября 2011 12:18
    Ой, твою же мать! Трясёт от Сердюкова меня. Если всё.что пишется правда и МО сознательно топит ВПК, то ... то... Не дай Бог революция! Точно знаю, кому придётся вспоминать про Керенского. angry
    1. +2
      14 октября 2011 13:09
      Ироня, зря бузишь народ на революцию! Не будет её в обозримом будущем. Не мечтай помахать КЫНДЖЯЛОМ ! А интервью может быть и на чисто корпоративной волне дано. Все люди, все человеки - кушать всем хочется. Очень хочется верить, что это именно такой случай и положение выправят.
  3. +2
    14 октября 2011 13:15
    Да сейчас везде поголовно цену взвинчивают до 200%,потом идет утряска ,усушка и потихонько опускаются до нормальной цены,даже иностранные компании с-ки уже научились этому.Давно надо отменить систему тендеров,а то выигрывает тот у кого даже производства нет,и он за % отдает свои обьемы,цены растут,зарплата мизер...
  4. zczczc
    +5
    14 октября 2011 14:36
    Наше правительство впервые так явно столкнулось с детищем, которое само и взрастило - с капитализмом. И полной неуправляемостью ничем - все говорят "просто дай денег". И каждый раз всё больше. А потому что правила игры такие.

    И теперь они хотят в этом море вакханалии сделать островок с высокой управляемостью. Наивные - управляемость начинается не с персональной ответственности (что, конечно, в ОПК нужно), а с понятными народу и ПРИНЯТЫМИ народом ЦЕЛЯМИ развития. А цель-то одна - как можно больше вывезти из России, и как можно дальше водить за нос народ.

    Ещё бы тут управляемость! Тело (страна) сопротивляется мозгу (власти), который требует совершить самоубийство.
    1. +1
      14 октября 2011 15:46
      Олег при всем моем к Вам уважении,
      Цитата: zczczc
      Наше правительство впервые так явно столкнулось с детищем, которое само и взрастило - с капитализмом.


      Никто ничего не выращивал вообще и в принципе, просто присвоили и растащили, а что дальше с эти делать, кроме трубы ессесно, никто и не знает,поэтому все так дико и запущено
  5. тюменец
    +2
    14 октября 2011 21:27
    Платформа «Приразломная» обошлась заказчику в общей сложности в 62 млрд рублей

    А откуда берутся такие суммы?
    У меня товарищ работает в компании по обслуживанию и обустройству буровых (дороги,жильё для нефтяников, техника, нефтеперегонное оборудование и т.д.)
    Так вот: за деталь для *Либхерра*, сломанную где-то в тайге, заказчик получил счёт на 540 000руб. Но получил - точно такую-же, но сделанную на нашем местном заводе по оригинальным чертежам за 19 000руб. Вот так.
    1. +2
      15 октября 2011 00:29
      Охотно верю
  6. mind1954
    +1
    16 октября 2011 06:15
    Что Вы от них хотите ? Я впервые от Путина услышал термин
    обрабатывающая промышленность, только, когда он стал
    премьер-министром, да и то не сразу ! Толпа юристов !

    Один ЮРИСТ в 1917 году собирал специалистов, чтобы поля
    заполнить тракторами, а страну залить электричеством.

    А эта толпа 20 лет только тем и занимается, что разгоняет
    специалистов везде, где только может их найти !