Просто цуба (часть 1)

24
«… Воинские доспехи и снаряжение, отличающиеся показным великолепием, считаются свидетельством слабости и неуверенности их обладателя. Они позволяют заглянуть в сердце того, кто их носит»
Ямамото Цунэтомо. «Хагакурэ» - «Сокрытое под листьями» - наставление для самураев (1716).

Любой рассказ о японских доспехах, а уж об оружии тем более, не может быть полным без того, чтобы не рассмотреть и знаменитый японский меч. Ну как же, ведь это «душа самурая», и как же в таком важном деле без «души»? Но так как про японские мечи в свое время не писал разве что ленивый, то… приходится искать «новизну» и поиски этой самой «новизны» затягиваются. Однако, есть в японском мече такая деталь как цуба и вот она-то тоже, оказывается, может немало рассказать тому, кто ее изучает. И эта деталь еще интересна тем, что она могла быть богато украшена, иметь разную форму и размеры, так что простор для ее изучения открывается просто необъятный. Итак, рассказ наш пойдет о цубе* или гарде для таких видов японского холодного оружия, как тати, катана, вакидзаси, танто или нагината. Причем все эти разновидности между собой тем похожи, что имеют рубяще-колющий клинок и рукоятку, как раз и отделенную от последнего такой деталью, как цуба.



Начнем с того, что назвать цубу гардой можно лишь условно, исходя опять-таки из нашей, европейской традиции и наших взглядов на холодное оружие. В Японии, где всё всегда было не так, как в Европе, гардой цуба не считалась! Правда у древних мечей европейцев гарда как таковая тоже отсутствовала. Так – небольшой упор для сжатой в кулак руки и не более, будь то меч из Микен, колющий римский гладиус или длинный рубящий меч сарматского всадника. Только в средние века у мечей появились перекрестия, защищавшие пальцы воина от удара о щит врага. С XVI века начали применяться гарды в форме корзины или чаши, а также сложные гарды, защищавшие кисть со всех сторон, хотя щитов в Европе в это время уже и не применяли. Дужку-гарду на саблях все видели? Вот это именно она самая и есть, так что подробнее ее здесь можно и не рассматривать. Понятно и то, каким образом она защищала руку своего обладателя. А вот цуба японского меча предназначалась совсем для иной цели.


Пара мечей катана и вакидзаси на подставке.


А дело все в том, что в японском фехтовании удары клинка о клинок были в принципе невозможны. То, что демонстрируется нам в кино – не более чем фантазии режиссеров, которым требуется «экшен». Ведь меч катана делался из стали очень высокой твердости, и закаленное острие у него было довольно хрупким, как бы ни старался кузнец сочетать в одном клинке и твердые, и вязкие слои металла. Стоимость же его могла достигать (и достигала!) в зависимости от качества очень большой величины, поэтому самураи, обладатели таких вот мечей берегли их как зеницу ока. Но и катаны, что ковались деревенскими кузнецами, и катаны, что по заказам знати делали самые известные мастера, при ударе клинок о клинок имели очень большие шансы разлететься на куски, а уж выщербиться обязательно. Ну как если бы вы стали фехтовать опасными бритвами ваших дедушек! Блоки вражеского клинка не предусматривались ни своим клинком, ни цубой. Но цуба, кроме декоративных функций, все-таки имела практическое предназначение, так как служила… упором для кисти руки в момент колющего удара. Кстати, это и еще ряд других причин и обусловили в кэндо (японском искусстве фехтования) большое количество именно колющих выпадов, которые, однако, кинорежиссеры нам почему-то не показывают! Тяжелым европейским мечом с узкой гардой такой выпад сделать было намного сложнее, поэтому-то ими в основном и рубили. Хотя, да, цуба могла вполне защитить от случайного удара. Другое дело, что непосредственно для этого она просто не предназначалась!

Во время поединка воины могли на уровне цубы упираться клинком в клинок и давить ими друг на друга, чтобы выиграть выгодное положение для последующего удара. Для этого даже термин особый придумали – цубадзериай, что буквально значит «давить цубой друг на друга», и это положение встречается в кендо довольно часто. Но даже и при таком положении сражающихся ударов клинком о клинок ожидать не приходится. Сегодня, как память о прошлом, это слово имеет значение «быть в жестоком соперничестве». Ну, а в исторические периоды Муромати (1333 – 1573) и Момояма (1573 – 1603) цуба имела функциональное, а отнюдь не декоративное значение, и для ее изготовления брали самые простые материалы, и внешний вид у нее был столь же незамысловатым. В период Эдо (1603 – 1868), при наступлении в Японии эпохи многолетнего мира, цубы стали настоящими произведениями искусства, а в качестве материалов для нее стали использовать золото, серебро и их сплавы. Железо, медь и латунь тоже применяли, а иногда даже кость и дерево.


У меча с оправой из кости цуба тоже была костяная!


Японские мастера достигли такого уровня мастерства, что делали разноцветные сплавы, не уступавшие по своей яркости и красоте самоцветам самой разнообразной гаммы цветов и оттенков. Среди них был и иссиня-черный цвет сплава сякудо (медь с золотом в отношении 30% меди и 70% золота), и красновато-коричневый кобан, и даже «голубое золото» – ао-кин. Хотя для самых старых экземпляров было характерно обычное железо.

Просто цуба (часть 1)

Карп – символ долголетия. Вес 184,3 г. Серебро, медь. (Метрополитен-музей, США)


Среди других, так называемых «мягких металлов», можно назвать такие, как: гин – серебро; суака или акаганэ – медь без каких-либо примесей; синтю – латунь; ямаганэ – бронза; сибуити – медно-золотой сплав с одной четвертой частью серебра («си-бу-ити» как раз и означает «одна четвертая»); по цвету близкий к серебру; рогин – сплав меди с серебром (50% меди, 70 % серебра); караканэ – «китайский металл», сплав из 20 % олова и свинца с медью (один из вариантов бронзы темно-зеленого оттенка); сэнтоку – ещё один вариант латуни; самбо гин – сплав меди с 33 % серебра; сиромэ и савари – твердые и белесые сплавы меди, которые темнели от времени и потому особо ценились именно за это качество.


Полихромная цуба из сплавов сентоку, сякудо, сибуити. Вес 164,2 г. (Метрополитен-музей, США)


А вот ни драгоценные камни, ни жемчуг, ни кораллы в качестве украшения цуб практически не использовалась, хотя природа все это могла бы дать японцам в изобилии. Ведь жемчуг, например, использовался в оформлении индийского оружия, причем не только рукоятей или ножен, но даже и самих клинков. Соответственно, турецкое оружие часто без меры украшали кораллы, которые могли покрывать рукоятку сабли или ятагана едва ли не целиком, а уж о таких камнях, как бирюза и рубины можно было бы и не говорить. Все знают, что одним из признаков эпохи Великого переселения народов стало украшение рукоятей и ножен мечей тех же франкских королей и скандинавских конунгов золотом и драгоценными камнями. Очень популярной была и перегородчатая эмаль, вот только вся эта поистине варварская пышность и подчас явная аляповатость, свойственная также и турецкому оружию, обошла стороной работу японских оружейников.


Очень редкая цуба. Медь, перламутр. Вес 85 г. 1615 – 1868 г. (Метрополитен-музей, США)


Правда, отличительной чертой, присущей времени правления третьего сёгуна Токугава Иэмицу (1623 – 1651), стали цуба и другие детали меча, сделанные из золота. Они были популярны среди даймё – японской высшей знати, вплоть до эдикта 1830 года, направленного на борьбу с роскошью. Однако его обходили, покрывая то же золото обычным черным лаком.


Темой этой цубы стали четыре зонта. Вес 90,7 г. (Метрополитен-музей, США)


Но не материал чаще всего составлял основу для творчества цубако (кузнеца цуб), а литературные произведения, окружающая их природа, сцены из городской жизни. От их пристального внимания не ускользало ничего - ни стрекоза на листе кувшинки, ни строгий профиль горы Фудзи. Все это могло стать основой сюжета для декорирования цубы, которые, как и мечи, всякий раз выделывались по индивидуальному заказу. В итоге искусство изготовления цубы превратилось в национальную художественную традицию, пережившую века, а мастерство их изготовления сделалось ремеслом, передававшимся мастером по наследству. Кроме того, развитию этого искусства как это бывает очень часто, помогало такое явление, как мода. Она менялась, старые цубы заменялись новыми, то есть без работы мастера по изготовлению цуб (цубако) не сидели!


Цуба. Медь, серебро, золото. 1825 г. (Метрополитен-музей, США)


Размеры у всех цуб были разными, но все-таки можно сказать, что в среднем диаметр цубы у катаны примерно составлял 7,5-8 см, у вакидзаси – 6,2-6,6 см, у танто – 4,5-6 см. Чаще всего встречался диаметр 6-8 см, толщина 4-5 мм и вес около 100 граммов. В центре располагалось отверстие накаго-ана для хвостовика меча, а рядом еще два отверстия по бокам для таких принадлежностей, как кодзука и когаи**. Бусидо порицал самурая за ношение колец, серег и других украшений. Но самураи нашли выход из положения в украшении ножен и цубы. Так они без формального нарушения своего кодекса могли показать окружающим и свой изысканный вкус, и немалое богатство.

Основные элементы цубы имели следующие названия:
1. дзи (собственно плоскость цубы)
2. сеппадаи (площадка, соответствующая профилю ножен и рукояти)
3. накаго-ана (клинообразное отверстие для хвостовой части меча)
4. хицу-ана (отверстия для ножа ко-гатана и шпилек когаи)
5. мими (окантовка краев у цубы)


Цуба, которую можно было бы назвать «Двуликий Янус». Вес 320 г. Толщина 2,2 см. Аверс. (Метрополитен-музей, США)



Та же цуба – реверс.


Наиболее популярной формой цубы был диск (мару-гата). Но фантазия японских мастеров была поистине безграничной, поэтому можно увидеть и цубы как строгих геометрических форм, так и в виде листа дерева или даже иероглифа. Были известны цубы в виде овала (нагамару-гата), четырехугольника (каку-гата), четырехлепестковые (аои-гата), восьмигранника и т.д.


Совершенно бесформенная цуба XVIII в. Железо, золото. (Метрополитен-музей, США)



Вроде бы это утки, а так – кто знает. Цуба XVIII в. Вес 73,7 г. Железо, медь. (Метрополитен-музей, США)


Причем уже сама форма цубы с прорезанным на ней орнаментом или изображением могла представлять собой и ее главный декоративный элемент, хотя в период Эдо именно ее поверхность (как внешняя, так и внутренняя) чаще всего становилась полем работы для ее мастера.


Чем не древнее, тем – проще! XIV в. Железо, медь. Вес 155,9 г. (Метрополитен-музей, США)


Обычно декорировались обе стороны цубы, но лицевая сторона была главной. Вот только и здесь у японцев было все наоборот, так как лицевой стороной считалась та, что была обращена к рукояти! Почему? Да потому, что мечи носили заткнутыми за пояс, и только в этом случае постороннему человеку можно было увидеть всю ее красоту! Сторона, обращенная к клинку, могла продолжать сюжет лицевой стороны, но посмотреть на нее можно было лишь с позволения хозяина меча, которому, чтобы ее показать, нужно было достать меч из-за пояса или извлечь клинок из ножен.


Цуба с прорезью в виде цветка павлонии. XVIII в. Вес 116.2 г. (Метрополитен-музей, США)


*Напоминаем, что в японском языке нет склонений, однако в некоторых случаях к ним приходится прибегать и изменять японские слова, следуя нормам русского языка.
** Кодзука – рукоять ножика ко-гатана, который вкладывался в специальную емкость в ножнах короткого меча вакидзаси. Длина его обычно составляла 10 см. Это изысканное украшение меча, на котором часто изображались хризантемы, цветущие деревья, животные и даже целые сюжеты. Когаи располагались на лицевой стороне ножен и представляли иглу или шпильку. Характерными деталями когаи является расширение к вершине и изящная ложечка на конце рукояти для прочистки ушей. Украшались они точно так же, как и кодзука.


Автор выражает свою признательность компании «Антиквариат Японии» (http://antikvariat-japan.ru/) за информационную поддержку и предоставленные фотографии.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    9 июня 2015 07:36
    Большое количество самурайских мечей находится в США. После войны американские военные конфисковывали мечи у японцев, описывали и складировали. А потом эти мечи оказывались в США. Американцы просто прихватывали мечи с собой, когда ехали домой. В Америке потом эти мечи продавались.
    1. +1
      9 июня 2015 19:12
      Кому война,а кому и мать родна.
      1. +1
        9 июня 2015 23:21
        [quote=cth;fyn]Кому война,а кому и мать родна.америкосам всегда мать родная!!!
  2. +2
    9 июня 2015 10:20
    Они не просто их прихватывали. Был целый официальный порядок вручения и владения (достаточно формальный и простой) трофейным оружием солдатами возвращавшимся в США как из Японии так и из Европы. Что то по принципу -На мальчик игрушку, ты заслужил!
  3. +2
    9 июня 2015 11:35
    Вячеслав Олегович, добрый день!
    Замечательная статья, как всегда!), спасибо
    позволю себе не согласится с Вами по поводу "ударов клинком о клинок" и блокировании.
    Это все-таки имело место, что находит свое отражение в технике йайдо и до сих пор, многие формы содержат в себе блоки и отбивы клинком ( укэнагаси как пример- http://www.youtube.com/watch?v=Y2N_z670wIY
    http://www.youtube.com/watch?v=i7svwoxIPHI
    ), единственно блокируют не лезвием, а плоскостью клинка
    1. 0
      9 июня 2015 15:29
      Вы знаете, в отбивах-то я и не специалист. То, что написано я ведь не придумал. Это взято частью у Курэ, частью в других источниках.Насчет блокирования плоскостью... Знал я об этом, читал, что применялся этот прием не только у самураев, но и в Европе. Но не стал писать, потому как все-таки не про то речь.Конечно, в горячке боя чего не было, но это все же не так типично, как всякого рода уклонения. Опять же пишу об этом со слов того же Стивена Тёрнбулла.Историография, а именно ей я занимаюсь, имеет как наука и свои плюсы и свои минусы.
      1. 0
        9 июня 2015 15:56
        Уважаемый автор hi Посоветуйте литературу почитать по истории Японии, но как бы сказать подоступнее. Заранее благодарен.
        1. +2
          10 июня 2015 08:29
          Прежде всего книгу Мацуо Курэ - она есть в Сети. Затем Стив Тернбулл "Самураи.Военная история Японии" (Эксмо). Но... у этого автора есть чисто британская особенность изложения - отсутствие академизма. Например, в подписи под рисунком не указывается кто автор, годы, где находится. Или так 6 на этом рисунки Утагава мы видим... а мы и так видим, ты поясни. И таких примеров очень много. Это снижает ценность его работы очень сильно. Осенью должна выйти там же в Эксмо моя книга о том же, уже с учетом этих недостатков. Ссылок на источники в ней не будет, но реально они есть на все, о чем идет речь. Из старых советских книг - автор Спеваковский - тоже в Сети есть.Там не все точно, но много интересного.
      2. +1
        9 июня 2015 16:38
        Вячеслав Олегович, знаю Вас как историка, а не как практика боевых искусств, именно поэтому и решил указать на неточность)
        Блоки и отбивы, пусть даже совмещенные с "уклонениями" это нормальная практика японского йайдо, речь идет не о горячке боя, речь идет об устоявшихся формах владения мечом которые демонстрируют и сами японцы и многие наши мастера обучавшиеся в Японии.
        Тёрнбулл конечно мужчина авторитеный, но видимо в этом моменте не совсем разобрался.
        Хотя по сравнению с европеским фехтованием может казаться что это редкость)
  4. +2
    9 июня 2015 12:02
    Но цуба, кроме декоративных функций, все-таки имела практическое предназначение, так как служила… упором для кисти руки в момент колющего удара. Кстати, это и еще ряд других причин и обусловили в кэндо (японском искусстве фехтования) большое количество именно колющих выпадов, которые, однако, кинорежиссеры нам почему-то не показывают! Тяжелым европейским мечом с узкой гардой такой выпад сделать было намного сложнее, поэтому-то ими в основном и рубили. Хотя, да, цуба могла вполне защитить от случайного удара. Другое дело, что непосредственно для этого она просто не предназначалась!

    Сколько же ошибок!
    Колющие удары в японской фехтовальной традиции малораспространенны, что связанно с тем, что меч являлся скорее гражданским оружием самурая, которое он мог носить не на поле боя и применялся он, соответственно, в основном против бездоспешного противника, что делало уколы практически ненужными.
    Соответственно упор для руки - это не основное назначение цубы. Основное же её назначение это, во-первых, упор для первоначального страгивания меча при извлечении из ножен и, таки, гарда для защиты пальцев и кисти от скользящих ударов соперника.
    И ещё - большинство европейских мечей ЛЕГЧЕ или равны по массе катане.
    1. 0
      9 июня 2015 15:32
      Очень может быть и так. Вы бы мне еще источник привели, откуда Вы это взяли и совсем бы хорошо. Только не ссылайтесь на ютуб, пожалуйста!
    2. +1
      10 июня 2015 10:38
      И еще. Столкновение клинков не есть редкость ни в европейском фехтовании, ни в японском. Другое дело что силовой блок, с постановкой клинков лезвие-в-лезвие, крайне разрушителен для мечей. И не важно, европейский риттершверт это или японская катана или тати. Такого технического действия старались избегать что самураи, что рыцари.
      Кроме того, заточка мечей для полевого сражения в доспехах и против одоспешенного противника сильно отличается от заточки гражданского оружия.
      Поисковый запрос по слову "угол заточки катаны" сразу же выдает вменяемое объяснение. Хотя и краткое: http://kiai.ru/article_info.php?articles_id=6

      Все оружие, что должно использоваться против латника, не важно, европейские готика с миланом это или японский ё-рой, должны иметь заточку кромки по типу зубила. Иначе оно, при зачастую немалой стоимости, проживет очень короткую жизнь в бою. А владелец может из-за этого лишиться жизни.

      Бритвенные изыски (кстати и восхваляемая многими патриотами шашка) возможны только против противника без доспехов.
      Именно поэтому всякие кирасиры наполеоновских времен имели на вооружении вполне себе массивные сабли да палаши. А шашка сменила саблю исключительно когда последние кирасы (как боевое снаряжение, а не на парад) ушли в прошлое.
  5. +2
    9 июня 2015 12:10
    Кстати, это и еще ряд других причин и обусловили в кэндо (японском искусстве фехтования) большое количество именно колющих выпадов, которые, однако, кинорежиссеры нам почему-то не показывают!

    Режиссёры их не показывают потому что в кендо есть 7 (семь) допустимых рубящих ударов и только ОДИН колющий (в горло).
    З.Ы. Автор статьи, либо его источник, некомпетентен в вопросах рассматриваемых в статье.
  6. 0
    9 июня 2015 12:17
    Цитата: Rakti-Kali
    Кстати, это и еще ряд других причин и обусловили в кэндо (японском искусстве фехтования) большое количество именно колющих выпадов, которые, однако, кинорежиссеры нам почему-то не показывают!

    Режиссёры их не показывают потому что в кендо есть 7 (семь) допустимых рубящих ударов и только ОДИН колющий (в горло).
    З.Ы. Автор статьи, либо его источник, некомпетентен в вопросах рассматриваемых в статье.

    В кэндо возможно один, в йадо много)
    1. +1
      9 июня 2015 14:40
      Иайдо весьма спецефическое искусство, возможно там колющие удары и распространенны (хотя, насколько я знаю, в иайдо упор делается на скорость извлечения меча и один рубящий удар без замаха, являющийся по сути продолжением движения по извлечению меча из ножен), но автор статьи упомянул кендо, и тезис его о распространённости колющих ударов там является ошибочным.
      1. 0
        9 июня 2015 15:44
        У меня будет к Вам просьба. Если Вы так все это хорошо знаете, не могли бы Вы изменить вызвавший у Вас возражения абзац и прислать его мне? Видите ли, я сам в японском фехтовании не специалист. Все вышеизложенное откуда-то взято (ссылки я уж давать не стал, много места они забирают!)и Вы бы мне очень помогли на будущее... Если это не очень трудно! Но много писать не надо!
      2. 0
        9 июня 2015 16:42
        техника очень многогранна, в формальных упражнениях обычно несколько движений,
        как правило это законченная фехтовальная фраза из нескольких логически связанных ударов
    2. -1
      9 июня 2015 15:23
      В кэндо возможно один, в йадо много)

      яйдо
      1. +1
        9 июня 2015 17:43
        Нет, правильно произносить именно И-(居) ай-(合) до-(道).
    3. +1
      10 июня 2015 10:40
      В кэндо возможно один, в йадо много)
      Хорошо. Чтобы прекратить спор скажем более обще и исторично - в кен-дзюцу.
      Что же до показа реальной техники боя в кино - оно не столь зрелищно как амплитудное махание киношных бойцов. Вот, например, много вы успеваете увидеть и насладиться при просмотре поединка в спортивном фехтовании на шпагах? Да нифига. Если вы не спец. То же самое и в боевом варианте. И боевая схватка не может длиться так долго, как киношная. В бою на клинках все решается за секунды или десятки секунд. Потом, либо один будет повержен, либо оба устанут так, что им уже будет не до боя. Вброс адреналина в кровь и соответствующее выплескивание сил организма в схватке настолько велики, что выматывает очень быстро.
      Непрерывное и амплитудное махание 1-1,5 килограммовым мечом в течение многих минут или часов - из области фантастики.
  7. +3
    9 июня 2015 15:02
    Для эксперимента убрать цубу с катаны. Первое что приходит в голову - как бы не лишиться пальцев при неудачном хвате.
  8. 0
    9 июня 2015 17:54
    Автору спасибо. Очень познавательной. Хороший стиль повествования. Приятный язык.

    У автора есть рациональное звено по поводу парирования рубящего удара. Технологически получить мечь, который смог бы выдержать прямой отражающий удар изготовить в разные исторические периоды наверное невозможно.

    Поэтому и фехтовальных стиль мог быть с использованием только альтернативы такой защиты. Например блокировка род острым углом с вводом оружия в сторону от направления удара. Ибо потерять мечь в бою это остаться безоружным пред лицом врага.
  9. +1
    9 июня 2015 19:27
    50% меди, 70 % серебра

    Вячеслав Олегович, ну как так то? Все круто, красочно с пояснениями, но блин! 120% это файл. Проверяйте статьи.
    Ждем с нетерпением продолжения статей по восточной тематике.
    1. 0
      9 июня 2015 23:41
      Конечно, там 30 и 70%! Спасибо, что заметили!
  10. +1
    9 июня 2015 21:12
    Цитата: Rakti-Kali
    Нет, правильно произносить именно И-(居) ай-(合) до-(道).


    И-аи-дзютсу. И-аи - вспомогательные, узкоспециализированные группы тактических действий (а не только ударов и уколов), и Путём не могут быть при всём желании. Нет необходимого уровня внутренней философии. А дзютсу -исскуство - пожалуйста.

    Написавший о невозможности контакта острия мечей при ударе не знаком в должной степени со структурой металла клинка, с назначением и структурой зон ниэ и якиба в лезвии.

    В остальном - интересных моментов в статье - в товарном количестве. За это статье +
    1. +1
      9 июня 2015 23:39
      Цитата: Urri
      И-аи-дзютсу. И-аи - вспомогательные, узкоспециализированные группы тактических действий (а не только ударов и уколов), и Путём не могут быть при всём желании. Нет необходимого уровня внутренней философии. А дзютсу -исскуство - пожалуйста.

      Угу, Иайдзютсу это и есть сугубо практическая сторона иайдо.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»