Какое будущее у танков?

Когда стал разваливаться социалистический блок европейских государств, в НАТО появилось мнение, что теперь крупной войны не будет точно и можно начать сокращение сухопутных вооружений. С распадом Советского Союза в западной Европе вообще зазвучали предложения о еще более сильном сокращении войск. Мол, теперь агрессоров вообще не осталось, так что бронетехнику, артиллерию и т.д. можно отправить на склады или в переплавку. А в войсках оставить немного, что называется, на семена.




Как следствие этих сокращений - замедление работ по совершенствованию старой техники и созданию новой. В политологии, в свою очередь, получила распространение теория, согласно которой основной боевой танк на нынешней войне не нужен вообще. Но такие голоса стали звучать тише после войн на Балканах в 90-х. После операции НАТО в Ираке они смолкли вообще. Практика в очередной раз доказала: основной боевой танк имеет как достаточное для большинства операций вооружение, так и защиту, во многом соответствующую обстановке.

Еще один повод не убирать из армии танки – вялотекущие локальные конфликты. Холодная война, может быть, закончилась, но окончательный мир на планете не наступил. Противостояние Корей, Греции и Турции, Китая и Тайваня, африканские конфликты и т.д. никто пока не отменял. Обе страны Корейского полуострова закупают новые и модернизируют старые танки, Китай делает собственные конструкции. Даже Греция на пороге мирового кризиса (надеюсь, все помнят, что сейчас творится и ее экономикой?) в 2008 году все-таки решила купить у Германии танки Leopard 2A6. «Лучшие друзья» греков - турки, сейчас совместно с Южной Кореей делают танк Altay, и собираются принять его на вооружение в ближайшие 5-7 лет.



В общем, военные не согласны с ненужностью танков и подтверждают свое мнение финансированием. Конструкторы-танкостроители, в свою очередь, работают по трем основным направлениям: разработка совершенно новых танков средней и тяжелой боевой массы; улучшение уже существующих, но стареющих танков в соответствии с современными требованиями; создание дополнительных комплектов оборудования, устанавливаемых на танк, для работы в конкретных условиях.

По первому пункту все понятно. Это будут полностью новые машины, хотя и с применением «старых» наработок. Примеры – турецко-корейский Altay, российский танк платформы «Армата», японский «тип 10» и т.д.



Второе направление в основном заключается в обновлении бортовой электроники танков. Сейчас в танкостроении главенствует теория, согласно которой большую часть эффективности и живучести современного танка определяет не броня или пушка, но электроника: навигационное и прицельное оборудование. Соответственно, установка обновленных систем повышает возможности танка в той мере, в какой это позволяет сделать остальное «железо». В соответствии с этим направлением США сейчас модернизируют танки «Абрамс» моделей M1A1 и M1A2, Франция работает над улучшением Leclerc XXI, а Китай совершенствует свои «тип 99». Но особняком в этом ряду стоит украинская программа модернизации Т-64. В 2005 году этот танк был обновлен до версии Т-64БМ «Булат»: новая пушка, новая система активной защиты, ряд новой электроники и т.д. В прошлом году Украина представила еще и Т-64Е с новым двигателем и спаренной 23-миллиметровой пушкой. Украинские инженеры и военные высоко оценивают этот танк, но вряд ли он сможет показать что-то экстраординарное: исходный Т-64 родом из 60-х годов прошлого века. Сомнения вызывает даже сама идея модернизировать танк почти пятидесятилетней давности. В России сейчас готовится программа обновления танков Т-72.

Третья методика улучшения танков – создание комплектов оборудования для различных задач. Пока что до серийного производства дошли комплекты всего для одной «разной» задачи – для городского боя. Это американская система TUSK (Tank Urban Survival Kit – «комплект для выживания танка в городе») для «Абрамсов», французская AZUR (Action en Zone Urbaine – «действия в городской зоне») для «Леклерков» и немецкая PSO (Peace Support Operation – «операция по поддержанию мира») для «Леопардов-2». Кроме того, в других странах создаются просто комплекты дополнительной защиты.
Почему TUSK, AZUR и PSO отмечены отдельно? Дело в том, что это не просто усиление бронирования. В эти комплекты входят средства противодействия кумулятивным снарядам, как то решетки и динамическая защита с размещением не только на лобовой проекции танка; башенный пулемет с дистанционным управлением и/или установка бронещитков на люке пулеметчика и т.д. В комплект TUSK, среди прочего, входят и дополнительные средства прямой связи с пехотой.



Вернемся к созданию абсолютно новых машин. В этом году российские оружейники заявили о работе над гусеничной платформой «Армата». На ее основе будет создан основной боевой танк, хотя нельзя исключать и создание других типов техники: БМП, самоходки и т.д. Что интересно, Россия не одинока в работе над концепцией бронеплатформы. Шведские инженеры уже отправили на испытание первые машины семейства CV-90, созданные на одной базе, а Польша недавно стала возить по выставкам платформу Anders. Кроме того, нельзя исключать возможность того, что перспективное американское семейство бронетехники FGC также будет иметь в своей основе единую, как минимум, ходовую часть.

По поводу электроники новых машин можно сказать следующее: концепция ее состава не должна сильно измениться. Правда в состав оборудования, как показывает опыт последних войн, должна войти аппаратура ночного видения, причем для всего экипажа. Военные также проявляют заинтересованность в более совершенных средствах связи, они должны обеспечивать, как минимум, взаимодействие различных родов войск на одном поле боя. Ну а самые смелые мечты танкистов пока похожи на реальность летчиков – иметь систему обмена данными о целях и обстановке боя в реальном времени, да чтобы вся информация выводилась на экранах в интуитивно понятном виде, как на самолетах. Скорее всего, на создаваемых сейчас танках этого не будет. Но для следующего поколения это уже выглядит вполне реальной деталью.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти