USSR foreign policy in the era of "stagnation"

During the reign of Brezhnev, the Soviet Union in its confrontation with the West acted relatively successfully. In the Middle East, Moscow’s help helped the Arab states deter the onslaught of a US ally, Israel.

Thanks to the help of the USSR, the Americans first got bogged down and then suffered a heavy defeat in Vietnam. Moreover, Washington in this war suffered tangible material and human losses. In order to wage the Vietnam War, the United States had to transfer over half a million soldiers there. Thousands of Americans were killed in the Vietnam War 58, more than 300 thousand were injured. The war was lost, the Americans had to actually flee, leaving their South Vietnamese puppets, warehouses of property, weapons.


The United States itself went through difficult years, and the killing of President Kennedy occurred due to the struggle of various power groups. There was a black fight for their rights. Washington, declaring itself a defender of the rights and freedoms of people of all mankind, "democracy", has long maintained a regime of racial discrimination against the black and Native American population.

And the Vietnam War caused a serious internal crisis in the USA itself. According to the American Gallup Institute, in 1964 — 1972, it was this war that ranked first among the most pressing issues that were of concern to the American public. The Vietnam War had a huge impact on the worldview of Americans, against its background was created by the movement "hippie", which was based on the youth, protesting against the war. The culmination of this movement was the so-called. “Going to the Pentagon”, when in October 1967, thousands of young people protesting against the Vietnam War gathered in the capital to 100. It was this war that became the basis for many cult American films, such as “Full Metal Jacket”, “The Deer Hunter”, “Apocalypse Now”, “Platoon”, “Forrest Gump”, “Rambo”, “We were Soldiers”.

USSR foreign policy in the era of "stagnation"


Moscow managed, with great effort and expense, to rectify the crisis situation in the armed forces, the consequences of the Khrushchev "transformations." In 1960, parity was achieved with the North Atlantic Alliance in the field of nuclear and missile weapons. De facto, it was during the reign of Brezhnev that the USSR army was the most powerful army of the planet, which could make a throw up to the Atlantic Sea or to Beijing. That is why, according to opinion polls, the current citizens of the Russian Federation consider the Brezhnev era to be the safest and most stable for life. The mighty Air Force and Navy were created, which were constantly modernized and increased their capabilities. Thanks to the weapons, technologies created in the era of "stagnation", the Russian Federation still retains the status of a great power.

Our devoted allies at that time were Cubans, their doctors and military units, played a big role in expanding the sphere of the socialist bloc and confrontation with the West. So, with the help of Cubans and Soviet advisers, the Sandinista revolution (1979 year) defeated Nicaragua, which overthrew the pro-American dictator regime Anastasio Somoza. In the United States, many perceived the victory of this revolution as "the complete collapse of the US Central American policy" and even as a "lost battle that will lead to a defeat in the global confrontation between the USA and the USSR." With the help of Cubans, positions in El Salvador were strengthened.

Cubans with the support of the USSR successfully acted in Africa - the Mozambique Front for the Liberation of Mozambique (FRELIMO) won in Mozambique, which set the course for building socialism. In 1975, Angola gained independence from the Portuguese, where the USSR and Cuba supported the Popular Movement for the Liberation of Angola - the Labor Party (MPLA). The first Angolan president was the leader of the pro-Soviet MPLA group Agostinho Neto. In 1975, the pro-Soviet regime was established in Ethiopia, South Yemen was oriented towards the USSR.

However, it was not possible to restore the allied relations with China. Mao headed for turning China into a "third force" on the planet. In 1969, it almost went as far as the Sino-Soviet war - fighting for Damansky Island. In 1979, the Chinese attacked a USSR ally, Vietnam. Only the threat of Moscow to enter the war on the side of the Vietnamese forced Beijing to withdraw its troops. It is clear that Beijing, due to a number of reasons, such as technological backwardness, could not become the third force on the planet. Therefore, Beijing soon began to build "friendship" with the United States.



Eastern Europe

The alarming situation was in Eastern Europe. Western intelligence agencies and "werewolves" (that is, people pretending to be communists) did not stop trying to sway the situation in the socialist countries. After the Hungarian uprising 1956 of the year, Moscow went to the relief of this country, she was given significant economic freedoms, primarily allocated loans, other assistance. As a result, "Hungarian socialism" began to cause envy in other countries of the socialist bloc.

In Czechoslovakia, the Western special services tested for the first time the scenario of a velvet revolution, a coup without visible violence. In 1967, the “democratic” movement of intelligentsia, students, began. The top of the Czech Communist Party, led by Alexander Dubcek, proclaimed a policy of "democratization", and the Prague Spring began. But Moscow then did not pursue a “flexible” course, so the uprising was quickly and decisively stopped. The military contingents of the 5 countries of the Warsaw Pact were involved in Operation Danube. The preparation of the military operation was carried out by the commander-in-chief of the United Armed Forces of the states of the ATS Marshal I. I. Yakubovsky. True, a few days before the start of Operation Danube, its leader was the commander-in-chief of the Land Forces, Deputy Union Minister of Defense, Army General IG Pavlovsky. The Czechoslovak army did not resist, so there were no big casualties: 108 was killed and more than 500 Czechoslovak citizens were wounded, the Soviet Army’s combat losses were 12 people dead and 25 wounded, not fighting 84 dead and injured, 62 wounded and injured.

The party and political leadership of Czechoslovakia was biased. An attempt to tear off Czechoslovakia from the socialist bloc failed, but on the other hand, the West was able to use the event in the information war against the USSR. Russians were exposed by invaders and “executioners of freedom”.


In addition, Czechoslovakia was provided with a more liberal regime. The next country where they managed to cause unrest became Poland. Already in 1970, a series of strikes and mass riots took place in Gdansk, Gdynia and Szczecin, Vladislav Gomulka was replaced by Edward Gorek. It was then that the famous "independent trade union" Solidarity arose. The government of Gerek irresponsible financial policies, took loans in the USSR and in the West - by 1980, the country's debt reached 20 billion dollars, leading the country to a socio-economic crisis. At the same time, the Catholic Church became active, in October 1978 of the Kraków Cardinal Wojtyla was elected Pope (John Paul II). In the 1980, unrest began, Solidarity gained tremendous influence, only the military regime of Wojciech Jaruzelski (from 1981) was able to stabilize the situation.

Thus, as in the Russian Empire, in the Warsaw Pact, Poland became the “weak link” through which the West put pressure on Russia-USSR.



Soviet policy weaknesses

- The support of foreign communist parties, especially in Europe, has degenerated, did not give adequate returns. European communists received millions of dollars, but there was not much sense from them. Western Communist parties began to be redirected to the model of "Eurocommunism." They became parliamentary parties, claiming seats in parliaments and portfolios in governments, no longer trying to really change the system in their countries. They became "lured" by the opposition, receiving money from Moscow for their newspapers, election campaigns, the content of the idlers apparatus.

- After the removal of Khrushchev, the outflow of funds abroad, to the countries of the Third World, did not stop. Although there was little point in “feeding” such “friends” who chose the “third way”, there was no “non-alignment” movement. In this regard, the tactics and strategy of the Anglo-Saxons was more effective. The United States supported any anti-Soviet regime, even war criminals, even cannibals or corrupt officials, helping with weapons, military experts, loans from the International Monetary Fund. But at the same time they tied these regimes with debts, put finance and industry under their control, Western companies received the most important deposits of resources, land, resorts, etc.

- The hope that the “peaceful coexistence” of two systems on the planet - socialism and capitalism - is possible. In reality, it was clear that only one system could dominate. Moscow easily succumbed to all sorts of "peace" and "disarmament" initiatives of the West, which ultimately led to the weakening of the socialist bloc, the USSR. Reduced the motivation of the allies.

The policy of "detente"

In 1966, France withdrew from NATO, Paris became almost the best "friend and partner" of the USSR. Although in reality, France was still the enemy of socialism and one of the leading powers in the Western world.

In the same year, limited its cooperation with the Alliance of Spain. In Germany, the coming to power of the Social Democrats, led by Willy Brandt, led to a new "Eastern policy", as a result of which the Moscow Treaty between the USSR and the FRG was signed in 1970. The document recorded the inviolability of borders and the rejection of territorial claims (the question of East Prussia), he also declared the possibility of the unification of Germany and the GDR in the future. Germany also became the "best friend" of Moscow.

A dialogue began with the United States, in 1969, negotiations began to begin on the reduction of strategic offensive arms. In May, American President Nixon visited Moscow 1972, during a meeting with Brezhnev a number of documents were signed that led to “detente”: The Treaty on the Limitation of Anti-Ballistic Missile Systems (ABM Treaty); Interim Agreement on Certain Measures in the Field of Strategic Offensive Arms Reduction (SALT-1); Agreements on cooperation in the field of environmental protection, medical science and health care, science and technology, in the exploration and use of outer space for peaceful purposes, on the prevention of incidents in the open sea and in the airspace above it. Later several more agreements were signed - on trade, on the settlement of Lend-Lease, etc.

In 1975, the Final Act of the Conference on Security and Cooperation in Europe was signed. This treaty, in many ways, was a victory for the USSR: the political and territorial outcomes of the Second World War were consolidated; principles of inviolability of borders, territorial integrity of states, non-interference in the internal affairs of states, peaceful settlement of disputes were introduced. But there was one serious miscalculation, Moscow took upon itself the obligation on the very slippery question of “human rights and freedoms”.

As a result, the West will easily violate all other agreements, but at the same time go into the affairs of the USSR, Russia and poke its nose with "human rights" and the lack of "democracy".

End of "discharge"

“Discharging” was interrupted after the start of the Afghan war in 1979, a new stage of confrontation began, which eventually led to the collapse of the USSR. The United States interrupted economic, scientific, technical and cultural cooperation, called for a boycott of the Olympic Games in Moscow. In 1981, President R. Reagan ordered the full-scale production of neutron weapons in the United States. He also announced the SDI program (“Star Wars”).

The USSR deliberately pulled in a new arms race to undermine the Soviet economy. Although in reality, most of the American ambitious military, space programs were a skilled player bluff.

The Afghan war dealt a big blow to the USSR, the United States and its Asian ally, Pakistan, waged a real war against the Soviet Union, supporting the Mujahideen, the Taliban movement. Although the Soviet army did not lose this war, unlike the Americans in Vietnam. The USSR could have won if Moscow had a strong-willed, patriotic, energetic leadership.


J. Carter and L.I. Brezhnev sign strategic arms limitation treaty (SALT-II), Vienna, June 18, 1979.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Внешняя политика СССР в эпоху "застоя"

В период правления Брежнева Советский Союз в своём противостоянии с Западом действовал сравнительно успешно. На Ближнем Востоке помощь Москвы помогала арабским государствам сдерживать натиск союзника США – Израиля.

Благодаря помощи СССР американцы сначала увязли, а затем потерпели тяжёлое поражение во Вьетнаме. Причём Вашингтон в этой войне понёс ощутимые материальные и людские потери. Чтобы вести войну во Вьетнаме Соединенным Штатам пришлось перепросить туда более полумиллиона солдат. Погибло во Вьетнамской войне 58 тыс. американцев, было ранено более 300 тыс. человек. Война была проиграна, американцам пришлось фактически бежать, бросив своих южновьетнамских марионеток, склады имущества, вооружений.

Сами США пережили не лучшие годы, из-за борьбы различных властных группировок произошло убийство президента Кеннеди. Шла борьба негров за свои права. Вашингтон, объявляя себя защитником прав и свобод людей всего человечества, «демократии», долго сохранял режим расовой дискриминации в отношении чернокожего и индейского населения.


Да и Вьетнамская война вызвала в самих США серьёзный внутренний кризис. По данным американского института Гэллапа, в 1964—1972 годах именно эта война занимала первое место в числе наиболее насущных проблем, которые волновали американскую общественность. Война во Вьетнаме оказала огромное влияние на мировоззрение американцев, на её фоне было создано движении «хиппи», основу которого составила молодёжь, протестующая против войны. Кульминацией этого движения стал т. н. «Поход на Пентагон», когда в октябре 1967 года в столицу съехалось до 100 тыс. молодых людей, протестующих против Вьетнамской войны. Именно эта война стала базисом для многих культовых американских фильмов, таких как «Цельнометаллическая оболочка», «Охотник на оленей», «Апокалипсис сегодня», «Взвод», «Форрест Гамп», «Рэмбо», «Мы были солдатами».

Внешняя политика СССР в эпоху "застоя"


Москве удалось, ценой больших усилий и затрат, выправить кризисную ситуацию в вооруженных силах, последствия хрущёвских «преобразований». В 1960-е годы был достигнут паритет с Северо-Атлантическим Альянсом в области ядерного и ракетного оружия. Де-факто именно в период правления Брежнева армия СССР была самой мощной армией планеты, которая могла совершить бросок до Атлантического моря или до Пекина. Именно поэтому, нынешние граждане РФ, по соцопросам, считают брежневскую эпоху самой безопасной и стабильной для жизни. Были созданы могучие ВВС и ВМФ, которые постоянно модернизировались и наращивали свои возможности. Благодаря оружию, технологиям созданному в эпоху «застоя», РФ до сих пор сохраняет статус великой державы.

Нашими преданными союзниками в тот период были кубинцы, их врачи и военные подразделения, играли большую роль в расширении сферы социалистического блока и противостоянии с Западом. Так, с помощью кубинцев и советских советников в Никарагуа победила Сандинистская революция (1979 год), которая свергла проамериканский режим диктатора Анастасио Сомосы. В США многие восприняли победу этой революции, как «полный крах центральноамериканской политики США» и даже как «проигранную битву, которая приведет к поражению в глобальном противостоянии между США и СССР». С помощью кубинцев были усилены позиции в Сальвадоре.

Кубинцы при поддержке СССР успешно действовали в Африке – в Мозамбике победил Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), который взял курс на строительство социализма. В 1975 году получила независимость от португальцев Ангола, там СССР и Куба поддерживали Народное движение за освобождение Анголы — Партию труда (МПЛА). Первым ангольским президентом стал лидер просоветской группировки МПЛА Агостиньо Нето. В 1975 году был установлен просоветский режим в Эфиопии, на СССР ориентировался Южный Йемен.

Правда, не удалось восстановить союзнические отношения с Китаем. Мао взял курс на превращение Китая в «третью силу» на планете. В 1969 году дело чуть не дошло до советско-китайской войны – бои за остров Даманский. В 1979 году китайцы напали на союзника СССР – Вьетнам. Только угроза Москвы вступить в войну на стороне вьетнамцев, вынудила Пекин отвести войска. Понятно, что Пекин в силу ряда причин, вроде технологической отсталости, не мог стать третьей силой на планете. Поэтому, вскоре Пекин стал налаживать «дружбу» с США.

Внешняя политика СССР в эпоху "застоя"


Восточная Европа

Тревожная ситуация была в Восточной Европе. Западные спецслужбы и «оборотни» (т. е. притворявшиеся коммунистами люди) не прекращали попыток раскачать ситуацию в социалистических странах. После Венгерского восстания 1956 года, Москва пошла на послабления этой стране, ей дали значительные экономические свободы, в первую очередь выделяли кредиты, другую помощь. В итоге «венгерский социализм» стал вызывать зависть в других странах социалистического блока.

В Чехословакии западные спецслужбы впервые опробовали сценарий «бархатной революции», переворота без видимого насилия. В 1967 году началось «демократическое» движение интеллигенции, студенчества. Верхушка чешской коммунистической партии во главе с Александром Дубчеком провозгласили курс на «демократизацию», началась «Пражская весна». Но Москва тогда не стала проводить «гибкий» курс, поэтому восстание быстро и решительно пресекли. В операции «Дунай» участвовали военные контингенты 5 стран Организации Варшавского договора. Подготовку военной операции проводил главнокомандующий Объединёнными Вооружёнными Силами государств ОВД маршал И. И. Якубовский. Правда, за несколько дней до начала операции «Дунай» её руководителем был поставлен главнокомандующий Сухопутными войсками, заместитель министра обороны Союза, генерал армии И. Г. Павловский. Чехословацкая армия не оказала сопротивления, поэтому больших жертв не было: было убито 108 и ранено более 500 чехословацких граждан, боевые потери Советской армии составили 12 человек погибшими и 25 ранеными, не боевые - 84 погибших и умерших, 62 раненых и травмированных.

Партийное и политическое руководство Чехословакии было смещено. Попытка оторвать Чехословакию от социалистического блока провалилась, но зато Запад по полной программе смог использовать событие в информационной войне против СССР. Русские были выставлены оккупантами и «палачами свободы».

Кроме того, Чехословакии был обеспечен более либеральный режим. Следующей страной, где удалось вызвать волнения стала Польша. Уже в 1970 году прошла серия забастовок и массовых волнений в Гданьске, Гдыне и Щецине, Владислав Гомулка был заменён Эдвардом Гереком. Именно тогда возник знаменитый «независимый профсоюз» «Солидарность». Правительство Герека безответственной финансовой политикой, брали кредиты в СССР и на Западе – к 1980 году долг страны достиг 20 млрд. долларов, привело страну к социально-экономическому кризису. Одновременно активизировалась католическая церковь, в октябре 1978 года краковского кардинала Войтылу избрали римским папой (Иоанн Павел II). В 1980 году начались волнения, «Солидарность» обрела огромное влияние, только военный режим Войцеха Ярузельского (с 1981 года) смог стабилизировать обстановку.

Таким образом, как и в Российской империи, в ОВД Польша стала «слабым звеном», через которое Запад оказывал давление на Россию-СССР.

Внешняя политика СССР в эпоху "застоя"


Слабые места советской политики

- Поддержка зарубежных коммунистических партий, особенно в Европе, выродилась, не давала адекватной отдачи. Европейские коммунисты получали миллионы долларов, но толку от них было не много. Западные компартии стали перенаправляться на модель «еврокоммунизма». Они становились парламентскими партиями, претендуя на места в парламентах и портфели в правительствах, уже не стараясь реально изменить систему в своих странах. Становились «прикормленной» оппозицией, получая деньги из Москвы на свои газеты, предвыборные кампании, содержание аппарата бездельников.

- После снятия Хрущёва не прекратилась утечка средств за рубеж, в страны «третьего мира». Хотя особого смысла «кормить» таких «друзей», которые выбирали «третий путь», движение «неприсоединения», не было. В этом отношении тактика и стратегия англо-саксов была эффективнее. США поддерживали любой антисоветский режим, хоть военных преступников, хоть каннибалов или коррупционеров, помогая оружием, военспецами, займами Международного валютного фонда. Но при этом привязывали эти режимы долгами, ставили под свой контроль финансы и промышленность, западные компании получали важнейшие месторождения ресурсов, участки земли, курорты и пр.

- Надежда на то, что возможно «мирное сосуществование» двух систем на планете – социализма и капитализма. В реальности, было ясно, что только одна система может доминировать. Москва легко поддавалась на всевозможные «мирные», «разоруженческие» инициативы Запада, которые в итоге вели к ослаблению социалистического блока, СССР. Снижали мотивацию союзников.

Политика «разрядки»

В 1966 году из НАТО вышла Франция, Париж стал чуть ли не лучшим «другом и партнёром» СССР. Хотя в реальности Франция была по-прежнему врагом социализма и одной из ведущих держав Западного мира.

В этом же году ограничила своё сотрудничество с Альянсом Испания. В ФРГ приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом привёл к новой «восточной политике», в результате которой в 1970 году был подписан Московский договор между СССР и ФРГ. Документ зафиксировал нерушимость границ и отказ от территориальных претензий (вопрос о Восточной Пруссии), он также декларировал возможность объединения ФРГ и ГДР в будущем. ФРГ также стала «лучшим другом» Москвы.

Начался диалог с США, в 1969 году стали вести переговоры по поводу сокращения стратегических наступательных вооружений. В мае 1972 году американский президент Никсон посетил Москву, в ходе встречи с Брежневым был подписан ряд документов, которые вели к «разрядке»: Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО); Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); Соглашения между о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, медицинской науки и здравоохранения, науки и техники, в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним. Позже было подписано ещё несколько соглашений - о торговле, об урегулировании ленд-лиза и т. д.

В 1975 году был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот договор, во многом, стал победой СССР: закреплялись политические и территориальные итоги Второй мировой войны; вводились принципы нерушимости границ, территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела государств, мирного урегулирования споров. Но был один серьёзный просчёт, Москва брала на себя обязательство по очень скользкому вопросу «прав и свобод человека».

В итоге Запад легко будет нарушать все остальные договорённости, но при этом лезть в дела СССР, России и тыкать её носом «правами человека» и недостатком «демократии».

Конец «разрядки»

«Разрядка» прервалась после начала Афганской войны в 1979 году, начался новый этап противостояния, который в итоге привел к развалу СССР. США прервали экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество, призвали к бойкоту Олимпийских игр в Москве. В 1981 году президент Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия в США. Он же объявил о программе СОИ («Звёздных войн»).

СССР намеренно втягивали в новую гонку вооружений, чтобы подорвать советскую экономику. Хотя в реальности, большая часть американских амбициозных военных, космических программ была блефом искусного игрока.

Большой удар по СССР нанесла Афганская война, США и его азиатский союзник – Пакистан, вели против Советского Союза настоящую войну, поддерживая моджахедов, движение талибов. Хотя советская армия не проиграла эту войну, в отличие от американцев во Вьетнаме. СССР мог победить, если бы в Москве было волевое, патриотичное, энергичное руководство.

Внешняя политика СССР в эпоху "застоя"

Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II), Вена, 18 июня 1979 г.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. mitrich 15 октября 2011 14:45
    В школе, помню, мой сосед по парте был счастливым обладателем телевизора "Sharp" и видеомагнитофона "Sony". 1985-1986 на дворе стояли, поэтому подобная техника считалась очень, очень крутой. Все почему? Отец одноклассника в поте лица трудился в Нигерии на строительстве металлургического завода, как сейчас помню в г. Аджаокута. Кто-нибудь слышал про этот завод smile ? Он работает? И вообще - в Нигерии имеется железная руда?
    Моего отца загоняли в Индию, на строительство металлургического завода в Бхилаи, но родился Ваш покорный слуга, посему поехала другая семья(которая вернулась оттуда в неполном составе из-за смерти главы семьи и ребенка-подростка от какой-то тропической дряни). Друзья отца и матери все что-то строили и преподавали по всему миру: один в Бирме(Мьянме), другой в Кампучии, третий в Гвинее. Это давало материальный достаток семьям(все-таки платили чеками Внешторгбанка), но не прибавляло здоровья строителям коммунизма.
    Такая вот была тогда политика. Одни вставали на социалистический путь развития, а мы им за это - заводы, кадры, ГЭС и ГРЭС, ну и оружие, конечно, как без этого. В 1991 выяснилось, что нам должны больше, чем мы должны всему миру(и это с учетом того, что половину кредитов на Западе набрал Горбачев).
    Вот только России пришлось расплатиться с Западом сполна и в твердой валюте(по-моему, только в 2008 вопрос с долгами СССР был закрыт), а нам...хрен, причем без масла.
    Так что извините, друзья, но мне кажется, что в настоящем и будущем с нашими далекими и близкими друзьями надобно дружить по принципу: товар - деньги - товар. Хватит уже поцелуйчиков и уверений в любви и преданности, как это было во времена, описываемые в статье. Россия не дойная корова для всех, кому не лень.
    P.S. Хотя "Миг" на постаменте в центре Хургады мне очень нравится. Красивый символ.
    mitrich
    1. Sergh 15 октября 2011 18:19
      Ага, Митрич, значит ты тоже ещё с далёкого СССРа! Помню прекрасно, как по телеку в начале 70-х одна Брежневская пропаганда да съезды с облизыванием бр-р, так-и никто, ни чего не знал. В газетах только ура, даздравствует КПСС и пр.. Тайна кромешная. Я про Чехословакию 68-го узнал от дядьки большого военного, у нас проездом гостил 71-72 гг, так он бате на кухне под водочку втихушку рассказывал, ну я тогда ес..но ни-чё не понял, это только потом дошло, ну и всякие там сопутствующие вещи.
      А Горбачёв, это да, он всех просто кинул, потому-что его кинули мерикосы. Но его все предупреждали, ну типа не верь ты им. А он как баран на поводу. Я смотрю телек, думаю, он чё-нить вообще соображает, они ведь над ним, как и потом над БНЕ, болдеют, прикалываются, ан нет. Короче ты прав полностью, только за мани-мани будем даже хороводы водить, но граната в кармане...
      P.S. А Вьетнам мы выйграли повсякому, даже к маме не ходи. Мерикосов с континента сбросили, потери были, а как без них, но мы их сделали. Кто хочет, может считать по другому, но столько самолей до сих пор у мерикосов ещё никто не сбил!
      Sergh
  2. профессор 15 октября 2011 15:24
    Хотя советская армия не проиграла эту войну, в отличие от американцев во Вьетнаме.

    Более чем спорное утверждение.

    Вообще статейка тенденциозная, какие мы были крутые- помогали всему миру. Лучше бы дороги в России построили на те деньги. И сейчас Россия кормит всяких дармоедов (батьку, недопоризнанных и т.д.) за обещания "жениться", но как учит история- при первой возможности они просто кинут кормильца.
    1. Свой 15 октября 2011 18:29
      Самсонов молодец! Хорошо пишит. Лучше воевать на чужой территории, и не ждать когда враг к Волге подойдет
  3. SL.Kocegar 18 октября 2011 15:22
    Да,были перегибы.но в по своей правильно.Внастоящее время нужно обратить внимание на Латинскую Америку,на Чавеса например
    SL.Kocegar
  4. SL.Kocegar 18 октября 2011 15:31
    Да были перегибы,но по своей сути правильная политика.В данное время можно Латинской Америке побольше внимания удеить.Ведь лезут американы к нам со своей ПРО,можно у них на континенте тоже вымышленную угрозу найти
    SL.Kocegar

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня