Необычные танки Росcии и СССР. Танк ТГ 1931 г

В СССР в конце 20-х годов прошлого столетия ещё не было в полной мере развито танкостроение. Основу автобронетанковых войск РККА составляли машины, изготовленные по лицензии на базе импортных образцов лёгких танков. Руководство страны, понимая острую необходимость производства собственных машин отечественной разработки, всячески содействовало продвижению самых различных проектов советских инженеров и конструкторов. Ежегодно комиссией УММ РККА рассматривались десятки проектов, принимались решения о выделении огромных средств на их разработку. Одним из важных направлений отечественного танкостроения являлось создание средних танков, способных сопровождать пехоту как в глубоком наступлении, так и прорыве укрепленных линий обороны противника. Отсутствие опыта советских инженеров по созданию такого типа машин привело к неудачам нескольких подобных проектов, и было принято решение о приглашении и подключении к созданию новых образцов зарубежных специалистов. Так в СССР был приглашен немецкий инженер Эдвард Гроте (Edward Grote). Оказавшись в Советском Союзе в марте 1930 года, Э. Гроте совместно с группой немецких техников и инженеров уже в апреле начинает работы над своим новым проектом среднего маневренного танка ТГ или «Танк Гроте».

Необычные танки Росcии и СССР. Танк ТГ 1931 г


Проект ТГ разрабатывался в специально созданном КБ АВО-5 завода «Большевик». По замыслу Э. Гроте, согласно поученному техническому заданию, это должен быть высокоманевренный, хорошо вооруженный и защищенный катаной 18-30-мм противоснарядной бронёй танк весом не более 20 тонн, способный передвигаться со скоростью не менее 35 км в час. В апреле 1931 года опытный образец машины был построен и уже в июле был представлен на испытания, которые длились более двух месяцев. Показав неплохие результаты скорости, 34 км в час, высокую маневренность и проходимость, танк Гроте благодаря реверсному механизму и шестиступенчатой коробке передач обладал способностью двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. Экранированная ходовая часть машины представляла собой пять обрезиненных катков большого диаметра, снабженных индивидуальной спиральной пружиной и тормозным механизмом. Шесть поддерживающих катков, направляющего и заднего (с установленным внутри него редуктором ведущего колеса) на борт. Гусеничные траки были изготовлены методом горячей штамповки и имели высокий ресурс прочности. В кормовой части бронекорпуса был помещен V-образный 12-цилиндровый авиационный двигатель М-6 карбюраторного типа мощностью 305 л.с. Бронекорпус машины был полностью сварным, размером: длина 7,5 м, ширина 3,1 м, высота 2,84 м, из катаных бронелистов с наклонной установкой, броня составляла: лоб - 44 мм, борт - 24 мм, корма - 20мм.


Схема размещения вооружения являлась трёхъярусной, первый ярус вооружения состоял из двух 7,62-мм танковых пулемётов ДТ-29, установленных в шаровых опорах и размещенных в бортовых бронелистах корпуса. Второй ярус включал в себя 76,2-мм орудие совместной конструкции П.Н. Сячентова и Э. Гроте и три 7,62-мм пулемёта системы «Максим», также установленных в шаровых опорах и размещенных в высокой подбашенной коробке. Третий ярус - одна 37-мм пушка ПС-1, установленная во вращающейся башне, имевшая большой угол вертикальной наводки, что позволяло вести огонь по воздушным целям.

Для наблюдения за ходом боя на крыше вращающейся башни была установлена командирская башенка, снабженная танковым перископом.

Необычные танки Росcии и СССР. Танк ТГ 1931 г

1931 год. ТГ на испытаниях

В целом машина произвела благоприятное впечатление на членов комиссии, однако был выявлен ряд существенных недостатков, одним из которых являлось малое заброневое пространство, тесное расположение экипажа приводило к невозможности одновременно вести огонь из пушек и пулемётов. Было отмечено неудовлетворительное охлаждение двигателя, что приводило к его быстрому перегреву. Неудачное расположение коробки передач и бортовых фрикционов затрудняло доступ к этим узлам для проведения ремонта в случае поломки. 4 октября 1931 года было отдано распоряжение о глубоком всестороннем рассмотрении и изучении «танка Гроте». Изучив тщательно машину, комиссия пришла к выводу: «Танк Гроте считать экспериментальным образцом». Впрочем, не только технические недостатки машины послужили поводом для отказа принять его на вооружение и запустить в серию. Помимо всего прочего сказалась сложность конструкции в производстве, что делало машину очень дорогой, её стоимость превышала 1 500 000 рублей. Вскоре все работы по проекту ТГ были прекращены, инженер Э. Гроте приступил к разработке новых проектов по созданию тяжелых танков ТГ-4 и ТГ-5. Однако полученный опыт советские инженеры и конструкторы, работавшие совместно с немецкими коллегами, в дальнейшем с успехом применили в следующих проектах.
Автор: Макс Беляев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Vadivak 17 октября 2011 09:28


    Испытания танка показали равное количество как преимуществ, так и недостатков. Орудия ТГ отличались хорошей кучностью стрельбы, а 76-мм пушка превосходила по мощности все танковые орудия того времени. Управление танком было крайне легким, а ход — плавным. В то же время танк Гроте имел плохую проходимость на мягких грунтах и слишком тесное боевое отделение; в нем было затруднительно проводить ремонт двигателя и КПП.
    А главным препятствием постановке танка на серийное производство была его огромная стоимость (как у 25 танков БТ-2)!
  2. datur 17 октября 2011 15:19
    негативный опыт -тоже опыт!
  3. Денис 17 октября 2011 17:18
    Цитата: Vadivak
    А главным препятствием постановке танка на серийное производство была его огромная стоимость (как у 25 танков БТ-2)!

    а правомерно ли сравнение,машины то по классу ого-го как различны?
    1. Glenn Witcher 18 октября 2011 10:47
      Учитывая тогдашнюю моду на легкие танки, могли и этот аргумент привести.
      1. Денис 18 октября 2011 14:05
        как-то не к месту,ведь помимо "летающих" и тяжёлые Т -35 были
        1. Glenn Witcher 18 октября 2011 14:30
          Так 35-х всего 63 штуки построили, включая прототипы. Даже до БТ-5 с его ~1800 штуками свистеть и свистеть.
  4. Денис 18 октября 2011 14:40
    возьмём "полегче",а КВ ?
    1. Glenn Witcher 18 октября 2011 14:48
      Этих больше, но КВ уже из тех времен, когда в тыщи быстрых танков на чужой территории как-то наигрались и обратили внимание на броню с оружием.
  5. SVV 18 октября 2011 15:13
    Гусеницы узковаты, потому и проходимость на мягких дорогах никудышная. Были бы траки шире и с хорошими грунтозацепами, это позволило бы снизить удельную нагрузку на грунт.
    SVV

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня