Лучше меньше да лучше?
Оборонные компании уже более двадцати лет находятся в интересном положении: холодная война закончилась, а получать большие военные заказы все так же хочется. Соответственно, предприятиям оборонно-промышленного комплекса «по обе стороны Берлинской стены» приходится эволюционировать, чтобы сохранить конкурентоспособность.
Ветер перемен
Сегодня лидерами оборонной индустрии по-прежнему остаются старые «друзья» по холодной войне: США, Россия и страны Европы. КНР в последние годы упорно «догоняет и перегоняет» (Францию и Великобританию, например), однако точные данные о китайских военных концернах не знает даже Стокгольмский институт исследования проблем мира (СИПРИ) – мировой лидер в области оборонных исследований. Ежегодный рейтинг топ-100 крупнейших военных компаний мира СИПРИ опубликовал 15 декабря 2014 года.
Крупнейшие оборонные компании мира по странам, согласно докладу СИПРИ за 2013 год.
Примечание: хотя рейтинг СИПРИ и называется топ-100, в действительности в него включено большее число предприятий, в том числе транснациональные военно-промышленные концерны.
Как видно на карте, Запад и Россия занимают на мировом рынке торговли оружием довольно комфортное положение: спад продаж европейских и американских компаний за последний год никак не повлиял на их лидирующие позиции. Тем временем продажи российской продукции показали рекордные темпы роста – 20% за год, что произошло благодаря внутреннему спросу со стороны министерства обороны, а также объемному портфелю экспортных заказов.
Однако рынок вооружений за последние годы заметно изменился. Во-первых, двадцать лет назад закончилось почти полувековое противостояние НАТО и социалистического блока. «Зачем покупать новое оружие, если воевать не с кем?», – решили страны Запада и бывшего СССР и резко сократили расходы на оборону. Для компаний это компенсировалось появлением новых рынков в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где спрос на вооружения подогревается обостряющейся геополитической обстановкой.
Во-вторых, выросли технологические требования к продукции военного назначения. Если полвека назад рядовому Смиту нужна была только штурмовая винтовка, то в XXI веке на также необходимо выдать в придачу кевларовый бронежилет, GPS-навигатор и прочие высокотехнологичные приборы. Иными словами, современные компании ВПК вынуждены тратить значительные ресурсы на научные исследования, чтобы удовлетворить спрос на сложную в производстве продукцию. Таким образом, американские, европейские и российские компании в условиях сокращения объема военных госзакупок и растущих требований к ТТХ должны были найти решение, чтобы остаться на плаву. И такое решение нашлось.
Монополизация под контролем государства
В 1993 году Уильям Перри, заместитель министра обороны США, предложил провести консолидацию оборонной промышленности. Под этим он подразумевал рациональное сжатие, сокращение производственных мощностей и инфраструктуры предприятий ВПК путем их слияния в крупные концерны. С точки зрения У. Перри, тогда предприятия смогли бы эффективнее использовать свои ресурсы и успешнее конкурировать на внешних рынках, что позволило бы сохранить военно-промышленный потенциал США. Инициатива нашла поддержку в администрации Билла Клинтона, и 37 крупных военных компаний были объединены в 5 гигантских концернов в обмен на их защиту от антитрестовского преследования.
Наблюдая за процессами в американском ОПК, страны ЕС также решили не отставать от моды и ускорили интеграцию своей оборонной промышленности, которая началась еще в 1980-ые годы с общеевропейского истребителя «Еврофайтер». В начале 2000-х годов Россия, оправившись от экономического коллапса 90-ых, пошла по тому же пути укрупнения и создания холдингов, приправив консолидацию щепоткой национализации. Что же США, ЕС и Россия имеют на сегодняшний день?
Спорные результаты
Эксперты расходятся во мнении касательно итогов консолидации ОПК ведущих стран мира. С одной стороны, большие компании действительно становятся более конкурентоспособными. Они умеют выполнять крупные контракты, проводить затратные научные исследования, такие компании заметны на международных выставках. Однако есть и негативные аспекты, и их немало.
Прежде всего, крупные компании сосредотачивают в своих руках большую рыночную власть, что негативно влияет на ценообразование. Холдинг «Вертолеты России», поглотивший в 2004 году Казанский вертолетный завод, резко повысил стоимость продукции (с 5 млн долларов за один казанский Ми-8 в 2004-м до 15–17 млн долларов сегодня). Продукция российского ОПК всегда ценилась за отличное соотношение цны и качества, но теперь это конкурентное преимущество под вопросом, если учитывать появление новых игроков в лице стран-членов БРИКС.
Кроме того, после возникновения гигантских концернов исчезло множество компаний «второго эшелона», которые не могут конкурировать с компаниями вроде Lockheed Martin, но способны предлагать инновационные и нестандартные решения в сфере оборонных технологий. К тому же сократилось количество рабочих мест в ОПК при том, что не всем военным инженерам легко применить свои навыки в гражданском секторе.
За последние двадцать лет мировой рынок торговли оружием претерпел серьезные изменения, а вместе с ним изменились и оборонные компании. Пытаясь сохранить конкурентоспособность и научный потенциал собственных военно-промышленных предприятий, государства столкнулись с неэффективностью созданных ими же «гигантов» и ростом цен на вооружения. Разумеется, «кто не кормит свою армию, тот кормит чужую», но кормить сегодня становится все дороже.
Данные по оборонным компаниям: The SIPRI Top 100 arms-producing and military services companies in the world excluding China, 2013. Stockholm International Peace Research Institute. 2014 December 15
- Никита Ломов управляющий редактор журнала Politica Externa, студент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
- http://politicaexterna.ru/post/105274885286/defense
- Alex Beltyukov / Wikimedia Commons
Информация