Providing the population with food during the Great Patriotic War

Providing the population with food during the Great Patriotic War

Not for nothing, the party organs called the issue of supplying bread "political." The fact is that the presence or absence of bakery products in stores was for citizens a kind of indicator of the situation in the country. If, for example, there was not enough milk, matches, or salt, but there was still enough bread, then the situation was not critical. Products such as cereals, cereals, salt and sugar, usually the population always kept in reserve. Bread is a perishable product, you have to buy it every day. Therefore, its absence in the store was perceived as a harbinger of hunger, with all the ensuing consequences. On the other hand, people attributed this situation to the fact that the situation in the country and in particular at the front is bad. Disruptions in the supply of bread began as early as the end of July 1941. This immediately affected the mood of the population, panic began, some workers even refused to go to work.



In the 30-s in the USSR, food was never in abundance, as indeed in other times, and with the onset of World War II, the situation began to deteriorate further. Therefore, a card distribution system was gradually introduced. In the capital, it was introduced in the first month of the war. On July 16, the Moscow City Commerce Department signed an order No. 289 on the introduction of cards for certain products and manufactured goods in the city of Moscow. Then July 18 cards were introduced in Leningrad and surrounding cities. The chairmen of the executive committees of district councils were assigned the task of “explaining to workers the importance of the card system for organizing an uninterrupted supply of the population.

In August 1941, the chronic shortage of bread and other products began to be felt in almost all cities of the Soviet Union. Cards were introduced from food products to bread, cereals, sugar, butter, meat, fish, confectionery; and from manufactured goods - on soap, shoes, fabrics, sewing, knitted and hosiery goods. Supply rates were set depending on the availability (including production) of certain goods and were differentiated by population groups depending on the nature and importance of the work performed. But there were exceptions. Once in the category of "drummers" and "Stakhanovites", one could get additional coupons. They were also received by workers from hot shops, donors, sick and pregnant women.

Cards and coupons themselves created a wide field for fraud and speculation. In the first months of the war, there was no proper control over the work of the institutions and the house administrations for issuing cards, various kinds of abuse began, food stores operated uncontrollably. “Erroneously issued or fraudulently received cards led to additional consumption of food, and in the conditions of a siege of the city this is tantamount to a backstab. However, the egoists, in the worst sense of the word, fabricated false references, fraudulently, where possible, received additional cards. Ways to illegal acquisition of them invented a variety. Some house managers, in collusion with the janitors, wrote cards to fictional persons; cards returned by tenants to people who left or died in some cases were appropriated by dishonest workers in house administrations, at enterprises. They used every omission of the management of the registration and issuance of ration cards ... The card was more valuable than money, more precious than the paintings of great painters, more valuable than all other masterpieces of art ”(Pavlov DV, Leningrad in the Blockade, L., Lenizdat, 1985 g. , pp. 107).

In addition, the cards were stolen by the workers of the printing house on which they were printed. All this forced the leadership of Leningrad, headed by Zhdanov, to take action. First, the issuance of one-off coupons was prohibited. Secondly, the cards were requested to be issued only after thorough verification of primary documents. Thirdly, it was decided to strengthen the cadre of workers on accounting cards "best people" and the Communists. In order to prevent the use of fake cards, the Leningrad City Executive Committee made a decision from 12 to 18 of October to conduct a massive re-registration of the issued pro-cards for October. The attackers picked up paper, paint and calligraphy, making fake cards by hand. In stores with dim lighting of the lamp or the flickering light of oil coolers, it was often difficult to distinguish fakes from originals. But there was a catastrophic shortage of people, so the event was ordered to be carried out by all the same house authorities and enterprises that had previously issued these cards. As a result, they simply put the stamp "Re-registered".

"However, this gave a certain result. In October, 97 cards were issued a thousand less than in the previous month. But this figure also includes those who died as a result of bombardments and artillery bombardments, as well as those evacuated through Lake Ladoga. With the total number of cards issued in the city 2,4 million, the difference was not that big. So the situation as a whole hasn't changed. " (Ibid. 108).


In Leningrad, explosions thundered every day and fires blazed, air-raid sirens howled. If the cards were lost, the district offices were to issue new ones. But the "fashion" for lost cards began to grow like a snowball. “Escaping from shelling, I lost it”, “Cards remained in the apartment, and the house was destroyed”, “Stolen in the turmoil”, etc. - The reasons that citizens indicated in the statements. “If district bureaus issued new 4800 lost cards in October, then in November, around 13 000. In December, enterprising St. Petersburg people“ lost ”thousands of cards in 24. As a result, the government also reacted in a Soviet way: it was simply forbidden to issue cards again. this was possible only in rare cases, and almost after the personal order of Zhdanov. In addition, the practice of attaching citizens to certain shops was introduced, and additional stamps like “Prodmag No. XXUMX” appeared on the cards. " (Zefirov M.V. Degtev, D.M. “Everything for the front? How victory was forged,” AST Moscow, 31, with 2009).

Of course, all these measures somewhat reduced and complicated the illegal receipt of cards. But the most enterprising people in the autumn months managed to create some food supply, which allowed many of them not only to survive the disastrous blockade winter, but also to speculate on food on the market. So honest citizens, who completely entrusted their fate to the state, suffered the most.

In the markets, food prices were high: milk - 4 rubles. liter, meat - 26-28 rub., eggs - 15 rub., oil - 50 rub., but for such money it was not easy to buy - huge queues lined up. Often there were no vegetables in the bazaars, even potatoes and cabbage. The strict city authorities, under pressure from public opinion, ordered the collective farmers to establish "firm prices" for food. It seemed that the buyer’s cherished dream would soon come true. From now on, the milk should have cost no more than 2 rubles. 50 cop., Meat - 18 rub. etc. However, the peasants responded to this in their own way — they destroyed the food and simply ran away from the bazaars. As a result, the markets were empty, and by August 1941 trade continued only with berries and mushrooms, for which no fixed prices were set. Milk, eggs, butter and meat almost completely disappeared.

On September 1, by government decree, a rationing system for products was introduced everywhere. However, while it concerned only bread, sugar and confectionery. Norms and cards for other products appeared later. The entire population was divided into two categories. 1 has included workers in the military, oil, metallurgical, machine-building, chemical industries, workers in power stations, railway and sea transport, etc. The 2 group includes workers and engineers, employees of other industries and all others who were not included in the first category. . He established the following daily allowance for bread and sugar:



However, the same decree allowed local authorities in parallel with the card distribution to trade in bread without cards at elevated prices. In fact, the card system coexisted in parallel with commercial trade. As far as bread was a political product, the events of 1943 fall say. As a result of the Luftwaffe summer raids on the cities of the Volga region, sending grain to the areas liberated from the Germans and poor harvest, the state almost everywhere had to reduce the bread ration rates on cards in November. On average, from 800 to 600 grams per day for the 1 category of citizens.

As a result, the population began to show massive discontent. According to the NKVD, in December there were the following statements of citizens, similar to the statements of the mechanic of the flight test station of the aircraft plant No. XXUMX Kiryasov: "Comrade Stalin said that the war will soon end, so why do they lower the norms, it means that the war will continue for a long time, the people and so hungry, and then bread is taken away, many people will swell and die. " Or an employee of the planning department of the ammunition plant No. XXUMX Vaganova: “So you’re winning, giving back the cities again, lowering the standards for bread, and soon, apparently, they won’t give, that’s not the best things on the front.” (Ibid. 21).


In the future, they also refused to regulate the prices of products on the markets. It was a major victory for the peasants over the Soviet regime! The kolkhoz farmers simply lost the profit they had received lately in prices that rose four to five times compared with the pre-war ones. So, a liter of milk in October 1941 was already worth 10 rubles instead of two rubles in June. But even behind such an expensive product, it was now necessary to stand in line for 2-3 hours. There were also long lines in commercial stores. After analyzing the situation, the state soon decided, apparently, that people have too much cash. Therefore, December 30 1941 was introduced the so-called "military tax", constituting 12% of salary.

"It was winter ahead, but in the meantime, due to the lack of labor in agriculture, they didn’t manage to harvest 1941. The prospect of famine started to melt. Party authorities decided to throw everyone who could to harvest. September, the Gorky Regional Party Committee 26 of September ordered" to attract as a labor service for harvesting agricultural crops, all able-bodied rural population, including students of both sexes, as well as the population of cities and urban-type settlements, but not to the detriment of the work of state institutions and enterprises. ”District Party Committees and were obliged to clarify this decree to the population and ensure its access to the harvest. " (Ibid. 334).

At the end of 1941, cards were entered for fish, cereals, meat, and pasta. Meat, on average in the country, relied only 1,2 kg per person per month. Then, in 1942, many cities introduced rationing for the sale of kerosene and salt to the public. Often, the shortage of products in the stores was explained not only by the conditions of wartime, but also by the fact that for various reasons they did not reach the counters, but “miraculously” turned out to be on the markets at fabulous prices. The cost of one loaf first came to 200-250, and later to 400 rubles! At the same time, the salary of a skilled worker at a military factory was 800 rubles per month. Slightly more - the rate in 1080 rubles - had a professor. But after all, there were also absolutely miserable salaries. So, technicals and cloakroom attendants received all 100-130 rubles. At the same time, the price of, for example, a kilogram of carrots in the bazaars in May 1942 reached almost 80 rubles!

Police officers regularly carried out operational activities for the removal of speculative bread, established ways of its receipt in the markets. Sometimes even had to spy on bread vans. The shortage of bread and other food, of course, was due not only to its actual absence. Theft of grain occurred in the countryside. "In some collective farms, the administration and other workers managed to plunder 50% of the crop. At the same time, the yields were artificially underestimated. The lower the yield per hectare was, the more wheat was stolen ... In November, the 1943 five-year collective farm was exposed to 2. In fact, filling in the “bins of the Motherland” only for 250-260 centners of grain, the management entered 400 centners into reports. With the Zagotzerno base, fictitious advance receipts for grain acceptance were written ... Ordinary collective farmers, puffed with hunger, dragged less But it was precisely they who were caught most of all. Thus, one resident of the town of Lyskovo worked in a grain warehouse, shoveling wheat. When tired of looking at this abundance with hungry eyes, she sewed two secret pockets to the skirt and carried several pieces of grain into them. the woman was caught and received three years in prison, despite the fact that she had three young children in her care. " (Ibid. 336-337).

Despite all the measures taken to avoid hunger failed. Of course, he didn’t have the tragic features of besieged Leningrad everywhere, but he was still felt both in large cities and in the countryside. First of all, people received less bread, which was aggravated by the shortage of other products. The constant shortage of food made the citizens "part-time" to become peasants. All lawns and flower beds near houses in the spring of 1942 were sown with potatoes and cabbage. Who did not have time to seize the land in the city, received officially or occupied the plantations in the suburbs. It was also possible to rent land from collective farms bordering the city. Some citizens hired in collective farms for seasonal work for bread. In general, they survived as best they could. All this, of course, could not but affect the health of people ...

Inflation during the war reached enormous proportions. This is evidenced by rising prices for basic foodstuffs. If in January 1942 a kilogram of potatoes in the markets of Gorky cost 1 rubles on average. 60 cop., Then in a year - already 12, and in January 1943 - 40 rub.! The cost of a kilogram of fresh cabbage has grown from 3 rubles. 70 cop in January 1941 to 20 rubles in January 1942, and a year later doubled. The bow went up with 3 rub. 50 cop up to, respectively, 14 and 78 rubles. A dozen eggs in January 1941 cost 16 rubles on average, 1942 rubles in January 52, and 1943 rubles in January 190! But the most record was the increase in prices for animal and vegetable oil, milk and meat (rubles / kg):



Thus, the highest food prices occurred at the end of 1942, the beginning of 1943, then there was a decline for some products, but the increase in prices still remained high compared to the beginning of the war. Most striking is the rise in prices for butter and milk, which have risen in price for a specified period 14 times! However, only essential goods were mentioned here, and there were many others in short supply. For example, champagne for 1943 has risen in price on average to 160 rubles per liter. But the most expensive product, which overtook all the "competitors", of course, was vodka. The cost of one bottle on the market by the middle of the war reached an astronomical sum of 1000 rubles! That is, even the monthly salary of a skilled worker was not enough to buy it. But once such a price was established, it means there was demand.

Not only food was in short supply - there were always not enough industrial goods. Professor Dobrotvor describes an interesting case, he saw 3 on June 1942 in the center of Gorky: “A wild picture near a department store. Today they give out woolen matter. It is a menagerie of speculators of every kind. RUB. A brawl near a shop. 900 militiamen, but not for order, but also to receive material. Orgy of speculation and cronyism. Terribly honest man. " ("Not to be forgotten. Pages Nizhny Novgorod stories 1941-1945 years ”, N. Novgorod, 1995 g., P. 528).

The most hungry in the USSR were the 1944-1946's. This then in feature films and literature, the spring of the victorious 45 of the year will be depicted as an optimistic and happy time. Here are excerpts from the letters of students of the Rabotkin Agricultural Technical School, the contents of which became known even at the highest level. In particular, the information reached the deputy chairman of the Soviet government, Mikoyan A.I. Starving students wrote:

"11.4.45 d. ... Since 1, the numbers in the technical school did not give even a single bread, all the students came down, some began to swell. The classes stopped, but they did not give vacations. Everyone was very weak.
9.4.45 G. ... Absolutely weak. Now 9 is already a number, but we have not been given bread even once, we do not know when it will be. And besides, we have neither potatoes, nor money, the “kaput” has come.
10.4.45 g. ... 13 days live without bread. In our group, two girls are swollen. There is no firewood in the technical school, there is no water either, in connection with this breakfast happens at lunch — one beet root, and lunch at dinner, dinner does not happen at all. In the college now such a mess, such excitement, the students are rioting with might and main.
11.4.45 ... Bread was not given a single gram since April 1. Students can not even walk, and lie on the bed barely alive. Now we are not learning and not working, we are sitting in our room. When they will give bread, it is not known. "(Zefirov, MV Degtev, DM,“ Everything for the front? How victory was forged, in fact, ”AST Moscow, 2009, with 342).
Originator:
http://otvoyna.ru
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Снабжение населения продуктами питания во время Великой Отечественной войны

Снабжение населения продуктами питания во время  Великой Отечественной войны

Неспроста партийные органы называли вопрос снабжения хлебом "политическим". Дело в том, что наличие либо отсутствие в магазинах хлебобулочных изделий являлось для граждан своеобразным показателем ситуации в стране. Если, например, не хватало молока, спичек или соли, но еще имелся в достатке хлеб – значит, положение не было критическим. Такие продукты, как крупы, каши, соль и сахар, обычно население всегда держало про запас. Хлеб же продукт скоропортящийся, его надо покупать каждый день. Поэтому отсутствие его в магазине воспринималось как предвестник голода со всеми вытекающими последствиями. С другой стороны, люди связывали эту ситуацию с тем, что дело в стране и в частности на фронте плохо. Перебои с поставками хлеба начались уже в конце июля 1941 г. Это сразу же повлияло на настроения населения, началась паника, некоторые рабочие даже отказывались выходить на работу.

Снабжение населения продуктами питания во время  Великой Отечественной войны

В 30-е годы в СССР продовольствие никогда не было в избытке, как впрочем, и в другие времена, а с началом Великой Отечественной войны ситуация стала еще более ухудшаться. Поэтому постепенно была введена карточная система распределения. В столице она была введена уже в первый месяц войны. 16 июля отдел торговли Моссовета подписал распоряжение № 289 о введении карточек на некоторые продукты и промтовары в городе Москва. Затем 18 июля карточки были введены в Ленинграде, и окрестных городах. На председателей исполкомов райсоветов возлагалась задача "разъяснить трудящимся значение карточной системы для организации бесперебойного снабжения населения".


В августе 1941 г. хроническая нехватка хлеба и других продуктов стала ощущаться практически во всех городах Советского Союза. Из продуктов питания карточки вводились на хлеб, крупу, сахар, масло, мясо, рыбу, кондитерские изделия; а из промтоваров – на мыло, обувь, ткани, швейные, трикотажные и чулочно-носочные товары. Нормы снабжения устанавливались в зависимости от наличия (с учетом производства) тех или иных товаров и были дифференцированы по группам населения в зависимости от характера и важности выполняемой работы. Но были и исключения. Попав в категорию "ударников" и "стахановцев", можно было получить дополнительные талоны. Их также получали рабочие горячих цехов, доноры, больные и беременные женщины.

Карточки и талоны сами по себе создавали широкое поле для мошенничества и спекуляции. В первые месяцы войны не было установлено должного контроля за работой учреждений и домоуправлений по выдаче карточек, начались различного рода злоупотребления, бесконтрольно работали продовольственные магазины. «Ошибочно выданные или обманно полученные карточки приводили к дополнительному расходованию продуктов питания, а в условиях осады города это равносильно удару в спину. Однако эгоисты, в худшем смысле этого слова, фабриковали ложные справки, мошеннически, где удавалось, получали дополнительные карточки. Пути к незаконному приобретению их изобретали самые различные. Некоторые управдомы в сговоре с дворниками выписывали карточки на вымышленных лиц; возвращаемые жильцами карточки на выбывших или умерших людей в ряде случаев присваивались нечестными работниками в домоуправлениях, на предприятиях. Они использовали каждое упущение управления по учету и выдаче продовольственных карточек... Карточка была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства» (Павлов Д.В. «Ленинград в блокаде», Л., Лениздат, 1985 г., с. 107).

Кроме этого, карточки воровали работницы типографии, на которой они печатались. Все это заставило руководство Ленинграда во главе со Ждановым принять меры. Во-первых, выдача разовых талонов была запрещена. Во-вторых, карточки потребовали выдавать только после тщательной проверки первичных документов. В-третьих, было решено укрепить кадры работников по учету карточек "лучшими людьми" и коммунистами. С целью пресечь использование фальшивых карточек Ленинградский горисполком принял решение с 12 по 18 октября провести массовую перерегистрацию выданных продкарточек на октябрь. Злоумышленники подбирали бумагу, краски и каллиграфически, от руки изготовляли фальшивые карточки. В магазинах при тусклом освещении лампы или мерцающем свете коптилок часто трудно было отличить фальшивки от подлинников. Но людей катастрофически не хватало, поэтому мероприятие поручили проводить все тем же домоуправлениям и предприятиям, которые ранее эти карточки и выдали. В итоге на них просто ставили штамп "Перерегистрировано".

"Однако определенный результат это дало. В октябре было выдано на 97 тысяч карточек меньше, чем в предыдущем месяце. Но в эту цифру также входят погибшие в результате бомбардировок и артобстрелов, а также эвакуированные через Ладожское озеро. При общем числе выданных карточек по городу в 2,4 млн. штук, разница была не такая уж большая. Таким образом, ситуация в целом не изменилась". (Там же с.108).

Снабжение населения продуктами питания во время  Великой Отечественной войны

В Ленинграде каждый день гремели взрывы и полыхали пожары, выли сирены воздушной тревоги. При утере карточек районные бюро должны были выдавать новые. Но "мода" на потерянные карточки стала расти, как снежный ком. "Спасаясь от обстрела, утерял", "Карточки остались в квартире, а дом разрушен", "Украли в суматохе" и т.п. – причины, которые указывали граждане в заявлениях. "Если в октябре районные бюро выдали взамен утерянных 4800 новых карточек, то в ноябре – уже около 13 000. В декабре предприимчивые питерцы "утеряли" уже 24 тысячи карточек. В итоге государство отреагировало тоже по-советски: повторную выдачу карточек просто запретили. Сделать это можно было лишь в редких случаях, да и то чуть ли не после личного приказа Жданова. Кроме того, вводилась практика прикрепления граждан к определенным магазинам, а на карточках появились дополнительные штампы типа «Продмаг №31» ". (Зефиров М.В. Дёгтев Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», «АСТ Москва», 2009 г., с 330).

Конечно, все эти меры несколько сократили и усложнили незаконное получение карточек. Но наиболее предприимчивые люди за осенние месяцы успели создать некоторый запас продовольствия, который позволил многим из них не только пережить гибельную блокадную зиму, но и спекулировать продуктами питания на рынке. Так что больше всего пострадали как раз честные граждане, всецело доверившие свою судьбу государству.

На рынках цены на продукты держались высокие: молоко – 4 руб. литр, мясо – 26-28 руб., яйца – 15 руб., масло – 50 руб., но и за такие деньги его было не просто купить – выстраивались огромные очереди. Часто на базарах не было и овощей, даже картофеля и капусты. Строгие городские власти под давлением общественного мнения приказывали колхозникам установить "твердые цены" на продукты. Казалось, что скоро сбудется заветная мечта покупателя. Молоко отныне должно было стоить не более 2 руб. 50 коп., мясо – 18 руб. и т.д. Однако крестьяне отреагировали на это по-своему, – уничтожили продукты и попросту сбежали с базаров. В итоге рынки опустели, а торговля к августу 1941 г. продолжилась только ягодами и грибами, на которые твердых цен не установили. Молоко, яйца, масло и мясо практически исчезли полностью.

1 сентября постановлением правительства карточная система распределения продуктов была введена повсеместно. Правда, пока это касалось только хлеба, сахара и кондитерских изделий. Нормы и карточки на другие товары появились позднее. Все население делилось на две категории. В 1-ю вошли рабочие военной, нефтяной, металлургической, машиностроительной, химической промышленности, работники электростанций, железнодорожного и морского транспорта и др. Во 2-ю группу – рабочие и ИТР, служащие других отраслей промышленности и все остальные, не вошедшие в первую категорию. Им были установлены следующие дневные нормы отпуска хлеба и сахара:

Снабжение населения продуктами питания во время  Великой Отечественной войны


Однако это же постановление разрешало местным властям параллельно с карточным распределением вести торговлю хлебом без карточек по повышенным ценам. Фактически карточная система сосуществовала параллельно с коммерческой торговлей. Насколько хлеб был политическим продуктом, говорят события осени 1943 г. В результате летних налетов Люфтваффе на города Поволжья, отправки зерна в освобожденные от немцев районы и плохого урожая, государству в ноябре почти повсеместно пришлось пойти на снижение норм выдачи хлеба по карточкам. В среднем – с 800 до 600 граммов в день для 1-й категории граждан.

В результате население стало проявлять массовое недовольство. По данным органов НКВД, в декабре имели место следующие высказывания граждан, подобные высказыванию механика летно-испытательной станции авиазавода №21 Кирясов: "Товарищ Сталин сказал, что войне скоро будет конец, так почему же убавляют нормы, значит, война будет продолжаться долго, народ и так голодает, а тут еще хлеб отнимают, многие люди будут пухнуть и умирать". Или сотрудницы планового отдела завода боеприпасов №558 Вагановой: "Вот тебе и победа, города опять отдаем, нормы на хлеб снизили, и скоро, по-видимому, давать не будут, значит, дела на фронте не из блестящих". (Там же с. 341).

В дальнейшем отказались и от регулирования цен на продукты на рынках. Это была крупная победа крестьян над советской властью! Недополученную же за последнее время прибыль колхозники просто заложили в цены, которые выросли в четыре-пять раз по сравнению с довоенными. Так, литр молока в октябре 1941 г. стоил уже 10 рублей вместо двух рублей в июне. Но и за таким дорогим продуктом теперь надо было стоять в очереди по 2-3 часа. В коммерческих магазинах пока тоже стояли большие очереди. Проанализировав ситуацию, вскоре государство решило, видимо, что у людей слишком много наличности. Поэтому 30 декабря 1941 г. был введен так называемый "военный налог", составлявший 12% от зарплаты.

"Впереди была зима, а между тем из-за нехватки рабочих рук в сельском хозяйстве убрать урожай 1941 г. не успели. Замаячила перспектива голода. Партийные власти решили бросить на уборку всех кого только можно. Так, Горьковский обком партии 26 сентября приказал «привлечь в порядке трудовой повинности для уборки сельскохозяйственных культур все трудоспособное сельское население, в том числе учащихся обоего пола, а также население городов и поселков городского типа, однако не в ущерб работе госучреждений и предприятий». Районные комитеты партии были обязаны разъяснить данное постановление населению и обеспечить его выход на уборку урожая". (Там же с. 334).

В конце 1941 г. были введены карточки на рыбу, крупы, мясо и макароны. Мяса, в среднем по стране, полагалось всего 1,2 кг на человека в месяц. Затем в 1942 г. во многих городах ввели нормирование на продажу населению керосина и соли. Нередко дефицит продуктов в магазинах объяснялся не только условиями военного времени, но и тем, что они по разным причинам не доходили до прилавков, а "чудесным образом" оказывались на рынках по баснословным ценам. Стоимость одной буханки сначала дошла до 200-250, а позднее и до 400 рублей! При этом зарплата квалифицированного рабочего на военном заводе составляла 800 рублей в месяц. Чуть больше – ставку в 1080 рублей – имели профессора. Но ведь существовали и совершенно мизерные оклады. Так, технички и гардеробщицы получали всего 100-130 рублей. В тоже время цена, к примеру, килограмма моркови на базарах в мае 1942 г. достигла почти 80 рублей!

Сотрудники милиции регулярно проводили оперативные мероприятия по изъятию спекулятивного хлеба, устанавливали пути его поступления на базары. Порой приходилось даже вести слежку за хлебными фургонами. Нехватка хлеба и другого продовольствия, безусловно, объяснялась не только его фактическим отсутствием. Хищения зерна происходили и на селе. "В некоторых колхозах администрация и прочие работники умудрялись расхищать по 50% урожая. При этом показатели урожайности искусственно занижались. Чем меньше указывалась урожайность с гектара, тем больше пшеницы было украдено… В ноябре 1943 г. был разоблачен колхоз им. 2-й пятилетки. Фактически отсыпая в "закрома Родины" только по 250-260 центнеров зерна, руководство вписывало в отчеты 400 центнеров. Базой «Заготзерно» выписывались фиктивные авансовые квитанции на приемку зерна… Рядовые колхозники, пухшие от голода, тащили поменьше, кто сколько мог. Но именно их чаше всего и ловили. Так, одна жительница города Лысково работала на складе зерна, перелопачивая пшеницу. Устав глядеть голодными глазами на это изобилие, она пришила к юбке два потайных кармана и выносила в них по нескольку щепоток зерна. Несчастная женщина была поймана и получила три года лишения свободы, несмотря на то, что на ее попечении находились трое малолетних детей". (Там же с. 336-337).

Несмотря на все принятые меры, избежать голода не удалось. Он, конечно, не везде имел трагические черты блокадного Ленинграда, но все же ощущался как в крупных городах, так и в сельской местности. В первую очередь люди недополучали хлеба, что усугублялось нехваткой и других продуктов. Постоянная нехватка продовольствия заставила горожан "по совместительству" стать крестьянами. Все газоны и клумбы возле домов весной 1942 г. были засеяны картошкой и капустой. Кто не успел захватить участок в городе, получал официально или занимал сам плантации в пригородах. Можно было также арендовать землю у граничащих с городом колхозов. Некоторые граждане нанимались в колхозы на сезонную работу за хлеб. В общем, выживали, как могли. Всё это, конечно, не могло не сказаться на здоровье людей…

Инфляция в годы войны достигла огромных масштабов. Об этом свидетельствует рост цен на основные продукты питания. Если в январе 1942 г. килограмм картофеля на рынках Горького в среднем стоил 1 руб. 60 коп., то через год – уже 12, а в январе 1943 г. – 40 руб.! Стоимость килограмма свежей капусты выросла с 3 руб. 70 коп. в январе 1941 г. до 20 рублей в январе 1942 г., а через год возросла еще вдвое. Лук подорожал с 3 руб. 50 коп. до соответственно – 14 и 78 рублей. Десяток яиц в январе 1941 г. в среднем стоил 16 руб., в январе 1942 г. – 52 руб., а в январе 1943 г. – уже 190 руб.! Но самым рекордным был рост цен на животное и растительное масло, молоко и мясо (руб./кг.):

Снабжение населения продуктами питания во время  Великой Отечественной войны


Таким образом, наиболее высокие цены на продовольствие имели место в конце 1942 г. – начале 1943 г. Затем по некоторым товарам наметилось снижение, но по сравнению с началом войны рост цен все равно остался высоким. Больше всего поражает рост цен на сливочное масло и молоко, подорожавшие за указанный период в 14 раз! Впрочем, здесь были упомянуты только товары первой необходимости, а в дефиците были и многие другие. Например, шампанское к 1943 г. подорожало в среднем до 160 рублей за литр. Но самым дорогим продуктом, обогнавшим всех «конкурентов», конечно же, была водка. Стоимость одной бутылки на рынке к середине войны достигала астрономической суммы в 1000 рублей! То есть даже месячной зарплаты квалифицированного рабочего было недостаточно, чтобы купить ее. Но раз установилась такая цена, значит, был и спрос.

В дефиците были не только продукты питания – постоянно не хватало и промтоваров. Профессор Добротвор описывает интересный случай, увиденный им 3 июня 1942 г. в центре Горького: "Дикая картина около универмага. Там сегодня выдают шерстяную материю. Это зверинец спекулянтов всякого рода. Один купил отрез на костюм за 900 руб. и тут же продал за 3500 руб. Около магазина драка. 50 милиционеров, но не для порядка, а чтобы тоже получить материал. Вакханалия спекуляции и блата. Жутко честному человеку". («Забвению не подлежит. Страницы нижегородской истории 1941-1945 годы», Н. Новгород, 1995 г., с. 528).

Наиболее голодными в СССР стали 1944-1946 гг. Это потом в художественных фильмах и литературе весну победного 45-го года будут изображать оптимистическим и счастливым временем. Вот выдержки из писем учащихся Работкинского сельскохозяйственного техникума, о содержании которых стало известно даже на самом высшем уровне. В частности, информация дошла до заместителя председателя советского правительства Микояна А.И. Изголодавшиеся учащиеся писали:

"11.4.45 г. ...Начиная с 1 числа, в техникуме не давали ни разу хлеба, все студенты слегли, некоторые начали опухать. Занятия прекратились, но отпуска не дают. Все очень ослабли.
9.4.45 г. ...Совершенно ослабли. Вот уже 9 число, но нам хлеба еще не давали ни разу, не знаем когда будет. Да притом у нас нет ни картошки, ни денег, пришел «капут».
10.4.45 г. ...13 дней живем без хлеба. В нашей группе две девушки опухли. Дров в техникуме нет, воды тоже, в связи с этим завтрак бывает в обед – одна свеклина, а обед – в ужин, ужина совсем не бывает. В техникуме сейчас такой беспорядок, такое волнение, студенты вовсю бунтуют.
11.4.45 г. ...Хлеба не давали ни грамма с 1 апреля. Студенты даже не могут ходить, а лежат на постели еле живые. Сейчас мы не учимся и не работаем, сидим в своей комнате. Когда будут давать хлеб, неизвестно". (Зефиров М.В. Дёгтев Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», «АСТ Москва», 2009 г., с 342).
Первоисточник: http://otvoyna.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Taratut 31 октября 2012 10:13
    Хорошая статья, спасибо. Только местным сталинистам эта тема малоинтересна.
    Taratut
    1. klimpopov 31 октября 2012 10:20
      Я вам больше скажу, карточки и проблемы со снабжением переодически возникали вплоть до развала СССР, по моему в 1986 опять ввели карточки. командная экономика.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня