Tukhcharskaya Calvary of the Russian outpost

Tukhcharskaya Calvary of the Russian outpost

September 1999 of the year. Dagestan. Already a month, as the flames of the "liberation" war unleashed in the mountains of the Botlikh, Tsumadinsky and Buynaksky districts are blazing. She descended from neighboring Chechnya unexpectedly and insidiously.

There is a war in the mountains, and here, to the north, in the Novolaksky district is relatively calm. On the eve, however, the militia commander shared information that several thousand militants had gathered on that side, but somehow they could not believe that such forces were gathered behind the green, peaceful hills. Militants already tight. Most likely, the detachment of some local field commander simply stepped up.


The chief of the small outpost, who occupied only five days ago the prevailing height on the southwestern outskirts of the village of Tukhchar, senior lieutenant Vasily Tashkin did not guess, and, coming in contact with “Top”, reported the situation to his command, adding that parties are being monitored.

In response, he was instructed to triple vigilance, to set up additional observation posts. Behind the river Aksai - Chechnya, a large village Ishkhoy-Yurt - a gangster nest. Zastava ready for battle. The position for the bemboshka is chosen successful. The trenches are equipped, the firing sectors are targeted. And the outpost garrison is not a green youth, but twelve proven fighters. Plus, the neighbors are the militias on the left and two posts of the Dagestan militia below, for reinforcement of which the Klachivists arrived - the servicemen of the operational brigade of the internal troops. Only ammunition would suffice: in addition to the BMP-2 with full ammunition, there are also PCs with seven hundred cartridges, SVD and 120 cartridges for it, an old “Kalashnikov hammer” with three hundred and sixty cartridges and four magazines from machine guns. He also has a castle grenade on a grenade launcher and four grenades each - ergadashki. Not a lot, but if anything happens, they promised to send help: the battalion is in Duchi, it is not far.
However, in war as in war.

“Tyulenev,” the sergeant called Tashkin, “The Peak” again asks for heightened vigilance. Tonight I will check posts myself!
- The night was stuffy and moonlit. Two kilometers of glowing ominous lights of the Chechen village, it smelt strongly of mint, and restless grasshoppers chattering in the grass until morning, making it difficult to listen to the silence of the night. Barely dawn, Tashkin raised the fighters having a rest and with the sniper moved to the next hill, from where, from the positions of the militia, what was happening on the adjacent side was seen much better even without optics. From here, it was clearly visible, as the Chechens, almost without hiding, wade into a shallow rivulet. Last doubts were dispelled, this is war. When the militants, reaching thick chain, became visible to the naked eye, Tashkin gave the command to open fire. A burst of machine-gun fire broke the silence, two militants ahead of them fell, and afterwards they pounded, and other barrels were thrust. Zastava took the fight when the sun barely seemed because of the mountains. The day promised to be hot.

As it turned out, the militants still outwitted the Kalachevites. For the same reasons that they didn’t take the outpost into the forehead, they struck the main forces from the rear, from the Dagestan village of Gamiyyah. Immediately I had to forget about all the carefully verified sectors of the shelling and leave the equipped position for the bemempeshki. It turned into a nomadic, causing effective damage to the enemy "Shaitan Arba". Militants realized that it was not possible to knock down the fighters from the height, and without that it was risky to enter the village. Fixed on its outskirts, near the village cemetery, they tried to get the soldiers from there. But it was not easy for them to do this.

Not less steadfastly, supported from the skyscrapers with fire, the Dagestan militiamen also fought below. But the poorly armed militiamen were forced to abandon their positions, which the militants immediately occupied.
The field commander Umar, who led the operations from neighboring Ishkhoy-Yurt, was visibly nervous. Already for the second hour, his detachment, which was part of the so-called Islamic special-purpose regiment, was actually marking time.

But an unequal battle could not last forever. The ammunition ended, the forces melted, the number of wounded increased. Here the militants have already captured one checkpoint, and then the village police department. Now they broke into the village and almost surrounded the hill. And soon they also knocked down the BMP, which only lingered more for a minute in the field of view of the enemy, aiming the moving ZIL with the bearded men. The crew of the heroic "dvushki" managed to get out, but the fire greatly burned the gunner of the machine Siberian private Alexei Polagaev. The sight of burning equipment with exploding ammunition caused the militants to triumph, distracting their attention for a while from the soldiers who continued to hold the height. But the commander, realizing that now it is not just dangerous, but also impossible, and most importantly, inappropriate, decided to leave. There was one way - down to the policemen of the second checkpoint holding the defense. Under the cover of the smoking machine, they were able to go down the hill, taking with them all the wounded. By the eighteen defenders of the now only point of resistance in the village of Tukhchar, another thirteen people were added. The Russian officer managed to save the lives of all his subordinates, taking them down the hill. On 7.30 on the morning of September 5, the connection between Vertex and Tukhchar was discontinued.

Realizing that it was not possible to destroy the feds, and at the next assault there would be casualties, the militants sent elders to the last defenders of the village who sat behind the concrete blocks:
- Militants are told to say that without weapons came out, guaranteed life.
“We won't give up,” came the answer.
There is still a chance to get out of the battle, they thought, saving life, weapons and honor. Having counted and dividing the cartridges, having brotherly embraced at last, the soldiers and policemen, covering each other with fire, rushed to the nearest houses. Wounded dragged on themselves.
Having fallen under the dense fire of militants, senior lieutenant Tashkin and four more fighters jumped into the nearest building. A few seconds before, police sergeant Abdulkasim Magomedov died here. At the same time, the half-collapsed building was surrounded, it was not possible to leave. Ammunition was running out. Militants again offer to surrender. However, they themselves do not run the risk of going on an assault on a makeshift, where only a handful of armed men have sat down. Put pressure on the psyche. Promise in case of failure to burn alive. Gasoline cooked. Give time to think. In the end, a truce is being sent, who has turned gray overnight in one day.

Did our guys hesitate at that moment? Always want to live and all. This is especially acute in the moment of calm, when you realize that life is so beautiful! And the sun, so gentle, now standing at its zenith, was so bright, so life-affirming. The day was really hot.
I did not believe the sweet speeches of the militants Vasily Tashkin. A heart-thing and some experience suggested to the officer that these nonhumans would not leave them alive. But looking at his boys, in whose eyes HOPE was read, the officer still decided and left the shelter ...


Immediately disarming the fighters, roughly pushing them with their butts in their backs, the militants drove the soldiers towards the smoking ruins of the checkpoint. Here they also soon brought the burned and wounded gunner of the BMP private Alexei Polagaev. The soldier, dressed in civilian dress, hid Gurum Dzhaparova in her house. Did not help. Local guys-Chechens told about the whereabouts of the guy to the militants. The meeting on the fate of the military was short-lived. Amir Umar ordered by a radio station "to execute Russian dogs", too many of his soldiers were put into action.

- The first brought to execution private Boris Erdneev from Kalmykia. Blade cut his throat. Residents of Tukhchara, numb with horror, watched the massacre. The fighters were defenseless, but not broken. They passed away undefeated.

They died in Tukhchara

The execution was filmed on a video camera, which impassively recorded the last minutes of the life of the soldiers. Someone takes death in silence, someone breaks out of the hands of executioners. Bravely met the death of the commander. No one asked for mercy ...
Now, near the place of execution, the Dagestani police station is located again, covering the road to the Chechen village of Galaity. Five years have passed, much has changed in relations between neighboring republics. But just as cautiously and with disbelief, the inhabitants of Tukhchara gaze in the direction of a restless and unpredictable neighbor.

No more high-rise military outposts. Instead, the Orthodox cross rises, a symbol of the eternal victory of life over death. They were thirteen, six have died, having climbed to Golgotha. Remember their names:
Vasily Vasilyevich Tashkin
Paranin Alexey Ivanovich
Lipatov Alexey Anatolyevich
Polagaev Alexey Sergeevich
Erdneev Boris Ozinovich
Kaufman Vladimir Egorovich


(The essay "Protecting Tukhchar" and the video film "Peacekeepers" of the journalist and director Vitaly Noskov were used in the preparation of the material.)

Photos of the author and from the archive of the Book of Memory
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Тухчарская Голгофа русской заставы

Тухчарская Голгофа русской заставы

Cентябрь 1999 года. Дагестан. Уже месяц, как полыхает пламя развязанной в горах Ботлихского, Цумадинского и Буйнакского районов "освободительной" войны. Она нагрянула из соседней Чечни неожиданно и коварно.

Там в горах идет война, а здесь, севернее, в Новолакском районе относительно спокойно. Накануне, правда, командир ополчения поделился информацией, что на той стороне скопилось несколько тысяч боевиков, но как-то не верилось, что за зеленеющими мирными холмами собраны такие силы. Боевикам и без того туго. Скорее всего просто активизировался отряд какого-нибудь местного полевого командира.

Начальник маленькой заставы, занявшей всего пять дней назад господствующую высоту на юго-западной окраине селения Тухчар, старший лейтенант Василий Ташкин гадать не стал и, выйдя на связь с "Вершиной", так и доложил обстановку своему командованию, добавив, что за ними с той стороны ведется наблюдение.


Тухчарская Голгофа русской заставыВ ответ получил указание утроить бдительность, выставить дополнительные наблюдательные пункты. За речкой Аксай — Чечня, большое село Ишхой-Юрт — бандитское гнездо. Застава готова к бою. Позиция для бээмпэшки выбрана удачная. Окопы оборудованы, сектора ведения огня пристреляны. Да и гарнизон заставы не зеленая молодежь, а двенадцать проверенных бойцов. Плюс соседи ополченцы слева и два поста дагестанской милиции внизу, на усиление которых и прибыли калачевцы — военнослужащие оперативной бригады внутренних войск. Хватило бы только боеприпасов: кроме БМП-2 с полным боекомплектом, есть еще ПК с семьюстами патронами, СВД и 120 патронов к ней, старенький "ручник Калашников" с трехсотшестьюдесятью патронами да по четыре магазина у автоматчиков. У него с замкомвзвода имеется еще по подствольному гранатомету да по четыре гранаты — эргэдэшки. Не густо, но в случае чего обещали прислать подмогу: батальон стоит в Дучи, это недалеко.
Впрочем, на войне как на войне.

- Тюленев, - вызвал Ташкин сержанта, - "Вершина" опять просит повысить бдительность. Сегодня ночью посты проверять буду сам!
- Ночь была душной и лунной. В двух километрах светились зловещие огоньки чеченского села, сильно пахло мятой, а в траве до утра стрекотали неугомонные кузнечики, мешая вслушиваться в ночную тишину. Едва рассвело, Ташкин поднял отдыхающих бойцов и со снайпером перебрался на соседнюю горку, откуда, с позиций ополченцев, происходящее на сопредельной стороне было видно гораздо лучше даже без оптики. Отсюда четко просматривалось, как чеченцы, почти не таясь, переходят вброд мелководную речушку. Последние сомнения развеялись, это — война. Когда боевики, идущие густой цепью, стали видны невооруженным глазом, Ташкин дал команду на открытие огня. Тишину разорвала пулеметная очередь, упали два идущих впереди боевика, а уже следом загромыхали, зататакали и другие стволы. Застава приняла бой, когда солнце едва показалось из-за гор. День обещал быть жарким.

Как оказалось, боевики все же перехитрили калачевцев. Из тех же соображений, что в лоб заставу не взять, основными силами они ударили по ней с тыла, со стороны дагестанского села Гамиях. Сразу же пришлось забыть про все тщательно выверенные сектора обстрела и оставить оборудованную позицию для бээмпэшки. Она превратилась в кочующий, наносящий эффективный урон противнику "шайтан-арбу". Боевики поняли, что сбить бойцов с высоты не удалось, а без этого входить в село было рискованно. Закрепившись на его окраине, в районе поселкового кладбища, они пытались достать солдат оттуда. Но сделать это им было нелегко.

Не менее стойко, поддержанные с высотки огнем, дрались внизу и дагестанские милиционеры. А вот плохо вооруженные ополченцы были вынуждены оставить свои позиции, которые тут же заняли боевики.
Полевой командир Умар, руководивший операций из соседнего Ишхой-Юрта, заметно нервничал. Уже второй час его отряд, входивший в состав так называемого исламского полка особого назначения, фактически топтался на месте.

Тухчарская Голгофа русской заставыНо неравный бой не мог длиться бесконечно. Кончались боеприпасы, таяли силы, возрастало количество раненых. Вот боевики уже захватили одно КПП, а затем поселковый отдел милиции. Теперь они ворвались в селение и почти окружили горку. А вскоре подбили и БМП, которая лишь на минуту больше задержалась в поле зрения противника, выцеливая переезжающий речку ЗИЛ с бородачами. Экипаж героической "двушки" успел выбраться наружу, однако огнем сильно обожгло наводчика машины сибиряка рядового Алексея Полагаева. Вид горящей техники с взрывающимся боекомплектом вызвал ликование боевиков, отвлек на некоторое время их внимание от продолжавших удерживать высоту военнослужащих. Но командир, поняв, что теперь это не просто опасно, но и невозможно, а главное, нецелесообразно, решил уходить. Путь был один — вниз к держащим оборону милиционерам второго КПП. Под прикрытием чадящей машины они смогли спуститься с горки, забрав с собой всех раненых. К восемнадцати защитникам единственного теперь пункта сопротивления в селении Тухчар добавилось еще тринадцать человек. Русский офицер сумел сохранить жизнь всех своих подчиненных, выведя их с горки. В 7.30 утра пятого сентября связь "Вершины" с заставой "Тухчар" прервалась.

Поняв, что уничтожить федералов не удалось, а при очередном штурме будут потери, к засевшим за бетонными блоками последним защитникам селения боевики направили старейшин:
— Боевики велели сказать, чтобы без оружия выходили, гарантировали жизнь.
— Сдаваться не будем, — последовал ответ.
Есть еще шанс выйти из боя, посчитали они, сохранив жизнь, оружие и честь. Пересчитав и разделив патроны, по-братски обнявшись напоследок, солдаты и милиционеры, прикрывая друг друга огнем, рванули к ближайшим домам. Раненых тащили на себе.
Попав под плотный огонь боевиков, старший лейтенант Ташкин и еще четыре бойца заскочили в ближайшую постройку. За несколько секунд до этого здесь погиб сержант милиции Абдулкасим Магомедов. В тот же момент полуобвалившееся здание было окружено, уйти не удалось. Боеприпасы были на исходе. Боевики снова предлагают сдаваться. Однако сами они не рискуют идти на штурм времянки, где засела лишь горстка вооруженных людей. Давят на психику. Обещают в случае отказа сжечь живьем. Бензин приготовили. Дают время на раздумье. В конце концов засылают парламентера, поседевшего за один день хозяина времянки.

Были ли колебания в тот момент у наших ребят? Жить хочется всегда и всем. Особенно остро это ощущается в минуту затишья, когда осознаешь, что жизнь так прекрасна! Да и солнце, такое ласковое, стоявшее теперь уже в зените, было такое яркое, такое жизнеутверждающее. День действительно выдался жарким.
Не верил сладким речам боевиков Василий Ташкин. Сердце-вещун да и кое-какой опыт подсказывали офицеру, что не оставят их в живых эти нелюди. Но глядя на своих мальчишек, в глазах которых читалась НАДЕЖДА, офицер все же решился и вышел из укрытия…

Моментально разоружив бойцов, грубо подталкивая их прикладами в спины, боевики погнали воинов в сторону дымящихся руин КПП. Сюда же вскоре привели обожженного и израненного наводчика БМП рядового Алексея Полагаева. Солдата, переодев в гражданское платье, спрятала в своем доме Гурум Джапарова. Не помогло. О местонахождении парня боевикам рассказали местные пацаны-чеченцы. Совещание о судьбе военнослужащих было недолгим. Амир Умар по радиостанции приказал "казнить русских собак", слишком много его воинов они положили в бою.

- Первым вывели на казнь рядового Бориса Эрднеева из Калмыкии. Клинком перерезали ему горло. Жители Тухчара, оцепенев от ужаса, наблюдали за расправой. Бойцы были беззащитными, но не сломленными. Они уходили из жизни непобежденными.

Тухчарская Голгофа русской заставы Тухчарская Голгофа русской заставы
Они погибли в Тухчаре

Казнь снимали на видеокамеру, которая бесстрастно зафиксировала последние минуты жизни воинов. Кто-то принимает смерть молча, кто-то вырывается из рук палачей. Мужественно встретил смерть командир. Пощады не просил никто…
Сейчас недалеко от места казни снова располагается КПП дагестанской милиции, прикрывающий дорогу в чеченский поселок Галайты. Прошло пять лет, многое изменилось в отношениях между соседними республиками. Но так же с опаской и недоверием поглядывают жители Тухчара в сторону беспокойного и непредсказуемого соседа.

Нет больше на высотке войсковой заставы. Вместо нее возвышается православный крест, символ вечной победы жизни над смертью. Их было тринадцать, шестеро приняли смерть, взойдя на Голгофу. Запомним их имена:
Ташкин Василий Васильевич
Паранин Алексей Иванович
Липатов Алексей Анатольевич
Полагаев Алексей Сергеевич
Эрднеев Борис Озинович
Кауфман Владимир Егорович


(При подготовке материала использован очерк "Защищая Тухчар" и видеофильм "Миротворцы" журналиста и режиссера Виталия Носкова.)

Фото автора и из архива Книги памяти
Автор: Роман ИЛЮЩЕНКО
Первоисточник: http://www.bratishka.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. GUR 17 октября 2011 11:41
    Ну хоть убейте .. я немогу мозгом понять .. как такое возможно в современной нашей армии, как можно так воевать ...?? Что смотришь док фильмы, что читаешь, то там кинули, то там нет горючки, то патронов, то боевики заранее были в курсе кто и где. Это же сплошное предательство, и что характерно не кто за это не понес справедливого наказания. А пацанов не вернуть.
    GUR
    1. Benzin 17 октября 2011 12:19
      эт только начало ... за сирией, ираном, еменом (пох в каком порядке ) ваша очередь ...
      1. vlbelugin 17 октября 2011 16:25
        Встретим. И не такое бывало.
      2. SAVA555.IVANOV 18 октября 2011 22:25
        "ПРЕДУПРЕЖДЁН -ВООРУЖЁН" СПАСИБО am
        SAVA555.IVANOV
    2. SAVA555.IVANOV 18 октября 2011 22:23
      МРАЗИ!!!! НЕУЖЕЛИ НЕЛЬЗЯ БЫЛО ПОМОЩЬ ПОСЛАТЬ!!!!????21 ВЕК НЕУЖЕЛИ В ШТАБЕ НЕ ЗНАЛИ О БОЕ???????? ИНТЕРЕСНО БЫЛО БЫ УЗНАТЬ ФАМИЛИИ ЭТИХ КОМАНДИРОВ-ШНИКОВ??? ВОЯКИ!!! ТОЛЬКО В МИРНОЕ ВРЕМЯ БРАВЫЕ!!! ТОЛЬКО МЫ, РАБОТЯГИ МОЖЕМ КОГДА НАМ НАДОЕСТ ПЕРЕГРЫЗТЬ ГОРЛО ВРАГУ
      SAVA555.IVANOV
    3. wxyza11 19 октября 2011 09:43
      НАДО БЫЛО ВТОРОЙ ЧЕРНОБЫЛЬ ТАМ УСТРОИТЬ. И ВСЁ БЫЛО БЫ ХОРОШО. ГОЛОВЫ БЫ РЕЗАТЬ НЕ СТИЛИ.НЕКОМУ БЫЛО БЫ ЭТО ДЕЛАТЬ.
      wxyza11
  2. Иваныч 17 октября 2011 12:03
    Вечная память героям.
    Иваныч
  3. NKVD 17 октября 2011 12:39
    Я бы воздержался называть их героями.Смерть молчаливого барана не равна смерти собаки погибщего в схватке с медведем.Прекрасно должны были осознавать по первой чеченской кампании еще кто они такие боевики.Как звереют они видя беспомощность человека.Эта история в назидание нашим солдатам,будте достойны своих дедов погибших в великую отечественную,когда погибали не побежденными с оружием в руках,их последних сил вгрызавшихся в горло врагов зубами
    1. vlbelugin 17 октября 2011 16:28
      Не надо так НКВД.
      Что бы осуждать этих солдат нужно по крайне мере быть там, рядом с ними.
      Рассуждать о героизме сидя возле компьютера по крайне мере бестактно.
    2. тюменец 17 октября 2011 17:24
      Цинично, но я полностью согласен. ТАК умирать - недостойно солдата.
      Но главное, почему они почти все так покорно приняли смерть?
      Куда смотрели отцы этих мальчишек в своё время, как воспитали
      детей, не способных на отчаянный бросок на врага? Ведь в каждой
      русской семье были или ещё есть фронтовики. Или в 90е родителям
      было не до детей? Хотя, если остыть, я видел много таких же кадров
      с первой войны, когда воевали мои ровесники. Тогда почему ?
      тюменец
  4. GurZa 17 октября 2011 13:57
    Это не просто предательство, тут деньги. Эти все войны только рады денег. Амеры устраивают такие войны на чужой войне и уничтожают чужих солдат. А наше правительство убивает наших пацанов!!!!!!
  5. mitrich 17 октября 2011 16:33
    Эта статья из "Братишки" слишком лубочная. Хотя и спасибо админам, что вспомнили о той трагедии.
    Было все проще и страшнее. И не надо было стесняться разместить видео. Детей здесь нет.
    mitrich
  6. NKVD 17 октября 2011 17:03
    vlbelugin Сегодня, 16:28 новый
    0
    Не надо так НКВД.
    Что бы осуждать этих солдат нужно по крайне мере быть там, рядом с ними.
    Рассуждать о героизме сидя возле компьютера по крайне мере бестактно.

    Был я там,такие дела знаю сидя не за компьютером.Кончились пароны что им мешало кинутся в рукопашную?Если своих чеченских ментов резали как баранов то с какой радости они расчитывали на милость и сколько было случаев в первую кампанию когда предлагали сдатся клялись мамой,аллахом что не тронут а потом резали?Нельзя оружие бросать на поле боя.Как бы не было горько но нельзя такое восхвалять.Выводы надо делать правильные
  7. mitrich 17 октября 2011 17:31
    И ВлБелугин, и НКВД правы.
    Тогда, в сентябре 1999, вторая кампания только начиналась. До этого, начиная с конца 1996, бойцов чечены воровали как курей в целях выкупа и обмена. Возможно, и тухчарский блокпост в лице офицера рассчитывал на обмен, когда сдавались. Ошибка им дорого стоила, НКВД, они за нее заплатили страшно, поэтому не стоит их осуждать. И раз Вы там были, то должны знать, что на войну, без компромиссов, тоже должен быть настрой. После Тухчара того же войска его получили, без примесей. Или я неправ?

    И еще.
    И во время первой, и второй кампаний имели место быть случаи сдачи в плен и двух групп спецназа ГРУ, и новосибирского ОМОНА с БТРом впридачу под Первомайским. Так что давайте не будем осуждать этих шестерых пацанов.
    mitrich
  8. Денис 17 октября 2011 17:36
    очередной вопрос в очередное никуда
    а что эти штабные ...яди помощь по воздуху прислать не могли?
  9. Эрик 18 октября 2011 00:11
    Видел съемку трагедии от начала до конца тем кто говорит почему мол не дрались не понимают механизмов психологии стрелять во врага когда он стреляет в тебя это одно а вот как там было это другое.
    Эрик

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня