Туманное будущее нового поколения российской военной техники

Туманное будущее нового поколения российской военной техники


Уже ясно, что поступление на вооружение российской военной техники нового поколения, такой как бронетехника на едином шасси «Армата», истребитель ПАК ФА и бомбардировщик ПАК ДА, ударный авианосец «Шторм» и эсминец «Лидер», мобильные МБР железнодорожного базирования, столкнется с огромными финансовыми, технологическими и производственными трудностями.


И обывателю понятно, что танки Т-14 массой до 60 т и БМП Т-15 массой до 50 т, не смогут заменить весь парк ОБТ семейства Т-72/90 и БМП-2/3 в силу своей дороговизны и технической сложности. На этом фоне раздаются голоса продолжить закупки танков новой постройки Т-90 последних версий и БМП-3, которые помогут загрузить заказами отечественный ВПК. Таким образом, новое поколение тяжелой бронетехники будет закуплено ограниченными сериями, исчисляемыми в лучшем случае сотнями машин. Таким образом, и в 2020-х годах костяк российской бронетехники будет представлен техникой базовой разработки 1970-х годов (впрочем, на Западе из этого расклада не делают никакой трагедии - там до сих пор не уверены, нужны ли будут такие мастодонты с чистого листа в век цифровых технологий и беспилотной/пилотируемой техники, используемой комплексно).


Четвертый летный прототип истребителя ПАК ФА - самолет Т-50-4 (бортовой номер "054"). Погоново (Воронеж), 30.05.2015
Источник: Владимир Петров / russianplanes.net


Истребитель Т-50 также подвергнут секвестру, и говорить о том, что этот самолет заменит парк тяжелых истребителей четвертого поколения, не приходится. До 2020 года будет закуплено только 12 машин опытной партии, а с 2020 года, как говорится, неизвестно, как будет себя чувствовать российская экономика – может еще дышать, или войдет в фазу глубокой гипоксии.

Решение с 2023 года возобновить строительство бомбардировщиков Ту-160 в версии М2, что бы ни говорило командование ВВС, также свидетельствует о начале переориентации с разработки нового ПАК ДА на воспроизводство машин разработки 1980-х годов. В лучшем случае, бомбардировщики ПАК ДА могут быть выпущены серией единичными экземплярами, что ставит программу в абсурдное положение.


Модель нового российского авианосца, представленная ФГУП "Крыловский государственный научный центр" . Февраль 2015г.
Источник: Александр Емельяненков/ РГ


Говорить о строительстве авианосца проекта «Шторм»с водоизмещением чуть ли не 100 тыс в отсутствии технологий в этой сфере (не говорить же о технологиях ремонта и модернизации «Адмирала Горшкова» за индийские деньги – построить дом может только строительная компания, ремонт может сделать и гражданин с дрелью, а вот «строительной компании» нет и не предвидится, не говоря уже о деньгах, которых с 2020-х годов, возможно, будет хватать разве только на латание дыр в корпусах старых фрегатов). Россказни об оснащении эсминцев проекта «Лидер» водоизмещением аж 18 тыс т ядерной энергетической установкой говорит о полном отсутствии чувства реальности у паркетных проектировщиков.


Подвижной боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) с межконтинентальными боевыми ракетами РТ-23 УТТХ
Источник: rzd-expo.ru


Разработка и развертывание МБР железнодорожного базирования это такая же бессмыслица, каким было развертывание в СССР подвижных грунтовых МБР серии «Тополь». Огромные средства были потрачены на создание инфраструктуры и закупку мобильных пусковых установок, в то время как США и сейчас держат в шахтных ПУ ракеты «Минитмен» разработки 1970-х годов. Если есть паритет, зачем платить больше? Или нынешняя Россия действительно видит себя в ядерной войне?

Россия могла бы кое-как тянуть программу модернизации ВС до 2020 года на сумму 20 трлн рублей (эта сумма в долларах на треть облегчилась, и в рублях уже сокращена), но авантюрное военное вмешательство в дела суверенной Украины и последовавшие за ним экономические, технологические и финансовые санкции со стороны Запада, серьезность которых нынешнее правление страны не могло себе и представить (импортозамещение… вот уж воистину – пока гром не грянет, мужик не перекрестится), наносит жестокий удар по ВПК.

Для того, чтобы понять, каким образом должен был развиваться отечественный ВПК и ход государственной программы перевооружения до 2020 года (ГПВ-2020), нужно откинуть «фактор Украины», то есть посмотреть с позиции, скажем, 2010 года.

Создание и принятие на вооружение бронетанковой техники на базе единой унифицированной платформы «Армата» является шагом, который не имеет логического объяснения. Когда весь танкостроительный мир ведет модернизацию техники третьего поколения и ее эксплуатацию до 2040-х годов нашлись умельцы пудрить мозги, которые решили создать технику, которая «опередила свое время» (т.е. утопию, причем недешевую). Наиболее рациональным шагом было бы оснащение армии ОБТ Т-90СМ и разработка радикально модернизированной БМП-3 с двигателем увеличенной мощности (с нынешних 450 до 800 л.с.), что позволило бы оснастить машину навесной модульной броней с увеличением массы до 40 т. Некоторые скажут, что это переработка отработки, но зачем спешить, если мы ни с кем не воюем и не планируем воевать по собственной инициативе (напоминаю, статья пишется без «фактора Украины»). Танк будущего должен иметь боевой вес в пределах 40-45 т, экипаж два человека с высокой степенью автоматизации СУО и размещением вооружения в дистанционно управляемой необитаемой башне.Это сейчас не реально? Ну так подождем, куда спешить, дождемся, когда такие технологии станут зрелыми и доступными по цене.

Принятие на вооружение до 2020 года истребителей пятого поколения Т-50 первого этапа в количестве 55 машин было бы разумным шагом, ведь это не только самолет, но и лицо авиастроительной промышленности России, причем на носу висит Индия с ее программой FGFA. Говорят, пиар, пиар… но есть некоторые сферы, где пиар нужен, чтобы уважали. А сейчас и уважать-то не за что, получается. Был шарик, и сдулся. Вероятно, минобороны РФ рассчитывает принять на вооружение самолет второго этапа, разработанного на индийские деньги, и закупать их с начала 2020-х годов. Но до этого времени, как говорится, самолет еще должен дожить, и стать последним истребителем пятого поколения в мире. А вокруг уже начнут жужжать «шестипоколенцы»…

Разработка бомбардировщика нового поколения ПАК ДА должна была вестись с полной концентрацией инженерного и производственного потенциала всей авиапромышленности России, это уже не пиар, а насущная необходимость обороны огромных пространств страны. Самолет должен был быть разработан с четырьмя бесфорсажными двигателями, созданными на основе силовой установки второго этапа истребителя ПАК ФА. Размерность и масса самолета до 120-150 т (аналог В-2) с доступными технологиями малозаметности поднял бы дальнюю авиацию России на новый качественный уровень. Таких не очень дорогих самолетов должно быть построено не меньше 200-300 для выполнения функций заменяемых Ту-95, Ту-160 и Ту-22М3. Репроизводство бомбардировщиков Ту-160 версии М2 со взлетной массой до 275 т (никто не исключает, что масса самолета в процессе воспроизводства может вырасти и до 300 т, что уже в голове не вмещается) представляется анахронизмом, который влетит в копеечку. Если РФ нужен самолет с «интересными возможностями», скажем, с возможностью запуска спутников с неведомыми пока функциями, то почему бы не вывести к тому времени парк этих самолетов из дальней авиации и передать в состав космических войск или гражданского Роскосмоса? Тем более, самолеты для такого применения нужны в единичных экземплярах, срок их службы с усилением планера велик до надоедливости.

100-тысячетонный авианосец со 100 самолетами на борту… Этот вопрос даже не будем рассматривать в виду его полной нереальности. Что касается атомных эсминцев, то даже США в незапамятные времена полностью вывели их из состава флота. Если ВМФ требуются корабли с «интересными возможностями» типа с оснащением рельсотронами и лазерным оружием, то для чего они будут нужны, ведь «матка» (суператомныйавианосец) витает только в головах, которые думками богаты. Нужно строить вертолетоносцы и эсминцы с газотурбинными двигателями, нужно знать свои возможности. Кстати, непоставка ВМФ России вертолетоносцев французской постройки лишила моряков надежды служить на кораблях, эксплуатация которых дала бы флоту большой опыт. Особенно забавно слышать крики отечественных зазнайцев, что эти корабли не нужны флоту, незачем их было покупать, а сами не могут построить даже БДК лохматого советского проекта водоизмещением 5 тыс т. Российские «Мистрали» могли выполнять роль флагманов флота, в перспективе можно было превратить их хоть в корабли-арсеналы с 500 КР на борту с мощным круговым эскортом, или использовать в качестве океанского аэродрома для посадки и взлета «летающих тарелок». Мечтай и делай, сколько влезет – платформа в океане есть. А сейчас ее нет, и мечтать не о чем.

Неизвестно с какой балды противопоставив себя США и НАТО, и выбрав стратегическим партнером маоистский Китай, который в будущем неизбежно столкнется с собственной «перестройкой», Россия мечется в разработках супероружия, каковыми, по мнению ее нынешнего руководства, являются ракетные поезда с твердотопливными МБР. Нелишне отметить, что США еще в 1960-х годах, когда возможность ядерной войны с СССР была реальностью, а не стебом в устах неумных людей, проработали эту идею и отказались от создания поездов, оснащенных МБР «Минитмен» аналогичного с «Тополями» массоразмерного класса в виду их высокой эксплуатационной стоимости и небольшой военной разумности. Их роль окончательно и бесповоротно взяли ПЛАРБ, наземный компонент в виде МБР навсегда ушел в землю в сверхукрепленные шахты. Но и сам факт существования наземных МБР становится в США вопросом, который нужно обсудить. Эти ракеты как бы приглашают противника нанести удары по территории страны. Удара по собственному дому можно избежать, создав вместо триады двухкомпонентную систему - ядерное оружие разместить на атомных подводных лодках, для которых оперативным районом является весь Мировой океан с базированием (для понимающих шутку) на Большом барьерном рифе, а для стратегической авиации аэродромом на основе ротации станет весь земной шар в лице союзников США. Конечно, не в полной мере эта идея будет реализована американцами, но дело к этому идет.

Основой величия любой современной державы является промышленность, а не зарытое в землю сырье, которого умные люди называют не достоянием, а проклятьем, ибо эти богатства отучают работать. Зачем производить свое, если можно то же самое купить на стороне? (именно так думает обезьяна, которая нашла банан, палку и камень, и рада).

Но довольно философии. Сразу возьмем быка за рога - Россия упустила второй этап модернизации своей промышленности. Нынешние апологеты сталинского режима с любой трибуны начинают драть горло о великой индустриализации, сломавшей хребет фашистской Германии. Эти крикуны забывают о том, что основой сталинской промышленности явились не крики с трибун, а закупка современных технологий и целых заводов в США и Европе. Откуда выросли цеха и станочный парк тракторных, автомобильных и авиационных гигантов, нефтехимические заводы и объекты энергетики? Правильно – оттуда.

Легкий танк М1928 фирмы «Кристи» дал знания для создания БТ-2 и Т-34, французские двигатели «Гном-Рон» стояли на бомбардировщиках ДБ-3, подводные лодки типа «С» («Средняя») были сконструированы по советскому заказу немецко-голландским КБ… Стоит ли продолжать?

Что мы имеем сегодня. После распада СССР Россия упустила уникальный шанс модернизации своей промышленности на новом технологическом этапе – цифровом, композитном и сетецентрическом. Но, к сожалению, и в 1990-е годы, и в 2000-е власти страны не утруждали себя заботой о модернизации промышленности, проедая остатки советских закромов. Но если в 1990-е страна еле удержалась на плаву, что мешало с начала нового века развернуть модернизацию промышленности? К сожалению, наших новых кормчих не интересовало ничего кроме передела сырьевых компаний, и к тому же, на радость гениальным манагерам, выросли цены на нефть.

Создали некое образование «Роснано», которое должно было стать путеводной нитью в мир новейших технологий. Но, извините, как может страна, которая не умеет производить современные телевизоры и компьютеры, сделать рывок в завтрашний день? Это похоже на заблудшего человека, который начал учить иностранный язык с попыток прочтения Шекспира на оригинале, не усвоив даже базовые грамматические конструкции англо-русского разговорника.

Китаю в этом смысле повезло. Нефть и газ не вскружили ему голову, ибо таковых у него нет. Начиная с отверточной сборки и воруя чужие технологии, страна освоила «базовую конструкцию» современных технологий и рвется вперед. Прозападно настроенное националистическое правительство Индии выдвинуло лозунг «Делать в Индии». В свое время, в 1980-х годах, эта страна начала проект истребителя «Теджас», не имея даже базовых технологий, и до сих пор мучается с ним. Видно, что урок пошел впрок.

А теперь перейдем к фазе «если бы да кабы». Если бы в 2000 году в России к власти пришел прозападно настроенный лидер с внятной промышленной политикой, и мы бы не поставили себя в роль противника Запада (как сейчас), то Россия проходила бы этап второй промышленной революции после советской. Демократической в полном смысле этого слова России были бы доступны новейшие западные технологии, о которых и сегодня может только мечтать Китай (не от хорошей жизни китайцы шарятся в компьютерных сетях ведущих западных компаний, правда ведь?). А мы бы все это имели, и внедряли в производство, и в разработку новейших образцов военной техники, и самостоятельно, и в кооперации, и с соусом, и без. Вот где была бы реализована политика «Делай в России!»

И не нужно кричать, что Запад ничего не даст России. Умная Россия в 90-х годах снабжала бы Китай оружием, но с 2000-х резко бы переменила курс на Запад, который много бы дал, лишь бы Россия не дружила с Китаем. Но этот исторический шанс упущен, руководство страны после украинской авантюры начало выть об импортозамещении, то есть об «опоре на собственные силы», которая чуть не погубила Китай в период правления сумасбродного Мао. Китай спасло десятилетие Дэна, когда страна, расчетливо поставив себя против СССР, сумела получить западные технологии и начать процесс модернизации промышленности, но в 1989 году дала промашку на Тяньаньмэни, после чего США и Евросоюз ввели эмбарго на продажу высоких технологий и вооружений. А ведь в 1978 году в Фарнборо китайский летчик выполнял ознакомительный полет на «Харриере», но купить 200-300 самолетов этого типа, как он того хотел, у Китая не было денег. А сейчас Китай со своими 4 трлн долларов ЗВР не может купить западные истребители ни за какие деньги. Если бы в 1990-е годы США предложили Китаю свои F-15, Пекин посмотрел бы в сторону Су-27? Купил бы обоих.
Первоисточник:
http://vpk.name/news/133438_tumannoe_budushee_novogo_pokoleniya_rossiiskoi_voennoi_tehniki.html
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

169 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти