Аппарат для доставки боевых пловцов «Спящая красавица» времен Второй мировой войны

Аппарат для доставки боевых пловцов «Спящая красавица» (Sleeping Beauty) был построен для британского Управления специальных операций в 1942 году как средство для атак на вражеские корабли, стоящие в портах. Его концепция была похожа на концепцию двухместных итальянских человекоуправляемых торпед «maiale» (свинья), которые использовались против британцев. Хотя была изготовлена и прямая копия maiale, названная Chariot Mk.I, «Спящая красавица» (известная также как Motorised Submersible Canoe – моторизованное подводное каноэ) была всё же всецело британской концепцией. В этом аппарате были совмещены лучшие характеристики металлических каноэ (например мореходные качества и компактность) с конструктивными решениями необходимыми для подводного плавания. Ее самая отличительная особенность заключалась в том, что аппарат был одноместным, пилот сидел в открытой кабине (мокрого типа) ближе к корме. При погружении аппарата он вынужден был надевать дыхательный аппарат. В отличие от торпеды maiale ближнего действия «Спящая красавица» не была оценена по достоинству, а ведь она была спроектирована для работы на относительно больших дальностях, для движения над и под водой использовался электродвигатель, а в качестве запасного варианта (при разрядке аккумуляторов) использовались весла и/или парус.

Аппарат для доставки боевых пловцов «Спящая красавица» времен Второй мировой войны

«Спящая красавица» никогда не привлекала того внимания, которого она заслуживает, возможно в связи с тем, что:

а) секреты хорошо охранялись долгое время


б) она не использовалась ни в одной атаке на корабли, которая была бы успешна.

Впрочем, проект имел огромное значение, поскольку это был основной аппарат для доставки пловцов многие годы после войны, практически до тех пор пока все оставшиеся изделия не выработали свой ресурс. Аппарат также принимал участие в знаменитом, но неудачном рейде австралийских Z-Force на Сингапур, который получил название Операция RIMAU (также известна как операция HORNBILL). Еще меньше известно, что он в послевоенные годы испытывался группами пловцов-подрывников американского корпуса морской пехоты и считается одним из прямых предков современных средств доставки боевых пловцов SDV (термин появился только в 60-х годах) американского флота.

Аппарат для доставки боевых пловцов «Спящая красавица» времен Второй мировой войны

Снимок «Спящей красавицы» военных лет

Фонд подводного наследия

Нельзя писать о «Спящей красавицы» не упомянув огромную работу Фонда подводного наследия. Фонд начал записывать тайную историю британских подводных аппаратов Chariot Mk.I и Mk.II и соответствующих итальянских аппаратов, поскольку связи Фонда со знаменитым подразделением боевых водолазов Decima-MAS военной поры и их послевоенным преемником – итальянским подразделением боевых пловцов COMSUBIN (Incursori) очень сильны. Это привело к проекту по сохранению и показу оставшихся экземпляров, включая Chariot Mk.II и итальянскую торпеду «maiale». Эти аппараты чрезвычайно редки, но Chariot Mk.I выжил и поэтому Фонд пошел по пути постройки рабочего экземпляра Chariot Mk.I, который вместе с реальным Mk.II выставлен в Eden Camp.

Задачей последнего проекта Фонда заключалась в постройке точной копии «Спящей красавицы». Это заняло много лет тяжелой работы и в результате была представлена блестящая копия. Конечно, у копии неизбежно отсутствует глубина реальной вещи, но усилия Фонда невероятно важны для сохранения памяти об этих аппаратах, ведь с ними связаны человеческие жизни, потерянные в той ужасной войне.

Аппарат для доставки боевых пловцов «Спящая красавица» времен Второй мировой войны

«Спящая красавица» представлена в Музее национальной истории Лондона

Аппарат для доставки боевых пловцов «Спящая красавица» времен Второй мировой войны
Аппарат для доставки боевых пловцов «Спящая красавица» времен Второй мировой войны

Роберт Хобсон и Майк Джонс из Фонда подводного наследия возле точной копии «Спящей красавицы»

Характеристики
Длина: 3,86 м (отличается у разных вариантов)
Ширина: 0,69 м
Водоизмещение: 270 кг
Скорость: 4,4 узла макс, 3,5 узла крейсерская
Дальность хода: 40 морских миль
Максимальная рабочая глубина: 15 м
Экипаж: 1 человек. Была возможность перевозить второго пловца наверху корпуса; был построен двухместный вариант

Компоновка и системы «Спящей красавицы»
Материалы Фонда подводного наследия

Аппарат для доставки боевых пловцов «Спящая красавица» времен Второй мировой войны
Аппарат для доставки боевых пловцов «Спящая красавица» времен Второй мировой войны


Использованы материалы:
www.hisutton.com
www.edencamp.co.uk
www.underwatertrust.org.uk
en.wikipedia.org
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Васёк Трубачёв 17 июня 2015 13:15
    Прототипом для аппарата, банально послужил эскимосский каяк, а не каное как утверждается в статье.
    Каное - традиционное индейское плавсредство, предназначенное преимущественно для рек, и на котором отсутствуют такие атрибуты морского каяка как:
    1.палуба
    2. предохранительная юбка для гребца.

    По этой причине на каное сомоубийственно в шторм совершить эскимосский переворот. Но благодаря юбке пропитанной моржовым жиром, каяк сохранял непотопляемость в самый суровый шторм.
  2. zubkoff46 17 июня 2015 16:21
    За статью спасибо. Вопрос по конструкции: палуба полностью закрыта, грузового отсека, скорее всего, нет. Т.е., ту же мину либо иной боевой груз с собой не взять. Разве что к леерам вдоль планширя привязать или буксировать в контейнере сзади. Чистое средство доставки пловца? Тем не менее, дальность подводного плавания внушительна.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня