Аппарат для доставки боевых пловцов «Спящая красавица» времен Второй мировой войны
«Спящая красавица» никогда не привлекала того внимания, которого она заслуживает, возможно в связи с тем, что:
а) секреты хорошо охранялись долгое время
б) она не использовалась ни в одной атаке на корабли, которая была бы успешна.
Впрочем, проект имел огромное значение, поскольку это был основной аппарат для доставки пловцов многие годы после войны, практически до тех пор пока все оставшиеся изделия не выработали свой ресурс. Аппарат также принимал участие в знаменитом, но неудачном рейде австралийских Z-Force на Сингапур, который получил название Операция RIMAU (также известна как операция HORNBILL). Еще меньше известно, что он в послевоенные годы испытывался группами пловцов-подрывников американского корпуса морской пехоты и считается одним из прямых предков современных средств доставки боевых пловцов SDV (термин появился только в 60-х годах) американского флота.
Снимок «Спящей красавицы» военных лет
Фонд подводного наследия
Нельзя писать о «Спящей красавицы» не упомянув огромную работу Фонда подводного наследия. Фонд начал записывать тайную историю британских подводных аппаратов Chariot Mk.I и Mk.II и соответствующих итальянских аппаратов, поскольку связи Фонда со знаменитым подразделением боевых водолазов Decima-MAS военной поры и их послевоенным преемником – итальянским подразделением боевых пловцов COMSUBIN (Incursori) очень сильны. Это привело к проекту по сохранению и показу оставшихся экземпляров, включая Chariot Mk.II и итальянскую торпеду «maiale». Эти аппараты чрезвычайно редки, но Chariot Mk.I выжил и поэтому Фонд пошел по пути постройки рабочего экземпляра Chariot Mk.I, который вместе с реальным Mk.II выставлен в Eden Camp.
Задачей последнего проекта Фонда заключалась в постройке точной копии «Спящей красавицы». Это заняло много лет тяжелой работы и в результате была представлена блестящая копия. Конечно, у копии неизбежно отсутствует глубина реальной вещи, но усилия Фонда невероятно важны для сохранения памяти об этих аппаратах, ведь с ними связаны человеческие жизни, потерянные в той ужасной войне.
«Спящая красавица» представлена в Музее национальной истории Лондона
Роберт Хобсон и Майк Джонс из Фонда подводного наследия возле точной копии «Спящей красавицы»
Характеристики
Длина: 3,86 м (отличается у разных вариантов)
Ширина: 0,69 м
Водоизмещение: 270 кг
Скорость: 4,4 узла макс, 3,5 узла крейсерская
Дальность хода: 40 морских миль
Максимальная рабочая глубина: 15 м
Экипаж: 1 человек. Была возможность перевозить второго пловца наверху корпуса; был построен двухместный вариант
Компоновка и системы «Спящей красавицы»
Материалы Фонда подводного наследия
Использованы материалы:
www.hisutton.com
www.edencamp.co.uk
www.underwatertrust.org.uk
en.wikipedia.org
Информация