Кристофер Пирс о конных воинах средневекового Китая

4
Что касается доспехов китайской конницы и, в частности, конских доспехов, то судить о том, какими они были, например, в IV в. нашей эры можно, основываясь на их изображении в гробнице в Тун Шоу, на границе с Кореей. Оно относится к 357 г. н.э. и там мы видим самую обычную стеганую попону. Впрочем, у китайцев появились уже самые настоящие «брони», состоявшие из пластинок с закруглением вверху, явно нашивавшихся на ткань либо кожу. В таких доспехах предстает китайский катафракт с рисунка на стене в Танг-хуанг, относящейся к 500 г. н. э. Щита у всадника нет, а копье он держит двумя руками, подобно тому, как это делали сарматы и парфяне. Удары при этом наносятся правой рукой сверху вниз, а направляют его левой. То есть стремена эти воины уже имели, но копья применяли все так же, как и в старину.

К. Пирса утверждает, что новая конница распространилась в Китае в том же IV в. н.э., а вот практика таранного удара копьями сложилась несколько позднее. А до того китайская конница продолжала использовать все те же самые алебарды и также, как и конница византийцев, выступала в качестве конных лучников, которые благодаря своим доспехам становились совершенно неуязвимыми для стрел.



Кристофер Пирс о конных воинах средневекового Китая

Каркасный шлем из Европы. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


В то время доспех всадника обычно состоял из нагрудной и наспинной деталей, скрепленных на боках и на плечах ремешками. При этом наспинная часть иногда снабжалась невысоким стоячим воротником. Панцирь внизу дополняли ламеллярные набедренники или же «юбка», закрывавшая воину ноги до колен, тогда как ламеллярные наплечники доходили ему до локтя. Но их, в отличие от Японии, применяли далеко не всегда.

Такой панцирь обычно выделывался из твердой кожи и расписывался традиционными китайскими рисунками с мордами чудовищ, чтобы устрашать противника. Цвета выбирались самые воинственные – черный и красный.

Другая разновидность китайских доспехов называлась «шнурованные диски». Их сразу можно было отличить от всех прочих по двум крупным нагрудным пластинам круглой формы, соединенных сложной системой шнуров. Возможно, что это делалось специально с целью равномерно распределить вес этих «дисков» на торсе у воина, либо это было что-то такое, чего мы не знаем, замечает К. Пирс.

Упоминаются в китайских рукописях и панцири «жун киа». «Жун» можно перевести как «мягкая сердцевина молодых оленьих рогов». То есть «жун киа» могли представлять собой обычные чешуйчатые доспехи из роговых пластинок. Причем известны такие доспехи и у тех же сарматов, пластины для которых они, по сообщениям римских авторов, вырезали из конских копыт.

К. Пирс также обращает внимание, что пластины китайских панцирей так тщательно полировались, что за свой блеск получили даже особые названия - «жей куанг» («черный бриллиант») и «минг куанг» («сверкающий бриллиант»). То есть в первом случае это могли быть пластины покрытые черным лаком, а во втором – обычная полированная сталь. Доспехи из кожи также было принято покрывать лаком или же их обтягивали узорчатыми тканями. Цвета использовались самые разные: зеленый, белый, коричневый, но красный, разумеется, преобладал, так как в Китае он являлся цветом воинов.


Пластины тибетского доспеха XIV – XVI вв. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


А вот кольчуга в Китае использовалась очень ограниченно, и в основном это были трофеи. Так в средневековых китайских документах можно найти упоминание о трофейных кольчугах из Туркестана. По мнению К. Пирса, они были слишком сложны для того, чтобы производить их в нужных масштабах и не годились для огромных китайских армий.

Шлемы выделывались из кожи и металла. Самым известным типом шлема был сегментный купол из нескольких вертикальных пластин, соединенных при помощи закрепок или ремешков, либо шнуров. Применялись и каркасные шлемы, имевшие металлический каркас, на котором закреплялись сегменты из кожи. Цельнокованые шлемы были известны, но также редко использовались. Бармица, крепившаяся к нижнему ободку шлема, могла быть и ламеллярной, и стеганой.

Оригинальной разновидностью китайских шлемов был шлем-башлык из пластинок, соединенных ремешками, который был известен в Китае еще с III в. до н.э. Украшать шлемы могли плюмажи на верхушке. Как уже отмечалось, доспехи дополнялись оплечьями и могли иметь стоячий воротник, а вот наручи трубчатой формы делались из пластин толстой лакированной кожи.


Тибетский тростниковый щит XIV – XVI вв. Диаметр 75,9 см. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Щиты у китайских катафрактов по мнению К. Пирса практически отсутствовали. Скорее всего, они мешали всаднику действовать своими длинными копьями, ну а доспехи давали ему достаточную защищенность и без него. Однако всаднические щиты из Китая все-таки были известны. Так, в Британском музее есть терракотовая статуэтка танской эпохи, изображающая воина с круглым щитом с выпуклой центральной частью. Такой щит мог быть сделан из твердой кожи, а по краю усилен оковкой и еще пятью круглыми умбонами – одним в центре и четырьмя по углам воображаемого квадрата. Обычно щиты красились в красный цвет (вселять страх в сердца врагов!), но есть упоминания и о черных, и даже расписных щитах. В Тибете, граничащем с Китаем, а также во Вьетнаме, использовались плетеные тростниковые щиты с металлическими усилениями. Могли их применять и китайцы.


Индийский щит, украшенный умбонами из горного хрусталя. Что-то похожее могли использовать и китайцы. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Хотя многие изображения попоны всадников показывают нам сплошными, не может быть сомнения, что определенные разрезы и членения на части они все-таки имели. Возможно, что чешуйчатые конские доспехи китайцев были похожи на найденные в Дура-Европос в Сирии. Но затем их начали делать состоящими из нескольких отдельных частей, что, кстати, подтверждается и находками археологов и текстами китайских рукописей. Например, в V в. в них входил налобник или маска, защита для шеи, бедер и груди, две боковины и накрупник – всего пять отдельных деталей. Грива закрывалась специальным нагривником из ткани, и на нем закреплялись завязки от защиты для шеи. И вот что интересно. У западноевропейских конских доспехов нагривник обычно был сделан из металлических пластин, то есть служил для защиты шеи от стрел, падавших сверху, тогда как у китайцев это был декоративный элемент. И, следовательно, стрел падавших сверху, они не опасались! Некоторые секции в доспехе могли отсутствовать, например боковые панели, а какие-то представлять собой одну деталь. На крупе у лошади по традиции укреплялся пышный султан из павлиньих или фазаньих перьев.

Начиная с середины VIII в. число всадников в тяжелом вооружении в армии династии Тан быстро сокращается, а выправить это положение в IX в. не удалось. Однако панцирная кавалерия просуществовала в Китае до самого монгольского нашествия, после которого вплоть до изгнания монголов из Китая, никакой собственно китайской конницы там не было вообще.

К. Пирс считает, что своим вооружением китайская аристократия была практически во всем подобна рыцарям средневековой Европы, хотя и, естественно, что между ними было немало различий в деталях. Например, в Китае уже в эпоху династии Сун, то есть в XIII в., именно всадниками уже применялось столь экзотическое оружие, как «ту хо цян» – «копье неистового огня», имевшее вид полого цилиндра, на длинном древке. Внутри него находился пороховой состав в смеси со стеклом. Из «дульной» части «ствола» вырывалось пламя, которым китайский кавалерист обжигал вражеских всадников. В китайских источниках есть упоминания, что этот вид оружия употреблялся китайской конницей уже в 1276 г.


Китайская алебарда XVIII в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Так что можно даже сказать, что всадники династий Суй, Тан и Сун не только не уступали рыцарям средневековой Европы, но и во многом их превосходили. Например, рыцари Вильгельма Завоевателя в 1066 году не имели ни доспехов из пластин, ни бронированных попон на своих лошадях. Правда у них были каплевидные щиты, тогда как китайские всадники все еще по старинке действовали копьями, которые держали двумя руками.

Как и в Европе, всадники Китая были высшей аристократией и в армии находились на положении «добровольцев», так как с VI в. покупали вооружение за свой счет. Но комплектовать армию только из добровольцев в Китае было бы немыслимо, поэтому для мужчин от 21 года и до 60 лет существовала воинская повинность, хотя служить им проходилось всего по 2-3 года. В армию зачисляли даже преступников, которые несли службу в самых отдаленных гарнизонах и среди «варваров», из вспомогательных частей, чаще всего использовавшихся в качестве легкой конницы. Ну и понятно, что легче было содержать такую армию из пеших лучников и арбалетчиков, чем тратиться на дорогостоящую конницу на могучих конях и в тяжелом вооружении.

Немаловажную роль в развитии военного дела в Китае сыграли и этические нормы Конфуция. Китайцы были дисциплинированны по натуре, так что даже всадники сражались здесь не так, как кто хочет, а как одна команда – «куаи-тэума» (конная команда»). На поле боя она состояла из пяти рядов всадников-копейщиков, строившихся тупым клином и трех рядов конных лучников, стоявших позади копейщиков – то есть представляла собой полный аналог принятому у византийцев «клину». Первые ряды защищали лучников от вражеских метательных снарядов, а те поддерживали их во время атаки.

Так что и по «ту» и по «эту» сторону Великого переселения народов именно угроза, исходящая от конных лучников, заставляла всадников утяжелять свои доспехи и даже «бронировать» своих лошадей. Ну, а сами номады, благодаря их экспансии в Европу, принесли сюда высокое седло и парные металлические стремена, без которых рыцарство в средневековой Европе было бы просто невозможно!
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    25 июня 2015 12:21
    Ну вообще то обычный китайский воин того времени о доспехах имел весьма смутное представление. То же самое "Троецарствие" весьма богато иллюстрировано гравюрами. На сиволапой пехоте редко когда виден нагрудник, а по большей части и шлемов то нет. Зато полководцы в броне по самые уши. Это на самом деле не удивительно. Китайский полководец войска именно вел в бой, а не посылал и в традиционном поединке перед сражением тоже участвовал именно он.

    Причина видимо в том, что многочисленные китайские армии (сто тысяч - это относительно небольшой размер) состояли не из профессиональных солдат. На войну попросту посылалось население сразу нескольких областей. Ополчение было вооружено как попало, вплоть до бамбуковых копий без наконечников. Небольшая часть крестьян, возглавляемых полководцами с личными дружинами (вот эти уже были одоспешены, хотя и очень легко по меркам Европы) действовала на фронте, а остальные обеспечивали поставки провианта и несли гарнизонную службу. Эти вообще могли с дубинками бегать.

    Так что вот такой щит, как на картинке, вполне мог иметься в единственном экземпляре на всю армию.
  2. -1
    25 июня 2015 14:42
    "без которых рыцарство в средневековой Европе было бы просто невозможно!"

    Пишите тогда уже "без которых невозможны были бы рыцари в таких известных нам тяжёлых доспехах"

    Опять Вы за своё...
    Слежу за Вами...
    smile
    1. 0
      25 июня 2015 16:18
      Нет - именно рыцарство!
    2. Лось
      0
      25 июня 2015 17:03
      Слежу за Вами...

      Угу. Типа очень Большой Брат. wink
      Пишите тогда уже "без которых невозможны были бы рыцари в таких известных нам тяжёлых доспехах"

      Цитата Автора, Полная:
      Ну, а сами номады, благодаря их экспансии в Европу, принесли сюда высокое седло и парные металлические стремена, без которых рыцарство в средневековой Европе было бы просто невозможно!

      Не очень уважаемый, выдергивать из контекста фразы и выдавать их за полноценные цитаты, есть моветон. За сии деяния в приличном обществе бьют канделябрами...
      1. 0
        26 июня 2015 09:53
        Я в растерянности и Вам, Лось, ничего ответить не могу.
        Но Ваше общество - не моё, точно.
  3. 0
    25 июня 2015 17:24
    «ту хо цян» – «копье неистового огня», имевшее вид полого цилиндра, на длинном древке. Внутри него находился пороховой состав в смеси со стеклом.пороховая мякоть то понятно.но зачем там стекло?как осколки-так неполучится не граната же.для температуры-тоже врядли.да и не рентабельно-стекло тогда- вещь дорогая.вопросов больше чем ответов...
    1. Лось
      0
      25 июня 2015 17:45
      К. Пирс считает, что своим вооружением китайская аристократия была практически во всем подобна рыцарям средневековой Европы, хотя и, естественно, что между ними было немало различий в деталях. Например, в Китае уже в эпоху династии Сун, то есть в XIII в., именно всадниками уже применялось столь экзотическое оружие, как «ту хо цян» – «копье неистового огня», имевшее вид полого цилиндра, на длинном древке. Внутри него находился пороховой состав в смеси со стеклом. Из «дульной» части «ствола» вырывалось пламя, которым китайский кавалерист обжигал вражеских всадников. В китайских источниках есть упоминания, что этот вид оружия употреблялся китайской конницей уже в 1276 г.

      Автор приводит цитату. А насчёт стекла... То я, конечно, не знаю китайского и в подлинниках не читал сии трактаты, на которые опирается К.Пирс, но смею предположить, что речь идёт о керамической глазури. Хотя и стеклянный бой не настолько уж дорогая штука. Вот изделия из стекла это другой разговор.
      1. 0
        25 июня 2015 17:52
        скажу вам по секрету стеклянный бой в стекло перерабатывается легче чем варить его заново.но вопрос в сущности не об этом-если глазурь или стекло да все равно что-но зачем?кусками керамики обжигать вражеских всадников?так промасленной ветошью и дешевле да и липнет она лучше чем черепки..непонятно все равно.
        1. Лось
          +1
          25 июня 2015 18:04
          скажу вам по секрету стеклянный бой в стекло перерабатывается легче чем варить его заново.

          Скажу вам под ещё большим секретом, я это знаю... Мало того, я это делал. Вот только знаете, есть разница между просто стеклом и ИЗДЕЛИЕМ из стекла.
          .но вопрос в сущности не об этом-если глазурь или стекло да все равно что-но зачем?

          Вам пыль в глаза когда-нибудь попадала? Просто ветер подул, поднял пыль с дороги и дунул вам в открытые глаза... Наверняка вы в такой ситуации бывали, согласитесь, приятного крайне мало (кстати, один из моих знакомых именно так лишился глаза). А теперь представьте, что вам в глаза летит не придорожная пыль, а весьма острые, твёрдые и крупные песчинки стекла или остекленевшей керамики, причём на скорости большей, чем может обеспечить ветер.
          1. 0
            25 июня 2015 18:41
            ну так и набивайте песком!!!он же под ногами..а глазик...ну да.тоже есть такое..просто где то попадалось описание всяких пороховых китайских вундервафлей.так все равно мало что понял о их принципе действия.да и порох китайцы делали очень низкого качества.в роли метательных зарядов он и не использовался-слабоват.
            1. 0
              25 июня 2015 18:51
              Пока не была изобретена технология зернения черного пороха, говорить об использовании арты в полноценных боевых действиях , относится к разряду китайских мифов.
              1. Лось
                +1
                25 июня 2015 18:59
                Пока не была изобретена технология зернения черного пороха,

                Расскажите это грекам. А ещё лучше, смотайтесь во времена МехмедаII и расскажите, что бомбарды Урбана не эффективны.
                Низкое качество пороха не избавляло от его применения. И весьма эффективного, между прочим.
                Просто ваши познания как раз и проходят по разряду мифов. А вот артиллерия, причём достаточно эффективная (хотя и опасная) есть реальность, данная нам в реальных и ощутимых образцах, а так же и в последствиях их применения.
            2. Комментарий был удален.
            3. Лось
              0
              25 июня 2015 19:04
              .так все равно мало что понял о их принципе действия.

              Повышайте уровень своего образования.
              ну так и набивайте песком!!

              Песочек, он, зараза, мелкий и как правило окатанный, а вот толчёное стекло как правило довольно острое. Но, опять же к корню нашего спора, речь идёт о цитате. Причём лично я сомневаюсь в её верности.
              1. 0
                25 июня 2015 19:15
                да повышаю из всех своих сил..а в верности-наверно нет сомнений..может дело все таки в переводе.пока продерешься через все эти утренние ветры дракона залезшего на ветку сакуры в позе лотоса уже и забудешь чего искал то...
                1. Лось
                  0
                  25 июня 2015 19:39
                  .может дело все таки в переводе.пока продерешься через все эти утренние ветры дракона залезшего на ветку сакуры в позе лотоса уже и забудешь чего искал то...

                  Это вы чего-то с чем-то путаете. Вот как раз описания что военной техники, что инженерных сооружений, что оружия у средневековых китайцев на том же уровне, что и у средневековых европейцев. Если вдуматься, то достаточно понятно.
                  1. 0
                    25 июня 2015 22:15
                    я про их названия..
                    1. Лось
                      0
                      27 июня 2015 09:14
                      я про их названия..

                      Ну европейцы и арабы, их современники, недалеко от них ушли. Всё ж таки мы очень сильно изменяемся под воздействием культурной среды, которая нас окружает, среда развивается и изменяет человеческое мышление. Просто, ради интереса, попробуйте почитать книги начала 20-го века, середины 19, и так далее и вы поймёте величину этих изменений.
            4. Лось
              0
              27 июня 2015 09:29
              ну так и набивайте песком!!!

              На самом деле, сие оружие имелось в огромном количестве вариаций, так как было весьма простым. "Копьё бушующего огня" представляло собой трубку, изготовленную из разных материалов, набитую пиротехническим составом и укреплённую на древке. Порохом эту смесь называть вообще-то не стоит, не дотягивала она до него... При поджигании из открытого конца трубки вырывался сноп пламени длинной метра три. Потом стали добавлять и песочек , и толчёное стекло, и паклю пропитанную горючими составами. Причём достаточно быстро поняли, что выгоднее эти наполнители располагать не по всему объёму заряда, а отдельными "снарядами", разделяющими заряд... Кстати, вы и сейчас можете приобрести дальнего потомка этого оружия под названием "Римская свеча".
  4. 0
    25 июня 2015 17:57
    Мне иной раз кажется, что все военные и иные изобретения были совершены в "древнем" Китае. Не народ, а сплошные гении!
    1. +1
      25 июня 2015 18:00
      угу.вот только что то как бойцы они только в легендах..за новейшую историю можно из побед вспомнить корейскую войну.и все.
      1. Лось
        0
        27 июня 2015 09:36
        угу.вот только что то как бойцы они только в легендах..

        Может быть, может быть... Но у них крайне богатый опыт медленного переваривания соперников.
  5. 0
    26 июня 2015 17:30
    Ну, а сами номады, благодаря их экспансии в Европу, принесли сюда высокое седло и парные металлические стремена, без которых рыцарство в средневековой Европе было бы просто невозможно!

    Да фиг с ними, со стременами. Сообразить навесить ослу на спину кожаную подушку с петлями для ног мог любой крестьянин. Главное - подпруга. Чтобы седло держалось жестко, а на стремена в конном бою можно было опираться. Именно несимметрично опираться, одной ногой, а не просто приподниматься на стременах. Поэтому упомянутая посадка война вроде как в седле, но с хватом копья двумя руками, может вполне оказаться следствием отсутствия нормальной подпруги. Т.е. ранним вариантом, когда еще не изобрели то, что надо. Подпругу изобрести непросто из-за свойств кожи. Намокая - расширяется, усыхая - сжимается. Надо постоянно то подтягивать, то ослаблять. Поэтому потенциальным изобретателям идея могла показаться неэффективной, пока не выяснилось, что минусы перевешиваются плюсами. Да и всадник с круглым щитом - драгун какой-то получается, у которого конь для транспортировки до места. В конном бою круглый щит совсем не в кассу.