Партканонада

28
Идеологические установки разваливали РККА гораздо эффективнее вражеской агентуры

Почему предрепрессионная РККА была дисциплинирована хуже, чем русская армия кануна Первой мировой войны? Причиной тому было господство в СССР 20-х – середины 30-х идеологии воинствующего марксизма. Армии навязали невоенный уклад, лишивший ее солдатского духа и приведший к «рассолдачиванию».

Здесь надо вспомнить, что творцом этой идеологии была радикальная интеллигенция XIX века, мировоззрение которой уходило корнями в эпоху Просвещения с ее культом разума, вульгарно-рационалистским подходом ко многому из того, что нельзя «поверить алгеброй», с ее обусловленным феодальными порядками XVIII века акцентом на равенстве людей, а не на различиях (в том числе и естественных) между ними. Отсюда шла недооценка биологического начала в человеке, психологии и как следствие патологическое непонимание радикальной интеллигенцией специфики военной профессии, непонимание того, что работа эта, как писал генерал М. И. Драгомиров, особенная (ведь «для пользы общей» военный жертвует своей «кровью и жизнью»), предполагающая постоянное подавление в себе инстинкта самосохранения и требующая потому совершенно особого психологического настроя.

Бойцы не того фронта


Указанное непонимание проявлялось, во-первых, в отрицании необходимости подлинного военного профессионализма. Радикальная интеллигенция никак не желала понять, что для создания требуемого войной психологического настроя надо добиться сосредоточения мыслей военного исключительно на том, что связано с войной и подготовкой к ней, выработать у него совершенно особое (если угодно, кастовое) сознание. Отсюда появилась, в частности, пресловутая идея замены постоянной армии «всеобщим вооружением» народа, рабочих и т. п., выдвигавшаяся сначала либералами, а затем социалистами. Во время революции 1848–1849 годов даже здравомыслящие, казалось бы, немцы требовали ликвидации специальных военно-учебных заведений (с тем, чтобы, например, высшее военное образование давать на кафедрах военной подготовки гражданских университетов). Что же говорить о русской интеллигенции, у которой, по известному замечанию Николая Бердяева, увлеченность идеей приобретала прямо-таки религиозный характер? Столкновение после Октябрьской революции с реальной жизнью заставило Ленина отказаться как от планов замены профессионального госаппарата периодически сменяемыми «кухарками», которые «должны учиться управлять государством», так и от идеи замены профессиональной армии всеобщим вооружением пролетариата. Однако пренебрежение к профессионализму государственных служащих у возглавившей СССР радикальной интеллигенции («старой большевистской гвардии») осталось, и командир РККА рассматривался ею прежде всего как «сознательный гражданин» с массой несвязанных с профессией обязанностей. Яркая иллюстрация такого подхода – реплика, прозвучавшая на заседании бюро ВЛКСМ 130-го стрелкового полка 44-й стрелковой дивизии КВО 11 ноября 1935 года. Критикуя не выполнившего комсомольское поручение (организовать во время маневров изучение биографий «вождей») комвзвода Ф. Шевченко, один из выступавших заметил: «Шевченко себя, по-моему, не чувствует комсомольцем, а только командиром взвода». Характерны также эпизоды партсобрания управления 59-й стрелковой дивизии ОКДВА 14 апреля 1937 года. Выслушав просьбу командира дивизии комбрига М. Д. Соломатина не посылать его в связи с предстоящими учениями на районную партконференцию, работник политотдела дивизии А. Ф. Голобородов в форме, не допускающей возражений, заявил: «Причину считать неудовлетворительной». И Соломатин был оставлен в списке кандидатов в делегаты. Отклонили и самоотвод, взятый по той же причине еще одним командиром: «Мотивы неуважительные».

Командиру РККА упорно не давали стать солдатом, то есть человеком, который должен заботиться исключительно о том, чтобы суметь защитить с оружием в руках интересы своей страны. В условиях, когда в «кружки по проработке вопросов текущей политики» стремились непременно вовлечь даже жен комначсостава, когда среди них проводили даже «теоретические конференции по проекту Сталинской Конституции», когда политорганы сокрушались, что «читка газет среди жен проходит плохо», что «мужья-коммунисты плохо работают над повышением политического уровня своих жен» – в этих условиях о самом комначсоставе и говорить не приходилось.

Служение двум богам


В итоге жизнь командира РККА была лишена цельности, он не мог сосредоточиться на выполнении своей профессиональной задачи (обучение, воспитание и вождение войск) и должен был разрываться между военным ремеслом, обязательной политической учебой и обязательной же общественной работой.

Партканонада


Это забирало у командира часть времени, необходимого для выполнения служебных обязанностей и повышения квалификации (так было еще в военной школе – из-за «общественной, партийной и клубной нагрузки», отмечали в конце 20-х годов, занятость беспартийного курсанта доходит до 12 часов в сутки, а партийного – до 14–15, «времени на самостоятельную работу нет»). Даже после того как приказ наркома обороны № 0103 от 28 декабря 1935 года потребовал уменьшить перегрузку комначсостава, согласно распоряжению начальника Генерального штаба РККА от 6 января 1936-го из 189 рабочих часов командира в месяц 39 (20,6%) отводилось на партийную и общественную работу и марксистско-ленинскую подготовку.

Нельзя не упомянуть и об ущербе, который наносила боевой подготовке практика проведения политзанятий с бойцами не политруками, а командирами взводов. «Готовясь на дому к политзанятиям», – указывал в своем докладе от 7 октября 1936 года «О боевой подготовке РККА» М. Н. Тухачевский, – комвзвода не успевает готовиться к занятиям специальным и тактическим, тем более что он вынужден тратить время еще и на прохождение инструктажа у политрука». Конечно, политзанятия того или иного рода в армии абсолютно необходимы, совершенно правильной была и идея проведения их командирами подразделений. Ведь это повышало авторитет командира – человека, который всему обучает солдат сам и отвечает в подразделении абсолютно за все. Не зря в германской армии тех лет политзанятия «не могли быть поручаемы никому, кроме офицеров». Но в РККА 20-х – середины 30-х годов политзанятия не ограничивали свою цель выработкой у бойца идеалов и/или их укреплением. Они стремились дать ему такой объем знаний по теории марксизма-ленинизма, истории ВКП(б) и событиях в стране и мире, который скорее подошел бы слушателю совпартшколы: эти знания должны были помочь уволенному в запас красноармейцу стать активным пропагандистом политики партии среди односельчан и в «рабочих коллективах». Ведение таких политзанятий требовало, конечно, значительно больше времени для подготовки, чем «укоренение в сознании» солдата куда более простой и понятной «идеи отечества» (чем занимались, к примеру, германские офицеры).

Но главное – из-за отсутствия возможности заниматься только военным делом у комначсостава происходила «разруха в умах». Командир-«общественник» терял (точнее, не мог приобрести) цельность мироощущения, раздваивались не только его обязанности, но и его сознание. Он уже не мог стать похожим на того описанного в 1911 году М. В. Грулевым германского лейтенанта, для которого его «взвод вместе с учебным плацем служил, очевидно, всем смыслом жизни».

Командир привыкал к тому, что по вечерам он должен заниматься не чтением военной литературы, а «партийно-массовой работой», что вместо подготовки к учениям ему надо заседать на партконференции, что «к 20.4» ему нужно «не менее 60 процентов своих подчиненных охватить рационализацией и изобретательством, добиваясь, чтобы к 23 мая были вовлечены 100 процентов», что слушателей и штаб Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе можно (как это сделали в июне 1934-го) превратить в... сельхозрабочих – в порядке оказания «трудовой помощи» подшефному колхозу и т. д.

Больше того, повседневная жизнь РККА 20-х – середины 30-х годов убеждала командира в том, что эта вторая, «партийно-общественная» составляющая его обязанностей, даже важнее, чем первая, военная! В самом деле, какой еще вывод он должен был сделать, если ему заявляли, что подготовка к учениям – причина «неуважительная» для того, чтобы не ехать на партконференцию? Если он видел, что улучшению боевой выучки младших командиров внимания почти не уделяют, но политзанятия с ними проводят неукоснительно (92-я стрелковая дивизия ОКДВА, начало 1937-го), что «младший начсостав учебных рот ничем другим не занимается, кроме политзанятий» (5-я механизированная бригада БВО, январь 1935-го)?

Выводы комначсостав делал и выводы однозначные. На политзанятия, подчеркивал в мае 1937 года начальник 2-го отдела штаба ОКДВА комдив Б. К. Колчигин, ни один командир не осмелится выйти неподготовленным. А вот обязанностями по обучению войск он нередко пренебрегал.

Действительно, если занятия военным делом – далеко не единственная и даже, похоже, не главная обязанность командира, то так ли уж страшно ею пренебречь (тем более что времени на нее все равно толком не оставляют)? «На базе» перегрузки комначсостава из-за «массовой общественной работы» и т. п., подытоживал 18 мая 1937-го в справке «Общие условия и анализ боевой подготовки войск ОКДВА за ноябрь 1936 – апрель 1937-го» тот же Колчигин, появились «безответственность, болтание в части без продуктивной работы и низкое качество основной массы занятий» с бойцами. А в подписанном им в тот же день отчете штаба ОКДВА от 18 мая 1937 года Колчигин (кстати, бывший капитан лейб-гвардии Литовского полка) дал понять, что дело здесь не только в нехватке времени, но и в «разрухе в умах»: «В общем, так как от командира требуют чрезмерно много, то он перестает выполнять даже то, что мог бы выполнить». Все равно ведь всего не переделаешь.

Солдатом можешь и не быть


Безответственность порождалась тем легче, что превращение командира из солдата в «общественника» начиналось еще в военной школе. Уклад жизни дореволюционных военных училищ создавал «атмосферу, пропитанную бессловесным напоминанием о долге». Этот уклад «перемалывал все те разнородные социальные, имущественные, духовные элементы, которые проходили через военную школу», ибо каждая его черточка, каждая мелочь училищного быта, каждая минута училищной жизни способствовали одному – выработке из человека солдата. Вот, например, сцена из воспоминаний А. Л. Маркова, поступившего в 1913 году в Николаевское кавалерийское училище, – рапорт дежурному офицеру о прибытии на учебу. «При первых словах моего рапорта ротмистр быстро надел фуражку и взял под козырек, а группа стоявших в дверях юнкеров, враз щелкнув шпорами, стала «смирно»». Но подобные сцены, невольно внушавшие будущему офицеру сознание святости службы, исподволь приучавшие выполнять все ее требования, были возможны лишь в среде, где люди ясно сознавали, что они суть солдаты и никто больше. Именно такими – даже при нехватке у них служебного рвения – и были русские кадровые офицеры. Сознание же комначсостава (да и курсантов) советских военных школ, обремененных «общественной, партийной и клубной нагрузкой», оказывалось лишенным солдатской цельности, раздвоенным и поэтому к описанным «мелочам» просто отказывалось относиться всерьез. Эти «мелочи» терялись на фоне таких глобальных проблем, как «проработка вопросов подготовки к весеннему севу, уборочной кампании, сдаче хлеба, выполнения промфинплана шефствующего Горьковского автозавода или разъяснения решений пленума ЦК по бригадам в подшефном колхозе».

Вот поэтому-то Е. С. Казанский и констатировал в 1932–1933 годах, что в военных школах «не понято то положение, что курсант, находясь в школе, воспитывается буквально на каждой мелочи, на каждом мероприятии, на каждом шаге своего командира», что «в школах принято за обыденное явление не поправлять курсанта в его недочетах, оставлять без должного вмешательства малейшее нарушение внутренней службы», что курсант, следовательно, «приучается выполнять обязанности спустя рукава, в курсанте не воспитываются качества пунктуального выполнения своих обязанностей, курсант не воспитывается всей системой быта школы».

На «общественно-политическом» фоне «мелочами» начинала казаться и учеба. До сих пор, писал в октябре 1936 года начальник УВУЗ РККА армейский комиссар 2-го ранга И. Е. Славин, «недостатки подготовки» курсантов «прикрывались и затушевывались иногда либеральным подходом при испытаниях, скидками на низкую общеобразовательную подготовку и т. п.», процветала «система условных переводов» на следующий курс и переводов «со слабыми отметками». А она и у курсантов порождала пониженную ответственность («все равно переведут»). Показательным представляется заявление курсанта Военно-морского училища (ВМУ) имени Фрунзе Иванова по поводу пожара, возникшего 7 августа 1933 года на балтийском линкоре «Марат»: «Всякие аварии и несчастные случаи происходят из-за того, что ВМУ готовит командиров-политиков, а не командиров-специалистов. Нужно училищу переключиться на подготовку специалиста, а не политика».

Нет упоения в строю?


Если отрицание необходимости подлинного военного профессионализма подрывало дисциплину в РККА косвенным образом (провоцируя военнослужащих на пренебрежение профессиональными обязанностями), то в другом своем проявлении непонимание русской радикальной интеллигенцией специфики «военного ремесла» делало это прямо и непосредственно. Речь идет о непонимании основ воинской дисциплины, а именно – о признании только так называемой сознательной дисциплины, о пренебрежении к выработке дисциплины при помощи не только убеждения, но и принуждения, в частности муштры. Выросшая из эпохи Просвещения с ее культом разума, недооценивавшая биологическое начало в человеке и человеческую психологию, радикальная интеллигенция преувеличивала значение такого, безусловно, важного фактора, как идейность (не случайно в военных школах РККА конца 20-х – 30-х годов не преподавали военную психологию. Курсантов знакомили с «методами политического воспитания и воздействия на свою часть», но не учили «психотехническим приемам, которые очень часто столь необходимы для создания массового эффекта, воодушевления части и проч.»). Радикальная интеллигенция не понимала, что в бою идейности может и не хватить, ибо человек там рискует жизнью и у него включается мощнейший из человеческих инстинктов – самосохранения. Что пересилить этот инстинкт зачастую может только въевшаяся в плоть и кровь привычка почти так же инстинктивно, не раздумывая, подчиняться приказам начальника. Что такая привычка может быть выработана только непрестанной муштрой, то есть тренировкой в автоматическом выполнении приказов (это не исключает, конечно, необходимости воспитания у солдата патриотизма, чувства долга и развития на этой основе того, что именуется сознательной дисциплиной). И что (как отмечал еще известный русский военный публицист Н. Д. Бутовский) даже желание честно служить, готовность к самопожертвованию «никоим образом не могут заставить человека полюбить, например, стрельбу, одиночную выправку, гимнастику, а тем более разные военные формальности, которые подчас бывают надоедливы», что здесь по крайней мере русского человека опять-таки надо именно муштровать, то есть требовать повторения определенных действий, пока они не окажутся доведенными до автоматизма (так же, как при выездке лошади).

Это непонимание прекрасно отражено, например, в сводке политотдела 23-й стрелковой дивизии УВО о состоянии дисциплины за второй квартал 1932 года. Возмущаясь тем, что дисциплинарным взысканиям в дивизии за этот период было подвергнуто аж 68 процентов красноармейцев и младших командиров, политработники подчеркнули, что это не соответствует общему культурному уровню широких масс трудящихся Советского Союза. Тот же взгляд изложил, выступая 22 ноября 1937-го на Военном совете при наркоме обороны, и член военного совета СКВО корпусной комиссар К. Г. Сидоров: «Мы считаем, что подход со стороны командного состава к различного рода проступкам чрезвычайно неправильный и наряду с этим политико-воспитательная работа была поставлена очень слабо, и там, где можно было бы товарищам рассказать, разъяснить, там принимались меры дисциплинарного взыскания». А выступивший вслед за ним член военного совета Харьковского военного округа (ХВО) бригадный комиссар К. И. Озолин прямо-таки афористично сформулировал этот взгляд на сущность воинский дисциплины. Отметив, что на красноармейцев стали накладывать больше дисциплинарных взысканий, он негодующе заявил: «Тут преследовалась цель выработать солдата, а не революционного бойца». Трудно более ясно выразить непонимание специфики военного дела, характерное для русской радикальной интеллигенции вообще и марксистской в частности.

Непонимание основ воинской дисциплины отразилось и в «либеральном стиле» Временного дисциплинарного устава РККА 1925 года, действовавшего до октября 1940-го. Предусмотренные им меры принуждения для нарушителей дисциплины были значительно мягче, чем в иностранных армиях тех лет и в русской начала XX века.

Более того, арест с содержанием на гауптвахте в дорепрессионной РККА являлся фактически не наказанием, а отдыхом от занятий и работ. Согласно дисциплинарному уставу 1925-го на гауптвахте должны были иметься «шахматы, шашки, радио и прочие развлечения», физическим трудом арестованных красноармейцев заниматься не заставляли.

А честь – никому!


Непонимание основ воинской дисциплины породило также утопическую идею ограничить подчинение военнослужащего воинской дисциплине определенными часами. Временный устав внутренней службы РККА 1924 года (отмененный лишь в декабре 1937-го) провозглашал, что «находясь в рядах армии», военнослужащий может быть «на службе» и «вне службы». При этом в мирное время состояние «на службе» налицо лишь тогда, когда военнослужащий фактически исполняет те или иные обязанности по службе, а в военное (а также во время маневров или в боевой обстановке), когда он находится в своей части. А «вне службы», разъясняли в 1925-м советские юристы, «военнослужащий у нас принципиально не отличается от прочих граждан республики, и воинская дисциплина в отношении него представляет лишь немногие требования, как то: требование своевременной явки на службу или требование сохранения выданного ему обмундирования». «Вне службы» командир и подчиненный являются товарищами (то есть людьми, равными по своему положению. – А. С.).

Иными словами, военнослужащих приучали к мысли о возможности неподчинения начальникам. Да, временные рамки, в которых такое неподчинение считалось допустимым, четко оговаривались, но сознание не у каждого способно безотказно переключать его из положения «вне службы» («можно») в положение «на службе» («нельзя»). И не все способны противостоять соблазну не выполнить приказ, если выполнение сопряжено с лишениями или опасностью (то есть противоречит биологической природе человека). Таким нужна привычка бессознательно подчиняться начальнику, а она может выработаться, если военнослужащий будет знать, что обязан подчиняться всегда, везде, в любой обстановке. Не случайно генерал от инфантерии А. Р. Дрентельн (в бытность в 1881–1888 годах командующим войсками Киевского военного округа) ответил однажды подпоручику, провозгласившему в офицерском собрании тост «за здоровье Александра Романовича»: «Позвольте, позвольте! Тут нет Александра Романовича, я и в бане командующий войсками». Однако в РККА, настаивали советские юристы 20-х годов, «солдат остается гражданином, подчиненный – товарищем своего начальника», а отсюда «слепому подчинению нет места».

«Отсюда уже ясно, – продолжали они, – насколько более узким является у нас понятие воинского преступления по сравнению с понятием воинского преступления в военно-уголовном праве царской России (или современных буржуазных государств), где, например, оскорбление даже вне службы «низшим чином» офицерства считалось (а в буржуазных государствах и теперь считается) серьезным воинским преступлением» («вне службы» советский устав внутренней службы 1924-го не требовал и отдавать начальнику честь).

Не понимая основ воинской дисциплины, не принимая в ней принуждения, радикальная интеллигенция тем более не могла понять значения таких средств укрепления дисциплины, приучения к автоматическому подчинению своей воли воле начальника, как соблюдение внешней субординации и строевая подготовка. Привыкшие считаться лишь с разумом и забывать о человеческой психологии, русские интеллигенты вполне естественно должны были видеть во внешней стороне воинской дисциплины лишь то, что видел в ней, например, Б. П. Поляков, инженер, надевший в 1941 году форму младшего воентехника: проявление тупого и бессмысленного кривляния и комедиантства. То же непонимание выпирает и из рассуждений «военной оппозиции», оформившейся в РКП(б) зимой 1919 года (и видевшей, например, в отдании чести черту «крепостничества»). Если, заявлял в марте 1919-го на VIII съезде РКП(б) виднейший представитель этой оппозиции В. М. Смирнов, кроме «политического воспитания солдату забивают голову заучиванием известных фраз, приветствий и тому подобное, то это преступление. И если мы такими методами будем содействовать вымуштровке, то тогда не создадим дисциплину. Наша дисциплина будет тогда состоять только в том, что мы солдата научим дружно кричать и больше ничего». Между тем привычка «дружно кричать» то, что положено, и есть привычка к дисциплине: ведь это привычка к подчинению своей воли установленному порядку («Дисциплина, – указывал в конце XVIII века «создатель дисциплины в морской службе» английский адмирал Д. Джервис, – есть сумма, выраженная одним словом – подчинение; соблюдение же обычаев и церемоний есть создание духа подчиненности»). Однако для интеллигента-марксиста это было, как видим, непостижимо (вновь обратим внимание на противопоставление муштры и дисциплины, достигаемой, по В. М. Смирнову, исключительно «политическим воспитанием»).

В общем, подытоживал уже в конце 50-х генерал-майор русской армии А. П. Греков, в СССР после Гражданской войны «законы природы в организации всякой военной силы не были приняты во внимание. Фундаментальный для всякой настоящей армии принцип военной дисциплины решили заменить политическими соображениями и коммунистической идеологией. При этих условиях армия неизбежно превратилась скорее в политическую, чем в военную организацию».
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    17 июня 2015 20:45
    Ну и чушь ... Конечно , коммунисты во всём виноваты , это не обсуждается . Да вот только объясните мне , почему фрицев порвали , и почему план "Дропшот" не осуществлён , и почему боятся эти редиски нас до икоты , хотя мы к ним и не лезли никогда ... Ценить надо своё прошлое и уважать .
    1. NO PASARAN
      +1
      17 июня 2015 22:11
      автор , давненько я такой фигни ни читывал.
      Почём нынче платят за подобные опусы?
      одно слово -провокатор
      1. +2
        17 июня 2015 22:25
        "Почём нынче платят за подобные опусы ?"
        Да по тридцаточке , как всегда , NO PASARAN . Тариф у них , однако .
        1. NO PASARAN
          +2
          17 июня 2015 22:44
          Цитата: iliitchitch
          Да по тридцаточке , как всегда , NO PASARAN . Тариф у них , однако .

          Времена идут , а такса та же......
          Только, сдаётся мне ,в современной РФ платят много больше.
          1. +2
            17 июня 2015 23:13
            Тридцаточка , она и есть тридцаточка . Тока свистнуть , всегда желающий найдётся , к сожалению ...
  2. +12
    17 июня 2015 20:55
    Хороший вопрос ?!
    1. +3
      17 июня 2015 21:51
      Спокойней, камрад. Автор просто м у д и л о ангажированное, отрабатывает гонорар.
  3. +7
    17 июня 2015 20:55
    Дисциплина в армии – не обсуждается. Но солдат должен быть не простым исполнителем приказов, а настоящим патриотом своей страны, готовым отдать за нее жизнь. Воспитать его так – это, в том числе, и работа командира. Который в свою очередь должен быть для солдата живым примером – и командир, и воспитатель.
    Я согласен, что очень часто на политработе был перебор. Но без нее все равно нельзя.
    Я очень хорошо помню рассказы деда, который был старшим политруком в полку, где воевал Александр Матросов, как он рассказывал про беседы с бойцами, про поддержку морального духа в полку.
    И далеко не дисциплина заставила Матросова закрыть собой амбразуру, и далеко не дисциплина заставила Маресьева летать без ног…
    1. +2
      18 июня 2015 00:02
      Но солдат должен быть не простым исполнителем приказов, а настоящим патриотом своей страны, готовым отдать за нее жизнь.
      Таким и стал солдат РККА, во 2й половине 1942, когда перестали бойцы сдаваться сотнями тысяч. И погоны ввели. И героев-предков вспомнили. Но перед войной, на мой взгляд, была масса перекосов в воспитании лс. Многие не думали серьезно воевать, ожидая что пролетарии в армии противника передушат своих агрессоров-буржуев, решивших напасть на 1е в мире "государство рабочих"
  4. +5
    17 июня 2015 21:03
    Х.з. что за статья... Дискредитация советских вооружённых сил, или дискредитация партийных и
    комсомольских органов? В армии главное- устав! И это подрузамевало, и в первую очередь- в советскеое
    время, что красноармеец- в первую очередь красноармеец, и лишь затем- комсомолец!
    Конечно, перегибы на местах были, но несистемно.
    1. +2
      18 июня 2015 00:10
      Конечно, перегибы на местах были, но несистемно
      1988, меня, молодого лейтеху. назначили комсоргом подразделения(при наличии профессионального "комсомольца" в части, 4 года изучавшего диапроэктор). 1й год "пыхтел", переизбрали, второй год-"забил", переизбрали, третий год недосидел в комсомоле- растаял в тумане СССР... А "комсомолец" служить не стал, ушел в бизнес laughing
  5. +1
    17 июня 2015 21:10
    Ну нельзя ведь так огульно охаивать нашу историю - тем более РККА!!!
    1. +2
      17 июня 2015 23:21
      Цитата: narval20
      Ну нельзя ведь так огульно охаивать нашу историю - тем более РККА!!!

      Прежде, чем обвинять автора в "богохульстве", стоило бы полистать архивные документы тех лет. Ведь в статье говорится о "дорепрессионной РККА", а не об армии времен Великой Отечественной.. Не берусь спорить, т.к. сам об этом периоде практически мало что знаю. Но и обвинять в "заказухе" автора, как здесь многие поспешили сделать, не буду. Есть у кого аргументированные возражения? ПРИВЕДИТЕ!
      А если аргументов нет - предлагаю вспомнить срочную службу в СА, когда эмблемы на петлицах в любых войсках можно было без всякой ошибки сменить на "метлу и лопату". Или вы уже забыли, народ, как асфальт обувным кремом чистили, к приезду проверяющего?! Как "внезапно" в указанное за сутки время выбегали по "Тревоге", уже полностью экипированные, чтоб "показатели не портить"?!
      В стране в то время тоже был "разброд и шатания". В 30-х жизнь начала более менее оформляться.. а армия ВСЕГДА - отражение общества: что творится в обществе - в армии проявляется многократно сильнее! Коррупция - значит, с вселенским размахом, воровство - значит, вагонами и самолетами! ПАТРИОТИЗМ - ЗНАЧИТ, "БЕЗ СТРАХА И СОМНЕНИЙ, И В ЕДИНОМ ПОРЫВЕ ЗА РОССИЮ-МАТУШКУ!.."
      Хочется верить, что сейчас превалирует последний вариант. hi
      1. NO PASARAN
        +2
        17 июня 2015 23:36
        Цитата: avia1991
        Прежде, чем обвинять автора в "богохульстве", стоило бы полистать архивные документы тех лет. Ведь в статье говорится о "дорепрессионной РККА",

        Автора огульно никто не обвинял, есть вот такая тема
        "Особенности подготовки, прохождения службы и материальное положение красных командиров в начале 20-х годов ХХ века"

        Дороничев В.А.
        http://rkka.ru/index.htm
        1. +1
          18 июня 2015 00:04
          Цитата: NO PASARAN
          Автора огульно никто не обвинял,

          Здрасьте! request А комменты выше Вы читали? Именно огульно и бездоказательно.
          Цитата: NO PASARAN
          есть вот такая тема

          Спасибо, я посмотрел. К политзанятиям тема почти не имеет отношения. И потом: это исследование, а не документы hi
    2. +2
      17 июня 2015 23:40
      Им - можно. Они - чужие!
  6. +4
    17 июня 2015 21:28
    Статья из 90-х годов тогда народ усиленно пичкали таким псевдоисторическим материалом!
    1. NO PASARAN
      +2
      17 июня 2015 22:46
      Цитата: BARKAS
      Статья из 90-х годов тогда народ усиленно пичкали таким псевдоисторическим материалом!

      а вроде дата стоит 2015 , значить продолжают пичкать или Вы думаете, что то изменилось?
  7. +6
    17 июня 2015 21:37
    Де жавю какое-то у меня....
    Перед майданом я постоянно сидел на форуме WoT, и пару-тройку раз появлялись статьи о превосходстве амеровских вояк перед российскими воинами...Тогда мне показалось, что кто-то прощупывал нашу позицию, позицию простого обывателя...Теперь, после всего, что произошло, мне кажется, что нас пытались запугать заранее...Кстати, авторы тех тем были с со звёздно-полосатой тряпкой...
    П.С. если это интересно, я попробую поискать, маякните...
    1. +3
      17 июня 2015 23:48
      Конечно интересно. В информационной войне тезис "Осведомлён - значит, вооружён!" особенно актуален.
  8. +2
    17 июня 2015 21:48
    Автор описывает в основном дорепрессионное время. Молодая Республика только создавалась, так что перегибов везде было, это факт. А вот Финская война всё расставила на свои места и ошибки стали очевидны. На мой взгляд , опыт и инстинкты без идеи и мотивации помогут выжить в войне, но победить вряд ли.
    1. +3
      17 июня 2015 23:26
      Цитата: старый пионэр
      опыт и инстинкты без идеи и мотивации помогут выжить в войне, но победить вряд ли.

      Да кто ж спорит, что без Идеи - никуда?! Вопрос в том, что эту самую идею военный должен УМЕТЬ защищать! А как он сможет это сделать необученным? Разве что лозунгами врага закидает!
      И хорошо, что сегодня, в современной Российской Армии, это понимают, и бОльшую часть служебного времени расходуют именно на профессиональное обучение..
      1. NO PASARAN
        +2
        17 июня 2015 23:56
        Цитата: avia1991
        И хорошо, что сегодня, в современной Российской Армии, это понимают, и бОльшую часть служебного времени расходуют именно на профессиональное обучение..

        hi Складывается впечатление , что Вы ником с кем то поменялись request
        -1 год службы- это профи или........?
        -Если Вы имели в виду политработу, так её с ЛС и проводили политработники Комиссары ,затем Политруки и т.д., командиры подразделений никогда не занимались политработой ни в РККА ни в СА.
        В РККА даже звания были введены специальные мл. политрук, политрук и ст. политрук.
        "Комиссар (фр. commissaire — уполномоченный) в формировании войск (сил) — назначенный в подразделение, часть, соединение, объединение специальный представитель политического руководства государства (либо правящей партии), осуществляющий политическое наблюдение за военным командованием и личным составом[источник не указан 1474 дня], а также ведущий в формировании политико-просветительскую и воспитательную работу («политработник»)." Вики
        С 1919 года в частях Красной Армии появилась должность политрук (сокращение от «политический руководитель») — заместитель командира по политической части. Политруки выполняли роль комиссаров в нижних звеньях армейского управления, на уровне роты и ниже, и не имели настолько больших прав, как комиссары подразделений. Фактически политруки выполняли функции «младших» командиров подразделений, ведя политико-воспитательную работу и выполняя часть административных функций

        Офицерская должность политического наставника во всех формированиях РККА начиная с роты (батареи, сотни, эскадрильи, пограничной заставы). В ВС СССР имело воинское звание как «политический руководитель» («политрук») или заместитель командира по политико-просветительской и воспитательной работе («замполит»), а в армиях и выше, как «Член Военного Совета».

        В настоящее время в вооружённых силах России такая должность именуется как: «Заместитель командира (полка, дивизии, части и т. д.) по работе с личным составом»[источник не указан 944 дня].
        С 1925 года должность комиссара была отменена в тех частях и соединениях, которыми командовали командиры-коммунисты[источник не указан 944 дня]. Такие командиры сами считались комиссарами своих частей, при этом командиру полагался помполит — помощник командира по политической части."

        На основании всего вышеизложенного автор и был назван провокатором.
  9. +4
    17 июня 2015 23:57
    Да ёшкин кот , в истории полно примеров , когда необученные ополченцы вдребезги и пополам рвали регулярные армии ! Учи Уставы , бо как кровью они написаны ; занимайся боевой подготовкой ; помни о Маме и о Доме . И никто такой армии будет не страшен . Всего-то .
    1. +1
      18 июня 2015 13:10
      Регулярная боевая подготовка и изучение уставов - это характерная особенность не "необученного ополчения", а регулярной армии. "Необученное" ополчение неспособно в открытом бою разгромить регулярную армию (разве что из засады, да и то небольшую часть).
      1. 0
        20 июня 2015 23:58
        Так я ж и написал про Армию-то (про Уставы и т.д.) ! А насчёт ополчения - копать не буду глубоко - да банда гладиаторов Спартака . Объединённые общей Идеей - уничтожить Рим (согласен , кстати , вполне ) - нервишек потрепали патрициям изрядно . Аж до децимации у этих челов дошло . Кстати , сериал "Спартак" недалеко отошёл от исторических фактов , на удивление .
  10. +3
    18 июня 2015 00:34
    Хочется спросить у комментаторов,которые обвинили автора статьи в "провокации","заказном характере статьи",Вы считаете нормальным,когда в ВС СССР летом,в разгар боевой подготовки,формировались так называемые "батальоны на целину",в помощь колхозам для уборки урожая,укомплектованные по максимуму личным составом и автомобильной техникой или когда слушателей военных академий и курсантов военных училищ гоняли в подшефные колхозы с той же целью или когда в подразделении могли отменить занятия по боевой подготовке в угоду проведения всяких хоз.работ,но занятия по политической подготовке проводились в обязательном порядке и при любых условиях,это было святое или как замполиты копались в грязном белье /кто,что о ком сказал,кто с кем водку пьет и т.д./,умели только критиковать,изобличать и докладывать куда надо,а как надо было личным примером,то замполиты как правило испарялись.Конечно среди замполитов были не плохие ребята,которые действительно помогали в работе командира,но таких увы были единицы.Прошу заметить,что все это происходило не в далекие 20-е,30-е годы,а в 70-е и 80-е,можно сказать совсем не давно.Кто служил в те годы думаю помнят как это было.Если говорить о далеких предвоенных годах и годах ВОВ,то предлагаю вспомнить такую личность как комиссар Л.Мехлис,сколько толковых командиров пострадало и было репрессировано в результате "кипучей деятельности" данного персонажа и таких комиссаров-политруков как Л.Мехлис в РККА хватало.Да и в современных ВС и других силовых структурах все существуют управления воспитательной работы /пристанище бездельников/,уже силовые структуры вроде как вне политики,а все изучаем,то послание Президента РФ,то "страницы" биографии очередного "полководца" современности.В армии должен быть один воспитатель-командир,от сержанта до маршала и принцип работы должен быть один-"Делай как я!".Если не прав,прошу аргументировать,а не в "тихую" ставить минусы.
    1. +5
      18 июня 2015 00:59
      Цитата: Kilo-11
      Вы считаете нормальным,когда в ВС СССР летом,в разгар боевой подготовки,формировались так называемые "батальоны на целину",в помощь колхозам для уборки урожая,укомплектованные по максимуму личным составом и автомобильной техникой

      Доброго времени суток hi
      Осмелюсь Вам напомнить , что БАМ строили железнодорожные войска, а в Афгане воевали трубопроводные, которые и сейчас тянут трубы в Крыму!
      Относительно с.х. работ ничего не усматриваю плохого в том, что Народная Армия помогала Народному же хозяйству.
      Относительно боевой подготовки глубоко убеждён , что боеготовность СА была ГОРАЗДО выше нынешней.
      А уж "дурдома" , полагаю, в любой армии предостаточно.
      Сейчас у солдат тихий час есть и мобильники -мамам звонить и на службу жалиться.....(это нормально?)

      ЗЫ. Разговор в статье не о СА ,а о РККА.
      И придерживаюсь мнения критиков статьи.
      Вот на скорую руку:
      №1п Обзор ГУ РККА о состоянии Красной Армии в 1927-1928 гг.*



      30—31 октября 1928 г.

      Сов. секретно


      «Организационная структура РККА с выявлением изменений, происшедших за последние 1,5 года»

      ссыль не проходит , но попробуйте через поисковик. soldier
      1. +2
        18 июня 2015 10:03
        Согласен с Вами,что боевая готовность и выучка войск,в ВС СССР была выше чем сейчас на порядок,но все равно считаю не правильным отвлекать от занятий по боевой подготовке личный состав и технику с целью оказания помощи народному хозяйству.Каждый должен заниматься своим делом,работа военного в мирное время защищать мирную жизнь народа и готовится к возможной войне.У ЖДВ и трубопроводных частей специфика такая,не свойственная военным-созидать,поэтому считаю нормальным,что представители этих войск строили в свое время БАМ,а сейчас помогают в Крыму.За подсказку спасибо,попробую найти. soldier
  11. +1
    18 июня 2015 12:59
    Очередная статья, написанная ради дискредитации репрессированных в 30-е годы офицеров РККА. Об этом говорит уже само название статьи: "Идеологические установки разваливали РККА гораздо эффективнее вражеской агентуры".
    Но затем автор, вопреки всякой логике, начинает сравнивать красную армию начала-середины 30-х годов не с "послерепрессионной", а с дореволюционной.
    Почему предрепрессионная РККА была дисциплинирована хуже, чем русская армия кануна Первой мировой войны? Причиной тому было господство в СССР 20-х – середины 30-х идеологии воинствующего марксизма. Армии навязали невоенный уклад, лишивший ее солдатского духа и приведший к «рассолдачиванию».

    Причина низкой дисциплины в "предрепрессионной" армии тоже названа довольно оригинально - "воинствующий марксизм". Как будто вся идеология правяшей в стране компартии с момента её появления и до крушения СССР не была тем самым "воинствующим марксизмом". Интересно, кто же это такой вражина, кто навязал КА "невоенный уклад"? Автор, видимо, намекает, что этими вредителями были репрессированные командиры и политруки, заражённые, якобы, взглядами "русской интеллигенции". Между тем, интеллигентов, а тем более "русских интеллигентов" в КА оставались тогда считанные единицы. Большинство их покинули Родину или погибли с обеих сторон ещё в период Гражданской войны. Оставшиеся предпочитали в основном мирные специальности. Львиная доля командиров и политруков КА имели рабочее и крестьянское происхождение и в самом лучшем случае принадлежали не с русской, а к советской интеллигенции, воспитанной на совсем других традициях и идеалах. Внедрял в войска марксистскую идеологию, конечно, не "предрепрессионный" комсостав, а партийные структуры, подчинённые, между прочим, не Тухачевскому, а Сталину.
  12. +1
    18 июня 2015 15:27
    Любое серьёзное дело строится на каком-то опыте, военное строительство в СССР шло на основе опыта РИА в ПМВ,когда офицеры военного времени уровня взвод-батальон не смогли пресечь революционную агитацию в войсках, было бы верхом идиотизма не предусмотреть мер по предотвращению такой ситуации (готовились именно к длительной,кровопролитной войне). Отсюда институт политруков /комиссаров, организация политической подготовки силами строевых офицеров.
    Автор, перед тем как писать статьи такого характера стоит обратить внимание на условия роста РККА. С 1935 по 1941 РККА выросла в 7 раз по численности. При этом в 1935 61% стрелковых войск и 21% кавалерии были милиционные,т.е.боец служил 3 месяца первый год и по месяцу 4 последующих года,т.е.фактически настоящей службы не видел,а из их состава пришлось набирать младший командный состав-ПКВ,КО,КВ,офицеров в массе после 3,5-6 месячных курсов младших лейтенантов .Каким чувством кастовости, где и в какое время эти люди должны были проникнуться ?
    Как тут обойтись без полит.подготовки, надзирающих офицеров начиная с ротного уровня ?
  13. +2
    18 июня 2015 15:47
    Цитата: Kilo-11
    армии должен быть один воспитатель-командир,от сержанта до маршала и принцип работы должен быть один-"Делай как я!".Если не прав,прошу аргументировать,а не в "тихую" ставить минусы.

    Видите-ли в чем дело, безусловно это так, но ,чтобы лейтенант,сержант не забывал о своих обязанностях оказывается и нужен сторонний взгляд,независимый от местного командования. До конца 80-тых замполит имел возможность доклада своему начальству, частично от его оценки зависила карьера строевого командира взвода,роты-именно это причина столь негативной оценки замполитов в армии, кому понравится зависеть от кого-то?
    С распадом СССР институт замполитов упразднили, заменив замами по воспитательной работе от батальона/дивизиона,замкнув на строевое начальство. На выходе имеем повсеместную дедовщину(она и в СА была, но не в таких формах),неуставные взаимоотношения. Борются с последним явлением борются и по сей день .В 2006 в роты 42 МСД ввели офицеров-психологов(мл.лейтенантов) .
    Идём по кругу.
    1. 0
      18 июня 2015 23:02
      Не хочу задавать этот вопрос,но спрошу-Вы в ВС СССР служили?Самая главная задача института замполитов в ВС СССР была-это политический контроль от КПСС за абсолютно всеми аспектами жизнедеятельности ВС СССР и как Вы правильно пишите-своевременный доклад по своей политической вертикале власти,но ни как не независимыми наблюдателями как Вы хотите их представить,просто военный профсоюз какой-то.Если нижестоящий командир что-то делает не так,то его всегда может поправить вышестоящий командир,но держать для этого целый институт "независимых наблюдателей" не нужно и очень вредно для военной системы в принципе.И знаете в 80-е годы,когда начиналась моя служба,мы как-то старались обходится и без этих "независимых наблюдателей".Интересно получается,упразднили институт замполитов и ВС РФ появилась дедовщина,а в ВС СССР ее не было или это позорное явление было в меньших масштабах и какие не такие "формы" были,да все то же самое было.Более того частенько именно замполиты выступали инициаторами сокрытия фактов дедовщины,что бы статистику не портить.Вы в название должностей вдумайтесь-"офицер-психолог" и "заместитель командира по политической части",уже по названию должностей можно понять какие функции возлагаются на офицера,который занимает ту или иную должность,так что ни какого "идем по кругу" не вижу.
      1. 0
        19 июня 2015 00:41
        Нет, служил мой отец. Мы часто обсуждали нюансы службы, в его время такого разгула неуставных взаимоотношений не было.
        Не профсоюз ,но начальство у замполита свое,вплоть до самого верха,хоть и подчинен он в повседневных вопросах командиру подразделения .
        Верх наивности. Естественно не одна отмена замполитов способствовала ,общая разруха и тяжелое положение 90-тых сказалось, но свою долю это решение внесло .
        Дедовщина не в вакууме существовала, командиры взводов,рот,батальонов практически всегда знали о таких фактах, просто ,по разным причинам, не всегда считали нужным пресечь или не имели такой возможности(ведь за вскрытие звиздюлей получали именно эти командиры).В Чечне командир моего батальона 2 недели прятал в санчасти бойца со сломанной челюстью, пока тот сам не сбежал в госпиталь, только тогда все вскрылось . Но это крайность, а такие вещи как стодневка ,рожание всего и вся,обслуживание дедов и дембелей,отьём денег у молодых(в том числе и переводов-особенно развито в учебных частях),милые забавы вроде "вождения БТР" или "дембельского поезда" в моё время были обыденным явлением любой в/ч с в/сл срочной службы, впрочем как попытки суицида и СОЧ.
        Назвать должность можно как угодно ,тем более сейчас к сочетанию "политическая часть" неровно дышат, заменяя на "воспитательную работу "-функции те же ,контроль и воспитание ,просто акценты сместились .