Перетягивание платформы

Россия, некогда лидировавшая в области беспилотной авиатехники, сегодня серьезно отстала и в разработках, и в применении БЛА. Разрыв велик, преодолеть его сложно.

Беспилотные модели в России, конечно, есть. Например, аппараты ижевской компании ZALA AERO GROUP, ЗАО «Эникс», ОАО «Горизонт», которое совместно с австрийской «Шибель» (Schiebel) наладило выпуск БЛА «Горизонт эйр S-100» на основе беспилотника S-100 «Камкоптер» (Camcopter) разработки «Шибель».


Это модели, предназначенные для ведения разведки. Тяжелые БЛА, рассчитанные на установку вооружения, в разное время пытались разрабатывать компания «Сухой» и РСК «МиГ», но далеко в этом деле не продвинулись ввиду отсутствия госзаказа и соответственно финансирования. Сейчас такие аппараты двух классов разрабатывают по госконтрактам «Сухой» с участием РСК «МиГ» и компания «Транзас» в партнерстве с казанским ОКБ «Сокол». Результаты этих работ до настоящего времени не озвучивались.

Разведывательные или ударные?


Между тем в ведущих странах мира беспилотники с авиационными средствами поражения все шире применяются в реальных военных операциях. Даже Китай демонстрирует собственные разработки в этой области на военных парадах и международных салонах. Недавно министры обороны ряда стран Европы договорились провести исследование возможности создания общеевропейского средневысотного БЛА большой продолжительности полета типа MALE (Medium-Altitude Long-Endurance) на базе имеющихся национальных проектов.

“ F-35 наверняка будет последним пилотируемым истребителем, который закупают и эксплуатируют ВМС США ”
Но, безусловно, дальше всех продвинулись в данной сфере Соединенные Штаты. Американские беспилотники самолетного типа взлетают и садятся на палубу авианосца по аналогии с истребителями, а опытный ударный БЛА X-47B уже совершил автономную дозаправку в воздухе.

Сейчас Министерство обороны США планирует организовать конкурс на создание первого боевого палубного БЛА, который ВМС намерены включить в перспективную комплексную систему ведения боя IF (Integrated Fires).

Запрос организаторов предстоящего тендера на разработку палубного беспилотного разведывательно-ударного аппарата UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance Strike) ожидается в ближайшие несколько месяцев, но ВМС США только в самый последний момент определились, какая специализация – разведывательная или ударная – должна стать основной.

Всего за несколько месяцев до опубликования требований по программе UCLASS ряд высокопоставленных должностных лиц американских ВМС стали относиться к этому БЛА как к платформе наблюдения, разведки и сбора информации (НРСИ), наделенной определенными ударными способностями. В апреле текущего года контр-адмирал Марк Дарра, исполнительный директор программ беспилотной авиации и ударных вооружений ВМС США, описал аппарат UCLASS как платформу с комбинированными возможностями НРСИ и поражения целей. «Основной является полезная нагрузка для выполнения задач наблюдения, разведки и сбора информации, но также будут обеспечены ударные возможности», – сказал он на ежегодной конференции Ассоциации производителей и операторов высокоточных вооружений в городе Спрингфилде (штат Вирджиния). Кроме того, Дарра сообщил, что его управление продолжает работать над палубной и наземной составляющими системы, тогда как ВМС все лето будут проводить оценку возможностей UCLASS. Только после этого, отметил он, «мы будем готовы быстро продвигаться с реализацией программы».

Перетягивание платформыВсе это изменило в лучшую сторону отношение к программе законодателей, а также некоторых ее критиков, которые оказывали давление на ВМС, заставляя вернуть UCLASS первоначальный статус ударной платформы глубокого проникновения.

До открытия тендера по программе UCLASS осталось несколько месяцев. Недавно госчиновники заявили, что конкурс на строительство нового БЛА стартует в 2016 финансовом году – почти на два года позже запланированного. Несмотря на это, ВМС по-прежнему рассчитывают, что аппарат будет готов к принятию на вооружение в начале 2020-х годов.

Министр ВМС США Рэй Мабус в мае отстоял планы по аппарату UCLASS средних возможностей, но заявил, что эта новая платформа послужит своеобразным мостиком для перехода к БЛА, который заменит палубный вариант истребителя F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II) компании «Локхид Мартин» (Lockheed Martin). Он отметил, что является сторонником ударного самолета, способного преодолеть систему ПВО, и аппарат UCLASS будет доводиться до такого уровня.

Таким образом, UCLASS в конечном итоге перестанет играть роль промежуточного варианта, который позволяет ВМС осуществлять операции с применением палубных БЛА. Мабус заявил, что платформа должна стать полномасштабным ударным автономным самолетом, который способен функционировать в сложных условиях противодействия ПВО противника. Вопрос о том, когда UCLASS может быть доведен до такого состояния, остается открытым.

Первоначальные планы


Изначально UCLASS задумывался как малозаметный партнер ударного палубного самолета, который поражает цели в глубоком тылу сильно защищенного воздушного пространства. Также предполагалось, что этот БЛА обеспечит наблюдение, разведку, сбор информации, связь и сможет дозаправляться в воздухе с целью увеличения продолжительности беспосадочного полета.

Программа появилась после завершения проекта общевойскового боевого БЛА J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air System). Кандидатами на получение контракта J-UCAS были аппараты X-45 компании «Боинг» (Boeing) и X-47 компании «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman). Однако в 2011 году стала развиваться версия UCLASS палубного ударного самолета. Это объяснялось тем, что объединенный совет по контролю за обеспечением потребностей Министерства обороны США, возглавляемый новым вице-председателем адмиралом Джеймсом Виннифилдом, стал направлять исследования ВМС в сторону более доступной концепции. Когда президент США Барак Обама подписал закон о контроле над бюджетом 2011 года, вновь утвержденные расходы по программе отразили эти коррективы. Тем не менее оппозиционная фракция внутри Пентагона вместе с воинствующими законодателями продолжала поддерживать идею малозаметного, оснащенного мощным вооружением аппарата UCLASS.

Официально программа стартовала в 2013 году с выдачи четырех контрактов на проведение предварительных ОКР компаниям «Боинг», «Дженерал атомикс» (General Атомикс), «Локхид Мартин» и «Нортоп Грумман». Каждый не превышал 500 миллионов долларов. Задаваемые в тот момент основные характеристики по-прежнему отражали потребность ВМС в автономном палубном беспилотном боевом аппарате, способном обеспечивать авианосные ударные соединения разведданными и наделенном ограниченными ударными возможностями. Предполагалось, что не менее 450 из 1400 килограммов его полезной нагрузки составит оружие класса «воздух-поверхность».

В августе 2014-го программу рассмотрел заместитель министра обороны Роберт Уорк, соавтор «Белой книги по обороне-2008», благоволивший варианту UCLASS с мощным вооружением. Предполагалось, что это станет последним этапом оценки Министерством обороны, однако соответствующий запрос к тендеру к настоящему времени так и не опубликован.

В ожидании тендера

«UCLASS сейчас проходит специальную оценку возможностей, и мы ожидаем результатов в конце 2015 года», – сообщил контр-адмирал Марк Дарра 14 апреля на экспозиции «Море-воздух-космос» Военно-морской лиги в городе Нэшнл-Харборе (штат Мэриленд). По словам Дарра, тендер планируется объявить в 2016 финансовом году, а развернуть БЛА на вооружении – в начале 2020-х годов.

Адмирал проинформировал, что все еще остаются без ответа два главных вопроса – о способности аппаратов UCLASS выполнять задачи преграждения доступа и блокирования отдельных зон A2/AD (anti-access/area denial), а также о типах целей, которые он сможет поражать. Вместе с тем Дарра понизил шансы на создание беспилотной платформы с тяжелым вооружением. «Времена, когда планировалась платформа, стартующая с авианосца с дальностью свыше 2000 километров и массой боеприпасов выше 2000 килограммов, прошли. У нас есть другие системы, которые могут выполнить такую работу, – подчеркнул он. – Это называется перспективная комплексная система ведения боя ВМС США IF».

Адмирал добавил, что военно-морские силы продолжат повышать требования к автономности до тех пор, пока искусственный интеллект не сможет работать по тому же принципу, что и человек. В пример Дарра привел аппарат, которому нужно принять решение о проведении дозаправки в воздухе. Это очень сложная задача с числом переменных, которые не просчитываются компьютером.

22 мая этого года ВМС успешно продемонстрировали в полной мере автономную дозаправку в воздухе беспилотной ударной авиационной системы UCAS-D (Unmanned Combat Air System – Demonstrator) X-47B компании «Нортроп Грумман».

«Испытание X-47B подтверждают возможность перспективных БЛА выполнить стандартные задачи типа дозаправки в воздухе и беспроблемно работать с пилотируемыми летательными аппаратами как часть авиакрыла авианосца», – заявил капитан Бо Дуарте, руководитель программ ВМС по данному направлению.

X-47B стал первым БЛА самолетной схемы, функционирующим с борта авианосца по аналогии с пилотируемыми самолетами. В первый раз X-47B совершил катапультный старт 14 мая 2013 года с борта атомного авианосца CVN-77 «Джордж Герберт Буш» (USS George H. W. Bush) класса «Нимиц» (Nimitz). 17 мая UCAS-D выполнил девять посадок с немедленным взлетом после касания на палубе движущегося авианосца. 10 июля 2013 года X-47B вылетел с авиабазы ВМС США «Патаксент-Ривер» и произвел первую в истории посадку БЛА с применением аэрофинишеров.

ВМС заявили, что готовы закрыть программу UCAS-D, в соответствии с которой выполнены все поставленные задачи, однако некоторые законодатели настаивают на продолжении применения этой системы. Последующие исследования могут быть посвящены автономному выбору оружия, предполагает руководство ВМС, а также интеграции БЛА в авиакрыло палубной авиации как на борту, так и в операциях.

Два направления развития


ВМС рассматривают два возможных направления развития аппарата UCLASS. Первое подразумевает создание разведывательно-ударной платформы с применением в основном уже отработанных технологий. Согласно прогнозу еженедельника «Джейнс дифенс уикли» расходы на НИОКР при выборе этого варианта составят примерно миллиард долларов. Конечная стоимость системы, вероятно, окажется на уровне 25 миллионов долларов. При этом, если ВМС приобретут для половины из имеющихся 10 авианосцев по одной эскадрилье, включающей 6–12 аппаратов, затраты на производство могут сократиться до уровня 0,9–1,8 миллиарда долларов.

Второе направление предполагает создание малозаметного БЛА, в два раза превосходящего по массе вооружения и дальности действия пилотируемую ударную платформу. В этом случае расходы на НИОКР могут достичь 10 миллиардов долларов, в то время как стоимость единицы изделия – 200–300 миллионов долларов, включая двигатели, а стоимость производства 36–72 БЛА составит 7,2–14,4 миллиарда долларов.

При выборе менее дорогостоящей платформы наиболее вероятным претендентом на контракт эксперты называют «Дженерал атомикс». Если же ВМС пойдут по пути малозаметного БЛА, оснащенного мощным вооружением, подходящими, вероятно, окажутся предложения остальных трех претендентов. Выполненная «Нортроп Грумман» работа по программе Х-47В, безусловно, позиционирует его как фаворита на получение контракта. И хотя в ВМС подчеркнули, что по программе UCLASS требуется новая разработка, несомненно, технологии автономности, которые продемонстрировал X-47В, будут заложены в требования, а полученные в этой области компетенции «Нортроп» помогут компании.

«Боинг» между тем ранее обсуждал планы участия в конкурсной борьбе с новым аппаратом, включающим технологии X-45C «Фантом рэй» (Phantom Ray). Два испытательных полета этой платформы были профинансированы компанией в 2011 году. «Мы проверили в ходе этих полетов много возможностей, которые хотели исследовать», – заявил в 2012-м Дэйв Куперсмис, вице-президент «Боинг эдванст милитэри эйркрафт» – подразделения «Фантом уоркс» (Phantom Works) компании «Боинг». С тех пор компания, однако, перенаправила средства на другие проекты.

«Локхид Мартин» также разрабатывает перспективные технологии для участия в тендере UCLASS.

Последний пилотируемый истребитель


Каким же образом ВМС могут позволить себе второй вариант с более сложным БЛА, если сейчас Министерство обороны испытывает проблемы с финансами? Одна из бюджетных статей ВМС в авиационной области уже является претендентом на значительное сокращение в очень важный для развития UCLASS временной период. ВМС в начале года озвучили планы о сокращении объемов закупок палубного истребителя 5-го поколения F-35C почти на треть в соответствии с пятилетней оборонной программой FYDP (Future Years Defense Program), которая стартует в 2016-м. Проект бюджета на следующий финансовый год включает покупку четырех F-35C и дополнительно еще двух, одобренных конгрессом в конце 2014-го. Еще четыре F-35C военно-морские силы планируют приобрести в 2017 году, а затем увеличить темпы закупок до 12 единиц к 2020-му и получить в общей сложности всего лишь 38 истребителей. Планы корпуса морской пехоты включают 83 единицы F-35B.

Между тем на 2016 финансовый год ВМС запросили бюджет в размере 800 миллионов долларов на закупку новых вооружений, применяемых вне зоны действия ПВО противника. Максимальный план по F-35C – 369 единиц. Если бы эта цифра была подтверждена в период 2016–2022 финансовых годов, удалось бы сэкономить 6,47 миллиарда долларов.

В апреле министр ВМС США Рэй Мабус двусмысленно заявил, что F-35 почти наверняка будет последним пилотируемым истребителем, который закупают и эксплуатируют ВМС, а беспилотные системы, в особенности полностью автономные, должны стать новой нормой во все более широком круге областей.

ВВС США, учитывая необходимость борьбы с возникающими угрозами при ограниченном финансировании и высокую стоимость самолетов F-35 «Лайтнинг-2», изучают возможность создания истребителя 6-го поколения. «Необязательно, что он будет одноместным, – сообщил глава боевого авиационного командования американских ВВС генерал Майк Хостэйдж. – Если сможет просто и эффективно уничтожать противника, я одобрю этот проект». ВВС готовы принять промежуточные риски и направить часть средств, выделяющихся на модернизацию строевых самолетов, на создание образца 6-го поколения.

Этот авиационный комплекс будет основан на показателях малозаметности, скорости и эффективности работы аппаратуры, достигнутых в истребителях 5-го поколения F-35 и F-22 «Раптор» (Raptor). Ему придется взаимодействовать с перспективным бомбардировщиком дальнего действия LRSB (Long-Range Strike Bomber) и беспилотниками. ВВС США, возможно, будут разрабатывать вооружение, построенное на принципе направленной передачи энергии. Хостэйдж отметил перспективность этих технологий и достигнутые в этой области успехи. Вместе с тем генерал не уточнил технических деталей и не сообщил о сроках готовности образцов подобного вооружения.

Рэй Мабус объявил о введении новой должности заместителя помощника ВМС по беспилотным системам и формировании управления N99. По его словам, это необходимо для координации и поддержки всех разработок беспилотной техники, действующей под водой, на воде, над водой и проецирующей свои возможности с моря на сушу. До настоящего момента БЛА подчинялись управлению информационного превосходства N2/N6 ВМС и классифицировались исключительно как разведывательные платформы.

Мнение экспертов


Еще в сентябре 2014-го высокопоставленные чиновники Пентагона критиковали уровень финансирования тендера UCLASS, открытие которого задерживается. На вопрос, почему Министерство обороны до сих пор не обнародует задание, Фрэнк Кендалл, заместитель министра обороны по закупкам, технологиям и логистическому обеспечению, заявил, что все дело в определении стоимости. «Это обусловлено неопределенностью в отношении нашего будущего бюджета и проблемами осуществимости проекта, – отметил он на конференции по обороне в Вашингтоне. – Мы проверяем позиции, которые, возможно, не обеспечены бюджетом. Реализуемость проекта является для нас сейчас важным аспектом, и любое новое начинание должно быть очень продуманным». Прежде чем обратиться к промышленности за заявками, должностные лица хотят быть уверенными в реальности намерений реализовать эту программу, добавил Кендалл.

Тем не менее аудиторы конгресса из главного бюджетно-контрольного управления GAO (Government Accountability Office) в мае обвинили Пентагон в нерешительности в вопросе выработки тактико-технических требований к UCLASS, утверждая, что задержка увеличивает риски по программе. В докладе говорится: «Продолжающиеся споры о том, какая специализация должна стать основной для БЛА UCLASS – разведывательная с ограниченными ударными возможностями или, наоборот, ударная с ограниченными разведывательными возможностями, задерживают реализацию программы».

Управление GAO отметило, что многие ключевые этапы воплощения программы в жизнь, в том числе и обоснованная дата первого полета, отложены на несколько лет. ВМС рискуют тем, что достигнутые на сегодня результаты могут стать неактуальными, добавили в GAO.

Но хотя опасения GAO в отношении отсрочек и рисков по программе обоснованны, дебаты по поводу затянувшихся требований демонстрируют, что ВМС все еще уточняют свое видение палубных БЛА. Таким образом, тщательная стратегическая оценка возможностей и роли, которую будет играть перспективный БЛА в структуре IF, является мудрым курсом. Текущие финансовые трудности, в частности продолжающееся секвестрирование оборонного бюджета, обрекают программы на жесткую конкуренцию. ВМС должны убедительно изложить свои доводы, особенно если они сделают ставку на малозаметный БЛА UCLASS с мощным вооружением.
Автор:
Любовь Милованова
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/articles/25674
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

72 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти