Перетягивание платформы

72
Россия, некогда лидировавшая в области беспилотной авиатехники, сегодня серьезно отстала и в разработках, и в применении БЛА. Разрыв велик, преодолеть его сложно.

Беспилотные модели в России, конечно, есть. Например, аппараты ижевской компании ZALA AERO GROUP, ЗАО «Эникс», ОАО «Горизонт», которое совместно с австрийской «Шибель» (Schiebel) наладило выпуск БЛА «Горизонт эйр S-100» на основе беспилотника S-100 «Камкоптер» (Camcopter) разработки «Шибель».



Это модели, предназначенные для ведения разведки. Тяжелые БЛА, рассчитанные на установку вооружения, в разное время пытались разрабатывать компания «Сухой» и РСК «МиГ», но далеко в этом деле не продвинулись ввиду отсутствия госзаказа и соответственно финансирования. Сейчас такие аппараты двух классов разрабатывают по госконтрактам «Сухой» с участием РСК «МиГ» и компания «Транзас» в партнерстве с казанским ОКБ «Сокол». Результаты этих работ до настоящего времени не озвучивались.

Разведывательные или ударные?


Между тем в ведущих странах мира беспилотники с авиационными средствами поражения все шире применяются в реальных военных операциях. Даже Китай демонстрирует собственные разработки в этой области на военных парадах и международных салонах. Недавно министры обороны ряда стран Европы договорились провести исследование возможности создания общеевропейского средневысотного БЛА большой продолжительности полета типа MALE (Medium-Altitude Long-Endurance) на базе имеющихся национальных проектов.

“ F-35 наверняка будет последним пилотируемым истребителем, который закупают и эксплуатируют ВМС США ”
Но, безусловно, дальше всех продвинулись в данной сфере Соединенные Штаты. Американские беспилотники самолетного типа взлетают и садятся на палубу авианосца по аналогии с истребителями, а опытный ударный БЛА X-47B уже совершил автономную дозаправку в воздухе.

Сейчас Министерство обороны США планирует организовать конкурс на создание первого боевого палубного БЛА, который ВМС намерены включить в перспективную комплексную систему ведения боя IF (Integrated Fires).

Запрос организаторов предстоящего тендера на разработку палубного беспилотного разведывательно-ударного аппарата UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance Strike) ожидается в ближайшие несколько месяцев, но ВМС США только в самый последний момент определились, какая специализация – разведывательная или ударная – должна стать основной.

Всего за несколько месяцев до опубликования требований по программе UCLASS ряд высокопоставленных должностных лиц американских ВМС стали относиться к этому БЛА как к платформе наблюдения, разведки и сбора информации (НРСИ), наделенной определенными ударными способностями. В апреле текущего года контр-адмирал Марк Дарра, исполнительный директор программ беспилотной авиации и ударных вооружений ВМС США, описал аппарат UCLASS как платформу с комбинированными возможностями НРСИ и поражения целей. «Основной является полезная нагрузка для выполнения задач наблюдения, разведки и сбора информации, но также будут обеспечены ударные возможности», – сказал он на ежегодной конференции Ассоциации производителей и операторов высокоточных вооружений в городе Спрингфилде (штат Вирджиния). Кроме того, Дарра сообщил, что его управление продолжает работать над палубной и наземной составляющими системы, тогда как ВМС все лето будут проводить оценку возможностей UCLASS. Только после этого, отметил он, «мы будем готовы быстро продвигаться с реализацией программы».

Перетягивание платформыВсе это изменило в лучшую сторону отношение к программе законодателей, а также некоторых ее критиков, которые оказывали давление на ВМС, заставляя вернуть UCLASS первоначальный статус ударной платформы глубокого проникновения.

До открытия тендера по программе UCLASS осталось несколько месяцев. Недавно госчиновники заявили, что конкурс на строительство нового БЛА стартует в 2016 финансовом году – почти на два года позже запланированного. Несмотря на это, ВМС по-прежнему рассчитывают, что аппарат будет готов к принятию на вооружение в начале 2020-х годов.

Министр ВМС США Рэй Мабус в мае отстоял планы по аппарату UCLASS средних возможностей, но заявил, что эта новая платформа послужит своеобразным мостиком для перехода к БЛА, который заменит палубный вариант истребителя F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II) компании «Локхид Мартин» (Lockheed Martin). Он отметил, что является сторонником ударного самолета, способного преодолеть систему ПВО, и аппарат UCLASS будет доводиться до такого уровня.

Таким образом, UCLASS в конечном итоге перестанет играть роль промежуточного варианта, который позволяет ВМС осуществлять операции с применением палубных БЛА. Мабус заявил, что платформа должна стать полномасштабным ударным автономным самолетом, который способен функционировать в сложных условиях противодействия ПВО противника. Вопрос о том, когда UCLASS может быть доведен до такого состояния, остается открытым.

Первоначальные планы


Изначально UCLASS задумывался как малозаметный партнер ударного палубного самолета, который поражает цели в глубоком тылу сильно защищенного воздушного пространства. Также предполагалось, что этот БЛА обеспечит наблюдение, разведку, сбор информации, связь и сможет дозаправляться в воздухе с целью увеличения продолжительности беспосадочного полета.

Программа появилась после завершения проекта общевойскового боевого БЛА J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air System). Кандидатами на получение контракта J-UCAS были аппараты X-45 компании «Боинг» (Boeing) и X-47 компании «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman). Однако в 2011 году стала развиваться версия UCLASS палубного ударного самолета. Это объяснялось тем, что объединенный совет по контролю за обеспечением потребностей Министерства обороны США, возглавляемый новым вице-председателем адмиралом Джеймсом Виннифилдом, стал направлять исследования ВМС в сторону более доступной концепции. Когда президент США Барак Обама подписал закон о контроле над бюджетом 2011 года, вновь утвержденные расходы по программе отразили эти коррективы. Тем не менее оппозиционная фракция внутри Пентагона вместе с воинствующими законодателями продолжала поддерживать идею малозаметного, оснащенного мощным вооружением аппарата UCLASS.

Официально программа стартовала в 2013 году с выдачи четырех контрактов на проведение предварительных ОКР компаниям «Боинг», «Дженерал атомикс» (General Атомикс), «Локхид Мартин» и «Нортоп Грумман». Каждый не превышал 500 миллионов долларов. Задаваемые в тот момент основные характеристики по-прежнему отражали потребность ВМС в автономном палубном беспилотном боевом аппарате, способном обеспечивать авианосные ударные соединения разведданными и наделенном ограниченными ударными возможностями. Предполагалось, что не менее 450 из 1400 килограммов его полезной нагрузки составит оружие класса «воздух-поверхность».

В августе 2014-го программу рассмотрел заместитель министра обороны Роберт Уорк, соавтор «Белой книги по обороне-2008», благоволивший варианту UCLASS с мощным вооружением. Предполагалось, что это станет последним этапом оценки Министерством обороны, однако соответствующий запрос к тендеру к настоящему времени так и не опубликован.

В ожидании тендера

«UCLASS сейчас проходит специальную оценку возможностей, и мы ожидаем результатов в конце 2015 года», – сообщил контр-адмирал Марк Дарра 14 апреля на экспозиции «Море-воздух-космос» Военно-морской лиги в городе Нэшнл-Харборе (штат Мэриленд). По словам Дарра, тендер планируется объявить в 2016 финансовом году, а развернуть БЛА на вооружении – в начале 2020-х годов.

Адмирал проинформировал, что все еще остаются без ответа два главных вопроса – о способности аппаратов UCLASS выполнять задачи преграждения доступа и блокирования отдельных зон A2/AD (anti-access/area denial), а также о типах целей, которые он сможет поражать. Вместе с тем Дарра понизил шансы на создание беспилотной платформы с тяжелым вооружением. «Времена, когда планировалась платформа, стартующая с авианосца с дальностью свыше 2000 километров и массой боеприпасов выше 2000 килограммов, прошли. У нас есть другие системы, которые могут выполнить такую работу, – подчеркнул он. – Это называется перспективная комплексная система ведения боя ВМС США IF».

Адмирал добавил, что военно-морские силы продолжат повышать требования к автономности до тех пор, пока искусственный интеллект не сможет работать по тому же принципу, что и человек. В пример Дарра привел аппарат, которому нужно принять решение о проведении дозаправки в воздухе. Это очень сложная задача с числом переменных, которые не просчитываются компьютером.

22 мая этого года ВМС успешно продемонстрировали в полной мере автономную дозаправку в воздухе беспилотной ударной авиационной системы UCAS-D (Unmanned Combat Air System – Demonstrator) X-47B компании «Нортроп Грумман».

«Испытание X-47B подтверждают возможность перспективных БЛА выполнить стандартные задачи типа дозаправки в воздухе и беспроблемно работать с пилотируемыми летательными аппаратами как часть авиакрыла авианосца», – заявил капитан Бо Дуарте, руководитель программ ВМС по данному направлению.

X-47B стал первым БЛА самолетной схемы, функционирующим с борта авианосца по аналогии с пилотируемыми самолетами. В первый раз X-47B совершил катапультный старт 14 мая 2013 года с борта атомного авианосца CVN-77 «Джордж Герберт Буш» (USS George H. W. Bush) класса «Нимиц» (Nimitz). 17 мая UCAS-D выполнил девять посадок с немедленным взлетом после касания на палубе движущегося авианосца. 10 июля 2013 года X-47B вылетел с авиабазы ВМС США «Патаксент-Ривер» и произвел первую в истории посадку БЛА с применением аэрофинишеров.

ВМС заявили, что готовы закрыть программу UCAS-D, в соответствии с которой выполнены все поставленные задачи, однако некоторые законодатели настаивают на продолжении применения этой системы. Последующие исследования могут быть посвящены автономному выбору оружия, предполагает руководство ВМС, а также интеграции БЛА в авиакрыло палубной авиации как на борту, так и в операциях.

Два направления развития


ВМС рассматривают два возможных направления развития аппарата UCLASS. Первое подразумевает создание разведывательно-ударной платформы с применением в основном уже отработанных технологий. Согласно прогнозу еженедельника «Джейнс дифенс уикли» расходы на НИОКР при выборе этого варианта составят примерно миллиард долларов. Конечная стоимость системы, вероятно, окажется на уровне 25 миллионов долларов. При этом, если ВМС приобретут для половины из имеющихся 10 авианосцев по одной эскадрилье, включающей 6–12 аппаратов, затраты на производство могут сократиться до уровня 0,9–1,8 миллиарда долларов.

Второе направление предполагает создание малозаметного БЛА, в два раза превосходящего по массе вооружения и дальности действия пилотируемую ударную платформу. В этом случае расходы на НИОКР могут достичь 10 миллиардов долларов, в то время как стоимость единицы изделия – 200–300 миллионов долларов, включая двигатели, а стоимость производства 36–72 БЛА составит 7,2–14,4 миллиарда долларов.

При выборе менее дорогостоящей платформы наиболее вероятным претендентом на контракт эксперты называют «Дженерал атомикс». Если же ВМС пойдут по пути малозаметного БЛА, оснащенного мощным вооружением, подходящими, вероятно, окажутся предложения остальных трех претендентов. Выполненная «Нортроп Грумман» работа по программе Х-47В, безусловно, позиционирует его как фаворита на получение контракта. И хотя в ВМС подчеркнули, что по программе UCLASS требуется новая разработка, несомненно, технологии автономности, которые продемонстрировал X-47В, будут заложены в требования, а полученные в этой области компетенции «Нортроп» помогут компании.

«Боинг» между тем ранее обсуждал планы участия в конкурсной борьбе с новым аппаратом, включающим технологии X-45C «Фантом рэй» (Phantom Ray). Два испытательных полета этой платформы были профинансированы компанией в 2011 году. «Мы проверили в ходе этих полетов много возможностей, которые хотели исследовать», – заявил в 2012-м Дэйв Куперсмис, вице-президент «Боинг эдванст милитэри эйркрафт» – подразделения «Фантом уоркс» (Phantom Works) компании «Боинг». С тех пор компания, однако, перенаправила средства на другие проекты.

«Локхид Мартин» также разрабатывает перспективные технологии для участия в тендере UCLASS.

Последний пилотируемый истребитель


Каким же образом ВМС могут позволить себе второй вариант с более сложным БЛА, если сейчас Министерство обороны испытывает проблемы с финансами? Одна из бюджетных статей ВМС в авиационной области уже является претендентом на значительное сокращение в очень важный для развития UCLASS временной период. ВМС в начале года озвучили планы о сокращении объемов закупок палубного истребителя 5-го поколения F-35C почти на треть в соответствии с пятилетней оборонной программой FYDP (Future Years Defense Program), которая стартует в 2016-м. Проект бюджета на следующий финансовый год включает покупку четырех F-35C и дополнительно еще двух, одобренных конгрессом в конце 2014-го. Еще четыре F-35C военно-морские силы планируют приобрести в 2017 году, а затем увеличить темпы закупок до 12 единиц к 2020-му и получить в общей сложности всего лишь 38 истребителей. Планы корпуса морской пехоты включают 83 единицы F-35B.

Между тем на 2016 финансовый год ВМС запросили бюджет в размере 800 миллионов долларов на закупку новых вооружений, применяемых вне зоны действия ПВО противника. Максимальный план по F-35C – 369 единиц. Если бы эта цифра была подтверждена в период 2016–2022 финансовых годов, удалось бы сэкономить 6,47 миллиарда долларов.

В апреле министр ВМС США Рэй Мабус двусмысленно заявил, что F-35 почти наверняка будет последним пилотируемым истребителем, который закупают и эксплуатируют ВМС, а беспилотные системы, в особенности полностью автономные, должны стать новой нормой во все более широком круге областей.

ВВС США, учитывая необходимость борьбы с возникающими угрозами при ограниченном финансировании и высокую стоимость самолетов F-35 «Лайтнинг-2», изучают возможность создания истребителя 6-го поколения. «Необязательно, что он будет одноместным, – сообщил глава боевого авиационного командования американских ВВС генерал Майк Хостэйдж. – Если сможет просто и эффективно уничтожать противника, я одобрю этот проект». ВВС готовы принять промежуточные риски и направить часть средств, выделяющихся на модернизацию строевых самолетов, на создание образца 6-го поколения.

Этот авиационный комплекс будет основан на показателях малозаметности, скорости и эффективности работы аппаратуры, достигнутых в истребителях 5-го поколения F-35 и F-22 «Раптор» (Raptor). Ему придется взаимодействовать с перспективным бомбардировщиком дальнего действия LRSB (Long-Range Strike Bomber) и беспилотниками. ВВС США, возможно, будут разрабатывать вооружение, построенное на принципе направленной передачи энергии. Хостэйдж отметил перспективность этих технологий и достигнутые в этой области успехи. Вместе с тем генерал не уточнил технических деталей и не сообщил о сроках готовности образцов подобного вооружения.

Рэй Мабус объявил о введении новой должности заместителя помощника ВМС по беспилотным системам и формировании управления N99. По его словам, это необходимо для координации и поддержки всех разработок беспилотной техники, действующей под водой, на воде, над водой и проецирующей свои возможности с моря на сушу. До настоящего момента БЛА подчинялись управлению информационного превосходства N2/N6 ВМС и классифицировались исключительно как разведывательные платформы.

Мнение экспертов


Еще в сентябре 2014-го высокопоставленные чиновники Пентагона критиковали уровень финансирования тендера UCLASS, открытие которого задерживается. На вопрос, почему Министерство обороны до сих пор не обнародует задание, Фрэнк Кендалл, заместитель министра обороны по закупкам, технологиям и логистическому обеспечению, заявил, что все дело в определении стоимости. «Это обусловлено неопределенностью в отношении нашего будущего бюджета и проблемами осуществимости проекта, – отметил он на конференции по обороне в Вашингтоне. – Мы проверяем позиции, которые, возможно, не обеспечены бюджетом. Реализуемость проекта является для нас сейчас важным аспектом, и любое новое начинание должно быть очень продуманным». Прежде чем обратиться к промышленности за заявками, должностные лица хотят быть уверенными в реальности намерений реализовать эту программу, добавил Кендалл.

Тем не менее аудиторы конгресса из главного бюджетно-контрольного управления GAO (Government Accountability Office) в мае обвинили Пентагон в нерешительности в вопросе выработки тактико-технических требований к UCLASS, утверждая, что задержка увеличивает риски по программе. В докладе говорится: «Продолжающиеся споры о том, какая специализация должна стать основной для БЛА UCLASS – разведывательная с ограниченными ударными возможностями или, наоборот, ударная с ограниченными разведывательными возможностями, задерживают реализацию программы».

Управление GAO отметило, что многие ключевые этапы воплощения программы в жизнь, в том числе и обоснованная дата первого полета, отложены на несколько лет. ВМС рискуют тем, что достигнутые на сегодня результаты могут стать неактуальными, добавили в GAO.

Но хотя опасения GAO в отношении отсрочек и рисков по программе обоснованны, дебаты по поводу затянувшихся требований демонстрируют, что ВМС все еще уточняют свое видение палубных БЛА. Таким образом, тщательная стратегическая оценка возможностей и роли, которую будет играть перспективный БЛА в структуре IF, является мудрым курсом. Текущие финансовые трудности, в частности продолжающееся секвестрирование оборонного бюджета, обрекают программы на жесткую конкуренцию. ВМС должны убедительно изложить свои доводы, особенно если они сделают ставку на малозаметный БЛА UCLASS с мощным вооружением.
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    28 июня 2015 07:25
    Мне вообще интересны перспективы ударных бпла в реальных боевых действиях (не банановые республики), если даже Иран смог обезвредить аппарат такого класса?
    1. +17
      28 июня 2015 08:18
      Цитата: Jack-B
      Мне вообще интересны перспективы ударных бпла в реальных боевых действиях (не банановые республики), если даже Иран смог обезвредить аппарат такого класса?

      Здесь разговор может идти в другой плоскости... Уничтожить единичный беспилотник- особых
      проблем нет. Проблема борьбы с БЛА наступает при массовых налётах... Сбить несколько тысячь
      БЛА, которые нападают одновременно- вот это проблема для любой ПВО! Плюс ещё экономическая
      проблема... Зенитная ракета может превышать по стоимости уничтожаемый объект! И, возможно,
      всех средств ПВО не хватит для отражения одной гигантской атаки средствами БЛА!
      Нужно искать решение! Оно должно стоить дёшево, и иметь большую эффективность!
      Возможно- это будет РЭБ, или что то новое...
      1. +3
        28 июня 2015 08:26
        Цитата: Jack-B
        если даже Иран смог обезвредить аппарат такого класса?

        Если что то Иран УЖЕ является экспортером своего вооружения -это так к слову ...
        1. +4
          28 июня 2015 09:18
          Для создания "роя БПЛА" необходима система группового ИИ.Это основное-мозг этого "роя".
          1. +3
            28 июня 2015 12:02
            Алгоритмы уже давно совершенствуют, потому что, это одно из самых перспективных направлений. Но одно дело - лаборатория, со стерильностью и стандартами, и - "поле", со своей непредсказуемостью.
            1. +2
              28 июня 2015 14:23
              А вчём проблема? Главное чтоб "головной БПЛА" имел все алгоритмы и топопривязки всякие, остальной же "рой", будет орентироваться от него и друг от друга.
              1. +1
                28 июня 2015 17:54
                а почему не наделить весь рой возможностью головного БПЛА, весь рой может дублировать друг друга в случаи потери головного,его место занимает следующий,и т.д
          2. 0
            28 июня 2015 17:53
            Цитата: mirag2
            Для создания "роя БПЛА" необходима система группового ИИ.Это основное-мозг этого "роя".

            Это совсем не обязательно.Рой пчел - это МАТКА + трутни+ рабочие пчелы(как то так).
            По этому в рою БПЛА могут быть: командные , разведовательные , ретрансляционные и атакующие дроны.
        2. +1
          28 июня 2015 14:14
          Безусловно Иран не банановая республика. Но и далеко не лидер. С банановыми республиками вопросов нет, они не могут противодействовать беспилотниками. Яркий пример Афганистан. А вот уровень выше и уже БПЛА сложности. Могу ошибаться, но по моему при начале боевых действий в Ираке и Ливии американцы не рисковали посылать туда беспилотники. Летали всё сплошь пилотируемые ЛА и плюс томогавки. Т.е. даже против таких убогих ПВО ударные беспилотники работать не в состоянии.
      2. +1
        28 июня 2015 14:05
        Когда речь идёт о ударных беспилотниках, то говорить о "рое" довольно сложно. Это достаточно громоздкие агрегаты не намного меньше самолётов. Стоимость их тоже немалая и стоимость такого "роя" будет весьма сурова. Управление им будет проблематичным особенно учитывая противодействие РЭБ. Будет ли атака этими средствами эффективна? - большой вопрос ИМХО.
      3. +2
        28 июня 2015 15:21
        Цитата: АлНиколаич
        Проблема борьбы с БЛА наступает при массовых налётах...


        Т.е. говорите про уданный БПЛА ...

        Цитата: АлНиколаич
        . Зенитная ракета может превышать по стоимости уничтожаемый объект!


        И вы утверждаете, что зенитная ракета может превышать стоимость ударного БПЛА?
        Уданый БПЛА это более сложный и более громоздкий аппрарат - за счёт чего он дешевле то будет?! belay
        1. +1
          28 июня 2015 20:16
          Зенитная ракета при массовых налетах дронов слишком дорого. Их должен встречать такой-же массовый рой "огнненных пчел"', стена. Пишу иносказательно, кому надо включат голову.
      4. +1
        28 июня 2015 15:57
        Решение может быть только одно - волновое воздействие на армаду БЛА, зенитных ракет не напасёшься, да и современные американские БЛА могут подниматься выше зоны покрытия ПЗРК, коих достаточно.
        1. 0
          28 июня 2015 20:41
          Человечество создоло такое количество оружия., столько разных носителей, разных снарядов и ракет, что если голова может работать в направлении - соединить шило и мыло, та нам сам чер не брат.
      5. +1
        28 июня 2015 19:08

        “ F-35 наверняка будет последним пилотируемым истребителем, который закупают и эксплуатируют ВМС США ”
        what Любовь Милованову, тут вряд ли уличишь в пристрастии,ну кому охота встречаться в небе даже с ...Сухарём 4+? думаю,что во время зрелища в Банголоре,многим матрасникам,захотелось покоя...пенсия...острова... wassat "нортроп"и "локхид",грамотно годами с.о.с.у.т отработанную схему....
      6. +2
        28 июня 2015 22:01
        Цитата: АлНиколаич
        Возможно- это будет РЭБ, или что то новое...

        Или старое, атомный взрыв в атмосфере например. В иносми читал, что по данным их разведки негодяи русские рассматривают возможность размещения ядерной БЧ на С-300.
      7. +1
        28 июня 2015 23:21
        Цитата: АлНиколаич
        Проблема борьбы с БЛА наступает при массовых налётах... Сбить несколько тысячь
        БЛА, которые нападают одновременно- вот это проблема для любой ПВО! Плюс ещё экономическая
        проблема... Зенитная ракета может превышать по стоимости уничтожаемый объект! И, возможно,
        всех средств ПВО не хватит для отражения одной гигантской атаки средствами БЛА!


        Именно ! Если сейчас их останавливает число недопустимых потерь среди пилотов, то в случае роботов этот фактор не будет решающим.
      8. 0
        29 июня 2015 20:43
        Общался тут с разработчиками систем ПВО, все озабочены резким развитием уровня БПЛА, но проблема, я так так понимаю, не без внимания...
      9. 0
        7 июля 2015 12:56
        вопросы отражения массовых налетов решали еще во времена холодной войны - были зенитные ракеты с ядерными боеголовками, ЭМИ-генераторы и т.д.
        Так что, если кто-то сделает облако, контрсредства уже имеются.
    2. +1
      28 июня 2015 12:37
      Реално интересны для боевого применения против высокотехнологичных противников только независомо управляемые беспилотные системы с защищенным искуственным интеллектом.
      А это дело будущего, причем очень дорогое. Ударные беспилотники - не наш путь по этой и по еще куче причин.

      А насчет Ирана - то уровень его развития вами вычитан из 60-х.
      1. +1
        28 июня 2015 14:30
        Цитата: NordUral
        Реално интересны для боевого применения против высокотехнологичных противников только независомо управляемые беспилотные системы с защищенным искуственным интеллектом.
        А это дело будущего, причем очень дорогое. Ударные беспилотники - не наш путь по этой и по еще куче причин.

        А насчет Ирана - то уровень его развития вами вычитан из 60-х.



        Именно так и функционируют современные натовские/израильские БПЛА, или Вы думаете их джойстиком управляют? Оператор управляет только камерой, чьи сигналы идут по спутниковой связи, может дать приказ на разворот домой, но основные задачи уже заложенны изначально, точки облёта позиций н.п., или периметра патрулирования. Ударные БПЛА уже давно умеют селектировать цели, различают танки друг от друга и от грузовиков. Так что это уже давно настоящее и опасно не только для "папуасов", но и для любой армии мира.
        1. +1
          28 июня 2015 17:58
          Ай-яй-яй, конечно джойстиком, но не обязательно, там полет по заданному маршруту, с позиционированием по GPS + наверно есть распознавание образов (на однородном в ИК диапазоне фоне - дорога, пустыня, море). И нет там никакого искусственного интеллекта, а есть примитивная (относительно человека) система автоматики, недалеко ушедшая от Бурана.
          Собственно, текущее состояние развития ИИ управления транспортом можно посмотреть на примере автомобилей-роботов (см. всякие там конкурсы ДАРПА и проч.), пока что эти роботы ездят очень мееедленно, на каждом перекрестке думают по несколько минут. Какие там самолеты! Так что, до реальной боевой работы в автономном режиме, БПЛА еще очень и очень далеко.
          1. +1
            28 июня 2015 19:03
            С автоматикой от Бурана сечас летает X-37. tongue
          2. 0
            28 июня 2015 19:05
            Постойте, уважаемый, автомобили-роботы, которые Вы упомянули, должны справляться с намного большим количеством информации! Одно дело лететь в пространстве, другое, перемещаться по дорогам на одной плоскости, с огромным числом всяческих факторов. То, что сейчас умеют X-47B, или хотя-бы серийные БПЛА с заданными координатами по ГПС, вполне соответсвует тем задачам, о которых Вы упомянули и это и есть искуственный интеллект. Не обязательно же равняться на интеллект человека? Интеллект пчелы, рскающей в поисках мёда (в нашем случае БПЛА в поисках бронехники) абсолютно хватает для достяжения цели, иметь автономную боевую платформу. Джойстиком на современных БПЛА управляют камеры, а не сам летательный аппарат. Сам БПЛА летит автономно. Так чего же не могут ещё по Вашему современные БПЛА? Они сами летят, по заданному маршруту, они сами имеют возможность находить цель, по принципу снарядов с ударным ядром как "Excalibur" или "Краснополь", в этих снарядах помещается радар, который способен селектировать такие цели как бронетехника. Следовательно, по моему, именно то, что Вы упомянули должно быть в будущем уже давно есть и не только в единичных екземплярах, а на вооружении многих стран.
            1. +1
              28 июня 2015 20:46
              Цитата: Ай-яй-яй
              Одно дело лететь в пространстве, другое, перемещаться по дорогам на одной плоскости, с огромным числом всяческих факторов.

              Не так все однозначно, скорость перемещения различается на два порядка, и остановиться с целью "подумать" самолету никак нельзя.
              Цитата: Ай-яй-яй
              Сам БПЛА летит автономно

              Автономно не значит самостоятельно.
              Цитата: Ай-яй-яй
              Так чего же не могут ещё по Вашему современные БПЛА?

              К примеру:
              Не может самостоятельно изменить маршрут, услышав в радио эфире (или через войсковую сеть), что дескать в таком то квадрате разведкой замечены новые цели.
              Не может распознать, что в этом квадрате, вот эта колонна автомобилей - это боевики с автоматами, а другая колонна - это уже крестьяне с лопатами, а третья колонна - это свои бойцы, у которых отказал ответчик свой-чужой.
              Да что там про сложные ситуации, он тупо не может не то что распознать, а просто выделить хоть что-то на сложном фоне.
              Цитата: Ай-яй-яй
              "Excalibur" или "Краснополь"

              это из другой оперы - GPS и ЛЦУ.
              Цитата: Ай-яй-яй
              они сами имеют возможность находить цель

              Если вы про Джавелин и Спайк, то система распознавания там очень и очень примитивная - удержание захваченного образа, ничего они там не распознают (в смысле они не распознают объекты, а удерживают некое геометрическое пятно), для дрона такая никак не годится.
              В общем, современный БПЛА по сути - дистанционный инструмент оператора, автоматизирующий некоторые функции - типа автоматический взлет/посадка, автоматический полет по заданному направлению, захват образа цели (указываемой оператором), и как вершина на сегодняшний момент - какая-то унылая автоматическая дозаправка. Интеллекта я здесь в упор не вижу. Пчела несоизмеримо интеллектуальнее, ибо самостоятельна в своих действиях, уверенно летает в насыщенной препятствиями среде и сложно взаимодействует с другими пчелами.
              1. 0
                29 июня 2015 10:51
                Цитата: Мимопроходящий

                Не может самостоятельно изменить маршрут, услышав в радио эфире (или через войсковую сеть), что дескать в таком то квадрате разведкой замечены новые цели.
                Не может распознать, что в этом квадрате, вот эта колонна автомобилей - это боевики с автоматами, а другая колонна - это уже крестьяне с лопатами, а третья колонна - это свои бойцы, у которых отказал ответчик свой-чужой.

                Боюсь Вас разочаровать, но вышеперечисленного не могут и пилотируемые платформы. Никто не позволит боевой единице "услышав что-то в эфире" самостоятельно бросить выполнение своей задачи и лететь в какой-то левый квадрат. Понадобится приказ\разрешение\целеуказание и т.п.

                А уж распознавание целей в бою - это больная тема уже многие сотни лет, и повышение технологичности современного поля боя как-то не особо уменьшило процент потерь от дружеского огня.
                Процент потерь среди гражданских, с каждым новым конфликтом, также только растёт.
                Это раньше, когда штурмовик мог на бреющем над колонной пролететь, ещё оставался шанс на правильное распознавание (и то не всегда), сейчас же, с ростом дистанции поражения, пилоты поражают не боевиков с автоматами, и не "крестьян с лопатами", огонь ведётся по кучке пикселей на экране, и пилот физически не может проводить селекцию целей визуально.
                1. 0
                  30 июня 2015 00:40
                  Цитата: psiho117
                  Боюсь Вас разочаровать, но вышеперечисленного не могут и пилотируемые платформы. Никто не позволит боевой единице "услышав что-то в эфире" самостоятельно бросить выполнение своей задачи и лететь в какой-то левый квадрат. Понадобится приказ\разрешение\целеуказание и т.п.

                  У пилотируемых систем время полета ограничено усталостью пилота, поэтому широко не практикуется свободная охота, у дронов такой проблемы нет, время патрулирования современных низкоскоростных БПЛА уже достигает нескольких суток, для БПЛА будущего просто напрашивается такой режим как основной - т.е. висит рой дронов над районом и гастит все появляющиеся цели.
                  Цитата: psiho117
                  повышение технологичности современного поля боя как-то не особо уменьшило процент потерь от дружеского огня.
                  ..сейчас же, с ростом дистанции поражения, пилоты поражают не боевиков с автоматами, и не "крестьян с лопатами", огонь ведётся по кучке пикселей на экране, и пилот физически не может проводить селекцию целей визуально.

                  Технологии дозрели, и уже позволяют решить эту задачу. Забудьте убогие картинки из времен "Бури в пустыне", сейчас на F35 стоят камеры с разрешением 4К, а ко времени появления настоящих боевых дронов будет еще большее разрешение оптических сенсоров.
    3. +1
      28 июня 2015 13:40
      Просьба о помощи! Для проведения сложной хирургической операции на лице и последующей реабилитации (удаления следов от множества швов) мне, Александру Романову, нужны деньги. Одно только лазерное удаление шрамов и процедуры обойдётся примерно в шестьдесят тысяч рублей. Общее лечение дорогое поэтому обращаюсь с просьбой ко всем неравнодушным товарищам с «Военного обозрения». Операции будут проводиться в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске. Помогите,если есть возможность.
      Карта сбербанка 4276 7000 1527 1699
      Яндекс 410013268540198

      Реально, подтверждаю!!!
      1. 0
        28 июня 2015 21:50
        Просил передать (по телефону) Вам всем СПАСИБО! От себя добавлю и низкий поклон Вам форумчане! hi
    4. 0
      28 июня 2015 14:22
      Цитата: Jack-B
      если даже Иран смог обезвредить аппарат такого класса?



      Скорее тот беспилотник сам шлёпнулся, а Иран выдаёт это как контролируемую посадку.)) Посмотрите на фото, котророе презентировали в Иране, там как не старались его склеивать, всё равно видно, что ни одного целого места на нём нет. На Донбассе обе стороны применяют довольно примитивные, по сравнению с средними амерскими, беспилотники, но всё равно они довольно много проблем обоим сторонам приносят и сбить их не так уж и легко. Да и как Вы вообще себе это представляете, сбить беспилотник с размахом крыльев в 4м, без какой-либо тепловой сигнатуры, ввиду отсутствия горячих выхлопов от электрического мотора, с толкающим винтом? При том его не только не слышно, но и не видно особо. Так что ЗПУ и ПЗРК отпадают. Перхватить узконаправленный спутниковый сигнал тоже почти невозможно, ведь он не рассеивается как радиоволны, во все стороны, а идёт наверх, к спутнику. Современные беспилотники это страшное оружие и не только против "папуасов". А ударные беспилотники, тем более. Представте себе 10 беспилотников, каждый по 2 Хеллфайер на борту, уже сегодня они способны самостоятельно селектировать цели и уничтожать их. И даже если произойдёт пуск ракеты, то это необязательно демаскирует БПЛА, так как мотор ракеты можно запустить и после 1000м свободного падения, а БПЛА уже развернётся в сторону и будет продолжать слежение, указывая цели для арты, РСЗО, или ВВС.
      1. +1
        28 июня 2015 17:03
        Цитата: Ай-яй-яй
        Скорее тот беспилотник сам шлёпнулся, а Иран выдаёт это как контролируемую посадку.))

        Это делает честь западным технологиям, в частности американским, что он сам шлёпнулся? wink laughing
        1. +1
          28 июня 2015 18:01
          У производителей БПЛА а ТТХ четко прописано минимальное количество часов до аварийности.Даже бытовая техника ведущих производителей(не российских) приходит в негодность и ломается.
          Так что ничего удивительного,и из ряда вон выходящего в этом нет.
      2. +1
        28 июня 2015 17:54
        Цитата: Ай-яй-яй
        Скорее тот беспилотник сам шлёпнулся, а Иран выдаёт это как контролируемую посадку.))

        То что это была контролируемая посадка это вряд ли. Но в таких выражениях это даже иранцы это не описывали. Насколько я помню там было что то типа "заставили приземлится". И кстати он явно не упал. Иначе иранцам бы ни за что не получилось бы его склеить. Про 4м размах крыльев это вы тоже загибаете. Тот беспилотник что посадили в Иране был разведывательного назначения. Ударные намного больше. Наберите в поисковике "ударные БПЛА" и посмотрите фотографии. Это аппараты размером с обычный боевой самолёт. Так что и сбивать их будут обычными средствами ПВО, может быть с какой ни будь минимальной спецификой. Но скорее всего их даже не сбивать будут, а просто "заставлять приземлятся". Это проще и дешевле. А про узконаправленный спутниковый сигнал это забавная фантазия. По вашему для каждого беспилотника на спутнике стоит персональная тарелка для формирования узконаправленного сигнала? Ну и конечно на беспилотнике тоже стоит такая же тарелка для защиты управляющего сигнала от перехвата. А американские инженеры самые гениальные гении что смогли к этим тарелкам прикрутить такую систему позиционирования, что тарелка не теряет связи даже во время маневрирования.
        1. +2
          28 июня 2015 19:30
          Цитата: Jack-B
          Насколько я помню там было что то типа "заставили приземлится". И кстати он явно не упал. Иначе иранцам бы ни за что не получилось бы его склеить.


          В инете доступны форографии того БПЛА, я на них вижу разбитый, но склееный из кусков беспилотник. Лёгкие амолёты часто падают и не рабиваются на мелкие кусочки, по Вашему, если бы он упал, то тогда в порошок? На фото видно именно те повреждения, что получает ЛА в следствии крушения.

          Цитата: Jack-B
          Про 4м размах крыльев это вы тоже загибаете. Тот беспилотник что посадили в Иране был разведывательного назначения. Ударные намного больше. Наберите в поисковике "ударные БПЛА" и посмотрите фотографии.



          Про 4м размах крыльев это вы тоже загибаете. Тот беспилотник что посадили в Иране был разведывательного назначения. Ударные намного больше. Наберите в поисковике "ударные БПЛА" и посмотрите фотографии.


          Цитата: Jack-B
          Это аппараты размером с обычный боевой самолёт. Так что и сбивать их будут обычными средствами ПВО, может быть с какой ни будь минимальной спецификой. Но скорее всего их даже не сбивать будут, а просто "заставлять приземлятся". Это проще и дешевле



          Размером с боевой самолёт такие БПЛА как "Глобал Хавк", например израильские, или американские Предаторы чуток меньше. Но не суть. Мне интересно, на что будет орентироваться ГСН ПВО? Или как Вы собираетесь "заставлять приземляться"? Это же не радиоуправляемая моделька.

          Цитата: Jack-B
          А про узконаправленный спутниковый сигнал это забавная фантазия. По вашему для каждого беспилотника на спутнике стоит персональная тарелка для формирования узконаправленного сигнала? Ну и конечно на беспилотнике тоже стоит такая же тарелка для защиты управляющего сигнала от перехвата. А американские инженеры самые гениальные гении что смогли к этим тарелкам прикрутить такую систему позиционирования, что тарелка не теряет связи даже во время маневрирования.



          Как Вы думаете операторы получают картинки в живом времени со своих БПЛА? Вы бы хоть поинтересовались принципом действия современных БПЛА. Есть возможность передавать информацию в живом времени через спутник, или узконаправленными радиоволнами.
          1. 0
            29 июня 2015 07:44
            Цитата: Ай-яй-яй
            В инете доступны форографии того БПЛА, я на них вижу разбитый, но склееный из кусков беспилотник. Лёгкие амолёты часто падают и не рабиваются на мелкие кусочки, по Вашему, если бы он упал, то тогда в порошок? На фото видно именно те повреждения, что получает ЛА в следствии крушения.

            Не разбитый а поврежденный. Повреждения от жёсткой посадки. Разбитый вот:
            https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%8B%

            D0%B9+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82
            Попробуйте склеить.
            Цитата: Ай-яй-яй
            Размером с боевой самолёт такие БПЛА как "Глобал Хавк", например израильские, или американские Предаторы чуток меньше. Но не суть. Мне интересно, на что будет орентироваться ГСН ПВО? Или как Вы собираетесь "заставлять приземляться"? Это же не радиоуправляемая моделька.

            Он не только размером с самолёт. Это натурально самолёт только без пилота. Так что и наводится ГСН будет так же как и на самолёт. Почему она должна наводится иначе? Не имеют теплового излучения БПЛА с эдектродвигателями, но это не ударные БПЛА.
            Цитата: Ай-яй-яй
            Как Вы думаете операторы получают картинки в живом времени со своих БПЛА? Вы бы хоть поинтересовались принципом действия современных БПЛА. Есть возможность передавать информацию в живом времени через спутник, или узконаправленными радиоволнами.

            Вы же вроде про узконаправленный сигнал говорили. Как он формируется знаете? При помощи "тарелки" - зеркальной антенны. Вы где нибудь на беспилотниках тарелки для связи с пунктом управления видели?
    5. 0
      29 июня 2015 20:52
      Сейчас вам автор расскажут про Автобазу, и что пуля дура, а штык молодец)
  2. +3
    28 июня 2015 07:29
    О чём, собственно, статья? Не пойму. Если об отставании России в этой сфере, то суть изложена в одной строчке этой статьи:
    Тяжелые БЛА, рассчитанные на установку вооружения, в разное время пытались разрабатывать компания «Сухой» и РСК «МиГ», но далеко в этом деле не продвинулись ввиду отсутствия госзаказа и соответственно финансирования.

    Будут заказы, будет интерес различных ведомств в этом вопросе - будут и собственные БПЛА. Сейчас никто не будет себе в убыток "баловаться" ради творческого интереса.
    И не будем забывать что СССР был первопроходцем в этой сфере авиации.
    1. -2
      28 июня 2015 08:19
      Цитата: Iline
      О чём, собственно, статья? Не пойму.

      Так сказать литературное Ассорти.
      Особенно удивила цитата про последний ПИЛОТИРУЕМЫЙ истребитель, очень смешно, ей богу, пару лет назад кто то кричал и про последние танки, мол они себя изжили, и им не место на современном поле боя, с учетом современного оружия поражения БТ. Ан нет, и танки сейчас пригодились, и все зашевелились в свете крайнего парада Победы.
      Такая же тема присутствовала и в печатных издательствах, мол с компьютеризацией, и книги не нужны будут, и газеты.
      Ан нет, все это существует, и печатается.
      Для меня лично, лучше читать с бумаги, чем с монитора.
      Так что это все похоже на очередную информационную дезу, как в случае с СОИ.
      Ну а на счет нашего отставания, не было бы счастья, так несчастье помогло.
      Проще идти по проторенной дороге, не наступая на грабли, и учитывая ошибки других производителей.
      Москва не сразу строилась.
      Все будет хорошо)))
      1. +1
        28 июня 2015 09:42
        Такая же тема присутствовала и в печатных издательствах, мол с компьютеризацией, и книги не нужны будут, и газеты.
        Ан нет, все это существует, и печатается.-да но количество молодежи которое читает книги уменьшается катастрофически, да и танки, уже такой роли не играют как во 2 мировую, да и беспилотные истребители, ракета с-400 по сути беспилотный истребитель-перехватчик, так что не все так радужно
    2. +2
      28 июня 2015 08:37
      Цитата: Iline
      И не будем забывать что СССР был первопроходцем в этой сфере авиации.

      Беспилотные аппараты: начало: http://www.bespilotnik.com/articles/bpla-first/
    3. +2
      28 июня 2015 12:47
      Цитата: Iline
      О чём, собственно, статья?

      Интересная статья на военную тематику.
      Цитата: Iline
      Будут заказы, будет интерес различных ведомств в этом вопросе - будут и собственные БПЛА.

      БПЛА то будут, вот только будем в роди догоняющих...
    4. +5
      28 июня 2015 14:38
      Цитата: Iline
      Будут заказы, будет интерес различных ведомств в этом вопросе - будут и собственные БПЛА. Сейчас никто не будет себе в убыток "баловаться" ради творческого интереса.



      Хотите сказать, что та гигантская работа амеров, вливания гигантских сумм, наработрки, испытания, десятилетия опыта, всё это пшик, ерунда, это "баловство"?! Что если захотят в КБ Сухого, то на раз два догонят, сделают быстрее, чем "ы тупые"? На каком основании, что СССР ого-го, "первопроходцами" в авиации были? Вы себе хоть представляете, что значит не имея БПЛА, воевать с противником, у которого их тьма, всех классов, на выбор, от 20г. вертолётика с тепловизором, до Глобал Хавка, величиной с не маленький самолёт? Думаете шапкой собьёте? Ну удачи, чо..
      1. +2
        28 июня 2015 14:43
        О, уже за неимением аргументов минусы пошли! Хочешь стать маршалом, кричи уря! и "они же тупые"! Так?
        1. 0
          28 июня 2015 18:09
          Вы же тут, не из за плюсов? Не обращайте внимание на мелочи.
          1. +3
            28 июня 2015 18:49
            Нет конечно, уважаемый, но по моему так можно выдавливать тех, у кого своё мнение на этом сайте. Я давно на этом сайте читаю статьи и комментары и зарегился не для погон конечно, а чтоб иметь возможность задать вопросы компетентным юзерам, коих тоже не мало тут. Было бы жаль, если бы я лишился этой возможности из-за того, что некоторые заклюют минусами и меня забанят.
            1. 0
              28 июня 2015 19:09
              Цитата: Ай-яй-яй
              Было бы жаль, если бы я лишился этой возможности из-за того, что некоторые заклюют минусами и меня забанят.

              Жаль конечно,но не смертельно..
      2. 0
        3 июля 2015 10:50
        Хотите сказать, что та гигантская работа амеров, вливания гигантских сумм, наработрки, испытания, десятилетия опыта, всё это пшик, ерунда, это "баловство"?! Что если захотят в КБ Сухого, то на раз два догонят, сделают быстрее, чем "ы тупые"? На каком основании, что СССР ого-го, "первопроходцами" в авиации были? Вы себе хоть представляете, что значит не имея БПЛА, воевать с противником, у которого их тьма, всех классов, на выбор, от 20г. вертолётика с тепловизором, до Глобал Хавка, величиной с не маленький самолёт? Думаете шапкой собьёте? Ну удачи, чо..[/quote]
        Для о гигантских вливаниях обернувшихся пшиком. Почитайте о высокотехнологичном и очень дорогом Lockheed SR-71 Blackbird и о Миг-25, который поставил крест на этом высокотехнологичном и дорогом самолете. Теперь касаемо войны с противником, у которого тьма БПЛА. О какой войне идет речь? Оборонительной или наступательной. Если мы нападаем на противника, то тут еще можно о чем-то порассуждать, но вот в случае нападения на нас, все решается простым электромагнитным импульсом.
    5. +2
      28 июня 2015 17:47
      Цитата: Iline
      О чём, собственно, статья? Не пойму. Если об отставании России в этой сфере, то суть изложена в одной строчке этой статьи:

      Думаю статья не только об этом.Очевидно конечно,что мы пока отстаем в разработке ударных БПЛА лет на 10-15 и это правдивая реальность.Были какие-то потуги КБ МИГ со своим Скатом и у КБ Сухого тоже были работы...но у амеров уже есть ударник и они усиленно это все финансируют.Можно вспомнить и о X-37В.
      Ударный БПЛА весом 10-20т нам жизненно необходим и как можно скорее.Системы РЭБ конечно дело хорошее,но надо разрабатывать не только средства защиты,но и нападения.
      1. 0
        3 июля 2015 10:53
        Для чего России жизненно необходим ударный БПЛА? Для каких целей он нужен?
  3. +4
    28 июня 2015 07:38
    Это когда Россия лидировала в области беспилотников?
    По-моему, мы в этом отстали навсегда...
    1. +5
      28 июня 2015 08:08
      Цитата: Вожик
      Это когда Россия лидировала в области беспилотников?
      По-моему, мы в этом отстали навсегда...

      Да, в своё время мы были лидерами! В семидесятые годы, в СССР было принято на вооружение
      несколько моделей беспилотников! И в немалом количестве. Один только Ту-142 "Рейс" чего
      стоит! Не скажу по ударным беспилотникам, а разведывательные аппараты и летающие мишени
      широко применялись!
      А сейчас... Кстати, полагаю, нам в первую очередь надо решать вопросы, связанные с системами
      борьбы с беспилотниками! Самый злободневный вопрос!
      1. +3
        28 июня 2015 10:03
        летные испытания Шаттлов были пилотируемыми,а Бурана беспилотными!
        1. -1
          28 июня 2015 12:49
          И что? Так то фау1 и фау2 были тоже беспилотными...да любая управляемая ракета с бортовой ЭВМ уже беспилотник.
          1. +1
            28 июня 2015 19:09
            То что несумев сделать даже систему автоматической стыковки в космосе атоматику от Бурана купили США для X-37
            1. 0
              28 июня 2015 20:50
              Цитата: Scraptor
              То что несумев сделать даже систему автоматической стыковки в космосе атоматику от Бурана купили США для X-37

              Мне остается вас только поздравить...вот только каким макаром это относится к моему комментарию ?
              1. 0
                28 июня 2015 23:12
                Мне вас тоже - каким образом "неинтеллектуальная" автоматика V-2 которая чуть сложнее чем у прямоходящей торпеды (и проще чем у акустической) относится к беспилoтнику?
                1. 0
                  29 июня 2015 14:58
                  Вы бы лучше сначала на вопрос ответили бы, и уже потом задавали свой в ответ...
                  1. 0
                    29 июня 2015 20:56
                    Не думаю что это было бы лучше.
      2. +2
        28 июня 2015 18:21
        Цитата: АлНиколаич
        Да, в своё время мы были лидерами! В семидесятые годы, в СССР было принято на вооружение
        несколько моделей беспилотников! И в немалом количестве. Один только Ту-142 "Рейс" чего
        стоит!

        Можно вспомнить и проект Спираль... hi Появился бы у амеров Х-37 ,если бы не эти наши разработки большой вопрос.Но к сожалению,на данный момент у США есть эта машина,а у нас такой нет. hi
  4. +8
    28 июня 2015 07:49
    На самом деле отставание в беспилотниках объяснялось только инертностью МО. Тот же МиГ начал в инициативном порядке работу на БПЛА "Скат", когда в МО никто серьезно об этом и не задумывался. Сейчас опомнились, и стали это дело финансировать.

    Каких-то прямо недостижимых технологий в тяжелых БПЛА, отличных от традиционной военной авиации нет (и основное ноу-хау это программное обеспечение), просто этим надо заниматься систематически.
  5. +1
    28 июня 2015 08:09
    Цитата: Вожик
    Это когда Россия лидировала в области беспилотников?

    Читаем внимательно
    И не будем забывать что СССР был первопроходцем в этой сфере авиации.

    СССР и Россия немного разнесены во временном пространстве.
    А по этой теме можно почитать и на этом сайте http://topwar.ru/10048-otechestvennye-bespilotnye-letatelnye-apparaty-chast-i.ht
    ml
    Разрабатывать и реально серийно выпускать - разные вещи.
  6. +1
    28 июня 2015 08:21
    У беспилотника должны быть средства поражения постановщика помех, по крайней мере наземных
  7. +3
    28 июня 2015 08:46
    Очень громкое заявление о F-35последний пилотируемый самолет,не все так просто,создать то создадут,а функции выполняемые данными машинами вряд будут по плечу в сравнении с пилотируемыми машинами,так же не верю в утверждения бпла-дешевле ракеты ПВО (какой бпла,какая ракета?),развивать в стране эту область надо,только вот может дешевле не проектировать новые,а использовать уже действующие те же МиГ и Су,только в беспилотных вариантах,может создать бпла по типу "Каспийского монстра'уменьшенные конечно для защиты побережья или на базе ракет,зачем догонять и гнаться? У нас есть свои области где мы лидеры вот и использовать их
    1. +2
      28 июня 2015 12:54
      Современные самолеты от и до способны на автопилоте выполнять весь полет и делает захват цели, нет никаких препятствий, что бы разрешить "открывать огонь"...Так то заявление весьма дальновидное и толковое, учитывая развитие электроники за последние десятилетия, ведь в технике все чаще слабое место именно пилот.
  8. Комментарий был удален.
  9. Комментарий был удален.
  10. +3
    28 июня 2015 11:22
    Не секрет, что современные самолеты на 100% управляются электроникой, за исключением катапульты. Автоматизированные системы Рубеж еще 20 лет назад могли совместно пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 и бортовым компьютером могли без участия человека вывести истребитель на цель и вернуть на аэродром. Летчику оставалась только поднять самолет в воздух и нажать кнопку пуск для поражения целей. Чем вам не БПЛА? Достаточно убрать человека из кабины и обеспечить надежную систему связи.
    Для российских БПЛА раньше была проблема в организации надежного канала связи. Но сейчас, с развитием сверхширокополосной связи эта проблема решается достаточно просто. Осталась проблема в разработке компактных и экономичных двигателях для БПЛА малого и среднего класса. Но по моему это не настолько трагично, как пишет автор. Будет потребность, выделят средства и сделают.
    В любом случае не стоит кричать, что все пропало и сломя голову гнаться за американцами создавая большие ударные БПЛА. Афганистан показал, что такие БПЛА гораздо чаще поражают свои войска и мирное население. У данного типа летательных аппаратов есть неоспоримое преимущество это малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, низкая шумность и стоимость. Эти неоценимые качества позволяют не только осуществлять прорыв системы ПВО противника, но и наносить удары в глубоком тылу, особенно если невозможно получить точные координаты целей.
    Поэтому сейчас нужно максимально использовать основные боевые качества БПЛА. Мечтать "о звездных войнах" с их участием пока рановато.
    1. +1
      30 июня 2015 02:48
      Всё верно, вы написали. hi
      Единственное, поправлю на счёт катапульт. На части самолётов - Як 38 (141) они так же, управляются не человеком (точнее, пилот сам тоже может катапультироваться), а автоматикой. Так как пилот не всегда сможет успеть принять решение о покидание самолёта в процессе вертикального полёта/посадки. При определённых не соответствие "крена" с штурвалом(если память не изменяет +/- 20 градусов), что явно говорит о проблеме, катапульта срабатывала автоматически, без участия пилота.
  11. +1
    28 июня 2015 11:42
    Ликвидируем отставание в области электроники и робототехники - догоним и по беспилотникам.
    1. +2
      28 июня 2015 20:59
      Цитата: друг зверей
      Ликвидируем отставание в области электроники и робототехники - догоним и по беспилотникам.

      А вот тут, Дед Мазай, самое интересное. В советский и особенно в позднесоветский период мы имели отличные алгоритмы, но самые большие в мире микросхемы, что еще как-то позволяло держаться на уровне. Но в 90-е и без собственной электроники остались, и програмисты, кто на запад подался, кто спился, кто умер, кто сферу деятельности поменял, а прорвные програмные продукты за копейки ушли на сторону портнеров вместе с правами (Ка-50 имел, например совершеннейшее по тем временам радиоэлектронное обеспечение, доставшееся со всеми правами Филиппсу). Догать можно, даже перегнать, если время будет предоставлено, чего партнеры нам могут не позволить. А для современных беспилотников потенциальных и вероятных противников, особенно когда их много, уничтожить десяток пусковых Тополей или Ярсов, пусть даже потратив на это сотню дронов, будет очень приемлемым результатом. Да и подавление ПВО беспилотниками тоже тема для глубоких размышлений.
  12. +1
    28 июня 2015 14:22
    Интересно наши средства РЭБ способны отразить не единичную, а массовую атаку ударных беспилотников? Проводятся ли таковые учения? Смогут ли наши ПВО отразить массовый запуск крылатых ракет не с земли и моря, а с воздуха с малогабаритных носителей?
    1. +1
      28 июня 2015 15:40
      Цитата: Smoke
      Интересно

      В ВА ВКО и НИИ-2 г.Тверь существует целая лаборатория с мощным моделирующим комплексом "Спектр" и большим штатом военных ученых. Это что-то типа игры стратегии, только в этот моделирующий комплекс заложены реальные ТТХ всех имеющихся средств своих и противника, а так же мощнейший математический аппарат. Когда я там учился мы "играли" в основном в регионе Кольского полуострова. Видимо именно те расчеты сейчас используются в планах при создании арктической группировки войск и приоритетном развитии средств РЭБ.
      Аналогичная система есть и у РВСН, только она работает почти автоматически, за долю секунд рассчитывает оптимальный вариант ответного удара. Поэтому американцы по привычке задираются, но реально очень сильно боятся. Понимают, что в случае чего кирдык им при любом раскладе.
    2. +2
      28 июня 2015 18:16
      попробуйте зарубить РЭБом залп Томахоков. Если получится,сможете и рой БПЛА уронить.
      1. +2
        28 июня 2015 18:29
        Цитата: MACCABI-TLV
        Если получится,сможете и рой БПЛА уронить.

        Ну не будем так уж категоричны.Этот рой БПЛА сначала надо бы создать,оснастить "мозгами",вооружить,и предать им достаточную живучесть (скорость,малозаметность,маневренность).При этом обеспечить внутри роя связь и координацию.А так же связь с командным пунктом.Вообще уравнение с бесконечным числом неизвестных.
        1. +2
          28 июня 2015 19:18
          Цитата: НЕКСУС
          .Этот рой БПЛА сначала надо бы создать,оснастить


          Цитата: НЕКСУС
          .При этом обеспечить внутри роя связь и координацию.А так же связь с командным пунктом.Вообще уравнение с бесконечным числом неизвестных.

          http://geektimes.ru/post/249140/
          неизвестных -вагон и маленькая тележка,но работают над этим все кому не лень,и США и наши,и европейцы.
  13. kara-tabin
    0
    28 июня 2015 16:44
    Будучи министром обороны, Сергей Иванов наложил вето на производство беспилотников. А сейчас рулит главой Администрации президента. Посредственность, серая личность, ничего не делая, нанесла такой вред стране !
  14. +1
    28 июня 2015 22:04
    Цитата: АлНиколаич
    Возможно- это будет РЭБ, или что то новое...

    Дык в том и то и дело, это же БЕСПИЛОТНИКИ и перейти и на ручной бежим при широкополосных постановках помех они не могут, так что я думаю проблема надумана кучей посыпятся с неба, ну тему "Автобазы" никто не отменял hi
  15. +2
    29 июня 2015 01:37
    СОИ уже создали? ПРО тоже работает? Очередной блеф
  16. +1
    29 июня 2015 06:21
    Статья спорная....
  17. 0
    29 июня 2015 15:35
    А по моему нельзя не недооценивать догонять всегда хуже чем опережать или в конце концов иметь ответ на возможную угрозу. А насчет как долго нужно проходить путь?
    Вспомните компьютеры размером с этаж и современные телефоны с 4 ядрами умещающимися на ладошке. Весь путь на памяти поколения 70 годов
  18. -1
    29 июня 2015 23:26
    Да какие н а х е р армады и рои беспилотников. В статье четко написано, что стоимость одного аппарата достигает 200-300 лимонов .Они с трудом четыре десятка обычных самолетов в В В С поставить не могут , а вы тут про тысячи милионов дронов.
  19. 0
    30 июня 2015 08:34
    Это я к тому что не смогут они массировано применятьть беспилотники. И сбивать их будут обычными средствами П В О .ОНИ ведь там рпрпрагматики крылатые ракеты дешево е .
  20. 0
    1 июля 2015 17:08
    БЛА дистанционно управляет человек, соответственно.На БЛА не надо запускать дорогие ракеты земля-воздух. Достаточно просто вывести БЛА из строя при помощи средств РЭБ.
  21. 0
    5 июля 2015 02:21
    Цитата: АлНиколаич
    Возможно- это будет РЭБ, или что то новое...


    Или вспомнить наработки 50-60х годов, зенитные орудия повышенной мощности с высокой скоростью снаряда. Особенно сейчас когда есть хорошие системы наведения.