Военное обозрение

Титановая «Золотая рыбка» утилизирована в Северодвинске

48
Центр судоремонта «Звёздочка» (Северодвинск) утилизировал самую высокоскоростную атомную подлодку К-222, получившую прозвище «Золотая рыбка», сообщает газета Взгляд со ссылкой на пресс-службу предприятия.



«Оставшийся от разделки атомохода трёхотсечный блок легендарной подлодки К-222 (проект "Анчар") отбуксируют по морю в Сайда-губу на Кольском полуострове, где реакторный отсек поднимут на берег и переведут в пункт долговременного хранения», – говорится в релизе.

Газета напоминает, ранее «Звёздочка» «выиграла тендер и заключила контракт с Росатомом на утилизацию К-222 – первой отечественной субмарины с корпусом, изготовленным из титановых сплавов». Работы по утилизации начались в 2010 г.

Самой сложной частью проекта стала выгрузка отработавшего ЯТ. «Конструктивные особенности реакторов К-222 не позволяли использовать для извлечения топливных сборок оборудование, применявшееся на АПЛ других проектов, пришлось, по сути, конструировать и делать новое», – отметили в пресс-службе.

Выгрузка ОЯТ началась в мае 2013 г. «Свыше 700 радиоактивных стержней требовалось переместить из реакторов субмарины в специальные транспортные контейнеры, – уточнили на судоверфи. – В декабре прошлого года "Звездочку" покинул первый спецэшелон, увозящий отработавшее ядерное топливо на уральский комбинат "Маяк" для хранения и переработки».

Справка газеты: «К-222 (до 1978 года – К-162) была заложена на судоверфи "Севмаш" в декабре 1963 года, в 1970 году включена в состав Северного флота. Из-за длительного и дорогостоящего строительства, уникальных характеристик получила прозвище "Золотая рыбка". В 1989 году АПЛ исключена из состава ВМФ. Установленные подлодкой в 1970 году рекорд скорости под водой – 44,7 узла (около 83 км/час) – до сих пор не побит».
48 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Edge_KMV
    Edge_KMV 17 июня 2015 13:11
    +45
    У неё наверно рыбки по корпусу размазывались как мошки на лобовом стекле laughing
    1. Sura
      Sura 17 июня 2015 13:20
      +16
      Рыбки не знаю, но при первом же испытании на скорость посрывало все торчащие лючки, пришлось дополнительно выравнивать корпус.
      1. поляр
        поляр 17 июня 2015 13:56
        +6
        К сожалению неизвестно какие у нее были акустические характеристики в диапазоне mini-max хода. Это сегодня главное условие выживания ПЛ в конфликтной ситуации. так что может и жалко лодку, но всему свое время.
        1. ССИ
          ССИ 17 июня 2015 14:07
          +14
          Цитата: поляр
          К сожалению неизвестно какие у нее были акустические характеристики в диапазоне mini-max хода.

          Она даже от торпед уходила, зачем ей бесшумность? Догоняла любые надводные корабли, а Вы про акустические характеристики...
          1. ZVEROBOY
            ZVEROBOY 17 июня 2015 14:34
            +12
            Цитата: ССИ
            Она даже от торпед уходила, зачем ей бесшумность? Догоняла любые надводные корабли, а Вы про акустические характеристики...

            Это шедевр Советского кораблестроения, науки, конструкторской мысли и технологий.
            Вместе с крейсером уходит эпоха великих свершений и трудовых подвигов, остаётся "труба" , "рудник" и воспоминания о былом величии...
            печаль....
            1. iConst
              iConst 17 июня 2015 14:57
              0
              Цитата: ZVEROBOY
              Это шедевр Советского кораблестроения, науки, конструкторской мысли и технологий.

              Титан - не самый дешевый металл (мягко сказано). И работать с ним трудно. Тяжелый лёгкий металл, одним словом (или наоборот).
              Вот и получается - рыбка-то действительно золотая!
              1. ССИ
                ССИ 17 июня 2015 15:06
                +5
                Цитата: iConst
                Титан - не самый дешевый металл (мягко сказано). И работать с ним трудно. Тяжелый лёгкий металл, одним словом (или наоборот).

                Одна из причин, по которой "Сотка" не пошла. Решался вопрос, что более нужно армии - титановый бомбардировщик или подводная лодка...
        2. alex_V15
          alex_V15 18 июня 2015 05:07
          +3
          Металл никто на иголки никогда не пустит. У этих лодок, которые разделаны, уже впереди новая жизнь! В новых кораблях. Разобранные первые корпуса 971 пошли на новые 885-е. И куча оборудования после восстановления пополнила ЗИП. И многое другое. Благодаря некоторым честным механикам, много ЗИПа было сохранено. Это и спасает. Просто либералов и предателей надо поменьше читать. Разворовывали конечно. Но такой массовости на самом деле не было. Будут новые корабли.
      2. Alex_Rarog
        Alex_Rarog 17 июня 2015 14:04
        +3
        Ещё и всю краску с корпуса сняло как шлейф машиной.
      3. Костяра
        Костяра 17 июня 2015 14:10
        +5
        Гордость Советской мощи...., так бы в строй запускали, как утилизируют....
      4. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. сибиралт
      сибиралт 17 июня 2015 13:25
      +10
      АПЛ 45 лет. Технология осталась. Новые лодки нужнее.
      1. ZVEROBOY
        ZVEROBOY 17 июня 2015 13:42
        +31
        Цитата: сибиралт
        Технология осталась.

        Технологии может быть и сохранились, только вот титан нынче частью в частных руках, частью за границей ,на Украине и в Казахстане, да и технологические цепочки разрушены.
        Продавать сырьё стало открытой экономической политикой РФ, а его обработка "бизнесу" не интересна, интересен "домик" в Альпах.
        Полагаю, что проект, подобный "Золотой рыбке" ,для нынешней РФ неосуществим , ни технологически, ни экономически.
        1. 341712
          341712 17 июня 2015 13:50
          +2
          Цитата: ZVEROBOY
          а границей ,на Украине и в Казахстане, да и технологические цепочки разрушены.


          А ВСМПО? Было бы желание и воля... политическая...
        2. tchack
          tchack 17 июня 2015 14:10
          +5
          Цитата: сибиралт
          Технология осталась


          Какая именно технология осталась??? Если речь про изготовление длиномерных титановых корпусов, то она можно сказать утеряна. К сожалению, сейчас ни один завод не сможет воспроизвести титановый корпус К-222.
          Я радуюсь, что подлодки проектов 945 "Барракуда" и 945А "Кондор" восстанавливают, а ведь сначала тоже хотели распилить.
          1. Ежак
            Ежак 17 июня 2015 14:43
            +5
            Цитата: tchack
            Какая именно технология осталась?

            Технология сварных работ по титану и сплавам. Именно это было огромной проблемой в середине 60-х. Создавали обучаясь.
            1. ZVEROBOY
              ZVEROBOY 17 июня 2015 14:56
              +6
              Цитата: Ежак
              Технология сварных работ по титану и сплавам.

              Это точно, сварка титана в вакууме или в среде защитных газов (аргона или гелия) стала реально революционной технологией! good
          2. ученый
            ученый 17 июня 2015 14:54
            +2
            То, что реактор устарел, а так же электронная начинка и вооружение это понятно. Но зачем же утилизировать уникальный корпус? Титан не ржавеет, высокопрочный и главное диамагнитный!
            1. user1212
              user1212 17 июня 2015 15:16
              +1
              Цитата: ученый
              Но зачем же утилизировать уникальный корпус? Титан не ржавеет, высокопрочный и главное диамагнитный!

              С 60 годов много времени прошло. Появились маломагнитные стали. Установить современное оборудование в размеры существующих отсеков сложно. К-222 маловата.
            2. свой1970
              свой1970 17 июня 2015 21:56
              0
              кроме того он набрал какое то количество радиации,менять оборудование -фактически заново строить
            3. Ежак
              Ежак 17 июня 2015 22:08
              0
              Цитата: ученый
              Титан не ржавеет, высокопрочный и главное диамагнитный

              Но реактор далеко не титановый, и лодка не приспособлена к быстрой и лёгкой замене реактора. Как, к примеру, автомобиль "Ока"
        3. Millibyte
          Millibyte 18 июня 2015 09:27
          0
          Титана полно в АВИСМЕ.
        4. Комментарий был удален.
      2. art 230
        art 230 17 июня 2015 16:07
        0
        а что у титана с усталостью, по моему она почти отсутствует. а проблемы модернизации данной подлодки связаны с электрооборудованием ,частота бортовой сети 400 Гц (очень "некомфортно") и перестройкой ракетного отсека под современные ракеты много подводных камней, но моё личное мнение лучше консервация
        1. Ежак
          Ежак 17 июня 2015 22:12
          0
          Цитата: art 230
          частота бортовой сети 400 Гц (очень "некомфортно")

          А чего бы вам хотелось? Сначала, малые потери, а после и экономия на сглаживающих конденсаторах. Много техники с таким питанием работает, и прекрасно работает.
  2. ohtsistem
    ohtsistem 17 июня 2015 13:12
    +10
    Да жалко рыбку ... это история!
    1. sub307
      sub307 17 июня 2015 13:18
      +8
      Конечно жалко. Утещает только то, что свою задачу она выполнила - получен ценнейший опыт.
      1. Ким
        Ким 17 июня 2015 13:39
        -17
        правильно! ток этот опыт никаму ненужен
        1. Ежак
          Ежак 17 июня 2015 14:47
          +3
          Цитата: Ким
          ток этот опыт никаму ненужен

          По себе не меряйте, это нехорошо.
          Любой опыт, даже отрицательный, полезен всем. И даже врагам.
    2. Комментарий был удален.
  3. Ватник_с_АКМ
    Ватник_с_АКМ 17 июня 2015 13:15
    +2
    Да ну дурачьё! Такие корабли на иголки....
    1. Ежак
      Ежак 17 июня 2015 14:52
      0
      Цитата: Ватник_с_АКМ
      Да ну дурачьё! Такие корабли на иголки.

      Видать были на то основания. Она всего 20 лет в строю была. Да и ядрёнsе отсеки и реакторы имеют ограниченный срок службы. Это сегодня он не превышает 30 лет. Или хотите аварию на аварии иметь? А ведь там наши люди. Матросы и офицеры. Их не жалко?
  4. naGua
    naGua 17 июня 2015 13:16
    +13
    Даже и не знаю плюс поставить или минус. И вроде спасибо за новость- это всегда интересно. А вроде, очень жалко корабль... С другой стороны и музея из него не сделаешь. Ещё одну легенду на булавки пустили.
  5. Oznob
    Oznob 17 июня 2015 13:23
    +5
    А по небритой щеке скупая мужская слеза ... sad
    1. Корcap
      Корcap 17 июня 2015 13:36
      +4
      Цитата: Oznob
      А по небритой щеке скупая мужская слеза ...


      А я ведь видел её... Когда нас,курсантов,водили с ознакомительной экскурсией на "обрезки"...
  6. dimon-media
    dimon-media 17 июня 2015 13:25
    +4
    Титан.. этот корпус вечный мог быть. Читал про неё, что во время испытания и установки рекорда скорости, на ней даже сварочные швы отполировались обтекающим потоком морской воды. жалко лодку. Но она действительно своё отслужила. Спорить не могу, потому-что не знаю, но мне кажется модернизация была бы сверхдорогой и не рентабельной. Легче новые построить.
    1. LVMI1980
      LVMI1980 17 июня 2015 13:51
      0
      там были какие то проблемы с титаном на большой глубине...
      1. Sling
        Sling 19 июня 2015 10:55
        +1
        Общался с разработчиками - не дай бог пожар на глубине!!! Дело в том, что титан прекрасно горит при большом давлении. Чуть что, и "окурок"
    2. demo
      demo 17 июня 2015 14:07
      -10
      И краска слезла с корпуса.
      И при этом.
      При движении с максимальной скоростью под водой, на поверхности океана появлялся белый кильватерный след, что полностью демаскировало лодку.
      Т.е. развивать такие скорости - обнаружить себя.
      Строить такую лодку, с такими характеристиками - глупейшая затея.
      Вот поэтому ее и назвали "Золотая рыбка".
      Ни себе, ни людям.
      1. К-50
        К-50 17 июня 2015 14:24
        +2
        Цитата: demo
        . развивать такие скорости - обнаружить себя.

        Когда надо сбежать от удара возмездия ордера ПЛО, ещё не так побежишь, главное, чтобы не догнали и не потопили. smile
      2. 120352
        120352 17 июня 2015 15:29
        +5
        Эта лодка выполняла функции истребителя. В режиме боевого дежурства она ходила на 10-12 узлах ни чем себя не выдавая. После обнаружения цели подлетала к ней на дистанцию поражения, делала свою работу и улетала, после чего снова становилась невидимой. Так что, кильватерная струя появлялась ненадолго, только на период выхода на цель. Всё остальное время её никто не видел и не слышал. Тем более, что размерения у неё были небольшие. Современные громадины на 30 узлах следят гораздо сильнее.
        А лодки такие ой как нужны! Себе. Люди же пусть сами о себе заботятся.
    3. user1212
      user1212 17 июня 2015 15:11
      0
      Цитата: dimon-media
      но мне кажется модернизация была бы сверхдорогой и не рентабельной

      Пришлось бы имеющиеся образцы оборудования и вооружения запихать в размеры существующих отсеков. Ради одной лодки переделывать начинку не имеет смысла. По цене выйдет как 2 новых Ясеня, а по срокам как 4. Да и не факт что вообще возможно т.к. лодка заметно меньше
  7. gelezo47
    gelezo47 17 июня 2015 13:26
    +7
    Жалко,что такая лодка уходит в историю!Может ещё увидим новые высокоскоростные сумбарины!? hi
  8. Миротворец
    Миротворец 17 июня 2015 13:28
    +2
    Надеюсь что титан на "иголки" не пойдет, а послужит для других рыбок. Хотя, слышал, что втор сырье хуже материала первой выработки.
    1. volot-voin
      volot-voin 17 июня 2015 13:44
      +2
      Цитата: Миротворец
      Хотя, слышал, что втор сырье хуже материала первой выработки.

      Металл есть металл, химический состав из таблицы Менделеева, сплав этих металлов с конкретными физическими качествами. В данном случае из из вторсырья можно лепить отличнейшие вещи.
      "Рыбку" жаль, как и многие проекты типа того же Бурана.
      Цитата: st25310
      Ничего! Будут у России лодки "Быстрее, Глубоководнее, Сильнее".

      Очень хотелось бы верить. Надеюсь вместе с Вами, что будем не Мистрали покупать, а свое отечественное, не имеющее аналогов создавать и производить. Пример та же Армата.
    2. Loner_53
      Loner_53 17 июня 2015 13:53
      +1
      Цитата: Миротворец
      Надеюсь что титан на "иголки" не пойдет, а послужит для других рыбок.

      Вы не учли что у нас главное торговля,продадут (партнёрам),однозначно продадут
  9. st25310
    st25310 17 июня 2015 13:29
    +2
    Ничего! Будут у России лодки "Быстрее, Глубоководнее, Сильнее".
  10. РусланНН
    РусланНН 17 июня 2015 13:44
    +3
    А почему нельзя было из нее сделать музей интересно? Это же страница нашей истории, которой можно гордиться.
    1. volot-voin
      volot-voin 17 июня 2015 13:47
      +1
      Цитата: РусланНН
      А почему нельзя было из нее сделать музей интересно?

      Столько титана пылить в музее, кто же позволит.
    2. user1212
      user1212 17 июня 2015 19:05
      +1
      Цитата: РусланНН
      А почему нельзя было из нее сделать музей интересно? Это же страница нашей истории, которой можно гордиться.

      Возможно проблемы с реактором. Очень уж он старый. Реактор нельзя извлечь не разрезая лодку. Для его демонтажа из лодки вырезается трехотсечный блок. Тогда для создания музея корпус придется собирать заново. С учетом того, что он не совсем обычный, понадобится воссоздать производственные мощности, аналогичные тем, на которых корпус лодки выпускался. Удовольствие не дешевое и по сумме может встать в стоимость пары новых АПЛ.
  11. zyablik.olga
    zyablik.olga 17 июня 2015 13:54
    +3
    Справка газеты: «К-222 (до 1978 года – К-162) была заложена на судоверфи "Севмаш" в декабре 1963 года, в 1970 году включена в состав Северного флота. Из-за длительного и дорогостоящего строительства, уникальных характеристик получила прозвище "Золотая рыбка". В 1989 году АПЛ исключена из состава ВМФ. Установленные подлодкой в 1970 году рекорд скорости под водой – 44,7 узла (около 83 км/час) – до сих пор не побит».
    Такое впечатление, что публикацию готовили люди малосведущие, даже номер проекта не указан-Проект 661.
    Спущен флаг ВМФ на корабле спущен только в 1999 году.
  12. vkl-47
    vkl-47 17 июня 2015 14:07
    +1
    Следующая лодка уже будет плоской как скат и полимерной)
    1. volot-voin
      volot-voin 18 июня 2015 08:34
      0
      Цитата: vkl-47
      Следующая лодка уже будет плоской как скат и полимерной)

      Главное что бы была эффективной, незаметной и смертоносной для врага. Резиновые и полимерные покрытия уже давно используются для обшивки ПЛ. Ну а вопрос формы это к конструкторам, вопрос обтекаемости)
  13. К-50
    К-50 17 июня 2015 14:20
    +2
    Может поменять реакторы, оборудование и оружие на более современные образцы, да и пусть дальше служит? Корпус то почти вечный, а он не копейки стоит.
  14. Тузик
    Тузик 17 июня 2015 14:49
    +1
    а сколько сварщиков погибло при ее строительстве...
  15. 120352
    120352 17 июня 2015 15:20
    +4
    Это лодка 661 проекта. Заложена в 1961, спущена на воду в 1964.
    Кавитация на высоких скоростях давала себя знать, но никакие "лючки" не срывало и не могло сорвать. На ней была установлена система "ДАУСК" для стрельбы крылатыми ракетами, очень хорошо по тем временам себя зарекомендовавшая. Интересно были расположены 1 и 2 отсеки, так сказать, "восьмёркой". По части комфорта - это была уже не дизелюшка, но очень тесная лодка.
    Вечная ей память!
  16. НЕКСУС
    НЕКСУС 17 июня 2015 15:23
    +2
    Замечательна АПЛ-гордость наших корабелов и подводников.Жаль.Титановые лодки это живой пример величия и уровня советского подводного кораблестроения. hi
  17. valokordin
    valokordin 17 июня 2015 15:33
    +1
    Теперь осталось продать титан партнёрам США в обмен на Боинги для последователей треклятого ЕБНА в Российском ГВФ на радость Медведеву и прочее.
  18. Андрей ВОВ
    Андрей ВОВ 17 июня 2015 15:47
    0
    По моему там были проблемы не с титановым корпусом,а с реактором,он был не как на других АПЛ и должен был постоянно греться,может кто знает подробно,но что то где то такое я читал,кто знает напишите
  19. ДобрыйААХ
    ДобрыйААХ 17 июня 2015 16:32
    +1
    Человек служил на ней в начале 80-х .Насколько помню по его рассказам ее использовали как испытательную субмарину в основном.Что-то там из ракет потекло.(топливо или окислитель?)
  20. naGua
    naGua 17 июня 2015 17:09
    +2
    с реактором,он был не как на других АПЛ и должен был постоянно греться

    Нет-нет, там реактор был водо-водяного типа. Реакторы с жидкометалли́ческим теплоноси́телем стояли на 705-х проектах. Кстати, во ещё одно чудо!
    А 661-й, это был экспериментальный корабль, как кто-то уже выше сказал. Просто на основе результатов испытаний "Анчара" разрабатывались уже последующие проекты.
    Кстати, а представляете, какой бы ход лодка дала бы, если бы поставили реактор с ЖМТ?!! Ограждение рубки точно снесло бы belay
  21. volodimer
    volodimer 17 июня 2015 17:46
    +1
    Странные коментарии Нужна/Ненужна была. Свое дело сделала, отслужила достойно. Вопрос: "В музей или на слом?" Хотелось бы первое, но сложно и дорого, переоборудовать, опять сложно и дорого. Если металлом для станы послужит, то не самая плохая участь.