Титановая «Золотая рыбка» утилизирована в Северодвинске

48
Центр судоремонта «Звёздочка» (Северодвинск) утилизировал самую высокоскоростную атомную подлодку К-222, получившую прозвище «Золотая рыбка», сообщает газета Взгляд со ссылкой на пресс-службу предприятия.



«Оставшийся от разделки атомохода трёхотсечный блок легендарной подлодки К-222 (проект "Анчар") отбуксируют по морю в Сайда-губу на Кольском полуострове, где реакторный отсек поднимут на берег и переведут в пункт долговременного хранения», – говорится в релизе.

Газета напоминает, ранее «Звёздочка» «выиграла тендер и заключила контракт с Росатомом на утилизацию К-222 – первой отечественной субмарины с корпусом, изготовленным из титановых сплавов». Работы по утилизации начались в 2010 г.

Самой сложной частью проекта стала выгрузка отработавшего ЯТ. «Конструктивные особенности реакторов К-222 не позволяли использовать для извлечения топливных сборок оборудование, применявшееся на АПЛ других проектов, пришлось, по сути, конструировать и делать новое», – отметили в пресс-службе.

Выгрузка ОЯТ началась в мае 2013 г. «Свыше 700 радиоактивных стержней требовалось переместить из реакторов субмарины в специальные транспортные контейнеры, – уточнили на судоверфи. – В декабре прошлого года "Звездочку" покинул первый спецэшелон, увозящий отработавшее ядерное топливо на уральский комбинат "Маяк" для хранения и переработки».

Справка газеты: «К-222 (до 1978 года – К-162) была заложена на судоверфи "Севмаш" в декабре 1963 года, в 1970 году включена в состав Северного флота. Из-за длительного и дорогостоящего строительства, уникальных характеристик получила прозвище "Золотая рыбка". В 1989 году АПЛ исключена из состава ВМФ. Установленные подлодкой в 1970 году рекорд скорости под водой – 44,7 узла (около 83 км/час) – до сих пор не побит».
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    48 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +45
      17 июня 2015 13:11
      У неё наверно рыбки по корпусу размазывались как мошки на лобовом стекле laughing
      1. +16
        17 июня 2015 13:20
        Рыбки не знаю, но при первом же испытании на скорость посрывало все торчащие лючки, пришлось дополнительно выравнивать корпус.
        1. +6
          17 июня 2015 13:56
          К сожалению неизвестно какие у нее были акустические характеристики в диапазоне mini-max хода. Это сегодня главное условие выживания ПЛ в конфликтной ситуации. так что может и жалко лодку, но всему свое время.
          1. +14
            17 июня 2015 14:07
            Цитата: поляр
            К сожалению неизвестно какие у нее были акустические характеристики в диапазоне mini-max хода.

            Она даже от торпед уходила, зачем ей бесшумность? Догоняла любые надводные корабли, а Вы про акустические характеристики...
            1. +12
              17 июня 2015 14:34
              Цитата: ССИ
              Она даже от торпед уходила, зачем ей бесшумность? Догоняла любые надводные корабли, а Вы про акустические характеристики...

              Это шедевр Советского кораблестроения, науки, конструкторской мысли и технологий.
              Вместе с крейсером уходит эпоха великих свершений и трудовых подвигов, остаётся "труба" , "рудник" и воспоминания о былом величии...
              печаль....
              1. 0
                17 июня 2015 14:57
                Цитата: ZVEROBOY
                Это шедевр Советского кораблестроения, науки, конструкторской мысли и технологий.

                Титан - не самый дешевый металл (мягко сказано). И работать с ним трудно. Тяжелый лёгкий металл, одним словом (или наоборот).
                Вот и получается - рыбка-то действительно золотая!
                1. +5
                  17 июня 2015 15:06
                  Цитата: iConst
                  Титан - не самый дешевый металл (мягко сказано). И работать с ним трудно. Тяжелый лёгкий металл, одним словом (или наоборот).

                  Одна из причин, по которой "Сотка" не пошла. Решался вопрос, что более нужно армии - титановый бомбардировщик или подводная лодка...
          2. +3
            18 июня 2015 05:07
            Металл никто на иголки никогда не пустит. У этих лодок, которые разделаны, уже впереди новая жизнь! В новых кораблях. Разобранные первые корпуса 971 пошли на новые 885-е. И куча оборудования после восстановления пополнила ЗИП. И многое другое. Благодаря некоторым честным механикам, много ЗИПа было сохранено. Это и спасает. Просто либералов и предателей надо поменьше читать. Разворовывали конечно. Но такой массовости на самом деле не было. Будут новые корабли.
        2. +3
          17 июня 2015 14:04
          Ещё и всю краску с корпуса сняло как шлейф машиной.
        3. +5
          17 июня 2015 14:10
          Гордость Советской мощи...., так бы в строй запускали, как утилизируют....
        4. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
      3. +10
        17 июня 2015 13:25
        АПЛ 45 лет. Технология осталась. Новые лодки нужнее.
        1. +31
          17 июня 2015 13:42
          Цитата: сибиралт
          Технология осталась.

          Технологии может быть и сохранились, только вот титан нынче частью в частных руках, частью за границей ,на Украине и в Казахстане, да и технологические цепочки разрушены.
          Продавать сырьё стало открытой экономической политикой РФ, а его обработка "бизнесу" не интересна, интересен "домик" в Альпах.
          Полагаю, что проект, подобный "Золотой рыбке" ,для нынешней РФ неосуществим , ни технологически, ни экономически.
          1. +2
            17 июня 2015 13:50
            Цитата: ZVEROBOY
            а границей ,на Украине и в Казахстане, да и технологические цепочки разрушены.


            А ВСМПО? Было бы желание и воля... политическая...
          2. +5
            17 июня 2015 14:10
            Цитата: сибиралт
            Технология осталась


            Какая именно технология осталась??? Если речь про изготовление длиномерных титановых корпусов, то она можно сказать утеряна. К сожалению, сейчас ни один завод не сможет воспроизвести титановый корпус К-222.
            Я радуюсь, что подлодки проектов 945 "Барракуда" и 945А "Кондор" восстанавливают, а ведь сначала тоже хотели распилить.
            1. +5
              17 июня 2015 14:43
              Цитата: tchack
              Какая именно технология осталась?

              Технология сварных работ по титану и сплавам. Именно это было огромной проблемой в середине 60-х. Создавали обучаясь.
              1. +6
                17 июня 2015 14:56
                Цитата: Ежак
                Технология сварных работ по титану и сплавам.

                Это точно, сварка титана в вакууме или в среде защитных газов (аргона или гелия) стала реально революционной технологией! good
            2. +2
              17 июня 2015 14:54
              То, что реактор устарел, а так же электронная начинка и вооружение это понятно. Но зачем же утилизировать уникальный корпус? Титан не ржавеет, высокопрочный и главное диамагнитный!
              1. +1
                17 июня 2015 15:16
                Цитата: ученый
                Но зачем же утилизировать уникальный корпус? Титан не ржавеет, высокопрочный и главное диамагнитный!

                С 60 годов много времени прошло. Появились маломагнитные стали. Установить современное оборудование в размеры существующих отсеков сложно. К-222 маловата.
              2. 0
                17 июня 2015 21:56
                кроме того он набрал какое то количество радиации,менять оборудование -фактически заново строить
              3. 0
                17 июня 2015 22:08
                Цитата: ученый
                Титан не ржавеет, высокопрочный и главное диамагнитный

                Но реактор далеко не титановый, и лодка не приспособлена к быстрой и лёгкой замене реактора. Как, к примеру, автомобиль "Ока"
          3. 0
            18 июня 2015 09:27
            Титана полно в АВИСМЕ.
          4. Комментарий был удален.
        2. 0
          17 июня 2015 16:07
          а что у титана с усталостью, по моему она почти отсутствует. а проблемы модернизации данной подлодки связаны с электрооборудованием ,частота бортовой сети 400 Гц (очень "некомфортно") и перестройкой ракетного отсека под современные ракеты много подводных камней, но моё личное мнение лучше консервация
          1. 0
            17 июня 2015 22:12
            Цитата: art 230
            частота бортовой сети 400 Гц (очень "некомфортно")

            А чего бы вам хотелось? Сначала, малые потери, а после и экономия на сглаживающих конденсаторах. Много техники с таким питанием работает, и прекрасно работает.
    2. +10
      17 июня 2015 13:12
      Да жалко рыбку ... это история!
      1. +8
        17 июня 2015 13:18
        Конечно жалко. Утещает только то, что свою задачу она выполнила - получен ценнейший опыт.
        1. -17
          17 июня 2015 13:39
          правильно! ток этот опыт никаму ненужен
          1. +3
            17 июня 2015 14:47
            Цитата: Ким
            ток этот опыт никаму ненужен

            По себе не меряйте, это нехорошо.
            Любой опыт, даже отрицательный, полезен всем. И даже врагам.
      2. Комментарий был удален.
    3. +2
      17 июня 2015 13:15
      Да ну дурачьё! Такие корабли на иголки....
      1. 0
        17 июня 2015 14:52
        Цитата: Ватник_с_АКМ
        Да ну дурачьё! Такие корабли на иголки.

        Видать были на то основания. Она всего 20 лет в строю была. Да и ядрёнsе отсеки и реакторы имеют ограниченный срок службы. Это сегодня он не превышает 30 лет. Или хотите аварию на аварии иметь? А ведь там наши люди. Матросы и офицеры. Их не жалко?
    4. +13
      17 июня 2015 13:16
      Даже и не знаю плюс поставить или минус. И вроде спасибо за новость- это всегда интересно. А вроде, очень жалко корабль... С другой стороны и музея из него не сделаешь. Ещё одну легенду на булавки пустили.
    5. +5
      17 июня 2015 13:23
      А по небритой щеке скупая мужская слеза ... sad
      1. +4
        17 июня 2015 13:36
        Цитата: Oznob
        А по небритой щеке скупая мужская слеза ...


        А я ведь видел её... Когда нас,курсантов,водили с ознакомительной экскурсией на "обрезки"...
    6. +4
      17 июня 2015 13:25
      Титан.. этот корпус вечный мог быть. Читал про неё, что во время испытания и установки рекорда скорости, на ней даже сварочные швы отполировались обтекающим потоком морской воды. жалко лодку. Но она действительно своё отслужила. Спорить не могу, потому-что не знаю, но мне кажется модернизация была бы сверхдорогой и не рентабельной. Легче новые построить.
      1. 0
        17 июня 2015 13:51
        там были какие то проблемы с титаном на большой глубине...
        1. +1
          19 июня 2015 10:55
          Общался с разработчиками - не дай бог пожар на глубине!!! Дело в том, что титан прекрасно горит при большом давлении. Чуть что, и "окурок"
      2. -10
        17 июня 2015 14:07
        И краска слезла с корпуса.
        И при этом.
        При движении с максимальной скоростью под водой, на поверхности океана появлялся белый кильватерный след, что полностью демаскировало лодку.
        Т.е. развивать такие скорости - обнаружить себя.
        Строить такую лодку, с такими характеристиками - глупейшая затея.
        Вот поэтому ее и назвали "Золотая рыбка".
        Ни себе, ни людям.
        1. +2
          17 июня 2015 14:24
          Цитата: demo
          . развивать такие скорости - обнаружить себя.

          Когда надо сбежать от удара возмездия ордера ПЛО, ещё не так побежишь, главное, чтобы не догнали и не потопили. smile
        2. 120352
          +5
          17 июня 2015 15:29
          Эта лодка выполняла функции истребителя. В режиме боевого дежурства она ходила на 10-12 узлах ни чем себя не выдавая. После обнаружения цели подлетала к ней на дистанцию поражения, делала свою работу и улетала, после чего снова становилась невидимой. Так что, кильватерная струя появлялась ненадолго, только на период выхода на цель. Всё остальное время её никто не видел и не слышал. Тем более, что размерения у неё были небольшие. Современные громадины на 30 узлах следят гораздо сильнее.
          А лодки такие ой как нужны! Себе. Люди же пусть сами о себе заботятся.
      3. 0
        17 июня 2015 15:11
        Цитата: dimon-media
        но мне кажется модернизация была бы сверхдорогой и не рентабельной

        Пришлось бы имеющиеся образцы оборудования и вооружения запихать в размеры существующих отсеков. Ради одной лодки переделывать начинку не имеет смысла. По цене выйдет как 2 новых Ясеня, а по срокам как 4. Да и не факт что вообще возможно т.к. лодка заметно меньше
    7. +7
      17 июня 2015 13:26
      Жалко,что такая лодка уходит в историю!Может ещё увидим новые высокоскоростные сумбарины!? hi
    8. +2
      17 июня 2015 13:28
      Надеюсь что титан на "иголки" не пойдет, а послужит для других рыбок. Хотя, слышал, что втор сырье хуже материала первой выработки.
      1. +2
        17 июня 2015 13:44
        Цитата: Миротворец
        Хотя, слышал, что втор сырье хуже материала первой выработки.

        Металл есть металл, химический состав из таблицы Менделеева, сплав этих металлов с конкретными физическими качествами. В данном случае из из вторсырья можно лепить отличнейшие вещи.
        "Рыбку" жаль, как и многие проекты типа того же Бурана.
        Цитата: st25310
        Ничего! Будут у России лодки "Быстрее, Глубоководнее, Сильнее".

        Очень хотелось бы верить. Надеюсь вместе с Вами, что будем не Мистрали покупать, а свое отечественное, не имеющее аналогов создавать и производить. Пример та же Армата.
      2. +1
        17 июня 2015 13:53
        Цитата: Миротворец
        Надеюсь что титан на "иголки" не пойдет, а послужит для других рыбок.

        Вы не учли что у нас главное торговля,продадут (партнёрам),однозначно продадут
    9. +2
      17 июня 2015 13:29
      Ничего! Будут у России лодки "Быстрее, Глубоководнее, Сильнее".
    10. +3
      17 июня 2015 13:44
      А почему нельзя было из нее сделать музей интересно? Это же страница нашей истории, которой можно гордиться.
      1. +1
        17 июня 2015 13:47
        Цитата: РусланНН
        А почему нельзя было из нее сделать музей интересно?

        Столько титана пылить в музее, кто же позволит.
      2. +1
        17 июня 2015 19:05
        Цитата: РусланНН
        А почему нельзя было из нее сделать музей интересно? Это же страница нашей истории, которой можно гордиться.

        Возможно проблемы с реактором. Очень уж он старый. Реактор нельзя извлечь не разрезая лодку. Для его демонтажа из лодки вырезается трехотсечный блок. Тогда для создания музея корпус придется собирать заново. С учетом того, что он не совсем обычный, понадобится воссоздать производственные мощности, аналогичные тем, на которых корпус лодки выпускался. Удовольствие не дешевое и по сумме может встать в стоимость пары новых АПЛ.
    11. +3
      17 июня 2015 13:54
      Справка газеты: «К-222 (до 1978 года – К-162) была заложена на судоверфи "Севмаш" в декабре 1963 года, в 1970 году включена в состав Северного флота. Из-за длительного и дорогостоящего строительства, уникальных характеристик получила прозвище "Золотая рыбка". В 1989 году АПЛ исключена из состава ВМФ. Установленные подлодкой в 1970 году рекорд скорости под водой – 44,7 узла (около 83 км/час) – до сих пор не побит».
      Такое впечатление, что публикацию готовили люди малосведущие, даже номер проекта не указан-Проект 661.
      Спущен флаг ВМФ на корабле спущен только в 1999 году.
    12. +1
      17 июня 2015 14:07
      Следующая лодка уже будет плоской как скат и полимерной)
      1. 0
        18 июня 2015 08:34
        Цитата: vkl-47
        Следующая лодка уже будет плоской как скат и полимерной)

        Главное что бы была эффективной, незаметной и смертоносной для врага. Резиновые и полимерные покрытия уже давно используются для обшивки ПЛ. Ну а вопрос формы это к конструкторам, вопрос обтекаемости)
    13. +2
      17 июня 2015 14:20
      Может поменять реакторы, оборудование и оружие на более современные образцы, да и пусть дальше служит? Корпус то почти вечный, а он не копейки стоит.
    14. +1
      17 июня 2015 14:49
      а сколько сварщиков погибло при ее строительстве...
    15. 120352
      +4
      17 июня 2015 15:20
      Это лодка 661 проекта. Заложена в 1961, спущена на воду в 1964.
      Кавитация на высоких скоростях давала себя знать, но никакие "лючки" не срывало и не могло сорвать. На ней была установлена система "ДАУСК" для стрельбы крылатыми ракетами, очень хорошо по тем временам себя зарекомендовавшая. Интересно были расположены 1 и 2 отсеки, так сказать, "восьмёркой". По части комфорта - это была уже не дизелюшка, но очень тесная лодка.
      Вечная ей память!
    16. +2
      17 июня 2015 15:23
      Замечательна АПЛ-гордость наших корабелов и подводников.Жаль.Титановые лодки это живой пример величия и уровня советского подводного кораблестроения. hi
    17. +1
      17 июня 2015 15:33
      Теперь осталось продать титан партнёрам США в обмен на Боинги для последователей треклятого ЕБНА в Российском ГВФ на радость Медведеву и прочее.
    18. 0
      17 июня 2015 15:47
      По моему там были проблемы не с титановым корпусом,а с реактором,он был не как на других АПЛ и должен был постоянно греться,может кто знает подробно,но что то где то такое я читал,кто знает напишите
    19. +1
      17 июня 2015 16:32
      Человек служил на ней в начале 80-х .Насколько помню по его рассказам ее использовали как испытательную субмарину в основном.Что-то там из ракет потекло.(топливо или окислитель?)
    20. +2
      17 июня 2015 17:09
      с реактором,он был не как на других АПЛ и должен был постоянно греться

      Нет-нет, там реактор был водо-водяного типа. Реакторы с жидкометалли́ческим теплоноси́телем стояли на 705-х проектах. Кстати, во ещё одно чудо!
      А 661-й, это был экспериментальный корабль, как кто-то уже выше сказал. Просто на основе результатов испытаний "Анчара" разрабатывались уже последующие проекты.
      Кстати, а представляете, какой бы ход лодка дала бы, если бы поставили реактор с ЖМТ?!! Ограждение рубки точно снесло бы belay
    21. +1
      17 июня 2015 17:46
      Странные коментарии Нужна/Ненужна была. Свое дело сделала, отслужила достойно. Вопрос: "В музей или на слом?" Хотелось бы первое, но сложно и дорого, переоборудовать, опять сложно и дорого. Если металлом для станы послужит, то не самая плохая участь.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»