Титановая «Золотая рыбка» утилизирована в Северодвинске

Центр судоремонта «Звёздочка» (Северодвинск) утилизировал самую высокоскоростную атомную подлодку К-222, получившую прозвище «Золотая рыбка», сообщает газета Взгляд со ссылкой на пресс-службу предприятия.

Титановая «Золотая рыбка» утилизирована в Северодвинске


«Оставшийся от разделки атомохода трёхотсечный блок легендарной подлодки К-222 (проект "Анчар") отбуксируют по морю в Сайда-губу на Кольском полуострове, где реакторный отсек поднимут на берег и переведут в пункт долговременного хранения», – говорится в релизе.


Газета напоминает, ранее «Звёздочка» «выиграла тендер и заключила контракт с Росатомом на утилизацию К-222 – первой отечественной субмарины с корпусом, изготовленным из титановых сплавов». Работы по утилизации начались в 2010 г.

Самой сложной частью проекта стала выгрузка отработавшего ЯТ. «Конструктивные особенности реакторов К-222 не позволяли использовать для извлечения топливных сборок оборудование, применявшееся на АПЛ других проектов, пришлось, по сути, конструировать и делать новое», – отметили в пресс-службе.

Выгрузка ОЯТ началась в мае 2013 г. «Свыше 700 радиоактивных стержней требовалось переместить из реакторов субмарины в специальные транспортные контейнеры, – уточнили на судоверфи. – В декабре прошлого года "Звездочку" покинул первый спецэшелон, увозящий отработавшее ядерное топливо на уральский комбинат "Маяк" для хранения и переработки».

Справка газеты: «К-222 (до 1978 года – К-162) была заложена на судоверфи "Севмаш" в декабре 1963 года, в 1970 году включена в состав Северного флота. Из-за длительного и дорогостоящего строительства, уникальных характеристик получила прозвище "Золотая рыбка". В 1989 году АПЛ исключена из состава ВМФ. Установленные подлодкой в 1970 году рекорд скорости под водой – 44,7 узла (около 83 км/час) – до сих пор не побит».


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 48
  1. Edge_KMV 17 июня 2015 13:11
    У неё наверно рыбки по корпусу размазывались как мошки на лобовом стекле laughing
    1. Sura 17 июня 2015 13:20
      Рыбки не знаю, но при первом же испытании на скорость посрывало все торчащие лючки, пришлось дополнительно выравнивать корпус.
      1. поляр 17 июня 2015 13:56
        К сожалению неизвестно какие у нее были акустические характеристики в диапазоне mini-max хода. Это сегодня главное условие выживания ПЛ в конфликтной ситуации. так что может и жалко лодку, но всему свое время.
        1. ССИ 17 июня 2015 14:07
          Цитата: поляр
          К сожалению неизвестно какие у нее были акустические характеристики в диапазоне mini-max хода.

          Она даже от торпед уходила, зачем ей бесшумность? Догоняла любые надводные корабли, а Вы про акустические характеристики...
          1. ZVEROBOY 17 июня 2015 14:34
            Цитата: ССИ
            Она даже от торпед уходила, зачем ей бесшумность? Догоняла любые надводные корабли, а Вы про акустические характеристики...

            Это шедевр Советского кораблестроения, науки, конструкторской мысли и технологий.
            Вместе с крейсером уходит эпоха великих свершений и трудовых подвигов, остаётся "труба" , "рудник" и воспоминания о былом величии...
            печаль....
            1. iConst 17 июня 2015 14:57
              Цитата: ZVEROBOY
              Это шедевр Советского кораблестроения, науки, конструкторской мысли и технологий.

              Титан - не самый дешевый металл (мягко сказано). И работать с ним трудно. Тяжелый лёгкий металл, одним словом (или наоборот).
              Вот и получается - рыбка-то действительно золотая!
              1. ССИ 17 июня 2015 15:06
                Цитата: iConst
                Титан - не самый дешевый металл (мягко сказано). И работать с ним трудно. Тяжелый лёгкий металл, одним словом (или наоборот).

                Одна из причин, по которой "Сотка" не пошла. Решался вопрос, что более нужно армии - титановый бомбардировщик или подводная лодка...
        2. alex_V15 18 июня 2015 05:07
          Металл никто на иголки никогда не пустит. У этих лодок, которые разделаны, уже впереди новая жизнь! В новых кораблях. Разобранные первые корпуса 971 пошли на новые 885-е. И куча оборудования после восстановления пополнила ЗИП. И многое другое. Благодаря некоторым честным механикам, много ЗИПа было сохранено. Это и спасает. Просто либералов и предателей надо поменьше читать. Разворовывали конечно. Но такой массовости на самом деле не было. Будут новые корабли.
      2. Alex_Rarog 17 июня 2015 14:04
        Ещё и всю краску с корпуса сняло как шлейф машиной.
      3. Костяра 17 июня 2015 14:10
        Гордость Советской мощи...., так бы в строй запускали, как утилизируют....
      4. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. сибиралт 17 июня 2015 13:25
      АПЛ 45 лет. Технология осталась. Новые лодки нужнее.
      1. ZVEROBOY 17 июня 2015 13:42
        Цитата: сибиралт
        Технология осталась.

        Технологии может быть и сохранились, только вот титан нынче частью в частных руках, частью за границей ,на Украине и в Казахстане, да и технологические цепочки разрушены.
        Продавать сырьё стало открытой экономической политикой РФ, а его обработка "бизнесу" не интересна, интересен "домик" в Альпах.
        Полагаю, что проект, подобный "Золотой рыбке" ,для нынешней РФ неосуществим , ни технологически, ни экономически.
        1. 341712 17 июня 2015 13:50
          Цитата: ZVEROBOY
          а границей ,на Украине и в Казахстане, да и технологические цепочки разрушены.


          А ВСМПО? Было бы желание и воля... политическая...
        2. tchack 17 июня 2015 14:10
          Цитата: сибиралт
          Технология осталась


          Какая именно технология осталась??? Если речь про изготовление длиномерных титановых корпусов, то она можно сказать утеряна. К сожалению, сейчас ни один завод не сможет воспроизвести титановый корпус К-222.
          Я радуюсь, что подлодки проектов 945 "Барракуда" и 945А "Кондор" восстанавливают, а ведь сначала тоже хотели распилить.
          1. Ежак 17 июня 2015 14:43
            Цитата: tchack
            Какая именно технология осталась?

            Технология сварных работ по титану и сплавам. Именно это было огромной проблемой в середине 60-х. Создавали обучаясь.
            1. ZVEROBOY 17 июня 2015 14:56
              Цитата: Ежак
              Технология сварных работ по титану и сплавам.

              Это точно, сварка титана в вакууме или в среде защитных газов (аргона или гелия) стала реально революционной технологией! good
          2. ученый 17 июня 2015 14:54
            То, что реактор устарел, а так же электронная начинка и вооружение это понятно. Но зачем же утилизировать уникальный корпус? Титан не ржавеет, высокопрочный и главное диамагнитный!
            1. user1212 17 июня 2015 15:16
              Цитата: ученый
              Но зачем же утилизировать уникальный корпус? Титан не ржавеет, высокопрочный и главное диамагнитный!

              С 60 годов много времени прошло. Появились маломагнитные стали. Установить современное оборудование в размеры существующих отсеков сложно. К-222 маловата.
            2. свой1970 17 июня 2015 21:56
              кроме того он набрал какое то количество радиации,менять оборудование -фактически заново строить
            3. Ежак 17 июня 2015 22:08
              Цитата: ученый
              Титан не ржавеет, высокопрочный и главное диамагнитный

              Но реактор далеко не титановый, и лодка не приспособлена к быстрой и лёгкой замене реактора. Как, к примеру, автомобиль "Ока"
        3. Millibyte 18 июня 2015 09:27
          Титана полно в АВИСМЕ.
        4. Комментарий был удален.
      2. art 230 17 июня 2015 16:07
        а что у титана с усталостью, по моему она почти отсутствует. а проблемы модернизации данной подлодки связаны с электрооборудованием ,частота бортовой сети 400 Гц (очень "некомфортно") и перестройкой ракетного отсека под современные ракеты много подводных камней, но моё личное мнение лучше консервация
        1. Ежак 17 июня 2015 22:12
          Цитата: art 230
          частота бортовой сети 400 Гц (очень "некомфортно")

          А чего бы вам хотелось? Сначала, малые потери, а после и экономия на сглаживающих конденсаторах. Много техники с таким питанием работает, и прекрасно работает.
  2. ohtsistem 17 июня 2015 13:12
    Да жалко рыбку ... это история!
    1. sub307 17 июня 2015 13:18
      Конечно жалко. Утещает только то, что свою задачу она выполнила - получен ценнейший опыт.
      1. Ким 17 июня 2015 13:39
        правильно! ток этот опыт никаму ненужен
        1. Ежак 17 июня 2015 14:47
          Цитата: Ким
          ток этот опыт никаму ненужен

          По себе не меряйте, это нехорошо.
          Любой опыт, даже отрицательный, полезен всем. И даже врагам.
    2. Комментарий был удален.
  3. Ватник_с_АКМ 17 июня 2015 13:15
    Да ну дурачьё! Такие корабли на иголки....
    1. Ежак 17 июня 2015 14:52
      Цитата: Ватник_с_АКМ
      Да ну дурачьё! Такие корабли на иголки.

      Видать были на то основания. Она всего 20 лет в строю была. Да и ядрёнsе отсеки и реакторы имеют ограниченный срок службы. Это сегодня он не превышает 30 лет. Или хотите аварию на аварии иметь? А ведь там наши люди. Матросы и офицеры. Их не жалко?
  4. naGua 17 июня 2015 13:16
    Даже и не знаю плюс поставить или минус. И вроде спасибо за новость- это всегда интересно. А вроде, очень жалко корабль... С другой стороны и музея из него не сделаешь. Ещё одну легенду на булавки пустили.
  5. Oznob 17 июня 2015 13:23
    А по небритой щеке скупая мужская слеза ... sad
    1. Корcap 17 июня 2015 13:36
      Цитата: Oznob
      А по небритой щеке скупая мужская слеза ...


      А я ведь видел её... Когда нас,курсантов,водили с ознакомительной экскурсией на "обрезки"...
  6. dimon-media 17 июня 2015 13:25
    Титан.. этот корпус вечный мог быть. Читал про неё, что во время испытания и установки рекорда скорости, на ней даже сварочные швы отполировались обтекающим потоком морской воды. жалко лодку. Но она действительно своё отслужила. Спорить не могу, потому-что не знаю, но мне кажется модернизация была бы сверхдорогой и не рентабельной. Легче новые построить.
    1. LVMI1980 17 июня 2015 13:51
      там были какие то проблемы с титаном на большой глубине...
      1. Sling 19 июня 2015 10:55
        Общался с разработчиками - не дай бог пожар на глубине!!! Дело в том, что титан прекрасно горит при большом давлении. Чуть что, и "окурок"
    2. demo 17 июня 2015 14:07
      И краска слезла с корпуса.
      И при этом.
      При движении с максимальной скоростью под водой, на поверхности океана появлялся белый кильватерный след, что полностью демаскировало лодку.
      Т.е. развивать такие скорости - обнаружить себя.
      Строить такую лодку, с такими характеристиками - глупейшая затея.
      Вот поэтому ее и назвали "Золотая рыбка".
      Ни себе, ни людям.
      1. К-50 17 июня 2015 14:24
        Цитата: demo
        . развивать такие скорости - обнаружить себя.

        Когда надо сбежать от удара возмездия ордера ПЛО, ещё не так побежишь, главное, чтобы не догнали и не потопили. smile
      2. 120352 17 июня 2015 15:29
        Эта лодка выполняла функции истребителя. В режиме боевого дежурства она ходила на 10-12 узлах ни чем себя не выдавая. После обнаружения цели подлетала к ней на дистанцию поражения, делала свою работу и улетала, после чего снова становилась невидимой. Так что, кильватерная струя появлялась ненадолго, только на период выхода на цель. Всё остальное время её никто не видел и не слышал. Тем более, что размерения у неё были небольшие. Современные громадины на 30 узлах следят гораздо сильнее.
        А лодки такие ой как нужны! Себе. Люди же пусть сами о себе заботятся.
        120352
    3. user1212 17 июня 2015 15:11
      Цитата: dimon-media
      но мне кажется модернизация была бы сверхдорогой и не рентабельной

      Пришлось бы имеющиеся образцы оборудования и вооружения запихать в размеры существующих отсеков. Ради одной лодки переделывать начинку не имеет смысла. По цене выйдет как 2 новых Ясеня, а по срокам как 4. Да и не факт что вообще возможно т.к. лодка заметно меньше
  7. gelezo47 17 июня 2015 13:26
    Жалко,что такая лодка уходит в историю!Может ещё увидим новые высокоскоростные сумбарины!? hi
  8. Миротворец 17 июня 2015 13:28
    Надеюсь что титан на "иголки" не пойдет, а послужит для других рыбок. Хотя, слышал, что втор сырье хуже материала первой выработки.
    1. volot-voin 17 июня 2015 13:44
      Цитата: Миротворец
      Хотя, слышал, что втор сырье хуже материала первой выработки.

      Металл есть металл, химический состав из таблицы Менделеева, сплав этих металлов с конкретными физическими качествами. В данном случае из из вторсырья можно лепить отличнейшие вещи.
      "Рыбку" жаль, как и многие проекты типа того же Бурана.
      Цитата: st25310
      Ничего! Будут у России лодки "Быстрее, Глубоководнее, Сильнее".

      Очень хотелось бы верить. Надеюсь вместе с Вами, что будем не Мистрали покупать, а свое отечественное, не имеющее аналогов создавать и производить. Пример та же Армата.
    2. Loner_53 17 июня 2015 13:53
      Цитата: Миротворец
      Надеюсь что титан на "иголки" не пойдет, а послужит для других рыбок.

      Вы не учли что у нас главное торговля,продадут (партнёрам),однозначно продадут
  9. st25310 17 июня 2015 13:29
    Ничего! Будут у России лодки "Быстрее, Глубоководнее, Сильнее".
  10. РусланНН 17 июня 2015 13:44
    А почему нельзя было из нее сделать музей интересно? Это же страница нашей истории, которой можно гордиться.
    1. volot-voin 17 июня 2015 13:47
      Цитата: РусланНН
      А почему нельзя было из нее сделать музей интересно?

      Столько титана пылить в музее, кто же позволит.
    2. user1212 17 июня 2015 19:05
      Цитата: РусланНН
      А почему нельзя было из нее сделать музей интересно? Это же страница нашей истории, которой можно гордиться.

      Возможно проблемы с реактором. Очень уж он старый. Реактор нельзя извлечь не разрезая лодку. Для его демонтажа из лодки вырезается трехотсечный блок. Тогда для создания музея корпус придется собирать заново. С учетом того, что он не совсем обычный, понадобится воссоздать производственные мощности, аналогичные тем, на которых корпус лодки выпускался. Удовольствие не дешевое и по сумме может встать в стоимость пары новых АПЛ.
  11. zyablik.olga 17 июня 2015 13:54
    Справка газеты: «К-222 (до 1978 года – К-162) была заложена на судоверфи "Севмаш" в декабре 1963 года, в 1970 году включена в состав Северного флота. Из-за длительного и дорогостоящего строительства, уникальных характеристик получила прозвище "Золотая рыбка". В 1989 году АПЛ исключена из состава ВМФ. Установленные подлодкой в 1970 году рекорд скорости под водой – 44,7 узла (около 83 км/час) – до сих пор не побит».
    Такое впечатление, что публикацию готовили люди малосведущие, даже номер проекта не указан-Проект 661.
    Спущен флаг ВМФ на корабле спущен только в 1999 году.
  12. vkl-47 17 июня 2015 14:07
    Следующая лодка уже будет плоской как скат и полимерной)
    1. volot-voin 18 июня 2015 08:34
      Цитата: vkl-47
      Следующая лодка уже будет плоской как скат и полимерной)

      Главное что бы была эффективной, незаметной и смертоносной для врага. Резиновые и полимерные покрытия уже давно используются для обшивки ПЛ. Ну а вопрос формы это к конструкторам, вопрос обтекаемости)
  13. К-50 17 июня 2015 14:20
    Может поменять реакторы, оборудование и оружие на более современные образцы, да и пусть дальше служит? Корпус то почти вечный, а он не копейки стоит.
  14. Тузик 17 июня 2015 14:49
    а сколько сварщиков погибло при ее строительстве...
  15. 120352 17 июня 2015 15:20
    Это лодка 661 проекта. Заложена в 1961, спущена на воду в 1964.
    Кавитация на высоких скоростях давала себя знать, но никакие "лючки" не срывало и не могло сорвать. На ней была установлена система "ДАУСК" для стрельбы крылатыми ракетами, очень хорошо по тем временам себя зарекомендовавшая. Интересно были расположены 1 и 2 отсеки, так сказать, "восьмёркой". По части комфорта - это была уже не дизелюшка, но очень тесная лодка.
    Вечная ей память!
    120352
  16. НЕКСУС 17 июня 2015 15:23
    Замечательна АПЛ-гордость наших корабелов и подводников.Жаль.Титановые лодки это живой пример величия и уровня советского подводного кораблестроения. hi
  17. valokordin 17 июня 2015 15:33
    Теперь осталось продать титан партнёрам США в обмен на Боинги для последователей треклятого ЕБНА в Российском ГВФ на радость Медведеву и прочее.
  18. Андрей ВОВ 17 июня 2015 15:47
    По моему там были проблемы не с титановым корпусом,а с реактором,он был не как на других АПЛ и должен был постоянно греться,может кто знает подробно,но что то где то такое я читал,кто знает напишите
  19. ДобрыйААХ 17 июня 2015 16:32
    Человек служил на ней в начале 80-х .Насколько помню по его рассказам ее использовали как испытательную субмарину в основном.Что-то там из ракет потекло.(топливо или окислитель?)
  20. naGua 17 июня 2015 17:09
    с реактором,он был не как на других АПЛ и должен был постоянно греться

    Нет-нет, там реактор был водо-водяного типа. Реакторы с жидкометалли́ческим теплоноси́телем стояли на 705-х проектах. Кстати, во ещё одно чудо!
    А 661-й, это был экспериментальный корабль, как кто-то уже выше сказал. Просто на основе результатов испытаний "Анчара" разрабатывались уже последующие проекты.
    Кстати, а представляете, какой бы ход лодка дала бы, если бы поставили реактор с ЖМТ?!! Ограждение рубки точно снесло бы belay
  21. volodimer 17 июня 2015 17:46
    Странные коментарии Нужна/Ненужна была. Свое дело сделала, отслужила достойно. Вопрос: "В музей или на слом?" Хотелось бы первое, но сложно и дорого, переоборудовать, опять сложно и дорого. Если металлом для станы послужит, то не самая плохая участь.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня