Военное обозрение

На форуме «Армия-2015» был впервые представлен двухзвенный гусеничный снегоболотоходный ДТ-БТР

55
На Международном военно-техническом форуме «Армия-2015» посетители смогли впервые увидеть модель двухзвенного гусеничного снегоболотоходного ДТ-БТР, который предназначен для транспортировки бойцов мотострелкового отделения, а также их огневой поддержки в природно-климатических условиях Сибири, Арктики и Дальнего Востока, сообщает «Вестник Мордовии».


На форуме «Армия-2015» был впервые представлен двухзвенный гусеничный снегоболотоходный ДТ-БТР


«Боевая масса данной машины составляет около 25 т. Масса буксируемого прицепа - не менее 7 тонн. Машина способна перевозить 12 человек, в том числе в первом звене 3 человека и 9 - во втором звене. Удельная мощность ее - 20 л.с. на 1 тонну веса. Максимальная скорость до 60 км/ч по суше и 6 км/ч - по воде», - отмечает издание.

Боевая машина без проблем преодолевает подъемы или спуски, крутизна которых достигает 35 градусов, а также косогор не менее 20 градусов. Кроме того, ДТ-БТР не остановит ров шириной до 2.7 метров, а также метровая вертикальная стена.

Новинка оснащена необитаемым боевым отделением, аналогичным тем, что используются на БМП «Бумеранг» и «Курганец-25». В составе вооружения – 30-мм пушка, 7.62-мм пулемет и противотанковый комплекс «Корнет». Самые передовые прицелы позволяют эффективно вести огонь в любое время суток и при любых погодных условиях. Кроме того, предусмотрен вариант модуля с 12.7-мм пулеметом «Утес». Крыша второго звена машины оборудована комплексом активной защиты, который повышает ее выживаемость в условиях современных боевых действий.




Использованы фотографии:
http://vestnik-rm.ru/
55 комментариев
Объявление

Редакции "Военного обозрения" срочно требуется корректор. Требования: безупречное знание русского языка, исполнительность, дисциплинированность. Обращаться: sv@vo-media.ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. БОЛЬШЕВИК
    БОЛЬШЕВИК 19 июня 2015 11:09 Новый
    +17
    Мне б такой по нашим дорогам гонять good
    1. supertiger21
      supertiger21 19 июня 2015 11:14 Новый
      +12
      С виду неплохо выглядит, удачи военным в её будущей эксплуатации! smile
      Надеюсь что в скором времени увидим и экземпляры реальных размеров. wink
      1. Stalker.1977
        Stalker.1977 19 июня 2015 11:18 Новый
        +4
        Согласен крутая машинка, как раз для наших дорог или точнее их отсутствие.
      2. enot73
        enot73 19 июня 2015 11:20 Новый
        +18
        был впервые представлен двухзвенный гусеничный снегоболотоходный ДТ-БТР
        Подобная машина , только без брони , в России была и раньше . Называется она двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-10
        1. f.lourens
          f.lourens 19 июня 2015 11:28 Новый
          +7

          Называется эта машина изделие 100(Витязь) ..разработана на Рубцовском машиностроительном заводе потом документацию передали в Ишимбай hi
          1. gsm-led
            gsm-led 20 июня 2015 06:57 Новый
            +2
            fellow ЗЕМЛЯК!!!!!!
            РМЗ, Сельмаш,АТ,АТЗ,РЗЗ и др. - РУБЦОВСК "РУЛИТ".

            P.S. БТР тоже был спроектирован КБ РМЗ только изначально имел гусеницы на центральных колесах))))
        2. Inok10
          Inok10 19 июня 2015 11:45 Новый
          +6
          Цитата: enot73
          Подобная машина , только без брони , в России была и раньше . Называется она двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-10

          .. все правильно .. зачем изобретать велосипед если есть готовое шасси на 10 и 30 т. ... тем паче уже прекрасно себя зарекомендовавшее .. я так понимаю Ишимбай будет загружен по самое нельзя .. надеюсь увидеть на базе ДТ-30П .. ТОР, Панцирь и другую технику для Арктики ..
          1. Alexsasha77
            Alexsasha77 19 июня 2015 14:02 Новый
            +2
            Вот и в Ишимбае рабочие места появятся.
          2. Комментарий был удален.
    2. Sid.74
      Sid.74 19 июня 2015 11:23 Новый
      +4
      Концепт разумный,наше ВПК всё больше уделяет внимания защищённости солдата,что очень радует! hi
      1. Басарев
        Басарев 19 июня 2015 11:26 Новый
        +1
        Только казахский Утёс не радует. По уму следовало поставить 2А38М. А вообще, похоже, дело идёт к сочленённым танкам, что радует.
    3. anakonda
      anakonda 19 июня 2015 11:29 Новый
      +2
      Цитата: БОЛЬШЕВИК
      Мне б такой по нашим дорогам гонять good

      Солярки не хватит.
      1. ver_
        ver_ 19 июня 2015 15:23 Новый
        +2
        ..самая высокая проходимость у Максима Перепилицы..
    4. Inok10
      Inok10 19 июня 2015 11:50 Новый
      +6
      Цитата: БОЛЬШЕВИК
      Мне б такой по нашим дорогам гонять good

      ... от 4 750 000 рублей .. пожалуйста ... цвет и дополнительные аксессуары на выбор .. хоть климат контроль и кожаный салон .. laughing
    5. mirag2
      mirag2 19 июня 2015 12:42 Новый
      +2
      Мне б такой по нашим дорогам гонять
      -и мне б такой,только по дорогам Европы гонять! good
    6. ЮБОРГ
      ЮБОРГ 19 июня 2015 13:18 Новый
      0
      Цитата: БОЛЬШЕВИК
      Мне б такой по нашим дорогам гонять good

      Это всего навсего коцепт-макет, не больше. На разработку, постройку опытного образца, дай то бог лет пять-шесть уйдёт,а потом окажется он не нужен(как с БТР-90, с 1998 года на вооружении а его так и не дождались в войсках, а потом вообще оказалось что он не нужен)
      1. Inok10
        Inok10 19 июня 2015 13:46 Новый
        +5
        Цитата: ЮБОРГ
        Это всего навсего коцепт-макет, не больше. На разработку, постройку опытного образца, дай то бог лет пять-шесть уйдёт

        .. что собрались разрабатывать 5-6 лет ? .. готовое шасси с грузоподъемностью 30 т. существует с 1970 года ДТ-30П "Витязь" .. на данный момент варианты 2,3,5,7,8,10 т. .. боевой модуль как выше сказано идентичен Курганцу 25 и Бумерангу .. конструктор из готового .. лего .. hi
      2. NordUral
        NordUral 19 июня 2015 19:44 Новый
        0
        Возможно, что дойдет. Жизнь заставит. Друзья то либерастов западные оказались жуликами, предатели... "наши" к ним всей душой, а матрасники....
    7. Наблюдатель2014
      Наблюдатель2014 20 июня 2015 01:25 Новый
      +2
      "БОЛЬШЕВИК
      Мне б такой по нашим дорогам гонять"
      Слышишь?! Ты вообще из какой страны?Это тебе так для начало.А второй вопрос :По каким это ты дорогам гонять собираешься? Ежели у нас в России тогда едь ты в ....цу ! Вы достали уже непонятно "странные"!Какие-то лозунги вечно лепите !Я в Краснодарском крае живу так тебе до нас хотя бы в плане дорог "Как до Киева раком"!Так что сиди и липи там свои лозунги тихо при тихо!Ты понятия не имеешь что такое современная РОССИЯ! А быть чучелом с Советским флагом (не понятно чьим и не за что не отвечать любой сможет)Я тебе повторюсь я в Краснодарском крае живу в Сочи вам "непонятно странным" до нашего уровня лет 20 телепать! И то если мы вас будем ждать .А ждать вас не кто не собирается.Так что грызи ногти от волнения!
      1. cth;fyn
        cth;fyn 20 июня 2015 06:41 Новый
        0
        А я в Черногорске живу в Сибири и у нас дороги яма на яме, рад за вас конечно, но нам сибирякам тяжело в плане дорог.
  2. А-Сим
    А-Сим 19 июня 2015 11:09 Новый
    +1
    "Тачанка"
  3. Комментарий был удален.
  4. просто экспл
    просто экспл 19 июня 2015 11:11 Новый
    +9
    наконец то сочлененники добрались и до армии , по проходимости они чудо , в Арктике они незаменимы и реально аналогов не имеют , а теперь это еще и до солдат добралось , это огромный плюс для нашей арктической группировки .
    1. pv1005
      pv1005 19 июня 2015 12:02 Новый
      +3
      Они там были и раньше. ДТ-10, ДТ-30 в Печенгской дивизии в 90-х еще стояли.
      1. просто экспл
        просто экспл 19 июня 2015 13:53 Новый
        +1
        это были просто вездеходы , а тут речь идет о БТР , это не совсем одно и то же .
  5. агент 008
    агент 008 19 июня 2015 11:14 Новый
    +3
    Что-то я ни одного окошка не вижу, чтобы смотреть куда едешь...
    1. SERGEY UI
      SERGEY UI 19 июня 2015 11:17 Новый
      +9
      А нафига смотреть, вездеход же, едь да едь laughing
    2. anakonda
      anakonda 19 июня 2015 11:20 Новый
      -1
      Цитата: агент 008
      Что-то я ни одного окошка не вижу, чтобы смотреть куда едешь...

      Там нанотехнологическое лакокрасочное покрытие от Чубайса,там вообще люков не нужно,мой дорогой wink .
    3. Stalker.1977
      Stalker.1977 19 июня 2015 11:20 Новый
      +2
      Походу сплошь комп.навигция, отображение на мониторах и т.п.
    4. Stalker_Mutniy
      Stalker_Mutniy 19 июня 2015 11:32 Новый
      +1
      Возле люков перископические триплексы.
    5. brr1
      brr1 19 июня 2015 12:24 Новый
      +2
      Там где он будет ездить вид как правило печальный
    6. RRRoman
      RRRoman 24 июня 2015 10:24 Новый
      0
      Компас на кой?
  6. NC1982
    NC1982 19 июня 2015 11:18 Новый
    +1
    Чет я не понял, а в чем новинка заключается, если подобный ему "Витязь" выпускают с конца 70-х годов. Принцип работы аппарата абсолютно тот же.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 19 июня 2015 12:25 Новый
      0
      Цитата: NC1982
      Чет я не понял, а в чем новинка заключается, если подобный ему "Витязь" выпускают с конца 70-х годов. Принцип работы аппарата абсолютно тот же.

      Принцип тот же. Класс другой.
      Теперь это не тягач, работающий в тылу, а бронированный транспортёр пехоты (причём с модулем вооружения от БМП) для работы рядом с передовой и в порядках пехоты.
  7. DEZINTO
    DEZINTO 19 июня 2015 11:18 Новый
    +10
    Хорошая машина. А если оружия на неё навешать - ащщщее красота!

    1. парящий
      парящий 19 июня 2015 11:32 Новый
      0
      Супер тачанка!!!!! Хочу такую на рыбалку!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Пусть копченые амерсы завидуют... laughing good
    2. Корcap
      Корcap 19 июня 2015 11:56 Новый
      +1
      Цитата: DEZINTO
      Хорошая машина.


      Меня,как технаря,имевшего дело с гидравликой,поражает,КАКИЕ ГИДРОЦИЛИНДРЫ,да и всю гидросистему,нужно иметь,чтоб выдержать прилагаемые к ним при движении по "пересечёнке" нагрузки...

      И чтоб нигде и ничего не потекло...
      1. Gugr
        Gugr 19 июня 2015 21:54 Новый
        +1
        Я тебе больше скажу, в первом кузове у него стоит кран, во втором хитачка-экскаватор стоит, и эта ..пи..пи.пи. слов нет =))) ещё гтт-шку по уши в болоте тащит на прицепе, тросы рвутся, а оно тащит. ПО БОЛОТУ ! Там тонн 15 брони сверху навешивать можно смело =)
    3. Uncle Lee
      Uncle Lee 19 июня 2015 14:28 Новый
      +5
      На бугор красиво вышел ! Мягенько ! good
  8. НЕКСУС
    НЕКСУС 19 июня 2015 11:20 Новый
    +4
    Простовато выглядит.Но если ходовые качества на высоте,то это хорошая техника для Сибири,Урала,да и для тундры с Арктикой.
    1. Корcap
      Корcap 19 июня 2015 11:57 Новый
      0
      Цитата: НЕКСУС
      Простовато выглядит.

      "Коробочкой" назовут...
    2. леликас
      леликас 19 июня 2015 12:34 Новый
      +7
      Цитата: НЕКСУС
      Простовато выглядит.

      В железе есть еще один девайс для севера - "торос"

      1. An60
        An60 19 июня 2015 14:58 Новый
        +1
        А ковш не мешает ему плыть? what
        1. леликас
          леликас 19 июня 2015 15:23 Новый
          +1
          Цитата: An60
          А ковш не мешает ему плыть? what

          На севере отвал намного полезнее , ведь плавать он сможет два месяца , а грести снег одинадцать ;) . Однако судя по наличию гидродинамических решеток на борту - функция плавания осталась .
  9. Миротворец
    Миротворец 19 июня 2015 11:23 Новый
    +2
    Молодцы разработчики! Были проекты танков по двухзвенной компоновке. Вот и БТР появился. Там и до танка недалеко.
  10. Blondy
    Blondy 19 июня 2015 11:25 Новый
    +2
    Кончно, очень хорошая машина, особенно для арктики, но как представлю дальневосточные сопки с перевалами, так прицеп спразу начинает меня настораживать, тем более под упралением водителей-срочников.
    1. 25ru
      25ru 19 июня 2015 12:15 Новый
      0
      Цитата: Blondy
      как представлю дальневосточные сопки с перевалами, так прицеп спразу начинает меня настораживать, тем более под упралением водителей-срочников.

      Английский контингент в Афганистане 33 штуки более легких сочлененок BVs-10 Viking (боевая масса -15 тонн с ДБЗ) использовал. Потерь не было.
    2. Inok10
      Inok10 19 июня 2015 12:24 Новый
      +3
      Цитата: Blondy
      Кончно, очень хорошая машина, особенно для арктики, но как представлю дальневосточные сопки с перевалами, так прицеп спразу начинает меня настораживать, тем более под упралением водителей-срочников.

      .. там не обычный прицеп .. полный привод на все четыре гусенки через жесткое поворотно-сцепное .. эдакая гусеница .. laughing
    3. An60
      An60 19 июня 2015 15:01 Новый
      0
      Как это дальневосточные сопки в Арктике окажутся????Воображение у Вас богатое.
  11. Mama_Cholli
    Mama_Cholli 19 июня 2015 11:25 Новый
    +1
    Жаль, что почвенный покров тундры попортит такими траками, хотя если Канадо-амерскую, то пусть катается на здоровье ...с перегазовками, дрифтом , пробуксовками в пол и полицейскими разворотами....
    1. Inok10
      Inok10 19 июня 2015 12:22 Новый
      +4
      Цитата: Mama_Cholli
      Жаль, что почвенный покров тундры попортит такими траками, хотя если Канадо-амерскую, то пусть катается на здоровье ...с перегазовками, дрифтом , пробуксовками в пол и полицейскими разворотами....

      .. у него давление на грунт 0,22 кг/см2 .. при полной массе с грузом в 31,5 т. .. Для примера, стоящий на земле человек оказывает куда большее удельное давление на грунт – 0,7 кг/см2 .. laughing
  12. Волька
    Волька 19 июня 2015 11:28 Новый
    +3
    парочка таких девайсов и вот вам передвижная брестская крепость, а также вот вам решение проблемы транспортировки личного состава на ТБД в условиях арктики, да и в средних широтах очень даже будет востребован...
  13. Bugor
    Bugor 19 июня 2015 11:42 Новый
    -2
    А в Арктике мы с кем собираемся воевать?
    Уж оч много а последнее время разговоров о ней.
    Про КРЫМ не столько говорят...
    Хотя, не исключаю дезу для "партнёров".
    1. pv1005
      pv1005 19 июня 2015 12:06 Новый
      +2
      Мы ни с кем. Вот у нас хотят многие кусочек полакомей оттяпать. Посему приходится готовиться.
    2. Alexsasha77
      Alexsasha77 19 июня 2015 14:14 Новый
      0
      в Арктике большое количество разведанной нефти и газа.
      А с учетом, что в последнее время, где нефть и газ у нас начинаются демократические перевороты, то охрана нам нужна качественная.
    3. Комментарий был удален.
  14. gladysheff2010
    gladysheff2010 19 июня 2015 11:49 Новый
    +2
    Цитата: NC1982
    Чет я не понял, а в чем новинка заключается, если подобный ему "Витязь" выпускают с конца 70-х годов. Принцип работы аппарата абсолютно тот же.

    Эта машина отличается бронированием,вооружением и заявленными ТТХ. Отличный и очень нужный аппарат,наконец-то Ишимбайский завод удостоился госзаказа.
  15. Миротворец
    Миротворец 19 июня 2015 11:59 Новый
    +1
    Чтоб почвенный покров не портить давно выпускаются двухзвенные вездеходы на пневматиках Странник и Тром. Легкие, алюминиевый корпус. Странник еще и плавает. В болоте утопить невозможно. Охотники на нем чуть-ли не всю тундру облазили. Надежный и простой аппарат. Вмещает до четырех человек. Сейчас люди повадились ездить целыми группами странниководов. Двухвенка рулит! http://www.drive2.ru/r/other/583707/
    1. pv1005
      pv1005 19 июня 2015 13:00 Новый
      +1
      Сравните грузоподьемность ДТ и Странника.
      По проходимости ДТ намного лучше. ДТ преодолевает стенку 1,5 м и ров шириной 4 м.
      ДТ тоже плавает и получше Странника.
      Удельное давление на грунт ДТ-0,22 кг/см.кв.
      Порвать пневматик низкого давления на камнях как нефиг делать в отличии от гусеницы.
      На спущенном пневматике (для достижения наименьшего давления на грунт 0,05 кг/см.кв.) радиус поворота машины увеличивается в разы, маневренность ухудшается.
      Хотя сравнивать машины разные по конструкции и предназначению дело неблагодарное.
  16. Миротворец
    Миротворец 19 июня 2015 11:59 Новый
    +1
    Чтоб почвенный покров не портить давно выпускаются двухзвенные вездеходы на пневматиках Странник и Тром. Легкие, алюминиевый корпус. Странник еще и плавает. В болоте утопить невозможно. Охотники на нем чуть-ли не всю тундру облазили. Надежный и простой аппарат. Вмещает до четырех человек. Сейчас люди повадились ездить целыми группами странниководов. Двухвенка рулит! http://www.drive2.ru/r/other/583707/
  17. 25ru
    25ru 19 июня 2015 12:09 Новый
    0
    Интересно, но не ново. Шведская серия сочлененок BV. От просто вездехода BV-206, через военизированный вариант BV-206S к уже чисто армейскому BVs-10 Viking. Нехорошо о "друзьях" забывать.
    У кого есть в коллекции выложите ,плиз, BVs-10 Viking с ДБЗ и вариантами вооружения. Точно попадался в арктических условиях и в Афганистане с АГС, дистанционным модулем и простой пулеметной турелью.
  18. Марк Алексеевич
    Марк Алексеевич 19 июня 2015 14:30 Новый
    +2
    Цитата: БОЛЬШЕВИК
    Мне б такой по нашим дорогам гонять good

  19. Миротворец
    Миротворец 19 июня 2015 14:52 Новый
    0
    Есть круче! Витязь, но он для арктики. В Афганитстане его габариты будут великоваты.
    1. 25ru
      25ru 19 июня 2015 15:10 Новый
      +1
      Цитата: Миротворец
      Есть круче! Витязь, но он для арктики. В Афганитстане его габариты будут великоваты.

      Ну "друзьям" же хватает и для Арктики и для Афганистана более легкой версии Viking. Вся разница - кондишка или отопитель, а ну и жидкости в гидравлике и тормозухе поменять.
      Исключительно ИМХО : наличие ПТУР на нашем концепте не кажется бредом сумасшедшего? Какие в Арктике цели требующие применения ПТУР? Китов отстреливать на мясо, т.к. своевременную подачу "вкусняшек" все равно сорвут?
      Р.S. Осуждение концепт-модельки - неблагодарное дело. Шведы в серийном выпуске, более 10000 машин, производство продолжается. Лепим модельки. Улыбаемся и машем.
  20. Zomanus
    Zomanus 19 июня 2015 14:59 Новый
    0
    Хороша машина. Если еще и гражданским вариант замутить, то вся Арктика наша, в плане доступности.
  21. afrikanez
    afrikanez 20 июня 2015 01:15 Новый
    +1
    Ну ни фига себе. на нем можно аж по вертикальным стенам ездить, просто паркуровец какой то а не БТР. good
  22. странник_032
    странник_032 20 июня 2015 10:56 Новый
    0
    На форуме «Армия-2015» был впервые представлен двухзвенный гусеничный снегоболотоходный ДТ-БТР

    Да это же старый-добрый "Витязь" только весь в броне.
    Огорчает что мало вариантов этой ББМ разработчик представил.

    Кроме того,зачем всё закрыли железом? Кабину можно было бы просто забронировать и хорошие бронестёкла поставить + видеокамеры дополнительного обзора как на бронеавтомобилях "Тайфун",в условиях полярной ночи как-то "не айс" с постоянно включенным ПНВ или тепловизором ездить(а если сломается что тогда?),а по походному как в танке тоже как-то зябко,особенно когда на улице за -50. Боковые двери кабины тоже зря убрали. "Витязь" высокий и наверх лезть чтобы на своё рабочее место залезть тоже как-то долго по времени будет.

    Защита-защитой,но об условиях работы экипажа тоже надо задумываться.
    Кстати о ней родной. Для чего всё делать монолитом,когда можно было поставить комбинированную броню как на бронеавтомобилях "Тайфун"? Или на том же БТР "Бумеранг"... Кстати там же можно и посмотреть как кабину оборудовать можно.
    1. странник_032
      странник_032 20 июня 2015 11:35 Новый
      +1
      Кроме того рабочее место командира БТР как-то очень скудно оборудовано.
      Прибора наблюдения командирского нет,только три "триплекса" стоят.
      Как же командир машины сможет вести наблюдение за окружающей обстановкой и давать целеуказание наводчику-оператору или руководить действиями подразделения десанта с помощью такого "оборудования"? Непорядок,надо переделать.

      Кстати о десантном отделении. Похоже мотострелки сидят в нём слепые,глухие и без возможности вести огонь находясь в машине(что в условиях Арктики являлось бы несомненным плюсом). Тоже непорядок. Ведь машина заявлена как бронетранспортёр,а это уже другой класс техники,нежели просто военная автомобильная техника,к коей относились предыдущие модели "Витязей". Это уже боевая техника для транспортировки л/с мотопехоты и оборудованная она так же должна быть соответственно.
      Кроме того,вместо кормовой двери должна стоять аппарель с вмонтированной в неё дверью аварийного выхода. Кроме того неплохо бы сделать выходы и с боков,а так же оборудовать десантное отделение по вот такому принципу:



      В этой машине большое внимание уделено оборудованию десантного отделения. Обратите внимание на оборудование выходов для десанта,освещённости внутреннего пространства(необязательно круглосуточно держать включённым дежурное освещение,что в условиях Арктики с её длинными полярными ночами трудно переоценить).
      Кроме того именно для работы в условиях Арктики такая машина должна быть оборудована в обязательном порядке системами автономного жизнеобеспечения(отопление,ФВУ,энергоснабжение),автономными ср-вами навигации и связи дальнего радиуса действия.
      Потому что Арктика это большие пространства где практически нет людей,нет жилья. Только бескрайняя тундра и дикая природа. И для бойцов эта машина может быть единственным укрытием.
      1. странник_032
        странник_032 20 июня 2015 11:50 Новый
        0
        Проект создания такой ББМ на базе "Витязя" в целом хорош,но требует серьёзной и более тщательной проработки.
        В таком виде как он представлен на выставке в виде макета,для ведения боевых действий в условиях Арктики он малопригоден.

        Нужна машина которая будет сочетать в себе качества БТР и экспедиционного вездехода.
        1. странник_032
          странник_032 20 июня 2015 12:22 Новый
          0
          Добавлю,что люки на крыше что в первой секции,что во второй должны обязательно присутствовать. Просто необходимо изменить их места расположения,чтобы ими было удобно пользоваться,в случае необходимости.
          Ведь машина будет использоваться в таких местах где много заболоченных участков местности и глубокий снежный покров,а если конкретно в Арктике так это ещё и трещины во льдах,скрытые воздушные полости подо льдом,где провалиться можно по самую крышу.

          Вот в таких условиях работают вездеходы на Крайнем Севере: