Перерождение «Грача», модернизация штурмовика Су-25

Перерождение «Грача», модернизация штурмовика Су-25


Уже в начале Второй Мировой стало ясно, что главными врагами штурмовой авиации являются истребители и малокалиберная зенитная артиллерия. И если истребители противника могут связать боем свои истребители, то без входа в зону действия МЗА обойтись очень трудно.

Эта проблема висит над штурмовиками до сих пор. Что отечественный Су-25, что американский A-10 Thunderbolt II подвергаются риску быть сбитыми непосредственно над целью. Особенно велик этот риск при использовании ствольного вооружения, а у того же A-10, например, пушка является основным противотанковым оружием. В свою очередь, применение бомб также вынуждает штурмовик подходить достаточно близко к цели.


Советский опыт боевых действий в Афганистане показал, что основной опасностью для штурмовика в нынешней войне является не ствольное вооружение, но ПЗРК. Аналогичные выводы сделали и американцы уже после «Бури в пустыне» и подтвердили их в последующих конфликтах в Азии.
В 2006 году США приняли на вооружение новую модификацию своего самолета – A-10C. Он имеет возможность нести управляемое вооружение. В первую очередь, это было сделано для того, чтобы самолет мог «работать» по цели, не попадая под прикрывающие ее зенитные средства – ПЗРК и пулеметы/пушки. В ближайшие годы Пентагон намерен переоборудовать в эту модификацию все имеющиеся A-10. Финансовая сторона вопроса – «всего» 420 млн долларов. А вот всепогодность «Тандерболту» добавить так и не вышло.

Что же у нас? У нас примерно в это же время были начаты работы по модернизации Су-25. К концу 90-х был подготовлен проект, а в 2000 году начались испытания опытного самолета. Модификация с названием Су-25СМ получила новое прицельное оборудование – комплекс ПрНК-25СМ "Барс", новую аппаратуру кабины, в том числе и полноценный ИЛС вместо старого «обычного» прицела. Также «Грач» в версии «СМ» получает встроенную РЛС РЛПК-25СМ и аппаратуру для работы с системой ГЛОНАСС. Цель всех этих обновлений авионики - возможность полноценного использования управляемого оружия, в том числе и в сложных условиях. В частности, это могут быть управляемые ракеты «воздух-поверхность» семейства Х-29 с дальностью действия более 8-10 км. Но и неуправляемое оружие останется в арсенале штурмовика – иногда бывает просто нецелесообразно тратить на цель дорогую «умную» ракету вместо дешевых неуправляемых С-5 или С-8. Конечно, если позволяет обстановка. Причем благодаря новому прицельно-навигационному комплексу Су-25СМ имеет большую точность применения неуправляемых ракет.

Перерождение «Грача», модернизация штурмовика Су-25


Что касается бомбового вооружения, то новая авионика позволяет производить бомбометание и в сложных метеоусловиях, и ночью. Более того, прицельная аппаратура «заточена» под такие задачи. Еще одно новшество прицельного оборудования - возможность сопровождать и атаковать сразу две цели за один заход.

Для самообороны Су-25СМ может нести и применять не только привычную уже ракету «воздух-воздух» малой дальности Р-60, но и ракеты средней дальности Р-27Р, РВВ-АЕ.

В сентябре начальник Генштаба Н. Макаров говорил, что закупки управляемых вооружений для ВВС будут увеличиваться. В свете модернизации «Грачей» это заявление выглядит логичным и своевременным. Да и производители этого самого управляемого вооружения, наверное, не против новых заказов. Тогда же Макаров оговорился и о том, что не все имеющиеся самолеты могут работать с «умным» оружием.

Теперь об объемах грядущей модернизации. В настоящее время в российских ВВС насчитывается около двухсот Су-25 различных модификаций. Еще около сотни находится на хранении. Последние переоснащать пока не планируется. Кроме того, четыре десятка самолетов уже были доведены до версии «СМ» в 2007-10 годах. Тогда этим занимался 121-й авиаремонтный завод в Старом городке (Московская область). Стоимость работ по переоборудованию одного самолета в 2007 году была около 50 млн рублей. С тех пор экономическая ситуация изменилась и цены выросли – сейчас аналогичные работы оцениваются в 110-120 млн рублей. Тем не менее, и такая стоимость модернизации остается выгодной. Дело в том, что самолеты обязательно нужно улучшать, а постройка нового Су-25СМ обойдется в 400 с лишним миллионов. Еще один довод в пользу модернизации старых самолетов – производственная целесообразность. Провести переоснащение сможет и 121-й АРЗ, с чем он уже прекрасно справился, а для строительства новых самолетов понадобиться привлекать Улан-Удэнский авиазавод, который и так достаточно загружен.

Кроме установки новой аппаратуры, в ходе модернизации будет проводиться капитальный ремонт самолетов, что должно увеличить ресурс «Грачей» на 15-20 лет. Таким образом, при своевременных обновлениях БРЭО, Су-25СМ смогут оставаться в войсках до конца 20-х годов.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. Sergh 18 октября 2011 09:10
    A-10 Thunderbolt II так-же, как и у нас модернизируют, это нормальный вариант.



    Необходимость модернизации Су-25 обусловлена требованиями повышения боевых возможностей за счет применения бортовой РЛС и расширения состава вооружения. Такая модификация разработана на АО "ОКБ Сухого" - Су-25СМ.

    ВВС Росии оформили заказ на выполнение работ по модернизации и выделили необходимые ассигнования. Главком ВВС Корнуков обязал провести ОКР в течение 2-х лет с выделением необходимого финансирования. Решение о модернизации Су-25 касается не только российских предприятий - к реализации этой российской программы планируется привлечь предприятия Украины и Белоруссии. Российские специалисты будут проводить обучение рабочих и специалистов.

    Стоимость проведения модернизации составляет примерно $2,5-3,0 млн за самолет. Стоимость продажи "излишков военного имущества" в виде штурмовиков Су-25 практически с "нулевым" налетом составляет $3,5-5,0 млн.



    Су-39 является модернизированной версией самолета Су-25Т.

    Sergh
    1. kesa1111 18 октября 2011 10:19
      Пушка А10 пробивает наши танки насвозь,, во всех проекциях с 4 км. У нас аналогов пока нет.
      kesa1111
      1. Glenn Witcher 18 октября 2011 10:36
        А "Калашников" пробивает рельсу. насквозь, вдоль и штыком, ага. fellow
      2. профессор 18 октября 2011 10:47
        А-10 создавался вокруг пушки - сначала сделали отличную пушку, а потом стали думать как научить её летать.
        Лично наблюдал А-10 на базе в Willow Grove, PA, а Су-25 на аэродроме 102-ой базы в Гюмри. Оба впечатляют.

        http://www.youtube.com/watch?v=zhPwaApe4Rk
        1. makrus 18 октября 2011 15:28
          Данный агрегат исключительно хорош для работы по колоннам беженцев. В современном же бою, на дальности прицельного огня этой штуки, можно нехило "огребстись" от переносного ЗРК.
          makrus
      3. Aleksys2 18 октября 2011 11:21
        Цитата: kesa1111
        во всех проекциях с 4 км

        с 4 км? а каков калибр этого девайса? А самолет не сносит при выстреле?

        Для информации:

        Калибр и марка пушки 125-мм 2А46-1
        Тип пушки гладкоствольная пушка
        Длина ствола, калибров 48
        Дальность стрельбы, км до 5 км противотанковыми ракетами и до 3.7 км подкалиберными снарядами
      4. раф 18 октября 2011 11:42
        Дааа,kesa1111 вот вы ляпнули про пушку ! wink
        1. kesa1111 18 октября 2011 13:15
          Посмотрите: Скорострельность дискавери
          kesa1111
          1. mitrich 18 октября 2011 18:20
            Бу-га-га-га wink wink wink wink !!!!!!!!!!!!!

            Это я про кешины комментарии, если кто не понял. Они даже интереснее самой статьи wink !
            mitrich
      5. Vadivak 18 октября 2011 13:55
        Вопрос - зачем штурмовику стрелять по танку из пушки калибром 30мм?
        Ответ -что можно вынести такой пушкой? прицел, средства связи"по возможности убить гусеницы

        ГШ-30-2по ряду показателей более мощное орудие Поражение прикрытого силами ПВО танка 30-мм пушкой в современном бою - мягко говоря сивой кобылы
        Ну и на закуску поражение танка из пушки штурмовика танк в прицел, на скорости 500 км час, это что полевых мышей из пневматики во влагалище
      6. Matroskin 18 октября 2011 16:12
        http://ru.wikipedia.org/wiki/GAU-8_Avenger

        kesa1111 почитай.
        1. slan 28 октября 2011 23:04
          Цитата: Matroskin
          kesa1111 почитай.

          А Кеша не любит читать, тем более думать, зато минусит он минимум с 11 ников. Или на сайте еще 10 чудаков таких есть?..
          Цитата: kesa1111
          Пушка А10 пробивает наши танки насвозь,, во всех проекциях с 4 км

          Шедеврально)))
          slan
      7. GurZa 18 октября 2011 16:36
        хахахахахахахахха ну ты даешь, кажись ты в таком танке сидел и башню тебе точно продырявило!!!!!!!!!!!!!!!
      8. mga04 19 октября 2011 11:41
        смешно. Зачем тогда ему ракеты?
        mga04
        1. slan 28 октября 2011 23:08
          Цитата: mga04
          смешно. Зачем тогда ему ракеты?

          Колонну бронетехники насквозь прошивать, очевидно.
          slan
  2. Boos24 18 октября 2011 10:10
    Птичка класс после модернизации будет служить верой и правдой долго
    Boos24
  3. kesa1111 18 октября 2011 10:18
    Пушка А10 пробивает наши танки насвозь во всех проекциях с 4 км У нас аналогов пока нет.
    kesa1111
  4. кагорта 18 октября 2011 11:51
    Стрелять из пушки с А-10 надо с дистанции 1,5 км, что с тунгусками, стрелами и прочими ЗУ не подарок. На каком-то из наших авиационных форумов шутили, что если бы в США был аппартеид, то на А-10 летали бы только негры.
    кагорта
  5. кагорта 18 октября 2011 12:07
    Для борьбы с танками у А-10 есть "Маверик".
    кагорта
  6. кагорта 18 октября 2011 13:25
    А что сразу минусовать?
    AGM-65 «Мэверик» (англ. Maverick, буквально «бродяга») — американская тактическая ракета класса «воздух-поверхность».

    Предназначена для оперативного нанесения высокоточных ударов по противнику. Ракета позволяет уничтожать хорошо бронированные и движущиеся цели в условиях городской застройки.

    В 1991 году активно использовались американцами в войне с Ираком.
    Еще раз говорю не будут они по нашим танкам из пушки стрелять. У ракеты дальность до 28 км. А-10 ее пускают на ура.
    кагорта
  7. Anatoly 18 октября 2011 17:45
    я так думаю споры бесполезны,пока в реальном бою не столкнуться и А-10 и Су-25 и Тунгуска и т.д.
    дай Бог,этого не будет....
    Anatoly
    1. Glenn Witcher 26 октября 2011 00:02
      Грач и Бородавочник если и встретятся в бою, то один из них будет на аэродроме, а второй - в воздухе. Потому как не для воздушных боев они делались.
  8. TIT 18 октября 2011 21:21
    модернизация должна заканчиватся тем ,что находится на подвеске на поседнем фото выложеного "Sergh", а то как понатуре кого бомбить то ОПЯТЬ С-5вешают ну накройнЯк С-25
    TIT
  9. L. Konstantin 19 октября 2011 01:18
    я сматрю тут основная масса не бум бум. а строит из себя знатаков. вы уже наверно все поискивики и википедддую заемали)
    L. Konstantin
    1. Anatoly 25 октября 2011 23:21
      А мы здесь все обычные люди. читатели и обозреватели. Никто и не претендует на статус эксперта,но мнение и информацию от каждого уважаем.
      Anatoly
  10. tronin.maxim 4 декабря 2011 17:23
    Вот чем мне нравится су-25 тем что пилот прекрасно защищен Различные войны которые он прошол это доказывают, вроде маленький , а нагрузки много берет. Да, много он маджахедов побил . Для летчиков всегда легендарный и надежный.
  11. vylvyn 21 февраля 2012 17:55
    Я так понял из СМИ, что наш Грач по вооружению превосходит Свинтуса. Да и боевого опыта ему хоть отбавляй. Не зря "плохие пацаны" ненавидят лётчиков с Грачей больше всех остальных. Век помнить будут.
    vylvyn

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня