Первая в истории САУ: Gun Carrier Mark I

История развития самоходных артиллерийских установок (САУ) начинается вместе с историей тяжелых пушечных бронеавтомобилей в начале XX века и развитием танков в годы Первой мировой войны. Более того, если смотреть на первые французские танки «Сен-Шамон» или «Шнейдер» с позиции сегодняшнего дня, то станет ясно, что они были скорее аналогами более поздних САУ, относящихся к классу штурмовых орудий, нежели полноценными танками. Наиболее же яркими годами и периодом бурного развития разнообразных САУ стала середина и вторая половина прошлого века. Период взрывного роста этого класса боевой техники пришелся на годы Второй мировой войны. Именно в эти годы самоходные артиллерийские установки окончательно застолбили за собой место в ведущих армиях мира. Но сегодня мы поговорим о заре появления САУ, о первой полноценной самоходной установке, которая была создана в Великобритании, — Gun Carrier Mark I.

Следует отметить, что САУ — это разновидность артиллерии, обладающая высокой проходимостью и подвижностью, чего, впрочем, нельзя сказать о первых созданных в начале XX века образцах. Но и тогда и сейчас САУ могли действовать как вместе с пехотой, так и самостоятельно в отрыве от нее, обеспечивая непрерывное огневое прикрытие войск. В самом начале своего развития все самоходно-артиллерийские установки представляли собой довольно широкий конгломерат разнообразных конструктивных идей и решений, которые были воплощены в металле. На полях сражений Первой мировой войны можно было встретить артиллерийские орудия, которые устанавливались на шасси обыкновенных коммерческих грузовиков, сельскохозяйственных тракторов и даже на базе гусеничного шасси, приводимого в движение электроэнергией по проводам от внешнего электрогенератора. Учитывая специфику боев тех лет и ничтожно малое продвижение войск в условиях масштабной позиционной войны, надо отметить, что такие решения не были чем-то удивительным. Однако развитие танков, которое пришлось на годы Первой мировой войны, определило направление конструкторской мысли. Уже в те годы появилось осознание того факта, что база танка наилучшим образом подходит для установки мощных артиллерийских систем. Именно по такому пути пошли в 1916 году английские инженеры, готовя первую в истории САУ Gun Carrier Mark I.

Первая в истории САУ: Gun Carrier Mark I



Уже в 1916 году (после совершения первой танковой атаки) выяснилось, что в случае прорыва линии оборона танками Mark I многие вражеские огневые точки, особенно артиллерия, не поражались, принося большие неприятности следовавшей за танками пехоте. По этой причине любое успешное наступление в начальной его фазе могло оказаться под угрозой срыва и остановки. Чтобы как-то решить выявленную проблему, майор Грегг, инженер, который трудился на основной фирме, занимающейся выпуском английских танков Metropolitan Carriage Wagon and Finance, выступил с предложением разработки специализированной механизированной артиллерии. Для этого он предлагал использовать базу имеющегося танка Mark I.

Стоит отметить, что выглядела первая САУ довольно жутковато. При этом и сам танк MkI не выделялся притягательной внешностью, но у «гусеничных ромбов» все-таки присутствовало какое-то определенное изящество, которое присуще боевой технике. А вот САУ на базе данного танка Gun Carrier Mark I некоторые называли не иначе, как страшилище. На корме была установлена огромная прямоугольная надстройка-коробка, в которой находился двигатель, элементы трансмиссии и баки. Спереди по бортам имелись две высоких бронированных кабины, которые напоминали своим внешним видом скворечники. В них размещались два «рулевых» (мехвода), по одному человеку для осуществления поворота самоходки, чаще всего вторым механиком-водителем являлся сам командир артиллерийского расчета. Такой же проблемой страдал и оригинальный танк Mark I. Сзади располагались два направляющих колеса, размещенные на отдельной тележке. Так что поворачивала вся эта конструкция с большим трудом.

Первая в истории САУ: Gun Carrier Mark I


5 июня 1916 года было утверждено производство прототипа САУ, фактический выпуск машины начался в июле того же года. 3 марта 1917 года первый прототип САУ успешно прошел испытания, которые были организованы в Олдбери. Непосредственно выпуском первых 48 САУ Gun Carrier Mark I занималась компания Kitson & Co, расположенная в Лидсе (была закрыта в 1945 году). Поставки новых машин в армейские части начались в июне 1917 года и завершились в июле того же года.

Первая САУ Gun Carrier Mark I внешне мало походила на своего прародителя — танк Mark I. Дорожки, по которым шли траки не были высокими, они стали практически плоскими. В задней (относительно орудия) надстройке прямоугольной формы (дом на гусеницах), но в центре относительно самой самоходки, был расположен карбюраторный двигатель Daimler мощностью 105 л.с. Трансмиссия располагалась с противоположной от орудия стороны. В закрытой рубке находились командир САУ, механик-водитель и два «рулевых», которые обеспечивали поворот САУ (вправо или влево) по одному на каждый борт. Несмотря на то, что у мехводов был неплохой обзор вперед и на свой борт, между двумя их кабинами отсутствовала связь, по этой причине координацией их действий занимался сам командир САУ. Механик САУ Gun Carrier Mark I, как и на корабле, занимался тем, что следил за работой силовой установки.

Первая в истории САУ: Gun Carrier Mark I


Оригинальная двойная хвостовая тележка была позаимствована от танка Mark I без изменений, ее главным предназначением было обеспечение преодоления ям, рвов, воронок от снарядов во время движения самоходки по полю боя. В средней части (от расположения органов управления движением САУ) находилась открытая артиллерийская часть. На самоходку можно было установить 6-дюймовую гаубицу или 5-дюймовое полевое орудие. В теории орудие должно было вести огонь с САУ, но в реальности это можно было сделать лишь с гаубицей. Другие виды орудий необходимо было снимать с шасси самоходки с помощью специальных механизмов. При этом при движении пушечные колеса крепились по бортам самоходной артиллерийской установки. Стоит отметить, что установка пятидюймового орудия на обычном лафете была сложным процессом, который требовал от расчета отточенных навыков. Более того, в боевых условиях снятие пушки с шасси САУ и ее монтаж на лафете был опасным мероприятием, так как расчет в этот момент не был защищен ничем. Если велся огонь из гаубицы командир расчета и механик-водитель должны были обязательно покинуть свои «скворечники», в противном случае им грозила бы тяжелейшая контузия и перспектива получить ожог пороховыми газами.

К безопасности первой САУ можно было предъявить множество претензий. К примеру, боезапас для стрельбы перевозился на открытой площадке и не был ничем защищен. В случае прямого попадания он мог просто детонировать. Еще одной проблемой и САУ, и первых танков Первой мировой войны было то, что экипажам боевых машин рекомендовалось брать с собой запас топлива в канистрах, что значительно влияло на безопасность, так как канистры крепились снаружи и могли привести к возгоранию при прямом попадании осколка или пули.

Первая в истории САУ: Gun Carrier Mark I


Конечно, боевая техника не обязательно должна быть красивой, но у Gun Carrier Mark I проблемы были не с красотой, а с практичностью. К примеру, у самоходки практически полностью отсутствовала маневренность. Практически десятиметровый агрегат массой в 28 тонн приводился в движение всего 105-сильным двигателем. По проселочной дороге машина часто не входила в повороты, ее приходилось в буквальном смысле «доворачивать» при помощи тракторов или лошадей, которые оказывались поблизости. А переустановка пятидюймовой пушки на лафет занимала до часа времени, о какой мобильности после этого можно было говорить. При этом мест для членов артиллерийского расчета просто не было, и им приходилось брести рядом с самоходкой, а в лучшем случае передвигаться на крыше. Да и максимальная скорость установки даже по ровной дороге не превышала 6 км/ч, а запас хода был довольно ограниченным.

Несмотря на все свои недостатки техника добралась до армейских частей. В июле 1917 года удалось сформировать две самоходных батареи по 24 САУ Gun Carrier Mark I в каждой. Естественно, ни одна из них никакого существенного влияния на ход боевых действий во Франции не оказала. В конечном итоге они даже не использовались в войсках в роли САУ. Их начали применять как транспортные средства, которые перевозили боеприпасы и амуницию, а не артиллерийские орудия. Выяснилось, что одна такая самоходка могла заменить собой 291 солдата-носильщика (6 Gun Carrier Mark I c экипажем из 24 человек могли перевезти груз, для доставки которого понадобилось бы 1745 человек).

Первая в истории САУ: Gun Carrier Mark I


Всего было построено 50 Gun Carrier Mark I, из них две машины были выполнены в спасательном варианте, они были оснащены кранами. На этих машинах две кабины-скворечника в передней части по бортам корпуса отсутствовали. В начале 1917 года в Великобритании начались работы по разработке Gun Carrier Mark II, но дальше одного построенного прототипа производство данной САУ не пошло. До наших дней сохранилось достаточное количество фотографий этой первой в истории самоходной артиллерийской установки, посмотреть же на нее «вживую» сегодня можно во Франции на мемориале возле деревни Позьер.

Тактико-технические характеристики Gun Carrier Mark I:
Масса — 28,45 т.
Габаритные размеры: длина — 9,75 м; ширина — 3,35 м, высота — 2,41 м.
Вооружение: 5-дюймовое полевое орудие или 6-дюймовая гаубица.
Силовая установка — бензиновый двигатель мощностью 105 л.с.
Максимальная скорость — около 6 км/ч.
Подвеска — неподрессорная.
Запас хода — 37,8 км.
Экипаж — 4 человека + расчет орудия.

Первая в истории САУ: Gun Carrier Mark I


Источники информации:
http://wwi.hut2.ru/tank2/Mark1S.htm
http://makarih-203.livejournal.com/634753.html
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/2035655.html
http://worldoftanks.ru/ru/content/tanksman-legends/game/110_artillery_number_one
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. prosto_rgb 22 июня 2015 07:09
    Занятная конструкция.
    Особенно возможность снять орудие и укатить его на своих двоих.
  2. inkass_98 22 июня 2015 07:41
    Как затейливо мысль человеческая работает. И не всегда идет самым коротким путем, зачастую надо шишек на ровном месте набить, чтобы дойти до правильной идеи. В итоге получилась не самоходка, а БТР-перевозчик орудия, вроде БТР-50.
  3. Bugor 22 июня 2015 10:47
    Спасибо за статью.
    Принято говорить о "сумрачном тевтонском гении", но всё же танки придумали британцы, и применили.
    А тут ещё и САУ...
    ...мы все учились понемногу...
    1. Karlsonn 22 июня 2015 19:02
      Цитата: Bugor
      ...мы все учились понемногу...
  4. Александр72 22 июня 2015 11:27
    На сайте "Альтернативная история" уже была статья об этой САУ под названием: "Заря самоходной артиллерии. Британский монстр" с большим количеством фотографий.
  5. Александр72 22 июня 2015 11:27
    И еще одно изображение из той же статьи автора Андрея Мартьянова:
  6. Bugor 22 июня 2015 12:02
    Спасибо за информацию!
  7. izGOI 24 июня 2015 22:38
    В конечном итоге они даже не использовались в войсках в роли САУ. Их начали применять как транспортные средства, которые перевозили боеприпасы и амуницию, а не артиллерийские орудия. Выяснилось, что одна такая самоходка могла заменить собой 291 солдата-носильщика (6 Gun Carrier Mark I c экипажем из 24 человек могли перевезти груз, для доставки которого понадобилось бы 1745 человек).
    Короче, вместо САУ получился БТР, возможно тоже первый!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня