Transformer Alekseeva. AND-211, 215, 216. Fighters OKB-21 Alekseev. THE USSR. 1947-48

Transformer Alekseeva. AND-211, 215, 216. Fighters OKB-21 Alekseev. THE USSR. 1947-48

I bring to your attention, a little-known and incredibly versatile project fighter Alexeev. Which, under other circumstances, could have become the main interceptor and fighter escorting the Soviet Air Force in the 50s.

Semen Mikhailovich Alekseev made a great contribution to the creation of La-5 and La-7 fighters, working in the Design Bureau of S. A. Lavochkin, from the year 1943 was the first deputy chief designer. In September, 1946 received the position of chief designer of the newly created OKB-21. Having headed the OKB-21, Alekseev was assigned to design and build a fighter-interceptor fighter with a significant range and duration of flight with powerful armament.


One of the main problems of the first jet fighters, both Soviet and foreign, was a small range of flight. In response to the need to create a long-range interceptor, OKB-21, under the leadership of S.M. Alekseeva was engaged in the development of such an aircraft. The first project, the I-210 (I-21 model 0) was supposed to have two engines RD-20 (BMW-003), their thrust was clearly not enough, the replacement was considered RD-10 (YuMO-004), but in the end it was decided to build a fighter with two engines A.M. Cradles TP-2 xNUMX kgf.

I-211 (I-21 model 1)
This variant received the designation I-211 (I-21 model 1), the scheme of the aircraft resembled Su-11OKB Sukhoi with the same propulsion system. Engines, located in the plane of the wing. The wing itself is straight, trapezoidal. The 211 had aerodynamic brake flaps that automatically opened when the critical speed was reached, with their manual control for maneuvering in flight and reducing the landing speed. The tail of the cruciform at the front view. Cabin sealed. A three-support chassis with twin wheels of all struts was retracted into the fuselage. A powerful headlight was installed in the forward part of the fuselage to facilitate interception or landing at night. Design - duralumin with a wide use of B-95.
Very powerful weapons consisted of three X-NUMX-mm guns H-37, while the guns could be replaced with two 37-mm H-57 directly on the airfield (!). In addition to gun armament, knots were provided for the suspension of bombs and reconnaissance equipment.
The radio equipment complex was standard for that time and included the RSI-6 radio, the RPKO-10М radio compass and the “friend-foe” radio answering system SCH-3
The project was approved, and at the end of 1946, the construction of a glider for static tests and a flying prototype began at plant No. 21.


Meanwhile, the development of the TR-2 engine was delayed, and in the end, Alekseev decided to fit the engine nacelles under the TR-1, whose static tests began in July of the 1946 year. According to the established schedule, the prototype was to be made by 28 June 1947, the 10 of July the aircraft was to be transferred to flight tests, which were supposed to be completed by 1 August. This schedule was connected with the tradition of demonstrating new prototypes of fighters at the Tushino air parade in honor of the USSR Air Force Day, which fell on August 18.
However, it was impossible to keep this schedule. I-211 did not take part in the 1947 air raid of the year, and made the first flight under the control of test-pilot A.A. Popova, in the autumn of the same year.

TACTICAL AND TECHNICAL CHARACTERISTICS OF AND-211 (calculated data with engines developing full thrust)
Type: prototype single-seater
Powerplant: two turbojet engines TP-1 13,29 kN
Characteristics: maximum speed at sea level 935 km / h; climb time 5000 m - 3 min; 1550 km range
Mass: empty 4360 kg; maximum take-off 7450 kg
Dimensions: wingspan 12,25 m; length 11,54 m; height 3,68 m; wing area xnumx m '


The first six flights did not show a special superiority of the I-211 to the similar Sukhoi Su-11 fighter, and moreover, the TR-1 engines were not fully known. They were created in a great hurry, which affected their reliability, and the engine thrust was slightly lower (the real thrust was 70% of the calculated one). One of the engines worked unstably and broke down so often that there were not enough spare parts for routine repairs, which were produced in limited quantities for an experienced engine. Soon, the TP-1 development program was minimized, and after it, further work on the I-211. In addition, during landing, the wheels of the chassis fell into a pothole on the runway and one of the landing gear struck down, as a result of which the aircraft traveled a considerable distance “on the belly” and flew out of the landing strip. The aircraft received minor damage to the bottom of the fuselage and engine nacelles, and was returned to the factory for repair.



The data obtained during the tests in the fall of 1947, did not satisfy the USSR Air Force. As in the case of the Su-11, the main reason for the failure was the inaccessibility of the TR-1A and TR-2 engines, which were never brought to production in the Cradle Design Bureau. The TP-1 engines, in turn, were not powerful enough and too unreliable to use them on a serial fighter.

I-211 with ASH-83
An I-211 aircraft with an excellent view from the cockpit and potentially very powerful cannon armament could become a very effective fighter for its time, if not for engines that did not have the proper level of reliability. On its basis, Alekseev developed a draft design of a piston escort fighter, an order for which was received after the end of the production tests of the I-211 with the 2ТР-1.


The machine was planned for long-distance support of aircraft type Tu-4.
With the same volume of fuel tanks and with much more economical piston engines, which by the middle of 40-s. were worked out to the highest reliability and excellent manufacturability, such an escort fighter was the most acceptable in many articles, from production to operation. Motor groups were taken from the front single-seat fighter La-9, in serial production of which SM. Alekseev took the most direct part, and he seemed to have taken advantage of his own work. Oil-radiator installations, local collector outlets from engine exhaust ports, complex automation of one of the last piston engines, all this was repeated for the I-211 escort fighter with two rotor power groups.
The distance between the longitudinal axes of the turbofan engines and the PD was the same, or rather, it did not change, because It was quite suitable for two slightly smaller screws (four-bladed propellers) 2,9 m versus 3 m.


The gondolas of the ASH-83 engines had to be redone, and only the engine hoods that were not subject to change would remain intact.
The project was not completed, since by that time the long-range version of the 134 aircraft, designated La 11, was not launched in the series.

I-215 (I-21 model 5)

After the appearance in the USSR of the licensed British engines "Dervent V" (the ones that stood on the "Meteor"), Alekseev decided during the repair of the I-211 to install these engines on it. With the new power plant, the fighter received the designation I-215 (I-21 model 5)
The machine while maintaining the original fuselage of the I-211 has been modified. A radar sight was installed in the fuselage nose, the pilot's cabin was airtight, and the seat was ejected. The car was equipped with an onboard radar, armed with three X-NUMX-mm H-37 cannons, and another weapon variant was provided, two H-37 airguns with a 57-mm caliber.
The I-215 was a single interceptor fighter, repeating the I-211 in form and size, but with two Derwent-V engines (thrust 1590 kgf). The purpose of the I-215 is actions against bombers.
The aircraft was released at the end of 1947. The first flight was performed by the pilot A. A. Popov. The testers also flew - A. A. Efimov. S. N. Anokhin and M. L. Gallai.
The flight characteristics of the modified I-215 fighter-interceptor improved somewhat. In particular, the maximum speed increased to 970 km / h near the ground and 960 km / h at an altitude of 6 thousand m, the flight range reached 1700 km, and with outboard fuel tanks even more - 2300 km.


At the same time, a version of the I-215D (Understudy) with a bicycle chassis was built. On this machine, the landing gear were spaced from the center of gravity of the vehicle, which made it possible to make the rear rack "squat" to increase the angle of attack of the wing on the run. Unlike airplanes with the usual three-wheeled chassis, the pilots say that there was no need to “undermine” the movement of the handle itself. The angle of the 3╟30 'wing and the squat created the lifting force necessary for take-off. The vertical component of the thrust of engines thrown up by 3╟ from the horizontal, and the cabling moment of the thrusting force of the turbojet engine, located below the center of gravity of the aircraft on the 1,034 m due to the pylon suspension, worked on the rise.

Another unusual modification was the I-216. This I-215 modified for the installation of two automatic 76-mm guns Nudelman H-76 (!) With 15 ammunition shells on the barrel.


Machine weight increased to 7 500 kg .. Estimated maximum speed-930 km / h. Thus, the 216- could become a fighter with the most powerful artillery weapons in the world.


AND 211C
In parallel with the development of the I-215, in 1948, Alekseev began to work on the draft design of a fighter with an arrow-shaped wing. This project has received the internal designation and-211С (Strela). It was one of the first projects of the Soviet fighter with the swept wing. The project was not brought to the construction of a prototype in connection with the closure of the KB. The car was similar to the Yak-25, which was put into service three years later.


In short, the Air Force and Air Defense of the USSR had the opportunity to get a good universal machine with various options for the most powerful cannon armament (3х37mm, 2х57mm, 2х76mm).
But these promising machines and launched into a series.
In the autumn of 1948, OKB-21, like some others, was closed. Gorky OKB-21 was closed, and its leader, S. M. Alekseev, was transferred to another job, he headed the organization, into which they assembled "trophy" German aircraft designers. However, the same fate befell the Sukhoi and Myasishchev Design Bureau, in which a number of highly original machines were created. From now on, the entire “destructive subject matter” was concentrated in two organizations - MiG and Yak ...


Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Трансформер Алексеева. И-211, 215, 216. Истребители ОКБ-21 Алексеев. СССР. 1947-48 гг.

Трансформер Алексеева. И-211, 215, 216. Истребители ОКБ-21 Алексеев. СССР. 1947-48 гг.

Предлагаю вашему вниманию, малоизвестный и невероятно универсальный проект истребителя Алексеева. Который, при других обстоятельствах мог стать основным истребителем-перехватчиком и истребителем сопровождения советских ВВС в 50-х годах.

Семен Михайлович Алексеев внес большой вклад в создание истребителей Ла-5 и Ла-7, работая в ОКБ С. А. Лавочкина, с 1943 года был первым заместителем главного конструктора. В сентябре 1946 года получил должность главного конструктора вновь созданного ОКБ-21. Возглавив ОКБ-21, Алексеев получил задание спроектировать и построить реактивный истребитель-перехватчик, обладающий значительной дальностью и продолжительностью полета с мощным вооружением.

Одной из главных проблем первых реактивных истребителей, и советских и зарубежных, была небольшая дальность полёта. В ответ на необходимость создания дальнего перехватчика, ОКБ-21, под руководством С.М. Алексеева занялось разработкой подобного самолёта. Первый проект, И-210 (И-21 модель 0) должен был иметь два двигателя РД-20 (БМВ-003), их тяги было явно недостаточно, в качестве замены рассматривались РД-10 (ЮМО-004), но в конце концов было решено строить истребитель с двумя двигателями А.М. Люльки ТР-2 тягой 1350 кгс.


И-211 (И-21 модель 1)
Этот вариант получил обозначение И-211 (И-21 модель 1), схема самолёта напоминала Су-11ОКБ Сухого с такой же силовой установкой. Двигатели, располагались в плоскости крыла. Само крыло прямое, трапецивидное. И-211 имел аэродинамические тормозные щитки, автоматически открывающиеся при достижении критической скорости, с ручным управлением ими для маневрирования в полете и уменьшения посадочной скорости. Хвостовое оперение крестообразное при виде спереди. Кабина герметичная. Трёхопорное шасси со спаренными колесами всех стоек убиралось в фюзеляж. В носовой части фюзеляжа устанавливалась мощная фара, для облегчения перехвата или посадки в ночное время суток. Конструкция - дюралюминовая с широким применением В-95.
Очень мощное вооружение состояло из трёх 37-мм пушек Н-37, при этом пушки могли быть заменены на две 57-мм Н-57 прямо на аэродроме(!). Кроме пушечного вооружения были предусмотрены узлы для подвески бомб и разведывательного оборудования.
Комплекс радиооборудования был стандартный для того времени и включал в себя радио РСИ-6, радиополукомпас РПКО-10М и радиоотвечик «свой-чужой» СЧ-3
Проект был одобрен, и в конце 1946 года на заводе № 21 началось строительство планера для статических испытаний и летающего прототипа.

Трансформер Алексеева. И-211, 215, 216. Истребители ОКБ-21 Алексеев. СССР. 1947-48 гг.

Тем временем, разработка двигателя ТР-2 затягивалась и в конце концов, Алексеев принял решение подогнать мотогондолы под ТР-1, чьи статические испытания начались в июле 1946 года. По установленному графику, прототип должен был быть изготовлен к 28 июня 1947 года, 10 июля самолёт надлежало передать на лётные испытания, которые полагалось завершить к 1 августа. Связан этот график был с традицией демонстрировать новые прототипы истребителей на воздушном параде в Тушино в честь дня ВВС СССР, который приходился на 18 августа.
Однако это расписание соблюсти оказалось невозможно. И-211 не принял участия в авиапараде 1947 года, а первый полёт совершил под управлением лётчика-испытателя А.А. Попова, осенью того же года.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И-211 (расчетные данные с двигателями, развивающими полную тягу)
Тип: прототип одноместного истребителя
Силовая установка: два турбореактивных двигателя ТР-1 тягой по 13,29 кН
Характеристики: максимальная скорость на уровне моря 935 км/ч; время набора высоты 5000 м - 3 мин; дальность полета 1550 км
Массы: пустого 4360 кг; максимальная взлетная 7450 кг
Размеры: размах крыла 12,25 м; длина 11,54 м; высота 3,68 м; площадь крыла 25,00 м'

Трансформер Алексеева. И-211, 215, 216. Истребители ОКБ-21 Алексеев. СССР. 1947-48 гг.

Первые же шесть полётов не показали особого превосходства И-211 перед аналогичным истребителем Сухого Су-11, кроме того, явно проявилась недоведенность двигателей ТР-1. Они создавались в большой спешке, что сказалось на их надежности, также тяга двигателя была несколько ниже заявленной (реальная тяга составляла 70% от расчетной). Один из двигателей работал неустойчиво и ломался настолько часто, что не хватало запчастей для текущего ремонта, которых для опытного двигателя выпускали ограниченным количеством. Вскоре программа разработки ТР-1 была свёрнута, а вслед за ней и дальнейшие работы по И-211. К тому же, при посадке, колёса шасси попали в выбоину на взлётно-посадочной полосе и одна из стоек шасси подломилась, вследствие чего самолёт проделал значительное расстояние «на брюхе» и вылетел за пределы посадочной полосы. Самолёт получил незначительные повреждения нижней части фюзеляжа и мотогондол, и был возвращен на завод для ремонта.

Трансформер Алексеева. И-211, 215, 216. Истребители ОКБ-21 Алексеев. СССР. 1947-48 гг.

Данные, полученные в ходе испытаний осенью 1947 года, не удовлетворили ВВС СССР. Как и в случае с Су-11, основной причиной неудачи стала недоступность двигателей ТР-1А и ТР-2, которые так и не были доведены в ОКБ Люльки до производства. Двигатели ТР-1 в свою очередь были недостаточно мощные и слишком ненадёжные для их использования на серийном истребителе.

И-211 с АШ-83
Самолет И-211 с прекрасным обзором из кабины и потенциально очень мощным пушечным вооружением мог стать очень эффективным истребителем для своего времени, если бы не двигатели, не обладавшие должным уровнем надежности. На его базе Алексеев разработал эскизный проект поршневого истребителя сопровождения, заказ на который был получен после окончания заводских испытаний И-211 с 2ТР-1.

Трансформер Алексеева. И-211, 215, 216. Истребители ОКБ-21 Алексеев. СССР. 1947-48 гг.

Машина планировалась для дальнего сопровождения самолетов типа Ту-4.
При том же объеме топливных баков и при значительно более экономичных поршневых моторах, которые к середине 40-х гг. были отработаны до высочайшей надежности и прекрасной технологичности, такой истребитель сопровождения был наиболее приемлемым по многим статьям, от производства до эксплуатации. Моторные группы были взяты с фронтового одноместного истребителя Ла-9, в серийном выпуске которого СМ. Алексеев принимал самое непосредственное участие, и вроде как воспользовался своими же наработками. Маслорадиаторные установки, локальные выходы коллекторов от выхлопных отверстий моторов, сложная автоматика одного из последних поршневых двигателей, все это было повторено для истребителя сопровождения И-211 с двумя винтомоторный силовыми группами.
Расстояние между продольными осями ТРД и ПД было одинаковым, а вернее оно не изменилось, т.к. было вполне подходящим для двух винтов чуть меньшего диаметра (пропеллеры стали четырехлопастными) 2,9 м против 3 м.

Трансформер Алексеева. И-211, 215, 216. Истребители ОКБ-21 Алексеев. СССР. 1947-48 гг.

Гондолы моторов АШ-83 пришлось делать заново, и только капоты двигателтй, не подлежащие изменениям, остались бы нетронутыми.
Проект не был закончен, так как к тому времени в серию не был запущен дальний вариант самолета "134", получившего обозначение Ла-11.

И-215 ( И-21 модель 5)
Трансформер Алексеева. И-211, 215, 216. Истребители ОКБ-21 Алексеев. СССР. 1947-48 гг.

После появления в СССР лицензионных английских двигателей «Дервент V» (те самые, что стояли на "Метеоре"), Алеексеев решил во время ремонта И-211, установить на нём эти двигатели. С новой силовой установкой, истребитель получил обозначение И-215 (И-21 модель 5)
Машина при сохранении оригинального фюзеляжа И-211 была доработана. В носке фюзеляжа установили радиолокационный прицел, кабина летчика герметическая, сиденье катапультируемое. Машину оснастили бортовым радиолокатором, вооружили тремя 37-мм пушками Н-37, причем предусматривался и другой вариант вооружения, две авиапушки Н-57 калибром 57 мм.
И-215 представлял собой одноместный истребитель-перехватчик, по формам и размерам повторяющий И-211, но с двумя двигателями "Дервент-V" (тяга 1590 кгс). Назначение И-215 - действия против бомбардировщиков.
Самолет был выпущен в конце 1947 г. Первый полет выполнил летчик А. А. Попов. Летали также испытатели - А. А. Ефимов. С. Н. Анохин и М. Л. Галлай.
Летные характеристики модифицированного истребителя-перехватчика И-215 несколько улучшились. В частности, максимальная скорость возросла до 970 км/ч у земли и 960 км/ч на высоте 6 тыс. м, дальность полета достигла 1700 км, а с подвесными топливными баками и того больше - 2300 км.

Трансформер Алексеева. И-211, 215, 216. Истребители ОКБ-21 Алексеев. СССР. 1947-48 гг.

Одновременно была построена версия И-215Д (Дублер)с велосипедным шасси. На этой машине стойки шасси были разнесены от центра тяжести аппарата, что дало возможность сделать заднюю стойку "приседающей" для увеличения угла атаки крыла на разбеге. В отличие от самолетов с обычным трехколесным шасси, эту машину, как говорят летчики, "подрывать" движением ручки на себя необходимости не было. Угол установки крыла 3╟30' и "приседание" создавали необходимую для взлета подъемную силу. На подъем работали вертикальная составляющая тяги двигателей, вздыбленных на 3╟ от горизонтали, и кабрирующий момент силы тяги ТРД, расположенных ниже центра тяжести самолета на 1,034 м благодаря пилонной подвеске.

Еще одной необычной модификацией, был И-216. Этот И-215 модифицированный под установку двух автоматических 76-мм пушек Нудельмана H-76(!) с боезапасом 15 снарядов на ствол.

Трансформер Алексеева. И-211, 215, 216. Истребители ОКБ-21 Алексеев. СССР. 1947-48 гг.

Вес машины увеличивался до 7 500 кг.. Расчетная максимальная скорость-930 км/ч. Таким образом, И-216- мог стать истребителем с самым мощным артиллерийским вооружением в мире.

Трансформер Алексеева. И-211, 215, 216. Истребители ОКБ-21 Алексеев. СССР. 1947-48 гг.

И-211С
Параллельно с разработкой И-215, в 1948 году Алексеев начал прорабатывать эскизный проект истребителя с стреловидным крылом . Этот проект получил внутренне обозначение И-211С (Стрела). Это была один из первых проектов советских истребителей с стреловидным крылом. Проект не был доведен до постройки опытного экземпляра в связи с закрытием КБ. Машина была похожа на Як-25, который стал на вооружение три года спустя.

Трансформер Алексеева. И-211, 215, 216. Истребители ОКБ-21 Алексеев. СССР. 1947-48 гг.

Словом, у ВВС и ПВО СССР появилась возможность получить хорошую универсальную машину с разнообразными вариантами мощнейшего пушечного вооружения (3х37мм, 2х57мм, 2х76мм).
Но эти перспективные машины так и запустили в серию.
Осенью 1948 года ОКБ-21, как и некоторые другие, было закрыто. Горьковское ОКБ-21 закрыли, а его руководителя С. М. Алексеева перевели на другую работу, он возглавил организацию, в которую собрали "трофейных" немецких авиаконструкторов. Впрочем, та же участь постигла и ОКБ Сухого и Мясищева, в которых создались ряд в высшей степени оригинальных машин. Отныне вся "истребительная тематика" сосредоточилась в двух организациях - МиГ и Як...

Трансформер Алексеева. И-211, 215, 216. Истребители ОКБ-21 Алексеев. СССР. 1947-48 гг.

Трансформер Алексеева. И-211, 215, 216. Истребители ОКБ-21 Алексеев. СССР. 1947-48 гг.
Первоисточник: http://alternathistory.org.ua


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. alternathistory 27 декабря 2011 04:35
    Уберите тег noindex/ Заранее спасибо.
  2. Чёрный Полковник 5 июня 2012 13:26
    В истории нашей страны (СССР) прослеживается какая-то мазохистская линия по, как сейчас принято называть, hitec: то организовывали КБ (лаборатории, институтыи т.п.), то разгоняли, а то и расстреливали. Причём разработки велись на мировом уровне, иногда опережая другие страны на годы и десятилетия. Разработки передавались другим единомышленникам по цеху (читай - конкурентам), особенно это проявилось в области авиастрорения - Бартини, Поликарпов, Мясищев, Сухой. Теперь ещё и Алексеев. Очень обидно за таких выдающихся конструкторов. А статья очень хорошая. +!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня