Peace on the Road to World War I.

To understand the causes of a major war, whether regional or global, it is necessary to analyze the prerequisites for the start and outcome of a previous war. Many of the reasons and causes of the First World War are the consequences of the Napoleonic wars.

After the defeat of Napoleon, France lost its leading position in Europe. Having suffered a series of strong defeats from the French, the Austrian Habsburg Empire was greatly weakened. Finally dropped out of the group of great powers - Spain, Portugal, the Netherlands (Holland). For example, in 1812 — 1826. independence achieved most of the Spanish colonies in Latin America. The Netherlands was occupied by France in 1810, and during the period of the Napoleonic occupation, the House of Orange signed an agreement with London, according to which England was given "temporary control" over all the Dutch colonies. In reality, this meant the decline of the Dutch colonial empire. Guyana, Cape Colony (South Africa), Ceylon in the end no longer returned to the power of the Netherlands.


The Italians ceased to be "world bankers". As a result, the winner was Britain, which knocked out a number of European competitors from the group of leaders and greatly weakened others. London became the leader in the field of naval fleet, in the economy, financial sphere, world trade.

In fragmented Germany, the French occupation caused a powerful surge in national identity. The various branches of the Germans — the Bavarians, Prussians, Saxons, Hessians, Westphans, etc. — felt themselves one people in the face of the occupiers. This was a prerequisite for the unification of Germany.

The victory over Napoleon strengthened the position of the Russian Empire in Europe, it confirmed the status of the most powerful continental power. Alexander I tried to play the role of the main European arbiter. From that time until the Crimean War, Russia began to be called the "European gendarme."

The Holy Union of the Sovereigns, created in 1815, became the tool with the help of which they planned to support peace in Europe. It includes the strongest powers of Europe - Russia, Prussia and Austria. This was the first attempt to create a collective governing body that was supposed to maintain peace, stability and the rule of law. It was believed that the Holy Alliance in its activities will adhere to the principles of the inviolability of borders, the legitimacy of monarchies and will be able to resolve conflicts by peaceful means.

But as a result of unity did not work, London was not going to give up leadership in Europe to Russia. At the Congress of Vienna, a secret union of England, France, Austria, directed against the Russian Empire, was concluded. Collectively, problems could not be solved; the coalition principle prevailed over collective interests.

German question

Prussia remained dissatisfied with the outcome of the victory over Napoleon. It should be noted that at that time two powerful states were fighting for the predominance in fragmented Germany - Prussia and Austria. Vienna did not want to lose its hegemony in Germany and, using the principle of "legitimism", stood up for small German princes who did not want to fall under the rule of the Prussian king. Therefore, Prussia made a significant contribution to the victory over Napoleon, but did not receive any noticeable dividends from this. The desire of the Germans to unite was not implemented. A purely formal German alliance was created, the highest body of which was the Frankfurt Diet of representatives from 38 of the German states, where Austria had a leading role.

In the group dissatisfied with the outcome of this war were not only the Prussians, but also the Italians, on the peninsula after the French occupation, the position of Vienna was again restored. Poles suffered as well. The dreams of “Greater Poland”, which they dreamed of restoring with the help of France at the expense of the Russian Empire, failed. The Duchy of Warsaw became part of Russia, albeit with considerable autonomy — by its own Sejm and even by the army. So arose German, Italian and Polish questions.

I was unhappy and France, although she was slightly “punished”. Russian emperor Alexander I insisted that France stay within the borders until the start of the Napoleonic expansion. But the French still dreamed of a great empire and leadership in Europe. In their policies they have relied on the "principle of nationalities" - the right of every nation to self-determination. He was directed against the multinational empires - the Austrian and Russian.

London continued his policy in line with the principle of "divide and rule", using everywhere disgruntled groups in the interests of Britain. This policy can still be called the “export of revolutions”. England supported the struggle of the Latin American national liberation movements and at the same time the revolutions in Spain and Portugal. As a result, the new states in Latin America and the weakened old European powers fell under the political and financial-economic influence of the British. London began to prevail in the Ottoman Empire, helping the Turks play against Russia. It was during this period that the Anglo-Saxons and the Turks stepped up their attention to the Caucasus. Into this region through Turkish ports went weapon, money. North Caucasian highlanders began to make more frequent raids on Georgian and Russian settlements, Cossack villages. Petersburg responded by increasing military activity in the Caucasus, and a lingering and bloody Caucasian war began.

Eastern question

In 1821, a rebellion began against the Ottomans in Greece. The Orthodox Greeks saw in St. Petersburg a patron and protector, this worried London and Vienna. They began to insist on the principle of legitimacy, insisting on a “political solution”. While there were negotiations, the Turks drowned the uprising in the blood. The Greeks were disappointed in Russia, from which they received no support. Here the British changed their tactics - they supported the Greek national liberation movement, and attracted the French.


The situation changed only with the decisive Nicholas I, he insisted on the right of the combined Anglo-French-Russian squadron to use force in case of Turkish disobedience (the squadron was supposed to prevent the transfer of the punitive forces of the Turks to Greece). As a result, the combined Turkish-Egyptian fleet was destroyed in the brilliant Navarino battle, and the main role in the battle was played by the Russian squadron under the command of Login Petrovich Heyden. The Russian ships took the brunt of the enemy fleet, destroyed the entire center and right flank of the enemy fleet. In this battle, the ship "Azov" under the command of Mikhail Petrovich Lazarev destroyed 5 enemy ships, including the flag-ship under the flag of Tagir-pasha and the flagship ship Mukharrem-bey.

After that, the Turks launched a war against Russia (1828-1829). But after Paskevich’s brilliant victories in the Caucasus — Kars, Akhalkalaki, Akhaltsikh, Atskhur, Ardahan, Poti and Bayazet were taken in 1828, Erzerum and Dibich, who triumphed over Bulgaria and ended up on the outskirts of Istanbul, were forced to ask for 1829 of the world. The world of Adrianople assigned Russia a part of the eastern Black Sea coast (including Anapa, Sujuk-Kale, Sukhum) and the Danube Delta; Istanbul recognized Russian supremacy over Georgia and part of Armenia; Moldavia, Wallachia, Greece gained autonomy. In 1830, Istanbul was forced to recognize the complete independence of Greece.

At this time, the French went to the conquest of Algeria, supporting the separatism of the Egyptian Khedive against Istanbul. Nicholas I took advantage of this and helped the Turks against Egypt, the sultan in response went to the conclusion of a profitable Petersburg Unkiar-Iskessess treaty (1833). In fact, it was a defensive alliance of the Ottoman and Russian empires. Because of the intrigues of the British through 8, it was not renewed for years. In 1841, the London Convention was signed, replacing the alliance of the two powers with collective patronage over Turkey by five states (Russia, England, France, Austria and Prussia), the status of the straits became neutral - the Bosphorus and the Dardanelles were closed for the passage of warships of all countries, including Russia.

Peace on the Road to World War I.

Navarin battle 1827 of the year.

Rise of the 1830 of the Year

In the 1830, the uprising began in Poland, at the same time the Belgians rebelled, oriented toward France and wanted to secede from the Netherlands. The French public demands to send troops to Belgium and Italy, to support the Poles. But Paris, which was stuck in the conquest of Algeria, could not unleash a new war in Europe.

The revolt of the Poles suppressed, their autonomy was severely curtailed. Belgium shifted to London and gained independence. Her neutral status was guaranteed 20 December 1930g. at the London Conference of Great Powers.

Prussia during this period was able to create the Customs Union, which united the 8 states into a single economic space. Decisions in it were taken only unanimously, and when Vienna, having recollected herself, tried to enter it, Berlin blocked its adoption.

1848 Revolutions of the Year

The problems that had been accumulated in Europe, which the British skillfully stirred up, splashed out in the 1848 revolutions of the year, which were held under the slogan of “freedom of nations”. An uprising was crushed in Paris, 11 was shot by a thousand people, and Louis-Bonaparte ended up in France, who then proclaimed himself Napoleon III.

Italy was agitated, Piedmont, pushed by the British, began a war with Austria. Hungarians, Croats and Czechs rebelled in Austria itself. In Germany, revolutionaries created a parliament in Frankfurt and demanded the unification of all German lands against France. They claimed not only the French provinces of Alsace and Lorraine, but also the Danish Schleswig and Holstein, the Russian Baltic states and Poland. At the same time, they proclaimed war against "reactionary" Russia "one of the necessary measures of our era."

The Prussian king Friedrich Wilhelm IV, taking advantage of the confusion, began a war with Denmark, at the same time helping the German princes to suppress the revolutionary masses. He refused the imperial crown, which was proposed by the Frankfurt Parliament, saying that he did not want a “crown from the gutter”.

Order in Europe helped restore Russia. At the request of the Austrian emperor Petersburg sent troops to Hungary, the rebels were defeated. Vienna was able to focus on Italy and restore the situation there before the revolution. Prussia Nicholas I forced to stop the war with Denmark. Then he reconciled Austria and Prussia, in the German Union the status quo was restored. After this, joint efforts have eliminated the last pockets of revolution. Russia saved Europe from chaos and full-scale war, would have won in which only England.

Crimean War

Naturally, London could not accept this state of affairs. Again they began to incite the Ottoman Empire and France against Russia. England and France entered into a secret union with Turkey.

In Turkey, the uprisings were provoked in Bosnia and Montenegro. Vizier Reshid Pasha began to reform "tanzimat" - the creation of local self-government, introduced "equality before the law", in reality, it concerned only Muslims. Punitive troops moved against the rebels. Petersburg began to intercede for Christians. In Russia, they knew about the plight of the Turkish armed forces, so they did not consider that the war was real, they planned to do with diplomacy and a demonstration of force. And Istanbul, knowing about the support of the French and the British, became impudent, strengthened the aid to Shamil, rejected the compromise. As a result, Turkey declared war on Russia.

It is clear that the Turks themselves would not have been able to withstand the war with Russia - this was shown by the brilliant victory of the Russian squadron of Pavel Stepanovich Nakhimov in the Sinop battle. England, France and Piedmont acted as a united front against the Russian Empire. Austria de facto supported them, taking the position of hostile neutrality, hoping to strengthen its positions in the Balkans after the defeat of Russia. Austrian troops occupied Moldova and Wallachia in 1854 (they were under the auspices of Russia), and a concentration of forces was carried out in Galicia. Petersburg was forced to hold against Austria significant forces that could not take part in the battles on the Crimean front. Prussia was allied with Vienna. They refused to support Paris and London in the war with Russia. But they were ready to enter the war if Petersburg did not withdraw the troops from the Danube principalities or launched an offensive in the Balkans. "Thanked" Russia and Denmark, opening the Baltic straits for the passage of the Anglo-French fleet.

Petersburg was not ready for such a war - it was practically a world war of the West against Russia. The fighting went from the Caucasus, the Crimea, the Danube region in the south, the Baltic and the White Sea in the north to the Pacific Ocean. But the Westernizers also miscalculated - the battle for Sevastopol resulted in a positional battle, which crushed all their resources and desire to fight. Military victory they failed to achieve, even Sevastopol could not completely capture.

In the Baltic, the White Sea, Kamchatka, their attacks were successfully repulsed; on the Caucasian front, the Russian army of the Turks defeated — they took Bayazet and the fortress of Kars. Therefore, the original plans of Paris and London (they included the rejection of Finland, Poland, the North Caucasus from Russia, the creation of Cherkessia dependent on Istanbul, headed by Shamil) failed. Paris, having lost up to 100 thousand people killed, realized that for “moral satisfaction” it was too much of a price, and fighting for the interests of the British and Turks is stupid. Napoleon III began to lean toward peace with Russia.

Only because of the complete diplomatic isolation of Russia went to the world. The losses were significant, but still not as serious as London had expected. Petersburg failed to "knock out to Asia", denying access to the Baltic and the Black Sea.



Russia's answer

Russia did not give Austria a foothold in the Balkans, autonomous Romania was born. When the French and Piedmont began the war against Austria to knock her out of Italy, St. Petersburg responded adequately to the behavior of the Austrians in the Crimean War — Russian troops were concentrated in Little Russia, on the Russian-Austrian border. Vienna was forced to keep a powerful army near the borders with Russia. In addition, St. Petersburg did not allow the German principalities to be involved in the war, stating that "the Italian war does not threaten the German Union." Austria was defeated, retaining only Venice and then only briefly.

In 1863, a new uprising began in Poland, supported from abroad - in the Austrian Galicia, the rebels had bases, in Paris there was an open recruitment of volunteers. London, Paris and Vienna again tried to speak to Russia in a tone of ultimatums. A demand was made to create a Polish government, to appoint only Poles to Polish posts in Poland, etc. In Paris, they began to draw up plans for a new coalition, proposing to restore the Polish-Lithuanian Commonwealth in full, and give Turkey the North Caucasus. But they did not succeed in creating an integral diplomatic front - Bismarck promised Russia to help suppress the uprising of the Poles, this was in the interests of Berlin itself - part of Polish territory was part of Prussia. Chancellor Alexander Mikhailovich Gorchakov advised Britain and France not to go into the internal affairs of Russia. And then he said in general that the main reason for the uprising was the sympathy of Paris and London for the rioters, and advised the West to recommend to their wards an unconditional surrender. And Vienna, London and Paris have nothing left to concede.

"Punished" and Denmark, when the combined Prussian, Austrian forces and federal forces of the German Union in 1864, beat off the "German" provinces of Schleswig and Holstein from her, St. Petersburg did not intervene for the Danes.


His Serene Highness Prince, Chancellor, Foreign Minister of the Russian Empire, Alexander Mikhailovich Gorchakov.

Unification of Germany

Bismarck understood that the unification of Germany needed two victories - over Austria and France, since they hindered this process. He made an alliance with Italy, which claimed Venice. The pretext of war was found quickly - a quarrel over land seized from Denmark. Vienna, when she began mobilization, was accused of “preparing the aggression”. The Austro-Prussian-Italian War of 1866 was short, the Austrians were defeated very quickly.

The North German Union was created, Prussia and 21 German state were included in it. Vienna was completely removed from German affairs. The following were annexed to Prussia: Schleswig and Holstein, Hanover, Hesse-Castell, Nassau, as well as the free city of Frankfurt am Main. The future German Empire became mono-ethnic, with the complete predominance of the Germans, but without the Austrians. Austria was shaken by national movements, and as a result, a dualistic monarchy, Austria-Hungary, was formed. Italy got Venice.


Otto Eduard Leopold von Bismarck-Schönhausen - Prince, politician, statesman, first chancellor of the German Empire (Second Reich), nicknamed "Iron Chancellor".

The states that entered the North German Union maintained “autonomy”, but at the same time were deprived of armies, foreign policy rights, citizenship regulations, federal taxes, banks, railways, mail, telegraphs, customs, trade, criminal, trade, contractual rights, etc. A single legislative authority has been created on the basis of the Reichstag and the Bundesrat. Local elites had to obey.

Starting a war with France was not difficult - Paris itself was eager to fight. French society embraced revanchism - they wanted to take revenge on Prussia for the defeat of Napoleon. Deputies of parliament who wanted to take a more constructive position were called "traitors" and "Prussians." As a result, France ran into a terrible defeat in the French-Prussian 1870-1871 war. Austria neutralized the position of Russia. London was forced to refrain from participation after Bismarck published in the Times newspaper a French project to occupy Belgium.

Russia, taking advantage of the events, with the support of Berlin, annulled the Treaty of Paris. France lost Alsace and Lorraine and was forced to pay an 5-billion-dollar indemnity. In January, 1871 was proclaimed the creation of the German Empire.


Proclamation of the German Empire in Versailles. Bismarck (in white in the center of the picture) wanted to unite the warring German principalities in order to achieve the creation of a conservative German-dominated Prussia. He embodied it in three military victories: the Second War for Schleswig against Denmark in 1864, the Austro-Prussian-Italian war against Austria in 1866, and the Franco-Prussian war against France in 1870 — 1871.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Мир на пути к Первой мировой войне

Чтобы понять причины большой войны – регионального или мирового масштаба, необходимо проанализировать предпосылки начала и исход предыдущей войны. Многие предпосылки и причины Первой мировой войны лежат в последствиях наполеоновских войн.

После поражения Наполеона Франция утратила позиции лидера в Европе. Потерпев ряд сильных поражений от французов, была сильно ослаблена Австрийская империя Габсбургов. Окончательно выбыли из состава группы великих держав – Испания, Португалия, Нидерланды (Голландия). К примеру, в 1812—1826 гг. добились независимости большинство испанских колоний в Латинской Америке. Нидерланды были оккупированы Францией в 1810 году, и в период наполеоновской оккупации Дом Оранских подписал соглашение с Лондоном, по которому Англии передавался «временный контроль» над всеми голландскими колониями. В реальности это означало закат нидерландской колониальной империи. Гайана, Капская колония (Южная Африка), Цейлон в итоге больше не вернулись под власть Нидерландов.

Перестали быть «мировыми банкирами» итальянцы. В итоге в выигрыше оказалась Британия, которая выбила из группы лидеров ряд европейских конкурентов и сильно ослабила других. Лондон стал лидером в области морского военного флота, в экономике, финансовой сфере, мировой торговле.


В раздробленной Германии французская оккупация вызвала мощный всплеск национального самосознания. Различные ветви германцев – баварцы, пруссаки, саксонцы, гессенцы, вестфальцы и пр. - почувствовали перед лицом оккупантов себя единым народом. Это стало предпосылкой к объединению Германии.

Победа над Наполеоном усилила позиции Российской империи в Европе, она подтвердила статус самой сильной континентальной державы. Александр I попробовал сыграть роль главного европейского арбитра. С этого времени вплоть до Крымской войны Россию стали обзывать «европейским жандармом».

Инструментом, с помощью которого планировали поддерживать мир в Европе, стал Священный союз государей, созданный в 1815 году. В него вошли самые сильные державы Европы – Россия, Пруссия и Австрия. Это была первая попытка создать коллективный орган управления, который должен был поддерживать мир, стабильность и правопорядок. Считалось, что Священный союз в своей деятельности будет придерживаться принципов нерушимости границ, легитимизма монархий и сможет мирным путём решить возникающие конфликты.

Но в итоге единства не получилось, Лондон не собирался уступать лидерство в Европе России. На Венском конгрессе был заключён тайный союз Англии, Франции, Австрии, направленный против Российской империи. Коллективно проблемы решать не вышло, коалиционный принцип возобладал над коллективными интересами.

Германский вопрос

Недовольной итогами победы над Наполеоном осталась Пруссия. Надо отметить, что в тот период за преобладание в раздробленной Германии боролись два мощных государства – Пруссия и Австрия. Вена не хотела потерять свою гегемонию в Германии и, используя принцип «легитимизма», вступалась за мелких немецких князей, которые не хотели попасть под власть прусского короля. Поэтому Пруссия хоть и внесла значительный вклад в победу над Наполеоном, но не получила заметных дивидендов от этого. Стремление немцев к объединению не было реализовано. Был создан чисто формальный Германский союз, высшим органом которого был Франкфуртский сейм из представителей 38 германских государств, где у Австрии была лидирующая роль.

В группе недовольных итогами этой войны были не только пруссаки, но и итальянцы, на полуострове после французской оккупации вновь были восстановлены позиции Вены. Пострадали и поляки – мечты о «Великой Польше», которую они мечтали восстановить при помощи Франции за счёт Российской империи, провалились. Варшавское герцогство стало частью России, хотя и со значительной автономией – своим сеймом и даже армией. Так возникли германский, итальянский и польский вопросы.

Недовольной была и Франция, хотя её и несильно «наказали». Российский император Александр I настоял на том, чтобы Франция осталась в границах до начала наполеоновской экспансии. Но французы по-прежнему грезили великой империей и лидерством в Европе. Они в своей политике сделали ставку на «принцип национальностей» - право каждой нации на самоопределение. Он был направлен против многонациональных империй – Австрийской и Российской.

Лондон продолжал свою политику в русле принципа «разделяй и властвуй», используя всюду недовольные группы населения в интересах Британии. Эту политику ещё можно назвать «экспортом революций». Англия поддерживала борьбу латиноамериканских народно-освободительных движений и одновременно революции в Испании и Португалии. В итоге новые государства в Латинской Америке и ослабленные старые европейские державы попадали под политическое и финансово-экономическое влияние британцев. Лондон стал преобладать в Османской империи, помогая туркам играть против России. Именно в тот период англо-саксы и турки активизировали своё внимание к Кавказу. В этот регион через турецкие порты пошло оружие, деньги. Северокавказские горцы стали чаще делать набеги на грузинские и русские поселения, казачьи станицы. Петербург ответил усилением военной деятельности на Кавказе, началась полоса затяжной и кровопролитной Кавказской войны.

Восточный вопрос

В 1821 году началось восстание против османов в Греции. Православные греки видели в Петербурге покровителя и защитника, это беспокоило Лондон и Вену. Они стали настаивать на принципе легитимности, настаивая на «политическом решении». Пока шли переговоры, турки топили восстание в крови. Греки были разочарованы в России, от которой не получили поддержки. Тут британцы сменили тактику – они поддержали греческое национально-освободительное движение, привлекли и французов.

Ситуация изменилась только при решительном Николае I, он настоял на праве объединенной англо-франко-русской эскадры применить силу в случае неповиновения турков (эскадра должна была предотвратить переброску карательных сил турков в Грецию). В итоге в блистательном Наваринском сражении был уничтожен объединенный турецко-египетский флот, а главную роль в сражении сыграла русская эскадра под командованием Логина Петровича Гейдена. Русские корабли приняли главный удар вражеского флота, уничтожили весь центр и правый фланг неприятельского флота. В этом бою корабль «Азов» под командованием Михаила Петровича Лазарева уничтожил 5 вражеских кораблей, включая флагманский корабль под флагом Тагир-паши и флагманский корабль Мухаррем-бея.

После этого турки развязали против России войну (1828-1829 гг.). Но после блестящих побед Паскевича на Кавказе - в 1828 году взяты Карс, Ахалкалаки, Ахалцих, Ацхур, Ардаган, Поти и Баязет, в 1829 году – Эрзерум, и Дибича, который победоносно прошёл Болгарию и оказался на подступах к Стамбулу, турки были вынуждены просить мира. Адрианопольский мир закрепил за Россией часть восточного черноморского побережья (включая Анапу, Суджук-кале, Сухум) и дельту Дуная; Стамбул признал российское верховенство над Грузией и частью Армении; Молдавия, Валахия, Греция получили автономию. В 1830 году Стамбул был вынужден признать полную независимость Греции.

В это время французы пошли на завоевание Алжира, поддержав сепаратизм египетского хедива против Стамбула. Николай I воспользовался этим и помог туркам против Египта, султан в ответ пошел на заключение выгодного Петербургу Ункиар-Искелессого договора (1833). Фактически это был оборонительный союз Османской и Российской империй. Из-за интриг англичан через 8 лет его не возобновили. В 1841 году подписана Лондонская конвенция, заменившая союз двух держав на коллективное покровительство над Турцией пятью государствами (Россией, Англией, Францией, Австрией и Пруссией), статус проливов стал нейтральным – Босфор и Дарданеллы закрывались для прохода военных кораблей всех стран, в том числе и России.

Мир на пути к Первой мировой войне

Наваринское сражение 1827 года.

Восстания 1830 года

В 1830 году началось восстание в Польше, одновременно восстали бельгийцы, которые ориентировались на Францию и хотели выйти из состава Нидерландов. Французская общественность требует ввести войска в Бельгию и Италию, поддержать поляков. Но Париж, который увяз в завоевании Алжира, не смог развязать новую войну в Европе.

Восстание поляков подавили, их автономия была сильно урезана. Бельгия переориентировалась на Лондон и получила независимость. Её нейтральный статус был гарантирован 20 декабря 1930г. на Лондонской конференции великих держав.

Пруссия в этот период смогла создать Таможенный союз, который объединил в единое экономическое пространство первоначально 8 государств. Решения в нём принимались только единогласно, и когда Вена, спохватившись, попыталась войти в него, Берлин блокировал её принятие.

Революции 1848 года

Накопившиеся в Европе проблемы, которые умело подогревали британцы, выплеснулись в революциях 1848 года, которые проходили под лозунгом «свободы наций». Было подавлено восстание в Париже, расстреляли 11 тыс. человек, а власть во Франции в итоге получил Луи-Бонапарт, который затем провозгласил себя Наполеоном III.

Заволновалась Италия, Пьемонт, подталкиваемый англичанами, начал войну с Австрией. В самой Австрии восстали венгры, хорваты, чехи. В Германии революционеры создали во Франкфурте парламент и требовали объединения всех германских земель против Франции. Они претендовали не только на французские провинции Эльзас и Лотарингия, но и на датские Шлезвиг и Гольштейн, на российскую Прибалтику и Польшу. Одновременно провозгласили войну против «реакционной» России «одной из необходимых мер нашей эпохи».

Прусский король Фридрих Вильгельм IV, пользуясь неразберихой, начал войну с Данией, одновременно помогая германским князьям подавить революционные массы. Он отказался от имперской короны, которую предложил Франкфуртский парламент, сообщив, что не желает «короны из сточной канавы».

Порядок в Европе помогла восстановить Россия. По просьбе австрийского императора Петербург направил войска в Венгрию, повстанцы были разгромлены. Вена смогла сосредоточиться на Италии и восстановить там существующее до революции положение. Пруссию Николай I вынудил прекратить войну с Данией. Затем помирил Австрию и Пруссию, в Германском союзе был восстановлен статус-кво. После этого совместными усилиями были ликвидированы последние очаги революции. Россия спасла Европу от хаоса и полномасштабной войны, выиграла бы в которой только Англия.

Крымская война

Естественно, Лондон не мог смириться с таким положением дел. Против России стали опять натравливать Османскую империю и Францию. Англия и Франция заключили тайный союз с Турцией.

В Турции были спровоцированы восстания в Боснии и Черногории. Визирь Решид-паша начал реформы «танзимата» - создание местного самоуправления, вводилось «равенство перед законом», в реальности это касалось только мусульман. Против восставших двинули карательные войска. Петербург стал заступаться за христиан. В России знали о плачевном положении турецких вооруженных сил, поэтому не считали, что война реальна, планировали обойтись дипломатией и демонстрацией силы. А Стамбул, зная о поддержке французов и англичан, наглел, усиливал помощь Шамилю, отвергал компромисс. В итоге Турция объявила войну России.

Понятно, что турки сами бы не смогли выдержать войну с Россией – это показала блестящая победа русской эскадры Павла Степановича Нахимова в Синопском сражении. Единым фронтом против Российской империи выступили Англия, Франция и Пьемонт. Де-факто их поддержала и Австрия, заняв позицию враждебного нейтралитета, надеясь после разгрома России усилить позиции на Балканах. Австрийские войска в 1854 году заняли Молдавию и Валахию (они были под покровительством России), была проведена концентрация сил в Галиции. Петербург был вынужден держать против Австрии значительные силы, которые не смогли принять участие в боях на Крымском фронте. Пруссия была в союзе с Веной. Они отказались поддержать Париж и Лондон в войне с Россией. Но были готовы вступить в войну, если Петербург не выведет войска из Дунайских княжеств или начнёт наступление на Балканах. «Отблагодарила» Россию и Дания, открыв балтийские проливы для прохода англо-французского флота.

К такой войне Петербург не был готов – это была практически мировая война Запада против России. Бои шли от Кавказа, Крыма, Подунавья на юге, Балтики и Белого моря на севере до Тихого океана. Но и западники просчитались – битва за Севастополь вылилась в позиционное сражение, которое перемололо все их ресурсы и желание воевать. Военной победы достичь им не удалось, даже Севастополь целиком захватить не смогли.

На Балтике, Белом море, Камчатке их нападения успешно отбили, на Кавказском фронте русская армия турков побеждала – взяли Баязет и крепость Карс. Поэтому первоначальные планы Парижа и Лондона (в них входило отторжение от России Финляндии, Польши, Северного Кавказа, создание зависимой от Стамбула «Черкессии» во главе с Шамилем) провалились. Париж, потеряв до 100 тыс. человек убитыми, понял, что для «морального удовлетворения» это слишком большая цена, а воевать за интересы англичан и турков глупо. Наполеон III стал склоняться к миру с Россией.

Только по причине полной дипломатической изоляции Россия пошла на мир. Потери были значительные, но всё же не такие серьёзные, как рассчитывал Лондон. Петербург не удалось «выбить в Азию», лишив выхода в Балтику и Чёрное море.

Мир на пути к Первой мировой войне


Ответ России

Россия не дала Австрии закрепиться на Балканах, родилась автономная Румыния. Когда французы и Пьемонт начали войну против Австрии, чтобы выбить её из Италии, Петербург ответил адекватно поведению австрийцев в Крымской войне – русские войска были сосредоточены в Малой России, на российско-австрийской границе. Вена была вынуждена держать у границ с Россией мощную армию. Кроме того, Петербург не дал привлечь к войне германские княжества, заявив, что «итальянская война не угрожает Германскому союзу». Австрия была разгромлена, сохранив только Венецию и то ненадолго.

В 1863 году началось новое восстание в Польше, поддержанное из-за рубежа – в австрийской Галиции мятежники имели базы, в Париже в открытую шла вербовка добровольцев. Лондон, Париж и Вена вновь попробовали говорить с Россией тоном ультиматумов. Было предъявлено требование создать польское правительство, назначать на территории Польши на государственные должности только поляков и т. д. В Париже стали составлять планы новой коалиции, предлагая восстановить Речь Посполитую в «полном объеме», Турции отдать Северный Кавказ. Но тут не удалось создать целостный дипломатический фронт – Бисмарк обещал России помочь в подавлении восстания поляков, это отвечало интересам самого Берлина – часть польской территории входила в состав Пруссии. Канцлер Александр Михайлович Горчаков посоветовал Англии и Франции не лезть во внутренние дела России. А затем вообще сообщил, что главная причина восстания – симпатии Парижа и Лондона к бунтовщикам, и посоветовал Западу рекомендовать своим подопечным безоговорочную сдачу. И Вене, Лондону и Парижу ничего не осталось, как уступить.

«Наказали» и Данию, когда объединенные прусские, австрийские силы и федеральные войска Германского союза в 1864 году отбили у неё «немецкие» провинции Шлезвиг и Гольштейн, Петербург за датчан не вступился.

Мир на пути к Первой мировой войне

Светлейший князь, канцлер, глава МИД Российской империи Александр Михайлович Горчаков.

Объединение Германии

Бисмарк понимал, что для объединения Германии нужны две победы – над Австрией и Францией, т. к. они препятствовали этому процессу. Он заключил союз с Италией, которая претендовала на Венецию. Предлог войны был найден быстро – ссора за захваченные у Дании земли. Вену, когда она начала мобилизацию, обвинили в «подготовке агрессии». Австро-прусско-итальянская война 1866 года была недолгой, австрийцы были разгромлены очень быстро.

Создан Северо-Германский союз, в него вошли Пруссия и ещё 21 немецкое государство. Вена была полностью отстранена от германских дел. К Пруссии были присоединены: Шлезвиг и Гольштейн, Ганновер, Гессен-Кастель, Нассау, а также вольный город Франкфурт-на-Майне. Будущая Германская империя становилась мононациональной, с полным преобладанием немцев, но без австрийцев. Австрию сотрясли национальные движения, в итоге была образована дуалистическая монархия Австро-Венгрия. Италия получила Венецию.

Мир на пути к Первой мировой войне

Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк-Шёнхаузен — князь, политик, государственный деятель, первый канцлер Германской империи (второго рейха), прозванный «железным канцлером».

Государства, вошедшие в Северо-Германский союз, сохраняли «автономию», но при этом были лишены армий, права внешней политики, положения о гражданстве, федеральных налогов, банков, железных дорог, почты, телеграфов, таможни, торговли, уголовного, торгового, договорного права и т. д. Создана единая законодательная власть на основе рейхстага и бундесрата. Местным элитам пришлось подчиниться.

Начать войну с Францией не составило большого труда – Париж сам рвался в бой. Французское общество охватил реваншизм – хотели отомстить Пруссии за поражение Наполеона. Депутатов парламента, которые хотели занять более конструктивную позицию, называли «предателями» и «пруссаками». В итоге Франция напоролась на страшное поражение в франко-прусской войне 1870-1871 годов. Австрию нейтрализовала позиция России. Лондон был вынужден воздержаться от участия после того, как Бисмарк опубликовал в газете «Таймс» французский проект оккупации Бельгии.

Россия, воспользовавшись событиями, при поддержке Берлина, аннулировала Парижский трактат. Франция утратила Эльзас и Лотарингию и была вынуждена платить 5-миллиардную контрибуцию. В январе 1871 года было провозглашено создание Германской империи.

Мир на пути к Первой мировой войне

Провозглашение Германской империи в Версале. Бисмарк (в белом в центре картины) хотел объединить враждующие немецкие княжества, чтобы достигнуть создания консервативного, доминируемого Пруссией немецкого государства. Он воплотил это в трёх военных победах: Второй войне за Шлезвиг против Дании в 1864 г., австро-прусско-итальянской войне против Австрии в 1866 г. и франко-прусской войне против Франции в 1870—1871 гг.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. товарищ миша 19 октября 2011 15:17
    Господи зачем ты утопил Атлантиду, надо было утопить Британию и тогда воцарился бы мир во всем мире, по крайней мере на одном континенте точно.
    1. пуансон2011 13 ноября 2011 20:23
      Это государство - исчадие дьявола в Европе, да и в мире.Сколько оно сделало гадостей как для России, так и для Советского Союэа.За любой войной или конфликтом в Европе торчат английские уши.Даже сейчас в Единой Европе она держится особняком вместе с Америкой.
      пуансон2011
  2. Сириус 20 октября 2011 19:35
    К сожалению позже немцы нарушили наказ Бисмарка: "Не воевать с Россией". А ведь союз Германии и России мог состояться!
    Сириус

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня