Человекоуправляемая торпеда Neger (Германия)

Во время Второй мировой войны несколько стран использовали т.н. человекоуправляемые торпеды. Несмотря на общее название, подобные аппараты серьезно отличались друг от друга и имели разное предназначение. Так, итальянские аппараты SLC Maiale и SSB предназначались для скрытной доставки водолазов-диверсантов к цели, а японский «Кайтэн» являлся полноценной торпедой для непосредственной атаки цели при помощи боевой части. Человекоуправляемые торпеды разрабатывались и в нацистской Германии. Немецкие инженеры не стали прямо заимствовать чужой опыт и пошли по своему собственному пути.

До середины войны немецкое командование не проявляло интереса к сверхмалым подлодкам для диверсий и торпедных атак или иной подобной технике. Считалось, что со всеми имеющимися задачами вполне могут справиться надводный и подводный флоты. Тем не менее, со временем противник научился эффективно бороться с немецкими кораблями и подлодками, что потребовало искать альтернативные способы развития Кригсмарине. Главными толчками к появлению собственных проектов человекоуправляемых торпед стали успешные операции итальянских диверсантов и британская атака на линкор Tirpitz, в которых использовалась подобная техника.

В целях повышения боевой мощи своего флота, с учетом изменения ситуации, немецкое командование было вынуждено обратиться за помощью к итальянским специалистам. По результатам консультаций и обмена опытом было решено создать специальную структуру, которая отвечала бы за диверсии на море. Эта организация получила название Kleinkampfverbande («Соединение малого боя»). В составе этой структуры должны были служить отряды боевых пловцов, катера-брандеры, сверхмалые подлодки и человекоуправляемые торпеды.


Человекоуправляемая торпеда Neger (Германия)


Предложение о последних было оглашено в самом конце 1943 года. Специалист в области подводного флота и его вооружений Рихард Мор выступил с предложением о строительстве большого количества сверхмалых подлодок, созданных на основе имеющихся торпед. Такая техника могла выпускаться в больших количествах и атаковать большими группами. Массированная атака подобных человекоуправляемых торпед в сочетании с отсутствием у противника отработанных методик борьбы должны были положительным образом влиять на эффективность новой техники.

В середине января 1944 года гросс-адмирал Карл Дениц выступил с запросом на строительство техники и вооружений новых типов, которые должны были использоваться в Kleinkampfverbande. Вскоре запрос был одобрен на самом высоком уровне, что позволило инженерам начать разработку новых человекоуправляемых торпед.

Создание сверхмалой подлодки на базе существующей торпеды было поручено Исследовательскому центру торпедного оружия. Руководителями проекта стали Рихард Мор и Фриц Фрауэнхайм. Центр должен был разработать новый проект и провести все необходимые испытания. Предполагалось, что уже к середине весны немецкий флот будет располагать несколькими десятками новых человекоуправляемых торпед, которые смогут применяться в условиях реального боя.

Предложение Р. Мора подразумевало разработку пилотируемого подводного аппарата, в конструкции которого максимально широко использовались бы агрегаты существующих торпед. Подобный подход к конструированию позволял обеспечить максимально возможные темпы производства серийной техники. Количество, в свою очередь, в бою должно было переходить в качество. Кроме того, к началу 1944 года Германия уже не могла похвастать былой мощью и нуждалась в простых, но эффективных вооружениях и технике.

Проект первой немецкой человекоуправляемой торпеды получил название Neger («Негр»). В качестве основы для этого изделия была выбрана боевая торпеда G7e, которая должна была подвергнуться серьезнейшим доработкам. Планировалось исключить из ее конструкции ряд узлов, а также добавить новые. Все это позволило бы с минимальными затратами сделать из обычной торпеды управляемый пилотируемый аппарат.

По задумке авторов проекта, торпеда Neger должна была состоять из двух частей. Одна из них представляла базовую торпеду G7e, вторая – доработанный вариант этого оружия с кабиной пилота. Пилотируемый аппарат располагался сверху. При помощи специальных креплений к нему стыковалась боевая торпеда. Подобная архитектура позволяла упростить производство новой техники, а также обеспечивала приемлемые характеристики. В боевом положении торпеда имела водоизмещение на уровне 2,7 т.

Человекоуправляемая торпеда Neger (Германия)
Транспортировка торпеды Neger на специальной тележке. Фото Modelist-konstruktor.com


Верхний корпус торпеды «Негр» представлял собой пилотируемый модуль, выполненный на базе боевой G7e. Базовая торпеда имела длину 7,16 м и корпус диаметром 533 мм. При разработке нового проекта Мор, Фрауэнхайм и их коллеги заметно изменили компоновку корпуса торпеды, взятой за основу. Прежде всего из ее носовой части удалили заряд взрывчатого вещества, вместо которого поместили кабину. В кабине пилота имелся набор немногочисленных органов управления. При помощи всего трех рычагов пилот должен был управлять направлением движения, запускать или останавливать мотор, а также отцеплять боевую торпеду. Система управления позволяла в небольших пределах маневрировать по глубине. Навигационное оборудование состояло из одного наручного компаса, имеющегося у водителя.

Изначально Р. Мор планировал, что пилот торпеды «Негер» будет располагаться внутри корпуса и следить за обстановкой при помощи перископа. Тем не менее, диаметр корпуса (всего 533 мм) не позволял сделать подобную кабину без серьезных ограничений в требованиях к будущим водителям. Из-за этого пришлось изменить конструкцию кабины. Теперь пилот должен был сидеть в корпусе по плечи. Предлагалось одевать пилотов в водолазные костюмы, а во избежание заливания кабины забортной водой использовать особую брезентовую шторку.

Уже после проведения первых испытаний, в марте 1944 года, сверхмалая подлодка Neger обзавелась плексигласовым колпаком, защищавшим пилота. Поскольку проект требовалось сделать максимально простым, колпак заимствовали у одного из самолетов фирмы Dornier. Перед колпаком установили штырь, предназначенный для использования в качестве упрощенного прицела. На торпедах поздних серий на колпаке устанавливался второй изогнутый штырь. Таким образом, точность определения положения цели немного повышалась. В учебных целях вместо прозрачного колпака нередко применялась специальная металлическая рубка с окном.

В средней и кормовой частях торпеды располагались агрегаты силовой установки. Как и базовая G7e, торпеда Neger оснащалась набором аккумуляторных батарей и электрическим двигателем. Предполагаемый способ применения привел к необходимости некоторых доработок. Для обеспечения требуемого запаса плавучести пришлось снять половину батарей и ограничить максимальные обороты электродвигателя.

По расчетам, уменьшенное количество аккумуляторов должно было обеспечивать максимальную скорость до 20 узлов. Тем не менее, в таком случае дальность хода не превышала 1-1,5 морские мили, из-за чего максимальную скорость ограничили 10 узлами. Для достижения максимально возможной дальности до 48 миль следовало идти с экономической скоростью 4 узла. За доставку боевой торпеды к цели отвечал пилотируемый аппарат, «верхняя половина» всей системы, поэтому во время плавания мотор торпеды G7e не использовался. Сама торпеда могла разгоняться до 30 узлов и преодолевать до 5 км.

Человекоуправляемая торпеда Neger (Германия)
Музейная торпеда, на нижних фото видно сиденье водителя. Фото Arsenal-info.ru


К марту 1944 года инженеры завершили разработку проекта и начали строительство опытных образцов. Проверка новой человекоуправляемой торпеды показала всю сложность положения, в котором находились авторы проекта. Базовая торпеда G7e не отличалась высоким модернизационным потенциалом с точки зрения создания сверхмалых подлодок. Как результат, испытателям и конструкторам пришлось столкнуться с массой проблем.

Изначально планировалось оснастить торпеду Neger балластной цистерной, которая позволила бы погружаться на глубину до нескольких метров. Тем не менее, ряд экспериментов показал: набор баллонов для сжатого воздуха, необходимого для продувки цистерны, настолько тяжел, что буквально утопит всю торпеду. Изделие «Негер» не отличалось высоким запасом плавучести, из-за чего было решено отказаться от балластных цистерн и вспомогательного оборудования. Торпеда должна была работать в полупогруженном положении. При этом над водой оставался только прозрачный колпак кабины пилота.

Во время испытаний не обошлось без аварий. Изначально прозрачный колпак устанавливался на резьбе, и после посадки пилота техник должен был навинчивать его на специальные крепления. Снятие колпака изнутри было невозможным. Это привело к гибели одного из испытателей. Во время очередного тестового сброса учебной торпеды произошла поломка креплений, из-за чего боеприпас не отделился от пилотируемого аппарата. Торпеда Neger в полном составе, разгоняясь, направилась к учебной цели. Пилот не смог открыть колпак и выпрыгнуть. Он погиб во время удара «Негра» по учебной цели. После этого инцидента авторы проекта разработали замки, закрываемые и открываемые изнутри.

Кабина человекоуправляемой торпеды Neger имела небольшие размеры и закрывалась герметичным колпаком. Предполагаемая продолжительность плавания во время выполнения боевой задачи привела к необходимости использования систем жизнеобеспечения. Сначала была предпринята попытка оснастить торпеду кислородным баллоном, но он был слишком тяжел, из-за чего от него отказались. Оптимальным вариантом в отношении габаритов, веса и продолжительности работы оказались авиационные дыхательные аппараты замкнутого цикла системы Дрегера.

Первые дыхательные аппараты были переданы в Kleinkampfverbande только в конце марта 1944 года, когда военные уже приступили к подготовке водителей торпед. Подготовку пилотов серьезно затрудняло отсутствие систем жизнеобеспечения. Недостаток кислорода в замкнутом объеме приводил к головокружениям, тошноте и обморокам. Некоторые пилоты-курсанты, желая подышать свежим воздухом, открывали колпак, что приводило к неприятным последствиям. Верхний срез люка кабины часто оказывался ниже уровня воды, из-за чего кабину заливало, и торпеда тонула. Различные меры предосторожности помогали избежать потери личного состава в ходе обучения.

Предполагаемый способ применения «Негеров» выглядел следующим образом. Основной задачей подобной техники была массированная атака наступающих корабельных отрядов на небольшом расстоянии от берега. Большое количество сверхмалых подлодок должно было спускаться на воду и отправляться в предполагаемый район перехвата вражеских сил.

Человекоуправляемая торпеда Neger (Германия)
Посадка пилота в кабину. Техник придерживает колпак. Фото Modelist-konstruktor.com


Прибыв в район нахождения кораблей противника и найдя их, водители торпед должны были подготовить атаку и построить заход на свои цели. Для прицеливания предлагалось использовать штырь на носу торпеды перед колпаком. После подхода к цели на требуемое расстояние, пилот должен был запустить двигатель торпеды G7e и нажать рычаг отцепки. После этого торпеда сходила с креплений и направлялась к цели. Пилот мог возвращаться на базу или отправляться в район эвакуации.

Если не вдаваться в подробности, то способ применения торпед Neger был прост и эффективен. Тем не менее, на практике немецким диверсантам пришлось столкнуться с массой самых разных проблем. Эффективность нового оружия и удобство его эксплуатации прекрасно раскрывает тот факт, что добровольцам, желавшим стать пилотами «Негров», сразу говорили: вероятность выжить в ходе операции не превышает 50%. Действительно, во всех операциях соединение Kleinkampfverbande несло заметные потери.

Основными факторами, представлявшими особую опасность для пилота, были недостаточно надежная дыхательная система, невозможность открыть колпак без риска затопить торпеду, а также плохая остойчивость и маневренность аппарата после сброса боевой торпеды. Таким образом, почти на всех этапах выполнения боевой задачи водитель постоянно рисковал жизнью, причем этот риск был связан исключительно с неудачной конструкцией аппарата, но не с действиями человека.

Первый бой с участием торпед Neger состоялся в ночь на 21 апреля 1944 года. Четыре десятка торпед были отправлены в Италию для использования в районе плацдарма Анцио-Неттуно. Торпеды 175-й флотилии Kleinkampfverbande должны были стартовать с одного из пляжей в 15 милях к северу от Анцио. Выбранный пляж располагался на приемлемом расстоянии от целей, но был неудобен для спуска торпед на воду. Из-за слишком мягкого грунта на пляж пришлось доставить специальные колесные тележки, на которых торпеды спускали на воду. Тележки приходилось толкать вручную: для этого требовалось по 30 человек.

В распоряжении диверсантов было только 30 тележек, 13 из которых застряли в песке. Вытащить их не смогли, из-за чего на задание отправились только 17 человекоуправляемых торпед. Путь к району расположения целей был крайне труден, поскольку ночь была безлунной. Единственную помощь оказывали осветительные снаряды береговых батарей. Все 17 «Негеров» успешно добрались до своих целей.

Как выяснилось на месте, разведка подвела. Вместо транспортных судов в указанном районе находились американские боевые корабли. В 02:30 по местному времени радары одного из кораблей заметили неопознанную цель. Визуальное наблюдение позволило обнаружить волны и небольшой прозрачный купол. Корабль атаковал цель глубинными бомбами. Торпеда была уничтожена, а ее пилоту удалось спастись. Через несколько минут его подняли на борт и взяли в плен. Вскоре американцы потопили еще две торпеды.

По данным немецких источников, мичманы Поттхаст и Фойгг все же сумели скрытно пройти в гавань Анцио и бухту Неттуно соответственно, где выполнили свою боевую задачу. Пятеро пилотов были вынуждены прекратить выполнение задачи, затопить свои аппараты и выбираться на берег к своим. Еще семеро сумели доплыть до берега, контролируемого немцами. Один из пилотов погиб из-за поломки дыхательного аппарата. Его торпеду союзники нашли, выловили и изучили. По немецким данным, в ходе этого рейда водителям торпед удалось потопить два корабля противника. По документам американцев, ни один корабль не пострадал.

Человекоуправляемая торпеда Neger (Германия)
Американские солдаты изучают торпеду, выброшенную на берег недалеко от Анцио. Фото Modelist-konstruktor.com


В мае 1944 года началось строительство базы на берегу Ла-Манша. Несмотря на высадку союзников в Нормандии, всего в 20 милях от позиций противника, в Виллер-сюр-Мер, немцам удалось развернуть полноценную базу с рельсовыми путями для спуска торпед на воду. На базе имелось до 40 человекоуправляемых торпед, которые в дальнейшем использовались в нескольких рейдах.

В ночь на 6 июля в атаку пошли 26 торпед Neger. Двум пилотам удалось повредить и потопить два британских тральщика. Кроме того, сообщалось о повреждении еще двух кораблей. К утру домой не вернулись 12 немецких торпед. Союзники говорили об уничтожении 4 аппаратов и повреждении еще 5.

За час до полуночи 7 июля вновь была предпринята попытка прорваться к вражеским кораблям. Из 21 участников этого рейда вернулись только 5. В частности, попал в плен мичман Поттхаст. Ему удалось подойти на 200 м к польскому крейсеру Dragon и запустить торпеду. Тем не менее, при отходе немецкого пилота заметили и обстреляли. Тяжело раненный диверсант попал в плен.

За несколько месяцев 1944 года немецкие военнослужащие из соединения Kleinkampfverbande совершили ряд рейдов с применением человекоуправляемых торпед Neger. Как показала практика, утверждение о 50-процентных потерях в бою оказалось чересчур оптимистичным. В ходе реальных операций было потеряно до 80% подобной техники. Кроме того, ее эксплуатация сопровождалась колоссальными потерями личного состава. Такие потери техники и людей сочли неприемлемо высокими. Пилотам «Негеров» действительно удалось потопить или повредить заметное количество кораблей противника, но каждая успешная операция была связана с потерями. Особое недовольство командования вызывал тот факт, что заметный процент потерь приходился не только на оборону противника, но и на недостатки конструкции.

К осени 1944 года эксплуатация торпед Neger прекратилась. Уже на стадии испытаний эти аппараты зарекомендовали себя самым плохим образом, из-за чего было решено разработать новые проекты аналогичной техники. К концу лета 44-го Германия располагала более новыми и совершенными человекоуправляемыми торпедами Marder, Hai и т.д. Их появление позволило отказаться от не слишком надежных и эффективных «Негров». К моменту появления новой техники, по некоторым данным, было построено до 200 единиц торпед Neger. В связи с отказом от дальнейшей эксплуатации все остававшиеся построенные торпеды были разобраны или использованы в качестве источника запчастей при сборке новой техники.


По материалам сайтов:
http://uboat.net/
http://bratishka.ru/
http://modelist-konstruktor.com/
http://arsenal-info.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. ILIA 25 июня 2015 09:15
    Судя по фото ... подростка управлять посадили...
  2. Корниловец 25 июня 2015 09:25
    Не знал, что у немцев, были почти "Кайтэн". СПС за статью.
  3. avt 25 июня 2015 09:54
    Перемудрили гансы и с негром и с куницей в поисках вундерваффе . Итальянцы и англы пошедшие по их пути половчей машинки делали .
    avt
    1. Даос 25 июня 2015 11:07
      Итальянцы и англы делали диверсионные торпеды... Т.е. атака возможна была только в порту на стоянке. Тут мы имеем попытку сделать оружие пригодное для атаки в море, на ходу... Этакий полуподводный "шнельбот"... реально можно было сделать - но не додумали...
  4. Даос 25 июня 2015 11:05
    Мне вот всегда было неясно что помешало немцам обеспечить управление по глубине и вообще поддержание торпеды управления за счёт дополнительных плоскостей. Гидрокрыло можно было сделать относительно небольшим и при фактически 0 плавучести торпеды можно было спокойно обойтись без балластных цистерн... Вообще оптимальна была бы схема "цвиллинга" - две торпеды соединённые несущими плоскостями под которыми подвешивалась бы боевая торпеда. Это позволило бы решить проблемы и дальности и недостаточной остойчивости после пуска и запаса кислорода для пилота... Недодумали немцы...
  5. combat192 25 июня 2015 22:36
    Кому интересно, на эту тему есть две довольно интересные книги:
    БЕККЕР Кайус "Немецкие морские диверсанты во второй мировой войне"
    БОРГЕЗЕ Валерио "Десятая флотилия МАС"
    Погуглите, наверняка найдёте.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня