Беллетристика и «паблик рилейшнз»
Последний роман (а начать хочется именно с него) к шедеврам английского писателя не относится, это не «Война миров» и читать его можно и нужно не с начала, а только ту часть, в которой как раз и рассказывается про изобретение «Тоно-Бенге», очевидной пародии на всем известную «Кока-Колу». Но… вот тут Герберт Уэллс оказался молодец – все расписал именно так, как надо, так что этот отрывок из его романа хоть в учебник по рекламе включай! Но реклама и PR – вещи разные!!!
Зато разве не забавно читать в романе у Золя о том, как торговец Бутмон решил освятить свой новый магазин «Четыре времени года» и пригласил для этого священника церкви Св. Магдалены вместе с причтом и что после этого владелец магазина «Дамское счастье» Октав Муре начал подумывать, как бы ему пригласить самого архиепископа [1].
«Ким» Р. Киплинга – это «повесть про шпионов», но которая, тем не менее, имеет самое прямое отношение к «паблик рилейшнз». Ведь настоящий пиармен - это человек, который связан с другими людьми весьма сложным комплексом различных информационных отношений?! И вот именно так и был связан с индусами Ким [2]. Он и белый, и индиец в одно и то же время, поэтому знает, зачем местные жители совершают те или иные поступки (не только, например, как они одеваются, но даже как они плюют!), и отчего они все делают именно так, и поэтому умеет к ним подстраиваться и, соответственно, на них влиять!
Американский писатель Синклер Льюис в своем романе «У нас это невозможно» [3] мастерски описал американский политический PR и, по сути, вся его книга - это готовый сценарий PR-мероприятий, весьма креативных и продуманных, как и подобные же акции в романе Р.П. Уоррена «Вся королевская рать» [4].
Славься, славься, славься Бэз!
Бэз и его звезда.
Мы на страже, и не придет
В Америку беда!!! (поют в романе С.Льюиса)[3]
Славься, славься наш (имя по смыслу),
Ты и твоя звезда.
Мы на страже, и не придет
В Россию к нам беда!!! (а вот так могут петь у нас!)
На выборах агитатор там обращался с речью к девяти шахтерам в шахте медного рудника; к полисменам, шахматистам, собиравшимся в узком кругу; к кровельщикам, работавшим на крышах домов; он выступал на пивоваренных заводах, в тюрьмах, в госпиталях, в домах для умалишенных, в маленьких часовнях, в ночных клубах» [3]. Смешно читать, как в романе придумывают айдентику для минитменов: то звезды, то колеса, но это хороший пример того, как важно выбрать хорошую символику для своей организации!
В рассказе А. Аверченко «Золотой век» [5] PR-кампания по продвижению посредственного человека к известности и вовсе расписана во всех деталях. Бери, делай так же и успех в 80% тебе и ему гарантирован – только бы он имел деньги, чтобы за все это заплатить. То есть это даже не рассказ, а беллетризованный план PR-продвижения некоего Кандыбина в известные писатели. Читать его смешно, но… сказка – ложь, но это и намек одновременно!
Вы любите детективы? И тут к вашим услугам есть произведение, которое заставляет подумать и о «паблик рилейшнз» (то есть об управлении народными массами путем распространения определенным образом подобранной информации) и о многом вообще. Это знаменитый детектив Пера Вале «Гибель 31-ого отдела» [6] , написанного им в 1964 году. Детективная линия там дана только для того, чтобы оттенить главное: человек - раб дозированной информации, и если вы ее правильно подбираете, дозируете и подаете в массы, то они, эти самые массы, ваши!
А разве не современно звучит сегодня и ставшая уже исторической научно-фантастическая повесть братьев Стругацких «Хищные вещи века», по какому-то странному совпадению написанная ими тоже в 1964 году?!
«Любовь и голод. Удовлетворите их, и вы увидите абсолютно счастливого человека. Все утопии всех времен базируются на этом простейшем соображении. Освободите человека от забот о хлебе насущном и о завтрашнем дне, и он станет истинно свободен и счастлив», – утверждает доктор философии Опир, и многие только об этом сегодня и мечтают.
«Дурака лелеют, дурака заботливо взращивают, дурака удобряют… Дурак стал нормой, еще немного – и дурак станет идеалом, и доктора философии заведут вокруг него хороводы... И наука к твоим услугам, и литература, чтобы тебе было весело и ни о чем не надо было думать. И всяких вредно влияющих там хулиганов и скептиков мы с тобой, дурак, разнесем. А еженедельники стараются прикрыть это смрадное болото приторной корочкой благополучной болтовни, а этот дипломированный дурак прославляет сладкие сны, и тысячи недипломированных дураков предаются снам, как пьянству. Газеты заполняли остроты, карикатуры, советы, как занять свои руки, и при этом, упаси бог, не побеспокоить голову. А что-то придумывать – нужно иметь особые способности. Это же надо гору книг прочитать, а попробуй-ка их читать, когда тебя от них тошнит! Теперь, значит, придумывают для себя умные люди что-нибудь новенькое…» [7]
Именно так у Стругацких в их произведении и формируется система управления дураками. А не дуракам в этом обществе очень тяжело, прежде всего, оттого, что их очень мало. И разве сегодня мы не видим вокруг себя практически то же самое, разве это их произведение не актуально по-прежнему? Впрочем, кое-чего братья Стругацкие все-таки не предусмотрели: в их будущем нет мобильного телефона. Ну, а мы вместо придуманного ими наркотика слега «по-старинке» используем экстези, героин и крэк.
А вот и вовсе удивительная книга: роман Ивана Ефремова «Час Быка» (1968) [8] . Открываем и считаем: «Нагнетание угрозы тотальной войны как прием политической агитации, постоянное напоминание об этом в газетах, радио, телевидении способствовали психозам молодой части населения – противоречивым стремлениям скорее испытать все радости жизни и уйти от ее реальности. Насыщенность развлечениями, накал искусственных переживаний создали своеобразный «перегрев» психики. Люди все упорнее мечтали уйти в другую жизнь, к простым радостям бытия предков, к их наивной вере в ритуалы и тайны». А вот и еще очень даже показательная цитата: «По диалектическим законам оборотной стороны железная крепость олигархического режима одновременно очень хрупка. Надо изучить ее узловые крепления, чтобы систематически ударять по ним, и все здание рассыплется, несмотря на кажущуюся монолитность, потому что оно держится лишь на страхе – снизу доверху». Так что вывод вполне однозначен: чем не полнее история общества отражается в литературе, чем талантливее делает это автор, тем с большей эффективностью это произведение целиком, либо какие-то его части, могут быть использованы в целях практического обучения даже такой специфической профессии, как «паблик рилейшнз»!
Источники:
1. Золя Э. Дамское счастье. Разные издания.
2. Киплинг Р. Ким. Разные издания.
3. Синклер Л. У нас это невозможно. Разные издания.
4. Р.П. Уоррен. Вся королевская рать. Разные издания.
5. А. Аверченко. Золотой век. Разные издания.
6. Пер Вале. Гибель 31-ого отдела. Разные издания.
7. Стругацкий А., Стругацкий Б. Хищные вещи века. Разные издания.
8. И. Ефремов. Час Быка. Разные издания.
Информация