Беллетристика и «паблик рилейшнз»

6
На страницах ВО вопросы PR или «паблик рилейшнз» обсуждались уже не один раз. В комментариях кто-то даже написал – «Больше пиара хорошего и разного!» и с этим просто нельзя не согласиться. Но… надо ведь про него тогда все знать, чтобы сделать его таким, а не примитивным и глупым. Но… читать учебники, когда тебе и нужно-то всего чуть-чуть… Тут вряд ли кто-нибудь будет спорить, что интереснее читать романы, чем учебники. Причем, есть среди них такие, что способны научить PR и рекламе не хуже любого учебника! Например, роман Эмиля Золя «Дамское счастье» вполне можно считать лучшим учебником по PR и рекламе. А ведь есть еще роман английского писателя Редьярда Киплинга «Ким» и американца Синклера Льюиса «У нас это невозможно», дистопия Джорджа Оруэлла «1984», роман Роберта П. Уоррена «Вся королевская рать», и роман Артура Хейли «Менялы» и даже такое малоизвестное у нас произведение Герберта Уэллса, как «Тоно-бенге».

Беллетристика и «паблик рилейшнз»




Последний роман (а начать хочется именно с него) к шедеврам английского писателя не относится, это не «Война миров» и читать его можно и нужно не с начала, а только ту часть, в которой как раз и рассказывается про изобретение «Тоно-Бенге», очевидной пародии на всем известную «Кока-Колу». Но… вот тут Герберт Уэллс оказался молодец – все расписал именно так, как надо, так что этот отрывок из его романа хоть в учебник по рекламе включай! Но реклама и PR – вещи разные!!!

Зато разве не забавно читать в романе у Золя о том, как торговец Бутмон решил освятить свой новый магазин «Четыре времени года» и пригласил для этого священника церкви Св. Магдалены вместе с причтом и что после этого владелец магазина «Дамское счастье» Октав Муре начал подумывать, как бы ему пригласить самого архиепископа [1].

«Ким» Р. Киплинга – это «повесть про шпионов», но которая, тем не менее, имеет самое прямое отношение к «паблик рилейшнз». Ведь настоящий пиармен - это человек, который связан с другими людьми весьма сложным комплексом различных информационных отношений?! И вот именно так и был связан с индусами Ким [2]. Он и белый, и индиец в одно и то же время, поэтому знает, зачем местные жители совершают те или иные поступки (не только, например, как они одеваются, но даже как они плюют!), и отчего они все делают именно так, и поэтому умеет к ним подстраиваться и, соответственно, на них влиять!

Американский писатель Синклер Льюис в своем романе «У нас это невозможно» [3] мастерски описал американский политический PR и, по сути, вся его книга - это готовый сценарий PR-мероприятий, весьма креативных и продуманных, как и подобные же акции в романе Р.П. Уоррена «Вся королевская рать» [4].

Славься, славься, славься Бэз!
Бэз и его звезда.
Мы на страже, и не придет
В Америку беда!!! (поют в романе С.Льюиса)[3]

Славься, славься наш (имя по смыслу),
Ты и твоя звезда.
Мы на страже, и не придет
В Россию к нам беда!!! (а вот так могут петь у нас!)


На выборах агитатор там обращался с речью к девяти шахтерам в шахте медного рудника; к полисменам, шахматистам, собиравшимся в узком кругу; к кровельщикам, работавшим на крышах домов; он выступал на пивоваренных заводах, в тюрьмах, в госпиталях, в домах для умалишенных, в маленьких часовнях, в ночных клубах» [3]. Смешно читать, как в романе придумывают айдентику для минитменов: то звезды, то колеса, но это хороший пример того, как важно выбрать хорошую символику для своей организации!

В рассказе А. Аверченко «Золотой век» [5] PR-кампания по продвижению посредственного человека к известности и вовсе расписана во всех деталях. Бери, делай так же и успех в 80% тебе и ему гарантирован – только бы он имел деньги, чтобы за все это заплатить. То есть это даже не рассказ, а беллетризованный план PR-продвижения некоего Кандыбина в известные писатели. Читать его смешно, но… сказка – ложь, но это и намек одновременно!

Вы любите детективы? И тут к вашим услугам есть произведение, которое заставляет подумать и о «паблик рилейшнз» (то есть об управлении народными массами путем распространения определенным образом подобранной информации) и о многом вообще. Это знаменитый детектив Пера Вале «Гибель 31-ого отдела» [6] , написанного им в 1964 году. Детективная линия там дана только для того, чтобы оттенить главное: человек - раб дозированной информации, и если вы ее правильно подбираете, дозируете и подаете в массы, то они, эти самые массы, ваши!

А разве не современно звучит сегодня и ставшая уже исторической научно-фантастическая повесть братьев Стругацких «Хищные вещи века», по какому-то странному совпадению написанная ими тоже в 1964 году?!

«Любовь и голод. Удовлетворите их, и вы увидите абсолютно счастливого человека. Все утопии всех времен базируются на этом простейшем соображении. Освободите человека от забот о хлебе насущном и о завтрашнем дне, и он станет истинно свободен и счастлив», – утверждает доктор философии Опир, и многие только об этом сегодня и мечтают.

«Дурака лелеют, дурака заботливо взращивают, дурака удобряют… Дурак стал нормой, еще немного – и дурак станет идеалом, и доктора философии заведут вокруг него хороводы... И наука к твоим услугам, и литература, чтобы тебе было весело и ни о чем не надо было думать. И всяких вредно влияющих там хулиганов и скептиков мы с тобой, дурак, разнесем. А еженедельники стараются прикрыть это смрадное болото приторной корочкой благополучной болтовни, а этот дипломированный дурак прославляет сладкие сны, и тысячи недипломированных дураков предаются снам, как пьянству. Газеты заполняли остроты, карикатуры, советы, как занять свои руки, и при этом, упаси бог, не побеспокоить голову. А что-то придумывать – нужно иметь особые способности. Это же надо гору книг прочитать, а попробуй-ка их читать, когда тебя от них тошнит! Теперь, значит, придумывают для себя умные люди что-нибудь новенькое…» [7]

Именно так у Стругацких в их произведении и формируется система управления дураками. А не дуракам в этом обществе очень тяжело, прежде всего, оттого, что их очень мало. И разве сегодня мы не видим вокруг себя практически то же самое, разве это их произведение не актуально по-прежнему? Впрочем, кое-чего братья Стругацкие все-таки не предусмотрели: в их будущем нет мобильного телефона. Ну, а мы вместо придуманного ими наркотика слега «по-старинке» используем экстези, героин и крэк.

А вот и вовсе удивительная книга: роман Ивана Ефремова «Час Быка» (1968) [8] . Открываем и считаем: «Нагнетание угрозы тотальной войны как прием политической агитации, постоянное напоминание об этом в газетах, радио, телевидении способствовали психозам молодой части населения – противоречивым стремлениям скорее испытать все радости жизни и уйти от ее реальности. Насыщенность развлечениями, накал искусственных переживаний создали своеобразный «перегрев» психики. Люди все упорнее мечтали уйти в другую жизнь, к простым радостям бытия предков, к их наивной вере в ритуалы и тайны». А вот и еще очень даже показательная цитата: «По диалектическим законам оборотной стороны железная крепость олигархического режима одновременно очень хрупка. Надо изучить ее узловые крепления, чтобы систематически ударять по ним, и все здание рассыплется, несмотря на кажущуюся монолитность, потому что оно держится лишь на страхе – снизу доверху». Так что вывод вполне однозначен: чем не полнее история общества отражается в литературе, чем талантливее делает это автор, тем с большей эффективностью это произведение целиком, либо какие-то его части, могут быть использованы в целях практического обучения даже такой специфической профессии, как «паблик рилейшнз»!

Источники:
1. Золя Э. Дамское счастье. Разные издания.
2. Киплинг Р. Ким. Разные издания.
3. Синклер Л. У нас это невозможно. Разные издания.
4. Р.П. Уоррен. Вся королевская рать. Разные издания.
5. А. Аверченко. Золотой век. Разные издания.
6. Пер Вале. Гибель 31-ого отдела. Разные издания.
7. Стругацкий А., Стругацкий Б. Хищные вещи века. Разные издания.
8. И. Ефремов. Час Быка. Разные издания.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    29 июня 2015 06:31
    Капитализму зачем много умных людей? Они все понимают и самоорганизоватся могут,а демократия это тоже не совсем удачное решение,допустим выдвигают нужного человека определенные круги и предвыборную делают хорошую,из 100 человек большинство будут за него голосовать,лишь не многие будут тщательно интересоваться его личностью,поэтому олигархи с капиталами всегда управляют при капитализме,по другому надо менять строй общественный.
  2. +1
    29 июня 2015 08:07
    В рассказе А. Аверченко «Золотой век» [5] PR-кампания по продвижению посредственного человека к известности и вовсе расписана во всех деталях.

    Повесть "Куколка" Аверченко в плане "мордоделания" гораздо показательнее.
    А "Хищные вещи века" просто апофеоз общества потребления, ее надо в рамочку, детям в школе преподавать вместо Солженицына.
  3. -1
    29 июня 2015 08:24
    Всякое слово, письменное или устное, есть управление.

  4. +1
    29 июня 2015 09:02
    Ну Светлана! Статья просто обалденная.
    ВО - так держать! Наконец то после года украинской истерии начинают появляться такие уникальные материалы.
  5. 0
    29 июня 2015 13:09
    Интересно сколько книг из выше перечисленного прочитало нынешнее поколение
  6. 0
    29 июня 2015 13:30
    Автору +100500
    Я не все из приведенного списка читал. сейчас займусь.
    А если серьезно, - надо знать хотя бы основы, как толпой управляют, чтобы видеть и понимать, когда тобой начинают манипулировать. А для этого надо уметь думать и анализировать информацию, которой тебя СМИ "кормят". А вот этого то, умения анализировать, современная система образования со своим ЕГ как раз и не дает.
    1. 0
      29 июня 2015 17:48
      Да, мы долго выходили на этот список, сначала я, потом моя дочь, но в итоге студенты теперь читают это параллельно с учебниками, а по "Дамскому счастью" проводят тренинги, как по образцу рекламного дела.У Светланы есть интересная книга "PR-дизайн". Она вышла в Германии на русском языке и у нас в Пензенском госуниверситете. Возможно она есть в Сети. Вторая книга, также вышедшая в Германии называется "PR-продвижение". Авторы: Шпаковская С.В. Шпаковский В.О. и Мананникова Ю.В. Там теория, а после каждой главы практические рекомендации с примерами из жизни! Ну и есть моя книга: "Организация эффективной рекламы посредством ВTL-коммуникаций" - кажется так (название заумное, все время забываю его), но книга стоящая, без дураков. И ее вроде бы еще можно заказать в Сети! Вот нашел ее точное название: Шпаковский В.О., Чугунова Н.М., Кирильчук И.В. Организация и проведение рекламных мероприятий посредством BTL-Коммуникаций