Человекоуправляемая торпеда Hai (Германия)

Нацистская Германия опоздала с созданием человекоуправляемых торпед. Пилотируемые аппараты Neger и Marder, появившиеся в 1944 году, не смогли оказать заметного влияния на ход войны. Следует признать, что водителям этой техники удалось достичь некоторых успехов и потопить заметное количество вражеских кораблей. Тем не менее, с учетом постоянных потерь техники и личного состава подобные успехи могли внушать оптимизм разве что странам антигитлеровской коалиции.

И все же немецкие вооруженные силы и промышленность старались найти выход из сложившейся ситуации. До самого конца войны в Европе немцы надеялись повысить боеспособность специального соединения Kleinkampfverbande при помощи новой техники. На смену имевшимся «Негерам» и «Мардерам» должна была прийти человекоуправляемая торпеда Hai («Акула»). Разработка этого пилотируемого аппарата стартовала зимой 1945 года, за несколько месяцев до подписания акта о капитуляции.

Все немецкие человекоуправляемые торпеды, от Neger до Hai, представляли собой постепенное развитие одних и тех же идей, реализованное на базе одной конструкции. Основой для первого аппарата «Негер» стала серийная торпеда G7e, которая лишилась части агрегатов и получила набор нового специального оборудования. Следующая торпеда Marder оснащалась некоторыми новыми агрегатами. Таким же образом планировалось создать и аппарат Hai. Главными целями нового проекта было повышение скорости и дальности плавания, что позволяло в определенной мере повысить боевой потенциал техники. При этом, однако, следовало использовать максимально возможное количество существующих деталей и узлов.


Человекоуправляемая торпеда Hai (Германия)
Схема торпеды Hai. Рисунок Wikimedia Commons


Являясь прямым продолжением предыдущих проектов, торпеда Hai имела отработанную архитектуру. В боеготовом состоянии аппарат состоял из двух частей. В верхнем цилиндрическом вытянутом корпусе располагались кабина пилота, аккумуляторы, мотор и системы управления. На днище верхнего корпуса имелись крепления для установки боевой торпеды G7e. Предполагалось, что аппарат Hai, как и его предшественники, будет прибывать в район цели и осуществлять запуск торпеды.

Командование соединения Kleinkampfverbande было не в полной мере удовлетворено характеристиками существующих человекоуправляемых торпед. К примеру, аппарат «Мардер» на экономической скорости около 4,2 узла мог пройти не более 35 морских миль. Для участия в грядущих рейдах требовалась торпеда с большей дальностью хода и, соответственно, увеличенным радиусом действия в условиях реальной операции. Таким образом, следовало создать обновленную силовую установку и вспомогательные агрегаты.

Новая торпеда должна была строиться на тех же предприятиях, что и предыдущие. Также требовалось добиться максимально возможной степени унификации, чтобы не перенастраивать производство. Авторам проекта удалось найти оригинальный и простой выход. Корпус торпеды Hai предложили собирать из агрегатов изделия Marder. При этом, для выполнения основных требований, общая длина торпеды была увеличена.

Человекоуправляемая торпеда Hai (Германия)
Человекоуправляемые торпеды Германии. Рисунок Modelist-konstruktor.com


Боевые торпеды G7e и управляемые аппараты Marder конструктивно состояли из трех основных отсеков: носового, центрального и хвостового. Во время сборки все эти агрегаты стыковались между собой. Для удлинения корпуса без особых трудностей в проекте «Акула» предусматривалось использование двух центральных отсеков, установленных друг за другом. Таким способом немецкие конструкторы смогли значительно увеличить общие размеры и внутренние объемы торпеды без необходимости серьезного изменения технологий производства.

Общая компоновка внутренних объемов корпуса торпед Marder и Hai была похожа, если учесть использование двух центральных секций на последней. В носовой части располагалась балластная цистерна для погружений, за ней находилась кабина водителя. Оба центральных отсека вмещали в себя аккумуляторные батареи. За счет применения двух наборов аккумуляторов удалось соответствующим образом повысить ходовые характеристики торпеды.

В кормовом отсеке аппарата размещался электрический двигатель. С целью сохранения требуемой скорости хода торпеда Hai получила новый мотор мощностью 13 кВт. Для сравнения, Neger и Marder оснащались 8,8-киловаттным двигателем. Позади гребного винта имелись рули для управления по глубине и направлению.

«Акула» получила носовой отсек, без каких-либо изменений заимствованный у «Мардера». Внутри носового обтекателя располагалась балластная цистерна объемом 30 л. Позади кабины пилота имелся баллон со сжатым воздухом, необходимым для продувки цистерны. Баллон не претерпел никаких изменений, его емкость, по расчетам, позволяла всплыть на поверхность 20 раз.

Человекоуправляемая торпеда Hai (Германия)
Интерьер кабины торпеды Marder. Такие же органы управления имелись на Hai. Фото Wikimedia Commons


Насколько известно, кабина водителя была заимствована у существующей торпеды без изменений. В ней имелось сиденье, набор органов управления и приборы для контроля за работой различных систем. Водитель мог управлять работой электромотора, контролировать направление движения в двух плоскостях, а также, при необходимости, погружаться с использованием балластной цистерны. Во время атаки водитель должен был запускать двигатель боевой торпеды и жать на рычаг отцепки.

В очередной раз для защиты водителя применялся плексигласовый купол близкой к полусфере формы. Крепления и замки позволяли быстро открыть его и покинуть торпеду. Соединение купола с корпусом торпеды было герметизировано резиновыми уплотнителями во избежание попадания воды.

Торпеда Hai оснащалась системой жизнеобеспечения, отработанной в ходе эксплуатации «Мардеров». Позади сиденья водителя предусматривался кислородный баллон с запасом газа, необходимого для работы в течение нескольких часов. Кислород под небольшим давлением подавался в кабину и позволял человеку работать как на поверхности, так и на небольшой глубине. На случай поломки основной системы жизнеобеспечения в кабине имелся дыхательный аппарат закрытого типа системы Дрегера.

Из-за использования двух центральных секций длина человекоуправляемой торпеды Hai составляла 11 м. Диаметр корпуса не изменился и составлял 533 мм. С учетом прозрачного купола общая высота пилотируемого аппарата достигала 1 м. В боеготовом состоянии, с подвешенной торпедой G7e, «Акула» весила более 5,2 т.

Для выхода в район проведения атаки предполагалось использовать только собственный электромотор управляемого блока. 13-киловаттный двигатель до сброса боевой торпеды позволял развивать скорость не более 4,5-5 узлов. После выполнения атаки максимальная скорость хода достигала 5,5-6 узлов. Имелась возможность погружаться на глубину до 20-25 м во избежание обнаружения противником. Особо следует отметить результат использования двойного набора аккумуляторов. Благодаря введению в конструкцию второй секции с батареями удалось довести расчетную дальность плавания до 90 морских миль (на экономической скорости около 2,5 узла). По другим данным, торпеда Hai могла разгоняться до 20 узлов, а максимальная дальность плавания составляла 63 мили.

Атаковать корабли противника предлагалось таким же оружием, что и раньше. К днищу аппарата Hai крепилась торпеда G7e. Изделие весом более 1600 кг оснащалось 280-кг боевой частью. В корпусе торпеды имелись аккумуляторы и электродвигатель. В зависимости от модификации торпеда G7e могла развивать скорость до 30 узлов и проходить до 7000-7500 м. Характеристики такого оружия позволяли с высокой эффективностью атаковать корабли противника водоизмещением до нескольких тысяч тонн.

Человекоуправляемая торпеда Hai (Германия)
Торпеда G7e. Рисунок One35th.com


Являясь дальнейшим развитием существующих аппаратов, торпеда «Акула» сохраняла их методику применения. Будучи спущенным на воду, такой аппарат должен был прибыть в район цели. После этого пилоту следовало построить заход на цель, включить двигатель боевой торпеды и произвести ее отцепку. Далее диверсант мог возвращаться к месту старта или идти в точку эвакуации. Наличие кислородного баллона позволяло плавать в течение достаточно длительного времени, а балластная цистерна давала возможность скрываться от противника под водой, не рискуя обнаружить себя и подвергнуться атаке.

Разработка проекта Hai завершилась в феврале 1945 года. Вскоре после этого началась сборка опытных торпед, которым предстояло участвовать в испытаниях. По разным данным, было построено не более двух аппаратов новой модели, которые вскоре отправились на одну из баз Kleinkampfverbande. Испытания оставили двойственное впечатление. С одной стороны, новая торпеда имела увеличенную дальность плавания, что значительно повышало ее боевой потенциал. С другой, увеличение длины корпуса сказалось на ряде характеристик. Из-за дополнительной секции ухудшилась маневренность, остойчивость и другие параметры.

Вероятно, человекоуправляемая торпеда Hai могла пойти в серию, однако успехи антигитлеровской коалиции сорвали все подобные планы. По некоторым данным, испытания «Акулы» продолжались до 8 мая 1945 года. За несколько часов до подписания капитуляции ответственные лица приняли решение уничтожить прототипы, чтобы они не стали трофеями противника. Потеря опытных торпед и окончание войны не позволили Германии наладить серийное производство новой техники и начать ее использование в боях.

Последняя немецкая человекоуправляемая торпеда не успела на войну. Все существовавшие образцы были уничтожены за несколько часов до капитуляции. Поэтому остается только гадать, как могли себя показать подобные аппараты при полноценной эксплуатации. Тем не менее, есть все основания полагать, что торпеды Hai вряд ли смогли бы оказать заметное влияние на ход войны на море.

Известно, что торпеды Neger и Marder не отличались высокой эффективностью. С весны по осень 1944 года они потопили и повредили не более двух десятков кораблей противника. При этом из 200 построенных «Негеров» было потеряно не менее 120, а из 300 «Мардеров» – до сотни. Причиной меньших потерь среди аппаратов Marder можно считать возможность погружаться под воду и более совершенную систему жизнеобеспечения. Такие же особенности были и у торпеды Hai, что позволяло рассчитывать на примерное сохранение боевой эффективности. Однако в случае с «Акулой» также следует учитывать ухудшение маневренности и мореходности, что могло негативным образом сказаться на общей эффективности.

В результате можно предполагать, что главным отличием торпед Hai от предыдущей техники этого класса был бы увеличенный радиус действия. Все прочие характеристики должны были оставаться на прежнем уровне. Это означает, что соединение Kleinkampfverbande, устраивая новые рейды, продолжило бы терять технику и людей. Таким образом, даже в случае успешного завершения проект Hai вряд ли мог принести Германии реальную пользу.


По материалам сайтов:
http://uboat.net/
http://bratishka.ru/
http://uboataces.com/
http://modelist-konstruktor.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. ILIA 26 июня 2015 08:19
    Эрзац подводные лодки конца войны..
    1. RiverVV 26 июня 2015 09:27
      Вы не правы. Гитлеровская Германия на 70 лет опередила Россию в области нано-технологий. Подумать только: что стоило Чубайсу родиться сто лет назад?
  2. Даос 26 июня 2015 12:12
    Всё таки немцы при всём их "сумрачном гении" прямолинейны как шпалы... Ну блин нафига наращивать торпеду в длину получая проблемы с прочностью, управляемостью и т.д. вместо того что бы спарить торпеды параллельно? И переделки минимальны...
    1. AUL 26 июня 2015 13:58
      И сопротивление воды увеличить втрое...
      AUL
      1. Даос 26 июня 2015 14:05
        С какого перепуга то? Цвиллинги в авиации им это не помешало сделать...
        Для гидродинамики важна "смоченная поверхность" а не "лоб"...
        Я уже описывал в предыдущей статье что стоило скорее спарить торпеды несущими плоскостями и обеспечить динамическое поддержание глубины хода. И балластные цистерны не нужны и проблемы с устойчивостью после отцепки торпеды не будет... В общем немцы просто "по шаблону" в данном случае сработали... В авиации они куда смелее были.
        1. RiverVV 26 июня 2015 14:31
          Так-то он прав. Сопротивление воды вырастет втрое, это в лучшем случае.
          1. Даос 26 июня 2015 17:01
            У нас что в этом случае втрое вырастет "смоченная поверхность"? Можно посчитать точно если чертёжик набросать но и так можно сказать что максимум в полтора раза имеем увеличение... Т.е. непринципиально... А вот съэконмить вес отказом от балластной системы можно было бы нехило...
            1. RiverVV 26 июня 2015 17:36
              Ну попробуй толкать в воде к примеру зонтик. Сначала сложенный, а потом раскрытый. Смоченная поверхность будет одна и та же. Ну или сам можешь попробовать боком поплавать.
              1. Даос 26 июня 2015 20:41
                неудачная аналогия - лобовая проекция в этом случае возрастает на порядок и основное сопротивление это срыв потока за препятствием.... у торпеды с её относительным удлинением работает совсем другое обтекание, ламинарное... лобовое сопротивление в этом случае можно вообще не принимать во внимание...
                1. RiverVV 26 июня 2015 22:35
                  Чего? Ламинарное обтекание у торпеды??? Уйди, не смеши.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня