Во время ведения боевых действий может возникнуть надобность в быстром и плотном минировании опасного направления. Ограничения по времени не позволяют поручать такое задание саперам, поскольку человек имеет невысокую производительность. По этой причине для быстрого минирования сравнительно крупных участков требуется специальная техника. В российских вооруженных силах для этого используются различные авиационные и сухопутные системы. Одним из самых распространенных типов последних является универсальный минный заградитель УМЗ.

Разработка этой инженерной машины велась в конце семидесятых годов под руководством Б.Н. Балашова, А.Б. Погодина, Б.Ф. Черного и Е.М. Осадчего. Целью проекта УМЗ было создание самоходной машины, способной осуществлять дистанционное минирование сравнительно крупных участков внаброс. Новая система минирования должна была использовать существующие кассеты, содержащие мины различного назначения. Результатом проектных работ стало создание комплекта специального оборудования, предназначенного для установки на автомобильное шасси.


Универсальный минный заградитель УМЗ
Универсальный минный заградитель УМЗ. Фото Saper.etel.ru


В качестве основы для минного заградителя УМЗ был выбран грузовой автомобиль ЗИЛ-131В с бортовым кузовом доработанной конструкции. На грузовой площадке автомобиля предлагалось монтировать все необходимое для минирования оборудование. Использование существующего шасси упростило как строительство, так и эксплуатацию или обслуживание новой техники. Кроме того, такой подход обеспечил заградителю УМЗ ходовые характеристики на уровне другой колесной техники, используемой в войсках.

В кузове базового автомобиля размещаются шесть специальных пусковых устройств. Пусковые устройства монтируются на поворотных устройствах, конструкция которых обеспечивает наведение в двух плоскостях. Поворотное основание обеспечивает круговое наведение в нужном направлении. При этом, однако, перед выполнением минирования расчет машины должен фиксировать пусковое устройство в одном из положений: 0° (параллельно оси машины), 90°, 135°, 180°, 225° и 270°. Аналогичным образом выполняется вертикальное наведение. В зависимости от схемы минирования пусковые устройства могут фиксироваться в положении 0° (параллельно горизонту), 10°, 15°, 30° или 45°.

Поворотное основание пусковых устройств заградителя УМЗ построено без использования каких-либо механических приводов. Наведение устройств на нужные углы осуществляется вручную перед выполнением боевой задачи. После приведения устройства в нужное положение механизмы наведения фиксируются специальными замками. Механизмы наведения разных устройств не связаны между собой, что позволяет наводить их самостоятельно.

Пусковое устройство представляет собой блок в виде призмы с шестиугольным основанием, в которой установлены 30 стволов для установки кассет. Стволы размещены в шесть рядов, от четырех до шести в каждом. В казенной части стволов предусматриваются контакты электрической системы запуска.

Универсальный минный заградитель УМЗ может использовать кассеты для мин нескольких типов. Калибр и размеры стволов позволяют этой машине использовать все имеющиеся на вооружении кассеты дистанционного минирования. В зависимости от типа применяемых кассет УЗМ может устанавливать минные заграждения против пехоты или техники противника.

Кассеты всех существующих моделей представляют собой дюралюминиевый цилиндр диаметром 148 мм длиной 480 мм. Вес такого изделия, в зависимости от типа, достигает 9 кг. Корпус кассеты состоит из основного стакана и крышки. На дне стакана предусматривается пороховой вышибной заряд для выброса мин из кассеты. При выстреле крышка срывается с креплений и улетает в сторону, не мешая минам. Все внутреннее пространство стакана отдается под размещение мин нужного типа.

Существует несколько основных линеек кассет, предназначенных для дистанционного минирования. По своей конструкции они не отличаются друг от друга, все различия заключаются только в боевом снаряжении. Так, кассеты семейства КСФ-1 несут до 72 противопехотных мин ПФМ-1 или ПФМ-1С. Обеспечивается выброс мин на дальность до 30-35 м. Кассеты КСО-1 несут по восемь противопехотных мин ПОМ-1, дальность стрельбы – до 35 м. Кассета КПОМ-2 несет четыре противопехотные мины ПОМ-2 и два вышибных заряда, позволяющие выбрасывать боеприпасы на дальность порядка 100-140 м.


Кассета КПОМ-2. Фото Saper.etel.ru


Для установки противотанковых минных полей предназначаются кассеты линейки КПТМ, содержащие от одной до трех мин ПТМ-1, ПТМ-3 или ПТМ-4. Максимальная дальность минирования с использованием таких кассет – 100 м. Установка противодесантных мин ПДМ-4 осуществляется при помощи кассет КПДМ-4. Дальность стрельбы – до 100 м.

В шесть пусковых устройств минного заградителя УМЗ можно поместить до 180 кассет. В зависимости от поставленной задачи количество выстреливаемых мин может меняться в широких пределах. Кроме того, допускается смешанная зарядка пусковых устройств для создания комбинированных заграждений.


Ввиду отсутствия крупных агрегатов габариты заградителя УМЗ не превышают размеров другой техники на базе шасси ЗИЛ-131В. Общая длина такой машины составляет 7,1 м, ширина – 2,5 м, высота в походном положении – не более 3 м. Снаряженная масса машины составляет 8,3 т. При полной загрузке боекомплекта вес заградителя может достигать 10,1 т. Для маскировки и защиты пусковых устройств бортовой кузов машины может оснащаться дугами, на которых закрепляется тент. Заградитель с тентом не имеет никаких внешних отличий от других грузовиков ЗИЛ-131В.

По своим ходовым характеристикам заградитель УМЗ так же не отличается от другой техники на базе использованного шасси. Максимальная скорость на шоссе составляет 80 км/ч, по грунтовой дороге – до 50 км/ч. Запас хода по топливу достигает 850 км.


УМЗ, вид сбоку. Фото Cris9.armforc.ru


Применение универсального минного заградителя УМЗ выглядит следующим образом. Расчет, состоящий из двух человек, прибывает к месту установки заграждения и готовит машину к работе. Снимается тент и производится загрузка боекомплекта в необходимой конфигурации. На полную загрузку кассет силами расчета уходит порядка полутора-двух часов. Путем привлечения дополнительных рабочих рук срок подготовки к минированию может быть сокращен. После снаряжения пусковые устройства поворачиваются на нужный угол и фиксируются в таком положении. Дальнейшая работа зависит от поставленной задачи. В соответствии с планом минирования водитель проводит заградитель по заданному маршруту со скоростью не более 40 км/ч, а оператор-минер при помощи электрической системы управления контролирует запуск мин.

По команде оператора электросистема пуска воспламеняет вышибной заряд, что приводит к выбросу мин из кассеты. При этом с кассеты срывает крышку, и ее содержимое может вылететь на расстояние до нескольких десятков метров. Вылетевшие мины падают на грунт и взводятся. Дальнейшая их работа зависит от типа используемого взрывателя и т.д. Размеры эллипса рассеивания мин зависят от их типа и количества в кассете. К примеру, противопехотные мины ПФМ-1 разлетаются в пределах эллипса длиной 18-20 м и шириной 8-10 м. Кассета КПОМ-2 с двумя вышибными зарядами обеспечивает разброс четырех мин ПОМ-2 в двух эллипсах шириной до 15 м и общей длиной до 120-140 м.


УМЗ, вид сзади. Фото Cris9.armforc.ru


Конструкция и методика работы УМЗ позволяет проводить минирование в несколько заходов, с перезарядкой пусковых устройств по мере их опустошения. Таким способом можно создавать как однотипное, так и смешанное минное поле. Конкретные типы выстреливаемых и устанавливаемых мин, применяемых при создании заграждения, зависят только от имеющегося задания.

За один проход заградитель УМЗ может выбросить до 180 противотанковых мин ПТМ-3, до 540 противотанковых ПТМ-1, до 720 противопехотных ПОМ-2 или до 12960 противопехотных ПФМ-1. При установке смешанного заграждения путем одновременного отстрела кассет нескольких типов максимальное количество перевозимых мин того или иного типа сокращается.

На практике подобные возможности заградителя выглядят следующим образом. При полной загрузке кассетами КСФ-1 с противопехотными минами ПФМ-1 (180 кассет по 72 мины в каждой) машина УМЗ может «засеять» участок (минирование в одну полосу) шириной до 30 м и длиной до 5 км. В таком случае на погонный метр полосы минирования приходится до 2,6 мины, что дает вероятность поражения противника на уровне 30%.


Учебный вариант противопехотной мины ПФМ-1. Фото Wikimedia Commons


Возможность изменения угла возвышения пускового устройства позволяет расчету машины производить минирование как в одну полосу, так и в две или в три. Для этого следует устанавливать пусковые устройства на различный угол возвышения. В зависимости от имеющегося задания расчет заградителя УМЗ, в том числе действуя в несколько заходов, может создать крупное минное поле, предназначенное для поражения живой силы и/или техники противника. Путем параллельного использования нескольких заградителей можно сокращать время установки мин или увеличивать размеры минного поля.

В начале восьмидесятых годов универсальный минный заградитель УМЗ был принят на вооружение Советской армии. Вскоре началось полномасштабное серийное производство таких машин с распределением техники между частями инженерных войск. Эксплуатация машин УМЗ продолжается до сих пор. Удачный выбор базового шасси, простая, но эффективная конструкция пусковых устройств и использование универсальных кассет обеспечивают приемлемое удобство эксплуатации и гибкость применения по прямому назначению. Заградители УМЗ используются до сих пор, но уже готовится замена для них. Не так давно была создана новая машина аналогичного назначения. На недавней выставке «Армия-2015» был впервые представлен минный заградитель УМЗ-К на новом колесном шасси.


По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://cris9.armforc.ru/
http://twwiku.ru/
http://vestnik-rm.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти