Беспилотная география

Испытания новых систем БЛА требуют подготовленных авиабаз

В настоящее время, когда в мире с каждым годом появляются десятки новых беспилотных систем, все актуальнее становится задача проведения испытаний БЛА. Однако существующие крупные летно-испытательные центры оказались не готовы к росту спроса на соответствующие услуги со стороны компаний – разработчиков БЛА.

Подобное положение привело к тому, что в мире появилась существенная потребность в специализированных площадках, предназначенных для проведения летных испытаний БЛА различного типа и тренировки операторов беспилотных авиационных систем (БАС). Очевидно, что спрос будет только увеличиваться. Рассмотрим некоторые из тех мест, где испытываются беспилотники.


США


Мировой лидер в области беспилотной авиационной техники проводит испытания на нескольких аэродромах. Одним из закрытых мест испытаний является база со взлетно-посадочной полосой в Неваде.

Созданный приблизительно в 2002 году аэродром Юкка-Лейк располагается в глубине испытательного полигона Тонопа. Беспилотники MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper разработки компании General Atomics хорошо различимы на спутниковых снимках рулежных дорожек этого аэродрома. На территории расположены ангары различного размера, которые вмещают до 10–15 БЛА размерности Reaper.

На аэродроме могут работать порядка 80 человек. В течение дня выполняется четыре – шесть полетов беспилотных летательных аппаратов.

Что касается упомянутых БЛА Reaper, то удаленность аэродрома от посторонних глаз, по-видимому, позволяет испытывать здесь определенные подсистемы для ЦРУ, которое активно использует свои беспилотники в различных спецоперациях, к примеру – в Пакистане и Йемене.

Высказывались предположения, что на полигоне могли испытываться и некоторые беспилотники компании Lockheed Martin, в частности засекреченный проект RQ-170 Sentinel, несколько лет назад попавший в руки иранцев. Эту модель уже замечали неподалеку – на авиабазе ВВС США «Крич» (Creech).

Еще один американский центр, где проводятся испытания, – Оклахомский тренировочный центр беспилотных систем – существенно более открытая структура. Он управляется лабораториями UML, которые являются государственным некоммерческим объединением, созданным на базе Государственного университета Оклахомы и исследовательских лабораторий Чероки.

Беспилотная география


Испытательный центр расположен в Лоутоне (штат Оклахома). Для проведения тренажа операторов имеется более 81 гектара территории. Ограниченное воздушное пространство составляет около 520 квадратных километров, высота – до 6000 метров. На территории расположен полностью оснащенный аэродром, предназначенный для БЛА малого и среднего классов. Есть здание для планирования полетов, командно-диспетчерский пункт, конференц-залы, комнаты для переговоров и классы, ангары для техники.

Центр был спроектирован и оснащен профессионалами из числа бывших военных, выходцами из частных компаний. Начиная с октября 2009 года здесь проведено более 650 полетов различных БЛА. Заказчиками выступали Министерство обороны США, его фирмы-подрядчики, а также частные компании.

Канада

В соседней с США Канаде испытания беспилотников проводятся в числе прочих мест на базе Центра передового опыта в области беспилотных систем в Квебеке. Это некоммерческая организация, миссией которой является создание международного центра экспертизы в области инновационных услуг в проектировании, управлении и применении БАС. Среди 16 компаний-членов – разработчики, сервисные предприятия, учебные заведения.

Центр располагается в двух часах езды от Квебека, в городе Алма. Он занимает более 120 тысяч квадратных километров территории, на которой присутствуют горный рельеф, водные поверхности, а также различные антропогенные объекты. Средние температуры варьируются от -30 до +30 градусов Цельсия, что позволяет говорить о возможности испытаний в широком диапазоне погодных условий.

Центр предоставляет возможность для всех типов и классов систем БЛА, вплоть до MALE-класса, выполнять полеты в несегрегированном воздушном пространстве как в пределах прямой видимости, так и за горизонтом. Аэродром оснащен всем необходимым оборудованием. Кроме того, в центре имеются технические постройки с расположенными в них цехами для ремонта, ангарами для хранения БЛА и ЗИП.

Великобритания


Образованный в 2001 году Национальный авиационный центр NAC Великобритании расположен в уэльском Аберпорте. Центр обладает уникальным положением, что позволяет осуществлять создание, испытания и демонстрацию различных авиационных систем и технологий. Территория, над которой могут проводиться полеты, составляет 8600 квадратных километров, включая 1500 квадратных километров над сушей и 7100 квадратных километров над морем. Высота полетов над морем не ограничена. Климат мягкий, однако часто бывает облачно, ветрено и влажно.

Центр создан для интенсификации работ в области БЛА, является частной собственностью. Располагается на территории принадлежащего правительству Уэльса технопарка ParcAberport. Инфраструктура создана с помощью компании QinetiQ. Сообщается, что центр усилен предприятиями и организациями, оказывающими поддержку развитию данного направления. К услугам заказчиков полностью оснащенный аэродром с ВПП длиной около 2300 метров с твердым покрытием и возможностью посадки на травяную полосу. На базе центра возможно проведение испытаний различных классов БЛА.

Здесь проводятся исследования в области беспилотных систем, испытания, в том числе в различных условиях и окружении, демонстрационные полеты, тренинг операторов. Это первый в мире центр с закрытым воздушным пространством, специально созданный для испытаний военных и гражданских беспилотных систем.

Центром пользуется целый ряд заказчиков, в том числе с 2007 года Министерство обороны Соединенного Королевства. В частности, известно, что здесь проходили испытательные полеты беспилотной системы Watchkeeper.

Швеция


Образованный еще в 1958 году Летно-испытательный центр NEAT расположен в северной части Швеции, приблизительно в 900 километрах от Стокгольма, и состоит из базы и полигона Vidsel. Занимает более трех тысяч квадратных километров. При этом контролирует порядка 10 тысяч квадратных километров воздушного пространства. В центре работают около 150 человек.

На базе расположены ВПП длиной 2300 метров, ангары для авиатехники, офисные и технические здания. Центр оснащен радиолокационными станциями, пунктами телеметрии, различным наземным оборудованием, необходимым для тех или иных экспериментов. Так, к примеру, здесь установлены камеры, работающие в высокоскоростном режиме. Для отработки действий авиации, в том числе и беспилотной, используются наземные мишени. Они соответствуют реальным целям – как стационарным (здания, укрепленные сооружения и т. п.), так и динамическим (танк, бронетранспортер, грузовик). Последние имеют аналогичные параметры: габариты, ЭПР и т. д.

По словам представителей центра, он идеально подходит для испытаний различных БЛА, включая аппараты большой продолжительности полета. Это могут быть и гражданские модели, даже только что созданные, несертифицированные, и беспилотники военного назначения, в том числе с оружием на борту. В частности, здесь проводились испытания двух систем, которые сейчас стоят на вооружении шведских ВС – тактической системы Ugglan (вариант французского БЛА Sperwer) и мини-БЛА Falken (вариант БЛА Skylark израильской компании Elbit). SAAB использовал центр для частичных испытаний БЛА вертолетного типа Skeldar. Два БЛА итальянской компании Alenia Aeronautica – Sky-X и Sky-Y за период 2005–2007 годов совершили порядка 20 полетов. Военные регулярно – 5–10 раз в год проводят здесь тренировки и учения.

Франция


Французский центр испытаний беспилотных систем CESA является первой в стране гражданской организацией, работающей в данной области. Создан в сотрудничестве Французской государственной службой по гражданской авиации (DGAC), Министерством обороны Франции и технопарком Bordeaux Technowest.

Центр площадью порядка 28,55 квадратного километра расположен в 15 километрах от Бордо. Здесь теплый климат, диапазон температур в течение года составляет от -6 до +41 градуса Цельсия.

На территории центра имеются аэродром со взлетно-посадочной полосой с твердым покрытием длиной около 800 метров, диспетчерская башня, помещения для проведения семинаров и брифингов и т. п. Известно, что CESA вскоре планирует начать сертификацию беспилотных систем взлетной массой менее 150 килограммов.

Испания


Из расположенных в Испании центров для испытаний беспилотников стоит назвать две площадки. Первая – центр Atlas, находящийся в пределах города Вильякаррильо в Андалусии.

В настоящее время центру принадлежит ВПП длиной 600 метров (которая в перспективе будет увеличена до 800 м) и шириной до 18 метров. Также существует травяная полоса. Центр контролирует воздушное пространство площадью до 1000 квадратных километров. Atlas располагает единственными в своем роде мощностями в Испании, которые направлены на испытания БАС и дистанционно-пилотируемых систем. Аэродром оснащен современным оборудованием навигации и связи. Центр направлен на предоставление соответствующих услуг для беспилотных систем как военного, так и гражданского назначения, преимущественно относящихся к малому и тактическому классам.

Второй из площадок является расположенный в городке Мойя в 45 километрах к северу от Барселоны центр CATUAV. Он предлагает возможности для испытаний беспилотных систем различным компаниям или университетским командам.

Занимает порядка 2500 гектаров. Диапазон температур на его территории составляет от -12 до + 36 градусов Цельсия с разнообразными погодными условиями. Летные испытания можно осуществлять 300 дней в году.

Центр предназначен для полетов малых и средних БЛА, как военных, так и гражданских. Здесь могут исследоваться различные проблемы, связанные с организацией трафика систем БЛА. Возможна отработка ухода от столкновений в воздухе.

Россия


Бум развития беспилотников не обошел стороной и Россию. Между тем летно-испытательные центры, которые были изначально созданы в нашей стране, в настоящее время не справляются со все возрастающими задачами. Назрела острая необходимость в новых специализированных центрах. Особая актуальность задачи обусловлена работами по созданию широкой номенклатуры БЛА российскими предприятиями промышленности для нужд Министерства обороны.

В качестве одного из приоритетных вариантов рассматривается формирование базового многофункционального научно-исследовательского и летно-испытательного центра по отработке беспилотных авиационных систем различных классов и назначения на базе ФКП НТИИМ в поселке Салка в Свердловской области. Объект характеризуется уникальным расположением в силу удаленности как от жилых и промышленных зданий и сооружений, так и от областей с интенсивным воздушным трафиком.

Использование инфраструктуры аэродрома, ранее принадлежавшего Министерству обороны, и расположенного рядом полигона Нижнетагильского НИИ испытаний металла, отвечающей всем основополагающим требованиям, позволит оптимальным образом создать в России современный летно-исследовательский и испытательный центр БАС. Опыт работы ОАО «УЗГА» на этом аэродроме в течение длительного времени, а с беспилотными летательными аппаратами – в 2012–2014 годах показывает, что при незначительных вложениях и дополнении инфраструктуры и оборудования можно в короткое время открыть полноценно функционирующий ЛИИЦ.

В заключение стоит отметить, что помимо собственно испытаний беспилотной техники миссия отдельных подобных структур может и должна рассматриваться шире и состоять в том, чтобы у нас появились центры экспертизы мирового уровня в области разработки, испытаний и применения систем БЛА.
Автор: Денис Федутинов
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/25767


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. a.s.zzz888 27 июня 2015 07:07
    По видимому, уже скоро сделают отдельный род войск. Эдакие дроно-воздушные силы.
    1. Лт. запаса ВВС 27 июня 2015 15:19
      Гораздо интереснее тема дронов-снарядов. То есть мини беспилотник, с зарядом взрывчатки на борту(кумулятивным зарядом, осколочным итд итп). Такими отлично танки и бронетехнику противника уничтожать.
      http://www.popmech.ru/weapon/171661-bespilotniki-samoubiytsy-gotovy-k-boyu/
      1. oldkap22 28 июня 2015 05:30
        И чем он отличается от ПТРК!?(типом двигателя...!? системой управления...!? )
        1. Лт. запаса ВВС 28 июня 2015 11:17
          Цитата: oldkap22
          И чем он отличается от ПТРК!?(типом двигателя...!? системой управления...!? )

          Можно запускать на дальние расстояния около 40+ километров. Пока летит может передавать разведданные о противнике. Операторы, управляют с безопасного расстояния. В отдельный беспилотник можно установить средства РЭБ, этот беспилотник будет лететь и прикрывать другие беспилотники с бч.
          1. Yarhann 28 июня 2015 19:30
            думаю необходимо создать базовую модель БПЛА для мотострелковых подразделений а разнообразие выполняемых задач обеспечить модульностью оснастки то биш БЧ или видеоаппаратура или аппаратура целеуказания а так же двигатели для разведчика это экономный поршневой двиг для дрона-камикадзе это импульсный реактивный .
            Короче эдакое лего в зависимости от задачи расчет операторов БПЛА будет просто запускать то что необходимо .
            Почему именно такая модульная конструкция все просто - отдельные модули например разведки и обратной связи передачи разведданных будут очень дорогими и сливать такое оборудование в дроне камикадзе как бы дорого когда есть теже ПТУРы наземного и воздушного базирования .
            Да ап так же возможны варианты оснащения командного БПЛА с защищенным каналом связи для операторов и радиоканалом малой дальности связи для управления дронами-камикадзе летящими в ордере - а дроны в ордере могут быть оснащены обычнми тепловыми ГСН и поочереди активируя ГСН дронов головной дрон командир сможет уничтожать цели.
  2. Rumata 27 июня 2015 07:53
    Страна, которой принадлежит больше трети рынка БПЛА видимо не заслужила упоминания. Не испытывают БПЛА в Израиле, собирают и сразу на продажу, авось не рухнет.
    1. Kadet 27 июня 2015 15:46
      Тут "патриотичный" сайт, упоминание Израиля ну как серпом... laughing
      Kadet
      1. Arestant 27 июня 2015 19:34
        Цитата: Kadet
        упоминание Израиля ну как серпом

        Да всё нормально . Упоминают - не упоминают , дело десятое . Главное , что у нас беспилотники делают и будут делать . Как и многое другое для обороны .
      2. atalef 27 июня 2015 19:46
        Цитата: Kadet
        Тут "патриотичный" сайт, упоминание Израиля ну как серпом... laughing

        конечно
        стокгольмский Институт SIPRI несколько месяцев назад опубликовал отчет, содержащий схожие выводы. По его данным, в 2001-2011 годах Израиль контролировал 41% мирового рынка БПЛА. Продукция этой отрасли оборонной промышленности поставлялась в 24 страны.
  3. Вожик 27 июня 2015 10:38
    рассматривается формирование базового многофункционального научно-исследовательского и летно-испытательного центра

    Ясен пень, сначала надо построить центр, обустроить кабинеты и дать госфинансирование!!!
    А уж потом... поработаем!
    Короче, чтоб Чубайс со своей кормушкой в "РосНано" позавидовал!
    Бум развития беспилотников не обошел стороной и Россию.

    Не только обошёл - пробежал мимо!
    Видел по ТВ - показывали каких-то уродцев, размером с "жигули", собранные на коленке из китайских комплектующих, со временем полёта аж 45 мин... "Не имеющие аналогов", блин!

    Очнитесь! Отстали навсегда!
  4. cosmos111 27 июня 2015 11:07
    А Китай"???

    Китайский клон американского ударного беспилотника MQ-9 Reaper
  5. cosmos111 27 июня 2015 11:17
    Израильские беспилотники на Парижском авиасалоне 2015.


    Гермес 900

    Орбитер 3LE

    Жаворонок 1LEX
    1. cosmos111 27 июня 2015 11:48
      теперь, немецкие беспилотники-радиоуправляемые...


      вот откуда ,у всех современных БПЛА ноги,то есть крылья растут....




      инфа с :https://www.flickr.com/photos/sdasmarchives/sets/72157649893139635/with/1589554
      6868
      1. cosmos111 27 июня 2015 11:50
        и,её пара снимков


        инфа с :https://www.flickr.com/photos/sdasmarchives/sets/72157649893139635/with/1589554

        6868
      2. Sirocco 27 июня 2015 16:50
        Цитата: cosmos111
        вот откуда ,у всех современных БПЛА ноги,то есть крылья растут....

        Не знаю у кого как, а у нас эти ноги росли в былые годы из Станций Юнных Техников, кружок авиамоделирования посещал не один год до 17 лет. Чего там только не делали, и кордовые модели, и планеры, особой гордостью были радиоуправляемые модели самолетов.
        Так что, новое это хорошо забытое старое.
        1. cosmos111 27 июня 2015 21:22
          Цитата: Sirocco
          авиамоделирования посещал не один год до 17 лет.

          У меня брат ходил.

          Я постил о немцах,сделавших все эти модели самолетов,необычной формы/дизайна,для 20-х,30-х годов.
          1. cosmos111 27 июня 2015 22:08
            ЮАРовский БПЛА- Seeker 200...
            на 100%,на немецкую модель похож...

  6. Иван-дурак 27 июня 2015 15:30
    Снимки космо111 понравились!
  7. Иван-дурак 27 июня 2015 15:45
    На западных сайтах прочитал, точно не помню за какое время, западные беспилотники уничтожили более 6 000 боевиков от ливии до пакистана!
    1. ivanovbg 27 июня 2015 16:41
      Ну-ну, 6000 боевиков! Скорее 600 боевиков и 5400 мирных декхан, женщин и детей. Напишите в Гугл "Пакистан протестирует против американских БЛА".
      1. профессор 27 июня 2015 17:41
        Цитата: ivanovbg
        Ну-ну, 6000 боевиков! Скорее 600 боевиков и 5400 мирных декхан, женщин и детей.

        Бородатые дядьки с характерным синяком на плече после смерти всегда становятся "мирными жителями". Та же история с "онижедети".
        1. ivanovbg 27 июня 2015 22:16
          О, Профессор, давно не целовали США под хвост? Ну, я понимаю вашу сионистскую точку зрения. Сами истребляете палестинцами ударными БЛА и потому вы не прочь поддакнуть юсовским террористам, когда последние истребляют мирное население Пакистана.
          1. профессор 28 июня 2015 07:21
            Ой как мы ищем соринку в чужом глазу, а в своем и бревна не замечаем.
            Вот в Дагестане уничтожили "мирное население". А разве нет? Где следствие, решение суда о том что они были преступниками? Или замочли мирняк и списали на "боевиков"? wink
            В Дагестане уничтожены боевики махачкалинской бандгруппы

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня