Необычные танки Росcии и СССР. Танк на воздушной подушке 1937 г.

Попытка воплощения в реальность идеи создания танка на воздушной подушке впервые в СССР, была предпринята в 1930 году инженером В. И. Леваковым, разработчиком и создателем катеров на воздушной подушке Л-серии. Автобронетанковым войскам РККА нужны были танки и бронеавтомобили способные передвигаться в условиях реальных боевых действий, по любой поверхности, будь это твердый грунт, глубокий снежный покров, водная поверхность или заболоченная местность. Гусеничные движители, применяемые в ту пору на танках и бронемашинах имели крайне небольшой ресурс эксплуатации, не более 100-150 км, после чего гусеничные траки приходилось заменять новыми. В военных условиях в полевых ремонтных мастерских это было трудной задачей если учесть что, расстояние в 100 км танк может преодолеть в течение суток. В 20-30-е годы прошлого столетия, танки только еще учились плавать, а способность перемещаться по заболоченной местности казалась фантастической или несбыточной мечтой. Безусловно, все эти причины подталкивали советских инженеров-танкостроителей к поиску альтернативы машинам на гусеничном и колёсном ходу.

Необычные танки Росcии и СССР.  Танк на воздушной подушке 1937 г.


Инженер В. И. Леваков, одним из первых в нашей стране решил спроектировать и создать машину, лишенную недостатков присущих танкам с классическим гусеничным движителем. По замыслу конструктора будущая машина должна была легко преодолевать преграды, как водные, так и болота или покрытую глубоким снегом местность, причем с одинаковой скоростью. Учитывая, что большая часть территории Советского Союза не имела дорог и была труднопроходима, то суда на воздушной подушке (СВП) без особых усилий могли бы перебрасывать войска и различные грузы в самые отдаленные и непроходимые для остальной техники районы боевых действий. Так же для данного типа машин не являются преградой минные заграждения с установленными противопехотными или противотанковыми минами, так как удельное давление, оказываемое воздушной подушкой на грунт необычайно низкое, установленные в минах взрыватели попросту не рассчитаны на столь небольшое давление и не срабатывают при этом.


После испытаний проведённых в 1934-35 годах катеров на воздушной подушке Л-1 и Л-5, уже в 1937 году В. И. Леваков с группой инженеров завода №84 начинает работы над проектом, получившем название «земноводный подлетающий танк». За основу будущей машины был принят созданный им в 1934 году катер Л-1. В короткие сроки были изготовлены чертежи и схемы, а так же макет танка на воздушной подушке в четверть реальной величины. По проекту бронекорпус машины собирался из катаной брони с толщиной листа от 8 до 13 мм, которые крепились с большим углом наклона, на уголках из стали методом сварки, то есть корпус был не клепаным, а сварным. Плавными очертаниями бронекорпуса машина была очень похожа на катера В. И. Левакова, Л-1 и Л-5. Толщина противопульной брони корпуса составляла: лоб – 13 мм, корма – 8 мм, башня -13 мм. В головной и хвостовой части машины размещались два девятицилиндровых, звездообразных авиационных двигателя М-25, мощностью 750 л.с. (аналог американского двигателя Wright R-1820-F3 выпускавшегося в СССР по лицензии, на Пермском заводе №19). Проектная масса машины составила 8,5 тонн, исходя из расчетов, что давление воздушной подушки на грунт составит порядка 0,06-0.07 кг на квадратный сантиметр то суммарная мощность двух маршевых двигателей была способна поднимать танк на высоту до тридцати сантиметров и позволила ему развивать максимальную скорость до 120 км в час.

Управление движением и маневрирование машины осуществлялось изменением потока воздушной струи за счет смены угла заслонок-жалюзи, а так же уменьшением или увеличением оборотов двигателя. В средней части бронекорпуса располагалось боевое отделение, вмещавшее двух членов экипажа, механика-водителя и командира машины, он же башенный стрелок. Вооружение танка составляло один 7,62 танковый пулемёт ДТ-29, установленный в башне кругового вращения, установленной в центре, на крыше корпуса машины. Однако проект не показался военному ведомству перспективным и как не представляющий военной и технической ценности был отклонён, так же как и другой подобный проект бронеавтомобиля на воздушной подушке инженера Граховского работы над которым велись в это же время. Больше проекты танков и бронеавтомобилей на воздушной подушке в СССР до середины ХХ-го века не разрабатывались. Впрочем, зарубежные проекты танков на воздушной подушке разрабатываемые в 30-х годах, так же потерпели неудачу, ни один из них не был доведён до завершения и многие, как и проект инженера В. И. Левакова остались только на бумаге.
Автор: Макс Беляев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Vadivak 19 октября 2011 09:01


    проект Гроховского, 1937 о котором упоминалось в статье

    http://files.balancer.ru/cache/forums/attaches/12/97/300x300/12972bcc5122e674fb4
    6fe070fbf4600.jpg

    А позже и такой Объект 760 1961—1963

    Идея для чвоего времени очень интересная Но как известно победил здравый смысл и ударный вертолет
  2. ПАТРОН 19 октября 2011 21:52
    Думаю если бы такие танки были перспективными,то они были бы разработанны в наши дни.А так поиск всепролазного танка навёл меня на мысль:танк-асфальтоукладчик-надо будет запатентовать wink
    ПАТРОН
  3. kov 30 сентября 2012 23:30
    видео из Военной тайны про 760 об.

    kov
  4. Алекс 1 июля 2014 22:49
    Занятная конструкция. Помню в детстве в "Технике - Молодежи" видел заметку о проекте танка на воздушной подушке. Смотрелось занятно и красиво.
    Автору спасибо и "+".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня