Unusual tanks of Russia and the USSR. 1937 hovercraft tank

An attempt to translate into reality the idea of ​​creating a hovercraft for the first time in the USSR was undertaken in 1930 by engineer V. I. Levakov, the developer and creator of the A-series hovercraft. The Red Army's armored troops needed tanks and armored cars capable of moving in real combat, on any surface, be it solid ground, deep snow cover, water surface, or wetland. Tracked engines used at that time on tanks and armored vehicles had an extremely small operating life, no more than 100-150 km, after which the tracked tracks had to be replaced with new ones. In military conditions in field repair shops it was a difficult task considering that the tank can cover a distance in 100 km within 24 hours. In the 20-30 of the last century, tanks were just learning to swim, and the ability to navigate through wetlands seemed like a fantastic or unrealizable dream. Of course, all these reasons pushed Soviet tank builders to search for alternatives to tracked and wheeled vehicles.

Unusual tanks of Russia and the USSR. 1937 hovercraft tank



Engineer V.I. Levakov, one of the first in our country, decided to design and build a car devoid of the shortcomings inherent in tanks with a classic tracked vehicle. As conceived by the designer, the future machine was supposed to easily overcome obstacles, both water and swamps or the area covered with deep snow, and with the same speed. Considering that most of the territory of the Soviet Union did not have roads and was difficult to reach, hovercraft (SVP) could effortlessly transfer troops and various cargoes to the most distant and impassable areas for military operations. Also for this type of vehicles, minefields with anti-personnel or anti-tank mines are not an obstacle, since the specific pressure exerted by the air cushion on the ground is unusually low, the fuses installed in the mines are simply not designed for such a small pressure and do not work.

After the tests of the L-1934 and L-35 hovercraft, carried out in 1-5, V. I. Levakov already started working on a project called the “amphibious approaching tank” with the group of engineers of plant No. 1937 already in 84. The boat L-1934 created by him in 1 was adopted as the basis for the future car. In a short time, drawings and diagrams were made, as well as a model of an air-cushion tank of a quarter of the real size. According to the project, the armored hull of the machine was assembled from rolled armor with a sheet thickness from 8 to 13 mm, which were fastened with a large angle of inclination on the corners of steel by welding, that is, the body was not riveted, but welded. The smooth outlines of the armored hull machine were very similar to the boats of V. I. Levakov, L-1 and L-5. The thickness of the body's anti-bullet armor was: forehead - 13 mm, feed - 8 mm, tower -13 mm. In the head and tail of the machine were placed two nine-cylinder, star-shaped aircraft engine M-25, hp power 750. (analogue of the American engine Wright R-1820-F3 produced in the USSR under license, at the Perm plant number XXUMX). The design weight of the machine was 19 tons, based on the calculations that the air cushion pressure on the ground will be about 8,5-0,06 kg per square centimeter, then the total power of the two sustainer engines was able to lift the tank to a height of up to thirty centimeters and allowed it to reach a maximum speed of up to 0.07 km at one o'clock.

Movement control and maneuvering of the machine was carried out by changing the flow of the air jet by changing the angle of the louver shutters, as well as by decreasing or increasing the engine speed. In the middle part of the armored corps there was a combat compartment that contained two crew members, a driver and a commander of the vehicle, he was also a turret gunner. Armament of the tank was one 7,62 tank gun DT-29, installed in the tower of circular rotation, installed in the center, on the roof of the vehicle body. However, the project did not seem promising to the military department and was rejected as it was not representing military and technical value, just like another similar project of an air cushion by the engineer Grakhovsky, which was being worked on at the same time. More projects of tanks and armored cars on an air cushion in the USSR were not developed until the middle of the 20th century. However, foreign projects of air-cushion tanks developed in 30-ies, also failed, none of them was brought to completion, and many, like the project of the engineer V. I. Levakov, remained only on paper.
Author:
Max Belyaev
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Необычные танки Росcии и СССР. Танк на воздушной подушке 1937 г.

4
Попытка воплощения в реальность идеи создания танка на воздушной подушке впервые в СССР, была предпринята в 1930 году инженером В. И. Леваковым, разработчиком и создателем катеров на воздушной подушке Л-серии. Автобронетанковым войскам РККА нужны были танки и бронеавтомобили способные передвигаться в условиях реальных боевых действий, по любой поверхности, будь это твердый грунт, глубокий снежный покров, водная поверхность или заболоченная местность. Гусеничные движители, применяемые в ту пору на танках и бронемашинах имели крайне небольшой ресурс эксплуатации, не более 100-150 км, после чего гусеничные траки приходилось заменять новыми. В военных условиях в полевых ремонтных мастерских это было трудной задачей если учесть что, расстояние в 100 км танк может преодолеть в течение суток. В 20-30-е годы прошлого столетия, танки только еще учились плавать, а способность перемещаться по заболоченной местности казалась фантастической или несбыточной мечтой. Безусловно, все эти причины подталкивали советских инженеров-танкостроителей к поиску альтернативы машинам на гусеничном и колёсном ходу.

Необычные танки Росcии и СССР.  Танк на воздушной подушке 1937 г.


Инженер В. И. Леваков, одним из первых в нашей стране решил спроектировать и создать машину, лишенную недостатков присущих танкам с классическим гусеничным движителем. По замыслу конструктора будущая машина должна была легко преодолевать преграды, как водные, так и болота или покрытую глубоким снегом местность, причем с одинаковой скоростью. Учитывая, что большая часть территории Советского Союза не имела дорог и была труднопроходима, то суда на воздушной подушке (СВП) без особых усилий могли бы перебрасывать войска и различные грузы в самые отдаленные и непроходимые для остальной техники районы боевых действий. Так же для данного типа машин не являются преградой минные заграждения с установленными противопехотными или противотанковыми минами, так как удельное давление, оказываемое воздушной подушкой на грунт необычайно низкое, установленные в минах взрыватели попросту не рассчитаны на столь небольшое давление и не срабатывают при этом.

После испытаний проведённых в 1934-35 годах катеров на воздушной подушке Л-1 и Л-5, уже в 1937 году В. И. Леваков с группой инженеров завода №84 начинает работы над проектом, получившем название «земноводный подлетающий танк». За основу будущей машины был принят созданный им в 1934 году катер Л-1. В короткие сроки были изготовлены чертежи и схемы, а так же макет танка на воздушной подушке в четверть реальной величины. По проекту бронекорпус машины собирался из катаной брони с толщиной листа от 8 до 13 мм, которые крепились с большим углом наклона, на уголках из стали методом сварки, то есть корпус был не клепаным, а сварным. Плавными очертаниями бронекорпуса машина была очень похожа на катера В. И. Левакова, Л-1 и Л-5. Толщина противопульной брони корпуса составляла: лоб – 13 мм, корма – 8 мм, башня -13 мм. В головной и хвостовой части машины размещались два девятицилиндровых, звездообразных авиационных двигателя М-25, мощностью 750 л.с. (аналог американского двигателя Wright R-1820-F3 выпускавшегося в СССР по лицензии, на Пермском заводе №19). Проектная масса машины составила 8,5 тонн, исходя из расчетов, что давление воздушной подушки на грунт составит порядка 0,06-0.07 кг на квадратный сантиметр то суммарная мощность двух маршевых двигателей была способна поднимать танк на высоту до тридцати сантиметров и позволила ему развивать максимальную скорость до 120 км в час.

Управление движением и маневрирование машины осуществлялось изменением потока воздушной струи за счет смены угла заслонок-жалюзи, а так же уменьшением или увеличением оборотов двигателя. В средней части бронекорпуса располагалось боевое отделение, вмещавшее двух членов экипажа, механика-водителя и командира машины, он же башенный стрелок. Вооружение танка составляло один 7,62 танковый пулемёт ДТ-29, установленный в башне кругового вращения, установленной в центре, на крыше корпуса машины. Однако проект не показался военному ведомству перспективным и как не представляющий военной и технической ценности был отклонён, так же как и другой подобный проект бронеавтомобиля на воздушной подушке инженера Граховского работы над которым велись в это же время. Больше проекты танков и бронеавтомобилей на воздушной подушке в СССР до середины ХХ-го века не разрабатывались. Впрочем, зарубежные проекты танков на воздушной подушке разрабатываемые в 30-х годах, так же потерпели неудачу, ни один из них не был доведён до завершения и многие, как и проект инженера В. И. Левакова остались только на бумаге.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 октября 2011 09:01


    проект Гроховского, 1937 о котором упоминалось в статье

    http://files.balancer.ru/cache/forums/attaches/12/97/300x300/12972bcc5122e674fb4
    6fe070fbf4600.jpg

    А позже и такой Объект 760 1961—1963

    Идея для чвоего времени очень интересная Но как известно победил здравый смысл и ударный вертолет
  2. ПАТРОН
    +1
    19 октября 2011 21:52
    Думаю если бы такие танки были перспективными,то они были бы разработанны в наши дни.А так поиск всепролазного танка навёл меня на мысль:танк-асфальтоукладчик-надо будет запатентовать wink
  3. kov
    kov
    0
    30 сентября 2012 23:30
    видео из Военной тайны про 760 об.

  4. +2
    1 июля 2014 22:49
    Занятная конструкция. Помню в детстве в "Технике - Молодежи" видел заметку о проекте танка на воздушной подушке. Смотрелось занятно и красиво.
    Автору спасибо и "+".

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»