Человекоуправляемая торпеда Hase (Германия)

До самого конца войны немецкая промышленность не оставляла попыток сделать «вундерваффе», способное изменить ситуацию на фронтах. К примеру, испытания двух прототипов человекоуправляемой торпеды Hai были завершены 8 мая 1945 года – всего за несколько часов до подписания акта о капитуляции. Так же в последние месяцы войны немецкие конструкторы подводной техники пытались разработать еще один проект специальной техники для скрытных атак. По понятным причинам, последние проекты, появившиеся за несколько месяцев или даже недель до окончания войны, никак не могли оказать влияние на ход боев и фактически оказались бесполезными.

Торпеда Hai являлась дальнейшим развитием изделия Marder. Параллельно с ней разрабатывался другой вариант модернизации существующей техники с использованием новых технологий. Очередной надеждой Кригсмарине в целом и соединения Kleinkampfverbande в частности был проект торпеды Hase («Заяц»). В разработке этот аппарата применялись некоторые новые оригинальные решения, которые, как казалось, могут значительно повысить характеристики техники в сравнении с существующими образцами.

Необходимо отметить, что поздние человекоуправляемые торпеды нацистской Германии пока не удостаивались должного внимания историков. Из-за этого большая часть информации о проектах Hai и Hase носит отрывочный характер, а некоторые сведения даже могут противоречить друг другу. Тем не менее, попытаемся собрать всю доступную информацию о «Зайце» и изучить любопытный проект, созданный в последних месяцах войны.


Разработка проекта Hase стартовала в самом начале 1945 года (по другим данным, осенью 44-го). Целью проекта было создание нового аппарата для диверсионных подразделений, который мог бы скрытно доставлять в район цели боевую торпеду и производить ее запуск. К моменту начала работ военные имели большой опыт эксплуатации подобной техники, а также составили список требований к перспективным торпедам. Предполагалось, что новые проекты на основе торпеды Marder будут создаваться с учетом имеющегося опыта и пожеланий непосредственных эксплуатантов.

Человекоуправляемая торпеда Hase (Германия)
Единственная известная фотография торпеды Hase. Фото Modelist-konstruktor.com


Известно, что первые немецкие человекоуправляемые торпеды Neger не устраивали подводников-диверсантов из-за плохих мореходных качеств, недостаточно надежной системы жизнеобеспечения и невозможности передвижения под водой, на определенной глубине. В проекте Marder удалось исправить ряд этих недостатков, однако практика показала, что следует продолжать работы по совершенствованию торпед. Результатом такого подхода стали проекты Hai и Hase. Первый подразумевал дальнейшее развитие идей, тогда как второй должен был основываться на новых предложениях.

Самым большим изменениям, если сравнивать Hase и Marder, подверглась силовая установка. Ограниченные возможности промышленности, ухудшавшиеся с каждой неделей, не позволяли полагаться на поставки аккумуляторов и электрических моторов. По этой причине изделие «Заяц» решили оснастить торпедным двигателем, работающим по т.н. циклу Вальтера. Подобный мотор мог потреблять дешевые виды топлива и т.н. T-stoff – концентрированную (до 85%) перекись водорода. Подобные системы уже имели определенное распространение во флотах многих стран, что говорило в пользу использования нового двигателя.

Все человекоуправляемые торпеды немецкой разработки имели весьма ограниченные характеристики мореходности. Кроме того, торпеда Hai отличалась низкой маневренностью, связанной с большой длиной корпуса. В проекте Hase планировалось избавиться от этого недостатка. Предполагалось, что ряд нововведений в конструкции новой торпеды позволит улучшить путевую управляемость и упростить маневрирование по глубине.

С целью удешевления и упрощения производства все диверсионные аппараты, от Neger до Hai, конструировались с широчайшим использованием узлов и агрегатов боевой торпеды G7e. У торпеды заимствовали корпус и элементы силовой установки. Проект Hase так же основывался на готовых комплектующих, однако на этот раз доля новых деталей была значительно больше, чем ранее.

Торпеда Hase получила корпус длиной около 12-13 м и диаметром 533 мм. Кормовую часть корпуса заимствовали у базовой торпеды G7e, но доработали в связи с изменением силовой установки. Вся средняя и носовая часть корпуса были разработаны и изготавливались специально для «Зайца». Так, носовая цилиндрическая секция корпуса была заметно длиннее соответствующего агрегата базовой торпеды.

Компоновка внутренних объемов торпеды Hase достоверно неизвестна. Можно предположить, что внутри цилиндрического корпуса большого удлинения располагались балластная цистерна, баки для воздуха, топлива и перекиси водорода, кабина пилота и т.д. Точное размещение всех этих агрегатов и объем емкостей неизвестны. Любопытной чертой компоновки было размещение кабины пилота. Предыдущие человекоуправляемые торпеды имели кабину в носовой части корпуса. У торпед Marder и Hai она располагалась сразу за балластной цистерной. Кабина аппарата Hase находилась в средней части корпуса, непосредственно перед кормовой секцией, заимствованной у G7e. По-видимому, такое расположение кабины было связано с необходимостью обеспечить правильное расположение центра тяжести и, соответственно, нормальный дифферент.

Сверху кабина пилота закрывалась прозрачным плексигласовым колпаком. Основание такого «фонаря» и сам купол, вероятно, были без изменений заимствованы у предыдущих человекоуправляемых торпед. Таким образом, пилот был защищен от брызг и волн, но при необходимости мог открыть колпак и покинуть торпеду. Состав систем жизнеобеспечения торпеды «Заяц» неизвестен. Вероятно, предлагалось использовать основной кислородный баллон, подающий газ в кабину, а в качестве резервного средства предлагался дыхательный аппарат замкнутого типа. Подобная система была опробована на торпеде Marder и неплохо зарекомендовала себя.

В хвостовой секции торпеды располагался двигатель, работа которого основывалась на цикле Вальтера. Торпедные двигатели этого класса, использовавшиеся в немецкой технике и вооружении, работали на перекиси водорода и соляровом масле или другом горючем. Кроме того, в некоторых случаях использовалось специальное вещество-катализатор. В камере сгорания двигателя происходило сжигание топлива с образованием большого количества газов. Газы подавались в цилиндры двигателя, перемещали поршни и тем самым вращали вал гребного винта. Нельзя исключать, что с целью повышения скрытности хода торпеда «Заяц» могла получить специальный конденсатор и барботёр, предназначенные для охлаждения выхлопных газов и выброса их за борт в виде мелких пузырьков, быстро растворяющихся в воде.

Управление торпедой Hase должно было осуществляться при помощи руля направления и руля глубины в кормовой части и двух передних горизонтальных рулей. Последние располагались на значительном расстоянии от центра тяжести аппарата и должны были облегчать погружение или всплытие. Кроме того, внутри корпуса торпеды имелась балластная цистерна для увеличения глубины погружения.

Аппарат Hase, как и его предшественники, должен был доставлять к цели торпеду G7e. Это оружие имело общую длину около 7,2 м и калибр 533 мм. Общий вес торпеды превышал 1600 кг, 280 из которых приходилось на боевую часть. В зависимости от модификации и состава бортового оборудования торпеда G7e с электродвигателем могла развивать скорость до 30 узлов и проходить до 7-7,5 км.

Человекоуправляемая торпеда Hase (Германия)
Человекоуправляемые торпеды Германии. Рисунок Modelist-konstruktor.com


Перед выходом в море боевая торпеда должна была подвешиваться под днищем управляемого аппарата и в таком виде доставляться в район цели. Предполагаемый способ применения новой техники ничем не отличался от алгоритмов эксплуатации существующей. Торпеда Hase должна была прибывать в район цели, выполнять заход на нее, запускать двигатель оружия и отцеплять его.

К месту спуска на воду торпеду следовало транспортировать на специальной колесной тележке. Для спуска на воду планировалось использовать подъемные краны подходящей грузоподъемности. Для этого на верхней части корпуса торпеды предусматривались два кольца для крюков.

Точные характеристики человекоуправляемой торпеды Hase неизвестны. Можно предположить, что ее водоизмещение достигало 5-5,5 тонны. Ходовые характеристики, вероятно, должны были остаться на уровне предыдущих торпед: скорость не более 4-5 узлов, дальность плавания – до нескольких десятков морских миль. Максимальная глубина погружения вряд ли бы превышала 25-30 м.

В некоторых источниках упоминается, что весной 1945 года немецкой промышленности удалось построить прототип нового подводного аппарата. По некоторым данным, из-за проблем с двигателем Вальтера опытную торпеду пришлось оснастить электромотором и аккумуляторными батареями. Если эта информация соответствует действительности, то ходовые характеристики аппарата должны были остаться на уровне торпеды Hai.

Известно о начале испытаний прототипа торпеды «Заяц». Испытатели успели совершить ряд кратких выходов в море, но все работы продолжались не более нескольких недель. Прототип аппарата Hase был построен весной 45-го, когда исход войны был решен, а все вопросы были связаны только с конкретной датой поражения нацистской Германии. В результате новая человекоуправляемая торпеда так и не попала на войну. Единственный экземпляр был уничтожен при подходе противника к базе, на которой велись испытания. Можно предположить, что единственный «Заяц» был уничтожен вместе с прототипом (прототипами) аналогичной системы Hai, так же испытывавшейся в последние месяцы войны.

Проект человекоуправляемой торпеды Hase, как и множество других немецких проектов вооружений и техники, созданных на заключительном этапе Второй мировой войны, не дал никаких результатов. Из-за успехов антигитлеровской коалиции немецкие специалисты не успели даже завершить заводские испытания. 8 мая, за несколько часов до подписания акта о капитуляции, на одной из баз были уничтожены все имевшиеся торпеды Hai и, вероятно, Hase. В истории немецких диверсионных аппаратов для скрытной доставки торпед к цели была поставлена точка.


По материалам сайтов:
http://bratishka.ru/
http://axishistory.com/
http://modelist-konstruktor.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. Тот же ЛЕХА 29 июня 2015 07:26
    Проект человекоуправляемой торпеды Hase, как и множество других немецких проектов вооружений и техники, созданных на заключительном этапе Второй мировой войны, не дал никаких результатов.


    Немцы пытались реализовать самые фантастичные задумки в те годы...надо признать конструктора и инженеры у них были прекрасные но увы не по СЕНЬКЕ шапка...
    Итальянцы делали тоже человекоуправляемые торпеды более успешно...но результат применения все таки скромный.
    1. Александр72 29 июня 2015 20:04
      Ну, скажем так успехи итальянцев из 10-й флотилии МАС князя Боргезе нельзя назвать совсем скромными: тяжелые повреждения линкоров "Куин Элизабет" и "Вэлиант" в гавани Александрии 19 декабря 1941 г. (не затонули только из-за малых глубин, но потребовался длительный ремонт), потопление тяжелого крейсера "Йорк" в бухте Суда на о. Крит (правда немцы считают, что крейсер потопило Люфтваффе). Всего итальянскими диверсантами в годы войны потоплено и повреждено при помощи штурмовых средств (человекоуправляемые торпеды и взрывющиеся катера) 30 кораблей и судов противника общим водоизмещением 265 тыс. тонн. Много это или мало - судите сами.
      Честь имею.
  2. napalm 29 июня 2015 13:39
    Да задумки были фантастические но многие разработки нашли свое дальнейшее существование, на основе которых в дальнейшем были произведены огромные прорывы.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня