Interesting facts about the development of atomic weapons in our country

Interesting facts about the development of atomic weapons in our countryMore than 66 years have passed since the moment when American aircraft for the first time stories humanity has applied atomic weapon. Let us try to analyze the situation with how the first atomic bomb in our country was born.

In 1938-1939, one of the greatest discoveries of mankind took place - the possibility of spontaneous fission of a uranium nucleus. Immediately after that, a special conference was held in Kharkov, which was concerned with the practical application of this discovery. Prominent Soviet scientists expressed the idea that, on the basis of theoretical developments, it would be possible to create some kind of apparatus that would make it possible to use for some purposes the enormous, as it turned out, energy of the atomic nucleus.


With 1940 year begins active work on the embodiment of theoretical principles into real practice. Among the scientists who began to look for ways to solve this problem were A.F.Ioffe, I.V.Kurchatov, Ya.B.Zeldovich, Yu.B.Hariton, G.N. Flerov, KA Petrzhak and others. At the same time, many scientists understood that the practical side of using the internal energy of the atomic nucleus can be realized in the form of an unprecedentedly powerful weapon capable, as P. L. Kapitsa said at one of the meetings, to destroy not even a street, but a whole multi-million city. The Soviet leadership, realizing that work on the fission of uranium nuclei is very promising, actively supported work on this problem.

The first hypothetical version of the bomb, at the base of the explosion of which nuclear energy was to be used, appeared in the works of V.S. Shpinel and V.A. Maslov. They offered to place two uranium parts with a subcritical mass in a specific container and separate them with a partition made of explosive. At a certain point in time, the septum was blown up and the subcritical masses had to unite and turn into a single mass, which, in their opinion, could explode. However, Maslov and Spinel did not take into account a number of significant counteractions that would prevent the combination of two masses in the quantity required for a nuclear explosion. The project, of course, was not implemented.

After the Great Patriotic War began, the project to develop nuclear fission of uranium was minimized. However, many scientists tried to convey to the leadership of the country that such work could not be interrupted, since in this case the USSR could significantly lag behind the Western countries where work is in full swing (this is primarily the United States and fascist Germany). In December, V. Flerov, in one of his letters to I. Kurchatov, depicts his dummy bomb in December 1941, according to which it should be a metal cylinder, into the cavity of which it is necessary to introduce an assembly of uranium -235 in a special shell with sufficient acceleration. It should be noted that the idea of ​​using uranium -235 actually belonged to British and American physicists, who came to the conclusion that it was this element that possesses the unique properties of highly efficient splitting. This kind of information became the property of Soviet scientists thanks to intelligence from London.

The difficulty was to create a dynamic installation that would allow the uranium charge to be introduced into the cylinder at speeds up to 3 km / s.
In the year 1942, under the pressure of Soviet scientists, and as a result of familiarization with Soviet intelligence data on the progress of work on the problem of uranium nucleus fission in the West, Stalin decides to resume the activity of the “uranium group”. One can imagine how, in a country that was perhaps on the verge of a crushing military defeat, it was hard to conduct scientific work. Stalin ordered that Soviet scientists were engaged in "work on uranium" in Kazan. For this, a special laboratory was allocated and everything necessary for the normal activities of domestic specialists was provided.

At the same time, Professor I.V. Kurchatov, a participant in works on uranium problems, wrote quite critical letters to the Soviet leadership with calls to strengthen the “uranium” work so that the USSR would not lag behind the United States and Britain. And the lag could be significant if only because new intelligence data showed that the British are already actively experimenting with the creation of the atomic bomb, calculating the mass ratios of uranium-235 in various parts of such weapons. Stalin took the letters of Professor very seriously and ordered the creation of an 2 laboratory for solving the problems of atomic weapons.

From March 1943-th 2-i laboratory begins its active work. However, the Americans were still ahead of the Soviet physicists in terms of the practical use of the fission of atomic nuclei of uranium-235. In December, 1942 Enrico Fermi in Chicago builds the world's first uranium-graphite nuclear reactor. This spurred domestic physicists to more active work. It was in 1943 that the USSR received data from its British agents that it was found out in the West that a certain 235 element of the periodic system, which was called plutonium-94, could become an analog of uranium-239 when creating effective atomic weapons. “British” data at the same time period confirm that Western scientists confirmed experimentally the spontaneous fission of uranium nuclei, which, by the way, was discovered by Soviet physicists Petrzhak and Flerov.

In 1943, on the basis of his own work and intelligence data, I. Kurchatov formulates the most important thesis that further actions in the direction of nuclear fusion will make it possible to create nuclear weapons.

The 1944 and 1945 years became, in fact, crucial in the development of the practical side of using the fission of uranium nuclei in the USSR. At the highest level, it was entrusted to create workshops for the production of heavy water, as well as a plant to work on uranium hexafluoride, which was the raw material for the apparatus for the separation of uranium isotopes. Before that, I.V.Kurchatov asked permission to be involved in the “uranium” calculations of LD Landau.

In May 1944 of the year I.V. Kurchatov provides a new scheme for the structure of the atomic bomb. In this scheme, it was shown that an aviation atomic bomb is a cylindrical shell, at both ends of which there must be a working substance (either uranium-235 or plutonium-239). The bomb is activated by the explosion of a powder charge, which promotes the convergence of the two separated masses of the working substance. However, a new problem: obtaining a sufficient amount of uranium-235. At this time comes the most important intelligence from the United States, which sheds light on the method of obtaining the required amount of nuclear fuel.

To increase the intensity of the work of the 2 laboratory, Stalin decided to increase the status with the filing of MG Pervukhin and IV Kurchatov. As a result, the laboratory was directly controlled only by senior officials of the USSR and, in particular, L.P. Beria.

In the 1945 year, the 2 laboratory was tasked with creating a factory project for obtaining 75 grams of uranium-235 per day. Moreover, only one section of the plant had to create these volumes. In addition, the plans of the laboratory included the receipt of uranium boilers and technical specifications for the design of the atomic bomb.

In February, intelligence data from 1945 from the United States came in, analyzing which revealed that there was another way to create an atomic bomb, in contrast to the method being developed for bringing a radioactive substance closer. In addition, detailed data on the successes of German physicists in terms of creating an atomic bomb in ways other than those presented by Soviet physicists began to be received.


The creation of an atomic bomb in the USSR followed a different path, which is called implosion with an internal source of fast neutrons. It can be concluded that Soviet physicists treated intelligence information from the United States, Britain and Germany very seriously. At the same time, all data were carefully analyzed and added to domestic developments, which significantly accelerated the workflow.

In mid-July, the 1945 th Americans conducted the first in the history of testing atomic weapons, and in August of the same year attacked Hiroshima and Nagasaki. By the way, the Soviet intelligence reported to the senior leadership of the country exactly 10 days before the start of these tests about the tests in Los Alamos. Stalin reacts with lightning speed to the use of atomic weapons by the United States and puts the development of such weapons in the USSR at the forefront.

Professor I. Kurchatov continues to convince the higher authorities that the theoretical developments of LD Landau can speed up the process of creating atomic weapons in the USSR. LD Landau is starting active work.

Appeared and its analogue of the American Los Alamos in the city of Sarov or Arzamas-16. In 1946, several factories in various regions of the USSR were reoriented to work on the development of atomic weapons.

This gave its results: in December 1946, the first uranium-graphite-based boiler in the USSR was launched. In June, the first launch of a nuclear reactor in the USSR took place on 1948. A little more than a year later (in August 1949), the first Soviet atomic bomb RDS-1 was tested at the Semipalatinsk test site. By the way, it is still unknown why JV Stalin refused to approve the decision on testing atomic weapons.

After a report on successful tests of atomic weapons, J. Stalin decided to award all participants of the development. At the same time, I.V. Kurchatov received the title of Hero of Socialist Labor, was awarded the Stalin Prize in the amount of 1 million rubles, the ZIS-110 car, the cottage and the mansion house with all the furniture. In addition, I.Kurchatov, together with his wife, had the right to use any kind of transport on the territory of the USSR free of charge. Academician Yu.B.Khariton received a similar gratitude from the top leadership of the country. In addition to Kurchatov and Khariton, even more 30 scientists have received high awards, among them G.N. Flerov, A.P. Vinogradov and Ya.B. Zeldovich. The Order of Lenin was awarded to LD Landau, AP Alexandrov and a number of other scientists.

In his memoirs, Yu.B. Khariton speaks about the work of the team to create an atomic bomb as an unprecedented feat in difficult years for the country.

Do not forget that while American physicists could safely deal with the problem of creating nuclear weapons, the Great Patriotic War was going on in the USSR. The fate of the people and the whole country hung in the balance, but at that time talented Soviet physicists did not retreat from the problem, literally, neither day nor night. Yes, they received valuable intelligence on the progress of work on nuclear weapons in the West, but this can not be regarded as blatant plagiarism. After all, the very first creators of the atomic bomb, Americans, who used the theoretical base formed by Soviet physicists as early as the 30s, can be blamed on the same plagiarism. Therefore, nuclear weapons - the embodiment of thoughts and titanic labor, without a doubt, brilliant scientists and the USSR, and the United States, and Germany.
Author:
Alexey Volodin
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Интересные факты о создании атомного оружия в нашей стране

Интересные факты о создании атомного оружия в нашей странеПрошло уже более 66-ти лет с того момента, когда американская авиация впервые в истории человечества применила атомное оружие. Попытаемся проанализировать ситуацию с тем, каким образом рождалась первая атомная бомба в нашей стране.

В 1938-1939-м годах состоялось одно из самых величайших открытий человечества – возможность самопроизвольного деления ядра урана. Сразу же после этого в Харькове была проведена специальная конференция, которая касалась практического применения этого открытия. Видные советские ученые высказывали идеи о том, что на базе теоретических наработок можно было бы создать некий аппарат, позволяющий использовать в определенных целях колоссальную, как оказалось, энергию атомного ядра.

С 1940-го года начинается активная работа по воплощению теоретических принципов в реальную практику. Среди ученых, которые стали искать пути решения этой проблемы, были А.Ф.Иоффе, И.В.Курчатов, Я.Б.Зельдович, Ю.Б.Харитон, Г.Н.Флеров, К.А.Петржак и другие. При этом многие ученые понимали, что практическая сторона использования внутренней энергии ядра атома может реализоваться в виде невиданно мощного оружия, способного, как сказал на одном из совещаний П.Л.Капица, разрушить даже не улицу, а целый многомиллионный город. Советское руководство, понимая, что работа над делением ядер урана носит весьма перспективный характер, активно поддерживало работу по данной проблеме.


Первый гипотетический вариант бомбы, в основе взрыва которой должна была использоваться ядерная энергия, появился в работах В.С.Шпинеля и В.А.Маслова. Они предлагали разместить две урановые части с докритической массой в определенной емкости и разделить их перегородкой, выполненной из взрывчатого вещества. В определенный момент времени перегородку взрывали и докритические массы должны были соединиться и превратиться в единую массу, способную, по их мнению, взорваться. Однако Маслов и Шпинель не учли ряд существенных противодействий, которые бы помешали соединению двух масс в том количестве, которое требуется для ядерного взрыва. Проект, естественно, реализован не был.

После того как началась Великая Отечественная, проект по разработке деления ядер урана был свернут. Однако многие ученые пытались донести до руководства страны, что такую работу прерывать нельзя, так как в этом случае СССР может существенно отстать от Западных стран, где работа ведется полным ходом (это в первую очередь Соединенные Штаты и фашистская Германия). В декабре 1941 года В.А.Флеров в одном из писем И.В.Курчатову изображает свой макет бомбы, согласно которому она должна представлять собой металлический цилиндр, в полость которого нужно с достаточным ускорением ввести сборку из урана -235 в специальной оболочке. Нужно заметить, что идея использования урана -235 на самом деле принадлежала британским и американским физикам, которые пришли к выводу, что именно этот элемент обладает уникальными свойствами весьма эффективного расщепления. Такого рода информация стала достояние советских ученых благодаря поступившим из Лондона разведданным.

Сложность заключалась в том, чтобы создать динамическую установку, которая бы позволяла вводить в цилиндр урановый заряд со скоростью до 3 км/с.
В 1942 году под напором советских ученых, и в результате ознакомления с данными советской разведки о ходе работ над проблемой деления ядра урана на Западе, Сталин принимает решение возобновить деятельность «урановой группы». Можно себе представить, как в стране, стоящей, возможно, на пороге сокрушительного военного поражения, было тяжело вести научную работу. Сталин распорядился, чтобы советские ученые занимались «работами по урану» в Казани. Для этого была выделена специальная лаборатория и предоставлено все необходимое для нормальной деятельности отечественных специалистов.

При этом участник работ по проблемам урана профессор И.В.Курчатов писал достаточно критичные письма в адрес советского руководства с призывами усилить «урановую» работу, чтобы СССР окончательно не отстал от США и Англии. А отставание могло стать существенным хотя бы потому, что новые данные разведки показали, что британцы уже активно экспериментируют над созданием атомной бомбы, рассчитывая соотношения масс урана-235 в различных частях такого рода оружия. К письмам профессора Сталин отнесся со всей серьезностью и распорядился создать 2-ю лабораторию по решению проблем атомного оружия.

С марта 1943-го 2-я лаборатория начинает свою активную деятельность. Однако все же американцы опередили советских физиков в плане практического использования деления атомных ядер урана-235. В декабре 1942-го Энрико Ферми в Чикаго создает первый в мире ядерный реактор на уран-графитовой основе. Это подстегнуло отечественных физиков к более активной работе. Именно в 1943-м СССР получает данные от своих британских агентов о том, что на Западе выяснили, что аналогом урана-235 при создании эффективного атомного оружия может стать некий 94-й элемент периодической системы, который получил название плутоний-239. «Британские» данные в тот же период времени подтверждают, что западные ученые подтвердили экспериментальным путем самопроизвольное деление ядер урана, которое, кстати говоря, было открыто советскими физиками Петржаком и Флеровым.

В 1943-м И.В.Курчатов на основе собственной работы и данных разведки формулирует важнейший тезис о том, что дальнейшие действия в направлении ядерного синтеза позволят создать ядерное оружие.

1944-й и 1945-й годы стали, по сути, переломными в вопросе развития практической стороны использования деления ядер урана в СССР. На самом высоком уровне было поручено создать цеха для получения тяжелой воды, а также завод по работе над шестифтористым ураном, который являлся сырьем для аппаратов по разделению урановых изотопов. Перед этим И.В.Курчатов попросил разрешения на привлечение к «урановым» расчетам Л.Д.Ландау.

В мае 1944-го года И.В.Курчатов предоставляет новую схему строения атомной бомбы. В этой схеме показывалось, что авиационная атомная бомба – это цилиндрическая оболочка, на обоих концах которой должно находиться рабочее вещество (либо уран-235, либо плутоний-239). Бомба приводится в действие взрывом порохового заряда, способствующего сближению двух разделенных масс рабочего вещества. Однако – новая проблема: получение достаточного количества урана-235. В это время приходит важнейшая развединформация из США, которая проливает свет на методику получения нужного количества ядерного топлива.

Для повышения интенсивности работы 2-ю лабораторию решением Сталина с подачи М.Г.Первухина и И.В.Курчатова решено было повысить в статусе. В итоге лаборатория стала непосредственно контролироваться только высшими чиновниками СССР и, в частности, Л.П.Берия.

В 1945-м году 2-й лабораторией были поставлены задачи создать заводской проект по получению 75-ти граммов урана-235 в сутки. Причем эти объемы должна была создавать только лишь одна секция завода. Кроме того, в планах лаборатории значилось получение урановых котлов и технического задания для проектирования атомной бомбы.

В феврале 1945-го из Соединенных Штатов поступили разведданные, в результате анализа которых было выяснено, что существует и еще один способ создания атомной бомбы в отличие от разрабатываемого способа сближения радиоактивного вещества. Кроме того, стали поступать развернутые данные об успехах немецких физиков в плане создания атомной бомбы по отличным от представления советских физиков планам.

Создание атомной бомбы в СССР пошло по другому пути, который носит название имплозионного с внутренним источником быстрых нейтронов. Можно сделать вывод, что советские физики относились к разведданным из Соединенных Штатов, Великобритании и Германии со всей серьезностью. При этом все данные тщательно анализировались и добавлялись к отечественным наработкам, что существенно ускоряло рабочий процесс.

В середине июля 1945-го американцы провели первое в истории испытание атомного оружия, а уже в августе того же года атаковали Хиросиму и Нагасаки. Кстати, об испытаниях в Лос-Аламосе советская разведка доложила высшему руководству страны ровно за 10 дней до начала этих испытаний. Сталин молниеносно реагирует на применение атомного оружия Соединенными Штатами и ставит разработку такого рода оружия в СССР на приоритетное место.

Профессор И.В.Курчатов продолжает убеждать высшие власти в том, что теоретические наработки Л.Д.Ландау могут ускорить процесс создания атомного оружия в СССР. Л.Д.Ландау приступает к активной работе.

Появился и свой аналог американского Лос-Аламоса в городе Саров или Арзамас-16. В 1946-м для работы по созданию атомного оружия было переориентировано несколько заводов в различных регионах СССР.

Это дало свои результаты: в декабре 1946-го был запущен первый в СССР котел на уран-графитовой основе. В июне 1948-го года состоялся первый пуск ядерного реактора в СССР. Чуть более чем через год (в августе 1949-го) на Семипалатинском полигоне была испытана первая советская атомная бомба РДС-1. Кстати говоря, до сих пор неизвестно, почему И.В.Сталин отказался утверждать постановление об испытании атомного оружия.

После доклада об успешных испытаниях атомного оружия И.В.Сталин принял решение о награждении всех участников разработки. При этом И.В.Курчатов получил звание Героя Социалистического труда, был удостоен Сталинской премии в размере 1 миллиона рублей, автомобиля ЗИС-110, дачи и дома-особняка со всей обстановкой. Кроме того, И.В.Курчатов вместе с женой имел право бесплатно пользоваться любыми видами транспорта на территории СССР. Академик Ю.Б.Харитон получил аналогичную благодарность от высшего руководства страны. Кроме Курчатова и Харитона высокие награды получили еще более 30-ти ученых, среди которых Г.Н.Флеров, А.П.Виноградов и и Я.Б.Зельдович. Орденом Ленина были награждены Л.Д.Ландау, А.П.Александров и ряд других ученых.

В своих воспоминаниях Ю.Б.Харитон говорит о работе коллектива по созданию атомной бомбы как о беспримерном подвиге в тяжелые для страны годы.

Не стоит забывать и о том, что в то время как американские физики могли спокойно заниматься решением проблемы создания ядерного оружия, в СССР шла Великая Отечественная война. Судьба народа и всей страны висела на волоске, а в это время талантливые советские физики не отступали от проблемы, в прямом смысле, ни днем, ни ночью. Да, они получали ценные разведданные о ходе работы над ядерным оружием на Западе, но это никак нельзя расценивать как откровенный плагиат. Ведь в таком же плагиате можно обвинить тогда и самих первых создателей атомной бомбы-американцев, которые воспользовались теоретической базой, сформированной советскими физиками еще в 30-е годы. Поэтому ядерное оружие – воплощение мыслей и титанического труда, без сомнения, гениальных ученых и СССР, и США, и Германии.
Автор: Алексей Володин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. ДАГЕСТАНЕЦ333 19 октября 2011 14:01
    Спасибо Курчатову и его команде, за то что спасли нас тогда.............
    1. borkovn 19 октября 2011 20:49
      спасибо предателей из Британии и Америки...
      borkovn
      1. ДАГЕСТАНЕЦ333 19 октября 2011 22:34
        - чет я тебя не понял........................................
      2. sirToad 22 октября 2011 14:06
        сидел бы тихо, дышал носом у себя в болгарии. нет, серануть надо
        sirToad
  2. Sergh 19 октября 2011 17:23
    Какой плагиат? Америка вступила в войну на финишной стадии, хотела быстрым броском с союзниками занять Берлин, да и Европу, уж сильно они торопились. Когда не вышло, то по Дрездену видно, как они воевать начали, досих пор так воюют. Германию после войны всю к себе вытащили, не пойму, за что сейчас немцы блогодарны штатам. Если-бы мерикосы сделали бомбу в 44-м в начале 45-го, то хана Германии, они бы забросали всё и всех. Так-что пусть немцы ещё раз хорошенько подумают, может не стоит уж сильно низко кланятся пиндосам, а?!
    Sergh
    1. Волхов 19 октября 2011 20:01
      Германия сделала свои бомбы раньше и проверила в Севастополе (5 специальных гранат "Доры") которые разрушили г. Шампань, бат.35, склад боепр., а затем авиабомбу на Курской Дуге (сгорел полк). После Курска им был направлен ультиматум о применении хим. оружия, если будет повтор. В Англии с октября 44 ожидали бомбёжки. Просто дипломаты договорились и разменяли атомную войну на эвакуацию.Сейчас есть 2 Германии - одна воюет с США, другая нейтральна. И 2 мира - яркий виртуальный и туманный реальный - второй интересней. А кланяются пиндосам в одном Минобороны - это трудно не заметить.
      Волхов
  3. Artemka 22 октября 2011 13:56
    Советские разведчики взяли документацию на ядерную бомбу у американского ученого (имени не помню). Кстати разведчики были родом из Америки.
    Artemka
  4. Dez 4 сентября 2013 17:22
    Тоже всегда считал, что наши разведчики за бугром узнали основу технологии. И наши физики прямо сказали-зачем изобретать велосипед, если можно узнать действующую модель и ее улучшить.
    Dez
  5. Алекс 30 июня 2014 23:48
    Всё было бы неплохо, но автор не удержался: ну как же не помянуть "сумрачный тевтонский гений"...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня