ЗРК "BOMARC" CIM-10A/В ("БОМАРК")

ЗРК "BOMARC" CIM-10A/В ("БОМАРК")


ЗРК "Бомарк" был разработан для обеспечения противовоздушной обороны больших районов США и Канады. Это стационарный противосамолетный комплекс.

Особенностью построения подразделений комплекса является то, что система обнаружения и целеуказания, а также средства управления ракетами обслуживают несколько пусковых установок, размещенных на значительном удалении друг от друга.


Контракт на разработку комплекса ВВС США заключили с фирмой "Boeing" и субподрядчиком "Michigan Aeronautical Research Center" в 1951 г.

Разработка ЗРК сопровождалась спорами между американскими специалистами об оптимальной структуре ПВО территорий США и Канады. Специалисты ВВС считали, что эта оборона должна строиться на основе комплексов с дальностью перехвата около 400 км и более, обеспечивающих тем самым прикрытие значительных районов и зон. Специалисты армии отстаивали концепцию "точечной", объектовой ПВО, которая предусматривает применение ЗРК средней дальности действия, располагаемых вокруг отдельных обороняемых объектов.

ЗРК "BOMARC" CIM-10A/В ("БОМАРК")

ЗУР "Бомарк" на стартовой позиции, 1956 г.

Проведенные в США военно-экономические исследования показали преимущество точки зрения специалистов ВВС: стоимость таких комплексов примерно в два раза ниже; они требуют обслуживающего персонала почти в семь раз меньше; занимают боевыми средствами площадь почти в 2,5 раза меньше. Однако из соображений обеспечения "обороны в глубину" военное командование США одобрило обе концепции.

Отличительной особенностью ЗРК "Бомарк" является то, что он не имеет в своем составе системы обнаружения и целеуказания, а также значительной части средств управления ЗУР. Функции этих средств и систем выполняет единая полуавтоматическая система управления ПВО территорий США и Канады "Сейдж", которая одновременно управляет боевыми действиями истребителей-перехватчиков и других ЗРК.

При таком построении ЗРК "Бомарк" практически требовалось лишь разработать ракету, взаимодействующую с системой "Сейдж", и пусковую установку для нее.

ЗРК "BOMARC" CIM-10A/В ("БОМАРК")

Летные испытания ЗУР "Бомарк", август 1958 г.

Первоначально комплекс получил обозначение XF-99, потом IM-99 и только затем CIM-10A.

Испытания двигательной установки для ЗУР "Бомарк" начались еще в 1951 году. Летные испытания начались в конце июня 1952 года, но в связи с нехваткой оборудования испытания были отложены до 10 сентября 1952 года. Вторые испытания прошли 23 января 1953 г. на полигоне "Cape Canaveral", а третьи - 10 июня 1953. В 1954 было проведено 3 пуска. При завершении испытаний, в 1958 году, было выпущено 25 ракет и программа была передана на испытания на полигон "Santa Rosa Island". В ходе испытаний 1952-1958 гг. на полигоне "Cape Canaveral" было выпущено ок. 70 ракет. К 1 декабря 1957 года "Air Proving Ground Command " и "Air Force Armament Center" были объединены в единый испытательный центр ПВО "Air Proving Ground Center", где в дальнейшем и испытывался "Бомарк".

Известны две модификации ЗУР "Бомарк" - А и В, принятые на вооружение ПВО территорий США и Канады в 1960 и 1961 годах соответственно. Отличаются они максимальными боевыми дальностью и высотой полета (что достигнуто в основном за счет мощности маршевого двигателя), типом стартового ускорителя и видом излучения активной радиолокационной головки самонаведения. Боевые максимальные дальности их полета составляют 420 и 700 км соответственно. Переход в ГСН с импульсного излучения (вариант А) к непрерывному (модификация В) повысил возможности ЗУР по перехвату низколетящих целей.

ЗРК "BOMARC" CIM-10A/В ("БОМАРК")

ЗУР "Бомарк" в музее ВВС США

Команды для наведения ЗУР "Бомарк" вырабатываются цифровой ЭВМ центра наведения сектора ПВО системы "Сейдж" и передаются по подземным кабелям на станции передачи радиокоманд, откуда поступают на борт ракеты. В эту ЭВМ вводятся данные о целях, получаемых от многочисленных РЛС обнаружения и опознавания системы "Сейдж".

Пусковая установка для ЗУР обеих модификаций единая. Она является стационарной, рассчитана на одну ракету и обеспечивает ее вертикальный запуск. Построенные рядом 30-60 пусковых установок составляют базу ЗУР, стартовую площадку. Каждая такая база соединяется подземными кабелями с соответствующим центром системы "Сейдж", находящемся от нее на удалении от 80 до 480 км.

Существует несколько типов пусковых ангаров для ЗУР "Бомарк": со сдвигаемой крышей, с раздвижными стенками и др. В первом варианте блочное железобетонное укрытие (длина 18,3, ширина 12,8, высота 3,9 м) для пусковой установки состоит из двух частей: пускового отсека, в котором смонтирована собственно пусковая установка, и отсека с рядом комнат, где размещены контрольные приборы и аппаратура управления пуском ЗУР. Для приведения пусковой установки в боевое положение гидроприводами, работающими от компрессорной станции, раздвигаются створки крыши (два щита толщиной 0,56 м и весом 15 т каждый). Ракета поднимается стрелой из горизонтального в вертикальное положение. На эти операции, а также на включение бортовой аппаратуры ЗУР затрачивается до 2 минут.

База ЗУР состоит из цеха сборки и ремонта, собственно пусковых установок и компрессорной станции.
В цехе сборки и ремонта производится сборка ракет, поступающих на базу в разобранном виде в отдельных транспортных контейнерах. В этом же цехе выполняется необходимый ремонт ЗУР.

ЗРК "BOMARC" CIM-10A/В ("БОМАРК")

Компоновочная схема ЗУР "Бомарк А" (а) и "Бомарк Б" (б):
1 - головка самонаведения; 2 - электронная аппаратура; 3 - боевой отсек; 4 - боевой отсек, электронная аппаратура, электробатарея; 5 - ПВРД

Зенитная управляемая ракета "Бомарк" модификаций А и В сверхзвуковая (максимальные скорости полета 850 и 1300 м/с соответственно) и имеет самолетную схему (аналогичная советскому самолету-снаряду "Ту-131"). На максимальные дальности и высоту она летит при работающих двух маршевых ПВРД на жидком топливе (стадия активного полета). В качестве стартового ускорителя в ракете А использован ЖРД, а в ракете В - РДТТ.

По внешнему виду модификации ракет А и В мало отличаются друг от друга. Их стартовый вес составляет 6860 и 7272 кг; длина 14,3 и 13,7 м соответственно. Они имеют одинаковые диаметры корпусов - 0,89 м, размах крыльев - 5,54 м и стабилизаторов 3,2 м.

Головной радиопрозрачный обтекатель корпуса ЗУР, изготовленный из стеклотекстолита, прикрывает головку самонаведения. Цилиндрическую часть корпуса в основном занимает стальной несущий бак для жидкого топлива ПВРД.

Поворотные крылья имеют стреловидность передней кромки 50 град. Они не поворачиваются целиком, а имеют на концах треугольные элероны - консоль каждого около 1 м, которые обеспечивают управление полетом по курсу, тангажу и крену.

ЗРК "BOMARC" CIM-10A/В ("БОМАРК")

Старт ЗУР "Бомарк"

В качестве активной радиолокационной головки самонаведения для ракет использованы модернизированные самолетные РЛС перехвата и прицеливания. У ракеты А ГСН импульсная, работающая в трехсантиметровом диапазоне радиоволн. Ракета В имеет головку с непрерывным излучением, использующую принцип селекции движущейся цели по доплеровской скорости. Это позволяет наводить ЗУР на низколетящие цели, цели - постановщики активных помех. Дальность действия ГСН - 20 км.

Боевая часть весом около 150 кг может быть обычной или ядерной. Тротиловый эквивалент ядерной БЧ - 0,1 - 0,5 Мт, что, как считают, обеспечивает уничтожение самолета при промахе до 800 м. Подрыв БЧ у цели производится либо радиолокационным неконтактным взрывательным устройством на ракете А, или по команде ГСН на ракете В.
Для электропитания бортовой аппаратуры ЗУР применяются серебряно-цинковые аккумуляторы.

Стартовым ускорителем для ракеты А служит ЖРД, работающий на керосине с добавкой несимметричного диметилгидразина и азотной кислоте. Этот двигатель работает 45 сек, разгоняя ракету до скорости, при которой включается ПВРД на высоте около 10 км.

В ракете В стартовым ускорителем является РДТТ, корпус которого отделяется после выгорания топлива. Применение РДТТ вместо ЖРД позволило сократить время разгона ЗУР, упростило эксплуатацию и повысило надежность ракеты.

В обеих модификациях ЗУР в качестве маршевых двигателей применены по два ПВРД на жидком топливе, укрепленные на пилоне под корпусом ракеты. Диаметр каждого из этих двигателей 0,75, а длина 4,4 м. Горючим служит бензин с октановым числом 80.

ПВРД ракеты наиболее эффективны на крейсерской высоте полета. Для ракеты А она составляет 18,3 км, а для ракеты В - 20 км.

ЗРК "BOMARC" CIM-10A/В ("БОМАРК")

Схема действия ЗРК "Бомарк" по командам системы "Сейдж":
1 - пусковые установки (ангары); 2 - стартовый участок траектории; 3 - маршевый участок траектории; 4 - конечный участок траетории; 5 - командный пункт дивизиона перехватчиков; 6 - линии передачи данных; 7 - донесения о состоянии боевых средств; 8 - предпусковые даннные; 9 - оперативный центр системы "Сейдж"; 10 - станция передачи команд на борт ЗУР; 11 - РЛС дальнего обнаружения сектора ПВО; 12 - радиолокационная информация о цели и ЗУР; 13 - команды наведения.


Управляемая траектория полета ЗУР "Бомарк" к цели разделяется на три участка.
Первый, вертикальный - участок набора высоты. В ракете А до достижения сверхзвуковой скорости производится программное газодинамическое управление за счет поворотов на кардане стартового ЖРД, а по достижении этой скорости - аэродинамическое управление элеронами. У ракеты В из-за более интенсивного разгона стартовым РДТТ эффективное аэродинамическое управление становиться возможным гораздо раньше. Вертикально ЗУР летит до высоты крейсерского полета, затем разворачивается на цель. К этому времени РЛС сопровождения обнаруживает ее и переходит на автосопровождение, используя бортовой радиоответчик.
Второй, горизонтальный - участок маршевого полета на крейсерской высоте в район цели. Команды теленаведения на этом участке поступают от станции передачи радиокоманд системы "Сейдж". В зависимости от маневров обстреливаемой цели вид траектории полета ЗУР на этом участке может изменяться.

Третий участок - участок непосредственной атаки цели, когда по радиокомандам с земли активная радиолокационная ГСН ЗУР производит поиск цели. После "захвата" головкой цели связь с наземными средствами теленаведения прекращается, и ракета летит, наводясь автономно.

Модернизация

В 1961 г. принимается на вооружение улучшенная модификация ЗУР "Бомарк" - "Супер-Бомарк" IМ-99В.

Заключение

ЗРК "BOMARC" CIM-10A/В ("БОМАРК")

ЗУР "Бомарк" в Музее вооружения ВВС США

Ракетами этого комплекса были защищены 6 стратегических объектов на территории США и два - на территории Канады.

Оба типа ЗУР сняты с вооружения в 1972 году.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. ПАТРОН 8 августа 2011 16:45
    ракета с ядерной БЧ наиболее эффективна против групповой цели,но никак не против одного самолёта-слишком нерационально!Да и что это за ракета которая промахивается на 800 метров?!Кто-нибудь знает какая ПРО/ПВО была эффективнее на тот момент СССР или США?
    ПАТРОН
    1. SuperDuck 8 августа 2011 17:29
      Цитата: ПАТРОН
      Кто-нибудь знает какая ПРО/ПВО была эффективнее на тот момент СССР или США?

      Слава богу никто не испытывал :-)
      Но думаю СССР, потому что у США почти все ударные ядерные объекты которые должны стать первой жертвой превентивных ударов были морского базирования, потому сухопутным ПРО/ПВО они могли уделять куда меньше внимания. С200 наш уже в те годы был куда интереснее.
      SuperDuck
      1. ПАТРОН 8 августа 2011 22:55
        С-200 она ведь среднего радиуса действия?А эта я так понимаю дальнего
        ПАТРОН
  2. berimor 6 июля 2012 22:53
    К сожалению, не все ТТХ БОМАРКа известны. Но судя по тому, что прочитал, по состоянию на 1952-1957 годы, эта система превосходила наши комплексы: С-25, которая прикрывала Москву, и С-75 и по дальности, и по совершенству системы наведения. Уже тогда была у них цифра и полуактивная головка самонаведения на конечном участке, а это было много позже использовано на наших С-200. По дальности, по крайней мере, не сопоставимы. БОМАРК - до 400 км, С-25 и С-75 - до 40 км. А ЗРК дальнего действия С-200 с дальностью до 240 км на тот период мы не имели. Да и система управления у нас была довольно примитивная и очччень человекоемкая. Я отвечаю за свои слова - 30 лет прослужил в системе ПВО страны. То- есть можно сказать, что наша система ПВО была непохой, но чень затратной. Она соостветствовала тому уровню развития нашей электроники. Мы сильно отставали в этой области. Вспомните про кибернетику да и некоторые другие фундаментальные науки, которые считались лженаукой и на ученых устраивали настоящую охоту и подвергали абстрокизму, а то и в лагерек ссылали.
    berimor

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня