Океанографическое судно проекта 22010 «Крюйс»

Океанографическое исследовательское судно проекта 22010 шифр работ «Крюйс» было создано Центральным морским конструкторским бюро (ЦМКБ) «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Главный конструктор — Александр Форст, ответственный в ЦМКБ «Алмаз» за направление морских судов обеспечения и кораблей специального назначения. Постройка корабля велась в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». Основные задачи корабля — исследования морского дна и поиск различных затонувших предметов. Постройка корабля осуществлялась по заказу Минобороны РФ, корабль предназначен для ГУГИ (Главного управления глубоководных исследований).

Контракт на постройку судов проекта 22010 «Янтарь» и проекта 11982 «Селигер» (опытовое судно) на сумму 7 миллиардов рублей был подписан между ГУГИ ВМФ России и судостроительным заводом «Янтарь» 16 февраля 2009 года. Закладка судна состоялась 8 июля 2010 года, в день 65-летия завода «Янтарь» и в честь этой даты было названо его именем. Корпус судна был выведен из эллинга цеха №178 31 мая 2012 года, 5 декабря 2012 года судно было спущено на воду. 19 июня 2014 года начались швартовые испытания корабля, а 23 мая 2015 года корабль был передан ВМФ России.

Океанографическое судно проекта 22010 «Крюйс»



В церемонии подъема на корабле Андреевского флага приняли участие вице-адмирал А. В. Буриличев начальник Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны России (заказчик корабля), И. Б. Понамарёв первый вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), А. В. Шляхтенко гендиректор ЦМКБ «Алмаз» и вице-адмирал В. П. Кравчук командующий Балтийским флотом. Исследовательское судно «Янтарь» — это первый пункт достаточно напряженной сдаточной программы калининградского судостроительного завода на 2015 год. До конца текущего года предприятие должно передать заказчику еще 3 корабля — СКР «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», а также БДК «Иван Грен». Ни на одном другом предприятии ОСК в настоящее время нет такой насыщенной сдаточной программы, как на калининградском «Янтаре». По опыту эксплуатации головного корабля проекта 22010 «Янтарь» будет принято дальнейшее решение о постройке второго корабля по данному проекту для российского Тихоокеанского флота.

Океанографическое судно «Янтарь» с неограниченной зоной действия является головным судном проекта 22010. Это корабль нового поколения, который по своим характеристикам и возможностям существенно превосходит корабли советского океанического флота. Согласно оценкам разработчиков, по своему комплексу технических средств головное судное «Янтарь» не имеет аналогов в мире. Судно предназначено не только для исследования толщи Мирового океана, но и его дна. Для этого на корабле имеются специальные глубоководные обитаемые и автономные необитаемые подводные аппараты, которые в состоянии погружаться на глубину порядка 6 тысяч метров. Также океанографическое судно может использоваться в спасательных целях, установленное на нем оборудование позволит вести поиск затонувших объектов на морском и океанском дне. Корабль может принимать на свой борт вертолеты, на нем имеется площадка для взлета и посадки одного вертолета.

Океанографическое судно проекта 22010 «Крюйс»


Именно обитаемые автономные глубоководные аппараты (АГА), носителем которых является «Янтарь», являются его основным специальным снаряжением. На корабле могут использоваться АГА двух типов: проекта 16810 «Русь» и проекта 16811 «Консул». Сообщается, что корабль «Янтарь» проекта 22010 может одновременно нести и обеспечивать использование двух аппаратов данного типа. В некоторых источниках также содержится информация о том, что данный корабль может быть носителем глубоководных обитаемых аппаратов «Мир». Автономные глубоководные аппараты «Русь» и «Консул» в состоянии опускаться на глубину до 6000 метров и 6270 метров соответственно. Ресурс аппаратов — до 500 погружений на глубину более 4000 метров и 1000 погружений на глубину до 4000 метров. Назначение аппаратов «Русь» и «Консул»: видеосъемка и классификация объектов, расположенных на морском дне; проведение подводных технических работ при помощи манипуляторного устройства; обследование подводных объектов и сооружений; доставка на грунт или подъем на поверхность различных предметов массой до 200 кг.

Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» — головной корабль проекта 22010, созданный специалистами ЦМКБ «Алмаз». Водоизмещение корабля составляет 5,2 тысячи тонн, длина — 108,1 метра, ширина 17,2 метра. Это единственные характеристики корабля, которые имеются в свободном доступе на сайтах ОСК и судостроительного завода «Янтарь». Также в сети есть информация о том, что скорость полного хода корабля составит 15 узлов, а его экипаж от 50 до 60 человек. Силовая установка корабля включает в себя две винто-рулевых колонки (ВРК) с винтами фиксированного шага (ВФШ), два подруливающих устройств и четыре ДГ по 1600 кВт каждый.

Океанографическое судно проекта 22010 «Крюйс»


Министерство обороны РФ рассматривает возможность вывода океанографического исследовательского судна проекта 22010 в серию в случае проведения успешных испытаний технических возможностей головного корабля «Янтарь», об этом в интервью журналистам РИА Новости рассказал временно исполняющий обязанности генерального директора Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Олег Шумаков. Он говорит: «Учитывая большое количество технических средств, которые в состоянии осуществлять подводные и глубоководные исследования, установленных на корабле проекта 22010, я полагаю, что данный проект будет продолжен, с заказчиком у нас уже ведутся такие переговоры». В августе текущего года исследовательское судно «Янтарь» уйдет в Атлантику, где продолжатся испытания всех его имеющихся технических средств. К октябрю 2015 года испытания должны быть закончены, и в зависимости от успешности данных испытаний заказчик примет окончательное решение о постройке серии таких кораблей.

Океанографическое судно проекта 22010 «Крюйс»


Океанографическое судно проекта 22010 «Крюйс»


Источники информации:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-707.html
http://www.shipyard-yantar.ru/ru/press/259--lr-.html
http://www.korabli.eu/galleries/oboi/voennye-korabli/yantar
http://ria.ru/defense_safety/20150520/1065498684.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 15
  1. Azzi 29 июня 2015 08:22
    Что за конструкция с воротами по боку? Что там или для чего это, кто знает?
    1. паниковский 29 июня 2015 09:18
      спа салон для боевых моржей. вы статью прочитали или только картинки рассматривали?
      1. Azzi 29 июня 2015 11:14
        Мил человек, вас вопросом на вопрос, в какой синаноге учили отвечать? Где в статье про сии ворота? Тыкни носом любезный.
        1. кайман Гена 29 июня 2015 19:05
          Цитата: Azzi
          Мил человек, вас вопросом на вопрос, в какой синаноге учили отвечать? Где в статье про сии ворота? Тыкни носом любезный.

          про ворота, для чего они нужны, сообразит даже школьник, а тыкают носом только имбецилов с олигофренами, да еще щенков, чтоб не гадили. вы человек, вполне себе половозрелый, очень умный, акцентирую на этом внимание, не задавайте идиотских вопросов впредь.
    2. Dima Čalevo 29 июня 2015 10:21
      по-любому ангар для глубоководных аппаратов
    3. Kibalchish 29 июня 2015 10:57
      Клетка для кракена)
    4. Комментарий был удален.
  2. кобальт 29 июня 2015 09:08
    Глаз радуется на работу судостроителей, молодцы.
  3. пенсионер 29 июня 2015 10:54
    Прекрасный мирный трактор. Начинка там, наверняка, интересная...
    1. stalkerwalker 29 июня 2015 18:17
      Цитата: пенсионер
      Начинка там, наверняка, интересная...

      Лишь бы работала как надо...
      Юрий, привет!
      hi
      А вАще-то головные суда (корабли) - это головная боль для экипажа, даже для опытного. Пока разберутся "что-по-чём" - не одна тонна солёного пота сойдёт с экипажа, не один седой волос прибавится в причёсках моряков.
      На последующем, после головного, судне будут на ходу исправлять недостатки и упущения проектировщиков и судостроителей.
      И только начиная с третьего пароходика, можно говорить, что "жизнь судна удалась".
      Но здесь начинаются подводные рифы комплектования экипажей. Следует учесть, что необходимо найти грамотных и опытных моряков, которые смогут обслуживать как палубные механизмы (Deck crew), так и ГД наряду с др.механизмами МО (ME crew). А тут - засада. Все грамотные моряки ДАВНО разбежались по иностранным компаниям ( почему - отдельный вопрос). А разница в подготовке военных и гражданским моряков - огромная.
      И не стоит сбрасывать со счетов "любовь" нашего народа к горячительному, что при плавании в открытом море приводит к драмам и трагедиям.
      Остаётся только пожелать, чтобы эти красивые кораблики плавали долго и РЕЗУЛЬТАТИВНО.
      1. пенсионер 30 июня 2015 07:22
        Цитата: stalkerwalker
        Юрий, привет!

        Привет Ильич! drinks
        Цитата: stalkerwalker
        "любовь" нашего народа к горячительному

        Ох, наговариваешь ты на нас recourse ...Грех это. sad
        1. stalkerwalker 30 июня 2015 13:13
          Цитата: пенсионер
          Ох, наговариваешь ты на нас

          Ja-ja, naturlich ... laughing
          Цитата: пенсионер
          ...Грех это

          А кто не без греха? fellow
  4. перекур 29 июня 2015 15:19
    Ведь можем и должны строить! Слава судостроителям "Янтаря"!
  5. ivanovbg 29 июня 2015 15:38
    В случае чего, недай Бог, подойдет и для спасательные операции на морском дне. Жалко, что после Курска. Пока гром не грянет, мужик не перекреститься.
  6. старик54 29 июня 2015 16:33
    Статье "+", очень толково и информативно написано!
    Ну что, товарищи, можно смело сказать, что неофишируемая программа РФ по созданию авотматического оружия возмездия на случай молниеносного ядерного нападения на страну входит в свой заключтильный этап! good И данные корабли проекта 22010 являються одним из её составных элементов. То, что окрабль имеет специализацию детального обследования дна говорит о том, что он, вполне возможно, предназначен, в первую очередь, подыскивать пригодные места для закладок (специальными АПЛ) новых, полностью автоматических, необитаемых пусковых контейнеров с БРПЛ, возможно типа "Булава". "Янтарь" будет иследовать дно на предмет его соответсвия неким заданным стандартам: ровности по горизонту (что бы не сильные скосы были); харктер грунта дна (что бы не проваливася в него тяжеленный контейнер) ну и глубина места конечно сооответствовала и ещё ряд параметров. Т.е. будет формировать общий "банк данных" мест потенциально подходящими для закладки таких пусковых в различных частях мирового океана. wink
    Несколько лет назад в состав СФ, в слиы "ОБЕСПЕЧЕНИЯ" флота, вошёл очень оригинальный корабль, полностью на электродвижении и ещё и на подруливающих. Имеет мощнейший кран на корме. Из всего этого напрашивается вывод что он предназначен для подъёма с дна очень тяжёлых объектов. Электродвижение и подрульки (при очень небольших его размерах) нужны для того, что удерживать судно над подымаемым объектом точно, без постановки на якоря, что означает оперативность подъёма (пришли - подняли быстренько - и ушли). Неудивлюсь что на боту этого морского крана есть своя декомпрессионая барокамера прочее оборудования для обеспечение деятельность водолазов. Это вророй элемнт системы автоматизироавнного оружия подводного старта МБР, но для его извлечения со дна на обслуживание, ТО, замену АКБ. Уже после нескольких лет нахождения на дежурстве на дне. wink bully
    Осталось дело за АПЛ спец. постройки, возможно переделка из 667 проекта, для подводной закладки такого пускового контейнера. Вполне возможно она уже строиться/переделывается, мы просто про это не знаем. Ну и сами автоматические контейнеры с 4 или 6 шахтами БРПЛ. Будут лежать на дне и переодически выходить на связь, на приём, ожидая приказа на запуск своих ракет по заранее установленным в них целям. soldier
    Уверен, что всё это так, и про "Алмаз" и про систему ответки. Тем более что около года назад, в начале большого конфликта с западом из-за уропии, в СМИ проскакивала информация от МО РФ что мол тогда мы будет реализовавывать данную систему ответного удара, описанную у меня, в общем, в посте.
    hi
    1. gjv 29 июня 2015 17:35
      Цитата: старик54
      Несколько лет назад в состав СФ, в слиы "ОБЕСПЕЧЕНИЯ" флота, вошёл очень оригинальный корабль, полностью на электродвижении и ещё и на подруливающих. Имеет мощнейший кран на корме. Из всего этого напрашивается вывод что он предназначен для подъёма с дна очень тяжёлых объектов.

      Старик, прямо все секреты раскрыл! Как не ай-я-яй? Или специально натовцев дразнишь-напугиваешь?
      Вот этот "пароходик"?

      Спасательное буксирное судно (пр.20180) / морской транспорт вооружения (пр.20180ТВ) / поисково-спасательный корабль / морское судно обеспечения (пр.20183). Проект разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург), главный конструктор - А.А.Форст (в т.ч. пр.20180ТВ). Предполагается строительство серии 5-6 кораблей. Головной корабль "Звездочка" с заводским №01218 заложен на центре судостроения / судоремонтном заводе "Звездочка" 03 сентября 2004 г., спущен на воду 20.12.2007 г. контрольный выход в море для завершения государственных испытаний состоялся после 15 июня 2010 г. Корабль принят на вооружение Северного флота ВМФ России 24.07.2010 г. Порт приписки - Северодвинск. Корабль участвует в испытаниях новых систем техники совместно с подводной лодкой Б-90 "Саров" пр.20120.
      Или вот этот?

      Килектор (также киллихтер - от нидерл. kiellichter: kiel - балка, lichter - грузовое судно) — вспомогательное судно для подводных грузовых работ: постановки мёртвых якорей, бонов, расчистки фарватеров, подъёма затонувших объектов и т. д. Обычно низкобортное однопалубное, с мощным грузоподъемным устройством, размещённым, как правило, в кормовой части. По существу они представляют собой мореходный быстроходный вариант плавкрана. В ряде флотов использовались как спасательные суда для подводных лодок и обслуживания подводных работ.
      gjv
      1. gjv 29 июня 2015 17:40
        Цитата: gjv
        Корабль участвует в испытаниях новых систем техники совместно с подводной лодкой Б-90 "Саров" пр.20120.

        Назначение ПЛ - опытовая подводная лодка для испытания и отработки применения различных систем вооружения, а так же, вероятно, для испытаний новых типов энергетических установок для подводных лодок - вспомогательной ядерной силовой установки или воздухонезависимой ЭУ.
        В сети Интернет обсуждается так же несколько вариантов предназначения ПЛ, которые пока представляются крайне сомнительными:
        - опытная ПЛ-носитель нового типа крупногабаритного ракетно-торпедного вооружения (1-2 гигантских горизонтальных ПУ);
        - опытная ПЛ-носитель крупногабаритного автономного подводного аппарата с ядерной силовой установкой (если это так, то возможно речь об аппарате-аналоге АПА класса PALTUS, по западным данным применяемым с ПЛА типа YANKEE STRETCH и DELTA III STRETCH);
        - опытная ПЛ-носитель нескольких автономных подводных аппаратов.
        Конструкция ПЛ - двухкорпусная. По бокам в передней части корпуса ПЛ комфомные обтекаемые блоки - с большой вероятностью предназначены для размещения дополнительной компенсирующей балластной системы используемой при испытаниях опытных образцов торпед и других средств поражения. Есть так же мнение, что это атавизм первоначального проекта "Сарган" с неизвестным назначением, который пока (или вообще) не используется.
        gjv
      2. старик54 29 июня 2015 22:50
        Цитата: gjv
        Вот этот "пароходик"?

        ага, он самый wink
        спасибо что дополнили, я уж не сал разводить подробностей good
        Цитата: gjv
        Спасательное буксирное судно (пр.20180) / морской транспорт вооружения (пр.20180ТВ) / поисково-спасательный корабль / морское судно обеспечения (пр.20183)

        ну написать то оф-но могут много чего, в части его назанчения. Вон про катера типа "РАптор" пишут что они противодиверсионные, хотя понятно что они как раз призваны высаживать или забирать ДРГ на недружественный берег. Так и тут ... понаписано. Хотя конечно его назанчениие многогранно, не только закладки с БРПЛ со дна вытаскивать. Ждём ещё спец. НК-транспортировщик этих контейнеров, скорее всего типа корабль-док, т.к. на "Звёздочке" не прдусмотрено хранение габаритных грузов, а конструкция крана не позволяет грузить их в суда типа сухогруз.
        Старик, прямо все секреты раскрыл! Как не ай-я-яй?

        дану, вы думаете что они и так не знают что-ли? Выочень плохо о них думаете! bully Такую мощную программу не скрыть, тем более про неё открыто в СМИ намекали уже. soldier
        hi
        1. gjv 30 июня 2015 06:46
          Цитата: старик54
          конструкция крана не позволяет грузить их в суда типа сухогруз.

          А м.б. Даугава и Анадырь уже всё расставили и теперь дело только за обслуживанием. Вероятно Анадырь оттого и продали норвегам под буровую установку, что задачу выполнил.
          А обеспечение секретности - всё же вопрос серьёзный. Как скрытность обслуживания подводного контейнера осуществлять? Насчёт осведомлённости натовцев особых сомнений не испытываю. Мой командир на этот счёт говорил: -"Ты слишком близко к сердцу не принимай. Раз ты у нас служишь, то супостаты уже знают и с кем спала твоя бабушка, и сколько у неё вставных зубов".
          gjv
          1. старик54 30 июня 2015 15:14
            Цитата: gjv
            А м.б. Даугава и Анадырь уже всё расставили и теперь дело только за обслуживанием.

            о чём речь, простите?
            Цитата: gjv
            А обеспечение секретности - всё же вопрос серьёзный. Как скрытность обслуживания подводного контейнера осуществлять?

            я невкурсе деталей проекта. вот вся секретность. самое основное, как раз в ньюанасах проекта и есть: конкретные места закладок; частоты выхода на связь; коды доступа к управлению; система защиты от несанкционированного подключения к блоку управления (наверняка будут внешние разъёмы для подводного подключения внешнего блока управления контейнером, чтобы активировать его уже на дне сразу после установки с АПЛ и выключить его полностью перед началом подъёма с грунта на поверхность на ТО).
            Недумаю, что их будут раскидывать по всему мировому океану, тем более в районах сложно конторолируемых нашим ВМФ. Скорее всего в своих же тер. водах, ну или поблизости отних, в эконом водах. Главное что бы район был под присмотром и позволял быстро реагировать на подозрительную активность чужого флота там. т.к. глубины закладки будут в пределах 100 метров (т.к. глубины старта современных БРПЛ от 30 до 60 метров) то возможен редкий контроль спец. группами легководолазов, замаскироанных под простых дайверов-романтиков на гражданских катерах. Оринтировочные места закладок (на мой взгляд) незамерзающая часть Баренцева моря (возможно Шпицпербеген), Курильская гряда и Сахалин, прибрежные воды Крыма. Теоритически можно даже в озёра большие будет закладывать, ни или на Каспии том же. wink
            Вообще обнаружить его на дне будет крайне сложно, т.к. затонувших объектов и так хватает там и ещё один не привлечёт внимания. Гидродинамических шумов от него 0, аккустических шумы лимит стремящийся к 0, т.к. в режиме ожидания у него работает только небольшой комп управления, ну и во время выхода на связь запускается лебёдка паравана на время, после опять тишина. Слабое место это банальное предательство и слежение за АПЛ установщиком и фиксация места закладки. Наверное как-то будут это вопрос решать. bully
            Несомненный + проекта перед наземными ШПУ невозможность его обнаружить и значит привентивно уничтожить, в отличае от НШПУ. Внезапность атаки МБР, что ставит в "неловкое" положение морское ПРО типа Иджис. Несомненный + в отличае от РПКСН в том что он 24 часа в боевой на протяжении нескольких лет, его в отличае от АПЛ отследить практически невозможно, отсутвует человеческий фактор.
            hi
  7. ivanovbg 30 июня 2015 02:05
    полностью автоматических, необитаемых пусковых контейнеров с БРПЛ, возможно типа "Булава"


    Да что Вы все, с ума сошли, что ли? Оставить безхозную ядерную боеголовку в открытом море, где каждый желающий можеть подойди и забрать ее??? В жизни не поверю, что такое возможно.
    1. gjv 30 июня 2015 06:55
      Цитата: ivanovbg
      Да что Вы все, с ума сошли, что ли?


      Цитата: ivanovbg
      В жизни не поверю, что такое возможно.

      Не может быть того, чего не может быть.
      Невозможное возможно, если верить в чудеса.
      Корабль - "железяка", а не тонет. Самолёт - "железяка", а летает.
      Киножурнал "Хочу всё знать", извините, рекомендую. Может поможет. fellow
      gjv
  8. W zapase 1 июля 2015 10:25
    Цитата: ivanovbg
    Да что Вы все, с ума сошли, что ли? Оставить безхозную ядерную боеголовку в открытом море, где каждый желающий можеть подойди и забрать ее??? В жизни не поверю, что такое возможно.


    Такие пусковые установки придется охранять кораблям патрулируя сектор, т.е. только в своих территориальных водах и выдав местоположение "закладки". Ясное дело, что никто не оставит без присмотра такой лакомый для диверсии или провокации объект.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня