Крылатый «беглец» облетел пол-Европы

33
Крылатый «беглец» облетел пол-Европы


Эта почти фантастическая история приключилась в 1989 году: советский истребитель без пилота (т.е. никем не управляемый!) пролетел пол-Европы.

Итак, по порядку. 4 июля 1989 года полковник ВВС СССР Николай Скуридин выполнял тренировочный полет на одноместном истребителе МиГ-23М. Он поднял боевую машину с аэродрома Колобжег (Польша). Буквально через 40 секунд после взлета упала тяга двигателя, и летчик катапультировался. Но после этого двигатель вновь набрал обороты, и самолет в автоматическом режиме продолжил полёт в западном направлении.



Система опознавания «свой–чужой» была включена, и самолёт беспрепятственно пролетел над территорией Польши и ГДР.

Беспилотный МиГ, всё ещё находившийся в воздушном пространстве ГДР, был засечён радарами НАТО. Когда он пересёк границу между двумя Германиями, на перехват были подняты два истребителя F–15 «Игл». Сблизившись с нарушителем, они к огромному удивлению обнаружили пустую кабину. Убедив (не с первой попытки) диспетчера в том, что они наблюдают советский истребитель без пилота и с сорванным фонарём, лётчики получили распоряжение сбивать МиГ только в крайнем случае. Самолёт летел над густонаселёнными районами, и невозможно было предсказать, куда он может упасть с такой большой высоты.

В сопровождении «Иглов» самолет пролетел над ФРГ, Нидерландами, Бельгией и уже приближался к французской границе и городу Лилль.



Американские лётчики решили сбить самолет, если станет ясно, что он сможет достичь Лилля, но этого не потребовалось: как раз в этот момент у МиГа закончилось топливо, и он начал плавно терять высоту.



В 10:37 он упал на здание фермы в деревне Беллегем.



«Иглы» провели ещё 10—15 минут над местом падения, после чего вернулись на базу с минимальным запасом топлива.



При падении самолёта на здание погиб 19–летний бельгиец. СССР выплатил Бельгии компенсацию за разрушения в размере 685 тыс. долларов.

При всей невероятности это далеко не единичный случай со «сбежавшим» самолетом.

11 июня 1964 года во время учебного полёта на Су-9У в результате опасного снижения скорости катапультировались капитан Мельников и инструктор майор Николаев. Самолёт же набрал высоту около 1300 м и после полной выработки топлива приземлился на пахоту в районе аэродрома, получив при этом серьёзные повреждения, и был списан.

25 января 1965 года во время ночного учебного полёта на истребителе Су-9 в результате отказа управления катапультировался подполковник Овчаров. Самолёт приземлился самостоятельно в 32 км от аэродрома Сары-Шаган, получив минимальные повреждения.

2 февраля 1970 года во время тренировочного полёта истребитель-перехватчик Convair F-106 вошел в штопор. На высоте 4600 м лётчик Гэри Фуст катапультировался, а самолёт на глазах у изумлённых пилотов самостоятельно вышел из штопора, снизился и приземлился на заснеженное кукурузное поле, получив минимальные повреждения.



Вскоре он был отремонтирован и вернулся в строй с накрепко прилипшим прозвищем «кукурузный бомбардировщик».

4 мая 1972 года над территорией Дании пилот британского «Харриера» катапультировался после попадания птицы в воздухозаборник. Самолёт продолжил лететь в южном направлении, вторгся в воздушное пространство ФРГ, был перехвачен немецким F-104 и после 38 минут неуправляемого полёта упал в районе Хюттена.

4 марта 1976 года во время испытаний Як-38 самопроизвольно сработала катапульта. Полковника Хомякова выбросило через остекление фонаря, а самолёт при всех работающих двигателях набрал высоту порядка 10000 м и после выработки горючего упал в овраг.

4 июля 1979 года у истребителя Hawker Hunter Mk.F6 под управлением Алика Николсона во время полёта над Северным морем заглох двигатель. После катапультирования двигатель неожиданно заработал и самолёт отправился в сторону городка Тинтагель (Англия).



Над городом двигатель заглох в последний раз, и, накренившись на правое крыло, истребитель чудом отвернул от автоцистерны с 1500 галлонами бензина и вклинился в 3,5-метровый зазор между двумя жилыми домами, повредив лишь три припаркованные машины, оранжерею и бассейн.


Самолёт при этом не взорвался и не загорелся.


22 октября 1987 года во время испытательного полёта британского истребителя-бомбардировщика «Харриер» GR.5 над графством Уилтшир произошло непреднамеренное катапультирование пилота. Неуправляемый самолёт находился в воздухе ещё около полутора часов и упал в Атлантический океан, израсходовав весь запас топлива.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    1 июля 2015 07:38
    интересные подробности... провидение Божье...а раскрыть тему ведутся ли работы по беспилотным самолетам? не беспилотникам маленьким а нормальным боевым самолетам с управлением с земли? на вот такие непредвиденные ситуации? feel
    1. +10
      1 июля 2015 16:31
      странно. когда впервые услышал историю про миг-23, лет 10 назад, иглы там не фигурировали. про него вроде узнали только когда он упал. эххх, где правда, где вымысел? :)

      вот откуда пошли истории о восстании машин :)
      1. +17
        1 июля 2015 18:03
        Цитата: руслан
        странно. когда впервые услышал историю про миг-23, лет 10 назад, иглы там не фигурировали. про него вроде узнали только когда он упал. эххх, где правда, где вымысел? :)

        Из рассекреченных документов архива МО СССР опубликован инцидент, когда в связи с неполадками в двигателе МиГ-21СМ (тип 15) пилот майор Хвостун произвел вынужденное катапультирование.
        Случай произошел на территории Харьковского военного округа в 1970 году.

        Неуправляемый самолет пролетел в западном направлении над странами Варшавского договора и вторгся на территорию тогдашней ФРГ. Аналогично на перехват были высланы истребители Бундесвера которые и доложили о не пилотируемом самолете.

        После того, как МиГ израсходовал все горючее, он приземлился на одном из аэродромов НАТО и, дозаправившись, улетел в юго-западном направлении в Атлантический океан где и исчез с радаров.

        СССР выплатил стоимость похищенного горючего и заверил НАТО, что будет проведена беседа с оставшимися самолетами.

        Позднее стал известен факт пропажи нескольких тонн авиационного керосина с одного авианосца США (имя не указывается).
        Ночная вахта утверждала, что в густом тумане слышали будто на палубу садился самолет. Пока дежурная смена консультировалась относительно своих действий, поскольку в "Хау ту" такого пункта не нашлось, пришелец покинул авианосец.
        Командование ВМФ США до сих пор считает инцидент групповым психозом текущей вахты вызванным пищевым отравлением.
        1. -2
          1 июля 2015 18:19
          Цитата: iConst
          Неуправляемый самолет пролетел

          Цитата: iConst
          После того, как МиГ израсходовал все горючее, он приземлился на одном из аэродромов НАТО и, дозаправившись, улетел в юго-западном направлении в Атлантический океан где и исчез с радаров.
          !!!
          Упс! Нестыковка. Или бред чей-то?
          1. Русский феникс
            +6
            1 июля 2015 23:04
            Цитата: SPLV
            Упс! Нестыковка. Или бред чей-то?

            ЧуВство ЮМОРА "включать" надо wink ...
          2. +5
            16 июля 2016 12:40
            Нет, это не бред. Это были испытания секретного самообучающегося боевого компьютера управления под кодовым названием "Чемодан". Произошло скачкообразное повышение скорости обработки информации и сбой в системе логических связей с уклоном в сторону экзальтации эго (синдром самообожествления). Связь с Объектом сохранялась на всем протяжении индивидуального полета. В результате "Чемодан" уговорили вернуться психологи проекта и Объект вернулся на базу ВВС СССР в Хабаровском крае после 18 суток самостоятельного полета, 9 самостоятельных посадок для дозаправок на базы НАТО, 7 самостоятельных стыковок с летающими заправщиками. Объект совершил два полноценных оборота вокруг Земли в атмосфере. Программу закрыли, посчитав ее опасной для человечества после секретного доклада на Политбюро ЦК КПСС, поскольку у Объекта установили признаки синдрома Наполеона. В конце 80х все материалы по Объекту "Чемодан" исчезли.
      2. +3
        1 июля 2015 21:18
        Цитата: руслан
        странно. когда впервые услышал историю про миг-23, лет 10 назад, иглы там не фигурировали. про него вроде узнали только когда он упал. эххх, где правда, где вымысел? :)

        Нет , еще тогда написали, что амерские истребители совершили облет МИГа и убедились в отсутствие пилота. В противном бы случае,думаю, сбили бы.
    2. +8
      1 июля 2015 16:34
      Удивило поведение лётчиков, ну за исключением самопроизвольных катапультирований.
      Почему не пытались спасти самолёты?
      Уважаемые пилоты, разъясните ситуёвину.
      1. +12
        1 июля 2015 17:03
        Потому что не всегда есть возможность проанализировать ситуацию и принять соответствующие меры. Да и счет - на доли секунды
        Реальная ситуация. Армавир. Взлетает двухместный миг-23, летчики - один инструктор, другой тоже опытный, на переподготовке. Сразу после отрыва - самолет клюет носом. Пилоты мгновенно катапультируются. Самолет восстанавливается и на автопилоте набирает высоту и продолжает полет на заданной высоте.
        Причин "кивка" - на взлете сработал тормозной парашют. Был тут же сожжен форсажной струей и больше не мешал полету. Выработав на форсаже все топливо, самолет упал в районе Буденновска.
      2. +1
        1 июля 2015 17:10
        Чего особенного обьснять--ничто человеческое не чуждо и среди нас ТРУСЫ имеются
        1. +1
          1 июля 2015 17:29
          Чего особенного обьснять--ничто человеческое не чуждо и среди нас ТРУСЫ имеются
          ________________________________________________________________________________
          _
          не понятна реакция на взгляд из нутри кабины...........я понимаю ели бы минусовали коллеги по летному делу
        2. 0
          1 июля 2015 21:23
          Цитата: fleks
          Чего особенного обьснять--ничто человеческое не чуждо и среди нас ТРУСЫ имеются

          Буквально через 40 секунд после взлета упала тяга двигателя, и летчик катапультировался.

          А что, по Вашему, должен был сделать пилот самолета, у которого на небольшой высоте отказал двигатель ? Ждать когда самолет камнем рухнет вниз ? Высоты-то нет.
          1. +2
            3 июля 2015 21:22
            Двигатель не отказал а упали всего лишь обороты а через 40 сек полета высота была уже минимум 800м. Так что высота есть скорость есть управление есть. и самое главное двигатель продолжает работать Так что думайте сами о мастере от авиации
      3. +6
        1 июля 2015 17:14
        Непонятна подборка фото--сушка и 25 но никак не 23
        1. 0
          28 июля 2016 02:12
          Цитата: fleks
          Непонятна подборка фото--сушка и 25 но никак не 23

          Обломки на земле МиГ-23
      4. +5
        1 июля 2015 17:19
        Цитата: ZVEROBOY
        Удивило поведение лётчиков, ну за исключением самопроизвольных катапультирований.
        Почему не пытались спасти самолёты?
        Уважаемые пилоты, разъясните ситуёвину.

        Занимал должность начальника политотдела 239-й истребительной авиационной дивизии в Северной группе войск. Конспекты по марксизму-ленинизму замучили. lol
        1. +1
          27 июля 2016 17:28
          Это точно, политзанятия были превыше самой боевой подготовки, в обязательном порядке нужно было конспектировать высказывания "мудрейших" от власти и за отсутствие оных в тетради для политзанятий строго спрашивали.
    3. +5
      1 июля 2015 17:08
      Интересная статья, хотя про данный случай уже читал в разных источниках.
      Фото МиГ-25ЛЛ в статье понятно. Иллюстрация процесса катапультирования. Но.
      Вот только почему на главной фото к статье изображен Су-27/Су-30, который, как-то слабо смахивает на МиГ-23М понять не могу.
  2. +5
    1 июля 2015 16:35
    "упала тяга двигателя, и летчик катапультировался." Где-то читал, что на борту самолета произошло возгорание в двигателе и летчик катапультировался. Автоматическая система пожаротушения погасила пламя и самолет полетел дальше...
    1. +4
      1 июля 2015 20:00
      Да нет у него на самом деле выключился форсаж через сорок сек.после взлета,по регламенту он был обязан катапультироваться ибо в такой конфиг.на взлете он подобен кирпичу и времени на раздумье у него не было(при отказе двиг. На взлете у пилота от силы 10 до катастрофы) так что винить его нечем .Он действовал по правилам.

      P.S. Если вы думаете ,что в советские времена было меньше аварий, Вы сильно ошибаетесь Прото тогда о них молчали.Я работал в отделе надежности одного из авиационных заводов,так у нас на11 инженеров было постоянно на исследовании как минимум 4 предпосылки и1 ч.п. На каждого,время исследования максимум 2 мес. Вот и считайте , а таких заводов с такими отделами было в СССР много.
  3. +2
    1 июля 2015 16:35
    Вот так чудеса)))) Самолеты сами летают...бойся ЕВРОПА!!! И Америка пусть приссыкивает, в другой раз запасной бак от КАМАЗа поставим чтоб долететь и упасть на белый дом laughing
    1. bred.st
      +1
      1 июля 2015 16:58
      Там надо будет не только бак от камаза, а что нибудь еще по серьезнее.
  4. +1
    1 июля 2015 16:56
    Что тут скажешь. Бывает же такое, и такое тоже бывает. what
  5. +1
    1 июля 2015 17:05
    Не в тему но всё же, как-то передачу смотрел, разговор шел о том чтоб на МиГ-27 воткнуть движок от Су-27 но что-то там с размерами фюзеляжа не то. Короче был бы хорошей заменой Су-24, чуть экономичней. Но это ж надо все заводы и на заводах переделывать. Короче чьё-то предложение замяли. Дорого видимо, очень дорого это всё. Но ведь можно. Вот Су-34 и Ту-22м3 одни задачи выполняют с большими затратами, а меньший собрат тот же МиГ-27 с движком от сушки, другие. И Сегодня возможно был бы потомок мига с одним двиглом, фронтовой бомбер меньших размеров, с крылом изменяемой геометрии и допустим без вертикального оперения и так далее. МиГ-47 с ОВТ
  6. +8
    1 июля 2015 17:12
    Лётчик ОБЯЗАН катапультироваться в случаях:
    1.полная потеря управляемости самолета; (заклинивание рулей)
    2.пожар на самолете, который принятыми мерами ликвидировать не удалось;
    3.отказ двигателя при полете над местностью, не позволяющей произвести безопасно вынужденную посадку (неуверенность летчика в способности произвести вынужденную посадку);
    4.разрушение самолета в воздухе;
    5.невыход самолета из штопора, глубокой спирали, потеря пространственного положения и невозможность его восстановления до высоты, указанной в инструкции летчику;
    6.потеря ориентировки, при невозможности вывода самолета на свой или другой аэродром или если остаток топлива не обеспечивает подбор площадки, а местность под самолетом непригодна для выполнения вынужденной посадки;
    7.полное расходование топлива при полете над местностью, не позволяющей произвести вынужденную посадку;
    8. невозможность продолжения дальнейшего полета и производства посадки из-за ухудшения самочувствия летчика.
  7. 0
    1 июля 2015 17:19
    Иноходцы. Не под седлом и без узды, вроде так.
  8. +3
    1 июля 2015 17:20
    Цитата: ZVEROBOY
    Удивило поведение лётчиков, ну за исключением самопроизвольных катапультирований.
    Почему не пытались спасти самолёты?
    Уважаемые пилоты, разъясните ситуёвину.

    Пилот действует согласно инструкции,ибо жизнь и здоровье подготовленного летчика стоят дороже "железа".
    1. +1
      1 июля 2015 18:11
      Цитата: gladysheff2010
      ,ибо жизнь и здоровье подготовленного летчика стоят дороже "железа".

      Поддерживаю. Даже если отбросить моральный аспект, оставив голую экономику, подготовка пилота стоит не меньше стоимости самолета, а то и больше.
  9. +3
    1 июля 2015 17:56
    Подтверждаю - случай был. В статье всё написано правильно. Могу добавить следующее: пилотировал самолёт начальник политотдела полка (замполит). В то время я служил в ГСВГ начальником РЛС на юге ГДР. Как мне позже рассказал мой товарищ с вышестоящего штаба, мой расчёт был единственным, который устойчиво сопровождал эту цель, за что был поощрён Ком. ГСВГ (благодарность). По некоторым слухам натовских летунов позже проверяли на детекторе лжи и на "дурку".
    1. +3
      1 июля 2015 21:27
      Цитата: Иль-Хам
      По некоторым слухам натовских летунов позже проверяли на детекторе лжи и на "дурку".

      Интересно было бы почитать переговоры пилотов 15-х и диспетчера. Думаю, что слова диспетчера о отсутствии пилота в кабине МИГа звучали бы,как минимум, так-Вы там что, перепились ? Самолет без пилота лететь не может ! Наверняка ответ был таков-Вот сам взлети и посмотри.
  10. +3
    1 июля 2015 19:20
    Вот так почитаешь и начнёшь верить в загробную жизнь и переселение души...
    Когда-то читал про крутой и дорогой автомобиль, который убивал своих хозяев. Когда решили разобраться в проблеме, нашли скрученный пучок проводов, внешне напоминающий человеческий мозг...Вот и будь атеистом после этого...
  11. 0
    1 июля 2015 19:51
    Цитата: prosto_rgb
    Интересная статья, хотя про данный случай уже читал в разных источниках.
    Фото МиГ-25ЛЛ в статье понятно. Иллюстрация процесса катапультирования. Но.
    Вот только почему на главной фото к статье изображен Су-27/Су-30, который, как-то слабо смахивает на МиГ-23М понять не могу.

    так на фото снизу хвостовая часть мига двадцать третьего
  12. +4
    1 июля 2015 21:39
    Я помню этот случай. На МиГ-23 установлена наша бортовая аппаратура РСБН-6 ( "ВНИИИРА"), на которой мы и отрабатывали автоматические полеты. Редакция относитесь, пожалуйста, внимательно к тексту и фото. Вы изобразили разные машины. Честь имею.
    1. Русский феникс
      +2
      1 июля 2015 23:10
      Цитата: мичман
      Редакция относитесь, пожалуйста, внимательно к тексту и фото. Вы изобразили разные машины.

      Вы о "спарке" из которой производится катапультирование ?

      Ничего нет зазорного,в том,что ПРОЦЕСС ПОКИДАНИЯ самолёта,проиллюстрирован другим фото...
  13. +2
    2 июля 2015 13:24
    Про этот Convair F-106 читал как-то, что он (самолёт) плавно сел на брюхо в зимнее время и движок свистел ещё часа полтора, периодически дёргаясь по снегу, пока не выработался весь керосин.
  14. +2
    3 июля 2015 23:18
    По ARD и ZTF несколько дней крутили момент как 15-е к нему подлетели и снимали на камеру пустую кабину. Так что к ним никаких вопросов быть не могло. Телевизор смотрел лично, служил в это время в ЗГВ
  15. 0
    28 июля 2016 15:44
    Вот всегда хотел быть летчиком. А меня-в ПВО. Класс! Не дали полетать...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»