Крылатый «беглец» облетел пол-Европы

Крылатый «беглец» облетел пол-Европы


Эта почти фантастическая история приключилась в 1989 году: советский истребитель без пилота (т.е. никем не управляемый!) пролетел пол-Европы.

Итак, по порядку. 4 июля 1989 года полковник ВВС СССР Николай Скуридин выполнял тренировочный полет на одноместном истребителе МиГ-23М. Он поднял боевую машину с аэродрома Колобжег (Польша). Буквально через 40 секунд после взлета упала тяга двигателя, и летчик катапультировался. Но после этого двигатель вновь набрал обороты, и самолет в автоматическом режиме продолжил полёт в западном направлении.




Система опознавания «свой–чужой» была включена, и самолёт беспрепятственно пролетел над территорией Польши и ГДР.

Беспилотный МиГ, всё ещё находившийся в воздушном пространстве ГДР, был засечён радарами НАТО. Когда он пересёк границу между двумя Германиями, на перехват были подняты два истребителя F–15 «Игл». Сблизившись с нарушителем, они к огромному удивлению обнаружили пустую кабину. Убедив (не с первой попытки) диспетчера в том, что они наблюдают советский истребитель без пилота и с сорванным фонарём, лётчики получили распоряжение сбивать МиГ только в крайнем случае. Самолёт летел над густонаселёнными районами, и невозможно было предсказать, куда он может упасть с такой большой высоты.

В сопровождении «Иглов» самолет пролетел над ФРГ, Нидерландами, Бельгией и уже приближался к французской границе и городу Лилль.



Американские лётчики решили сбить самолет, если станет ясно, что он сможет достичь Лилля, но этого не потребовалось: как раз в этот момент у МиГа закончилось топливо, и он начал плавно терять высоту.



В 10:37 он упал на здание фермы в деревне Беллегем.



«Иглы» провели ещё 10—15 минут над местом падения, после чего вернулись на базу с минимальным запасом топлива.



При падении самолёта на здание погиб 19–летний бельгиец. СССР выплатил Бельгии компенсацию за разрушения в размере 685 тыс. долларов.

При всей невероятности это далеко не единичный случай со «сбежавшим» самолетом.

11 июня 1964 года во время учебного полёта на Су-9У в результате опасного снижения скорости катапультировались капитан Мельников и инструктор майор Николаев. Самолёт же набрал высоту около 1300 м и после полной выработки топлива приземлился на пахоту в районе аэродрома, получив при этом серьёзные повреждения, и был списан.

25 января 1965 года во время ночного учебного полёта на истребителе Су-9 в результате отказа управления катапультировался подполковник Овчаров. Самолёт приземлился самостоятельно в 32 км от аэродрома Сары-Шаган, получив минимальные повреждения.

2 февраля 1970 года во время тренировочного полёта истребитель-перехватчик Convair F-106 вошел в штопор. На высоте 4600 м лётчик Гэри Фуст катапультировался, а самолёт на глазах у изумлённых пилотов самостоятельно вышел из штопора, снизился и приземлился на заснеженное кукурузное поле, получив минимальные повреждения.



Вскоре он был отремонтирован и вернулся в строй с накрепко прилипшим прозвищем «кукурузный бомбардировщик».

4 мая 1972 года над территорией Дании пилот британского «Харриера» катапультировался после попадания птицы в воздухозаборник. Самолёт продолжил лететь в южном направлении, вторгся в воздушное пространство ФРГ, был перехвачен немецким F-104 и после 38 минут неуправляемого полёта упал в районе Хюттена.

4 марта 1976 года во время испытаний Як-38 самопроизвольно сработала катапульта. Полковника Хомякова выбросило через остекление фонаря, а самолёт при всех работающих двигателях набрал высоту порядка 10000 м и после выработки горючего упал в овраг.

4 июля 1979 года у истребителя Hawker Hunter Mk.F6 под управлением Алика Николсона во время полёта над Северным морем заглох двигатель. После катапультирования двигатель неожиданно заработал и самолёт отправился в сторону городка Тинтагель (Англия).



Над городом двигатель заглох в последний раз, и, накренившись на правое крыло, истребитель чудом отвернул от автоцистерны с 1500 галлонами бензина и вклинился в 3,5-метровый зазор между двумя жилыми домами, повредив лишь три припаркованные машины, оранжерею и бассейн.


Самолёт при этом не взорвался и не загорелся.


22 октября 1987 года во время испытательного полёта британского истребителя-бомбардировщика «Харриер» GR.5 над графством Уилтшир произошло непреднамеренное катапультирование пилота. Неуправляемый самолёт находился в воздухе ещё около полутора часов и упал в Атлантический океан, израсходовав весь запас топлива.
Первоисточник: http://cont.ws/post/96959


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 33

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. rusmat73 (Дмитрий) 1 июля 2015 07:38
    интересные подробности... провидение Божье...а раскрыть тему ведутся ли работы по беспилотным самолетам? не беспилотникам маленьким а нормальным боевым самолетам с управлением с земли? на вот такие непредвиденные ситуации? feel
    1. руслан (руслан) 1 июля 2015 16:31
      странно. когда впервые услышал историю про миг-23, лет 10 назад, иглы там не фигурировали. про него вроде узнали только когда он упал. эххх, где правда, где вымысел? :)

      вот откуда пошли истории о восстании машин :)
      1. iConst (Константин) 1 июля 2015 18:03
        Цитата: руслан
        странно. когда впервые услышал историю про миг-23, лет 10 назад, иглы там не фигурировали. про него вроде узнали только когда он упал. эххх, где правда, где вымысел? :)

        Из рассекреченных документов архива МО СССР опубликован инцидент, когда в связи с неполадками в двигателе МиГ-21СМ (тип 15) пилот майор Хвостун произвел вынужденное катапультирование.
        Случай произошел на территории Харьковского военного округа в 1970 году.

        Неуправляемый самолет пролетел в западном направлении над странами Варшавского договора и вторгся на территорию тогдашней ФРГ. Аналогично на перехват были высланы истребители Бундесвера которые и доложили о не пилотируемом самолете.

        После того, как МиГ израсходовал все горючее, он приземлился на одном из аэродромов НАТО и, дозаправившись, улетел в юго-западном направлении в Атлантический океан где и исчез с радаров.

        СССР выплатил стоимость похищенного горючего и заверил НАТО, что будет проведена беседа с оставшимися самолетами.

        Позднее стал известен факт пропажи нескольких тонн авиационного керосина с одного авианосца США (имя не указывается).
        Ночная вахта утверждала, что в густом тумане слышали будто на палубу садился самолет. Пока дежурная смена консультировалась относительно своих действий, поскольку в "Хау ту" такого пункта не нашлось, пришелец покинул авианосец.
        Командование ВМФ США до сих пор считает инцидент групповым психозом текущей вахты вызванным пищевым отравлением.
        1. SPLV (Да хоть горшком назовите, только в печь не сажайте) 1 июля 2015 18:19
          Цитата: iConst
          Неуправляемый самолет пролетел

          Цитата: iConst
          После того, как МиГ израсходовал все горючее, он приземлился на одном из аэродромов НАТО и, дозаправившись, улетел в юго-западном направлении в Атлантический океан где и исчез с радаров.
          !!!
          Упс! Нестыковка. Или бред чей-то?
          1. Русский феникс 1 июля 2015 23:04
            Цитата: SPLV
            Упс! Нестыковка. Или бред чей-то?

            ЧуВство ЮМОРА "включать" надо wink ...
            Русский феникс
          2. МВГ (Валерий) 16 июля 2016 12:40
            Нет, это не бред. Это были испытания секретного самообучающегося боевого компьютера управления под кодовым названием "Чемодан". Произошло скачкообразное повышение скорости обработки информации и сбой в системе логических связей с уклоном в сторону экзальтации эго (синдром самообожествления). Связь с Объектом сохранялась на всем протяжении индивидуального полета. В результате "Чемодан" уговорили вернуться психологи проекта и Объект вернулся на базу ВВС СССР в Хабаровском крае после 18 суток самостоятельного полета, 9 самостоятельных посадок для дозаправок на базы НАТО, 7 самостоятельных стыковок с летающими заправщиками. Объект совершил два полноценных оборота вокруг Земли в атмосфере. Программу закрыли, посчитав ее опасной для человечества после секретного доклада на Политбюро ЦК КПСС, поскольку у Объекта установили признаки синдрома Наполеона. В конце 80х все материалы по Объекту "Чемодан" исчезли.
      2. Альф (Василий) 1 июля 2015 21:18
        Цитата: руслан
        странно. когда впервые услышал историю про миг-23, лет 10 назад, иглы там не фигурировали. про него вроде узнали только когда он упал. эххх, где правда, где вымысел? :)

        Нет , еще тогда написали, что амерские истребители совершили облет МИГа и убедились в отсутствие пилота. В противном бы случае,думаю, сбили бы.
    2. ZVEROBOY (Федор Иванович Крузинштерн) 1 июля 2015 16:34
      Удивило поведение лётчиков, ну за исключением самопроизвольных катапультирований.
      Почему не пытались спасти самолёты?
      Уважаемые пилоты, разъясните ситуёвину.
      1. andranick (Андрей) 1 июля 2015 17:03
        Потому что не всегда есть возможность проанализировать ситуацию и принять соответствующие меры. Да и счет - на доли секунды
        Реальная ситуация. Армавир. Взлетает двухместный миг-23, летчики - один инструктор, другой тоже опытный, на переподготовке. Сразу после отрыва - самолет клюет носом. Пилоты мгновенно катапультируются. Самолет восстанавливается и на автопилоте набирает высоту и продолжает полет на заданной высоте.
        Причин "кивка" - на взлете сработал тормозной парашют. Был тут же сожжен форсажной струей и больше не мешал полету. Выработав на форсаже все топливо, самолет упал в районе Буденновска.
      2. fleks (алексей) 1 июля 2015 17:10
        Чего особенного обьснять--ничто человеческое не чуждо и среди нас ТРУСЫ имеются
        1. fleks (алексей) 1 июля 2015 17:29
          Чего особенного обьснять--ничто человеческое не чуждо и среди нас ТРУСЫ имеются
          ________________________________________________________________________________
          _
          не понятна реакция на взгляд из нутри кабины...........я понимаю ели бы минусовали коллеги по летному делу
        2. Альф (Василий) 1 июля 2015 21:23
          Цитата: fleks
          Чего особенного обьснять--ничто человеческое не чуждо и среди нас ТРУСЫ имеются

          Буквально через 40 секунд после взлета упала тяга двигателя, и летчик катапультировался.

          А что, по Вашему, должен был сделать пилот самолета, у которого на небольшой высоте отказал двигатель ? Ждать когда самолет камнем рухнет вниз ? Высоты-то нет.
          1. fleks (алексей) 3 июля 2015 21:22
            Двигатель не отказал а упали всего лишь обороты а через 40 сек полета высота была уже минимум 800м. Так что высота есть скорость есть управление есть. и самое главное двигатель продолжает работать Так что думайте сами о мастере от авиации
      3. fleks (алексей) 1 июля 2015 17:14
        Непонятна подборка фото--сушка и 25 но никак не 23
        1. Koshak (koshak) 28 июля 2016 02:12
          Цитата: fleks
          Непонятна подборка фото--сушка и 25 но никак не 23

          Обломки на земле МиГ-23
      4. sgazeev (Александр) 1 июля 2015 17:19
        Цитата: ZVEROBOY
        Удивило поведение лётчиков, ну за исключением самопроизвольных катапультирований.
        Почему не пытались спасти самолёты?
        Уважаемые пилоты, разъясните ситуёвину.

        Занимал должность начальника политотдела 239-й истребительной авиационной дивизии в Северной группе войск. Конспекты по марксизму-ленинизму замучили. lol
        1. Svidetel 45 (вячеслав) 27 июля 2016 17:28
          Это точно, политзанятия были превыше самой боевой подготовки, в обязательном порядке нужно было конспектировать высказывания "мудрейших" от власти и за отсутствие оных в тетради для политзанятий строго спрашивали.
    3. prosto_rgb 1 июля 2015 17:08
      Интересная статья, хотя про данный случай уже читал в разных источниках.
      Фото МиГ-25ЛЛ в статье понятно. Иллюстрация процесса катапультирования. Но.
      Вот только почему на главной фото к статье изображен Су-27/Су-30, который, как-то слабо смахивает на МиГ-23М понять не могу.
  2. W zapase 1 июля 2015 16:35
    "упала тяга двигателя, и летчик катапультировался." Где-то читал, что на борту самолета произошло возгорание в двигателе и летчик катапультировался. Автоматическая система пожаротушения погасила пламя и самолет полетел дальше...
    1. странник (alex) 1 июля 2015 20:00
      Да нет у него на самом деле выключился форсаж через сорок сек.после взлета,по регламенту он был обязан катапультироваться ибо в такой конфиг.на взлете он подобен кирпичу и времени на раздумье у него не было(при отказе двиг. На взлете у пилота от силы 10 до катастрофы) так что винить его нечем .Он действовал по правилам.

      P.S. Если вы думаете ,что в советские времена было меньше аварий, Вы сильно ошибаетесь Прото тогда о них молчали.Я работал в отделе надежности одного из авиационных заводов,так у нас на11 инженеров было постоянно на исследовании как минимум 4 предпосылки и1 ч.п. На каждого,время исследования максимум 2 мес. Вот и считайте , а таких заводов с такими отделами было в СССР много.
  3. ЯМЗ-238 (Сергей) 1 июля 2015 16:35
    Вот так чудеса)))) Самолеты сами летают...бойся ЕВРОПА!!! И Америка пусть приссыкивает, в другой раз запасной бак от КАМАЗа поставим чтоб долететь и упасть на белый дом laughing
    1. bred.st 1 июля 2015 16:58
      Там надо будет не только бак от камаза, а что нибудь еще по серьезнее.
      bred.st
  4. soldat74 (Рамиль) 1 июля 2015 16:56
    Что тут скажешь. Бывает же такое, и такое тоже бывает. what
  5. Денис-Скиф (вася) 1 июля 2015 17:05
    Не в тему но всё же, как-то передачу смотрел, разговор шел о том чтоб на МиГ-27 воткнуть движок от Су-27 но что-то там с размерами фюзеляжа не то. Короче был бы хорошей заменой Су-24, чуть экономичней. Но это ж надо все заводы и на заводах переделывать. Короче чьё-то предложение замяли. Дорого видимо, очень дорого это всё. Но ведь можно. Вот Су-34 и Ту-22м3 одни задачи выполняют с большими затратами, а меньший собрат тот же МиГ-27 с движком от сушки, другие. И Сегодня возможно был бы потомок мига с одним двиглом, фронтовой бомбер меньших размеров, с крылом изменяемой геометрии и допустим без вертикального оперения и так далее. МиГ-47 с ОВТ
  6. parafoiler 1 июля 2015 17:12
    Лётчик ОБЯЗАН катапультироваться в случаях:
    1.полная потеря управляемости самолета; (заклинивание рулей)
    2.пожар на самолете, который принятыми мерами ликвидировать не удалось;
    3.отказ двигателя при полете над местностью, не позволяющей произвести безопасно вынужденную посадку (неуверенность летчика в способности произвести вынужденную посадку);
    4.разрушение самолета в воздухе;
    5.невыход самолета из штопора, глубокой спирали, потеря пространственного положения и невозможность его восстановления до высоты, указанной в инструкции летчику;
    6.потеря ориентировки, при невозможности вывода самолета на свой или другой аэродром или если остаток топлива не обеспечивает подбор площадки, а местность под самолетом непригодна для выполнения вынужденной посадки;
    7.полное расходование топлива при полете над местностью, не позволяющей произвести вынужденную посадку;
    8. невозможность продолжения дальнейшего полета и производства посадки из-за ухудшения самочувствия летчика.
  7. akmalinin 1 июля 2015 17:19
    Иноходцы. Не под седлом и без узды, вроде так.
  8. gladysheff2010 ( Гладышев Максим Минович) 1 июля 2015 17:20
    Цитата: ZVEROBOY
    Удивило поведение лётчиков, ну за исключением самопроизвольных катапультирований.
    Почему не пытались спасти самолёты?
    Уважаемые пилоты, разъясните ситуёвину.

    Пилот действует согласно инструкции,ибо жизнь и здоровье подготовленного летчика стоят дороже "железа".
    1. novobranets (Вячеслав) 1 июля 2015 18:11
      Цитата: gladysheff2010
      ,ибо жизнь и здоровье подготовленного летчика стоят дороже "железа".

      Поддерживаю. Даже если отбросить моральный аспект, оставив голую экономику, подготовка пилота стоит не меньше стоимости самолета, а то и больше.
  9. Иль-Хам (Ильхам) 1 июля 2015 17:56
    Подтверждаю - случай был. В статье всё написано правильно. Могу добавить следующее: пилотировал самолёт начальник политотдела полка (замполит). В то время я служил в ГСВГ начальником РЛС на юге ГДР. Как мне позже рассказал мой товарищ с вышестоящего штаба, мой расчёт был единственным, который устойчиво сопровождал эту цель, за что был поощрён Ком. ГСВГ (благодарность). По некоторым слухам натовских летунов позже проверяли на детекторе лжи и на "дурку".
    1. Альф (Василий) 1 июля 2015 21:27
      Цитата: Иль-Хам
      По некоторым слухам натовских летунов позже проверяли на детекторе лжи и на "дурку".

      Интересно было бы почитать переговоры пилотов 15-х и диспетчера. Думаю, что слова диспетчера о отсутствии пилота в кабине МИГа звучали бы,как минимум, так-Вы там что, перепились ? Самолет без пилота лететь не может ! Наверняка ответ был таков-Вот сам взлети и посмотри.
  10. sabakina (Вячеслав) 1 июля 2015 19:20
    Вот так почитаешь и начнёшь верить в загробную жизнь и переселение души...
    Когда-то читал про крутой и дорогой автомобиль, который убивал своих хозяев. Когда решили разобраться в проблеме, нашли скрученный пучок проводов, внешне напоминающий человеческий мозг...Вот и будь атеистом после этого...
  11. Денис-Скиф (вася) 1 июля 2015 19:51
    Цитата: prosto_rgb
    Интересная статья, хотя про данный случай уже читал в разных источниках.
    Фото МиГ-25ЛЛ в статье понятно. Иллюстрация процесса катапультирования. Но.
    Вот только почему на главной фото к статье изображен Су-27/Су-30, который, как-то слабо смахивает на МиГ-23М понять не могу.

    так на фото снизу хвостовая часть мига двадцать третьего
  12. мичман (Юрий Григорьевич Шатраков) 1 июля 2015 21:39
    Я помню этот случай. На МиГ-23 установлена наша бортовая аппаратура РСБН-6 ( "ВНИИИРА"), на которой мы и отрабатывали автоматические полеты. Редакция относитесь, пожалуйста, внимательно к тексту и фото. Вы изобразили разные машины. Честь имею.
    1. Русский феникс 1 июля 2015 23:10
      Цитата: мичман
      Редакция относитесь, пожалуйста, внимательно к тексту и фото. Вы изобразили разные машины.

      Вы о "спарке" из которой производится катапультирование ?

      Ничего нет зазорного,в том,что ПРОЦЕСС ПОКИДАНИЯ самолёта,проиллюстрирован другим фото...
      Русский феникс
  13. Чёрный Полковник (Базилевс) 2 июля 2015 13:24
    Про этот Convair F-106 читал как-то, что он (самолёт) плавно сел на брюхо в зимнее время и движок свистел ещё часа полтора, периодически дёргаясь по снегу, пока не выработался весь керосин.
  14. pilot8 (Валерий) 3 июля 2015 23:18
    По ARD и ZTF несколько дней крутили момент как 15-е к нему подлетели и снимали на камеру пустую кабину. Так что к ним никаких вопросов быть не могло. Телевизор смотрел лично, служил в это время в ЗГВ
  15. дед Мих (Михаил) 28 июля 2016 15:44
    Вот всегда хотел быть летчиком. А меня-в ПВО. Класс! Не дали полетать...
Картина дня