Кресты во всем своем многообразии

Кто хочет жизнь сберечь свою,
Святого не берет креста.
Готов я умереть в бою,
В бою за господа Христа.

Всем тем, чья совесть нечиста,
Кто прячется в своем краю,
Закрыты райские врата,
А нас встречает бог в раю.
(Фридрих фон Хаузен. Перевод В.Микушевича)


Среди многочисленных публикаций ВО и, соответственно, в комментариях к ним тех, кто их читает, часто упоминаются рыцари-крестоносцы. Однако далеко не все в точности знают, а кто они такие – эти самые крестоносцы, чем занимались и почему возложили на себя знак креста. Да и сам этот знак… Что крест означает в культуре разных народов, какие особенности его нанесения либо варианты изображения нам известны? И вот обо всем этом и хотелось бы рассказать поподробнее!


«Распятие св. Петра». Пределла алтаря из Пизы. Томмазо ди Сер Джованни ди Симоне дельи Кассаи, прозванный современниками Мазаччо (1401 – 1428).

Казалось бы, что может быть проще изображения креста? Провел две прямые так, чтобы они пересеклись под прямым углом, вот тебе и крест! Однако следует отметить, что при всей свой очевидной простоте крест - фигура совсем не простая, поскольку крестов существует великое множество. Кто-то подсчитал, что около 450! Так что крест в геральдике дал больше вариантов и разновидностей, чем любая другая геральдическая фигура. А дело все в том, что помимо того, что мы можем по-разному его изображать – например, сделать прямым или косым, или же нарисовать ту же самую свастику, вариантов которой очень много, к нему мы можем добавить еще и самые разные детали! То есть, просто проявить фантазию и получить изображение креста, соединив между собой самые различные предметы. Ну, скажем, это могут быть все те же мечи, копья, стрелы и даже самые обыкновенные… гаечные ключи. В любом из этих случаев крест в основе данного изображения все равно будет присутствовать.

Кресты во всем своем многообразии

Мон Асано Нагамаса.

Например, мон (то есть личный герб) Асано Нагамаса, зятя правителя Японии Тоётоми Хидэёси, представлял собой два скрещенных между собой пера коршуна (по-японски – макаха), однако если на него смотреть издали, то мы опять-таки увидим не перья, а косой крест с закруглениями на концах!

Кажется, в случае с изображением креста ничего оригинального придумать нельзя, однако это далеко не так! Нет, кресты были самых разных очертаний, кроме того они дополнялись различными деталями. Известен, например, крест якорный и лилейный, шаровой и вилообразный, лапчатый и граненый, а отнюдь не только, скажем, косые и прямые кресты. Кроме простейшего креста из двух поперечин очень популярным был крест с окончаниями в форме буквы «Т», который рыцари Иерусалимского королевства выбрали своим символом, и крест в форме самой буквы «Т» – крест св. Антония. На якорные кресты были похожи кресты Алькантары и Калатравы – рыцарских орденов в Испании, тогда как крест ордена св. Якова (или Сантьяго), тоже испанский, был похож на кинжал с рукояткой и перекрестием. Крест с восемью концами выбрали себе в качестве эмблемы ордена иоаннитов и тамплиеров («рыцари Храма» или просто «храмовники»), чей орден был основан на месте храма царя Соломона в Иерусалиме в 1118 году. Крест, имеющий на концах перекрестия, называется перекрещенным, а «перевернутый крест», с перекладиной внизу – мученическим. Именно на этом кресте, был по преданию распят вниз головой апостол Павел!

Крест в геральдике относится к почетным геральдическим фигурам и традиционно занимает 2/7 ширины гербового щита. Правда, только если он при этом не касается хотя бы двух сторон щита, потому что тогда он называется укороченным и относится к простым – второстепенным, геральдическим фигурам. В европейской геральдической традиции кресты на гербах (как и на стягах!) не могут пересекаться. Если же в одном гербе крест не один, а их несколько, то их следует разнести по разным полям герба или вписать один в другой. Например, на флаге Великобритании не перекрещиваясь нигде, есть три креста сразу: прямой красный – св. Георга (покровителя англичан) и два косых – св. Андрея (покровителя шотландцев) и св. Патрика (покровителя ирландцев). Один из них белый на синем фоне, а другой – красный на белом!


Сэр Роберт Ноллис с сэром Томасом Гранлисоном на иллюстрации из «Хроники Франции св. Дени». Около 1392 г. Обратите, внимание, что выступающие в поход под знаменем св. Георгия с простым красным крестом английские воины облачены в простеганные и подбитые «жюпоны», надетые поверх доспехов; некоторые застегнуты пуговицами или связаны шнурками впереди. Командиры предпочли снять свои шлемы и заменить их на время марша: первый – высокой шляпой, а второй – на головной убор, похожий на тюрбан. (Британская библиотека)

Имел свою символику и сам цвет креста. То есть кресты могли быть красными, черными, белыми, зелеными, голубыми, «цвета золота» или «цвета серебра», и всякий раз это что-нибудь да означало. Впрочем, как всегда из этого правила были исключения. Так на знаменах допетровских стрелецких полков, одетых в разноцветные кафтаны, кресты были самого разного цвета, как, впрочем, и сами знамена и нет никаких указаний на то, что их цвет что-нибудь обозначал, кроме разве что самой функции опознавания того или другого полка.

У рыцарей-крестоносцев на начальном этапе походов на Восток цвета крестов были самые разные, но уже после первых двух походов, примерно с 1189 года, красный крест стал знаком крестоносцев-французов, белый – выбрали англичане, черный – немцы, желтый – итальянцы, а зеленый – бельгийцы. Впоследствии, однако, цветовая гамма крестов, служивших для распознавания войск на поле боя, поменялась, и англичане теперь на одежду нашивали красный крест, а французы с XIV в. – белый. Косой крест красного цвета стал эмблемой герцогства Бургундия, с которым французские короли долгое время вели тяжелую войну, а косой белый стал опознавательным знаком шотландцев.


Эффигия коннетабля Анн де Монморанси (1493 – 1567) в налатной одежде с крестом. (Лувр, Париж)

Даже «белые доспехи», целиком выделывавшиеся из стали, не отменили моды носить поверх них налатные одежды, и кресты продолжали вышивать на них и на отдельных деталях брони. Например, их изображали на так называемых палеттах или пластронах – специальных накладных металлических пластинах на доспехах, защищавших подмышечные впадины.


Навершие с гербом Пьера де Дре герцога Бретани и графа Ричмонда 1240 –1250 гг. Вес 226.8 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Изображениями креста украшались и отдельные детали вооружения: например, навершия рукояток мечей, которые в течение многих десятилетий имели вид плоского диска, очень удобного, чтобы на нем поместить какое-нибудь изображение либо герб. Например, на навершии меча Питера де Дре, графа Бретани, попавшего в плен к мусульманам в 1250 году, с одной стороны был изображен герб графов де Дре – три бурдюка с водой на фоне шахматной доски, другой – красный крест на зеленом поле с украшениями из позолоченных завитков.

Изображение на навершии меча де Дре: красный крест на зеленом поле с украшениями из позолоченных завитков.

Интересно, что к числу святых реликвий, которые рисовали на щитах у рыцарей, а также на их знаменах, относилась и раковина святого Якова Кампостельского, очень похожая на современную эмблему фирмы «Шелл». Но хотя она и была очень известным символом, по своей популярности она все-таки уступала кресту! В XVII веке лилейный крест украсил плащи французских мушкетеров Людовика XIII и его сына Людовика XIV, а вот на плащах гвардейцев кардинала (сначала кардинала Ришелье, а затем и Мазарини), цвета кардинальской мантии, был простой белый крест безо всяких украшений. Гвардейцами и мушкетерами они все были одновременно, но с момента выхода в свет романа А. Дюма «Три мушкетера» так уж повелось, что гвардейцев из личной охраны короля называют мушкетерами, а тех же самых мушкетеров кардинала – гвардейцами, что совершенно неправильно. Просто разные роты были более или менее привилегированны и находились в подчинении у разных капитанов, только и всего!


Мушкетеры из франко-итальянского кинофильма 1961 года режиссера Бернара Бордери. По мнению многих зрителей и критиков это лучшая экранизация великой книги.

Однако изображение креста в период крестовых походов, да и впоследствии, уже как дань традиции, могло украшать не только флаги, но и паруса кораблей. Так, лапчатый красный крест в 1492 году украшал паруса экспедиции Христофора Колумба, отправившегося открывать Новый Свет. «Крестоносными» были и паруса кораблей Бартоломео Диаса, Алвариша Кабрала и Васко да Гама – португальских мореплавателей эпохи Великих географических открытий, как и Колумб, осенявших открытые ими земли знаком креста. Да и на флагманском корабле Эрнандо Кортеса, отправившегося завоевывать Мексику, тоже развевалось знамя белого и голубого цветов, на котором был изображён красный крест, окружённый следующей надписью: «Братья, последуем кресту; имея веру, сим знаком победим»!


Тулузский крест или «крест катаров» на стене дома в городе Каркассон. И как только он мог сохраниться за столько столетий?!

Петр I косой крест св. Андрея Первозванного сделал эмблемой российского императорского военно-морского флота, и этот флаг сохранился вплоть до настоящего времени. Зато при императоре Павле I восьмиконечный мальтийский крест вопреки всякой логике вошел даже в большой герб Российской империи. Вот насколько этот император почитал и любил все связанное с мальтийским рыцарским орденом и рыцарством вообще!

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

17 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти