Кресты во всем своем многообразии
Святого не берет креста.
Готов я умереть в бою,
В бою за господа Христа.
Всем тем, чья совесть нечиста,
Кто прячется в своем краю,
Закрыты райские врата,
А нас встречает бог в раю.
(Фридрих фон Хаузен. Перевод В.Микушевича)
Среди многочисленных публикаций ВО и, соответственно, в комментариях к ним тех, кто их читает, часто упоминаются рыцари-крестоносцы. Однако далеко не все в точности знают, а кто они такие – эти самые крестоносцы, чем занимались и почему возложили на себя знак креста. Да и сам этот знак… Что крест означает в культуре разных народов, какие особенности его нанесения либо варианты изображения нам известны? И вот обо всем этом и хотелось бы рассказать поподробнее!
Казалось бы, что может быть проще изображения креста? Провел две прямые так, чтобы они пересеклись под прямым углом, вот тебе и крест! Однако следует отметить, что при всей свой очевидной простоте крест - фигура совсем не простая, поскольку крестов существует великое множество. Кто-то подсчитал, что около 450! Так что крест в геральдике дал больше вариантов и разновидностей, чем любая другая геральдическая фигура. А дело все в том, что помимо того, что мы можем по-разному его изображать – например, сделать прямым или косым, или же нарисовать ту же самую свастику, вариантов которой очень много, к нему мы можем добавить еще и самые разные детали! То есть, просто проявить фантазию и получить изображение креста, соединив между собой самые различные предметы. Ну, скажем, это могут быть все те же мечи, копья, стрелы и даже самые обыкновенные… гаечные ключи. В любом из этих случаев крест в основе данного изображения все равно будет присутствовать.
Например, мон (то есть личный герб) Асано Нагамаса, зятя правителя Японии Тоётоми Хидэёси, представлял собой два скрещенных между собой пера коршуна (по-японски – макаха), однако если на него смотреть издали, то мы опять-таки увидим не перья, а косой крест с закруглениями на концах!
Кажется, в случае с изображением креста ничего оригинального придумать нельзя, однако это далеко не так! Нет, кресты были самых разных очертаний, кроме того они дополнялись различными деталями. Известен, например, крест якорный и лилейный, шаровой и вилообразный, лапчатый и граненый, а отнюдь не только, скажем, косые и прямые кресты. Кроме простейшего креста из двух поперечин очень популярным был крест с окончаниями в форме буквы «Т», который рыцари Иерусалимского королевства выбрали своим символом, и крест в форме самой буквы «Т» – крест св. Антония. На якорные кресты были похожи кресты Алькантары и Калатравы – рыцарских орденов в Испании, тогда как крест ордена св. Якова (или Сантьяго), тоже испанский, был похож на кинжал с рукояткой и перекрестием. Крест с восемью концами выбрали себе в качестве эмблемы ордена иоаннитов и тамплиеров («рыцари Храма» или просто «храмовники»), чей орден был основан на месте храма царя Соломона в Иерусалиме в 1118 году. Крест, имеющий на концах перекрестия, называется перекрещенным, а «перевернутый крест», с перекладиной внизу – мученическим. Именно на этом кресте, был по преданию распят вниз головой апостол Павел!
Крест в геральдике относится к почетным геральдическим фигурам и традиционно занимает 2/7 ширины гербового щита. Правда, только если он при этом не касается хотя бы двух сторон щита, потому что тогда он называется укороченным и относится к простым – второстепенным, геральдическим фигурам. В европейской геральдической традиции кресты на гербах (как и на стягах!) не могут пересекаться. Если же в одном гербе крест не один, а их несколько, то их следует разнести по разным полям герба или вписать один в другой. Например, на флаге Великобритании не перекрещиваясь нигде, есть три креста сразу: прямой красный – св. Георга (покровителя англичан) и два косых – св. Андрея (покровителя шотландцев) и св. Патрика (покровителя ирландцев). Один из них белый на синем фоне, а другой – красный на белом!
Сэр Роберт Ноллис с сэром Томасом Гранлисоном на иллюстрации из «Хроники Франции св. Дени». Около 1392 г. Обратите, внимание, что выступающие в поход под знаменем св. Георгия с простым красным крестом английские воины облачены в простеганные и подбитые «жюпоны», надетые поверх доспехов; некоторые застегнуты пуговицами или связаны шнурками впереди. Командиры предпочли снять свои шлемы и заменить их на время марша: первый – высокой шляпой, а второй – на головной убор, похожий на тюрбан. (Британская библиотека)
Имел свою символику и сам цвет креста. То есть кресты могли быть красными, черными, белыми, зелеными, голубыми, «цвета золота» или «цвета серебра», и всякий раз это что-нибудь да означало. Впрочем, как всегда из этого правила были исключения. Так на знаменах допетровских стрелецких полков, одетых в разноцветные кафтаны, кресты были самого разного цвета, как, впрочем, и сами знамена и нет никаких указаний на то, что их цвет что-нибудь обозначал, кроме разве что самой функции опознавания того или другого полка.
У рыцарей-крестоносцев на начальном этапе походов на Восток цвета крестов были самые разные, но уже после первых двух походов, примерно с 1189 года, красный крест стал знаком крестоносцев-французов, белый – выбрали англичане, черный – немцы, желтый – итальянцы, а зеленый – бельгийцы. Впоследствии, однако, цветовая гамма крестов, служивших для распознавания войск на поле боя, поменялась, и англичане теперь на одежду нашивали красный крест, а французы с XIV в. – белый. Косой крест красного цвета стал эмблемой герцогства Бургундия, с которым французские короли долгое время вели тяжелую войну, а косой белый стал опознавательным знаком шотландцев.
Даже «белые доспехи», целиком выделывавшиеся из стали, не отменили моды носить поверх них налатные одежды, и кресты продолжали вышивать на них и на отдельных деталях брони. Например, их изображали на так называемых палеттах или пластронах – специальных накладных металлических пластинах на доспехах, защищавших подмышечные впадины.
Изображениями креста украшались и отдельные детали вооружения: например, навершия рукояток мечей, которые в течение многих десятилетий имели вид плоского диска, очень удобного, чтобы на нем поместить какое-нибудь изображение либо герб. Например, на навершии меча Питера де Дре, графа Бретани, попавшего в плен к мусульманам в 1250 году, с одной стороны был изображен герб графов де Дре – три бурдюка с водой на фоне шахматной доски, другой – красный крест на зеленом поле с украшениями из позолоченных завитков.
Интересно, что к числу святых реликвий, которые рисовали на щитах у рыцарей, а также на их знаменах, относилась и раковина святого Якова Кампостельского, очень похожая на современную эмблему фирмы «Шелл». Но хотя она и была очень известным символом, по своей популярности она все-таки уступала кресту! В XVII веке лилейный крест украсил плащи французских мушкетеров Людовика XIII и его сына Людовика XIV, а вот на плащах гвардейцев кардинала (сначала кардинала Ришелье, а затем и Мазарини), цвета кардинальской мантии, был простой белый крест безо всяких украшений. Гвардейцами и мушкетерами они все были одновременно, но с момента выхода в свет романа А. Дюма «Три мушкетера» так уж повелось, что гвардейцев из личной охраны короля называют мушкетерами, а тех же самых мушкетеров кардинала – гвардейцами, что совершенно неправильно. Просто разные роты были более или менее привилегированны и находились в подчинении у разных капитанов, только и всего!
Однако изображение креста в период крестовых походов, да и впоследствии, уже как дань традиции, могло украшать не только флаги, но и паруса кораблей. Так, лапчатый красный крест в 1492 году украшал паруса экспедиции Христофора Колумба, отправившегося открывать Новый Свет. «Крестоносными» были и паруса кораблей Бартоломео Диаса, Алвариша Кабрала и Васко да Гама – португальских мореплавателей эпохи Великих географических открытий, как и Колумб, осенявших открытые ими земли знаком креста. Да и на флагманском корабле Эрнандо Кортеса, отправившегося завоевывать Мексику, тоже развевалось знамя белого и голубого цветов, на котором был изображён красный крест, окружённый следующей надписью: «Братья, последуем кресту; имея веру, сим знаком победим»!
Петр I косой крест св. Андрея Первозванного сделал эмблемой российского императорского военно-морского флота, и этот флаг сохранился вплоть до настоящего времени. Зато при императоре Павле I восьмиконечный мальтийский крест вопреки всякой логике вошел даже в большой герб Российской империи. Вот насколько этот император почитал и любил все связанное с мальтийским рыцарским орденом и рыцарством вообще!
Продолжение следует…
Информация