Человекоуправляемые торпеды семейства Chariot (Великобритания)

С августа 1940 года итальянские военно-морские силы предпринимали попытки атаковать корабли Великобритании при помощи т.н. человекоуправляемых торпед SLC Maiale. Соотношение сил на Средиземном море было не в пользу Италии, из-за чего ей приходилось надеяться на различные диверсии, что привело к появлению двух интересных проектов. В течение нескольких первых месяцев подобные операции заканчивались неудачей. Только 26 июля 41-го итальянцам удалось выполнить поставленную задачу и уничтожить мост на Мальте. В ночь на 19 декабря того же года ВМС Италии провели свою самую успешную операцию с использованием человекоуправляемых торпед, в ходе которой в порту Александрии были серьезно повреждены несколько кораблей.

К моменту атаки на корабли в Александрии британское командование знало о существовании человекоуправляемых торпед. В октябре 41-го итальянцы пытались провести диверсию в проливе Гибралтар, но потерпели поражение. Одна из потопленных торпед Maiale была поднята на поверхность и подверглась тщательному изучению. В ходе исследования торпеды выяснилось, что противнику удалось создать простое, но эффективное оружие, которое могло бы пригодиться Великобритании. С учетом сложного положения на море Королевский флот мог бы прибегнуть к диверсиям против кораблей противника.

Задача: скопировать


В начале 1942 года британские инженеры занялись проработкой перспективных проектов подводной техники для диверсантов. Предлагалось два основных пути разработки и развития подобных систем. Один подразумевал строительство сверхмалых подлодок с необходимым оборудованием. Такая техника получила условное обозначение X-class. Второй проект был менее сложным и затратным: было предложено скопировать итальянскую торпеду SLC или, как минимум, взять ее за основу для собственного проекта.

Человекоуправляемые торпеды семейства Chariot (Великобритания)
Торпеда Chariot Mk 1 на воде. Фото Bismarck-class.dk


Подлодки проекта «X», по расчетам, по своим характеристикам должны были превосходить копию Maiale. Тем не менее, они были сложнее в производстве, что должно было сказаться на сроках поставки техники. В результате было решено начать с человекоуправляемой торпеды, которую диверсанты смогли бы использовать в течение некоторого времени, пока на вооружение не поступит более совершенная техника. Разработка английской копии итальянского подводного аппарата началась в первых месяцах 1942 года. Проект получил название Chariot («Колесница»).

В ходе разработки новой человекоуправляемой торпеды британским инженерам пришлось провести несколько экспериментов. Так, в апреле 1942 года был построен деревянный макет подводного аппарата, получивший прозвище Cassidy. Его предполагалось использовать в тестовых погружениях. Двое испытателей, сидя на макете, должны были заполнять балластную цистерну и опускаться на необходимую глубину. Основной задачей этих испытаний была проверка предлагаемых систем погружения.

В ходе испытаний произошел курьезный случай. Первые пробные погружения производились в небольшом бассейне с использованием подъемного крана и завершились без особых сложностей. Вскоре было решено испытать «Кэссиди» в водах портсмутской гавани, где и проявились проблемы. Даже с заполненной балластной цистерной макет не хотел опускаться на требуемую глубину. Как оказалось, инженеры не учли разницу в плотности пресной воды из бассейна и соленой из гавани. После добавления нужного количества свинцовых грузов Cassidy начал погружаться.

Человекоуправляемые торпеды семейства Chariot (Великобритания)
Схема торпеды Chariot Mk 1


По завершении испытаний погружаемого макета проект Chariot был доработан и закончен, что позволило начать строительство прототипов и серийной техники. Первый вариант «Колесницы» получил дополнительное обозначение Mk 1. В дальнейшем британские конструкторы представили еще один вариант такой человекоуправляемой торпеды, получивший обозначение с двойкой.

Конструкция Chariot Mk 1

Аппарат Chariot Mk 1 представлял собой доработанный вариант итальянской торпеды SLC, что самым прямым образом сказалось на его облике. Он имел вытянутый цилиндрический корпус с полусферическим головным и коническим хвостовым обтекателями. На верхней поверхности корпуса предусматривались щитки и другие детали рабочих мест экипажа. Общая длина аппарата составляла 6,8 м, диаметр корпуса – 88 см. Максимальная высота за счет дополнительного оборудования доходила до 1,21 м. В готовом к боевой работе состоянии торпеда «Колесница» весила 1588 кг (3500 фунтов).

Общая компоновка аппарата Chariot Mk 1 была полностью заимствована у Maiale. Кроме того, использовались схожие подходы к производству: основой для «Колесницы» были агрегаты существовавших в то время серийных торпед. В носовой части корпуса торпеды предусматривалась боевая часть. Ввиду предполагаемого способа применения, заимствованного у противника, боевую часть установили на специальных замках. Во время операции ее следовало снимать и оставлять на корабле-цели.

Человекоуправляемые торпеды семейства Chariot (Великобритания)
Боковая проекция торпеды Chariot Mk 1. Рисунок Bismarck-class.dk


В средней части корпуса располагались аккумуляторные батареи нужной емкости, в корме – электродвигатель и гребные винты. Винты помещались внутри кольцевого канала. Позади них предусматривались рули глубины и направления. На средней цилиндрической секции корпуса находилось дополнительное оборудование. Впереди, у самых креплений боевой части, находился щиток с приборами и органами управления для водителя. Позади водителя имелась балластная цистерна прямоугольной формы с рычагами управления. За ней располагался второй член экипажа, за спиной которого находился кожух для дополнительного оборудования.

Снаряжение двух подводников-диверсантов должно было состоять из гидрокостюма и дыхательного аппарата. Костюм выполнялся в виде комбинезона из прорезиненной ткани и закрывал все тело пловца, за исключением рук и лица. В составе дыхательного аппарата закрытого типа использовалась маска одного из серийных противогазов и набор специального оборудования. На лямках и поясе дыхательного аппарата крепились два баллона с кислородом (на спине) и специальная сумка (на груди). Кроме того, имелся свинцовый балластный груз с креплениями для быстрого сброса. Во время работы диверсант должен был дышать кислородом из нагрудной сумки, связанной с баллонами. Выдыхаемый газ поступал обратно в нее, проходя через патрон с поглотителем углекислого газа. Использованный дыхательный аппарат позволял работать под водой в течение длительного времени – до 6 часов. Во время работы он не демаскировал диверсанта пузырьками, всплывающими на поверхность.

Использованные аккумуляторы и электромотор позволяли торпеде Chariot Mk 1 двигаться со скоростью до 2,5 узла. Конструкция позволяла погружаться на глубину до 90 футов (27,5 м). Продолжительность плавания достигала 5 часов и в основном ограничивалась емкостью кислородных баллонов дыхательного аппарата. Дальность плавания, в свою очередь, зависела от течения и других внешних факторов. По этой причине при планировании операций следовало учитывать особенности акватории и соответствующим образом определять точку высадки диверсантов.

Носителями «Колесниц» предлагалось сделать имеющиеся надводные суда и подводные лодки, причем последние считались более перспективным средством доставки. Такая техника могла скрытно выти в район цели и произвести высадку человекоуправляемых торпед, задачей которых становилось уничтожение указанных целей. Разрабатывая способ доставки торпед к цели, британские инженеры столкнулись с теми же проблемами, что и их итальянские коллеги-противники несколько лет назад. Корпуса торпед SLC и Chariot Mk 1 не отличались высокой прочностью, из-за чего их нельзя было опускать на большую глубину.

Человекоуправляемые торпеды семейства Chariot (Великобритания)
Схема дыхательного аппарата


По этой причине и итальянцы, и англичане решили перевозить торпеды в специальных контейнерах. Для перевозки «Колесницы» Mk 1 предлагался специальный контейнер длиной 7,4 м, шириной (внутри) 1,25 м и высотой 1,65 м. Контейнер имел герметичную переднюю крышку и ряд специальных разъемов. Внутреннее оборудование контейнера позволяло производить заправку баллонов со сжатым воздухом, установленных на торпеде, вентилировать батарейный отсек и заряжать аккумуляторы. Внутри контейнера торпеда находилась на специальной тележке и закреплялась набором строп. Кроме того, перед контейнером на палубе подлодки-носителя должны были устанавливаться специальные рельсы для вывода торпеды перед выходом на задание.

Предлагаемый способ применения выглядел следующим образом. Подлодка-носитель должна была доставлять несколько торпед Chariot Mk 1 в район нахождения цели. Диверсанты получали указания, надевали гидрокостюмы и дыхательные аппараты, после чего покидали подлодку. После этого им следовало открыть контейнер со своим аппаратом, вывести его на палубу, завести двигатель и следовать к цели. При необходимости диверсанты могли всплывать на небольшую глубину и уточнять свое местоположение. Тем не менее, на большей части маршрута и у цели им приходилось полагаться на компас, глубиномер и иные приборы.

Способ установки боевой части был полностью заимствован из итальянского проекта. Добравшись до корабля-цели, диверсанты должны были устанавливать на его боковые кили специальные зажимы-струбцины. Зажимы соединялись между собой тросом, на который подвешивалась отъемная боевая часть торпеды. Далее водолазы могли установить взрыватель боевой части на нужное время и покинуть место диверсии. Заминировав корабль противника, они должны были возвращаться в указанную точку эвакуации.

Серийное производство человекоуправляемых торпед Chariot Mk 1 стартовало летом 1942 года. Эта техника не была приоритетом, из-за чего не строилась в больших количествах. За несколько месяцев Королевский военно-морской флот получил всего 34 «Колесницы» первой модели. Большая часть этой техники позже приняла участие в нескольких боевых операциях.

Немного позже появилась вторая версия британской человекоуправляемой торпеды под обозначением Mk 2. От базовой версии она отличалась размерами и некоторыми характеристиками. В новом проекте использовался опыт, полученный при испытаниях и учебной эксплуатации «Колесниц» первой версии. Имеющиеся сведения привели к некоторому изменению проекта, которое должно было сказаться на общей боевой эффективности торпед.

Человекоуправляемые торпеды семейства Chariot (Великобритания)
Торпеда Chariot Mk 2 в музее Eden Camp Museum (Великобритания). Фото Wikimedia Commons


Аппарат Chariot Mk 2 был крупнее и тяжелее своего предшественника. Его длина достигла 9,3 м, диаметр корпуса составлял 80 см, максимальная высота (по оборудованию на верней поверхности) превышала 1 м. За счет увеличения длины удалось вписать места двух членов экипажа внутрь корпуса. На свои места они должны были попадать через круглые отверстия в верхней части корпуса. Водитель, как и ранее, располагался на передней части корпуса, тогда как второй диверсант должен был сидеть спиной вперед. Вес в боевом положении увеличился до 5200 фунтов (2360 кг). За счет увеличения места под аккумуляторные батареи, более мощного двигателя и других особенностей максимальная скорость увеличилась до 4,5 узла. Емкость батарей позволяла двигаться с максимальной скоростью в течение 5-6 часов, что давало значительные преимущества как перед итальянской, так и перед имеющейся британской техникой аналогичного назначения. За несколько месяцев британские судостроительные предприятия построили и передали флоту три десятка торпед второй модели.

Боевое применение

Уже к осени 1942 года Королевский ВМФ располагал несколькими десятками человекоуправляемых торпед нового типа. Командование решило воспользоваться новой техникой в самое ближайшее время. Вскоре появился план операции под кодовым названием «Норвегия». Первой целью «Колесниц» должен был стать немецкий линкор Tirpitz, находившийся в одном из норвежских фьордов. Уничтожение вражеского корабля было запланировано на 1 ноября.

26 октября один из британских портов покинул траулер Arthur. Капитаном судна был назначен Лейф Ларсен, один из самых известных и успешных командиров Королевского норвежского флота. В трюме траулера располагались три человекоуправляемые торпеды. Две из них планировалось использовать в операции, еще одну рассматривали как резерв. На подходе к Тронхеймс-фьорду, где, по данным разведки, находился «Тирпиц», диверсанты спустили на воду две торпеды. Их экипажи заняли свои места. До места начала боевой работы торпеды должны были добраться на буксире.

Капитану Ларсену удалось успешно миновать все немецкие патрули и войти в нужный фьорд. Однако, пройдя менее 10 миль, моряки заметили, что оба буксировочных троса оборваны. Из-за сильного волнения две человекоуправляемые торпеды сорвались и были разбиты. Из четырех диверсантов трое пропали без вести и, вероятно, погибли. Только Бобу Эвансу из экипажа второй «Колесницы», получившему ранения, удалось добраться до берега. Его нашли немцы и взяли в плен. Чтобы не выдать товарищей, Эванс, воспользовавшись моментом, застрелился.

Человекоуправляемые торпеды семейства Chariot (Великобритания)
Контейнеры с торпедами Chariot Mk 1 на палубе подлодки. Фото Bismarck-class.dk


В ходе первой операции Королевский ВМФ Великобритании потерял два аппарата Chariot Mk 1 и четырех диверсантов, которые не смогли выполнить поставленную перед ними задачу. Тем не менее, был получен опыт: всем стало ясно, что надводные корабли не могут быть удобными и эффективными носителями человекоуправляемых торпед.

На 2 января 1943 года была запланирована операция у берегов Палермо в Италии. В этот день итальянская разработка, адаптированная под возможности английской промышленности, должна была нанести удар по флоту Италии. К этому времени носителями торпед стали несколько подлодок. Субмарина HMS Trooper получила три контейнера для «Колесниц», а на HMS Thunderbolt и HMS P311 смонтировали по два. Четвертым носителем торпед являлась лодка HMS Traveller, однако она была уничтожена 4 декабря 1942 года, за месяц до операции.

В ходе операции 2 января подлодка HMS P311 была обнаружена итальянским флотом и атакована. Англичанам не удалось уйти от преследования, субмарина погибла. По этой причине из семи торпед в операции участвовали только пять. Казалось, что этого количества аппаратов достаточно для выполнения боевой задачи, но операцию в итоге сочли неудачной.

Экипаж в составе офицеров Стивенса и Картера, стартовавший с подлодки HMS Trooper, не смог выполнить свою задачу. В течение пяти часов они пытались найти вход в нужную гавань, после чего у Картера закончился кислород. Стивенс оставил его на поверхности, на буе, после чего продолжил выполнение задачи. В одиночку он не смог найти цель и вернулся к своему товарищу. Им не удалось найти свою подлодку-носитель, однако на помощь пришел экипаж корабля HMS Unruffled. Диверсантов заметили и подняли на борт.

Человекоуправляемые торпеды семейства Chariot (Великобритания)
Пилот торпеды Chariot Mk 1. Боевая часть отстыкована. Фото Bismarck-class.dk


На второй «Колеснице» произошел взрыв аккумулятора. Командир У. Симпсон утонул, а Дж. Милн попал в плен. Также в плен попал экипаж третьей торпеды. Ее командир, Кук, серьезно повредил свой костюм и не мог продолжать работу. Его коллега Г. Уорти решил отвезти командира на берег и продолжить выполнение задачи в одиночку. Он не смог самостоятельно произвести все необходимые процедуры, решил вернуться за командиром, забрать его и отправиться на подлодку. На берегу он не нашел Кука и чуть позже попал в плен.

Две пары диверсантов смогли добраться до своих целей и установить заряды. Одной торпедой управляли Р. Гринланд и А. Ферье, второй – Р. Дав и Дж. Фрил. Гринланд и Ферье заминировали итальянский крейсер Ulpio Traiano. Дав и Фрил установили мину в кормовой части транспорта Viminale водоизмещением 8500 т. Оба судна в результате взрывов получили серьезнейшие повреждения. Четверо диверсантов, в свою очередь, попали в плен. Дав и Фрил из-за проблем с торпедой были вынуждены выйти на берег, а Гринланд и Ферье во время плавания повредили компас и застряли в противолодочной сети, после чего всплыли на поверхность.

В ночь на 18 января 1943 года подлодка HMS Thunderbolt отправилась к Триполи с двумя аппаратами Chariot Mk 1 на борту. Одна из торпед не смогла выполнить задачу. Примерно через полчаса после выхода с подлодки-носителя, почти добравшись до бухты, Дж. Ларкин и К. Бэрей заметили повреждение системы погружения, что не позволяло им продолжить работу. Диверсанты добрались до берега, уничтожили торпеды и снаряжение, после чего отправились домой. За семь дней они пережили массу приключений: их брали в плен немцы, обнаруживали итальянцы и т.д. Водолазы смогли добраться до Каира, откуда отправились на Мальту, на свою базу.

Экипаж Стивенса и С. Бакстона не смог выполнить основную задачу и направился к запасной цели, которую успешно уничтожил. Позже их поймали и отправили в лагерь военнопленных. После нескольких переводов они попали в лагерь близ Рима, где уже находились Гринланд и Дав. В начале осени 1943 года диверсанты воспользовались неразберихой, связанной с капитуляцией Италии, и сбежали из лагеря. Вскоре они нашли убежище в Ватикане, где оставались до полного освобождения Италии войсками союзников.

По результатам первых операций было решено использовать новые носители. Подлодки T-class были слишком крупными для участия в некоторых операциях. По этой причине было решено устанавливать контейнеры «Колесниц» на подлодки U-class. Необходимое оборудование, в том числе по одному контейнеру, получили субмарины HMS Unrivalled, HMS Unseen и HMS Unison. Кроме того, допускалась возможность буксировки различными кораблями и катерами.

21 июня 1944 года экипажи «Колесниц» осуществили одну из самых успешных операций. При содействии итальянских союзников, ранее служивших в 10-й флотилии МАС, британские диверсанты добрались до г. Специя и отправились к цели – тяжелому крейсеру Bolzano полным водоизмещением 14,6 тыс. тонн. Ранее этот корабль принадлежал ВМС Италии, но после капитуляции достался немцам. Через несколько часов после ухода диверсантов корабль пошел на дно. Экипаж К. Бэрея и С. Лоуренса не смог найти вход в бухту. М. Каузер и Г. Смит успешно добрались до цели и установили мину. Не сумев найти катера-буксиры, диверсанты были вынуждены выйти на берег. Часть водолазов попала в плен, другие присоединились к партизанам.

Человекоуправляемые торпеды семейства Chariot (Великобритания)
Крейсер Bolzano. Фото Warshipsww2.eu


Единственная операция с участием аппаратов Chariot Mk 2 была проведена 27 октября 1944 года. Примечательно, что на этот раз британским подводникам пришлось отправиться к берегам Юго-Восточной Азии. Подлодка HMS Trenchant доставила к г. Пхукет (Таиланд) две человекоуправляемые торпеды. Экипаж Элдриджа и Уолкотта должен был заминировать итальянский корабль Sumatra, задачей Смита и С. Брауна было уничтожение корабля Volpi.

Первый экипаж «Колесницы» успешно подобрался к цели, установил заряд и вернулся на подлодку-носитель. Элдридж и Уолкотт столкнулись с серьезными проблемами. Днище их цели давно не чистилось, из-за чего диверсанты не смогли установить заряд в нужном месте. Им пришлось потратить 20 лишних минут, чтобы разместить боевую часть торпеды возле машинного отделения.

Обе пары диверсантов успешно вернулись на HMS Trenchant и вскоре лично наблюдали за взрывами. В ходе этой операции Королевский флот не понес никаких потерь, а противник лишился сразу двух кораблей.

Итоги

В дальнейшем британские диверсанты не имели возможности повторить успех 27 октября 44-го. Это была последняя операция с участием торпед Chariot. Ситуация на морских театрах военных действий, на которых воевала Великобритания, менялась в ее пользу. Необходимость в применении специальной диверсионной техники отсутствовала. За пять операций диверсанты сумели потопить или повредить менее десятка кораблей и судов противника. Погибли 16 водолазов. 21 человек был удостоен различных наград.

После окончания войны в Европе эксплуатация торпед Chariot продолжилась. Несмотря на отсутствие боевых задач, эта техника привлекалась к работам по поиску и обезвреживанию морских мин у различных районов европейского побережья. В этих работах «Колесницы» применялись в качестве транспортного средства для водолазов-минеров. Вскоре после завершения разминирования прибрежных районов все человекоуправляемые торпеды были списаны и утилизированы. На смену аппаратам семейства Chariot пришли более новые и совершенные системы.


По материалам:
http://samilitaryhistory.org/
http://militarydiver.proboards.com/
http://bismarck-class.dk/
http://navypedia.org/
http://warshipsww2.eu/
Уоррен Ч., Бенсон Д. Волны над нами. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2004
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. igordok 1 июля 2015 06:53
    Япония, Италия, Германия, Британия. А мы?
    1. spec.78 2 июля 2015 16:31
      у нас тоже есть подробные системы. К великому сожалению все они были разработаны в 60-70-х годах прошлого столетия.
  2. gregor6549 1 июля 2015 09:16
    Самой удачной операцией англичан с применением малых подводных лодок/ торпед описанных выше, была операция проведення ими против линкора Новороссийск уже в послевоенное время. Для проведения такой операции у англичан имелось достаточно, с их точки зрения, оснований, а также имелись системы оружия и кадры, способные такую операцию осуществить . В немалой степени успеху операции способствовала халатность командования военно морской базы к которой был приписан Новороссийск , в частности отсутствие должного охранения и базы и линкора и неумелое руководство спасательными опрерациями после подрыва линкора.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня