Кто взорвал линкор «Новороссийск»?

93
Кто взорвал линкор «Новороссийск»?


Первый раз — случайность, второй раз — совпадение, третий — диверсия. На одном и том же месте, у госпитальной стенки в Севастополе, с интервалом 40 лет погибли “Новороссийск” и “Императрица Мария”.

Два взрыва в ночи. Сотни погибших. Виновные не установлены.

По мнению писателя-историка Н. Старикова, причины трагедии в Севастополе следует искать на берегах Туманного Альбиона:

Россия — держава сухопутная. Англосаксонские державы — морские. И для того, чтобы бороться с морскими державами, России нужен сильный военно-морской флот. Именно поэтому первое, что происходит во время любой смуты и революции, — это уничтожение русского флота.


Взрыв на линкоре “Императрица Мария” (1916 год) — четвертая по счету диверсия британской разведки (после восстаний на броненосце “Потёмкин”, учебном корабле “Прут” и крейсере “Очаков”), совершенная с целью ослабить Черноморский флот.



Англосаксы не выносят конкуренции на море, болезненно реагируя на появление сильных флотов у других государств. Похожим образом они наказали Японию — под самый конец Первой мировой в заливе Токуяма был взорван линкор “Кавати” (свыше 600 погибших). Почерк убийц совпадает. А незадолго перед тем, чтобы отвести от себя всякие подозрения, британские шпионы взорвали в Скапа-Флоу свой собственный “Вэнгард” (1917 год, безвозвратные потери 804 человека).

Единственным местом, куда не дотянулись подлые руки лазутчиков, были Кригсмарине и ВМС США. Там ни один дредноут не погиб от взрыва погребов. Удивительный результат в эпоху, когда стабильность порохов оставляла желать лучшего, а малейшее колебание влажности и температуры приводило к взрыву кордита. Причина чудесного спасения — железная дисциплина на флоте, помноженная на общее благополучие указанных стран.

За причинами гибели “Императрицы Марии” не нужно ходить за три океана. Все они подробно изложены в отчете комиссии, наблюдавшей за испытаниями линкора (1915 год):

«Система аэрорефрижерации артиллерийских погребов “Императрицы Марии” испытывалась в продолжении суток, но результаты получались неопределенные. Температура погребов почти не понизилась, несмотря на суточную работу холодильных машин. Неудачно выполнена вентиляция. Ввиду военного времени, пришлось ограничиться только суточными испытаниями погребов».

С таким подходом к хранению кордита оставалось лишь ждать неизбежного.

Вторая трагедия, связанная с гибелью ЛК “Новороссийск”, обросла еще большим количеством слухов и легенд. Сюжет с катастрофическим взрывом линкора был положен в основу псевдодокументальных передач, авторы которых тиражируют домыслы насчет причин взрыва, приходя к оригинальному выводу: “Как это было, никто не знает”.


Флагман Черноморского флота линкор "Новороссийск" (бывш. Giulio Cesare — Юлий Цезарь, спущен на воду в 1911 году)


В целом основных версий три:

— немецкая донная мина времен Великой Отечественной войны;
— “закладка” в момент передачи линкора СССР;
— итальянские диверсанты.

Разумеется, самая популярная — последняя версия, связанная с боевыми пловцами отряда Валерио Боргезе. В последнее время она стала едва ли не основной. Обывателю импонирует шпионская романтика и теории заговора.

Итак, опять диверсанты?

В пользу “итальянского следа” свидетельствуют хроники Десятой флотилии MAS (итал. Mezzi d'Assalto — штурмовые средства). Самый боеспособный морской спецназ Второй мировой, бойцы которого утопили два британских линкора и крейсер “Йорк”.


Эмблема "Дечима МАС", разработанная самим князем Боргезе


Значит, опыт есть. Средства есть. Не хватает главного — мотива для совершения преступления.

Вопреки сенсационным разоблачениям “желтой прессы”, в которых неназванные итальянские водолазы признаются во всех грехах, интервью реальных ветеранов “Дечима МАС” выдержаны в более сдержанном стиле. В ходе поездки в Геную в 1996 году членам Русского географического общества удалось лично пообщаться с “фрогмэнами” отряда Боргезе. Все трое — кавалеры Большой медали “За воинскую доблесть”, высшей военной награды Италии.

Луиджи Ферраро (пловец отряда “Гамма”), Эмилио Леньяни (водитель катеров со взрывчаткой) и Эвелино Марколини (водитель человекоторпед) подтвердили свою непричастность ко взрыву “Новороссийска”, выдав в качестве алиби следующее:

Бывшие служащие Десятой флотилии не испытывали вражды к Советскому Союзу. На протяжении всей войны они дрались с британским флотом, и всеми своими победами и унизительным поражением обязаны исключительно морякам Его Величества. Если бы вдруг у них появилась возможность реванша, их ярость обрушилась скорее на Скапа-Флоу, чем на советский Севастополь.

В то время как гордость итальянского флота “Чезаре-Новороссийск” был устаревшим линкором времен Первой мировой, еще до капитуляции переведенным в разряд учебных кораблей. К 1955 году в Италии о нем уже все забыли.

Касаемо самого князя Боргезе, то он бежал из Италии в Испанию почти сразу же, точнее через 15 лет после гибели "Новороссийска". По причинам, более связанным с политикой, чем с боевым прошлым.

В общем, вполне известные и очевидные факты, которые бояться замечать сторонники “итальянского заговора”.

Далее, по словам самих участников, “Дечима МАС” была сильна лишь в годы войны. После капитуляции Италии, всё спецоборудование для подводных работ было конфисковано союзниками. Отряд разогнали. Часть бойцов сбежала в Аргентину. Те из бывших членов отряда Боргезе, кому посчастливилось избежать трибунала, так или иначе, находились под “колпаком” американских спецслужб. Ни о какой “акции возмездия” в частном порядке (даже под протекторатом властей Италии) не могло быть и речи.

Наконец, самое важное — технический аспект. Оценочная мощность первого взрыва под килем “Новороссийска” составила свыше одной тонны тротила. Через 30 секунд с левого борта грянул второй взрыв. Для доставки зарядов такой мощности потребовалось бы не менее пяти человекоуправляемых торпед “Майяле” (а с учетом частых отказов — в два раза больше).

Очередной шедевр фальсификации. Шутники-аквалангисты тащат две тонны взрывчатки из бухты Омега в Севастополь.


Для транспортировки такого количества подводной спецтехники к советским берегам потребовалось бы несколько подводных лодок и большой запас удачи. Высадка диверсантов с надводного носителя, замаскированного под гражданский пароход, выглядит еще более невероятной, ввиду принятых мер безопасности на подходах к главной базе Черноморского флота. С учетом мизерной дальности хода самих торпед “Майяле” те могли проползти за семь часов не более 15 миль. Проще говоря, возможности подводной диверсионной техники не позволили бы осуществить подобную операцию.

С учетом неизбежного маневрирования при поиске цели торпеды с диверсантами потребовалось бы выпускать в советских терводах, прямо на рейде Севастополя. Плюс необходимость наличия средств предварительной разведки. Плюс погодный фактор.

Вывод слишком очевиден. Даже если бы вдруг сами британцы с привлечением опытных наемников-диверсантов Боргезе решились потопить трофейный “Новороссийск”, то черта лысого у них бы вышло.

И главное — ради чего столько трудов и риска? Ради уничтожения новейшего атомохода?

Несмотря на интенсивную модернизацию (повышение скорости хода с 21 до 27-28 уз., увеличение главного калибра до 320 мм), “Новороссийск” оставался дредноутом Первой мировой. Он был на 100 метров короче “Айовы”. И в два раз меньше по водоизмещению любого из линкоров Второй мировой. По состоянию на середину 1950-х "Чезаре-Новороссийск" был не в лучшей форме и представлять угрозу флотам западных государств решительно не мог.

В результате у всех желающих погубить советский линкор не было ни желания, ни технической возможности, ни практического смысла в осуществлении этой подлой операции.

Популярная версия с диверсией, осуществленной итальянскими пловцами, совершенно исключена. Это миф. “Городская легенда”, рожденная в умах предприимчивых журналистов.

Так же, как исключена возможность подрыва линкора путем “закладки”, установленной в момент передачи “Чезаре” Советскому Союзу.

Если так, то для чего понадобилось ждать целых семь лет, прежде чем бомба была приведена в действие? Слухи о таинственной “глухой переборке” в носовой части линкора — всего лишь слухи.

Только в период с 1950 по 1955 гг. “Новороссийск” семь раз находился в заводском ремонте. Меняли всю “начинку” вплоть до турбин. Проводили тщательную теплоизоляцию всех помещений, под условия службы в Черном море. Бомбу могли обнаружить в любой момент, и тогда в советско-итальянских отношениях возникли бы крупные осложнения.

Наконец, версия с “закладкой” внутри линкора противоречит здравому смыслу. Края пробоины от первого взрыва были ВОГНУТЫ внутрь. А с левого борта образовалась вмятина площадью 190 кв. метров. Это однозначно указывает на то, что оба взрыва произошли СНАРУЖИ.

Единственная заслуживающая внимания версия — немецкие мины. Простая и логичная. С минимальным количеством допущений. После трагической гибели “Новороссийска” из донного ила Севастопольской бухты было вытралено 17 морских мин типа RMH-1. Из них три — в радиусе 100 метров от места гибели линкора.


Дощатая конструкция без внешних изысков массой ~1150 кг, снаряженная литым гексонитом. Оснащена магнитным датчиком неконтактного действия типа М-1. Идеальна для блокирования входов в гавани и порты. Отступая, немцы оставили нам десятки таких “подарков”

Именно этой версии придерживается официальная точка зрения, основанная на заключении главного инженера операции по подъему “Новороссийска” (экспедиция особого назначения, ЭОН-35). Её противники ссылаются на то, что источники электропитания у всех вытраленных донных мин были разряжены. Что ж, видимо, не у всех...

Хитроумное взрывное устройство имело несколько алгоритмов работы с целью повышения его эффективности и продления времени нахождения в боевом режиме. Например, оно могло действовать в прерывистом режиме (часы-таймер типа PU), включаясь и выключаясь каждые полмесяца. Притом, корпус самого линкора (30 тыс. тонн металла) вызывал чрезвычайно сильные искажения в магнитном поле Земли. Этого хватило, чтобы активировать “умирающий” датчик М-1. После чего мощнейший гидродинамический удар от первого взрыва вызвал детонацию еще одной близлежащей мины.

Вот такая трагическая случайность, превращенная стараниями фальсификаторов в бесконечную мыльную оперу.

Статья посвящается тем, кому выгодно спрашивать: "Кому выгодно?"



По материалам севастопольского новостного портала ForPost
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    1 июля 2015 07:19
    Вот наконец прочитал, ясный анализ,,,, все разложенно и разобранно по полочкам ясно и понятно. Спасибо автору !Никогда не верил в версию итальянских и прочих дивирсантов ,,, и еше в советское время писали о взрыве мины а версию про аквалангистов именно князя Боргезе и закладку на корабле,,,,приплели сюда недавно,чьято журналисткая выдумка,,,, как говориться волка ноги кормят а желтую прессу фантазии
    1. -2
      1 июля 2015 07:31
      Цитата: Одинокий Волк
      наконец прочитал, ясный анализ,

      Опять российская халатность (насчёт разминирования)?
      1. +7
        1 июля 2015 07:43
        Я нигде не писал насчет халатности... и обвинять в этом кого либо невозможно.... вы хоть представляете себе что на море до сих пор находят всплывшие старые якорные мины даже в тех районах где все траленно перетраленно,,,, а тут донная
      2. +6
        1 июля 2015 09:25
        Цитата: V.ic
        Опять российская халатность (насчёт разминирования)?

        Неизбежность

        Севастопольскую бухту тралили, бомбили
        после чего вытралили еще 17 мин

        как и везде, где ставили мины
      3. +3
        1 июля 2015 11:13
        ....Опять российская халатность (насчёт разминирования)?...

        .....А Вы попробуйте найти мину в многометровой толще ила...Это Вам не аквариум.... hi
      4. +2
        1 июля 2015 13:05
        Опять российская халатность (насчёт разминирования)?
        В Севастополе очень много бухт, а еще больше всякого на дне. В мое детство не было лета, чтоб что-нибудь саперы из Камышей не вытащили, а это далеко не самая большая бухта города.
        А спрятаться субмарине в Омеге?! (второе название вроде Круглая)это надо очень постараться, и то наверное рубка торчать будет на радость детворе-ныряльщикам)
      5. +1
        1 июля 2015 15:58
        В этот день "Новороссийск" ввиду ошибки при швартовке встал не на штатном месте. Предполагается что якорем была взведена донная мина. Очень интересно и очень подробно (с указанием причин таких больших потерь) описано в сборнике "Мгновения" изд. ДОССАФ "Памятник скорбящему матросу"
        1. +2
          1 июля 2015 17:01
          ....Предполагается что якорем была взведена донная мина. ..

          ......Он стоял на бочке.....И донную мину невозможно "взвести", т.к. после стольких лет лежания у нее сели батареи ( срок службы на боевом взводе около 60 суток)....
          1. +2
            1 июля 2015 21:21
            Цитата: aleks 62
            .Он стоял на бочке.

            В одной из публикаций как-то читал (правда, об этом говорилось только один раз), что при швартовке сначала промахнулись мимо бочки и пытались поставить линкор на якорь, который пропахал несколько десятков метров дна и только потом стал на место. Я не очень большой специалист по швартовке линкоров, но интересно, насколько эта версия имеет право на жизнь?
        2. +2
          1 июля 2015 21:43
          Это было его новое штатное место.До этого да,его занимал "Севастополь",но его вывели из боевого составаи перевели для ремонта к "Севморзаводу"."Новороссийск"до трагедии с месяц занимал эти бочки-бочки №3.Так что никакой ошибки не было,но эта версия очень распространена.
      6. +2
        1 июля 2015 21:29
        Вот именно,что халатность.Это главные выводы госкомиссии,причём названы вполне конкретные виновные.Это командование Черноморским флотом,командующий эскадрой и и.о.командира"Новороссийска",которым вменялась в вину преступная беспечность и бездеятельность.Да и "диверсионная"версия с участием иностранных диверсантов обязана опять-таки докладу госкомиссии,которая признала неудовлетворительной охрану гавани и вскрыла множество фактов нарушений правил охраны водного района.
        1. 0
          3 июля 2015 11:22
          Т е и АДМИРАЛА ФЛОТА СССР Кузнецова Н Г правильно наказали...!?
        2. 0
          3 июля 2015 19:22
          Очень умно. Обвинить можно и столб. Который покорился и тень стала ложится не множко правее. Свет упал на кусок зеркала. А отражение подожгло кусок стеуловаты на бензохранилище.

          На самом деле безопасность можно городить до бесконечности. Пока всё не упрется в финансирование.
    2. +2
      1 июля 2015 20:15
      Цитата: Одинокий Волк
      Вот наконец прочитал, ясный анализ,,,, все разложенно и разобранно по полочкам ясно и понятно. Спасибо автору !Никогда не верил в версию итальянских и прочих дивирсантов ,,, и еше в советское время писали о взрыве мины а версию про аквалангистов именно князя Боргезе и закладку на корабле,,,,приплели сюда недавно,чьято журналисткая выдумка,,,, как говориться волка ноги кормят а желтую прессу фантазии

      Если хорошо порыться по сайту "ВО",то была статья,где по полочкамм было разложено именно то,про,что ВЫ говорите,а именно про итальянских диверсантов.И кстати статья получила кучу лайков и восторженных комментариев на тему"валить макаронников" what
  2. +5
    1 июля 2015 07:47
    За статью спасибо! Я так же думал-"эхо войны",а уж про итальянцев не писал только ленивый. Интересно,а штатники о причинах той катастрофы знают? А то бродят где не попадя,вдруг подорвутся,несмотря на всю их супер-пупер электронику. Как уже показала история американское оружие не всегда выигрывает в противостоянии с "пожилыми" видами вооружений.
  3. +1
    1 июля 2015 08:01
    Вот только последствия взрывов "Имератрицы Марии" и "Новороссийска" были разными. В первом случае практически никого не наказали, признав действия руководства флота правильными, а причину взрыва - неизбежной случайностью, во втором же случае все было гораздо печальнее, о принятых решениях и назначенных стрелочниках все в курсе.
  4. +6
    1 июля 2015 08:19
    Еще в брежневские времена(на рубеже 60/70-х) была статья: в Николаеве в середине 30-х НКВД раскрыла шпионскую сеть нацистов,существовавшую более 30 лет(кайзеровские кадры).В ходе допросов выяснилось,что эта широко разветвленная и глубоко законспирированная сеть организовала взрыв линкора...
    1. -1
      1 июля 2015 14:43
      Цитата: knn54
      в Николаеве в середине 30-х НКВД раскрыла шпионскую сеть нацистов,существовавшую более 30 лет(кайзеровские кадры).

      С кайзеровскими кадрами ещё можно согласиться (интересно, на что они существовали до 35 года?) Но если их раскрыли в середине 30-х, то как же они признали взрыв корабля осуществлённый 20 лет спустя? Хотя, в застенках ЧК и не в том сознавались :-)
      1. +3
        1 июля 2015 20:19
        Цитата: veteran66
        Но если их раскрыли в середине 30-х, то как же они признали взрыв корабля осуществлённый 20 лет спустя? Хотя, в застенках ЧК и не в том сознавались :-)

        knn54 имел ввиду взрыв на "Императрице Марии".Ветерану надо бы знать историю получше lol
        1. +1
          1 июля 2015 20:50
          Ну, если изъясняться более понятно, то и казусов таких не будет, обсуждаем то линкор "Новороссийск"
    2. 0
      1 июля 2015 21:19
      Кстати, им приписали подрыв "Императрицы Марии", только, пожалуста, припомните какое время было!!? Сколько тогда шпионов разоблачили немецких,английских, японских? На 100% лажа советских чекистов no !
  5. +12
    1 июля 2015 08:47
    На самом деле версия с подводными минами тоже вызывает сомнения. Взрыв мины ( даже два) должен бы поднять огромный султан водяных брызг. Не было. Зато взрывная волна выбила часть палубы полубака. Представляете себе ее толщину у линкора? То есть энергия наружного взрыва была выброшена внутрь корпуса целиком. А второй взрыв, по свидетельствам очевидцев, произошел спустя полминуты. На детонацию второй мины не слишком похоже. Зато второй взрыв (внимание!) Не пробил корпус. То есть одна мина якобы проломила днище, палубы и броню... а вторая оставила вмятину. Что за мины такие "умирающие"?

    Теперь представьте действия боевых пловцов. Они крепят на днище два кумулятивных заряда. Взрыв первого сорвал второй заряд и вывел из строя взрыватель. Второй все таки сдетонировал, но уже в безопасном отдалении от корпуса. Тем не менее первого хватило за глаза. Все прекрасно вписывается в реальность. При этом итальянские торговые суда к 29 октября 1955 года дружно покинули акваторию порта, а Боргезе вскоре после подрыва «Новороссийска» переселился в Испанию. Кто то считает это случайностью? Ну пусть считает...
    1. +4
      1 июля 2015 09:23
      Цитата: RiverVV
      а Боргезе вскоре после подрыва «Новороссийска» переселился в Испанию

      Боргезе переселился в Испанию в 1970 году
      Цитата: RiverVV
      Кто то считает это случайностью?

      )))
      1. 0
        1 июля 2015 20:11
        Пятерочка!!!
    2. +2
      1 июля 2015 11:22
      ......На самом деле версия с подводными минами тоже вызывает сомнения....

      ....Статья конечно интересная, но с Вами согласен....Замечу, что донные немецкие магнитные мины ( сбрасываемые с самолетов) имели весьма ограниченный срок службы ( как помню около 60дней ), т.к. имели магнитный взрыватель и батареи питания для работы систем....Да и мощность ВВ была порядком 200кг...А тут автор пишет - около 1 тонны....В общем утверждения автора довольно спорны.....А то ,что комиссия установила....Ну надо же было ей что то установить, вот и спихнули на мину... hi

      .....Вот это конечно круто :"....Что за мины такие "умирающие"?..... laughing
      1. +2
        1 июля 2015 14:11
        Довольно давно видел фильм "Аллегро с огнем. Сюжет: немцы во время войны минируют акваторию Севастополя аккустическими минами и наши саперы ищут способы эти мины обезвреживать. Тривиально вытаскивается мина на берег, ставится рядом патефон и запускается пластинка. Мина лежит. Запускается другая. Мина лежит. Запускается третья. Мина бабахает. Патефон с пластинкой ставят на тральщик. Фильм основан на реальных событиях.

        Те мины, что могли взорваться, давным давно взорвались. Севастопольскую бухту тралили наши, потом немцы (а они-то в курсе были, как взрывать свои мины), потом снова наши. 14 лет те, что не были найдены, лежали на дне и вдруг сработали?... Маловероятно. Есть версия, что вытраленные после катастрофы мины не были на боевом взводе, а попали туда с поврежденного немецкого минного заградителя. Очень уж кучно лежали.
    3. +1
      1 июля 2015 21:41
      Цитата: RiverVV
      Теперь представьте действия боевых пловцов. Они крепят на днище два кумулятивных заряда

      Кумулятивных? Зачем кумулятивных? Что он даст прожжет дырку?
    4. +1
      2 июля 2015 23:25
      2 кмз не могут иметь массу в 1-2 тоны вв
  6. 0
    1 июля 2015 09:08
    Вот такая трагическая случайность, превращенная стараниями фальсификаторов в бесконечную мыльную оперу.

    я согласен с этой версией, но у нас не любят что бы так просто, поэтому добровольно делают PR всяким пловцам-макаронникам, на их счастье.
  7. +6
    1 июля 2015 09:16
    Корабли гибли и будут гибнуть - от этого никуда не денешься.
    Другое дело, организация спасения моряков. Вот тут-то - полное позорище!
    Что и демонстрирует постоянно руководство российского/советского/российского флота.
    Ни техники, ни людей, ни успешных спасений...
  8. +1
    1 июля 2015 09:32
    Я помню по каналу в одном из выпусков т/п Искатели было проведено расследование в ходе,которого ведущий т/п Андрей И.сделал заключение,что линкор взорвали британцы,предварительно установив взрывчатку между стенками корпуса корабля.
    1. +3
      1 июля 2015 10:39
      "Искатели№" передача, мягко говоря, несерьёзная, чтоб не сказать грубее
    2. +2
      1 июля 2015 21:27
      Насколько помню, этот Андрей ни в одной из своих передач ничего толком так ничего и не доказал. Хотя понтов, конечно...
  9. +4
    1 июля 2015 09:52
    может быть перед тем как утверждать,что "Новороссийск" дело рук англичан,надо вспомнить, что именно в это время в Англии было не мало наших "информаторов". кое-кто работал именно по линии противодействия СССР. неужели они бы про это ничего не знали? про кабель в Берлине сообщили, а про это не знали. что то не стыкуется ни как.я про "Кембриджскую пятерку". уважайте вы итальянцев, не уважайте, но против факта ,что вообще то они тоже этим делом увлекались, вы врят ли поспорите. нет убедительных доказательств у автора.
    1. +2
      1 июля 2015 21:33
      Цитата: Dema46
      уважайте вы итальянцев, не уважайте, но против факта ,что вообще то они тоже этим делом увлекались, вы врят ли поспорите. нет убедительных доказательств у автора.

      Итальянцев можно уважать или нет, но никаких толковых доказательств того, что это сделали итальянцы, тоже нет. В этом деле куча фактов, но все они косвенные. А косвенные доказательства, как известно, можно толковать по разному.
  10. Комментарий был удален.
  11. Комментарий был удален.
  12. ABM
    ABM
    0
    1 июля 2015 10:19

    какие ваши доказательства? :)
  13. +2
    1 июля 2015 10:38
    г.Стариков историк, мягко говоря, сомнительный, хоть "раскрученный" СМИ - ни образования, ни опыта, ни авторитета в профессиональных кругах. И "к каждой бочке - затычка" - типа "спец" по любым вопросам
    Иногда он действительно выдаёт что-то оригинально- скандальное.
    Англофобия - это его "пунктик", "Если в кране нет воды", то у г. Старикова всегда и во всём виноваты англичане
    1. +3
      1 июля 2015 20:15
      Англофобия - это не пунктик, а суровая жизненная необходимость для нашей страны.
  14. +2
    1 июля 2015 10:45
    Интересно, а два удаленных комментария, это те, где дается оценка выражения :"Н. Стариков писатель-историк"? Тогда я к ним полностью присоединяюсь. В статье действительно сделан хороший аналитический разбор бредней подобных "историков".
  15. +7
    1 июля 2015 11:01
    Помнится, попадалась мне статья, где утверждалось, что "Новороссийск" попал под раздачу случайно.
    После прихода с моря он встал не на свои якорные бочки, а на якорные бочки, на которое обычно становился наш сравнительно новый тяжелый крейсер, орудия которого только что были модернизированы для стрельбы ядерными боеприпасами.
    Единственный тогда такой корабль в СССР.
    Диверсанты тащили заряды к нему.
    Но тут уж не итальянские ушки торчат, а американские или английские.
    Боевых пловцов ЭТИХ стран после войны НЕ по-увольняли и их игрушки у них НЕ по-отнимали.
    Даже наоборот.
    1. 0
      1 июля 2015 16:51
      Да, читал тоже, что именно в этот день противодиверсионные сети почему -то не были поставлены у входа в бухту. И корабли охраны водного района в море не выходили в этот день не выходили на дежурство.
  16. +3
    1 июля 2015 11:30
    Присоединяюсь к RiverVV (4). Через 10 лет "смерти" "оживают" две 1-тонные мины и совместно "случайно" топят корабль. Не специалист, но в статье не приведены подобные примеры, работа взрывателей, технические характеристики мин и прочее. Я бы скорее поверил в секретный подземно-подводный проход к госпитальной стенке (где стояли корабли) и диверсантов. Типа "через тайный ход натащили взрывчатки и в хорошо знакомом месте спокойно подорвали "Марию" и "Новороссийск"".
    1. +1
      1 июля 2015 16:53
      видимо вероятность этого события очень мала. Ведь мины должны были взорваться в момент постановки корабля на стоянке, раз реагируют на магнитные поля. А тут со сдвигом во времени.
  17. +14
    1 июля 2015 11:32
    Здравствуйте Олег! Интересная статья, спору нет! Радует разносторонность ваших статей!
    Но вернёмся к нашим баранам smile . Опять же ваша статья-это одна из версий, а за 60 лет было озвучено аж 5 версий, но до сих пор на этом вопросе не поставлен крест! Да, версия с миной кажется наиболее правдоподобной, НО здесь существует несколько факторов идущих в разрез с этой версией.
    1. мина RMH является самой мощной из серии RM.
    Масса взрывчатого вещества 907 кг. гексонита, что в эквиваленте с тротилом 1300 кг.
    Кратность взрывного устройства от 0 до 12 кораблей. Максимальный прерывистый режим работы рассчитан на 15 суток.
    2. Взрывное устройство М1 питается от БАТАРЕИ типа ЕКТ рабочим напряжением 14.5 вольт.
    3. Часовой механизм взрывного устройства имел кратность равную 6-ти часам.
    Теперь подробнее. Бочка №3, находится в Северной бухте, в районе морского госпиталя и является местом якорной стоянки крупных кораблей начиная от линкора "Императрица Мария" и заканчивая ТАКР "Тбилиси" ("Адмирал Кузнецов". До 29 октября 1955 года, начиная с 1945 года на эту якорную стоянку становились; линкор "Севастополь" 134 раза, линкор "Новороссийск" 10 раз, при этом не одна из донных мин не взорвалась (а их в этом районе после взрыва обнаружили 3 штуки в 50 метрах от места гибили). До сих пор не было и нет аккумуляторов, способных не разряжаться в течение десяти и более лет, зарядиться от магнитного поля корабля он НЕ МОЖЕТ физически. Взрыв по "Новороссийском" произошёл через 8 часов после постановки на якорь, при кратности взрывателя 6 часов.
    За 60 лет Родина так и не узнала кто и что виноват(то) в гибели 609-ти её сыновей!!!
    1. msm
      msm
      +1
      1 июля 2015 12:10
      Всё знают! Только, обнародовать причину будет стыдно до сих пор.
      1. +3
        1 июля 2015 12:19
        Цитата: msm
        Всё знают! Только, обнародовать причину будет стыдно до сих пор.

        Тёзка, если вы знаете истинную причину то поведуйте её хотя бы мне, я к своему сожалению наверное не отношусь ко всем знающим.
        1. +4
          1 июля 2015 21:38
          Цитата: Serg65
          Тёзка, если вы знаете истинную причину то поведуйте её хотя бы мне, я к своему сожалению наверное не отношусь ко всем знающим.

          Боюсь ошибиться, но мне кажется, что тут намекают на "вражду" между Жуковым и Кузнецовым, в которой "Новороссийск" стал разменной монетой. Та тоже немало "резонов" и "фактов".
          1. +1
            2 июля 2015 06:59
            Цитата: Алекс
            Боюсь ошибиться, но мне кажется, что тут намекают на "вражду" между Жуковым и Кузнецовым, в которой "Новороссийск" стал разменной монетой. Та тоже немало "резонов" и "фактов".

            Ну опять же Александр, это только версия и притом не самая удачная, а основывается она на том, что вскоре после трагедии Хрущёв стал планомерно уничтожать флот. Гибель "Новороссийска" только подстегнула генсека в принятие своего решения.
            1. 0
              2 июля 2015 19:37
              Этот троцкистский генсек, скорее подстегнул с Новороссийском сам, чем что то подстегнуло его.
  18. +1
    1 июля 2015 12:29
    Совсем недавно была статья о гибели нелегальных добытчиков металла, которые подорвались на немецкой донной мине уже в наше время. Если кто желает, то может поискать в интернете инфу об этом.
    http://www.sevastopol.ws/Forums/?file=viewtopic&p=3166,
    Так, что вопрос о "дееспособности" немецких донных мин произвести взрыв и сейчас остается открытым-в 55 же году такое вполне могло случиться.
    1. +1
      1 июля 2015 19:11
      Цитата: Monster_Fat
      Совсем недавно была статья о гибели нелегальных добытчиков металла, которые подорвались на немецкой донной мине уже в наше время. Если кто желает, то может поискать в интернете инфу об этом.

      Ну, подорвались они при срабатывании одного из устройств неизвлекаемости. Основной заряд на их счастье не сработал.
      Хотя батарея ещё что-то пыталась выдать:
      В подтверждение этого приведем такой факт. Снятая с мины аккумуляторная батарея еще вырабатывает электрический ток напряжением в 0,6 вольта.
    2. +3
      1 июля 2015 21:26
      Никакая донная мина не может пробить верхнюю палубу корабля, как было на Новороссийске!!
  19. +7
    1 июля 2015 12:50
    Её противники ссылаются на то, что источники электропитания у всех вытраленных донных мин были разряжены. Что ж, видимо, не у всех...

    Нда, после этого пассажа сразу понятно, что господин Стариков ничем не отличается от прочих им критикуемых писак, налицо игнорирование неудобных фактов и общий технический кретинизм.
    Глубокомысленная фраза "Что ж, видимо, не у всех...", для какого нибудь интеллектуала-гуманитария может все и объясняет, а вот для меня, унылого технаря, остается загадкой, почему все реально обнаруженные 17 мин исчерпали ресурс, а две, сугубо гипотетические, нет.
    Хитроумное взрывное устройство имело несколько алгоритмов работы с целью повышения его эффективности и продления времени нахождения в боевом режиме. Например, оно могло действовать в прерывистом режиме (часы-таймер типа PU), включаясь и выключаясь каждые полмесяца.

    Эти самые "часы-таймер типа PU" способны проработать более 15 лет? Они механические? Есть ли примеры того, что механические часы способны проработать от одной заводки 15 лет?
    И вообще, зачем немцам целенаправленно создавать мину, способную функционировать десятилетиями? В чем тут военная логика?
  20. +8
    1 июля 2015 13:11
    Много гъчитал о трагедии Новороссийска и склоняюсь к версии что взорвали его англичане. Версия с донными минами не проходит т.к. место где стоял на якоре Новороссийск тралили множество раз и на месте где стоял Новороссийск стоял до него не один крупный корабль. Версия с итальянцами тоже не катит т.к. Италии было не до подобных игр с такой страной как СССР, особенно после недавнего разгрома и Италии и Германии во Второй Мировой. Единственной страной которая могла беспокоить в то время Великобританию с ее притязаниями на Балканы был СССР и Новороссийск с атомными снарядами к его главному калибру был одним из нехилые инструментов внешней политики СССР в этом регионе. То что снаряды при взрыве или взрывах не сдетонировали можно отнести и к многоуровневой системе их защиты от несанкционированного использования, и к счастливой случайности. Ну а англичане обладали в то время и управляемыми торпедами и сверхмалыми подлодками и опытными кадрами которые могли ими управлять. Об этом соседняя статья на этом же сайте. Если англичане использовали эти торпеды и лодки еще во время Второй Мировой то за время прошедшее с момента ее окончания у них было достаточно времени для совершенствования и подобного оружия и кадров. Ну и не нужно забывать что бухта где валился Новороссийск охранялась в то время из рук вон плохо а операция по спасению экипажа Новороссийска была организована так что ее вполне можно было назвать операцией по утоплениюж тех кто утонуть был не должен
    1. 0
      1 июля 2015 20:35
      Цитата: gregor6549
      . Версия с итальянцами тоже не катит т.к. Италии было не до подобных игр с такой страной как СССР, особенно после недавнего разгрома и Италии и Германии во Второй Мировой. Единственной страной которая могла беспокоить в то время Великобританию с ее притязаниями на Балканы был СССР и Новороссийск с атомными снарядами к его главному калибру был одним из нехилые инструментов внешней политики СССР в этом регионе.

      Кстати,читал в одной умной книжке,что британцы.как и американцы.как победители после ВМВ вовсю использовали опыт итальянских боевых пловцов князя Боргезе,которые были первыми в этом, т.к. у самих бриттов был не очень большой опыт именно в подводном плавании,байдарки не в счёт.
      1. 0
        2 июля 2015 04:58
        Опыт создания и использования свехмалых ПЛ и управляемых людьми торпед был накоплен достаточно солидный и итальянцами, и англичанами и был этот опыт и отрицательным, и положительным. Но если в послевоенное время Италия по отношению к СССР поутихла по многим прчинам, в том числе и по причине сильно возрошего за годы войны вляния Компартии Италии к тому же неплохо финансировавшейся СССР, то в Великобритании все было с точностью до наоборот, особенно после известной речи Черчилля в Фултоне где он призвал все страны Запада сплотиться против СССР и быть по крайней мере не слабее его. С этой речи по сути и ведется отсчет Холодной Войны Запада против СССР которая довольно часто была весьма горячей. Т.е. акция против Новороссиска была вполне логичной со стороны бритов и ею пытались убить сразу нескольких зйцев: показать миру что сила у Запада есть и он может применить ее против своих врагов там и тогда где и гогда это будет целесообразно, вывести из строя довольно серьезный на то время корабль, уже вооруженный ядерным оружием и могущий угрожать интересам Англии на Балканах ну и заодно отработать в реальных условиях тактику применения своих боевых пловцов и их вооружения. Нужно не забывать что английские боевые пловцы были очень плотно задействованы во время операции Оверлорд для подготовки проходов в минных полях и проволочных заграждениях в местах высадки союзников. Т.е кроме определенного опыта одиночных диверсионных операций против кораблей Германии и Италии во время войны они приобрели и опыт массированных действий под огнем противника. Т.е против Новороссийска было кому у англичан работать. И на чем.
  21. ABM
    ABM
    0
    1 июля 2015 13:14
    кстати, хотел спросить - понятно, что взрыватели были небоеспособны на найденных минах - а возможен ли подрыв мины при ударе якоря о нее (о взрыватель)?
    1. +4
      1 июля 2015 13:30
      Цитата: ABM
      кстати, хотел спросить - понятно, что взрыватели были небоеспособны на найденных минах - а возможен ли подрыв мины при ударе якоря о нее (о взрыватель)?

      Нет уважаемый АВМ, такой подрыв невозможен по нескольким причинам;
      1. Линкор не бросал якорь, а стал на бочку!
      2. Линкор стал на якорную стоянку в 17.30 28 октября, а взрыв произошёл в 01.31 29 октября, т.е. через 8 часов.
      3. контакт взрывателя замыкается от воздействия магнитного поля ПРОХОДЯЩЕГО корабля, а линкор стоял на месте.
      4. Даже если принять версию о якоре, то механический удар возможно бы и замкнул цепь взрывателя, но за отсутствием питания в цепи сам взрыватель всё равно не сработал.
  22. -1
    1 июля 2015 13:22
    Линкор "новороссийск" взорвали мелкобриты, Британия, т.к. их стала пугать растущая мощь КЧФ ВМФ СССР, и его возрастающая активность в Средиземном море. Ясно как божий день!
    1. +1
      1 июля 2015 13:32
      Цитата: старик54
      Линкор "новороссийск" взорвали мелкобриты, Британия, т.к. их стала пугать растущая мощь КЧФ ВМФ СССР, и его возрастающая активность в Средиземном море. Ясно как божий день!

      Старый линкор напугал мелкобритов??? bully
      1. 0
        1 июля 2015 14:24
        for Serg65:
        "Старый линкор напугал мелкобритов???"///

        Абсурд, я согласен. Никому кроме итальянцев, которым было "за державу обидно", он
        был не нужен.
        А "Марию" подорвали во время 1-ой Мировой немцы. Им он действительно мешал
        на Черном море, а англичанам - нет.
        1. +3
          1 июля 2015 21:47
          Цитата: voyaka uh
          А "Марию" подорвали во время 1-ой Мировой немцы. Им он действительно мешална Черном море, а англичанам - нет.

          Ещё как мешала. С вводом в строй "Марий" ситуация на Черном море кардинально менялась в пользу России. "Гебену", который и до того даже с бронеосцами-додредноутами не очень-то справлялся, стало бы совсем кисло. Далее - десантная операция в Босфоре (а она планировалась на начало 1917 года), проливы, Константинополь... Не спешите кипеть праведным гневом, я не оголтелый апологет альтернативной истории, но то, что Англии совсем не улыбалось присутствии России в проливах, ясно, как божий день. В конце концов не затем они "Гебен" и "Бреслау" в Турцию пропустили, что бы "Императрица" его в металлолом превратила.
      2. +1
        1 июля 2015 14:29
        Цитата: Serg65
        Старый линкор напугал мелкобритов???

        на тот момент времени это был самый мощный НК КЧФ. Без него оставались одни эсм. 30 и 30бис. проектов. На них что, в Средиземку соваться?
        hi
        1. -1
          1 июля 2015 16:07
          for старик54:

          Назовите его хоть супер-флагманом ЧФ, но по сути он -
          старый корабль, построенный ДО 1-ой Мировой войны.
          Ни малейшей угрозы для Англии (да и ни для кого другого)
          он не представлял.
          У горячих итальянских офицеров-спецназовцев, проигравших войну, была обида,
          что когда-то гордость их флота и символ Италии оказался "в плену у врага".
          1. +1
            1 июля 2015 20:03
            На месте взрыва Новороссийска стоял другой линкор, с ядерным оружием на борту. Именно его хотели взорвать, но произошла ошибка из-за того что в ту ночь на бочку внезапно встал Новороссийск, хотя раньше никогда не стоял в этом месте.
            1. +1
              2 июля 2015 07:17
              Цитата: Alex_59
              На месте взрыва Новороссийска стоял другой линкор, с ядерным оружием на борту

              Какой именно?
              1. 0
                2 июля 2015 21:49
                "Севастополь"
        2. +3
          2 июля 2015 07:16
          Цитата: старик54
          на тот момент времени это был самый мощный НК КЧФ. Без него оставались одни эсм. 30 и 30бис. проектов. На них что, в Средиземку соваться?

          Андрей, так на вскидочку-отряд лёгких сил КЧФ на 1955 год
          проект 26-бис
          лкр. Молотов
          лкр. Ворошилов
          проект 68
          лкр. Фрунзе
          лкр Куйбышев
          проект 68-бис
          лкр Адмирал Нахимов
          лкр Адмирал Ушаков
          лкр Дзержинский
          лкр Жданов
          лкр Михаил Кутузов
          прочие
          трофейный (Италия) лкр Керчь
          тип "Светлана"
          лкр Красный Кавказ
          лкр Красный Крым
          с уважением hi
  23. 0
    1 июля 2015 13:25
    Больше технических подробностей и более аккуратные выводы по ссылке

    http://www.liveinternet.ru/community/1106169/post122624580/
  24. 0
    1 июля 2015 13:39
    Цитата: V.ic
    Цитата: Одинокий Волк
    наконец прочитал, ясный анализ,

    Опять российская халатность (насчёт разминирования)?

    Цитал статью даже с какой-то ностальгией. это была тема моей дипломной работы в военном училище....
    1. 0
      1 июля 2015 20:22
      Ну и какой вывод?
  25. +2
    1 июля 2015 14:10
    А незадолго перед тем, чтобы отвести от себя всякие подозрения, британские шпионы взорвали в Скапа-Флоу свой собственный “Вэнгард” (1917 год, безвозвратные потери 804 человека).


    Стариков всегда Стариков... Англосаксонский зговор, массоны и т.п...
    Ему на РЕН-ТВ или ТВ-3 пор уже идти. Там любят таких людей..
  26. 0
    1 июля 2015 14:49
    Все версии имеют право на жизнь, ни одну нельзя отмести с ходу. Правду, скорее всего, никогда не узнать.
    1. +3
      1 июля 2015 15:01
      По первому каналу раньше передача была историческая, где проводились расследования, искались клады.
      Так вот, за всю историю передачи ведущий ни разу ничего не нашел, и ничего не доказал, и в конце передачи он говорил вашу фразу как молитву:
      Все версии имеют право на жизнь, ни одну нельзя отмести с ходу. Правду, скорее всего, никогда не узнать.
  27. 0
    1 июля 2015 15:39
    А почему нет версии, что взорвали действительно подводные пловцы, и действительно, уже лежавшими на дне немецкими донными минами. В этом случае совершенно не нужно аквалангистам тащить две тонны взрывчатки.
    Нахождение мин установили заранее. И возможно, мины нашли совершенно случайно, выполняя другую задачу. Раз база охранялась плохо, следовательно вылазка диверсантов вполне могла быть не первой. Решили просто использовать "подарок судьбы".
    Накладными зарядами вызвали детонацию. Для этого восьми часов более чем достаточно, и никакой подводной лодки. Люди спустились с берега. И находились в Севастополе заранее. По большому счету это мог сделать даже один человек.
    1. +5
      1 июля 2015 21:58
      Федор Александрович, Ваша версия ещё более невероятная, чем все остальные. Толща ила в Севастопольской бухте, ЕМНИП, два-три десятка метров. Как, даже случайно, найти в такой каше ДВЕ донные мины, я лично не представляю даже теоретически. И какие такие "другие задачи" выполняли в Севастополе иностранные подводные диверсанты? Севастополь всегда был главной базой ЧФ, в советские времена - почти всегда закрытый город со строгим пропускным и паспортным режимом (даже в 1987 попасть в него можно было только с соответствующими бумагами). Как в таких условиях можно заниматься разведывательно-диверсионной работой под водой (хранить и заряжать акваланги, менять поглотители углекислоты, сушить гидрокостюмы, доставлять всё это к берегу и обратно) тоже представить довольно трудно. Так что скорее всего тут англо-саксонский след. Но доказать это почти невозможно.
  28. 0
    1 июля 2015 15:40
    Ага, вот больше нечего англичанам как наш линкор взрывать. Как по мне, так взрыв Императрицы Марии был выгоден, в первую очередь, Кайзеру, чтобы ослабить наши позиции на Черном море.
    А с Новороссийском не все так просто, все таки холодная война в разгаре. Могли и "друзья" из НАТО постараться.
    1. +1
      2 июля 2015 00:10
      Цитата: Maksus
      Ага, вот больше нечего англичанам как наш линкор взрывать. Как по мне, так взрыв Императрицы Марии был выгоден, в первую очередь, Кайзеру, чтобы ослабить наши позиции на Черном море.

      А как по мне, так у английского короля Георга V выгоды в ослаблении России было гораздо больше. Конечно, если бы русский Черноморский флот полностью потерял инициативу на море, то Турция смогла бы значительно активизировать свои военные действия на Кавказе, что потребовало отвлечения частей русской армии и, как следствие, снижение давления на немецком фронте. Однако по факту, у русских на Восточном фронте и так дела были не блестящи, потеря даже новейшего линкора существенного изменения в расстановку сил на море не внесла - Гебен и Бреслау так и не справились с поставленными задачами - Турция увязла в войне на Кавказе и в Галлиполи. В общем, кайзеру ждать дивидендов с этой диверсии пришлось бы довольно долго. Хотя, конечно, подсунуть кузену Нике свинью при случае никогда не откажется.
  29. 0
    1 июля 2015 15:46
    Не спец в минах, но если срок службы взрывателя давно истек, разве нельзя поставить новый? Это к версии диверсантов. И тонну вв тащить не надо, уже на месте.
    1. +1
      1 июля 2015 16:40
      А как в нескольких метрах ила все это установить, ныряли когда нибудь, да там мрак сплошной, профессиональные водолазы и то туда боятся суваться, засасывает как в трясину.
    2. Комментарий был удален.
  30. 0
    1 июля 2015 17:59
    Версия самая логичная и ..... самая удобная для Сов.ВМФ.
    Более 50 лет прошло после трагедии, можно уже и рассекретить материалы расследования и фактологический материал для исследователей.
  31. +3
    1 июля 2015 18:43
    Впервые узнал о гибели линкора "Императрица Мария" из фильма "Кортик", снятого в 1954 году. Впервые увидел его в начале 60-х. Потом позже прочёл книгу Рыбакова, по которой был снят фильм. Интересно воспользовался писатель для завязки сюжета тайной гибели линкора...
    Тайной гибели линкора "Новороссийск", так же воспользовался будущий писатель Маршал Г.К.Жуков для снятия с должности, понижения в звании и отправки в отставку.
    "В 1953—1955 годы Кузнецов — первый заместитель Министра обороны СССР — Главнокомандующий ВМФ. 3 марта 1955 года его звание переименовано в «Адмирал Флота Советского Союза» и ему вручена Маршальская Звезда. В этот период Кузнецов уделял большое внимание технологическому перевооружению флота, в частности, развитию авианосцев.

    Однако у него быстро испортились отношения с министром обороны Г. К. Жуковым, с которым они не вполне ладили ещё во время войны[5]. В декабре 1955 года Кузнецова под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» сняли с должности (хотя в это время он находился в отпуске по болезни), а 17 февраля 1956 года он понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте»." (из Википедии)
  32. +4
    1 июля 2015 20:00
    Статья - бред. Мина RMH ставится с плавсредств. Авиацией не ставится. Автор знает все факты попыток минирования акватории Севастополя немцами? До захвата Севастополя попытки минирования производились немцами только с воздуха, причем в объемах скорее для беспокойства нашего флота, чем в желании парализовать действия ЧФ. Почему? Потому что наш ВМФ никто всерьез не воспринимал. Когда и как немцы могли минировать бухту с плавсредств? Перед отступлением, иначе какой смысл? Только информация из немецких архивов может подтвердить что немцами ставились донные мины в этом месте. Кроме того с 1944 по 1955 год над местом взрыва крупные корабли стояли сотни раз, стояли по долгу. И за эти 11 лет мины похорошели, окрепли, не ушли глубже в ил и не рассохлись, не сели источники электроэнергии? Нет? Чудеса!
    А в курсе автор, что за корабль обычно ВСЕГДА стоял на месте "Новороссийска"? Поинтересуйтесь. И сопоставьте силуэты кораблей - вы увидите, что вся энергия взрыва должна была пройти через подбашенное отделение этого корабля. Где, по некоторым сведеньям хранился один из первых советских "спецбоеприпасов" артиллерийского типа (изделие 5219, можете загуглить - производство начато в марте 1955 года). Только этой ночью тот корабль внезапно не встал на эту бочку, а встал "Новороссийск". Взорвали не того. И это были не итальяшки - дались им сенсации о том что русские не только не умеют обращаться с ЯО, но еще и подрываются на нем сами и могут загадить весь мир.
    1. 0
      1 июля 2015 23:38
      Итальяцы в этом вполне могли как поучаствовать так и исполнить заказ. НАТО оно есть НАТО.
  33. +1
    1 июля 2015 20:08
    Я не буду разбирать технические возможности и подробности взрыва "Новоросийска",я задам один вопрос-почему статья с разбором о невозможности взрыва линкора итальянскими подводными диверсантами появилась после того,как ВВП с Берлускони совместно отдохнули на Алтае? what
  34. 0
    1 июля 2015 20:23
    Несмотря на интенсивную модернизацию (повышение скорости хода с 21 до 27-28 уз., увеличение главного калибра до 320 мм), “Новороссийск” оставался дредноутом Первой мировой. Он был на 100 метров короче “Айовы”. И в два раз меньше по водоизмещению любого из линкоров Второй мировой. По состоянию на середину 1950-х "Чезаре-Новороссийск" был не в лучшей форме и представлять угрозу флотам западных государств решительно не мог.
    Это смотря с какой стороны смотреть(я про угрозу).Орудия "Новороссийска" были приспособлены для стрельбы ядерными зарядами т.е. линкор стреляющий ЯО в Средиземном море представлял реальную угрозу для флотов НАТО.
  35. 0
    1 июля 2015 21:48
    Замучили с этими минами с ВОВ, они во всем виноваты и гибель "Курска" помнится тоже на мину "списывали".
  36. 0
    1 июля 2015 21:50
    Орудия линкора "Новороссийск" НЕ могли стрелять ядерными снарядами.
    Они, кстати, были нестандартного для нашего флота калибра.
    По-моему, 320 мм вместо 305 мм.
    Боекомплект этого "нестандарта" был получен вместе с линкоров в Албании.
    А вот тяжелый крейсер, на бочки которого встал "Новороссийск", имел такую возможность.
    То есть "Новороссийск" оказался не в том месте и в не то время.
    Пы.Сы. Кстати, за "Новороссийск" поснимали с должностей всю верхушку флота, а гибель "Марии" наркоману-Колчаку сошла с рук.
    1. +2
      1 июля 2015 22:10
      Только не тяжелый крейсер, а линкор "Севастополь". Именно он всегда стоял на месте, куда внезапно в эту ночь поставили "Новороссийск". И именно он имел 305 мм орудия и спецснаряды.
      1. -1
        1 июля 2015 22:23
        Не спорю, статью читал давно.
  37. 0
    1 июля 2015 22:51
    Цитата: Seamaster
    Орудия линкора "Новороссийск" НЕ могли стрелять ядерными снарядами.
    Они, кстати, были нестандартного для нашего флота калибра.
    По-моему, 320 мм вместо 305 мм.
    Боекомплект этого "нестандарта" был получен вместе с линкоров в Албании.
    А вот тяжелый крейсер, на бочки которого встал "Новороссийск", имел такую возможность.
    То есть "Новороссийск" оказался не в том месте и в не то время.
    Пы.Сы. Кстати, за "Новороссийск" поснимали с должностей всю верхушку флота, а гибель "Марии" наркоману-Колчаку сошла с рук.

    Эммм. А можно подробнее про Колчака-наркомана?
    1. 0
      2 июля 2015 09:14
      По-гуглите список его вещей при аресте. Что-то около 200 ампул морфия в багаже.
      Думаете, он их для продажи держал?
      Поищите мемуары генерала Жанена (за фамилию не поручус - уточните), представителе Антанты при ставке Колчака.
      Вы, батенька, фильмом "Адмиралъ" не ограничивайтесь.
      Тем более, что фильм - 100 процентов ложь.
      Ни экспедициями он не командовал, ни крейсера не топил, а комфлотом ЧФ показал себя полной бездарностью.
      И, кстати, не большевики его расстреляли, а эсеры.
      1. 0
        2 июля 2015 19:09
        А в Нормандии когда десантники в кино себе и другим морфий вкалывают - они наркоманы все? Морфий был казенный как и золото.
        Это как бы не его личнй был багаж, история с подставамм от белочехов на Транссибе известна. Пропустили мимо своих эшелонов почти без охраны, прямо в лапы эсерам которые суть одна ... с большеивками и Временным.
  38. 3vs
    +2
    1 июля 2015 23:11
    Вроде по телевизору пробегала информация, что какой-то из итальянских боевых
    пловцов незадолго перед смертью сказал, что это они взорвали Новороссийск.
    Наверное, с сегодняшним уровнем развития компьютерных технологий можно
    смоделировать разные варианты.
    Надо собрать все факты воедино, возможно что-то и прояснится.
    1. +2
      1 июля 2015 23:58
      Цитата: 3vs
      Вроде по телевизору пробегала информация, что какой-то из итальянских боевыхпловцов незадолго перед смертью сказал, что это они взорвали Новороссийск.

      В последнее время что-то частенько перед смертью у многих "очевидцев" и "участников" стали языки трепаться. То какой-то космонавт из Третьего Рейха разоткровенничается, то диверсант что-то взорвёт...
  39. +2
    2 июля 2015 00:12
    Автор правильно пишет,что линейный корабль "Джулио Чезаре" /Юлий Цезарь/-"Новороссийск" был просто очень старый корабль-в строю ВМС Италии с 1914 года,ВМФ СССР передан в феврале 1949 года в ужасном состоянии,с 1950-1955 года прошел 7 заводских ремонтов,так что приобретение для нашего ВМФ было весьма сомнительное,но тем не менее в 1955 году это самый мощный корабль ВМФ СССР.Называть "Джулио Чезаре" гордостью ВМС Италии не правильно.Гордостью ВМС Италии были линейные корабли типа "Литторио",первый из которых вступил в строй ВМС Италии в 1940 году,орудия ГК-381 мм,мощное зенитное вооружение,хорошая скорость для линейных кораблей-30 узлов.Корабли были построены в лучших традициях итальянского судостроения и по последнему слову инженерно-технической мысли.Итальянцы успели построить только три корабля этого проекта.Один-"Рома" был потоплен немецкой авиацией,два других-"Литторио" и "Имперо" по настоятельной "просьбе" американцев и англичан в начале 50-х годов были разобраны на металл."Союзнички" сделали все,что бы ни один из этих современных линейных кораблей не попал в состав ВМФ СССР,нам передали откровенное старье.Касаемо причин гибели линейного корабля "Новороссийск"-версий хватает и не одна толком не доказана,версия,что к гибель линкора организовал тов.Г.Жуков,что бы таким образом окончательно раздавить Адмирала Флота Советского Союза Н.Кузнецова,имеет место быть,но по понятным причинам широко не озвучивается.
  40. 0
    2 июля 2015 11:44
    К сожалению никто собственно не обратил внимание на описание воронки которая образовалась в месте подрыва корабля. А там было кое-что интересное. В воронке находились остатки какого-то небольшого корабля или баржи. Что это была за баржа?, Что могло находится на этой барже? И могло ли содержимое этой баржи сдетонировать от подрыва мины рядом или от касания троса провисшего швартового троса корабля? Как выяснилось, обследования водолазами места окого "швартовой бочки" вообще не проводилось, его провели только после трагедии и нашли, аж две донным мины в непосредственной близости от швартовой бочки и большое количество различных боеприпасов раскиданных по дну.
  41. -1
    2 июля 2015 12:57
    Эх, ребяты....
    "...Версия 5 - дело рук КГБ

    Уже в наше время кандидат технических наук Олег Сергеев выдвинул еще одну версию. Линейный корабль "Новороссийск" был подорван двумя зарядами с суммарным тротиловым эквивалентом в пределах 1800 кг, установленными на грунте в районе носовых артпогребов, на незначительном расстоянии от диаметральной плоскости корабля и друг от друга. Взрывы произошли с коротким временным интервалом, обусловившим создание кумулятивного эффекта и нанесение повреждений, в результате которых корабль затонул. Подрыв же был подготовлен и осуществлен отечественными спецслужбами с ведома руководства страны исключительно во внутриполитических целях. В 1993 году стали известны исполнители этой акции: старший лейтенант спецназа и два мичмана - группа обеспечения.

    Против кого была направлена эта провокация? Согласно Сергееву, прежде всего против руководства ВМФ. На этот вопрос через два года после гибели "Новороссийска", на пленуме ЦК КПСС 29 октября 1957 года, ответил Никита Хрущев: "Нам предложили вложить во флот более 100 миллиардов рублей и строить старые катера и эсминцы, вооруженные классической артиллерией. Мы провели большую борьбу, сняли Кузнецова… думать, заботиться о флоте, об обороне он оказался неспособным. Нужно все оценивать по-новому. Надо строить флот, но прежде всего строить подводный флот, вооруженный ракетами".

    Десятилетний план судостроения, не отражающий в перспективе приоритет развития наиболее капиталоемких и выгодных для ВПК морских стратегических ядерных сил, объективно не мог поддерживаться военно-политическим руководством страны, что и решило судьбу главкома ВМФ Николая Кузнецова.

    Гибель "Новороссийска" послужила началом масштабного сокращения Военно-морского флота СССР. На металлолом пошли устаревшие линкоры "Севастополь" и "Октябрьская революция", трофейные крейсеры "Керчь" и "Адмирал Макаров", множество трофейных подлодок, эсминцев и кораблей других классов довоенной постройки. ..."
    Отсюда - http://flot.com/history/events/novorosdeath.htm
    ...
    а есть материалы - где напрямую говорится, должности, звания, фамилии, командировка с Каспия "умельцев".
    ...
    Как-то я своим больше верю. Чем забугорным. Мы сами такого натворим, что все остальные охреневают. С нас.
    Так и тут.
    Кому сдался устарелый, бестолковый линкор. На который только расход один всего - смазки, ресурса, финансов. Построеный не нами. Спихнутый нам, как с барского плеча - и вдруг флагман. Позорище, однако.
    А так - он джокер. В колоде. Оказался.
    И все в шоколаде. Кроме погибших ребят. Вечная им память.
    1. 0
      2 июля 2015 20:27
      Что то вас понесло. Имея власть секретаря ЦК КПСС не надо создавать предпосылок. Захотел, то все выполняют. И убивать тоже никого не надо. Сами убъются
      1. +1
        3 июля 2015 08:07
        Да это не меня понесло.
        Я просто ссылки представил.
        А насчет - захотел, то все выполняют - несколько не так.
        Иначе бы, лысого кукурузника не скинули. Горбача бы не изолировали.
        Предпосылки нужно создать.
        Похоже, вы, lambert, о системе противовесов не знаете, счастливый вы человек.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»