Сверхмалые подводные лодки типа CA (Италия)

10
С середины тридцатых годов военно-морские силы Италии занимались разработкой специальных средств для водолазов-диверсантов. В рамках новой программы разрабатывались т.н. человекоуправляемые торпеды, водолазное оборудование и т.д. В начале сороковых парк техники 10-й флотилии МАС пополнился сверхмалыми подводными лодками. Эту технику предполагалось использовать для проведения различных диверсий, направленных на уничтожение кораблей противника.

Первые итальянские сверхмалые подлодки времен Второй мировой войны строились по проекту CA. Необходимо отметить, что эта техника изначально не рассматривалась в качестве средства для проведения диверсий. Заказ военно-морских сил, появившийся в середине тридцатых годов, подразумевал создание малогабаритных субмарин с торпедным вооружением. Эта техника должна была использоваться для защиты баз и корабельных соединений. Сверхмалые подлодки могли бы находиться в указанной акватории и следить за обстановкой. В случае появления вражеских субмарин аппараты проекта CA должны были атаковать их имеющимися торпедами.

Заказ на разработку новой подлодки получила компания Caproni. Используя имеющиеся наработки и опыт, сотрудники этой организации за несколько месяцев завершили проектирование и подготовили комплект чертежей для сборки. Ранее Италия не занималась строительством сверхмалых подлодок, что, однако, не помешало компании «Капрони» достаточно быстро построить первые две субмарины нового проекта. Первую сдали заказчику 15 апреля 1938 года, вторую – через несколько дней, в конце месяца.


Подлодка типа CA в базовой патрульной конфигурации с торпедами


Согласно техническому заданию, подлодки проекта CA должны были иметь минимально возможные размеры и водоизмещение не более 15-17 т. При этом заказчик желал, чтобы такие субмарины могли нести две торпеды существующего типа. Все это сказалось на техническом облике новой техники и основных его особенностях. Результатом специфических требований заказчика стала подлодка с необычными обводами и компоновкой. Тем не менее, как выяснилось позже, оригинальность была связана с массой проблем.

Известно, что основой конструкции подлодки CA был прочный корпус, внутри которого размещалось все основное оборудование. К этому агрегату крепились все остальные внешние детали. Субмарина имела необычные обводы корпуса, образованные несколькими изогнутыми поверхностями. Нижняя часть корпуса имела форму, близкую к цилиндрической, а верхняя была зауженной ввиду необходимости размещения торпедных аппаратов. В кормовой части предусматривался сужающийся отсек с гребным винтом и развитой плоскостью с рулем направления. Несмотря на малые размеры, подлодка CA имела выраженную рубку с выдвижным перископом.

Общая длина двух подлодок CA первой серии равнялась 10 м, максимальная ширина не превышала 1,96 м, нормальная осадка в надводном положении составляла 1,6 м. Находясь на поверхности, субмарины имели водоизмещение около 13,5 т. При погружении этот параметр увеличивался почти на 3 т.

В кормовой части корпуса располагалась дизель-электрическая силовая установка с двигателем внутреннего сгорания мощностью 60 л.с. Подобные агрегаты позволяли субмаринам развивать скорость до 6,25 узла на поверхности и до 5 узлов на глубине. Прочность корпуса, по разным данным, позволяла опускаться на глубину до 30-40 м.

Работой всех агрегатов должны были управлять два члена экипажа. Во время боевой работы они должны были распределять между собой управление системами подлодки, наблюдение за обстановкой, поиск целей и запуск торпед. Экипаж размещался внутри прочного корпуса цилиндрической формы с полусферическими торцевыми крышками. Командир подлодки располагался в его средней части и имел доступ к перископу. На его рабочем месте имелся набор органов управления. В кормовой части корпуса находился моторист, отвечавший за работу силовой установки. Габариты кормового отделения прочного корпуса позволяли мотористу иметь доступ ко всем необходимым агрегатам.

Для атаки обнаруженных подлодок противника предлагалось использовать две торпеды калибра 450 мм. Такое оружие располагалось в двух открытых торпедных аппаратах в верхней части бортов корпуса. Внешнее размещение торпед позволило упростить конструкцию подлодки, обеспечить приемлемые габариты, а также освободить место внутри корпуса.


Подлодка Leonardo da Vinci до переоборудования в носитель. Фото Navyworld.narod.ru


Две сверхмалые подлодки типа CA были переданы заказчику в апреле 1938 года и вскоре отправились на испытания. В документах субмарины фигурировали под условными обозначениями CA.1 и CA.2. В дальнейшем аналогичные обозначения получили следующие подлодки серии.

Площадкой для первых испытаний стало озеро Изео недалеко от г. Бергамо. Размеры и глубина этого водоема позволили проверить основные параметры новой техники и выявить некоторые проблемы. После исправления обнаруженных недостатков две подлодки вновь вышли на испытания. На этот раз предполагалось проверить их не в пресной озерной воде, но в соленой морской. Две субмарины перевезли в Венецию, где прошел второй этап тестов.

В ходе испытаний были выявлены серьезные недостатки конструкции, вероятно, вызванные отсутствием необходимого опыта у компании-разработчика. Испытатели отмечали тесноту корпуса и неудобство работы. Кроме того, оригинальный корпус необычной формы не мог похвастать высокими мореходными характеристиками. В надводном положении остойчивость была приемлемой, но при погружении подлодки вели себя крайне нестабильно. Даже при нахождении на перископной глубине небольшое волнение моря могло перевернуть подлодку. Также высказывались претензии к прочности корпуса и маневренности в надводном и подводном положениях.

По результатам испытаний подлодки проекта CA были признаны непригодными для выполнения предлагаемых задач. Приемлемые характеристики мореходности обеспечивались только при движении на поверхности, что не позволяло работать скрытно. Как следствие, терялась сама суть оригинального предложения. Командование флота Италии было вынуждено свернуть все работы по проекту, казавшему перспективным и многообещающим. На несколько лет подлодки CA были забыты. Субмарины CA.1 и CA.2 были перевезены на военно-морскую базу в г. Специя, где их отправили на склад.

Сверхмалые подводные лодки типа CA (Италия)
Лодка CA.2, обнаруженная в 1945 году. Фото Comandosupremo.com


Сотрудники компании Caproni, тем не менее, не забыли про интересный и необычный проект. Анализируя результаты испытаний, они выяснили, что проект CA следует обновить и переработать. Путем изменения некоторых особенностей конструкции можно было повысить характеристики сверхмалых подлодок и тем самым открыть им дорогу в жизнь. Проектные работы продолжились, но уже с меньшей активностью. Флот пока не проявлял интереса к предлагаемой технике и не требовал ускорить разработку обновленного проекта.

Только в 1941 году итальянские флотоводцы вспомнили про проект CA. Две субмарины-прототипа, стоявшие на складе в Специи, заинтересовали командование 10-й легкой флотилии и лично Юнио Валерио Боргезе. Флотилия, отвечавшая за проведение диверсий и других специальных операций, «выбила» эти лодки себе и связалось с руководством компании Caproni. После нескольких лет простоя состояние двух малогабаритных субмарин оставляло желать лучшего, а 10-я флотилия МАС хотела получить такую технику себе. В итоге вопрос был решен: аппараты CA.1 и CA.2 отправились на завод «Капрони», где прошли ремонт и модернизацию по обновленному проекту.

Проект модернизации от Caproni, разрабатывавшийся с конца тридцатых годов, подразумевал некоторое увеличение габаритов подлодки, связанное с ростом водоизмещения. По расчетам, это должно было положительным образом сказаться на устойчивости и маневренности. В 1941 году подводники-диверсанты представили список дополнительных требований, которые следовало учитывать при восстановлении имеющихся аппаратов. Список требований 10-й флотилии МАС был настолько велик, что инженерам пришлось создавать новый проект глубокой модернизации с использованием существующих наработок и новых идей.

Новый заказчик хотел получить не патрульную подлодку для защиты акваторий, а транспорт для водолазов-диверсантов. Все это сказалось на облике отремонтированных субмарин. Большие изменения претерпела силовая установка. Аппараты CA.1 и CA.2 лишились дизельного двигателя и топливных баков. Вместо них лодки получили аккумуляторные батареи увеличенной емкости. Кроме того, удаление дизеля позволило увеличить экипаж субмарины до трех человек.

Подлодки лишились рубок с перископом. Вместо них смонтировали невысокие надстройки с люками для экипажа и креплениями для боекомплекта. С внешней поверхности корпуса удалили торпедные аппараты. Вместо них на новой надстройке были установлены крепления для восьми мин весом по 100 кг каждая. Именно такое оружие должен был использовать экипаж для атаки кораблей и других объектов противника.

Экипаж подлодки, состоявший из трех человек, должен был использовать гидрокостюмы и дыхательные аппараты закрытого типа. Для выхода из субмарины при выполнении боевой задачи в днище предусматривался специальный люк. Прибыв к месту нахождения цели, экипаж должен был выходить из подлодки и снимать с ее корпуса мины. Далее мины устанавливались на цель, взводились взрыватели с часовым механизмом и экипаж мог возвращаться.


Подлодка Leonardo da Vinci с субмариной типа CA. Рисунок Wikimedia Commons


За счет всех изменений проекта конструкторам компании Caproni удалось заметно повысить основные характеристики двух подлодок. Основной предпосылкой к этому стало увеличение размеров и веса конструкции. Так, общая длина выросла до 10,5 м, а водоизмещение в подводном положении достигло 20 т. Субмарины стали более устойчивы во всем диапазоне глубин эксплуатации. Кроме того, повысились ходовые характеристики. Максимальная скорость под водой выросла до 7 узлов, а максимальная дальность плавания на одной зарядке аккумуляторов составляла 70 морских миль.

В ходе разработки и испытаний было установлено, что имевшийся на CA.1 и CA.2 насос системы погружения с электрическим приводом был слишком шумным и не позволял работать скрытно. Ввиду отсутствия альтернатив пришлось отказаться от электронасоса и заменить его аналогичным агрегатом с ручным приводом. С таким оснащением подлодка типа CA сумела погрузиться на глубину 47 м. Необходимо отметить, подобные рекорды во время испытаний на озере Изео были связаны с серьезными проблемами. Во время одного из тестовых погружений субмарина CA.1 из-за некоторых неполадок опустилась на дно. Ее достаточно быстро подняли, но на ремонт поломанных агрегатов ушло некоторое время. Из-за этого на вооружение 10-й флотилии МАС сначала поступила лодка CA.2 и только спустя некоторое время к ней присоединилась отремонтированная CA.1. Обе подлодки отправились служить на базу BETASOM в г. Бордо.

Еще до конца ремонта и модернизации двух подлодок Ю.В. Боргезе начал разрабатывать план первой боевой операции с использованием этой техники. В отличие от имеющихся человекоуправляемых торпед SLC Maiale, подлодки типа CA могли применяться в более серьезных операциях на большей дальности от баз. По этой причине Боргезе рассчитывал использовать их для атаки баз противника на берегах Атлантического океана. В качестве главных целей рассматривались британская база в г. Фритаун (Африка, ныне столица Сьерра-Леоне) и американский г. Нью-Йорк.


Ложемент подлодки-носителя, вид сбоку. Фото Betasom.it


Ввиду невысоких характеристик подлодки CA не могли самостоятельно добраться до своих целей. Для их доставки следовало использовать полноценные субмарины. При этом, однако, Италия не располагала необходимой техникой. Существующие и имеющиеся у ВМС Италии подлодки, по мнению Боргезе, не в полной мере подходили для такой миссии из-за недостаточных характеристик. Выходом из ситуации могла стать аренда подлодок у дружественной Германии. Тем не менее, немецкие подводные силы не имели возможности «поделиться» техникой с союзником. Германия ответила отказом, из-за чего Италии пришлось полагаться на собственный флот.

В середине 1942 года были приняты два важных решения, сказавшихся на дальнейшей судьбе проекта CA. Было решено построить еще две подлодки этого типа. Субмарины CA.3 и CA.4 планировалось строить по самому новому варианту проекта и использовать в качестве транспорта для диверсантов. Строительство должно было закончиться до конца года.


Ложемент подлодки-носителя, вид с рубки. Фото Betasom.it


Второе важное решение касалось выбора подлодки-носителя. Ею должна была стать субмарина Leonardo da Vinci класса Marconi, которой командовал капитан Джанфранко Гаццана Приароджа. 1 июля 1942 года эта субмарина вернулась из очередного похода, в ходе которого потопила вражеские суда общим водоизмещением около 20 тыс. тонн. Через несколько дней после возвращения на базу подлодку поставили в док для переоборудования.

С палубы субмарины убрали орудие калибра 100 мм, вместо которого было установлено новое оборудование. В пространство между палубой и прочным корпусом был установлен специальный ложемент для перевозки сверхмалой подлодки типа CA. Несмотря на то, что большая часть лодки диверсантов оставалась над палубой носителя, общая высота всего комплекса определялась рубкой последнего. В конструкции ложемента предусматривались агрегаты для вентиляции подлодки CA и подзарядки ее аккумуляторов.

9 сентября 1942 года подлодка «Леонардо да Винчи» впервые вышла в море со сверхмалой субмариной CA на палубе. В ходе этих испытаний планировалось испытать систему крепления аппарата для диверсантов, а именно отстыковать его и после вернуть на место. На практике такие процедуры оказались гораздо более сложными, чем считалось ранее. Тем не менее, экипажам двух подлодок успешно удалось выполнить поставленную задачу. Следующие подобные испытания прошли 15 сентября. На этот раз подводники, уже имевшие определенный опыт, выполнили обе процедуры быстрее и без особых проблем.

Успех испытаний был поводом для большого оптимизма. Несмотря на все опасения, связанные с недостаточными характеристиками имеющихся подводных лодок, 10-я флотилия МАС получила возможность в любое время начать планирование атаки на базы противника. Тем не менее, диверсия во Фритауне или Нью-Йорке была отложена до зимы. Причины этого точно неизвестны. Согласно одним источникам, Ю.В. Боргезе планировал использовать в этой операции подлодки CA.3 и CA.4, другие же говорят о желании воспользоваться длинными зимними вечерами и ночами. Также нельзя исключать желание командования получить больше разведывательной информации о цели. Все эти версии имеют право на жизнь и действительно могут отражать реальные планы итальянского командования. Так или иначе, осенью 42-го сверхмалые подлодки не использовались в боевых операциях.

По неизвестным причинам зиму 1942-43 гг. подлодки типа CA провели на своей базе в Бордо. Атаку на Фритаун или Нью-Йорк перенесли на декабрь 43-го. Тем не менее, и эти планы не были реализованы. В течение года произошло несколько событий, разрушивших все планы и желания командования. Всего за несколько месяцев 10-я флотилия МАС осталась без необходимой техники и возможности проводить диверсии.

В начале 1943 года командование ВМС Италии решило вернуть подлодку Leonardo da Vinci к полноценной службе. С нее сняли ложемент для диверсионной субмарины, восстановили палубу и смонтировали орудие. За первые месяцы 43-го подлодка «Леонардо да Винчи» успела выполнить несколько выходов в море и провести ряд успешных атак. 6 мая радист лодки получил сообщение о присвоении командиру Джанфранко Гаццане звания капитано ди корветта (капитан 3 ранга). 22 мая, когда субмарина уже возвращалась на базу BETASOM, состоялся последний сеанс связи.

Как стало известно после окончания войны, 23 мая около полудня по Гринвичу подлодку Leonardo da Vinci обнаружили британские корабли. Фрегат HMS Ness и эсминец HMS Active, сопровождавшие конвой в 300 милях западнее мыса Финистерре, засекли вражескую подлодку и атаковали ее глубинными бомбами. Субмарина погибла вместе со всем экипажем.


Лодка CA.2, обнаруженная в 1945 году. Фото Comandosupremo.com


Гибель подлодки «Леонардо да Винчи» поставила командование 10-й легкой флотилии в сложное положение. Четыре имеющиеся сверхмалые субмарины типа CA были готовы к боевой работе, но британские корабли потопили единственный их носитель. Требовалось срочно решить этот вопрос и найти другую подлодку, способную обеспечивать работу диверсантов.

По имеющимся данным, Ю.В. Боргезе так и не смог получить разрешение на переоборудование еще одной «полноценной» субмарины. Поиски и совещания продолжались до сентября 43-го, т.е. до самой капитуляции. 3 сентября Италия и страны антигитлеровской коалиции заключили перемирие. 8 сентября Королевство Италия капитулировало. Выполняя условия капитуляции, экипажи затопили подлодки CA.1, CA.3 и CA.4. Дальнейшая судьба лодки CA.2 представляет собой настоящий детектив. Имеются сведения, согласно которым она была вывезена немецкими войсками во время перемирия. В одних источниках утверждается, что CA.2 затопили в 1944 году, во время эвакуации немцев из Бордо. Другие источники утверждают, что CA.2 была найдена целой в 1945 году на базе BETASOM и даже приводят ее фотографии. На момент обнаружения субмарина находилась на железнодорожной платформе и была в хорошем состоянии. Вероятно, немцы не успели вывезти этот аппарат во время наступления союзников.

Уже после войны все затопленные подлодки типа CA были подняты на поверхность и изучены специалистами стран-победительниц. Возможно, некоторые итальянские ноу-хау были приняты во внимание и позже использовались в других проектах техники подобного назначения.

Проект сверхмалых подводных лодок CA можно признать неудачным. Несмотря на все усилия, он так и не дал реальных результатов. Более того, он оказался бесполезным дважды. Первая неудача постигла такие субмарины в 1938 году, когда они не смогли показать себя эффективным средством патрулирования акваторий. Второй провал произошел уже в сороковых годах, после глубокой модернизации. Несмотря на все усилия компании-разработчика и эксплуатанта в лице 10-й флотилии МАС, четыре лодки типа CA так и не смогли поучаствовать в реальных операциях. Соответственно, они не оказали никакого влияния на ход войны.


По материалам сайтов:
http://regiamarina.net/
http://ubootwaffe.net/
http://comandosupremo.com/
http://navyworld.narod.ru/
http://betasom.it/
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    2 июля 2015 09:08
    А идея то была хорошая!
    1. 0
      5 июля 2015 12:28
      И получила дальнейшее развитие....
    2. Комментарий был удален.
  2. +2
    2 июля 2015 12:14
    Интересный проект, а дизайн так вообще выше всех похвал... Но вот что удивляет - такое впечатление что проект делали в наше время - тупо нарисовав на компьютере красивую картинку в стиле "дизельпанк"...

    Неужели инженеры кораблестроители компонуя лодку не видели откровенных ошибок? Например решить проблему с подводной устойчивостью да и мореходность улучшить кардинально можно было всего лишь разместив ТА снизу а не сверху корпуса...
    1. +1
      2 июля 2015 15:36
      Может потому что была проблема с заряжанием, с нижним расположением ТА скорее всего пришлось бы доставать корабль из воды. Так видимо было проще всего. Не зная осадку лодки трудно сказать.
      http://waralbum.ru/wp-content/uploads/yapb_cache/6b2d3f7e9d63.9y7wnu3k8o0go48gk8
      occ4gcc.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg
      огрузка торпеды на подводную лодку Черноморского флота Щ-215
    2. 0
      2 июля 2015 15:53
      Ну не все так просто,во первых ТА нужно обслуживать,в том числе перезаряжать,во вторых они относятся к"переменным массам"у подводных лодок(не атомных)такие"массы"(как и балластные цистерны) должны распологаться выше центра тяжести.Аккумуляторы и СЭУ такие противовесы,что вполне уравновешивают не только ТА но и рубку и "легкую"палубу.Беда всех ПЛ в килевой,продольной остойчивости и дефферентовке.Там все очень сложно,существенную роль имеет длинна и величины"энертных масс"и еще куча всего,короче,идеальная мини ПЛ должна быть однокорпусной.Но и в этом случае ее мореходные качества(в надводном положении)будут относительно низкими т.к. она"мини".А для маленьких субмарин плавание на поверхности-режим гораздо более критичный,чем подводный ход.По сути конструкторам надо было выбрать какой режим плавания для данной ПЛ будет основным.Что возможно,зная ее предназначение,в данном же случае строили для одного,перестраивали для другого.
      1. 0
        2 июля 2015 23:21
        Ну про просто никто и не говорит но тем не менее очевидны ляпы в данном проекте... ТА тут открытые так что никаких проблем с дифферентовкой при выстреле не должно быть. Опять же если лодку доставляют к точке то её надводная мореходность тоже дело десятое. Во всяком случае немцы сделали поумнее
        1. 0
          3 июля 2015 02:21
          Любая торпеда имеет массу,вне зависимости где она распологается на корабле.При ее"отходе"изменяется масса корабля(в примере,вами приведенном,очень существенно,думаю свыше трети от полной),а следовательно и его плавучесть.Возвращение плавучести к изначальной производится с помощью принятия балласта,а иногда и его удаления.Вот тут и начинаются"фокусы",в зависимости от требуемой скорости процесса следует попеременно заполнять\осушать балластные цистерны,что однозначно приведет к изменению дифферентовки и чем лодка меньше,тем ее изменения будут значительнее и"кланятся"она будет быстрее.Маленькая ПЛ легко может достигнуть т.н.необратимого угла дифферента,далее ситуация усугубится срывом механизмов\оборудования с фундаментов...,короче"кувырок".Кстати представленный вами аппарат нельзя считать ПЛ,это подводный буксировщик.Думаю,что эффективно применять он мог только самонаводящиеся торпеды причем,залпом.
          1. -1
            3 июля 2015 14:43
            Да нет, Бибер это именно сверхмалая субмарина - и стреляла она стандартными Г7Е.
            насчёт массы - стоит помнить что торпеда в общем то имеет нулевую плавучесть - и при отсутствии торпедной трубы когда объём торпеды не заполняется водой после выстрела изменения плавучести тоже не будет... Это для трубчатых аппаратов вопрос дифферентования после выстрела значителен... а так 0-0 равно 0.
            Да вы безусловно правы что чем меньше субмарина тем меньше для неё опрокидывающий момент но это имеет и обратную сторону - машина чувствительней и к управляющему воздействию. Поэтому и имеет смысл все нагрузки размещать ближе к килю а воздушные объёмы ближе к рубке. Подобная архитектура типовая для большинства малых субмарин... Возьмите японский А класс, английские Х, У немцев их вообще массово строили... Только итальянцы в данном случае "отличились"
  3. 0
    2 июля 2015 21:59
    Масштабы итальянского флота и кораблестроения поразительны. Решили два корыта построить - поручили фирме (!) которая не имела вообще опыта. Построили как оказалось гно.К тазику мотор и бонбу прикрутили. Потом кучу лет дорабатывали, для каких целей? - чтобы 2 диверсии совершить. Потом еще и носитель, единственный (!) потопили. Красота, римляне, империя, моряки, диверсанты... пращу в руки и камней суму - вперед!
    1. +2
      2 июля 2015 23:14
      Ну я бы не стал так легкомысленно к ним относится. Как ни крути а именно итальянцы родоночальники современных боевых пловцов и именно они создали ПДС как вполне боеспособный вид... Да и кораблестроители они неплохие как минимум... в конце концов тотже легендарный Ташкент родился именно в Италии... Вояки они так себе конечно... но инженеры по большей части неплохие. Конкретно с этим пепелацем конечно начудесили...
  4. -1
    3 июля 2015 14:26
    Новороссийск они наверно так и затопили...