Корветы: сегодня и завтра

46
Корветы: сегодня и завтра


В конце прошлого века и с начала нового тысячелетия наметилась тенденция сокращения мирового корабельного состава военных флотов. Это обусловлено двумя основными факторами: опережающим ростом стоимости военно-морских вооружений и снижением угрозы развязывания глобального военного конфликта.

Сравнительный анализ мирового корабельного состава, выполненный для периода начала нового века (1996-2001 гг.), когда в военном кораблестроении наблюдался заметный кризис, и первого десятилетия (2009-2014 гг.), показывает, что средний темп восполнения корабельного состава незначительно вырос (на 7%), но и при его сохранении в дальнейшем численность боевых кораблей основных классов сократится не менее чем на треть (с около 3200 до около 2200 единиц). При этом одним из важнейших направлений развития становится замена специализированных кораблей многоцелевыми с тем, чтобы меньшим составом можно было решать более широкий круг боевых задач. Однако размещение на одном корабле полной номенклатуры оружия и вооружения делает его еще более дорогим, а значит и строительство – малочисленным. Поэтому, наряду с такими мощными многоцелевыми кораблями, как эскадренные миноносцы и фрегаты, значительное место в программах строительства стали занимать уступающие им по составу вооружения корветы.

Отмеченная тенденция нашла отражение в структурных изменениях мирового корабельного состава. Так, среднее количество строящихся в год фрегатов за указанный период времени снизилось более чем на 40%, а темпы строительства корветов выросли более чем в два раза (в 2,2-2,3 раза).

Заметно оживилось и строительство патрульных судов (OPV) – более бюджетных аналогов корветов. Все это, в конечном счете, говорит о стремлении руководства морских стран в условиях растущих цен сохранить на необходимом уровне корабельный состав, пусть даже за счет некоторого снижения боевого потенциала большинства кораблей.

Таким образом, центральное место в решении задачи восполнения корабельного состава начинают занимать многоцелевые корветы, представляющие собой наименьшие по стоимости корабли, но все еще способные выполнять весь круг свойственных надводным кораблям основных задач.


Среднее количество строящихся в год кораблей основных классов.


Практика второго десятилетия нового века поставила перед военными моряками и проектантами боевых надводных кораблей ряд новых вопросов. Существо их заключается в значительном расширении возлагаемых на эти корабли функций. Теперь помимо традиционных задач: борьба с надводными кораблями, подводными лодками, противовоздушная оборона, огневая поддержка сил высадки десанта – они должны обеспечивать поиск и уничтожение мин, патрулирование и наблюдение в экономической зоне, осуществлять охрану районов нефтедобычи и рыболовства, вести поисково-спасательные работы, оказывать помощь терпящим бедствие, выполнять и другие миссии.

Учитывая требования по ограничению водоизмещения и стоимости корветов, выход из создавшегося положения видится в идее использования сменного вооружения. Со временем этот принцип довольно отчетливо разделился на две ветви реализации. Одна из них предполагает создание базовой платформы, на которой в процессе строительства корабля могли бы устанавливаться различные варианты вооружения. Чтобы такой подход не оказался слишком затратным, вооружение должно было создаваться в виде стандартных модулей и устанавливаться на унифицированные места. Наиболее известной реализацией модульного строительства является немецкая программа МЕКО (многоцелевое сочетание). К настоящему времени в рамках этой программы построено около 70 кораблей классов «фрегат-корвет». Правда, при этом из всей идеи модульности в проектах МЕКО остались реализованными только наработанные однотипные проектные решения, а построенные корабли способны выполнять лишь постоянный и ограниченный круг задач. Но, тем не менее, этот способ реализации модульного принципа необходимо отметить, и он имеет право на жизнь.

Другое направление развития принципа модульности заключается в оснащении каждого построенного в рамках этой концепции корабля сменным составом вооружения. При этом количество модулей вооружения должно быть большим, чем количество посадочных мест на корабле (за счет чего и может быть расширен круг решаемых задач). Посадочные места – унифицированы, а замена одного модуля на другой – производиться оперативно в процессе эксплуатации. Первые корабли, построенные в рамках этого направления, появились в конце прошлого века в ВМС Дании по программе StanFlex-300. Эти корабли (14 единиц) водоизмещением около 500 т за счет смены вооружения (как утверждается, за время не более 8 часов) могли решать задачи борьбы с надводным и подводным противником, осуществлять борьбу с минами, обеспечивать деятельность подводных пловцов, решать задачи гидрографического обеспечения и контроля загрязнения акватории. Однако в 2004 г. этот подход был пересмотрен, и все корабли программы остались с установленным на них составом вооружения. В последующие годы они были выведены из состава ВМС, за исключением одного корабля.


Трансформерное помещение многоцелевого корвета.


Несмотря на первые неудачи, концепция временно устанавливаемого вооружения продолжает развиваться как в ВМС Дании (корабли управления и поддержки типа Absalon, фрегаты типа Iver Huitfeldt, арктические патрульные суда типа Knud Rasmussen, катера типов Holm и Diana, тральщики типа MSF), так и во флотах других стран – США, Великобритании, Германии и Италии. При этом анализ ошибок первых шагов позволил последователям этого направления выработать следующие принципы разработки подобных проектов.

Первый из них заключается в том, что на корабле всегда будет оставаться некоторый постоянный состав вооружения, необходимый для любых вариантов использования корабля и, что более важно, настолько тесно связанный с общекорабельными системами и конструкциями, что устанавливать его в виде отдельных модулей (контейнеров) технически нецелесообразно.

Второй принцип, также касающийся номенклатуры контейнированного вооружения, гласит, что осваивать проекты со сменным вооружением следует постепенно, шаг за шагом, двигаясь от самых простых к более сложным по насыщению контейнерам постепенно. Введение этого принципа объясняется как тем обстоятельством, что разработка и использование контейнированного вооружения является сложной технологической задачей, так и тем, что расширение номенклатуры сменяемого вооружения требует значительной организационной поддержки в плане подготовки экипажей и отработки курсовых задач корабля. Не случайно поэтому в качестве первых контейнеров, устанавливаемых на известные проекты, стали грузовые морские контейнеры с различным имуществом (Independence, ВМС США), а помещения грузовых отсеков использовались под места для содержания арестованных и хозяйственных нужд (Absalon, ВМС Дании).

Внедрение подхода контейнированного вооружения актуально для большинства основных классов боевых надводных кораблей, но на многоцелевых корветах требует дополнительных усилий, так как размещение временно устанавливаемого вооружения предполагает выделение дополнительных объемов, что для кораблей ограниченного водоизмещения является сложной задачей. Анализ реализованных проектов и выполненных проработок позволяет очертить канву проектных решений, позволяющих успешно ее решить.

Прежде всего, необходимо обеспечить кораблю дополнительную вместимость. Этого можно достигнуть некоторым увеличением водоизмещения, повышением высоты корпуса и увеличением объема надстройки. Как показывает практика, приемлемый баланс достигается при увеличении водоизмещения корабля по сравнению с традиционным аналогом на 25-27%. При этом нужно иметь в виду, что увеличение водоизмещения потребует соответствующего увеличения мощности энергетической установки и выполнения ряда других мероприятий.

На многоцелевых корветах (водоизмещением 2500-3000 т) для размещения контейнеров с временно устанавливаемым вооружением используют специально сформированные помещения внутри корабля, получившие название трансформерных помещений (иногда – грузовых отсеков). Если создается легкий корвет (водоизмещением не более 1000 т), то в этом случае контейнеры будут размещены на открытой части палубы. Можно также устанавливать специализированные модули в ниши (Freedom, ВМС США), но это нанесет ущерб универсальности.

Рассмотрение различных вариантов компоновки позволяет заключить, что для эффективной реализации принципов контейнирования общая выделяемая для этих целей площадь должна составлять не менее 30% площади конструктивной ватерлинии корабля. При этом трансформерные помещения занимают высоту не менее двух междупалубных пространств. Выделить такие значительные пространственные ресурсы на корабле класса корвет даже с учетом увеличения водоизмещения совсем не просто. Здесь видятся следующие возможные пути решения задачи:

• сокращение состава оружия и вооружения, постоянно размещаемых на корабле. Этот тезис вполне отвечает самой идее контейнирования, так как, как уже было отмечено, на корабле должна стационарно размещаться только некоторая часть свойственного ему вооружения;

• сокращение экипажа корабля. Это направление может быть реализовано путем повышения надежности корабельного оборудования, интегрирования пультов управления и роботизации самого вооружения корабля. При этом необходимо иметь в виду, что на корабле должны предусматриваться места для размещения личного состава, обслуживающего контейнированные комплексы. В целом численность экипажа без ущерба для использования корабля может быть сокращена на 20-30%.


Повышение скорости хода на волнении за счет нетрадиционной формы корпуса.


На первый взгляд может показаться, что поставленная выше цель легко достижима, но на самом деле это не так. Корветы по определению представляют собой боевые корабли, находящиеся в точке точно выверенного баланса, и даже незначительное смещение относительно какого-либо проектного параметра может иметь самые неблагоприятные последствия: все усилия, направленные на получение удачного проекта, будут перечеркнуты. Для того чтобы этого не произошло, разработчики современных корветов прибегают к целому ряду нетрадиционных решений. Прежде всего, это касается архитектурной компоновки.

Как уже было отмечено, для эффективного использования принципа контейнирования необходимо выделить значительную площадь под трансформерное помещение. Одним из путей решения этой задачи может стать объединение вертолетного ангара с трансформерным помещением. Размещение вертолетного ангара, обязательное для современного многоцелевого корвета, само по себе представляет проблему для кораблей ограниченного водоизмещения, но объединенное с другим такого же типа помещением – трансформерным, вполне может решить проблему. При этом ангар будет располагаться под палубой корабля, а вертолет подниматься и опускаться в ангар подъемником. Объединение ангара и трансформерного помещения позволит также использовать мощный вертолетный подъемник для транспортировки контейнеров. Кроме того, наличие на корабле такого подъемника даст возможность проложить по нему практически все вертикальные маршруты для перемещения боезапаса, продовольствия и крупногабаритного оборудования.

Условия применения контейнированного вооружения различного назначения предъявляют дополнительные требования к энергетической установке. Так, если корабль ведет борьбу с уходящим от преследования противником, то желательно, чтобы он мог развивать достаточно высокую скорость, не давая ему уйти. Решая другие задачи, например, поиска и уничтожения мин, патрулирования или поиска подводной лодки, корабль нуждается в малошумной энергетической установке, хорошо управляемой на малых ходах и обеспечивающей кораблю режим позиционирования. Наконец, совершая длительные переходы в удаленных районах моря, кораблю необходимо иметь достаточную дальность плавания по запасам топлива, то есть экономичную энергетическую установку. Все эти требования трудно реализовать в одном каком-либо типе энергетической установки, поэтому одним из наиболее привлекательных вариантов решения задачи может стать комбинированная энергоустановка, например, газотурбинная с частичным электродвижением. В этом случае по сравнению с традиционным аналогом электроэнерговооруженность корабля (кВт/т) вырастет примерно в 1,5-2 раза.

В состав такой установки будут входить газотурбинные двигатели полного хода и электродвигатели, обеспечивающие движение на малых и малошумных скоростях. Смешанный состав энергетической установки позволит наиболее полно покрыть спектр скоростей корабля при оптимальной загрузке двигателей. Кроме того, под электродвижением может быть достигнута значительная дальность плавания.

Если требованиями к проекту предусматривается высокая скорость полного хода корабля, то достигаться она должна не только на тихой воде, но и на взволнованной поверхности моря, что для обладающих небольшим водоизмещением корветов также потребует дополнительных усилий.

В последние годы появился целый ряд предложений, позволяющих увеличить скорость хода корабля на развитом волнении. Среди них встречаются и такие экзотические, как, например, корабли многокорпусной архитектуры (катамараны, тримараны) или корабли с малой площадью ватерлинии и активными средствами стабилизации. Однако для бюджетных кораблей крупносерийной постройки, какими являются корветы, эти решения не кажутся целесообразными. Более перспективным может оказаться применение формы корпуса, получившей название «wave-piercing» («прорезывающий волну»).

Корпус такой формы характеризуется ватерлиниями малой кривизны в носу с утонченной носовой оконечностью. В этом случае повышенная мореходность достигается за счет того, что при накате волны узкий нос корабля не всплывает вслед за гребнем, а прорезывает волну. Амплитуда килевой качки становится меньше и снижается вероятность возникновения слеминга. В реальных проектах кораблей ограниченного водоизмещения оптимальной формы корпуса «wave-piercing» достичь не удается из-за жестких требований вместимости и удифферентовки, так что на практике такой корпус, так же как и многие другие проектные решения, будет представлять собой некоторый компромисс. И все же, использование корпуса типа «wave-piercing» позволит увеличить по сравнению с традиционной формой корпуса скорость на развитом волнении до 15%. Это означает, что, например, на волнении 6-7 баллов корабль сможет двигаться со скоростью до 22-24 узла и обеспечит использование оружия и вертолета.

Уже было сказано несколько слов о сокращенном экипаже, но этот вопрос заслуживает того, чтобы на нем остановиться отдельно.

Последние достижения в области вооружения и техники, средствах боевого управления и связи позволяют при формировании экипажа ограничиться численностью, обеспечивающей поддержание боевой готовности корабля. Основной вклад в решение этой задачи вносит автоматизация и роботизация вооружения и технических средств, которые предполагают, что все оружие находится на корабле в готовом к использованию состоянии и перезаряжается автоматически, а планирование боевыми действиями и управление системами вооружения осуществляются с помощью высокоскоростной единой информационной корабельной сети.

В современных условиях дополнительные усилия потребуются также для повышения уровня коммуникабельности корабля как сетецентрического агента на театре военных действий. В результате вся система вооружения будет отвечать принципу «пилотного» управления, предусматривающему минимальные действия экипажа по подготовке оружия и технических средств к использованию по прямому назначению. Внедрение принципа роботизации связано также с развивающейся в мировой практике тенденцией удаления личного состава от непосредственного контакта с противником. Роботизация позволяет расширить круг решаемых кораблем задач, повысить его боевую эффективность.

В отличие от боевых действий, в повседневных условиях на корабельный экипаж возлагаются и другие группы задач, решение которых обеспечивает:

– поддержание технических средств корабля в исправном состоянии;

– обеспечение живучести (борьбу за живучесть) корабля;

– содержание корабля;

– погрузку и разгрузку боеприпасов и продуктов.


Многоцелевой корвет нового поколения.

Их решение требует количества личного состава, близкого к существующей численности аналогичных кораблей и значительно большего, чем может быть принято, исходя только из обеспечения боевой деятельности. С целью исключения негативных последствий, возникающих в результате резкого сокращения численности экипажа, возможно использование концепции двух экипажей, как это, например, принято для кораблей программы LCS ВМС США (концепция двух экипажей встречается также на подводных лодках). В этом случае при разработке проекта следует выполнить следующие дополнительные мероприятия:

– повысить надежность вооружения и техники так, чтобы в пределах установленной автономности отказы оборудования компенсировались только горячим резервированием и блочной заменой;

– исключить периодические осмотры (проворачивание) боевых и технических средств при нахождении корабля в море;

– применить более эффективные средства борьбы с пожаром и водой, не требующие непосредственного участия большого числа людей;

– погрузку и разгрузку боеприпасов и продуктов предусматривать только в пункте базирования.

Чтобы при нахождении в море сохранялась возможность содержания корабля убранным и в исправном состоянии, из всех корабельных помещений следует выделять цитадельную зону, объединяющую все жилые и служебные помещения корабля. Выход личного состава за пределы этой компактно размещенной зоны в необитаемую часть корабля должен быть строго регламентирован. Кроме того, в условиях уменьшенного экипажа необходимо принимать меры по сокращению количества помещений на корабле за счет их укрупнения. Это же относится и к помещениям, занимаемым боевыми постами. В конечном счете желательно иметь на корабле не более двух-трех боевых постов.

Внедрение контейнированного вооружения затрагивает и другие подсистемы корабля. Так, заметно вырастает в нагрузке масс доля различного рода погрузо-разгрузочных и транспортировочных систем (на 2-2,5% от водоизмещения корабля). Для приема на корабль, спуска и подъема с воды дополнительных десантно-высадочных средств и роботизированных комплексов потребуется создание более мощных и универсальных спуско-подъемных устройств, возможно, слипового типа.

Средства транспортировки: краны, лебедки, тележки и т.п., временно устанавливаемого вооружения – также должны быть по возможности универсальными. При этом часть приспособлений для транспортировки может храниться на берегу. В любом случае необходимо обеспечить сплошные маршруты транспортировки, проходя комингсы, стыкуя зоны работы транспортировочного оборудования. Значительно облегчает решение этой задачи наличие мощного вертикального подъемника для вертолета, о чем уже говорилось выше.

Выполненные в последние годы по проблеме контейнирования работы показали, что в ряде случаев речь может идти не только об одном или нескольких типах стандартных морских контейнеров, в которых размещается временно устанавливаемое вооружение. Тогда, когда это технически более целесообразно, комплексы вооружения могут поставляться смонтированными на нестандартных интегрированных рамных конструкциях или, вообще, выгружаться и раскрепляться по месту на корабле из стандартных контейнеров, которые после этого возвращаются на берег.

На корабле для поступившего в том или ином виде временно устанавливаемого вооружения должны быть предусмотрены средства для его раскрепления на штатных местах, в том числе по штормовому, а также быстроразъемные соединения, обеспечивающие подачу и прием отработанных сред, подачу электропитания различных напряжений и мощностей, двустороннюю связь и управление.

Необходимо отметить, что перечисленные выше и стоящие перед разработчиками современных многоцелевых корветов со сменным вооружением задачи еще несколько лет назад не могли быть удовлетворительно решены. Для реализации многих из них потребовалось использование новейших технологий. Так, сегодня для сдерживания роста водоизмещения широко используются композитные материалы, в том числе конструкции, получаемые методом вакуумной инфузии. При этом крупногабаритные вырезы в надводной части борта и надстройке закрываются лацпортами, что позволяет более полно реализовать stealth-технологии. В свою очередь, для размещения на корабле ограниченного водоизмещения комплекса транспортировочных средств, различного назначения приводов и судовых устройств используются компактные и мощные привода, системы гидравлики, новые материалы и системы управления. Привлечения в новые проекты инновационных решений требуют также системы жизнеобеспечения, экологической защиты и многие другие.

Реализация принципов контейнирования и сокращенной численности экипажа выдвигает повышенные требования к условиям берегового базирования и технического обслуживания. Также потребуется изменение ряда руководящих документов по тактической подготовке кораблей, организации специальной подготовки и порядку размещения экипажа на берегу. Очевидно, номенклатура временно устанавливаемого вооружения, требования ко времени его замены и технической готовности должны увязываться с моделью использования корабля, частотностью возникновения тех или иных задач.

Завершая изложение опыта проектирования современных многоцелевых корветов и подходов к реализации принципов контейнеризации, необходимо отметить, что над разработкой всего комплекса рассмотренных в настоящей статье вопросов, определяющих облик и качественные параметры корветов завтрашнего дня, уже сегодня трудятся ученые и конструкторы. Результатами этой работы станут принципиально новые корабли отечественного флота, воплощающие в себе последние достижения передовых технологий. Насколько эффективно мы будем продвигаться по этим и другим передовым направлениям, покажут уже ближайшие годы.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    4 июля 2015 06:56
    Ну что сказать-будем поглядеть. Кто, чего, сколько и самое главное каких коробок спроектирует, построит, и до ума доведет...
    1. +1
      4 июля 2015 08:49
      У наших все получится, главное чтобы было стабилность.
      1. +4
        4 июля 2015 16:54
        Более перспективным может оказаться применение формы корпуса, получившей название «wave-piercing» («прорезывающий волну»).

        Давно применяется на гоночных яхтах. Палуба всегда чистая wassat



        И, кстати, посмотрите на "Замволт" wink
        1. +2
          5 июля 2015 20:51
          Цитата: Lance
          Давно применяется на гоночных яхтах.




    2. +1
      5 июля 2015 21:09
      Что насчет ответа Зумвалту? Или как обычно, шапками его?
      1. +1
        5 июля 2015 22:33
        Цитата: Гражданский
        Что насчет ответа Зумвалту? Или как обычно, шапками его?
        В смысле, к каждому зарубежному кораблю создать свой, в противовес ?
  2. +4
    4 июля 2015 08:51
    Вот выскажу личное мнение ни разу не моряка....
    Все эти вундервафли унифицированного вида хороши пока речь идет о простом контроле акватории... И они несомненно нужны... в составе флота, даже, я бы сказал, необходимы. А вот сводить флот ТОЛЬКО к таки корветам - самоубийство.
    Возможно, благодаря модульной архитектуре со временем и удасться получить корабли-трансформеры (хочешь легкий вертолетоносец, хочешь корабль ПВО, а хочешь - малый ударный корабль..) в классе 3-5 тыс т. водоизмещения, но до этого светлого момента надо еще дожить..
    1. +1
      4 июля 2015 12:23
      Цитата: tchoni
      благодаря модульной архитектуре со временем и удасться получить корабли-трансформеры (хочешь легкий вертолетоносец, хочешь корабль ПВО, а хочешь - малый ударный корабль..) в классе 3-5 тыс т. водоизмещения, но до этого светлого момента надо еще дожить..

      Пока модульность конструкции подразумевает, только универсальную пусковую установку. Что имеет свои плюсы, под конкретную задачу можно легко менять состав вооружения. В отличие от старых кораблей, вот например большой противолодочный корабль, и никак ты из него ракетный корабль или корабль пво не сделаешь. Проблема с унифицированными размерами универсальной пу, которая дескать ограничивает размеры и характеристики разрабатываемого вооружения тоже не проблема, вместо 4-ёх контейнеров с меньшими ракетами в ячейки можно установить один большой, и туда поместится хоть гранит.
      1. +5
        4 июля 2015 13:22
        Цитата: Лт. запаса ВВС
        Пока модульность конструкции подразумевает, только универсальную пусковую установку. Ч

        нет.
        это универсальность ПУ (унификация ПУ для большинства носителей и оружия).
        Ну знаменитая МК.41 например.

        Модульность несколько о другом:

        Базовая идея =морская система SEAFRAME сменных корабельных модулей.Дания,прикольно,что это Lego.
        программа Standard Flex 300 строительства 14 корветов Дании типа Flyvefisken. Данная идеология предполагает монтаж и крепление на болтах сменных модулей вооружения на палубе стандартного корабля платформы
        Которая (идея) раздвоилась на концепции

        1.Концепция МЕКО фирмы Blohm + Voss GmbH (Германия) рассматривает корпус корабля в виде жесткой несущей платформы с ячейками, в которые вставляются,выверяются и крепятся с помощью болтовых соединений модули корабельных комплексов вооружения. При этом
        доля корпуса в водоизмещении корабля существенно возрастает, а доля полезной нагрузки соответственно уменьшается. Расчеты показывают, что переход на концепцию МЕКО для фрегатов и корветов уменьшает массу их комплексов вооружения не менее, чем на 30 %.

        2.Зонально-модульное проектирование (Концепция SEAMOD,Концепция ЦНИИТС (ЦТСС), представленная в отраслевом документе 74-0205-130-87)=предусматривает оптимизацию крупных объемов корабля в районах (зонах) устройств вооружения, изготовление и максимальное насыщение этих объемов вне стапеля с повышенными требованиями к точности стыков и, наконец, монтаж и крепление их на сварке в стапельный период постройки корабля.

        3.Идеология Modular Payload для литоральных боевых кораблей (ЛБК) США типов Freedom и Independence (предполагается к постройке 8 кораблей). При этом в корпусе корабля под верхней палубой и палубами надстройки формируются помещения достаточных разме-
        ров для размещения сборочных единиц вооружения в модульном исполнении
      2. +2
        4 июля 2015 18:01
        Цитата: Лт. запаса ВВС
        Пока модульность конструкции подразумевает, только универсальную пусковую установку. Что имеет свои плюсы, под конкретную задачу можно легко менять состав вооружения. В отличие от старых кораблей, вот например большой противолодочный корабль, и никак ты из него ракетный корабль или корабль пво не сделаешь.

        Беда в том, что поменяв вооружение не получишь новый корабль, потому как вооружению должно соответствовать и все остальное, например радиоэлектронное вооружение корабля...и многое другое...
    2. +9
      4 июля 2015 13:21
      Цитата: tchoni
      в классе 3-5 тыс т. водоизмещения, но до этого светлого момента надо еще дожить..

      .. Зеленодольский проект корвета .. hi
      1. +3
        4 июля 2015 17:58
        Цитата: Inok10
        Зеленодольский проект корвета

        Вы хотите сказать что он трансформер?
        Чем то он москву напоминает. Тесть на ней лейтенантом служить начинал, так он рассказывал, что вертолетчики очень на надстройку жаловались... Уж больно много за ней вихрей образовывалось даже на среднем ходу...
        1. +5
          4 июля 2015 19:31
          Цитата: tchoni
          Вы хотите сказать что он трансформер?
          Чем то он москву напоминает. Тесть на ней лейтенантом служить начинал, так он рассказывал, что вертолетчики очень на надстройку жаловались... Уж больно много за ней вихрей образовывалось даже на среднем ходу...

          .. фото для понимания о чем сравнение .. и почитайте о соосной схеме, рекомендую .. hi
          .. и в добавление к ранее опубликованному мной фото Зеленодольского Корвета ..
          ТТХ:
          водоизмещение полное - 2400 тонн
          длина - 107 метров
          ширина - 35 метров
          садка габаритная - 5,2 метра
          осадка корпуса - 3.8 метра
          дальность плавания - 6000 миль
          автономность - от 30 до 60 суток
          экипаж - 77 человек
          мореходность - неограниченная good
          применение вооружения до 6 балов (волна 4-6 метров) включительно good
          ГЭУ:
          в каждом аутригере: Коломенский дизель 5200 л.с. + ГТУ "Сатурн" 10 000 л.с.
          Вооружение:
          Калибр НК, Пакет НК, Риф М, 2 КА 28(31), 4 БПЛА, А-192 "Армат", 2 "Дуэт"
          .. впечатляет .. hi
          1. +2
            4 июля 2015 20:23
            Мне кажется, что не про эту "Москву" шла речь, а про крейсер пр.1123
            1. +4
              4 июля 2015 23:09
              Цитата: Ivan_Anatolich
              Мне кажется, что не про эту "Москву" шла речь, а про крейсер пр.1123

              .. а, сразу сказать о каком проекте идет речь ?! .. hi .. и вполне возможно КА-25 с ГТД-3М суммарной взлётной мощностью 2х1000 л.с. (с редуктором РВ-3Ф) действительно имел проблемы .. но вряд ли это касается КА-28(31) с ТВ3-117КМ с суммарной взлётной мощностью 2х2200 л.с. (с редуктором ВР-252) .. это как говорят в Одессе: .. "Две большие разницы" и прошу внимания на надстройку Зеленодольского корвета .. там есть очень занимательный многофункциональный элемент выполненный по всем законам аэродинамики .. laughing .. Честь имею ! .. надеюсь до Первого Русского линейного корабля "Гото Предестинация" постройки 1698 года от Рождества Христова не дойдем .. laughing
              1. 0
                5 июля 2015 09:21
                Цитата: Inok10
                прошу внимания на надстройку Зеленодольского корвета .. там есть очень занимательный многофункциональный элемент выполненный по всем законам аэродинамики .. .

                Это понятно, что надстройка корвета и меньше и изящней, нежели "московская" стенка... да и соотношение длинны палубы/высоты надстройки - другое.... и все такое прочее..
                Все же вопрос о модульности - остается открытым...
          2. +1
            5 июля 2015 09:17
            Вообще то я эту "Москву" имел ввиду
    3. 0
      7 июля 2015 11:12
      А по моему на крупных кораблях это реализовать легче...Например-взял контейнеровоз-поставил спец контейнеры-вот и корабль ПВО_ПРО...Другие ПЛО......Вертолетоносец(беспилотоносец)-все утрированно но габариты большие и скорости примерно одинаковые(для разных классов...)...
  3. +5
    4 июля 2015 08:52
    следует выделять цитадельную зону, объединяющую все жилые и служебные помещения корабля.


    Ага один удачный подрыв боеприпаса в этой зоне и экипаж можно списывать в потери.
    1. +6
      4 июля 2015 09:57
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Ага один удачный подрыв боеприпаса в этой зоне и экипаж можно списывать в потери.

      Корабли такого класса в принципе не обладают запредельной живучестью и при "удачном" подрыве не только экипаж, но и весь корабль списывается в потери с утилизацией на дне. wink
  4. Комментарий был удален.
    1. +1
      4 июля 2015 12:29
      Цитата: rudolff
      Применительно к нашим реалиям достаточно иметь один-два проекта корвета, которые совмещали бы в себе патрульно-сторожевые функции, возможности МРК и МПК и являлись бы их дальнейшим развитием.

      Универсальная пусковая установка реализует принцип открытой архитектуры, которая упрощает внедрение нового вооружения на корабли, так как не надо его модернизировать. Достаточно пригнать корабль на базу и загрузить новую модель ракет в увп и всё. В отличие от старых кораблей с отдельными пусковыми установками под каждый тип ракет, в итоге корабль нужно загонять на верфь и менять пу на новые.
      1. Комментарий был удален.
    2. 0
      4 июля 2015 17:19
      Ну если можете потратится на не универсала то конечно, тратте милиарды и все будет ок, но если бюджет ограничен то за такими кораблями лего будущее, позволяющее модернизировать корабль в любое время.
  5. -1
    4 июля 2015 09:51
    Следующим типом вооружения скорее всего станет рельсотрон (электромагнитная пушка). Интересно, а как хватит этому чуду энергии для запуска болванки на 400-500км? Мне кажется, что пока они в серию пойдут рельсотроны уже войдут в использование, может только у амеров, но всё равно уже будут. Кроме того лазеры и беспилотные вертолёты разведчики, ударные. Не могу претендовать на свою правоту, но надо думать на будущее, а не прошлое.
    1. +1
      4 июля 2015 12:25
      Цитата: Maxom75
      Интересно, а как хватит этому чуду энергии для запуска болванки на 400-500км?

      Только с точностью будут проблемы. Всё таки при запуске ракеты на 500 км, она может корректировать курс, а цельно алюминиевый снаряд нет.
    2. +2
      4 июля 2015 16:58
      Ага, и обязательно боевой бластер! А еще звезду смерти забыли, как можно?
  6. +2
    4 июля 2015 09:55
    Цитата: rudolff
    Говорят, за двумя зайцами погнаться, ни одного не поймать. А тут предлагают за десятью! Хочу все, сразу и в одном корпусе! Да не выйдет так.

    Мне кажется, что вся эта унификация и модульность придумана с целью уменьшения рисков от разработки откровенно неудачного корабля. Т.е. после постройки и испытания есть возможность относительно "бескровно" довести проект до ума. Плюс с модернизацией никаких вопросов т.к. есть только два условия: стандартные посадочные места и весовая возможность борта - думайте себе конструкторы дальше.
    1. 0
      4 июля 2015 12:38
      Цитата: DesToeR
      Мне кажется, что вся эта унификация и модульность придумана с целью уменьшения рисков от разработки откровенно неудачного корабля. Т.е. после постройки и испытания есть возможность относительно "бескровно" довести проект до ума. Плюс с модернизацией никаких вопросов т.к. есть только два условия: стандартные посадочные места и весовая возможность борта - думайте себе конструкторы дальше

      Если говорить о модульности корабля(унифицированности отсеков),скажем корвета и фрегата, то это реально помогает снизить затраты на производство новых кораблей.
      Вот например США уже даже подлодки строят модульными, собирают агрегаты и по рельсам задвигают их в корпус.
  7. 0
    4 июля 2015 10:08
    Идея конечно "огромно-необъятная" : один корпус, множество вариантов вооружения + работизированные рабочие места. По сути "корабль-робот" или "плав-робот" кому как нравится. А "цитадель" это типа "капсула" на армате. А с кардинальным уменьшением экипажа будет наверное и возвратная катапульта...
  8. +4
    4 июля 2015 10:47
    Вечная борьба между необходимостью иметь военный флот - и его дороговизной. Но малые корабли априори обладают низкой живучестью, хотя и опасны, как "черные осы"! Еще наш знаменитый кораблестроитель, академик Крылов, очень быстро и просто доказывал жадной Думе ( императорской), что нельзя делать ставку на один класс кораблей, небольших и дешевых.
  9. 0
    4 июля 2015 11:09
    Я человек довольно далекий от морской тематики. Но мне очень понравилась статья. Все понятно, логично и ясно что откуда вытекает. Мое восхищение автору!
  10. 0
    4 июля 2015 12:01
    Максимальная роботизация и уменьшение численности экипажа, это действительно основа всего будущего развития кораблей, ведь на каждого члена экипажа корабля тратится очень большой объём корпусного пространства и грузоподъёмности (запасы воды, пищи, медицина, гигиена, место для отдыха и т.д.), а выполнить бОльшую часть функций л/с корабельной команды, легко может современная робототехника (для надёжности, дважды продублированная, по наиболее важным функциям), тем самым полностью исключив "человеческий фактор", в виде невнимательности, усталости, болезненного состояния, нерешительности и т.д.
    Уже в нынешнее время, на современных высокотехнологичных заводах работают десятки и сотни человек, вместо десятков тысяч человек, как было в недавнем прошлом. И боевые корабли, в ближайшей перспективе, к этому придут.
    Из-за значительного уменьшения численности экипажа, высвободится достаточно места, для размещения дополнительного вооружения или улучшения мореходности.
  11. +2
    4 июля 2015 13:36
    Если национализировать у Абрамовича "Эклипс", то у России будет на 1 корвет больше
  12. +1
    4 июля 2015 14:05
    Думаю, что в тему. Корвет "Стойкий".
  13. +1
    4 июля 2015 14:50
    мне так кажется что идея кораблей трнсформеров продиктованна желанием съэкономить - пытатясь одним проектом "закрыть" сразу несколько классов кораблей. насколько удачная идея ? время покажет
  14. +2
    4 июля 2015 15:54
    Пора бы и звания новые для военморов ввести, типа корветен-капитан, фрегатен-капитан..
    1. +2
      4 июля 2015 17:52
      Цитата: clansman
      типа корветен-капитан, фрегатен-капитан..

      ну и до кучи капитан-цур-зее:-)
  15. 0
    4 июля 2015 17:02
    Идея универсальности и всезаменяемости не нова. Но это как с уткой : и летает так себе и плавает не очень, да и бегает посредственно. А вот если удасться хотя бы боевые модули сделать универсальными, будет интересно.
  16. +2
    5 июля 2015 05:03
    Сегодня, 05.07.15 в Чёрное море должен войти эсминец Porter (DDG-78) с Aegis на борту.

    Считаю, у Бастиона появился повод для "внезапной проверки боеготовности".
  17. +1
    5 июля 2015 08:10
    Корветы, хорошие корабли мирного времени. Большая насыщенность вооружением, делает корвет многофункциональным кораблем, необходимым для ближней и отчасти средней морской зоны, однако боевая живучесть у него низка. Основной минус слабая система ПВО её нельзя усилить, это будет другой корабль. Так же в истории мы видим много примеров, того что дешевле и лучше иметь большее количество специализированных кораблей, боллее дешевых, особенно в условиях военных действий. С уважением.
  18. +2
    5 июля 2015 09:52
    Статья интересная, познавательная. Как всегда авторы комментариев дополняют ее картинками, выдержками из иностранных и отечественных периодических изданий, всевозможными ссылками и цитатами.
    Так в чем все-таки модульность и как она будет реализоваться на практике?
    Я не служил в ВМФ, а с «Лего» знаком, т.к. покупал его своим маленьким детям. Все просто: из красивой коробочки достал детали и собрал из них, что захотел, потом опять же в коробочку убрал.

    В этой связи у меня возникли следующие вопросы:

    1. Допустим, что конструкторы создадут универсальный корпус, в который можно будет, помещая различные модули, делать корабль многоцелевым ( корвет, малый ракетный, десантный, противолодочный, тральщик и т.д. и т.п. корабль). Если эти модули будут сменными, где будет находиться эта самая «коробочка», где все они будут «лежать»?

    2. Кто будет вынимать и устанавливать в мирное и военное время модули из «коробочки»?. Как часто это будет делаться? Чем будет заниматься этот персонал, когда нет необходимости в замене?
    Вопросы эти вроде бы детские, а за ними судьбы людей: их место жительства, заработок, квалификация, гарантии и льготы. Если этим не заниматься, в один несчастный день персонал будет состоять только из теоретиков, которые в действительности ни одной замены не производили. Что делать тогда?

    Мне кажется, что говорить о модульности можно только в том случае, когда речь идет о конкретном заказе на тот или иной корабль. Есть универсальный корпус, в который поместят изготовленные ранее и имеющиеся модули. Это ускорит процесс сборки корабля и ввода его в строй. Ни о какой дальнейшей перестройке судна в месте его дислокации не может быть и речи.

    Так в чем выигрыш? Да в том, что характеристики модулей известны заранее и не нужно под каждый новый вид оружия приспосабливать корпус.

    Всегда ли так будет, ведь модули тоже совершенствуются?
  19. +1
    5 июля 2015 09:56
    Я не моряк, но в проекте нового корвета мне не нравится, что все ракетное вооружение находится в передней части корабля, т.е. при повреждении ракетного блока (или системы коммуникации) корабль становится плавающим корытом. ИМХО, wink
    1. -1
      5 июля 2015 14:04
      Не имеет значение, где, что находится. Современные корабли в своем большинстве, а особенно корветы, не предполагают того, что в них попадет, что то серьезное. В современных условиях практически невозможно и очень дорого добиваться высокого коэфициента живучести. Потому что при любом поражении корабля в современных реалиях(большое количество электроники)корабль перестает быть боевой единицей в любом случае, а поэтому никчему его делать большим и есче боллее дорогим, заметным и неповоротливым. К сожалению о команде думают не в первую очередь.
  20. 0
    8 июля 2015 18:38
    Описанные стелс-корветы - это "сегодня". А завтра?

    Мне гораздо больше нравится идея "подводного корвета": небольшая
    ПЛ с доплнительными поплавками для устойчивости хода в надводном
    положении. С вертолетом/ами в ангаре и небольшой вертолетной площадкой.
    Не нужно глубоких погружений. Для экономии на прочности корпуса
    достаточно 100 м. Вооружение - как у современных корветов: орудие и две-три штуки ПКР.

    Чуть больше затрат. Зато насколько повысится живучесть корабля!
  21. 0
    10 июля 2015 10:44
    Порочен сам подход. Функции корвета давно известны, это дешёвый аналог МПК и все эти ПКР и мощная ПВО нужны ему как зайцу стоп сигнал. В корвет пытаются всунуть оружие фрегата и помимо функций корвета возложить на него ещё и функции фрегата. Получается перекорвет или недофрегат, потом удивляются что тело слона как то не очень уверенно держится на ногах газели, болеет и зовёт маму. Если нашим адмиралам головы поотрывать, разницы никто и не заметит, всё равно она им нужна только фуражку носить, и ещё они туда едят. Представляю как они мучают проектировщиков требованиями установить на каждый спасательный плотик - торпедный аппарат и ГАС, а на каждый вёсельный ял - ПКР "Москит".
  22. 0
    1 июля 2018 17:04
    Лично моё мнение, к "модульному" конструированию надо подходить разумно.
    Если говорить о "жёстком" модуле, например целый отсек, в котором стоят универсальные установки вертикального пуска, которые позволяют использовать разные типы ракет, и в перспективе эти установки могут быть заменены в данном отсеке - это разумно.



    Насчёт же контейнеров... Как то слабо вериться в необходимость подобных систем на кораблях.
    -Во-первых, для управления "контейнерным оружием" нужны радионавигационные системы, контейнер сам цели не может видеть laughing значит РЛС и пр. должны быть предварительно и в необходимом объёме уже стоять на корабле.


    -Во-вторых, экипаж, обслуживающий "контейнер" часть времени будет сидеть на берегу, в ожидании... Что явно не благотворно отразится на его боеспособности... И к тому же мы получаем несколько подразделений, оружие которых не может быть использовано в определённый, достаточно долгий период (например, корабль вышел в море)


    -В-третьих, чисто конструктивно, контейнерные модули (например на проекте 20386) находящиеся под вертолётной палубой, занимают банально больше пространства, чем стандартная установка вертикального пуска для того же кол-ва ракет. (габариты контейнера + в поднятом состоянии высота = длине)


    -В-четвёртых, в случае плохой погоды (а вертолётная палуба корвета имеет небольшое возвышение над ватерлинией) возможно сильное заливание и обмерзание, что может просто не дать возможности открыть подпалубный ангар и приготовить контейнер... И качка накладывает больше ограничений для использования поднимающихся установок из контейнера, в сравнении со стационарными установками.





    Моё мнение, контейнерные модули нужны только для использования их на вспомогательных и транспортных судах ВМФ, в случае такой необходимости.