Зеленодольский завод имени Горького: от катеров специального назначения до патрульных кораблей

Зеленодольский завод имени Горького: от катеров специального назначения до патрульных кораблей


За последние пять лет объем выпускаемой Зеленодольским заводом имени А.М. Горького продукции вырос в три раза. Значительную роль в данном прогрессе играет гособоронзаказ (ГОЗ). В этом смысле зеленодольское предприятие сегодня – одна из самых плодовитых верфей России. Серии строящихся на заводе кораблей вполне резонно назвать массовыми для нынешних времен. Это катера специального назначения проекта 21980, малые ракетные корабли проекта 21631, а сегодня к ним добавился заказ – во многом новый для России тип корабля проекта 22160.

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ФЛОТА


Объем выполняемой сегодня ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») по гособоронзаказу работы впечатляет. Во-первых, в этом году предприятие сдаст транспортный плавучий док проекта 22570 «Свияга» (автор проекта – петербургское АО «ЦМКБ «Алмаз») для Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны России. Этот заказ должен стать этапным и для завода, и для российского судостроения, и для ВМФ. Таких изделий в нашей стране не строили с советских времен.

Зеленодольский завод имени Горького: от катеров специального назначения до патрульных кораблей

Транспортный плавучий док проекта 22570 «Свияга».


Во-вторых, строятся очередные четыре катера специального назначения проекта 21980 (разработка нижегородского ОАО «КБ «Вымпел»). Современное оборудование и высокие мореходные характеристики позволяют этим катерам решать широкий спектр задач, свойственный кораблям более высокого класса. Среди прочего, катера оснащаются радиоэлектронным вооружением и средствами обнаружения подводных объектов. С этим проектом завод работает с 2008 г., и сегодня уже семь катеров несут боевое дежурство в составе ВМФ России (отметим, что некоторые из них охраняли олимпийский Сочи). Восьмой и девятый катера заложили в этом году, и это еще не окончание серии. Востребованность проекта объясняют необходимостью усиления защиты военно-морских баз России.

В-третьих, готовятся к отправке заказчику два малых ракетных корабля (МРК) проекта 21631 (разработчик – ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро») – «Зеленый Дол» и «Серпухов». На стапелях еще четыре МРК: «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия», «Грайворон». Напомним, решение о строительстве серии данных кораблей принято в августе 2002 года. 17 мая 2010 г. Зеленодольский завод выиграл тендер и 26 мая подписал с Министерством обороны РФ контракт на строительство пяти кораблей. Как известно на сегодня, всего будет построено двенадцать таких МРК. В настоящее время три из них – головной «Град Свияжск» и серийные «Углич» и «Великий Устюг» несут службу в составе Каспийской флотилии. Отметим, что «Зеленый Дол» и «Серпухов» станут первенцами проекта 21631 на Черном море. Сегодня Черноморский флот – едва ли не самое приоритетное направление с точки зрения оснащения Военно-морского флота России. Там будут служить шесть из двенадцати таких кораблей. Кроме того, официально заявлено, что туда же пойдут 6 патрульных кораблей проекта 22160, которые также строятся на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького. И об этом проекте надо рассказать подробнее.

ВПЕРВЫЕ В РОССИИ

Головной патрульный корабль проекта 22160 (разработчик – петербургское ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро») был заложен на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького 26 февраля 2014 года.

В мирное время задача патрульного корабля проекта 22160 – защита (охрана и оборона) районов морской экономической деятельности и судоходства России, а также представление Российского военно-морского флага в удаленных районах Мирового океана. В военное – обеспечение боевой устойчивости сил и объектов флота в ходе обороны районов базирования, морских коммуникаций и районов морской экономической деятельности в пределах ближней морской зоны.

Зеленодольский завод имени Горького: от катеров специального назначения до патрульных кораблей

Катер специального назначения проекта 21980.

Основные характеристики проекта 22160 таковы. Водоизмещение – не более 1700 т, длина – около 90 м, ширина наибольшая – около 15 м, осадка габаритная – около 4 м. Скорость полного хода – не менее 27 узлов, дальность плавания – не менее 6 тыс. миль, автономность – не менее 60 суток. Вооружен патрульный корабль 76,2-мм артиллерийской установкой АК-176МА, 12,7-мм мобильными пулеметами «Корд», переносными зенитно-ракетными комплексами «Игла-С», дистанционным гранатометом типа ДП-65 и ручными гранатометами типа ДП-64. Оценивая состав вооружения, эксперты отмечают своего рода представительский статус патрульного корабля – на первый взгляд, нанести удар или отбиться от серьезного противника он не сможет, зато будет демонстрировать флаг и заменять в мирное время более мощно вооруженных «коллег». Например, сегодня ВМФ вынужден для антипиратских задач использовать свои надводные корабли основных классов, тратя их моторесурс. Появление специализированных и относительно дешевых патрульных кораблей с пониженными боевыми характеристиками позволит ВМФ высвободить боевые корабли для решения их профильных задач. По сути, перед нами усиление роли ВМФ как государственного инструмента, способного помочь в решении политических задач стратегического масштаба. Патрульный корабль это не только эскортные функции и прикрытие более крупных кораблей, но и патрулирование международных вод, обеспечение присутствия, демонстрация флага и военно-морская дипломатия.

Первоначально было заявлено, что до 2020 г. в Зеленодольске построят шесть патрульных кораблей (головной должен быть сдан в четвертом квартале 2016 г.; сейчас на заводе уже строится первый серийный), но сегодня известно, что их будет минимум 12.

Зеленодольский завод имени Горького: от катеров специального назначения до патрульных кораблей

Патрульный корабль проекта 22160.

Проект 22160 уже вызвал интерес у потенциальных зарубежных покупателей. Это было заметно на прошедшей недавно в Малайзии 13-й Международной выставке авиационно-космической и военно-морской техники LIMA 2015.

***

Возникает резонный вопрос: справится ли Зеленодольский завод имени А.М. Горького со всем этим масштабным строительством по ГОЗ? Специалисты уверены, что справится, ведь такое количество заказов не случайно – флот ориентируется на те предприятия, которым доверяет.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. hauptman7 4 июля 2015 06:11
    http://nortwolf-sam.livejournal.com/950120.html
    1. Лт. запаса ВВС 4 июля 2015 15:54
      Тримаранные или катамаранные корабли очень устойчивы к сильному волнению на воде. Меньше поперечная качка.
  2. Shiva83483 4 июля 2015 06:58
    Ну могем же, когда хочется. Так какого ляда премся по франциям и прочим партнерам. Своим денег зарабатывать давать надобно, а не этим ушлепкам....
    1. Alex_Rarog 4 июля 2015 08:51
      Тут уже не "хочешь не хочешь" тут НАДО!
    2. Damm 10 июля 2015 22:28
      Взятку Саркози давали. Баальшая палитика панимаш.
  3. infantry76 4 июля 2015 10:13
    Вот оно реальное подтверждение политики государства в области национальной обороны! Так держать!
    Честь имею! soldier
  4. НЕЗНАКОМЫЙ 4 июля 2015 11:06
    По моему, с проектом 22160, чуть-чуть опоздали, по международной обстановке,передай в период "разрядки"92-13гг. два-три таких демонстратора-визитёра, сэкономили ресурс основного флота ,сейчас демонстрация флага будет более агрессивна, для присутствия в мировом океане в нашем сегодняшнем положении надо бы закладывать малые и средние разведывательные корабли и гидрографические,океанографические суда(считай то же самое),а 22160 отличный проект для ФСБ в Охотском,Беринговом,Баренцевом морях, но это моё мнение.
    1. sub307 4 июля 2015 11:54
      Может опоздали, а может и нет:"проект 22160 уже вызвал интерес у потенциальных зарубежных покупателей". Востребован стало быть и, свою "нишу" занять вполне способен.
    2. Комментарий был удален.
    3. EGOrkka 4 июля 2015 17:17
      Интересный корабль: ему бы ангар на 2 вертолета (ка-52к и к-29 либо 2 ка-52к) -вот вам и "москитный вертолетоносец".
  5. rudolff 4 июля 2015 15:20
    Поговорка вроде есть такая: я не настолько богат, что бы покупать дешевые вещи. Я о пр. 22160. "... нанести удар или отбиться от серьезного противника он не сможет, зато будет демонстрировать флаг..." Феерично! Ноу-хау по нашенски! Корабль-демонстратор!
    Не было бы никаких вопросов, будь проект предназначен для МЧПВ или как они там сейчас называются. Самое то. Для террвод, экономической зоны. Но для ВМФ?! Н-да..
    1. старик54 4 июля 2015 22:33
      привет Рудольфф, старина! drinks
      про "демонстрацию" ты тут абсолютно прав, бред и полноая безграмотность писаки! Но ...
      Цитата: rudolff
      Самое то. Для террвод, экономической зоны.

      думаю имеется ввиду Курильская гряда, Берингово море и летом восточная часть Восточно-Сибирского моря. Там похоже намечаються в перспективе трения: в срочном порядке опять (снова wink ) востанавливают и приводят в боеготовность АБ на мысе Лаврентьева и острове Врангеля. Думаю это о чём то да говорит. soldier
      Цитата: rudolff
      Но для ВМФ?!

      а поддержание порядка в особых судоходных райнах, таких как Бабальмандебский пролив и Аденский залив, особенно в свете разгорающейся большой войны в Персидском заливе, кто будет осуществялять? Опять эсминцы ПЛО (по нашему БПК) пр. 1155 и СКР пр. 11540 туда гонять? не жирно и не расточительно ли? fellow А вот такие кораблики, да ещё с автономкой в 60 суток там как раз! Поэтому и ВМФ, не "береговую охрану" же туда посылать, да и с какого хрена там она у нас? laughing Вот поэтому, уверен, 6 корпусов на ЧФ и собираються отдать, как раз под "африканский рог"!
      Рудольфф hi
  6. rudolff 5 июля 2015 09:11
    Привет, Андрей! Но ведь речь о новой серии кораблей, о неком отдаленном будущем, не о сегодняшнем дне. К моменту, когда флаг поднимут на первом серийном, уже будет какой-никакой задел по корветам, фрегатам. Они и должны флаг демонстрировать. А при необходимости могут быть использованы и по прямому назначению, как боевая единица флота. А что могут эти патрульные? Да еще в одиночку и в отдаленных районах? Демонстратор флага в гордом кильватерном строю с буксиром? Когда Чирков первый раз заикнулся об этих патрульных, как о бюджетной версии сторожевика, я подумал это шутка. По сути, мы расписываемся в том, что у нас серьезные проблемы не только со строительством кораблей первого ранга, но и второго! Обрати внимание, почему он весь такой симпатичный, со стремительными обводами корпуса, весь такой стелс... Да потому что он пустышка. Ни вооружений, ни антенных постов, "ничего лишнего"! Сугубо демонстратор флага! Впору новые единицы классификации вводить. МДФ (малый демонстратор флага), БДФ. ТАДФ (тяжелый авианесущий) у нас уже есть. Максимум, где этот проект может себя зарекомендовать, только у пограничников. И на экспорт если и пойдет, то в береговую охрану. Кстати, а почему ты считаешь, что корабли ФСБ нельзя использовать для борьбы с пиратами в удаленных районах? В принципе, это их специфика. А где, то какая разница. Был бы приказ. Им же можно поручить и традиционные районы промысла за пределами экономической.
    1. старик54 5 июля 2015 18:15
      Цитата: rudolff
      По сути, мы расписываемся в том, что у нас серьезные проблемы не только со строительством кораблей первого ранга, но и второго!

      вот тут в точку, держи "+"! wink И главная проблема, похоже, не проектирование и судостроение даже (строительство вроде бы расскачали) а двигателестроение. Вот где жопа то подкралась! crying
      Цитата: rudolff
      а почему ты считаешь, что корабли ФСБ нельзя использовать для борьбы с пиратами в удаленных районах? В принципе, это их специфика. А где, то какая разница. Был бы приказ.

      да нет, есть медународные нормы и правила, что "БЕРЕГОВАЯ ОХРАНА", по СССРовски пограничные корабли, охраняют свои терводы, свою береговую линию и СВОИ экономические воды. Охранять кораблями береговой охраны воды Бабальмандебского пролива это будет как то уже слишком. "Партнёры" заклюют сразу.
      Цитата: rudolff
      Им же можно поручить и традиционные районы промысла за пределами экономической.

      нельзя! есть международное морское право и соглашиения по морскому рыболовству в нейтральных водах.
      Цитата: rudolff
      почему ты считаешь, что корабли ФСБ нельзя использовать для борьбы с пиратами в удаленных районах

      Рудольфф, ты знаешь корабельный состав "Береговой охраны" ФСБ РФ? Только 3 ед. погранкораблей дальней мор. зоны пр. 1135.1 (ещё 4 просрасрали уже, списаны) способны совершать походы в Красное море и осуществлять там самостоятельное патрулирование, но они базируються на Камчатке, в бухте Ильичёва. Кого ещё отправим? Новомодный патрульный катер пр. 22460 600 тонн водоизмещением или ПСКР пр. 10410 с водоизмещением 400 тонн и автономкой 10 суток? Да, Рубин имеет автономность 60 суток, но его мореходность?? lol Все более менее крупные ПСКР береговой охраны последней постройки имеют ледовый класс и прямо предназначены для Арктики и Беренгова моря.
      В этой связи мне давно не понятно какого ... на КФл болтаються 2 СКР пр. 11661К - Татарстан и Дагестан?? Что они там делают, когда с Ираном у нас вроде союз сейчас? Срочно сделать обоим быстроразбираемое платсиковое укрытие для Ка-226, как на ПСКР пр.22460, и отправлять их поочериди на обеспечение безопасности судоходства в Аденском заливе. На больше они всё равно не способны.
      Рудольфф, hi
      1. rudolff 5 июля 2015 19:48
        Доброго дня еще раз, Андрей! По поводу Татарстана, Дагестана ты прав. Их присутствие на Каспии мне тоже не понятно. Может когда-нибудь и возникнет необходимость усиления флотилии, но сейчас МАК и МРК там вполне достаточно.
        Что касается традиционных районов промысла, я не имею ввиду их охрану силами флота или пограничников. Это как раз тот случай, когда требуется демонстрация флага. В хорошем смысле. Помнишь историю с Электроном и норвежской береговой охраной? Тогда было сразу несколько похожих эпизодов. И рыбаки просили (если не ошибаюсь Медведева) присутствия наших военных кораблей в районах промысла в Баренцевом, в Норвежской морях, вблизи Шпицбергена. Сугубо, чтоб охладить пыл горячих норвежских парней.
        Теперь о пограничниках. Именно потому, что у них раз, два и обчелся сторожевых кораблей, я бы и предложил эти патрульные для пограничников. Для них это идеальный проект. А для ВМФ...
        Ты же знаешь наверное, с чего история начиналась? С алмазовского проекта сторожевика 12440/12441. Головной Новик был заложен на Янтаре в 97 году. Но оказался ни то, ни сё. Для океанской зоны слишком мал, а для ближней морской слишком крупный и дорогостоящий. Водоизмещение 2,5/2,9 тыс. тонн. Тогда на Алмазе и предложили проект корвета 20380, как более простая и дешевая альтернатива проекту 12441. С закладкой корвета строительство Новика было заморожено. Теперь говорят, что и корветы пр. 20380 слишком дорогое удовольствие! Что есть еще более простой и дешевый вариант. Проект 22160. Уже и не корвет. Типа патрульный! Вначале сторожевик, потом корвет, теперь патрульный. Андрей, а какая следующая станция? Катер океанской зоны? Нельзя так. И для ВМФ он никаким боком не нужен. Уж лучше тогда действительно катера строить или МРК. Но для погранцов - никаких вопросов! Самое то! И с патрулированием пиратских районов проблем нет, абы вопрос с временными ПМТО был решен. По сути это международная полицейская операция, никто особо возражать не будет появлению вместо кораблей ВМС, кораблей морской полиции или береговой охраны. Это уже формальности.
  7. 31rus 5 июля 2015 16:03
    Уважаемые,катера как раз нормальные,а область приминения,так это от отсутствие тех самых корветов,на ЧФ и ТФ очень нужны будут ,думаю объяснять не надо почему,думаю что более серьезные корабли будут все в Средиземном море,вот эти катера и будут охранять базы,побережье это их профиль,а насчет заявлений наших генералов,так это отдельная тема(иногда думаешь "ну помолчите,может за умного сойдете)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня