Сверхмалые подводные лодки типа Hecht (Германия)

20-22 сентября 1943 года Королевский военно-морской флот Великобритании предпринят попытку уничтожить несколько немецких кораблей, находившихся в одном из норвежских фьордов. В операции Source принимали участие шесть сверхмалых подводных лодок типа X. Предполагалось, что они смогут скрытно добраться до кораблей противника, установить на них мины и уйти домой. Тем не менее, операция завершилась неудачей. Девять диверсантов погибли, еще шесть попали в плен. Почти все диверсионные субмарины были потоплены. Две из них (X-6 и X-7) в скором будущем были подняты немецкими специалистами. Это событие стало толчком к появлению первых немецких проектов сверхмалых субмарин.

Изначально планировалось просто скопировать британскую разработку с учетом немецких технологий. Проект такой малогабаритной подлодки получил название Hecht («Щука»). Также использовалось обозначение «Тип XXVII». Предполагалось, что Кригсмарине получит большое количество сверхмалых субмарин, которые смогут скрытно атаковать корабли и портовые сооружения противника. Планировалось, что способ применения новой техники будет выглядеть следующим образом. Надводный корабль или подводная лодка со специальным оборудованием смогут буксировать «Щуку» в район цели, после чего та будет самостоятельно добираться до нее и устанавливать специальные боевые блоки с зарядом взрывчатого вещества.

Первый вариант требований к проекту Hecht был сформирован к концу осени 1943 года, но не получил одобрения. Как выяснилось в ходе теоретических изысканий, для эффективного выполнения боевой задачи малогабаритная подлодка должна была иметь достаточно точное навигационное оборудование с соответствующими габаритами и весом. При этом имеющиеся магнитные компасы и т.п. оборудование не позволяли добраться до цели в подводном положении с приемлемой точностью. Кроме того, были выявлены некоторые проблемы с иными особенностями проекта, в том числе вооружением, системами управления и т.д.


Сверхмалые подводные лодки типа Hecht (Германия)
Подлодка Hecht в Военно-историческом музее Дрездена. Фото Wikimedia Commons


Несколько месяцев специалисты военно-морских сил и судостроительной промышленности потратили на поиск выхода из имеющейся ситуации. В итоге было решено отказаться от британской системы со сбрасываемыми зарядами или, как минимум, дополнить ее другим оружием. Куда более эффективным и перспективным способом атаки выглядела обычная торпеда. Транспортировка и применение такого оружия были бы проще, чем эксплуатация специальных мин. Кроме того, обеспечивался некоторый выигрыш с точки зрения сложности производства. В результате этого окончательный вариант требований к проекту подразумевал создание малогабаритной подлодки с торпедным вооружением.

На ранних стадиях разработки проекта предлагалось не только копировать английские идеи, но и использовать некоторые собственные, более чем смелые, предложения. В частности, для преодоления противолодочных сетей предлагалось не оснащать цилиндрический корпус перспективной подлодки какими-либо выступающими агрегатами, в том числе рулями. Для управления предлагалось использовать систему грузов внутри корпуса, которые должны были перемещаться и изменять положение центра тяжести. Тем не менее, от такой идеи быстро отказались. Разработчики проекта не смогли найти подходящее оборудование, которое могло бы перемещать грузы нужного веса с требуемой скоростью. В итоге пришлось вернуться к классической конструкции хвостовых рулей.

Несмотря на применение рулей традиционной конструкции, в итоговом варианте проекта Hecht присутствовали характерные черты ранних разработок. Сверхмалая субмарина типа «Щука» имела цилиндрический прочный корпус с ровным передним торцом и носовым обтекателем уменьшенного диаметра. В корме предусматривался конический обтекатель с гребным винтом и рулями. Уменьшенный диаметр носового обтекателя был связан предложением, касавшимся перевозки сбрасываемой мины. В таком случае заряд взрывчатого вещества должен был располагаться внутри обтекателя с полусферической головной частью. Такой агрегат следовало сбрасывать на дно под кораблем-целью и уходить на базу. Подобное боевое снаряжение было предметом споров, но в итоге военачальники решили оставить его для увеличения гибкости применения подлодки.

В передней части корпуса предусматривалась пара горизонтальных рулей глубины. На средней части корпуса, со сдвигом к корме, находилась небольшая рубка с люком для экипажа и набором стекол для наблюдения за обстановкой. В корме предусматривался руль направления, вынесенный на балках позади гребного винта.

Сверхмалые подводные лодки типа Hecht (Германия)
Общий вид подлодки Hecht с торпедой G7e. Рисунок Wikimedia Commons


Сравнительно малые габариты корпуса не позволяли разместить в нем полноценный торпедный аппарат. Из-за этого боекомплект в виде одной торпеды G7e должен был располагаться на специальных креплениях под днищем лодки. На днище имелся набор креплений, закрытый небольшим обтекателем. Ввиду сравнительно большой длины торпеды обтекатель начинался в носовой части корпуса, а в корме переходил в балку руля.

Подлодка Hecht имела длину около 10,4 м, максимальную ширину (по рулям) 1,7 м и диаметр корпуса 1,3 м. Водоизмещение в подводном положении составляло 12 т. По своим габаритам сверхмалая субмарина «Щука» заметно отличалась от другой диверсионной подводной техники, созданной к началу 1944 года. Тем не менее, размеры и водоизмещение позволяли выполнять возложенные задачи и осуществлять скрытные атаки кораблей противника.

В ходе разработки новой подлодки военным и инженерам пришлось решать вопрос типа энергетической установки. Копируемые британские лодки типа X оснащались комбинированной дизель-электрической системой, которая позволяла им двигаться как на поверхности, так и под водой, давая приемлемую дальность плавания. Ответственные лица из Кригсмарине рассудили, что «Щуке» не придется самостоятельно двигаться на поверхности или преодолевать большие расстояния. По этой причине было решено не использовать дизельный двигатель.

В кормовой части корпуса разместили электрический мотор мощностью всего 12 л.с. Подобный двигатель, по расчетам, позволял сэкономить место и обеспечить приемлемое соотношение скорости и шумности. Тем не менее, маломощный электродвигатель не позволял достичь высоких ходовых характеристик. Максимальная скорость «Щуки» составляла всего 6 узлов. Для достижения максимально возможной при используемых аккумуляторах дальности плавания на уровне 38 морских миль следовало идти со скоростью не более 4 узлов.

Прочность корпуса позволяла опускаться на глубину до 55 м. Тем не менее, подобные погружения были возможны лишь в теории. Из-за экономии места внутри прочного корпуса и нежелания использовать внешние агрегаты подлодка Hecht не получила балластные цистерны. Как следствие, всплывать и погружаться она могла только за счет рулей глубины, эффективность которых могла быть значительно ниже требуемой в некоторых ситуациях. В частности, «Щука» не могла быстро погрузиться на глубину, чтобы вовремя скрыться от противника.

В средней части корпуса подлодки, между носовой боевой частью и двигательным отсеком, располагался обитаемый объем с рабочими местами двух членов экипажа. В передней части отсека располагался моторист, следивший за работой различных систем. Позади него находился командир, управлявший подлодкой. Для наблюдения за обстановкой командир мог использовать остекление рубки и перископ, расположенный позади нее. На рабочем месте командира присутствовали все необходимые органы управления и навигационное оборудование.

Во время выполнения боевой задачи сверхмалая подлодка Hecht должна была находиться под водой, изредка поднимаясь на перископную глубину или всплывая на поверхность, чтобы командир мог осмотреться через остекление рубки. Из-за подобной методики боевой работы было решено оснастить подлодку гирокомпасом. Столь сложное оборудование впервые в немецкой практике использовалось на легкой технике для флота. Тем не менее, как ожидалось, сложность оборудования должна была обеспечить требуемую точность навигации.

Проект сверхмалой субмарины Hecht был готов к началу 1944 года. 18 января гросс-адмирал Карл Дёниц представил новый проект высшему руководству гитлеровской Германии. Предложенная разработка получила одобрение, что вскоре привело к появлению первого заказа на строительство прототипа. 9 марта судостроительному предприятию Germaniawerft в г. Киль выдали заказ на строительство трех опытных подлодок нового типа. Вскоре опытные субмарины передали на испытания.

Сверхмалые подводные лодки типа Hecht (Германия)
Подлодку типа Hecht опускают на воду. Фото Arsenal-info.ru


Испытания первых подлодок типа «Щука» завершились в целом успешно. Основной список отрицательных качеств проекта уже был известен, а испытатели не высказывали новые претензии. К моменту начала строительства прототипов пришлось начать доработку проекта. Мина для подвески на нос лодки все еще не была готова. Из-за этого пришлось создать новый носовой отсек с дополнительными аккумуляторными батареями. Это позволило увеличить максимальную дальность хода до 69 миль, однако общие характеристики все еще оставались невысокими.

Одновременно с разработкой сбрасываемой мины велись работы по созданию специального носового отсека, пригодного для перевозки водолазов-диверсантов и их снаряжения. Тем не менее, и мина, и отсек для водолазов так и не были разработаны. До конца эксплуатации серийные подлодки типа Hecht могли нести только одну торпеду G7e.

28 марта появился еще один заказ, на этот раз судостроение должно было начать полномасштабное серийное производство новой техники. Командование Кригсмарине желало получить полсотни субмарин. Серийные подлодки должны были получать обозначения, начиная с U-2111. Первые две серийные лодки (U-2111 и U-2112) были переданы заказчику в конце мая. В начале июня была передана U-2113. Первые три серийные субмарины отличались от последующих. В отличие от остальных подлодок серии, они имели крепления для установки носовой сбрасываемой мины. Отсутствие подвижек в проекте разработки такой боевой части заставило судостроителей отказаться от нее. В дальнейшем все серийные «Щуки» оснащались только носовым обтекателем с дополнительными батареями.

По ряду причин в первые месяцы темпы производства новых подлодок оставляли желать лучшего. На строительство первых двух лодок ушло примерно два месяца. В июне завод Germaniawerft смог сдать только одну субмарину. В дальнейшем темпы строительства выросли. Так, в июле моряки получили семь единиц новой техники, а оставшиеся 42 были переданы до конца августа. На этом производство «Щук» завершилось. Были построены три прототипа и 50 серийных лодок – всего 53 единицы.

Все построенные сверхмалые подлодки типа Hecht использовались для подготовки личного состава. Тем не менее, командование военно-морских сил так и не осмелилось отправлять эту технику на задания. Дело в том, что новые субмарины имели специфические характеристики при движении в открытом море. В некоторых случаях проявлялась недостаточная мореходность и маневренность. Кроме того, на потенциале подобной техники сказывался состав силовой установки, серьезно ограничивавший скорость движения и дальность плавания.

Подлодки типа Hecht (XXVII) эксплуатировались до последних месяцев Второй Мировой войны. Все это время главной задачей такой техники была подготовка подводников, которым предстояло управлять более новыми и совершенными субмаринами. Всего через несколько месяцев после начала поставок «Щук» в подразделения Кригсмарине начали поступать первые сверхмалые подлодки других типов. С учетом накопленного опыта немецкие инженеры разрабатывали новые проекты, которые так же должны были обеспечить флот необходимой техникой.

Сверхмалые подводные лодки типа Hecht (Германия)
Подлодка типа Hecht на воде. Фото Arsenal-info.ru


До конца войны немецкие судостроители разработали и поставили в серийное производство несколько типов сверхмалых подводных лодок с торпедным вооружением. Непосредственным развитием проекта Hecht стала подлодка Seehund, строившаяся сравнительно большой серией и участвовавшая в боях. Кроме того, с использованием различных наработок по проекту «Щука» были созданы еще несколько типов аналогичной техники.

Первый немецкий проект сверхмалой торпедной субмарины нельзя назвать в полной мере удачным. 53 построенные лодки типа Hecht использовались только для испытаний и подготовки личного состава. Им ни разу не удалось выйти в море для участия в реальной боевой операции. Тем не менее, этот проект позволил собрать необходимую информацию о различных особенностях подобной техники и сделать важные выводы. Результатом этого стало появление нескольких новых субмарин, активно использовавшихся в боях.

Подлодки типа «Щука» до конца войны применялись в качестве учебных, благодаря чему не понесли больших потерь. Большая часть подобной техники пережила налеты авиации союзников и дожила до конца войны. После капитуляции нацистской Германии все подобные подлодки стали трофеями союзников и в дальнейшем, после тщательного изучения, были порезаны на металл. Несколько подлодок типа Hecht избежали этой участи и стали музейными экспонатами.


По материалам сайтов:
http://uboataces.com/
http://uboat.net/
http://german-navy.de/
http://arsenal-info.ru/
http://u-boote-online.de/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Argon 6 июля 2015 12:25
    Ну,что за бред-"подводная лодка"без балластной системы.Либо была какая то система для изменения плавучести,возможно,что-то нетрадиционное,либо это не подводная лодка.
  2. Алекс 15 июля 2015 18:54
    Для управления предлагалось использовать систему грузов внутри корпуса, которые должны были перемещаться и изменять положение центра тяжести.

    Подобная система применялась в конструкции "Ныряющего блюдца" Жака-Мва Кусто. Там в качестве регулятора дифферента применялась ртуть, которая перекачивалась насосом в носовую или кормовую емкость. Ввиду большого удельного веса ртути требовалось немного, так что конструкция получилась довольно компактной. Нулевой плавучести "НБ" добивались путём тщательного взвешивания пассажиров и оборудования.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня