Необычные танки Росcии и СССР. Т-111 1938 г

Необычные танки Росcии и СССР. Т-111 1938 г


Уже в конце 30-х годов прошлого века темпы развития и возросшие возможности противотанковой артиллерии заставили инженеров-танкостроителей искать способы повышения броневой защиты танков. Принятая на вооружение 37-мм противотанковая пушка 1К образца 30-го года (аналог немецкой 3.7 см ПТ пушки Pak 35/36) бронебойным снарядом 53-Б-160 легко пробивала броневой лист толщиной до 30 мм с дистанции 300 метров при встречном угле до 60°, показатели бронепробиваемости Pak 35/36 были немного выше, это означало что она могла поразить любой танк, находящийся в то время на вооружении автобронетанковых частей РККА. Как известно, танковый парк Красной Армии того периода состоял в основном из легких танков серии БТ и Т-26 разных годов выпуска, броня которых была противопульной, толщиной 13-20 мм, этого было уже явно недостаточно для танка сопровождения. Учитывая, что армии потенциальных противников располагали машинами с противоснарядным бронированием, требовалась машина с более толстой бронёй и, как минимум, с такими же, как у Т-26 или БТ, ходовыми качествами. Одним из первых проектов танка с противоснарядным бронированием был проект Т-111 инженера С.А. Гинсбурга, некоторые источники называют его как Т-46-5, но это не верно, во многом, в частности по конструкции ходовой части и бронекорпуса, это другой проект, который был направлен на улучшение и повышение бронезащиты разрабатывающегося в то время танка Т-46 на смену технически устаревшему Т-26, хотя, безусловно, они внешне похожи.




В феврале 1936 года С.А. Гинсбург предлагает к рассмотрению в АБТУ РККА свой первый проект машины с противоснарядным бронированием «танк СП». В нём он планировал увеличить броню до 50 мм с установкой броневых плит под большим углом наклона. К сожалению, кроме докладной записки, больше сведений об этом танке не сохранилось. Учитывая опыт создания Т-46, к началу 1937 года С.А. Гинсбург начинает работы над проектом Т-111, или другое его название «объект-111». Однако находясь в то время под следствием, полноценно работать он не мог, лишь в 1938 году работы возобновляются. Первый опытный экземпляр машины был создан уже в апреле 1938 года. Бронекорпус танка был собран из цементированных, катанных броневых листов толщиной 20-60 мм методом электросварки, что было новшеством в танкостроении того времени. Фактический вес машины в силу значительного увеличения толщины брони намного превысил расчетный и составил 32 тонны, поэтому силовой агрегат, дизель МТ-5 мощностью в 300 л.с, изначально предусмотренный для установки на танк, уже не подходил, нужен был более мощный двигатель. В итоге было решено установить ДМТ-8, но он был ещё «сырым», требовалась его серьёзная доработка. Литая башня кругового вращения, расположенная сверху корпуса по классической схеме, также имела противоснарядное бронирование, составлявшее 60 мм. Вооружение танка Т-111 состояло из 45 мм пушки и трёх 7,62 мм танковых пулемётов ДТ-29, один установленный в лобовом броневом листе, второй - в башне спаренный с орудием, третий размещался в корме башни в шаровой опоре. Позже от курсового пулемёта С.А. Гинсбург отказался.




Ходовая часть машины представляла собой шесть, сблокированных по два, опорных катков, оснащенных торсионной подвеской, трех поддерживающих роликов переднего ведущего и заднего направляющего колёс на борт. Также следует отметить, что для уменьшения удельного давления на грунт была значительно увеличена, до 500 мм, ширина гусеничных траков. Экипаж состоял из трёх человек - командира, механика-водителя и заряжающего. Помимо всего прочего на танке была установлена радиостанция, размещенная в носовой части бронекорпуса рядом с местом водителя, справа от него. Выйдя из заводских ворот танк, сразу же был представлен на войсковые испытания, где Т-111 продемонстрировал довольно неплохие боевые и ходовые качества. Броня машины выдерживала прямое попадание 37 мм и 45 мм бронебойных снарядов, проходимость и маневренность танка были, в общем, такими же, как и у Т-46. Однако установленная на танке 45 мм танковая пушка 20К образца 1932/38 года могла успешно поражать большинство легких танков, но была мало пригодной для эффективной борьбы с средними танками противника. Установка более мощного орудия, такого как ПС-3 или Л-10, не представлялась возможной в виду их больших габаритов в сравнении с 20К. Изготовление же новой, более вместительной башни из-за чрезмерного веса машины было нецелесообразным. Тем не менее, АБТУ РККА заводу № 185 было отдано распоряжение к началу 1939 года изготовить мелкую серию Т-111 для проведения более широких войсковых испытаний, но к назначенному сроку двигатель ДМТ так и не был модернизирован, в дальнейшем машина была признана неперспективной и от производства заказанной партии было решено отказаться. Однако реализацию наработок проекта инженера С.А. Гинсбурга Т-111 мы можем видеть в танке Т-126 СП, находящегося в танковом музее в Кубинке.

Автор:
Макс Беляев
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти